Скачать конспект урока по окружающему миру 4 класс наш край

Обновлено: 04.07.2024

Цели урока: сформировать представления учащихся о родном крае; развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России, Московской области; развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать любовь к своему краю; развивать творческие способности учащихся путем выполнения заданий творческого характера; продолжать формировать умения пользоваться различными источниками информации и краеведческим материалом.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), административная карта России; карта Московской области, карта Егорьевского района; картинки с видами Подмосковья; трафареты с изображением области и района; раздаточный материал: фотографии и рисунки с изображением природы края.

Ход урока

(Звучит запись песни “Наш край”.) (слайд 1)

– Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)

– Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела “Родной край – часть большой страны” (слайд 1)

Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.

О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!

На доске и в тетрадях записывается тема: “Наш край”

II. Работа над новой темой

1. В какой стране мы живем?

Давайте, познакомимся с административной картой России (настенная карта, учебник с.144,145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей)

Что вам говорят условные обозначения?

Посмотрите, сколько республик, краёв, автономных округов и областей в составе нашей страны.

Что вы о ней знаете?

2. В каких природных зонах находится наша страна? (слайд 2)

(Граничит со Смоленской, с Тверской, с Ярославской, с Владимирской, с Рязанской, с Тульской, Калужской)

Какая промышленность развита? (слайд5)

Производится оборудование тепловой и ядерной энергетики (ЗиО-Подольск), ядерного топлива (Электросталь — “ТВЭЛ” (компания);

космическая и ракетная техника:

Реутов — ОАО "ВПК "НПО машиностроения",

Дзержинский — ФЦДТ “Союз” — разработка твердого ракетного топлива

Дзержинский — МКБ “Горизонт” — силовые установки для воздушных судов и т.д; магистральные тепловозы (Коломенский завод),

электропоезда (Демиховский машиностроительный завод);

автомобили (Серпуховский автомобильный завод|СеАЗ),

высококачественные стали (Электросталь); оборудование лёгкой промышленности (основные центры — Коломна, Климовск, Подольск);

оптические приборы (Красногорский завод им. С. А. Зверева, Лыткаринский завод оптического стекла).

  • Химическая промышленность работает в основном на привозном сырье. Производятся кислоты (Щёлково), минеральные удобрения (Воскресенск — производственные объединения “Фосфаты” и “Минудобрения”), синтетическое волокно (Серпухов и Клин), пластмассовые изделия (Орехово-Зуево), лаки и краски (Сергиев Посад, Одинцовский лакокрасочный завод), фармацевтические изделия (Старая Купавна); Дзержинский — ФЦДТ “Союз” — производство продукции для пожаротушения, как типа “земля — земля”, так и “воздух — земля”, производство разметки для дорожного полотна и т. д.
  • Развита промышленность строительных материалов. Действуют цементные производства в Воскресенске и Коломне (Щуровский цементный завод), фаянсово-фарфорные в Ликино-Дулёво (Дулёвский фарфоровый завод) и Вербилках, завод сухих строительных смесей в Красногорске и множество керамических производств. Развита деревообрабатывающая промышленность (в Бронницах, Шатуре и др). С ростом спроса особый импульс получило производство бетона. Производится добыча фосфоритов, торфа, глин, песков, щебня и гравия.
  • пищевой промышленности,
  • лёгкая промышленность — старейшая промышленная отрасль в регионе.

(На этом слайде по картинкам определить промышленность)

5. Сельское хозяйство

Как развито сельское хозяйство? (слайд6)

Сельское хозяйство имеет преимущественно пригородную специализацию. Растениеводство характерно преимущественно для южной части области. Бо?льшая часть посевных площадей (свыше 3/5) занята кормовыми культурами. Большие площади отведены под посевы зерновых: пшеницы, ячменя, овса, ржи. Значительную роль в растениеводстве региона играет картофелеводство. Распространено тепличное овощеводство, например, в г. Московский имеется крупнейший в Европе тепличный комплекс. Выращиваются также цветы, грибы (шампиньоны и др). Животноводство преобладает над растениеводством; и главным образом направлено на производство молока и мяса. Помимо крупного рогатого скота, повсеместно разводятся свиньи и куры.

Как люди передвигаются по области? (2 картинки) (слайд 7)

Московская область имеет весьма обширную транспортную сеть, включающую автомобильные и железные дороги, водные пути по крупнейшим рекам, озёрам и водохранилищам, Структура наземных линий представляет собой ряд магистралей, расходящихся от Москвы во всех направлениях и соединённых кольцами. По территории области проходят два кольца автомобильных дорог и Большое кольцо Московской железной дороги.

7. Дайте характеристику климату.

Московской области умеренно континентальный, сезонность чётко выражена; лето тёплое, зима умеренно холодная; континентальность возрастает с северо-запада на юго-восток.

Самый холодный месяц — январь (средняя температура на западе области ?10 °C

Самый тёплый месяц — июль (средняя температура +17 °C на западе и +18,5 °C на юго-востоке). Максимальная летняя температура (+39,7 °C)

2 картинки (слайд 8)

8. Что знаете о реках области?

Все реки Московской области относятся к бассейну Волги (сама Волга протекает по территории области на небольшом участке, по которому проходит граница с Тверской областью).

Всего в Московской области свыше 300 рек, озёр – около 350 (1 картинка) (слайд 9)

9. Как представлена растительность нашей области?

Леса занимают свыше 40 % территории региона., на 10% луговой и на 30% (пашня) засеваемой сельскохозяйственными культурами. (1 картинка) (слайд10)

10. Животный мир

В настоящее время в Московской области обитает около 60 видов млекопитающих, 18 видов пресмыкающихся и земноводных и до 40 видов рыб. Около 300 видов птиц зимуют на территории области или бывают пролетом. (4 картинки) (слайд 11)

11. На территории Московской области, в Серпуховском районе, располагаются Приокско-Террасный биосферный заповедник (охраняются зубр и одна из самых северных популяций степных растений). (1 картинка) (слайд 12)

В Подмосковье расположен национальный парк “Лосиный остров” (частично), 1 картинка (слайд13)

заповедно-охотничье хозяйство Завидово, несколько заказников федерального значения.

12. Экология (слайд14)

Экологическая ситуация в Московской области тяжёлая; загрязнены как районы, прилегающие к Москве, так и промышленные районы востока и юго-востока области. Наибольшую экологическую опасность представляют сточные воды промышленных и животноводческих предприятий; выбросы предприятий энергетики (Каширской и Шатурской ГРЭС и др.); базы захоронения бытовых и промышленных отходов (в ближайших к столице районах) — например, крупнейшая в Европе Тимоховская свалка; стареющие военные и особенно аэродромные топливохранилища и топливопроводы; хранилище ядерных отходов (в Сергиево-Посадском районе).

– Найдите на карте Московской области территорию, где мы живем. (Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте). (Егорьевский район)

– Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.) (Егорьевск) ( слайд15)

– Это наш край наша маленькая родина. Где расположена наша маленькая родина? (слайд 16)

– В какой природной зоне мы с вами живем? (Лесная)

– Кто наши соседи? (слайд 17)

– Чем богат наш край?

– Какие отрасли производства у нас развиты? И т.д.

Обобщающий рассказ учителя о родном крае. (Приложение 3)

III. Физкультминутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем (Марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг, (Поворот)
Слева находится лес. (Поворот)
В таком лесу полно чудес
Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух
Аж захватывает дух! (Махи руками)
Солнце над березами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)

IV. Закрепление изученного.

1. Работа в рабочей тетради.

– Напишите где вы живете.

2. Работа в тетради. Детям раздаются трафареты с изображением Московской области. (Приложение 2)

– Обведите трафарет в своих тетрадях.

– Укажите, с какими областями граничит наш край.

3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:

– Обозначьте на карте в тетрадях: главный город нашего края; город в котором мы с живем; Егорьевск – город нашего края.

Разработка урока по окружающему миру УМК "Школа России" 2 четверть, 4 класс . Тема :"Наш край", форма работы -групповая.

ВложениеРазмер
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Школа России" тема "Наш край" 49.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение нового материала.

-сформировать представление обучающихся о родном крае;

-развивать умение работать с картой и дополнительной литературой;

-ознакомить с административной картой России, Орловской области.

- развивать умения анализировать и на основе анализа строить выводы.

-воспитывать любовь к своему краю.

-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.

-развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

-способствовать развитию умения работать в группе;

-способствовать расширению словарного запаса детей;

-умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

-умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других.

-умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-высказывать свое предположение на основе работы с дополнительной литературой и атласом Орловской области;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

-работать по предложенному учителем плану;

-умение извлекать информацию, представленную в разных формах(текст, карта);

-находить ответы на вопросы. Используя свой жизненный опыт.

-делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Формы организации учебно - познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Для детей : лист с инструкциями, лист самооценки.

- Добрый день. Мы проводим урок окружающего мира.

-Сегодня вы будете работать в группах, протяните друг другу руки, открытая ладонь – демонстрация доверия и согласия.

-Присаживайтесь. Кто у нас дежурный?

-Дежурный нам расскажет итоги наблюдения за погодой за последнюю неделю ноября. Откройте дневники наблюдений.

( Рассказ о погоде )

- Мы закончили свои наблюдения за осенними изменениями в природе, вы все научились наблюдать и рассказывать о своих наблюдениях.

- В дальнейшем мы продолжим эту работу. И в конце года положим их в портфолио.

- У каждого из вас на столе лежит лист самооценки, на протяжении всего урока мы будем с ним работать, будем его заполнять.

- Заполните в оценочном листе графу наблюдение за природой.

- Когда я готовилась к уроку, мне вспомнилось стихотворение нашего земляка Дмитрия Ивановича Блынского. Оно поможет сформулировать тему урока:

Пойдем в мой край,

В поля, в луга Орловщины,

Нигде я лучше края не встречал,

Я тут на ты с любым ручьем и рощею,

Тут для меня начало всех начал.

- О чем это стихотворение? (О родном крае)

- А какой край вы считаете родным?

(там где родились)

-Какова тема нашего урока? (НАШ КРАЙ)

-Вы правильно её сформулировали. Оцените свои достижения в оценочном листе.

-Точно также называется книга Андрея Федоровича Кострица, которой будем пользоваться на уроке.

3. Актуализация опорных знаний.

-Сейчас мы отправимся в путешествие по нашему родному краю.

-А помогут нам в этом географические карты.

- Ребята, разрешите мне быть вашим экскурсоводом, вы - мои помощники.

-Ребята. какая это карта? ( карта полушарий)

- В каком полушарии расположена наша страна?

- На каком материке?

(на материке Евразия)

- А это какая карта? ( физическая карта России)

- Что мы можем узнать по физической карте? (Рельеф, города, реки).

- Посмотрите, какая карта представлена на слайде? (Карта природных зон)

- Покажите природные зоны, расположенные на территории нашей страны. А как вы думаете. В какой зоне находится наша область? (В зоне лесов).

- Ребята, кто вспомнил все виды карт, отметьте в оценочном листе.

-Ребята, познакомьтесь с новым видом карт: административной картой России. Вся территория представляет собой ковер из разных по цвету, форме, размеру кусочков. Так обозначаются края, округа, области, входящие в состав России.

-Найдите Орловскую область, назовите областной центр.

4.Первичное усвоение новых знаний.

- Наше путешествие продолжается, но теперь по нашей малой Родине - Орловскому краю.

- Чтобы вы хотели узнать о родном крае? ( Кто соседи, области, о природе, о животных, как их охраняют, какие реки протекают по территории, какие полезные ископаемые есть в крае).

-Исходя из ваших вопросов мы можем поставить следующие задачи:

1. Определить местоположение Орловской области на административной карте России.

- Как будет называться группа. Которая будет работать над этим вопросом? ( Географы).

- Какая группа хочет ответить на этот вопрос?

- Как будет называться группа, которая будет изучать растительный и животный мир нашего края? (Биологи).

-Какая группа хочет решить эту задачу?

- А как будет называться группа, которая расскажет нам о полезных ископаемых края? (геологи)

-Какая группа займется этим вопросом?

- И изучением четвертой задачи займется группа №4. Как мы её назовем? (Экологи)

- Группа экологи получите инструкцию.

-Роли в группах распределите самостоятельно.

5.Самостоятельная работа в группах по инструкции.

-Ребята, вы работаете самостоятельно. Не забывайте заполнять оценочные листы.

6. Проверка знаний.

- Проверим, что вы узнали о нашем крае.

-Географы я попрошу вас к доске. Остальные откройте атлас на с.7- новый вид карты, с которой мы познакомились. Административная карта Орловской области. ( РАССКАЗ)

- Сравните карту с атласом. Как ребята поработали?

(Группа подготовила полное. Объёмное выступление). Оцените работу в группе.

- Оцените работу группы . (Рассказ интересный, доступно рассказали0

- Что вы можете сказать о работе этой группы?

- Предоставим слово группе экологов.

-Оцените выступление группы экологов (Речь построена, материал доносился доступно. Нам было интересно).

_ Молодцы! Группы выступали хорошо. Не забывайте про свои оценочные листы.

7. Первичное закрепление

-Ребята, в конвертах проверочный тест, но не на всех. По 1 человеку от группы будут работать на рейбуках, по этим же вопросам. Подпишите тесты. Сдайте их.

- Какую оценку получили ребята, работающие на рейбуках. Эти оценки пойдут в ваши дневники.

- Возьмите свои оценочные листы и подведите итог своей работы.

-Дети. Поднимите руку у кого графа могу полностью заполнена. Вы справились с работой на уроке. Те, кто затруднялись и кому было сложно, не расстраивайтесь, мы будем продолжать работать над теми вопросами, которые вызвали у вас затруднение.

_-Какие задачи ставились в начале урока?

- Справились с поставленными задачами?

-Что нового вы узнали? (Я не знал, что нашей области есть залежи железной руды. Я не знал – теперь знаю)

СЛАЙД 12 ЗАДАЧИ

Инструкция для группы

2. Наложите прозрачный лист на карту нашего края соответственно сторонам горизонта.

3. Обведите границу Орловской области.

4.Наклейте названия областей, граничащих с Орловской областью.

5. Обозначьте областной центр город Орёл и города : Болхов, Мценск, Новосиль, Ливны, Малоархангельск, Дмитровск-Орловский.

6.Обведите реки: Ока, Зуша, Сосна.

7.Подготовьте вступление , используя полученную информацию по плану:

  • Покажи границы нашей области.
  • С какими областями граничит наш край. (назови соседей)
  • Покажи на карте и назови областной цент
  • Покажи и назови крупные районные города области
  • Какие формы рельефа характерны для нашей области
  • Какие реки протекают по территории области

8. Оцени работу в группе, используя оценочный лист.

Орловская область образовалась в 1778 году. Наша область граничит на западе с Брянской областью, на северо-западе с Калужской, на севере- с тульской, на востоке с Липецкой, на юге с Курской. В состав нашей области входит 19 районов.

Областной центр – город Орёл, крупные районные города: Болхов, Мценск (в котором м живем), Ливны, Дмитровск-Орловский, Малоархангельск, Новосиль.

Поверхность орловской области – холмистая равнина изрезанная балками ( Длинный овраг (обычно с пологими склонами, поросшими растительностью) и оврагами ( Глубокая длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли.)

В нашем крае ярко выражены все времена года.

По Орловской области протекает много рек и речек. Самая большая река Ока берет свое начало у села Александровка Глазуновского района. Её самый большой приток река Зуша. Она берет свое начало в Тульской области. Река Сосна является правым притоком реки Дон. Исток реки у деревни Федоровка в Покровском районе Орловской области.

А) карта полушарий Б) административная карта В) карта природных зон

А) Сосна Б) Зуша В) Ока

  1. Закончи предложение: Большую часть Орловской области составляют:

А) хвойные леса; Б) сельскохозяйственные угодья; В) широколиственные леса

  1. Какое животное, занесенное в Красную книгу России, обитает на территории

А) тетерев Б) выхухоль В) косуля

  1. Самое распространенное полезное ископаемое Орловской области.

А) железная руда Б) глина В) строительный камень

  1. Можно ли на юге нашей области ориентироваться по компасу?

А) да Б) нет В) не знаю

Инструкция для группы

  1. Распределить обязанности.
  2. Расположите карту соответственно сторонам горизонта.
  3. Опираясь на материал атласа Орловской области на с.21, укажите, какие леса преобладают по всей территории области.
  4. Наклейте условные знаки на прозрачный лист.
  5. Опираясь на материал атласа Орловской области на с. 22, укажите на своей карте места обитания самых распространенных животных нашей области.
  6. Используя литературу А.Ф. Кострица «Край наш Орловский с.12-21 подготовьте выступление по плану:

1. Природные зоны Орловской области.

3. Животный мир области

  1. Оцените работу в группе, используя оценочный лист.

Орловская область расположена на границе между лесной и степной зонами. Условной границей между ними служит река Ока. Лесов в нашем крае мало- 1/10 часть от всей территории. В западном и северо-западном районах Дмитровском, Хотынецком, Мценском преобладают хвойные, мелколиственные, широколиственные, а также смешанные леса. Здесь растут: дуб, береза, сосна, ель, осина, липа, ольха, черемуха, рябина, клен, ясень, дикая яблоня и груша, лещина, крушина, бересклет бородавчатый. Лесостепь встречается в основном в восточных районах и в некоторых центральных. Степная флора представлена шлемником приземистым, резухой ушастой, лапчаткой донской, солнечником узколистным, мордовником обыкновенным и др. Степи нашего края почти целиком распаханы и превращены в культурные поля.

В нашем крае обитает много различных диких животных. Самым крупным диким животным является лось. В лесах водится дикий кабан. Из хищных животных – волк, лисица, барсук. Пушные звери: белка, выдра речная, заяц-русак.

Жизнь большинства птиц Орловской области связана с лесами. Рощами. Не все птицы живут у нас круглый год. В лесах водятся : глухарь, тетерев, лесной голубь. К хищным птицам относятся: ястреб тетеревятник, сова ушастая, пустельга обыкновенная.

Инструкция для группы

  1. Распределить обязанности в группе.
  2. Используя слайды презентации и дополнительную литературу (атлас с.23) составить устный рассказ.
  1. Что такое заказники.
  2. Местоположение заказников, на территории Орловской области.
  3. Национальный парк на территории области.
  4. Какие растения охраняются в Национальном парке Орловской области?
  5. Охраняемые виды животных в национальном парке.

В) вечерница гигантская

3. Откройте атлас на с.23.Нанесите на прозрачный лист основные видовые заказники и национальный парк.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:Сформировать представления учащихся о родном крае – как части нашей Родины.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

-уметь показывать на политико-административной карте территорию Чувашской Республики;

-иметь представление о малой родине;

-иметь представление о растительном и животном мире родного края, экологических проблемах, об охране природы, его историческом прошлом, его достопримечательностях, его людях.

Познавательные: уметь осуществлять информационный поиск, сбор и выделение нужной информации из источников;

Регулятивные: определять учебную цель урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции и находить общее решение;

- положительное отношение к учению;

- умение анализировать свои действия и управлять ими;

- умение оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить с географическим положением края, с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира.

Формируемые УУД:

познавательные осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника;

коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Методы и формы организации учебно-познавательной деятельности:

частично-поисковый;
фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока: открытие новых знаний.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: настрой учащихся на урок, установка на сотрудничество.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
– Потому что сегодня хорошая погода.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?
Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице хорошая погода, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

Улыбаются друг другу и гостям.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Актуализация знаний.

Цель этапа: воздействие на эмоциональную сферу детей, вспомнить материал, изученный ранее.

- Ребята, я думаю, что вы много узнали о природных зонах России .

- Давайте проверим, так ли это.

Ребята работать вы будете в парах.

Перед вами карточка с описанием природных зон. Определите о какой природной зоне идет речь и впишите букву с правильным ответом.

1. До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да и снег скрипел под полозьями нарт. (Тундра)

2. С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю влагу из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями. (Степь)

3. Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня)

4. Снег и лёд покрывают территорию на протяжении всего года. Зимой здесь солнце совсем не показывается над горизонтом. В это время наблюдается интереснейшее явление . По небу то проносятся огромные волны красного, зелёного цветов, то появляются пылающие длинные ленты уходят в небесную бездну. Здесь люди постоянно не живут. Имеются метеостанции, где работают научные экспедиции. (Арктическая пустыня)

5. Солнце здесь стоит высоко над горизонтом и тепла достаточно круглый год. Зима очень тёплая и мягкая. Бывает, что выпадает снег, но он быстро тает. Солнце, тепло, море, лечебные грязи и целебные минеральные воды привлекают сюда людей на отдых и лечение. (Черноморское побережье Кавказа)

6. В этой зоне хорошо выражены четыре времени года. Здесь много водоёмов: ручьёв, рек, озёр. Она занимает большую часть территории России. В природе этой зоны немало красивейших уголков, которые доставляют нам эмоциональное наслаждение. Во все времена люди восхищались этой красотой, воспевали в песнях, стихах, живописи. (Лесная зона)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Такое задание мы будем с вами выполнять на ВПР.

Учащиеся работают по карточкам. Дают название природной зоне .

(Оценивают свою работу на лестнице успеха)

Личностные умения:

— проявлять интерес к многообразию природных зон России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения:

— определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение.

Самоопределение к деятельности.

Определение темы урока, формулирование цели.

Цель этапа: изучение родного края

Как вы думаете, почему наш урок начался так необычно?

- Ребята, а что же такое край?

Край- слово многозначное. Посмотрим его лексическое значение в словаре Ожегова.

- Какие утверждения для нас подходят?

Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел на странице 135 учебника.

О чудесном нашем крае

О прекрасном милом крае,

Где мы все живём!

- Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей)

(Вывешиваются задачи на доску)

Ребята, посмотрите на план.

(по этому плану мы говорили с вами изучая природные зоны)

- На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие – на следующем уроке.

(Потому что говорить мы сегодня будем о родном крае)

Дети находят определения к слову край

Читают название раздела, высказывают предположения.

- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас?

Регулятивные умения:

— понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

— выполнять учебное задание в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Решение проблемной ситуации.

Цель – формирование у учащихся представлений о родном крае

-Посмотрите на доску. Что вы видите? Чего не хватает на карте?

-Мы будем узнавать больше о своем родном крае, говорить о природной зоне в которой находится наш край, о его климатических условиях и заполнять карту. Выполнять работу мы будем в группах.

Ребята , давайте вспомним правила работы в группе.

У каждой группы на столах в конвертах лежат задания и дополнительная литература. Сформулируйте задание своей группы.

2 группа познакомит нас с растительным миром Оренбуржья;

3 группа расскажет нам о животном мире Оренбургской области.

Ответы детей

Дети определяют задачи группы.

Предметные умения:

— рассказывать о природе родного края и определять его местоположение на карте;

— рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире;

— рассказывать о приспособленности растений и животных к условиям жизни;

— рассказывать об экологических проблемах;

— составлять цепи питания, характерные для нашего края;

Физкультминутка

-сохранить здоровье детей

(после подготовки групп)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два. Три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Учащиеся повторяют движения за учителем.

Работа по новой теме.

Цель: уметь представить самостоятельно добытую информацию.

Представление информации группами учащихся.

-Ребята будьте внимательны, после выступления вам нужно будет ответить на вопросы.

Узнаем о богатстве растительного мира Оренбургской области.

Ребята 2 группы познакомят нас с животным миром.

- Узнаем, какие достопримечательности есть в нашем крае.

- А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о полезных ископаемых и водных ресурсах Оренбуржья.

(зарядка для глаз. Граница области)

Учащиеся выполняют работу в группах.

Ученик с помощью учителя прикрепляют на настенную карту материал.

Предметные: уметь находить на карте свой регион;

- характеризовать свой край по плану;

Метапредметные:работать в паре с картой, определять свой край, составлять рассказ по плану.

Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем.

Закрепление изученного материала.

Цель: уметь работать с картой .

Ребята , а теперь нам предстоит выполнить практическое задание. Перед вами карта с заданиями.

(после выполнения задания)

Ребята, каждый передайте свою карту с выполненным заданием соседу с права.

Проверим выполненную работу по эталону и оценим по 10 бальной шкале. каждое правильно выполненное задание -1 бал.

(кто сколько набрал баллов)

Дети работают с картой индивидуально

Личностные: желание приобретать новые знания и умения;

Коммуникативные: правильно формулировать собственные мысли.

Подведение итогов.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Домашнее задание.

Нашли ли мы ответы на вопросы поставленные в начале урока?

Домашнее задание будет разноуровневым:

1)нарисовать рисунок Мой край по разделам которые изучили.

2)составить рассказ об одной достопримечательности города или области.

Цель: выявить степень заинтересованности темой урока.

1. На уроке я работал …

2. Своей работой на уроке я …

3. Урок для меня показался …

4. Материал урока мне был

Устные ответы детей

Коммуникативные УУД:

Формировать ответы на вопросы

Личностные УУД:

Формирование ценностного отношения к полученным знаниям

Регулятивные: учиться делать самооценку своей деятельности на уроке

Читайте также: