Стрижонок скрип конспект урока 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Глоссарий по теме:

Бесцеремонно – беззастенчиво, развязно, выходя за границы вежливости.

Заполошно – суматошно, неспокойно, взбалмошно.

Лепиться – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.

Яр – крутой берег, обрыв.

Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.

Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

Ключевые слова

Мерцало, мол (дескать), бесцеремонно, заполошно, лепиться ,яр.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.99 – 109
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – С. 81
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2017.

Основное содержание урока:

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось семь лет. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдёт по всем его произведениям, он проведёт на реке свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, поминая в них свою мать. Мать оставалась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением, и он не стал отягощать тот образ бытовыми подробностями.

Через бабушку, дедушку, через дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах русскую общинную традицию, здоровые земные корни, красоту и суровость сибирской земли. В школу В. Астафьев пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. В Игарке, куда переехал на заработки его отец, окончил начальную школу, а осенью 1936 года, когда надо было учиться в пятом классе, с ним случилась беда: остался он один. Учился кое-как и до марта беспризорничал, пока не попал в Игарский детский интернат. На протяжении многих лет в различных городах России на сценах театров идут его пьесы, по произведениям В. Астафьева сняты кинофильмы.

Вот некоторые фильмы по произведениям В.П.Астафьева.

Как вы думаете, о чем эти фильмы?

Писателя волновала проблема становления личности в нелегких жизненных условиях.

Писатель часто встречался со своими земляками, читателями и, помня свое детдомовское детство, всячески помогал ребятам из детских домов и интернатов.

Последнее время Виктор Петрович жил на родине, в селе Овсянка. Умер после тяжелой болезни 29 ноября 2001 года в г. Красноярске.

Ребята, а какие рассказы Виктора Петровича Астафьева вы читали?

Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители, у которых перья, шерсть и чешуя! У вас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

Как вы думаете, какая основная мысль этого рассказа?

Основная мысль произведения в том, что этот рассказ учит труду и самостоятельности.

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно. Лишь далеко-далеко тускло мерцало пятнышко света. Стрижонок испугался этого света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме-стрижихе. Она прижала его крылышком к себе. Он задремал, угревшись под крылом. Где-то шёл дождь, падали одна за другой капли. И стрижонку казалось, что это мама-стрижиха стучит клювом по скорлупе яйца. Она так же стучала, перед тем как выпустить его наружу.

Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц.

А самой мамы не было.

  • Скрип! — позвал её стрижонок.
  • Скрип! Скрип! Скрип! — повторили за ним братья и сёстры.
  • Видно, всем понравилось, что они научились звать маму, и они громче и дружней запищали:
  • Скрип! Скрип! Скрип!

И тут далёкое пятнышко света потухло. Стрижата притихли.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу — первому стрижонку.

Какая это была вкусная капля! СтрижонокСкриппроглотил её и пожалел, что капля такая маленькая.

  • Скрип! — сказал он. Ещё, мол, хочу.
  • Скрип-скрип! — радостно ответила мама-стрижиха. Сейчас, дескать, сейчас.
  • И опять её не стало. И опять стрижата тоскливо запищали. А первый стрижонок кричал громче всех. Ему очень уж понравилось, как мама-стрижиха поила его из клюва.
  • И когда снова закрылся свет вдали, он что было духу закричал:
  • Скрип! — и даже полез навстречу маме. Но тут же был откинут крылом на место, да так бесцеремонно, что чуть было кверху лапками не опрокинулся. И каплю вторую мама-стрижиха отдала не ему, а другому стрижонку.Обидно. Примолк стрижонокСкрип, рассердился на маму и братьев с сестрёнками, которые тоже, оказывается, хотели пить. Когда мама принесла мошку и отдала её другомустрижонку, Скрип попытался отнять её. Тогда мама-стрижихатакдолбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других.
  • Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама. Её не разжалобишь писком.
  • Как вы можете озаглавить первую часть рассказа?

Какая погода была, когда стрижонок Скрип родился?

Когда стрижонок Скрип родился, где-то шёл дождь.

Какими рождаются стрижата?

Стрижата рождаются голенькие.

Найдите в тексте отрывок.

Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц.

Чего испугались стрижата?

Они испугались, потому что рядом не было мамы.

Куда полетела их мама?

Она полетела за первой каплей воды для первого стрижонка.

За что мама стрижиха ударила Скрипа клювом по голове?

За то, что он хотел отобрать каплю воды, предназначенную для другого стрижонка.

Так начал жизнь в норке стрижонок Скрип вместе с братьями и сёстрами.

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень много. В каждой норке жили стрижата, а точнее, ласточки-береговушки. И были у них папы и мамы. А вот у стрижонка Скрипа папы не было. Его сшибли из рогатки мальчишки. Он упал в воду, и его унесло куда-то. Конечно, стрижата не знали об этом.

Маме-стрижихе было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям. А мальчишки, сидевшие с удочками на берегу, думали, что стрижиха и все стрижи играют над рекой.

Как по-другому зовут стрижей? Почему?

Ласточки – береговушки, т.к. живут в норках глиняного берега.

В чём видите сходство?

Папа не воспитывал детей, мама одна поднимала птенцов.

Как вы можете озаглавить вторую часть рассказа?

Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, и ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у братца или сестрёнки мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть!

А ещё ему хотелось выглянуть из норки и посмотреть, что же оно там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветреные запахи на крыльях.

Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, перебирая слабыми лапками, тем больше и ярче делался свет.

Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз. Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы. Но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки — и раз-раз его клювом по голове. Сказала сердито:

Какие враги есть у стрижей?

У стрижей много врагов: сокол, ворона, гадюка.

Найдите отрывок в тексте и прочитайте.

Сидит на вершине берёзы страшный быстрый сокол и подстерегает их. Скоком-прыгом подходит к норкам клюватая ворона. Тихо ползёт меж камней чёрная гадюка.

Когда стрижонок впервые захотел вылезти из норки? Получилось ли это у него?

Когда у него появились перья.

Согласен ли ты с тем, что стрижиха была хорошей матерью?

Найди в тексте подтверждение и прочитай.

Но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки — и раз-раз его клювом по голове. Сказала сердито:

Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха так волнуется. Конечно, откуда Скрипу было знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником соколом.

Тут сокол круто развернулся, ударил маму-стрижиху и унёс в когтях. Только щепотка перьев кружилась в воздухе. Перья упали в воду, и их унесло.

Долго ждал стрижонок Скрип маму. Он звал её. И братцы и сестрёнки тоже звали. Мама-стрижиха не появлялась, не приносила еду.

Потускнело пятнышко света. Настала ночь. Утихло всё на реке. Утихли стрижи и стрижата, пригретые папами и мамами. И только Скрип был с братьями и сестрёнками без мамы. Сбились в кучу стрижата. Холодно без мамы, голодно. Видно,пропадать придётся.

Но Скрип ещё не знал, какой дружный народ стрижи! Ночью к ним нырнул вожак Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого комара. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшимстрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко.

Как погибла мама стрижиха?

Мама-стрижиха погибла в схватке с соколом.

Кто помог стрижатам в первые минуты и дни сиротства?

Найдите отрывок в тексте и прочитайте.

Ночью к ним нырнул вожак Белое брюшко, пощекотал птенцов клювом, обнял их крыльями, и они пригрелись, уснули. А когда рассвело, в норку к Скрипу наведалась соседка-стрижиха и принесла большого комара. Потом залетали ещё стрижи и стрижихи и приносили еду и капли воды. А на ночь к осиротевшим стрижатам снова прилетел вожак Белое брюшко.

Как можно озаглавить четвёртую часть?

Выросли стрижата. Не пропали. Пришла пора покидать им родную норку, как говорят, становиться на крыло — самим добывать себе пищу и строить свой дом.

Это было радостно и жутко!

-Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку или капельку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на писк Скрипа, подтащил его к устью норки и вытолкнул наружу. Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и. полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу. Скрип! Скрип! — испуганно закричал стрижонок, захлебнувшись ветром, и увидел под собою воду. — Скрип! Скрип!

Как Скрип научился летать?

Вожак Белое Брюшко вытолкнул стрижонка, схватив его за шиворот.

Почему стрижонок не упал в воду при первом полёте?

Потому что другие стрижи не давали ему упасть, гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом.

Как вы озаглавите пятую часть рассказа?

Скрип много съел в этот день мошек, много выпил воды. Ел и пил он жадно, потому что стрижи всегда в движении, всегда в полёте, и оттого надо им всё время есть, всё время пить. Но день кончился. Он ещё раз плюхнулся белым брюшком на воду, схватил капельку воды, отряхнулся и поспешил к своей норке. Но найти её не смог. Ведь снаружи он никогда не видел свою норку, а сейчас все норки казались ему одинаковыми. Норок много, разве их различишь?

Скрип сунулся в одну норку — не пускают, в другую — не пускают. Все стрижиные дома заняты. Что же делать? Не ночевать же на берегу? На берегу страшно. В норке лучше.

И Скрип начал делать свою норку. Выскребал глину остренькими когтями, выклёвывал её и уносил к воде, снова возвращался к яру и опять клевал, скрёб, а в землю подался чуть-чуть.

Устал Скрип, есть захотел и решил, что такой норки ему вполне хватит. Он немного покормился над рекой и завалился спать в свою совсем ещё не глубокую норку.

Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами! Но ничего попались ребятишки, хорошие, выпустили Скрипа. Он полетел над рекой и со страху крикнул:

Все стрижи высыпали из норок, глядят — никого нет. Ребятишки уже ушли, сокол не летает. Чуть было не побили стрижи Скрипа, но пожалели — молодой ещё. Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё, и принялся снова работать. Он так много раз подлетал к своей норке, чтобы унести глину, так пробивался в глубь яра, что норку эту отличал уже ото всех.

Почему Скрип не смог попасть домой после своего первого полёта?

Все норки были для него одинаковыми.

Что случилось, когда Скрип впервые выскреб свою норку?

Мальчишки вынули из норки Скрипа, но потом отпустили.

Во второй раз мальчишкам удалось вытащить стрижа из норки?

Нет, Скрип постарался вырыть глубокую норку и мальчишки не могли его достать.

Как можно озаглавить шестую часть?

Они почти не находились в норках, а всё летали, кружились, лепились на проводах и часами сидели молча, прижавшись один к одному. А потом с визгом рассыпались в разные стороны, присаживались к осенним лужам, заботливо клевали глину, и снова сбивались в стаи, и снова тревожно кружились. Эта тревога передалась и Скрипу. Он стал ждать, сам не зная чего, и в конце августа, на рассвете, вдруг услышал призывный голос вожака Белое брюшко.

В голосе его на этот раз не было угрозы. Он звал в отлёт.

Взмыл Скрип и видит: всё небо клубится. Тучи стрижей летят к горизонту.

И стайка Скрипа помчалась вдаль, смешалась с другими стаями. Стрижей было так много, что они почти заслонили собой разгорающуюся в небе зарю.

  • Скрип! Скрип! — тревожно и тоскливо кричали стрижи, прощаясь до следующего лета с родным краем.
  • Скрип! До свидания! — крикнул и стрижонок Скрип и помчался за леса, за горы, за край земли.
  • До свидания, Скрип! До свидания! Прилетай в свою норку! — кричали вслед Скрипу мальчишки-рыбаки.
  • Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.
  • Скучно без стрижей на реке. Чего-то не хватает.
  • Где ты, маленький Скрип? В каких краях и странах?

Возвращайся скорее! Приноси нам на крыльях лето!

Как стрижи прощались с летом?

Найдите в тексте отрывок и прочитайте.

Стрижей было так много, что они почти заслонили собой разгорающуюся в небе зарю.

  • Скрип! Скрип! — тревожно и тоскливо кричали стрижи, прощаясь до следующего лета с родным краем.
  • Ребята, как вы поняли на примере жизни птиц, для чего нужна дружба?

Чтобы учиться друг у друга чему-то, для хорошего настроения.

Как вы думаете, чему учит рассказ В.П.Астафьева?

Рассказ учит самостоятельности и труду.

А ещё, рассказ "Стрижонок Скрип" учит нас бережно относится к природе родного края, не разорять птичьих гнезд, не стрелять птиц из рогатки.

Типовое тренировочное задание

Текст вопроса: Где вылупился стрижонок?

  • в тёмной норке
  • в парадной дома
  • в светлом гнезде
  • в поле с пшеницей

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): в светлом гнезде.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока : урок применения знаний, умений и навыков.

Дидактическая цель урока : организовать совместную деятельность учащихся с цельюповторения и обобщения ранее полученных знаний. Продолжить работу над анализом литературного произведения.

Предметные: учить анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и выразительным чтением.

Метапредметные

познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение для информационного поиска; моделировать информацию;

коммуникативные : формировать умение строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия;

личностные: формировать внутреннюю положительную позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы, учебно-познавательный интерес.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информацию.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные: на уроке ученик будет анализировать литературное произведение, давать характеристику героям рассказа, учиться читать бегло и выразительно, развивать речь.

Метапредметные

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; строить логические рассуждения; искать причинно-следственные связи;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять простейший план действий; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

личностные: ученик получит возможность формирования умения оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин успешности( неуспешности) учебной деятельности; устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

Организационный момент .

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпенье и старанье.

Эмоциональное введение в тему.

Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

Актуализация знаний. Стадия вызова.

Прием ассоциаций

Слайды 4-8 (за правильный ответ можно даватьцветочек или чтщ-нибудь, легче будет выставлять оценки)

Подготовка к восприятию нового.

Тема нашего урока зашифрована в загадке :

Угадайте, что за птичка-

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна.

Отгадка : ласточка . (Слайд 9)

-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?

- Сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках?

- Как называют таких ласточек? ( стрижи)

Стадия осмысления.

1) Беседа об авторе. (Слайд 10)

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

2) Речевая разминка

Проводится речевая разминка перед чтением ( Слайд 11)

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте, разделяя на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

V .Анализ художественных образов .

Первичное восприятие

- Понравился ли рассказ?

-Что особенно запомнилось?

- Какие чувства пробудила эта история?

- Когда было страшно за стрижонка?

- А в какие моменты тревожно?

Словарная работа.

- Какие слова были непонятны?

Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.

Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

Бесцеремонно – невежливо, грубо . Слайд 14

-Но главный герой-Стрижонок Скрип.

1. Работа над образом Стрижонка Скрипа.

- Кто главный герой?

- Любит ли его автор? Как мы это узнаем?

- Давайте прочитаем о его моменте рождения. С какой интонацией надо это делать? Почему?

- Каким он был для мамы? О чем это говорит?

- Каким на свет появился птенец?

- Чем порадовала его мама? И т.д.

- Какой это герой положительный или отрицательный?

Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.

Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание на синих листочках.

Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом.

На листочках: Птица рада весне, а дитя-ей.

Сердце её лучше солнца греет.

Роднее её родни нет.

- Кто является первым учителем Скрипа? ( Мать стрижиха).

2. Работа над образом матери-стрижихи .

- Почему мама воспитывала своих детей одна? Легко ли ей было? И т.д.

- Выберите из каждой команды человека, который прочитает пословицы правильно подобранные по смыслу.

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью- стрижихой и определите каким она была воспитателем?

- Ребята, образ мамы-стрижихи выделен в рассказе отдельно? Подумайте, почему?

- Мама самое дорогое, что есть у каждого из нас. Мама дает жизнь каждому, любит нас и готова отдать жизнь за своего ребенка.

- Найдите и зачитайте трагический эпизод рассказа.

- Придумайте вопрос к этому эпизоду.

- Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют это явление в окружающем мире? (цепь питания)

- Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа?

- Как называет стрижей В.П.Астафьев? ( Дружный народ стрижи).

- Вас ничего не удивляет в этих словах? ( Народ).

3.- Какой урок преподали стрижи Скрипу ? ЗАЧИТАТЬ Физминутка (релаксация)

Например: Сядьте красиво, проверьте осанку, закройте глаза.

Подумайте о своей маме, вспомните её голос. Прислушайтесь. Получилось?

Мамин голос живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Берегите своих мам, не огорчайте их, говорите им чаще о своей любви. Дорожите ими.

3 .Работа в группах

- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?

На листочках: ТЕРПЕНИЕ, ХИТРОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ЗАБОТА, БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ, ДОБРОТА, РАВНОДУШИЕ, СОЧУВСТВИЕ

- Кем стали для Скрипа стрижи? ( Семьёй).

Гуппа№2 - Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? ( Бывают хорошие, бывают плохие).

- Почему Скрип оказался в руках ребят?

- Какой вывод сделал Скрип для себя?

-Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?

Расскажите Что вы знаете о стрижах.

Группа№4 Создайте свою версию конца рассказа и нарисуйте иллюстрацию.

VI . Закрепление изученного.

У каждого ученика карточка, где он ставит + или - .

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало

Скрип был любопытный стрижонок.

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

Стрижи – очень дружный народ.

Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. (Правильные ответы на слайде)

2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

Рефлексия. Итог урока.

- Какие пословицы подходят к рассказу?

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

- Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.

- Какой урок вынесли вы для себя?

- Какое открытие сделали на уроке?

Звучит музыка (звуки леса).

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки.

Выберите из конверта кружок с такой улыбкой , как бы вы оценили работу группы; свою работу на уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;

воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.

Планируемые результаты

личностные (воспитательные) результаты:

воспитывать любовь к живой природе;

метапредметные (развивающие) результаты:

развивать речь, мышление, память, воображение; расширять словарный запас учащихся

долговременную память, логическое мышление и кругозор учащихся.

предметные (образовательные) результаты:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.

Формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,

учить анализировать поступки героев.

Организационный момент.

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпенье и старанье.

Эмоциональное введение в тему.

Слайд . Звучит пенье птиц или звуки природы.

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

Актуализация знаний. Стадия вызова.

Прием ассоциаций

Подготовка к восприятию нового.

Тема нашего урока зашифрована в загадке:

Угадайте, что за птичка-

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста,

Всех быстрей она летает,

Мошек на лету хватает,

Если к нам летит она,

Значит, началась весна.

-Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли нам её узнать?

- Сегодня мы узнаем о ласточках-береговушках?

- Как называют таких ласточек? (стрижи)

1) Беседа об авторе.

Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Мальчику было всего 7 лет, когда погибла его мама. Он попал в детский дом. После 6 класса учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов. Осенью1942 года ушел на фронт и воевал до победы. Уже взрослым человеком поступил на Высшие литературные курсы, стал писателем. Написал много рассказов, повестей о детстве, о войне, о природе. В своих произведениях он призывает нас быть бережливыми к родной земле, к родной природе.

2) Речевая разминка

Проводится речевая разминка перед чтением.

Снова птицы летят издалека

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

- Прочитайте, разделяя на слоги.

- Прочитайте с ускорением.

3) Заучивание стихотворения.

Над деревнею кружа

Веселились два стрижа:

То носились друг за другом,

То зигзагом, а то кругом,

То бросались сверху вниз,

То стрелой пронзали высь.

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Значки на экране

- Начало дети слушают из аудиокниги (рождение Скрипа)

- Как вы думаете где мама?

- Дальше продолжается чтение учащиеся-учитель-учащиеся.

Первичное восприятие

- Понравился ли рассказ?

-Что особенно запомнилось?

- Какие чувства пробудила эта история?

- Когда было страшно за стрижонка?

- А в какие моменты тревожно?

Например: Сядьте красиво, проверьте осанку, закройте глаза.

Подумайте о своей маме, вспомните её голос. Прислушайтесь. Получилось?

Мамин голос живёт в каждом из вас, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Берегите своих мам, не огорчайте их, говорите им чаще о своей любви. Дорожите ими.

Словарная работа.

- Какие слова были непонятны?

Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.

Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.

Бесцеремонно – невежливо, грубо.

7.Деление рассказа на части. (4 части)

Чтение 1 части.

- Где и как родился стрижонок?

- Как повел себя стрижонок?

- Хорошо ли ему было в гнездышке(он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)?

- Как вели себя птенцы без мамы(они беспокоились, громко пищали, звали маму)?

- Что принесла мама птенцам?

На какие микрочасти мы можем поделить эту часть?

2. Стрижата одни.

Чтение 2 части.

О чем говорится в этой части?

Чтение 3 части.

Как вы думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?

-О каком качестве характера это говорит?

-Почему мама-стрижиха била за это Скрипа?

- Чего она боялась?

- Знал ли об этом стрижоно?

- На какие маленькие отрывки можно разделить эту часть?

Чтение 4 части.

-Какие чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа?

-Как коршуну удалось победить мать - стрижиху(он ее перехитрил)?

-О каком качестве мамы нам рассказал автор(решительность, смелость,

-Как стрижи помогли бедным стрижатам?

-О каком качестве стрижей это говорит?

На какие микрочасти мы поделим 4 часть?

3. Дружные стрижи

Составление синквейна

Правила составления синквейна:

1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Проверка ( на доске):

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

VI. Закрепление изученного.

У каждого ученика карточка, где он ставит + или - .

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало

Скрип был любопытный стрижонок.

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.

Стрижи – очень дружный народ.

Скрип сразу сделал себе глубокую норку.

Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу. (Правильные ответы на слайде)

2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

VII. Рефлексия. Итог урока.

- Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.

- Какой урок вынесли вы для себя?

- Какое открытие сделали на уроке?

- Какие пословицы подходят к рассказу?

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Выберите пословицу, которая определяет главную мысль нашего произведения.

Звучит музыка (звуки леса).

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки.

Выставление оценок, благодарность за урок

VIII. Домашнее задание.

Пересказать рассказ от лица Скрипа.

По желанию составить синквейн о Скрипе.

Список использованной литературы


Тип урока: усвоение новых знаний (ознакомление с новым произведением).

Литература: Литературное чтение. 4 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 /[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.]. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.

Цели:

Тип урока: усвоение новых знаний (ознакомление с новым произведением).

Литература: Литературное чтение. 4 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 /[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.]. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.

Содержимое разработки

Развивающая: развивать умение выразительного чтения, мышление и устную речь.

Воспитательная: формировать личностные качества: доброту, отзывчивость, уважение к природе.

Тип урока: усвоение новых знаний (ознакомление с новым произведением).

Литература: Литературное чтение. 4 класс. Учеб.дляобщеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 /[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.]. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.

Хронометраж урока

1.Организация начала урока –

2.Проверка домашнего задания –

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала –

5.Осмысление знание, связей и зависимостей между элементами –

6.Обобщение и систематизация знаний –

Содержание урока

1.Организация начала урока – 1 мин

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

2.Проверка домашнего задания – 3 мин

- Ребята, вашим домашним заданием было составить научно-познавательный текст об одном из обитателей зоосада. Прочитайте, что у вас получилось.

3.1. Подготовка к восприятию нового материала

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением писателя

4.Восприятие и осознание учениками фактического материала.

4.1.Знакомство с биографией Виктора Петровича Астафьева – 1 мин

- Ребята, известны ли вам какие-либо факты из жизни Виктора Петровича Астафьева?

- Виктор Астафьев жил на Урале, где безумно красивая природа, которой он посвятил немало своих произведений. Также Виктор Петрович правдиво писал и о войне, так как сам был её участником. Его произведения отличает искренность и правдивость.

4.2. Первичное чтение и проверка первичного восприятия

4.2.1. Чтение текста учениками – 4 мин

- Ребята, откройте учебники на стр 100.

- Прочитайте название рассказа.

- Подумайте, о какой птице будет идти речь в рассказе? (О стриже)

- Стриж – это единственная птица, которая может есть и спать в полёте. Стрижей можно увидеть в нашей местности. Зимуют эти птицы в Африке.

4.2.2.Беседа – 1 мин

- Назовите главных героев произведения.

- Какие слова вам были непонятны?

4.2.3.Словарно-лексическая работа- 1 мин

- Посмотрите на экран. Прочитайте слова.

-Что они обозначают?

Бесцеремонно- выходя за границы вежливости.

Заполошно кричали-суматошно, неспокойно.

4.3. Повторное чтение с углублённым анализом – 12 мин

4.3.1. Чтение детей про себя

- Как появился на свет стрижонок Скрип?

- Как прошел первый день его жизни?

- Какой вам представляется мама - стрижиха?

- Чем напоминает она маму человека?

- Чем порадовала мама своего первого стрижонка?

4.3.3. Чтение детьми про себя

- Прочитайте, почему мама рассердилась на своего стрижонка – первенца?

- Найдите строки, в которых говорится,что понял Скрип?

- Что случилось с папой стрижат?

- Как вы можете охарактеризовать этот поступок мальчишек?

- Как автор называет стрижиху?

- Согласны ли вы с этим? Объясните.

4.3.5. Выборочное чтение (стр. 102-103)

- На страницах 102-103 найдите и зачитайте строки, в которых говорится, почему Скрипу очень хотелось выползти из норки.

- О каком качестве характера это говорит? (Любознательность).

- Прочитайте, как отнеслась к этому мама?

- Какие враги были у стрижей? (Сокол, ворона, чёрная гадюка).

- Как стрижи защищаются от них?

- Как вы можете охарактеризовать этих птиц? (Дружные, храбрые.)

- Чему важному хотела научить стрижат мама? (Нельзя бросать кого-либо в беде).

Физкультминутка

-Ребята, предлагаю вам на минуту переместиться в лес. Сейчас я буду называть то, что можно встретить в лесу, а вы будете это изображать.

1. Представьте, что вы маленькое деревце, которое колышется от сильного ветра;

2.Теперь вы птицы, которые возвращаются с тёплых краёв.

3. Сейчас вы цветы, которые очень любят солнце, поэтому потянитесь как можно выше;

4. Вот вы стали маленьким зайчиком, который сидит под кустом и дрожит от страха.

5. Давайте превратимся в злого волка, который ищет зайчика: нагнитесь как можно ниже, чтобы лучше видеть.

6. Вот уже и тропинка, по которой вы сможете выйти из леса.

- Присаживайтесь на свои места.

4.3.5. Чтение про себя с заданием (стр.104-105)

- Какие чувства испытали? Почему?

- Какое несчастье случилось у стрижат?

- Какими строками можно подписать иллюстрацию?

- Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?

4.4. Работа с текстом – 5 мин

- Вспомните, что такое эпитет? (Это слово, которое придает последующему слову выразительность, образность.)

- Найдите в тексте эпитеты, которые использовал автор для описания Скрипа? (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).

- Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой и определите каким она была воспитателем?

- Найдите эпитеты-описания, какой была мать стрижиха. (Тёплая, мягкая, заботливая, строгая, серьёзная, хорошая).

-Найдите эпитеты-действия мамы-стрижихи. (Прижала, принесла, отдала, откинула, долбанула, т.е. кормила, воспитывала,оберегала, защищала).

-Ребята, обратите внимание, как мама заботилась о своем птенце. Цените своих родителей и чаще говорите близким людям, как они дороги вам.

- Найдите на странице 101 разговорное слово. (долбанула)

5.Осмысление знаний, связей и зависимостей между элементами

5.1. Работа с текстом – 7 мин

- На странице 110 прочитайте четвёртый вопрос и найдите в тексте ответ.

- Прочитайте часть текста, в которой рассказывается о битве мамы-стрижихи с соколом и придумайте вопрос к этому отрывку.

- Как вы оцениваете поступок мальчишек?

5.2. Экспресс-опрос – 2 мин

Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.

Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.

Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.

Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.

Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с коршуном.

Стрижи – очень дружный народ.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

- Спасибо, присаживайтесь на свои места.

6. Обобщение и систематизация знаний.

6.1. Составление синквейна – 4 мин

- У вас на партах лежат листики. Мы с вами сейчас будем составлять синквейн о любом из главных героев рассказа. Алгоритм выполнения записан на слайде:

1. Имя существительное- выбранный герой;

2.Два прилагательных – характеристика героя;

3. Три глагола – действия этого героя;

4. Фраза из четырех слов – ваше отношение к герою. Например:

Летает, ищет, поджидает

Скрипу следует остерегаться ворону

-Прочитайте синквейн, который у вас получился.

7. Итоги урока – 2 мин

- Какое произведение Виктора Астафьева мы прочитали?

- Назовите главных героев рассказа.

- Значения каких слов вы узнали?

- Чему научило вас это произведение?

-Вашим домашним заданием будет дочитать рассказ.


-75%

Читайте также: