Конспект управление государственной и муниципальной собственностью

Обновлено: 02.07.2024

При изучении данного материала ставятся следующие задачи:

- изучить виды и правовые формы государственной и муниципальной собственности;

- определить цели и задачи оперативного управления государственной и муниципальной собственностью на разных уровнях с учетом отраслевой специфики и правовой формы предприятия (учреждения);

- исследовать принципы и методы оптимизации состава и эффективного управления государственной и муниципальной собственностью в условиях рыночной экономики.

В процессе изучения данной дисциплины слушатели знакомятся со следующими ключевыми вопросами:

1) теория и практика управления государственной и муниципальной собственностью;

2) процессы трансформации форм и отношений собственности в России и за рубежом.

3) отраслевые и региональные особенности приватизации;

4) проведение процедур банкротства на предприятиях и организациях с государственным (муниципальным) участием;

5) методы обоснования выбора различных форм управления имуществом;

6) методики оценки эффективности использования государственного и муниципального имущества;

6) функциональные и обеспечивающие подсистемы системы управления государственной и муниципальной собственностью;

Код компетенции Содержание компетенции
1. Общекультурные компетенции
ОК-4 Знание законов развития природы, общества, мышления и умение применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
ОК-7 Обладание способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения
ОК-15 Обладание способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, уметь оценивать последствия решений
2. Профессиональные компетенции
2.1 В области организационно-управленческой деятельности
ПК-3 Умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения
ПК-5 Обладание способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-7 Умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов
ПК-10 Умение правильно применять нормы права
ПК-12 Умение определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры
2.2 В области информационно-методической деятельности
ПК-16 Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции
ПК-20 Обладание способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой
ПК-21 Знание и умение адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности
2.3 В области коммуникативной деятельности
ПК-31 Умение находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, обладание способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию
ПК-34 Обладание способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности
2.4 В области проектной деятельности
ПК-40 Обладание способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом
2.5 В области вспомогательно-технологической (исполнительской) деятельности
ПК-48 Обладание способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности
ПК-51 Умение эффективно взаимодействовать с другими исполнителями

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

- категориальный аппарат теории управления государственной и муниципальной собственностью;

- статус, организационно-правовые формы, потенциал государственного, муниципального и частного секторов;

- нормативно-правовое, организационное, методическое, технологическое, профессионально-кадровое и психологическое обеспечение управления государственной и муниципальной собственностью, государственно-частного партнерства;

2) уметь:

- анализировать практикуемые в регионах и муниципальных образованиях России и за рубежом механизмы управления государственной и муниципальной собственностью на предмет их результативности и эффективности;

- выявлять отраслевые и региональные особенности приватизации;

- обосновывать выбор различных форм управления государственной и муниципальной собственностью;

- извлекать уроки из истории формирования межсекторного социального партнерства в зарубежных странах и России и на их основе принимать осознанные решения.

3) владеть:

- навыками анализа и оценки эффективности использования государственного и муниципального имущества;

- методиками совершенствования организационно-правового, технологического, профессионально-кадрового и технологического обеспечения практикуемых в России методов управления государственной и муниципальной собственностью, приватизации, государственно-частного партнерства;

- навыками эффективного взаимодействия функциональных и обеспечивающих подсистем органов государственного власти и местного самоуправления в процессе управления государственной и муниципальной собственностью.

«В неутомимости всечастной себя находит человек.

Не в славе суть.

Мои желанья – власть, собственность, преобладанье.

ТЕМА 1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Теория собственности

С теоретической точки зрения, нет существенной разницы и тем более непреодолимой пропасти между государственной и частной формами собственности. Собственность на имущество (средства производства) - поверхностная характеристика более глубоких слоев общественной организации экономической деятельности - и марксистская, и современная американская неоклассическая - утверждает, что право собственности (то есть право присвоения продуктов природы и продуктов их трансформации в процессе производства) распределено по всем общественным отношениям, а не сосредоточено только и исключительно в имущественном праве.

Юридическое определение собственности содержит указание на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. Из этого отнюдь не следует, что, когда речь идет о собственности на средства производства, права частного (или государственного) собственника, в самом деле, неограниченны. При всей абсолютности своих прав собственник не может ими пользоваться за пределами, которые ограничены законами и даже административными распоряжениями. Понятие права собственности включает в себя все общественные отношения, а не только экономические и социальные. Право собственности, - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства.

Собственность как общественное отношение выступает в различных формах. Это не мешает каждой из них, включая индивидуальную, оставаться общественной формой в силу разделения общественного труда, взаимосвязанности производственной деятельности отдельных производителей в рамках единого комплекса отношений человека с природой.
Государственная форма собственности, какие бы попытки ни предпринимали идеологи реального социализма выдать ее за единственный вид истинно-общественной собственности, всегда была и останется такой же специфической ее формой, как любая другая - индивидуальная, групповая, акционерная, кооперативная и др. Говорить о достоинствах или недостатках одной из форм собственности можно только конкретно исторически, в противопоставлении или сравнении с другими конкретно-историческими формами.

Не является секретом то, что собственность в понимании К.Маркса имеет экономический и правовой аспекты, которые в определенной экономической эпохе неразрывны. Однако последнее явно не может быть основанием для механического перенесения, скажем, трех правомочий (владение, распоряжение и использование) в толкование смысла экономического аспекта собственности.
С зарождением капитализма возникает критика частной собственности. Т. Мор в своей книге "Утопия" пришел к выводу, что "там, где властвует частная собственность, все богатства попадают в руки немногих". Проблемы частной собственности рассмотрены также в трудах А.Смита.

По мнению основоположников марксизма, определяющим значением в характеристике собственности является экономический смысл собственности, в первую очередь, с помощью каких производственных отношений происходит процесс присвоения.

Своеобразно рассматривает проблемы собственности основатель социально-институционного направления в экономической науке, американский ученый Т. Веблен. По его мнению, мотив, который лежит в основе собственности, - соперничество; этот самый мотив соперничества, на базе которого возникает институт собственности. Исследователь считает: поскольку богатство становится почетным, принося честь собственнику имущества, постольку приобретение дополнительного имущества, увеличение собственности становится необходимым для получения одобрения со стороны общества и крепкого положения в нем.
Частная собственность на средства производства является базисным элементом рыночной экономики. Ее историческая стойкость объясняется несколькими преимуществами, которые отсутствуют во всех остальных формах. В соответствии с классическим определением, данным известным ученым А. Оноре, частная собственность реализуется через 11 прав собственности: право владения, право пользования, право управления, право на доход, право суверена, право на безопасность, право на передачу прав по наследству и на дарение, право на бессрочность обладания благом, право на ответственность, запрет на использование, право на остаточный характер.

Мировой опыт показывает, что частная собственность незаменима для эффективной организации малого бизнеса, который является "пусковым механизмом" любого рыночного хозяйства, мотивацией человеческой деятельности и т.д. С одной стороны, частная собственность имеет большую общественную полезность и эффективность. С другой стороны, частная собственность способствует демонополизации экономики, усиливает в ней конкурентные начала, делает ее более гибкой, способной к быстрой саморегуляции без бюджетных инъекций; она успешно выполняет многие социальные функции, делает человека независимым от государства и общественных организаций, позволяет ему добиваться равного положения с другими общественными структурами, способствует развитию свободы мысли, утверждению плюрализма и демократии в обществе. Частная собственность, по словам французского просветителя Вольтера, является единственным гарантом личной свободы человека.

Вместе с тем частная собственность имеет и ряд негативных сторон. Так, она порождает зависть, стремление к наживе, меркантилизм, атмосферу высокого эмоционального напряжения, связана с имущественной дифференциацией людей, их доходов, что может привести к обострению социальных отношений, возникновению эксплуататорских форм частной собственности.
Мировой опыт показывает, что предприятия с коллективной формой собственности успешно выдерживают конкуренцию с большими корпорациями, основанными на частной собственности. Чувствуя себя собственниками, работники проявляют больший интерес к улучшению финансового положения своей компании и поэтому работают более старательно.

Общие положения о собственности в России

Собственность способна формировать и разрушать общество. В условиях исчерпавшего свои возможности социализма было установлено, что любое действие по приближению людей к собственности немедленно давало толчок к повышению эффективности производства: подрядовые бригады на селе без дополнительных вложений на одну треть повышали производство продукции; арендные коллективы умудрялись за один год достичь таких производственных результатов, каких в обычных условиях не удавалось достичь и за 10 лет.

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы экономистов и юристов. Однако дело не ограничивается только теоретической борьбой. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных причин умеют, в конечном счете, попытки поменять сложившиеся отношения собственности, утвердить новый порядок этих отношений.

В нашей стране в течении ХХ столетия дважды происходила ломка отношений собственности. Первая, связанная с событиями 1917 года, завершилась катастрофой, последствия которой будут предметом исследований еще не одного поколения. Вторая происходит в наши дни, целью которой является вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать широкий слой частных собственников, социальной опоры нынешней власти.

Итак, содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью.

Собственность, согласно Гражданскому законодательству РФ, – это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи. Собственность, как экономическая категория - это совокупность производственных отношений, которые обусловлены отношениями людей к средствам производства и произведенному продукту.

Гост

ГОСТ

Управление государственной и муниципальной собственностью в системе рыночных отношений – это целенаправленный процесс, реализуемый органами публичного управления и опосредующий систему мероприятий по планированию и осуществлению владения, использования и распоряжения имущества, составляющего собственность Федерации, региона или муниципалитета для стабилизации и развития отечественной экономики и обеспечения благосостояния населения.

Понятие государственной и муниципальной собственности

Государственная и муниципальная собственность – это категория, которая используется для обозначения комплекса правомочий по владению, распоряжению, пользованию имуществом, составляющим собственность муниципалитета, региона, Федерации.

Специфика собственности публично-правовых образований определяется значением государственного и муниципального имущества для реализации полномочий публичного управления. Иными словами, имущество, составляющее государственную и муниципальную собственность, должно использоваться должностными лицами и органами государственного и муниципального управления в соответствии со своими полномочиями для обеспечения развития экономики соответствующей территории и, как следствие, обеспечения трудовых прав граждан, занятости населения, его стабильного дохода и пр.

Таким образом, эффективность использования государственного и муниципального имущества, эффективность управления таким имуществом должна оцениваться не только с точки зрения экономической эффективности, но и с точки зрения социальной полезности.

Спектр объектов государственной и муниципальной собственности не ограничен. Это может быть любое имущество.

Кроме специфических функций, которые призвана решать государственная и муниципальная собственность, спецификой обладают и методы, которыми реализуется управление такой собственностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции управления государственной и муниципальной собственностью в системе рыночных отношений

Функции управления имуществом, составляющим собственность государства или муниципалитетов, представляют собой реализацию полномочий собственника в отношении такого имущества субъектами, которым такое имущество передано, – специально образованными органами, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями и пр.

Так, например, в системе отечественного публичного управления создан и функционирует специальный орган – агентство по управлению имуществом, которое составляет государственную собственность. Эта служба осуществляет следующие полномочия в отношении государственного имущества:

  • организация продажи имущества государства в порядке приватизации;
  • реализация имущества, которое было изъято для исполнения решения суда или актов органов публичного управления об обращении взыскания на соответствующее имущество и др.

Методы управления государственной и муниципальной собственностью в системе рыночных отношений

Специфические функции, которые призваны решать государственная и муниципальная собственность в системе публичного управления, определяют специальные подходы к управлению.

Методы управления государственной и муниципальной собственностью в условиях рыночных отношений должны соответствовать следующим принципам:

  • недопустимость излишнего вмешательства государства в экономические отношения частных субъектов, то есть в рыночные отношения. Игнорирование названного принципа может привести к монополизации рынка, отдельных его секторов и выстраиванию необоснованных административных барьеров к развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе в приоритетных для отечественной экономики сферах;
  • формирование благоприятной среды для свободной реализации физическими лицами, организациями своих экономических прав при обеспечении поддержки приоритетных, стратегически важных для отечественной экономики отраслей.

Итак, методы управления государственной и муниципальной собственностью – это система способов, инструментов и приемов, посредством которых государство и муниципалитеты в лице должностных лиц и органов публичного управления реализуют управленческое воздействие на отношения собственности для осуществления функций и задач публичного управления.

Для управления государственной и муниципальной собственностью используются два основных вида методов:

  • организационно-правовые. Эти методы опосредуют распорядительное воздействие на отношения по владению, использованию и распоряжению государственным и муниципальным имуществом и предполагают установку принципов и правил, регламентирующих процессы приобретения, передачи и иного распоряжения, а также использования государственного и муниципального имущества. Здесь применяются следующие инструменты: издание административных актов, утверждение нормативных процедур управления и пр.;
  • организационно-экономические. Названные методы опосредуют управленческое воздействие государства и муниципалитетов в отношении имущества, которое передано для реализации функций публичного управления государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям.

Так, к числу основных методов решения управленческих задач в отношении государственной и муниципальной собственности относятся:

Читайте также: