Творческие способности креативность конспект

Обновлено: 05.07.2024

Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – C.380].

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее – дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе [R. Nichols, 1978]; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.

Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.

Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность – это синтез одаренности и определенной структуры личности.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Цель: осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

Осознание характеристики креативной среды.

Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы: бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Цели: вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Время: 2-5 минут

Все участники располагаются большим полукругом.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы. Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Цель: всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети). вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: газеты.

Время: 5-10 минут

Процедура: Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения: Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

II. Этап – Основная деятельность

Цель: развитие навыки экспрессии, с другой – дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы: список слов.

Время: 10 минут

Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку. и т.д.

Время: 10–15 минут

Процедура: За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

Как можно применять ваш предмет?

О чем заставило задуматься это упражнение?

Цель: развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы: ножницы, бумага.

Время: 10 минут

Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7–15 минут

Материалы: бумага, ручки.

Регулярно выполнять физические упражнения;

Овладеть техникой медитации и релаксации.

Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.

Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., – 44 с.

Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,– 136 с.: илл. – (Инновационные стратегии управления).

Сегодня хочу поделиться с Вами своей авторской техникой, которая поможет развить речевую креативность

Цель: развитие речевой креативности

- тренировка умения убедительно выражать свои мысли, ясно излагать свою точку зрения;

- развитие качеств, необходимых педагогу, оратору, лидеру, публичному человеку.


Разработка поможет дать учащимся представление о способностях рассмотреть факторы, влияющие на развитие способностей; понятие творческих способностей; отработать приемы активизации мыслительной деятельности.

Описание разработки

Цель: Дать учащимся представление о способностях рассмотреть факторы, влияющие на развитие способностей; понятие творческих способностей; отработать приемы активизации мыслительной деятельности.

Ход урока.

Объяснение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое способности, особенности творческих способностей, и попытаемся определить их роль в жизнедеятельности человека.

II. Изучение нового материала.

Вопрос к учащимся:

- Каждому из вас знакомы такие слова, способности, способный. Что же такое способности?

Изложение материала.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний. Умений не сводятся. Иногда человек, изначально что - то неумевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезычйно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.

Как уже было сказано, способности к знаниям и умениям не сводятся. Они выступают как некоторая возможность. А вот превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входят, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, в школе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями4 как его будут обучать, как будет организована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся; приложит ли сам человек соответствующие усилия. Например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того, чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком. Хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Вопрос к учащимся:

- В каких случаях человек с менее выраженными способностями к какой - либо деятельности может превзойти человека с более ярко выраженными способностями?

Способности можно подразделить на два вида:

Природные (естественные) способности в своей основе биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками.

Специфические человеческие способности. Они подразделяются на:

А) общие и специальные;

Б) теоретические и практические;

В) учебные и творческие;

Я хотела бы остановиться более подробно на творческих способностях. Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества невозможно.

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание какого - либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт – это всегда в большей или в меньшей степени прорыв в неизвестность, выход из тупиковой ситуации, таким образом, то появляются новые возможности в развитии, - будь то собственное личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта.

Вопросы к учащимся:

- Как вы думаете, всегда ли накопленный опыт способствует созданию чего - то нового? В каких случаях да, а когда нет?

- Всякого ли человека с высоким интеллектом можно назвать творческой личностью? Разные ли это понятия – умный и творческий человек? В чем разница?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Творчество и креативность.

hello_html_14cd50d2.jpg

Человеку для реализации личного предназначения необходимо придумать и создать что-то новое, уникальное – шедевр, опус. Для этого он должен заниматься познавательной, практической и творческой деятельностью.

Основным отличием творческой деятельности от практической является уникальность результата. Последствия творчества трудно предугадать и почти невозможно получить такой же результат, даже если повторить тот же процесс с теми же исходными условиями.

В процессе творчества используется воображение для комбинирования имеющихся знаний и идей до получения нового, уникального результата.

Полученный результат позволяет решить определенную проблему и достичь поставленной цели. Поэтому такой результат обладает дополнительной значимостью, отсутствующей у результатов практической деятельности, по сути, создающую копии.

Занимаясь творчеством, человек изменяет как окружающую среду, так и себя. У него появляются новые возможности, которые позволяют оказывать еще более полезное воздействие и еще больше развиваться.

Творчество необходимо в любой предметной области , в любой профессии. Во всех областях есть нерешенные проблемы и огромный потенциал для развития .

Для поддержания творческого процесса у человека должно быть хорошее физическое состояние . Нельзя употреблять вредную пищу, алкоголь, курить и т.п. А как можно больше заниматься спортом. Это позволяет обеспечивать интеллект необходимыми питательными веществами и ограничить его от вредного воздействия.

Изучением творчества занимается эвристика . Ее основной задачей является построение моделей, описывающих процесс оригинального решения задач.

В настоящее время известны следующие эвристические модели :
- слепой поиск : основывается на методе проб и ошибок;

- лабиринтная : проблема представляется как лабиринт, а ее решение – перемещение по лабиринту для поиска выхода;

- структурно-семантическая : проблема представляется как система, имеющая определенную структуру и семантические связи между ее элементами.

В процессе творческой деятельности иногда возникает необходимость в проведении алгоритмических, четких вычислений . В этом случае нужно воспользоваться помощью разработанных вычислительных систем, позволяющих проводить эти расчеты. Человеку же необходимо заниматься именно творческим, эвристическим размышлением.

Главным средством для выполнения творческой деятельности является особое творческое мышление – креативность . решения проблем и достижения целей

Она характеризуется повышенной интеллектуальной активностью для использования возможностей сознания, предсознания и подсознания с целью нахождения более эффективного, оригинального способа решения проблемы .

В быту креативность проявляется как смекалка - способность смело, нетривиально и остроумно находить выход из безвыходной, иногда критической ситуации, используя крайне ограниченные и неспециализированные средства и ресурсы .

Креативность позволяет быть более чувствительным к проблемам, недостатку или противоречивости знаний. Это позволяет определить направление, в котором необходимо развиваться для появления возможности решить известные проблемы и достичь определенных целей.

Креативностью, как и талантом , обладает каждый человек с рождения . Не нужно думать, что она есть только у особых людей, которые работают в крупнейших научных, изобретательских, рекламных и подобных компаниях. Такие люди конечно есть, но они занимают свои места потому, что осознанно, активно и непрерывно развивают свою креативность. На это способен каждый, главное – иметь намерение развить креативность.

Но в процессе воспитания, получения образования и взаимодействия с другими людьми, человек начинает мыслить шаблонно , как принято в его окружающей среде. Это является основной причиной того, что человек перестает заниматься творчеством, а начинает только воспроизводить и копировать уже имеющиеся идеи.

Такая деятельность является бесполезной для надсистемы, т.к. не создает дополнительной ценности для нее. Такие люди становятся ненужными, они не получают ресурсов на достижение личных целей и в конце концов остаются забытыми историей.

Для избегания подобной ситуации человеку необходимо непрерывное развитие креативности и выполнение всего возможного для реализации предназначения . Нужно заставлять себя в любой подходящей ситуации сгенерировать нестандартную, оригинальную идею и реализовать ее.

Креативность особо активно используется и развивается в различных интеллектуальных играх , когда требуется найти оригинальное решение поставленной проблемы. В таких играх интеллект начинает "играть" различными вариантами, основываясь на личном опыте.

Т.к. основным компонентом, отвечающим за генерацию оригинальных идей, является воображение , то для развития креативности можно воспользоваться тренингом для развития воображения .

Креативные способности

Креативность состоит из набора способностей. Они позволяют ясно понять, как проявляется креативность и что нужно для ее развития.

К таким способностям относятся:

Беглость – это способность генерировать большое количество идей в единицу времени. Позволяет быстро находить множество способов решения проблемы и определить наиболее подходящее.

Оригинальность - это способность генерировать новые, нестандартные, неординарные идеи, отличающиеся от известных или очевидных. Чем лучше развита эта способность, тем быстрее преодолевается психологическая инертность, ограничивающая мышление стандартными шаблонами и убеждающая в нереальности и бесполезности оригинальных идей.

Гибкость - это способность использовать различные способы для генерации оригинальных идей и быстро переключаться между способы и идеями.

Открытость - это способность при решении проблемы длительное время воспринимать новую информацию извне, а не использовать имеющийся опыт и не придерживаться стандартных стереотипов.

Восприимчивость - это способность в обычной ситуации находить противоречия, необычные детали, неопределенность. Позволяет находить необычное в обычном, простое в сложном.

Образность – это способность генерировать идеи в виде единых, цельных мысленных образов.

Абстрактность - это способность генерировать общие, сложные идеи на основе частных, простых элементов. Позволяет обобщать и строить единое представление проблемы на основе простых, несвязанных знаний и идей.

Детальность - это способность детализировать проблему до понимания каждого ее элемента. Позволяет разбивать проблему на части, анализировать их до тех пор, пока не станет ясна суть проблемы, ее мельчайшие элементы.

Вербальность - это процесс разбиения единой, образной идеи на отдельные слова и выделение существенных частей. Позволяет прояснить структуру проблемы и связи между ее элементами и обмениваться этой информацией с другими для совместного решения проблемы.

Стрессоустойчивость – это способность действовать и генерировать идеи в новой, необычной, неизвестной ранее окружающей среде.

Определение этих способностей у себя и их осознанное развитие позволяет значительно повысить оригинальность и полезность генерируемых идей. Это способствует повышению успешности и ускорению процесса реализации предназначения.

Творческий процесс и его этапы

Креативность имеет определенный творческий процесс , повторяющийся каждый раз при получении уникального результата.

Суть творчества заключается в использовании личного таланта и воображения для решения проблем, достижения целей и реализации предназначения. Результатом творческого процесса является новый, уникальный элемент, позволяющий улучшить его создателя или окружающую среду и дающий новые возможности.

Творческий процесс состоят из следующих этапов:

Формулируется проблема и возникает намерение ее решить. Сознание наполняется знаниями из всех доступных источников (память, книги, журналы, Интернет…). Выдвигаются гипотезы и предположения. За небольшой промежуток времени выполняется попытка решить проблему на основе имеющихся возможностей сознания.

Если возможностей оказалось недостаточно, то выполняется временное отвлечение на другую проблему или дело. В это время решение проблемы переходит на обработку от сознания к подсознанию. Начинают выполняться подсознательные процессы, незаметные для человека и выполняющие автоматическую генерацию новых идей до получения приемлемого решения проблемы.

После генерации идеи, возможно позволяющей решить проблему, она передается от подсознания к сознанию – появляется вдохновение. Обычно это происходит абсолютно неожиданно для сознания и в совершенно случайных ситуациях.

Получив идею, сознание оценивает ее на возможность использования для решения проблемы. Для этого оно выполняет анализ и сравнение идеи с личным опытом и определяет, можно ли ее реализовать в текущих условиях окружающей среды.

Если противоречия не найдены, то принимается решение реализовать идею. Формируется план реализации и выполняются фактические действия. Результатом является инструмент, метод или технология, позволяющие решить исходную проблему.

После реализации идеи и применении полученного результата проверяется, решена ли проблема или нет. Выполняется доказательство или опровержения выдвинутых гипотез и предположений. Если проблема не решена, то процесс начинается сначала. Если проблема решена, то выполняется переход к решению следующей проблемы.

Подсознательный этап творческого процесса

Особое место в творческом процессе занимает этап обработки проблемы. Его особенность состоит в том, что решение проблемы выполняется абсолютно незаметно для человека его особой способностью – подсознанием .

Как было описано в методе Генерация полезных идей подсознание получает информацию одновременно обо всех объектах окружающей среды. Обработка этой информации происходит параллельно и незаметно.

Подсознательный процесс можно сравнить с химической реакцией :

- молекулы находятся в некотором пространстве

- происходит их произвольное перемещение и сталкивание

- в результате сталкивания молекулы могут соединиться и получатся новые молекулы

- или молекулы могут наоборот разъединиться на отдельные части, если внутренние связи были слабые

hello_html_m26e0b600.jpg

Здесь исходные молекулы – это знания, которыми обладает человек. Пространство , в котором перемещаются молекулы – это подсознание. Соединение молекул – это комбинирование и синтезирование знаний подсознанием. Результат соединения – это новые идеи, которые также используются при синтезировании.

При попытке решить проблему сознанием , оно восстанавливает из памяти имеющиеся знания, которые могу помочь решить эту проблему. Если этих знаний недостаточно, то знания передаются предсознанию , где происходит их комбинирование. Но в предсознании используются только знания, переданные от сознания. Если комбинирование всех этих знаний не даст идеи для решения проблемы, то они передаются подсознанию .

Подсознание выполняет подключение к сознанию надсистемы - надсознанию , обладающему огромным количеством дополнительных знаний и идей, неизвестных системе. Затем в подсознании комбинируются и синтезируются знания и идеи, переданные и от предсознания, и от надсознания.

Сгенерированные идеи не сразу передаются сознанию, а проверяется их " сила ". Т.е. при их комбинировании с другими знаниями и идеями выполняется обнаружение противоречий и проверяется устойчивость связей между знаниями. Если противоречия не найдены и внутренние связи устойчивы, то такая идея идентифицируется как полезная комбинация и передается сознанию для оценки, реализации и проверки.

Если сознание оценило идею как бесполезную или невозможную для решения проблемы в текущих условиях с имеющимися возможностями, то она возвращается в подсознание для повторного комбинирования.

А если оценка идеи дала положительный результат, то принимается решение ее реализовать . Тогда подсознательный процесс для решения данной проблемы прекращается.

В некоторые моменты человек может ощущать подсознательный процесс. Тогда он "видит" как происходит перемешивание знаний и идей и возникают новые идеи. Это происходит, когда человек находится в спокойной обстановке, не требующей активной работы сознания, например, перед или после сна.

Именно в подобных условиях комбинирование происходит с максимальной скоростью и идеи быстрее передаются сознанию. А когда сознание наоборот, находится в повышенной активности и выполняет работу, несвязанную с творческим мышлением, тогда идеи генерируются очень медленно.

Поэтому людей в состоянии творческого мышления называют " задумчивыми ". Они как бы отключаются от реального мира и переходят в свой внутренний мир идей. Если параллельно человек выполняет какие-то действия, например, идет по улице или собирает вещи, то он может вести себя как неуклюжий и рассеянный человек.

При выполнении творческой деятельности возникает множество проблем и препятствий, которые необходимо преодолевать.

К ним относятся:

Отсутствие самоуважения . Проявляется либо в недостатке уверенности в себе и высокой самокритикой, либо самоуверенностью или высокомерием. Это мешает сделать первый шаг для решения проблемы и повышает риск нанесения вреда при реализации идей. Для преодоления этого препятствия нужно развивать уверенность в себе.

Лень и слабая воля . Они также мешают начать творческий процесс и преодолеть психологическую инертность. Для их преодоления необходимо тренировать самодисциплину.

Страх провала, неудачи . Является следствие недостатка опыта и наличием неопределенности при оказании воздействий. Преодолеть это препятствие помогает помощь или консультация у более опытного человека, эксперта, который сможет дать корректную оценку рисков предполагаемого воздействия.

Недостаток организованности . Наличие слишком большого количества дел и идей препятствует пониманию, какие из них являются важными и ими нужно заняться в первую очередь. Для преодоления этого препятствия нужно организовать личные цели и дела в единую надежную систему. Подобная организация позволить освободить память и сознание от постоянного, повторяющегося обдумывания этих дел, которое затрудняет процесс генерации новых идей.

Отсутствие приоритезации . В процессе творческого мышления генерируется большое количество идей, которые нужно реализовать. Одни очень важны и полезны для решения проблемы. Их нужно реализовывать в первую очередь. Другие менее важны и их нужно откладывать на потом, ставить в очередь. Но большинство людей не определяют важность идей – их приоритет. А стараются реализовать более простые, но менее полезные идеи. Для преодоления этого препятствия нужно научиться приоритезировать идеи, цели и дела.

Загруженность сознания . После наполнения сознаниями всеми возможными знаниями, которые смогут помочь решить проблему, ему необходимо дать отдохнуть, расслабиться. Но очень часто это не выполняется и сознание начинают использовать для решения других проблем. Повышенная загруженность сознания снижает скорость генерации идей. Чтобы преодолеть это препятствие нужно осознанно делать перерывы, чтобы ускорить творческий процесс.

Конформизм . Принятие чужих мнений и опыта без критики и проведения анализа. Это свойство личности характеризуется соглашательством со всем, что имеется в окружающей среде, без проведения оценки правильно ли это или нет, оптимальным ли это является или можно это улучшить. Для преодоления этого препятствия нужно развивать критичное мышление, ко всему новому нужно подходить с вопросами "зачем, почему, для чего…".

Нетерпеливость . Человек хочет найти решение проблемы немедленно. Но для этого нужен большой объем исходного материала (знаний, идей) и высокий уровень развития интеллекта. Но когда решение не находится за короткий промежуток времени, тогда человек просто прекращает заниматься этой проблемой и переключается на другую, более легкую. Для преодоления этого препятствия нужно тренировать самодисциплину, а особенно упорство.

Ригидность . Твердость, неуклонность в применяемых средствах для принятия решений и достижения целей. Ограничивает человека в использовании новых средств, которые могут оказаться более эффективными и надежными. Для преодоления этого препятствия нужно развивать гибкость мышления, узнавать о появлении новых средств и применять их для решения проблем и достижения целей.

Устранение всех этих препятствий гарантированно повысит эффективность и успешность творческой деятельности. Это в свою очередь ускорит процесс реализации предназначения.

Типы результатов творчества

В результате творческой деятельности создается новая или улучшается существующая система. В зависимости от полезности эти результаты делятся на следующие типы.

Открытие

Обнаружение ранее неизвестного закона, системы, признака или связи, подтвержденное экспериментально. Оказывает революционный эффект на развитие системы и изменяет существующие цели и парадигмы.

Изобретение

Средство, позволяющее решить определенную проблему и достичь определенных целей. Также позволяет выполнять определенные действия эффективнее, чем с помощью существующих средств, и имеет принципиально новое строение.

Рационализаторское предложение

Улучшение эффективности существующих средств достижения целей без существенного изменения их строения.

Независимо от типа результата творчество создает новые знания , позволяющие решить аналогичные проблемы и достичь схожие цели в других областях. Также результаты дают и новые идеи для творчества , чтобы решать новые проблемы и достигать новые цели.

Последствия выполнения творческой деятельности

Использование креативности на практике может повысить риск нанесения вреда. Это происходит, потому что недостаточно опыта использования новых, неиспытанных идей и средств для решения определенной проблемы или достижения цели. Но с опытом и развитием креативности придет понимание, какие оригинальные идеи являются полезными, а какие вредными.

С развитием креативности появляется вера в то, что любая, даже самая абсурдная и нереальная идея, поможет достичь определенной цели. Эта вера является одним из мотивов, подталкивающих к реализации революционных идей и созданию новых, огромных систем, решающих глобальные проблемы. Как сказал Генри Форд: " Вы можете верить, что можете. Вы можете верить, что не можете. В обоих случаях вы правы ".

Многие успешные люди утверждают, что 30-50% успеха их проектов и компаний приносят именно креативные, оригинальные идеи, сгенерированные ими самими, либо специально нанятыми профессионалами с хорошо развитой креативностью. Также они отмечают замкнутый круг - креативность дает новые успехи, а они, в свою очередь, являются источником креативности и вдохновения. Это говорит о том, что человек и творчество являются единым целым, что не может существовать друг без друга.

Поэтому постоянно уделяйте личное время на развитие творчества и своих креативных способностей. Это всегда будет оказывать полезное влияние на успешность. Не прекращайте заниматься творческой деятельностью, ведь она – главное средство в реализации предназначения.

Цель: осознание креативности в себе и её развитие.

• Стимулировать развитие творчества и креативности педагогов.

• Создать условия для развития рефлексивных способностей, умения осознавать свои чувства, своё психологическое и физическое состояние.

Ход мероприятия.

1. Вводная часть.

Участники рассаживаются на стульях, стоящих в кругу. Ведущий сообщает о теме занятия и его цели.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

2. Основная часть.

Психолог: Креативность (от англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

А креативный процесс имеет прагматический элемент, прагматические цели. Креативный человек, создавая свой продукт, уже изначально знает, зачем он его создает, кому он пригодится, как его нужно сделать и что именно необходимо для этого. Например, креативный художник, создавая картину, определяясь с темой, уже знает, каким зрителям она будет интересна, в какую раму ее стоит оформить и в каком музее или заведении ее повесить, чтобы она вызывала восторг зрителей.

Существует несколько гипо тез возникновения творческих способностей у человека. Одни ученые считают, что у человека разумного творческие способности возникали постепенно, длительное время. Они являются следствием демографических и культурных изменений человечества.

По другой версии, которую высказал в 2002 году антропо лог из Стэ нфордского университета Ри чард Клайн, креативность и творческие способности развивались скачкообразно и являются следствием неожиданной генетической мутации, которая произошла примерно пятьдесят тысяч лет назад.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность вторична. Креативность основана на творчестве и без него существовать не может, это лишь технология организации процесса творчества. Без творчества креативность бесплодна, а без креативности творчество не сможет добиться популярности. Вывод: творчество и креативность тесно переплетены между собой.

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика. Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

1. Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.

3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.

5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Выделяют научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами.

• Какие трудности возникли в процессе игры?

• Что Вам помогло?

ВЫВОД: На одну и ту же ситуацию можно придумать множество решений.

- Уважаемая (имя) я Вас направляю в Средние века.

Вопросы к обсуждению:

• Ваши ощущения в момент ожидания мяча.

• Что Вы чувствовали, когда вас вы направляли мяч другому участнику.

Я благодарю Вас всех за активную, творческую работу. Поделитесь своими мыслями, чувствами и ощущениями сегодняшнего занятия. Высказывания педагогов). Спасибо.

Читайте также: