Скачать конспект урока музыки мастерская литератора

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.

Задачи урока:

формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;

расширение представлений о жизни композитора Г.В. Свиридове и о его музыке.

формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;

развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;

развитие образного мышления.

определение значимости роли музыки в жизни человека;

воспитание чувства любви к Родине;

воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Тип урока: комбинированный урок

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты

развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России.

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.

умение размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

умение определять проблему, ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;

умение анализировать собственную учебную деятельность;

умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе урока.

умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы, наблюдать за музыкой;

умение дать характеристику, выделить основные особенности музыкального жанра.

расширение музыкального и общего культурного кругозора;

воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.

смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

развитие общих музыкальных способностей.

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

умение находить общее решение, учитывать разные мнения.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

Музыкальное приветствие

Учитель поет начало приветствия:

Слышен в школе перезвон.

Проверка готовности к уроку

Учитель предлагает сесть и проверить свое рабочее место.

Садитесь, пожалуйста, на свои места. Внимательно посмотрите на свое рабочее место, проверьте готовность к уроку.

Дети поют окончание приветствия:

Прозвенел для нас звонок,

Садятся и проверяют свою готовность к уроку.

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование ответственного отношения к учению.

- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля.

- исполнение песен разного характера и содержания.

Актуализация ранее полученных знаний, проверка д/з

Предлагает послушать музыку, задает вопросы.

В первом полугодии мы рассматриваем связь двух видов искусства: музыки и литературы.

Наша задача в этом полугодии, исследовать, что объединяет эти два вида искусства.

Итак, давайте представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание. Послушайте его внимательно.

Что для этого нам необходимо сделать?

Что можно сказать об этом композиторе?

Какой страны этот композитор?

О чем он хотел нам рассказать?

Почему вы так решили?

Как он относился к Родине?

Кто исполнял это произведение?
Кроме музыки вы слышали поэтический текст. Это послание - соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта.

Ребята, а мы уже встречались с творчеством Г.В. Свиридова раньше?

Проверяет выполнение д/з.

Дома вы должны были изобразить рисунок к этому произведению.

А с творчеством Игоря Северянина?

Сесть удобно, не заниматься посторонними делами, стараться понять, о чем это послание.

Это русский композитор, потому что он в своей музыке рассказывает о России, о ее природе.

Он любил свою Родину.

Ее исполнил хор.

Дети показывают рисунки к этой музыке, которые готовили дома.

- осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России;

- умение внимательно слушать;

- учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

- умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы, наблюдать за музыкой;

- умение дать характеристику, выделить основные особенности музыкального жанра.

- расширение музыкального и общего культурного кругозора;

- воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию.

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.

Предлагает вспомнить и объяснить значение пословиц.

Знакомы вам такие пословицы:

О чем они? Кто такой мастер?

Учитель обобщает ответ учащихся:

Есть несколько значений этого слова:

Мастер – квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом.

Это специалист, достигший высокого умения, мастерства, искусства в какой-либо области.

Прочитайте тему сегодняшнего урока.

О каком мастере пойдет речь сегодня на уроке?

Можно его считать мастером? Почему?

Какая будет цель и задачи нашего урока?

Где вы сможете применить полученные знания?

Да, эти пословицы о мастере.

Дают ответ, кто такой мастер.

Читают тему урока, определяют цель урока.

О композиторе Г.В. Свиридове.

Да. Он сочинял красивую музыку.

Мы будем искать взаимосвязь между музыкой Г.В. Свиридова и литературой. Продолжим знакомство с его музыкой, узнаем новые произведения, будем продолжать развивать умение петь красиво и выразительно.

Мы научимся лучше понимать музыку и литературу, будем больше знать о культуре нашей страны, будем духовно и культурно развитыми, сможем делиться своими знаниями с другими.

- умение определять проблему, ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;

- учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Первичное усвоение новых знаний.

Знакомит с информацией по теме. Основная тема произведений Г.В. Свиридова – тема Родины.

Но с чего начинается любовь к стране?

Работа с учебником. Прочитайте самостоятельно фрагмент рассказа, ответьте на вопрос:

Найдите в тексте и прочитайте ответ на вопрос:

Что открыл для себя писатель, когда побывал на родине композитора?

Что повлияло на творчество композитора?

Слушают и запоминают.

Читают самостоятельно в парах и дают ответ на вопрос.

О музыке, о природе, о России, о композиторе.

Находят и читают последний абзац.

Воспоминания о Родине.

- осознание своей национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия России;

- воспитание в себе бережного отношения к Родине.

- учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

Исполнительская деятельность, контроль и обсуждение своего исполнения, коррекция.

Вокально-хоровая работа.

Здесь упоминается о колоколах.

Что такое колокол?

Что он значит для русского человека?

Когда и как может звучать колокол?

С чего начнем исполнение?

Предлагает определить критерии оценивания.

По каким критериям мы можем оценить свое исполнение?

Рассказывают о колоколах, вспоминают, когда, как и где они звучат.

С разминки и повторения.

Выполнение упражнений для дыхания и распевание, повторение мелодии и текста песни.

Исполнение классом и по группам.

Оценивание своего исполнения, учитывая выразительность, внимательность.

- осуществлять контроль и оценивание своих действий по результату и способу действий;

- владение музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;

- расширение музыкального и общего культурного кругозора;

- развитие общих музыкальных способностей;

- учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Продолжение усвоения новых знаний.

Знакомит детей с новым произведением. А теперь давайте познакомимся с новым произведением Г.В. Свиридова и исследуем его. Запишите название в тетрадь.

Самостоятельно в своих тетрадях подберите и запишите слова, которые больше всего подходят к этому произведению. Что у вас получилось?

Но разве это вокальное произведение?

А кто же тогда здесь поет вместо человека? Какой музыкальный инструмент?

Звучание скрипки очень напоминает голос человека. Значит, она поет романс.

Предлагает оценить себя.

В России когда-то любили петь романсы.

Оцените себя как исследователя, все ли вы сделали правильно? Внимательно ли слушали музыку, совпали ваши слова с эталоном? Помните ли вы что такое романс и скрипка?

Записывают в тетрадь слова, например: красивая, нежная, медленная, плавная.

Затем читают и сравнивают с эталоном.

Дают определение романс.

Романс – это вокальное музыкальное произведение, в котором раскрываются чувства человека, главную роль в романсе играет голос, а инструмент-второстепенную.

Нет, потому что здесь отсутствует голос человека.

Оценивают свою работу.

В тетради ставят:

! – если все отлично

!? – если хорошо, но есть недочеты

? – если не достаточно хорошо

Информация о д/з

Предлагает подумать о том, какое домашнее задание можно выполнить, чтобы закрепить знания.

Что вы могли бы сделать дома, чтобы закрепить знания, полученные на уроке?

Предлагают варианты д/з.

- осуществлять контроль и оценивание своих действий по результату и способу действий;

- умение анализировать собственную учебную деятельность;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;

- умение выражать свои мысли,

- умение находить общее решение, учитывать разные мнения;

- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

В группах по 4-5 человек заполните схему (прил. 1), по которой вы сможете рассказать о Г.В. Свиридове и его творчестве.

Расскажите о композиторе по схеме.

В чем заключается взаимосвязь музыки Г.В. Свиридова и литературы?

Довольны ли вы результатами своего труда на уроке? Почему?

Мы с вами решили все поставленные задачи?

Дайте оценку своей работы.

Всем спасибо за урок, вы молодцы!

Объединяются в группы и заполняют предложенную учителем схему.

Каждая группа рассказывает , что ей удалось сделать и что получилось.

Дети дают оценку своей работы на уроке.

Использованная литература

Алексеева Л.Л Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение,2013. – 96с.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 5кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.:Просвещение, 2011.

Петруленков В.М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы. – М.:ВАКО, 2015. – 112с.

Сергеева Г.П. Уроки музыки: 5-6 кл.: пособие для учителя/Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011. – 205с.

Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.

  • Обучающие :
  • формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;
  • развитие чувства художественного слова;
  • знакомство с новыми произведениями искусства;
  • расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.
  • Развивающие :
  • формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;
  • развитие исследовательских способностей;
  • развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;
  • развитие образного мышления.
  • Воспитательные :
  • привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,
  • определение значимости роли музыки в жизни человека;
  • воспитание чувства любви к Родине;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Компьютер, видео ряд к музыкальному произведению, видео ряд с портретами композитора Г.В.Свиридова, портрета писателя В.П.Астафьева, портрета поэта С.Есенина; видео ряд родных мест Г.В. Свиридова и Е.А.Есенина.

Табл № 2 Планируемый результат

1. Вести диалог по теме, соблюдая нормы речевого этикета.

2. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них; знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

3. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью; узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные УУД: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока.

Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей; освоение ознакомительного, поискового чтения;

Коммуникативные УУД: выражать и аргументировать свои предпочтения и отрицания, используя новые понятия; уметь задавать вопросы.

Табл. № 3 Организация пространства

Ресурсы (пример: учебники, пособия, литература, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор) и т.п.)

Индивидуальная, групповая, фронтальная.

- Компьютерная презентация материала.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1 этап – Мотивационный

– Как он относится к Родине?

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: общеучебные-формулирование темы урока

2 этап - Осмысления новой информации

-Я думаю, что вам хорошо известен этот поэт.

-Послушайте несколько фрагментов самых известных стихов этого поэта.

(Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…)

Итак, давайте вслушаемся…

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…

Учащиеся предлагают варианты, например:

Характер – тревожный, решительный
Лад – минор
Темп – умеренный
Динамика – яркая.
Мелодия – скачки, нет плавности

У . – …Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака…

– Будет ли изменяться музыка? Как?

Учащиеся предлагают свои варианты.

Характер – решительный, но более спокойный
Лад – минор
Динамика – яркая
Мелодия – более распевная.

…А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.

У . – Какой возникает образ? Как он изображается в стихах? Как его изобразить в музыке?

Варианты учащихся, например:

Темп – более быстрый
Лад – минор
Мелодия – развитая, с изгибами, более плавная
Ритм – четкий.

…Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней…

Варианты учащихся, например:

Характер – более мягкий
Динамика – тихая, не громко
Мелодия – без скачков, протяжная
Темп – спокойнее.

…А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

– Как изменяются образы, как изменяется их характер?

Варианты учащихся, например:

Ритм – четкий
Характер – жесткий, тревожный
Мелодия – решительная
Динамика – яркая, звучит громко
Темп – быстрый.

…И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца, ясная
Красавица весна, красавица весна.

У . – Как заканчивается стихотворение С. Есенина? Как это передать в музыке?

Темп – спокойный
Динамика – тихая
Ритм – менее четкий
Лад – мажор.

У . – Музыка постоянно изменяется. Как?
У-ся – (Контрастно). От яркой динамики до спокойной, изменяется характер.
У . – Кто будет исполнять?
У-ся – (Смешанный хор)
У . – Какие тембры голосов и где будут использованы? Нужен ли нам оркестр?

Ответы на вопросы учителя.

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания, планирование учебного сотрудничества

Учатся слушать и производить анализ прослушанного в свете темы, попытка классифицировать;

действия постановки и решения проблем; учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

– Чем пользуются композиторы, создавая музыкальный образ?
– Какие средства вы знаете?

(Выписать на доску: динамика, ритм, темп, интонация, мелодия, характер, тембр, лад…)

Итак, давайте вслушаемся…

Работа с текстом.

– Музыка постоянно изменяется. Как?
– Кто будет исполнять?
– Какие тембры голосов и где будут использованы? Нужен ли нам оркестр?

3 этап - Включение в систему знаний и повторение

-Давайте послушаем, совпадет ли ваш вариант с версией композитора Г.В.Свиридова.

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Учатся определять интонационное сходство, единство средств выразительности двух видов искусства.

4 этап - Рефлексия

– Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений из реальной жизни.

Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства.

– Основная тема произведений – тема Родины. Но с чего начинается любовь к стране? …С малой родины – с любви к маме, к дому, друзьям…
– Спасибо, ребята, за активную работу, за ваши откровенные размышления.

Ответы на вопросы. Самоанализ.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий

Личностные: формирование самооценки, самоуважения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта урока по теме "Живописность в музыке". 5 класс

Технологическая карта разработана для урока, реализующего формирование УУД. В ней подробно спланированы деятельность учителя и учащихся с учетом требований ФГОС с применением проблемно-творческо.

Урок в 5 классе ФГОС по музыке. Тема урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

В классе 13 учеников. Разделились на 4 группы, которые выполняют задания по карточкам. В каждой группе выбран учитель, который оценивает работу группы. Для выразительного чтения, заранее д.


Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" ( 6 класс)

Технологическая карта урока литературы "Русские поэты 20 века о Родине" (6 класс).

Разработка урока "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"

Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А. Н. Серов г.


Технологическая карта урока в 6 классе " Джаз-музыка XX века".

Технологическая карта урока в 6 классе по теме " Джаз-музыка XX века". Цели, задачи, ход урока.

Тема урока : Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Цель: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения;активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на о.

Презентация к уроку " Писатели и поэты о музыке и музыкантах "

Цель: Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения;активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на о.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Творческие мастерские Литератора Художника Композитора Пименова Н.С. Учитель.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Творческие мастерские Литератора Художника Композитора Пименова Н.С. Учитель.

Творческие мастерские Литератора Художника Композитора Пименова Н.С. Учитель музыки ГБОУ гимназия №1577 5 класс

Источники Иллюстрации: К. Зеленцов "Мастерская художника Петра Васильевича Ба.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 077 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.09.2015 2285
  • PPTX 47.7 мбайт
  • 52 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пименова Надежда Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Оборудование:

мультимедийный проектор, экран;

фортепиано, учебник и творческая тетрадь;

презентация к уроку;

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Организация начала занятия.

Встали ровненько, красиво.

Посмотрю-ка я на вас!

Молодцы, все встали прямо.

Ах, какой хороший класс!

По приветствуем друг друга, с музыкальным инструментом

Здесь затеи и задачи,

игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю вам удачи.

За работу, в добрый час!

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

-Я очень рад новой встрече с вами. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня мы продолжим этот разговор .Наш урок я хочу начать с таких стихотворных строчек Е. Растопчиной:

Какая власть сравниться с властью их?

Друг с другом мы через слова и звуки

Любовь, вражду – все облекаем в них.

В словах и звуках вечный ключ сердец!

-О чем говорит нам поэтесса?

В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?

Самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества- песня. Именно на примере песни становятся очевидными сходство и различие между литературной речью и речью музыкальной.

Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.

принятие учебной задачи.

умение ориентироваться в своей системе знаний

Подготовка к основному этапу занятия.

Повторение изученного материала.

-Когда (в каких случаях)люди поют?

Главным жанром вокальной музыки является песня, потому, что песня неразлучна с человеком. Чтобы не происходило в нашей жизни, всегда рядом песня.

Послушайте и назовите название песни

Слушая эту песню, мы понимаем, как много можно высказать в одном небольшом произведении

-Какие чувства вызывает у вас эта песня? (Любовь к Родине, нежность)

Можно ли однозначно сказать, что важнее в этой песне – слова или мелодия? Почему?

Регулятивные: принятие учебной задачи.

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке

высказывать своё предположение

Изучение новой темы.

Песня – душа народа. в ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов.

Хорошая песня – целый мир: иногда она трогает душу сильнее, чем самое серьезное и сложное сочинение. Песня поддерживает человека в его радостях и невзгодах, утешает в трудную минуту. Так писал о песне русский поэт 19 века Иван Суриков: а прочитает нам эти стихотворные строки Сережа:

Как кому на свете

Жизнь дает для песни

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.

Даст ли день раскошный

Тьму ли без рассвета-

В песне у поэта

Тоже можно сказать и о песне народной. Все, что волнует, окружает нас, как в зеркале отражается в народном творчестве.

Песня русская в березах, в хлебах-

На покосах, на морозах.

На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины.

Каждый слушать их готов.

Сколько песен у России-

Сколько во поле цветов!

Кто сложил ее, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова ее простые

Душу трогают до слез

Столько песен из России.

Сколько в рощицах берез.

Словно музыка степная

Золотая рожь встает

В полный голос слышен колос –

Это Родина поет!

Песни русские такие,

Что охота подпевать…

Столько песен у России –

Никому не сосчитать.

Что же хотел поэт донести до нас своими поэтическими строками?

( русская песня рассказывает о жизни русских людей, то что она душевная и добрая, что песен много их не сосчитать)

Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей, рассказывала об их праздниках и буднях. Персонажи русской песни пашут, сеют, собирают урожай, строят дома, растят детей, защищают Родину. На уроках музыки вы неоднократно знакомились с народной музыкой и народными песнями. Вспомните жанры народных песен.

Познавательные УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний:

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке

высказывать своё предположение

2.Слушая песни, определите к какому в жанру она относится и исправьте в таблице ошибки.

Назови песни

1.Во поле береза стояла

2.Солдатушки, браво, ребятушки!

3.Лебедин мой, лебедин

Познавательные УУД:

умение ориентироваться в своей системе знаний:

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Не смотря на то, что песен так много, и все они такие разные, есть главная черта, особенность, объединяет все русские песни. Назовите ее. (На доске слово из разбросанных букв ) ПВЧЕЕСУЬТ (Певучесть)

- А теперь пора отдохнуть.

« Та –Та два кота,(показывают пальчики)

Два ободранных хвоста,(показывают рукой)

Серый кот в чулане,

Все усы в сметане,( показывают где усы)

Черный кот полез в подвал,(изображают кота, как полез)

Мы старались, мы считали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.

(Дети поднимают руки, потягиваются.)

Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас. Детей.

(Дети машут руками, прогоняют тучку.)

Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.

(Дети поворачивают головы влево, вправо, вверх, вниз.)

умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Формирование практических навыков. Итог урока. Оценивание детей.

Обобщение и систематизация знаний.

Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами

-Верите ли вы, что есть много жанров русской песни?

-Верите ли вы, что русская песня поется только хором?

- Верите ли вы, что в песне объединились несколько видов искусства? ( Да, поэзия и музыка)

Народная песня – это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне –то могуча,

Широка и глубока

И свобода, и гремуча,

И привольна, и звонка!

Солисты Акатьева Анна и Ржевская Вика исполняют куплеты, а мы все вместе припев.

1.Моя земля, Отечество святое

Я шлю тебе свой пламенный привет

Леса и реки, небо голубое -

И ничего прекрасней в мире нет

Россия –Родина моя!

Одна на свете ты такая.

Родная русская земля

Твои любимые мы дети.

2.Тебя всегда мы защитить умеем

И если вдруг настанет трудный час

Твоих врагов мы снова одолеем

Россия – мать надеется на нас.

Россия –Родина моя!

Одна на свете ты такая.

Родная русская земля

Твои любимые мы дети.

умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и следовать им.

оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Отработать полученные знания на примерах

Дать мотивацию на успех учащихся.

- Регулятивные:

проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Контроль и самопроверка знаний.

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке

высказывать своё предположение


Вы считаете, что урок прошёл

для вас плодотворно, с пользой.

Вы научились и можете помочь другим.


но вам ещё нужна помощь.


Вы считаете, что было трудно на уроке, вы не усвоили тему.

- Я очень рада, что сегодняшний урок прошел с пользой для вас.

- Я всех вас благодарю за урок.

1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Музыка. 5-7кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2009.

2. Учебное пособие 5-7 класс Сергеева Г.П., Критская Е.Д., - М Посвещение 2011.

3. Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. – Ярославль: Академия развития, 2007.

5. Ресурсы сети интернет:

У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами,
Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать тесную взаимосвязь музыки и литературы на конкретных примерах.

Задачи урока:

Музыкальный материал:

Оборудование: синтезатор, фортепиано, дудочка, скрипка.

Ход урока:

- На уроках первой четверти мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Теперь посмотрим, только ли музыке нужна литература, или литературе так же нужна музыка?

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

- Так поэт подчеркнул близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь.

- Музыкальные инструменты, которые я приготовила, помогут Олегу почувствовать себя артистом, он сыграет роль музыканта – чародея.

(Один учащийся выразительно читает сказку, другой, в белорусском народном костюме, точно имитирует игру на дудочке и скрипке, учитель озвучивает на синтезаторе. Ребята были заранее подготовлены учителем.)

«Жил - был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают.

Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая – то пролилась ему на сердце, какая – то неведомая сила подхватила его и несёт всё выше и выше – в чистое небо к ясным звёздам. И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант – чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта – чародея, переставали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шёл, двадцать голодных волков.

Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка.

Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.

(Звучит вся мелодия А.Аладова).

Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись… Вот какой был музыкант – чародей.

- На каких инструментах играл музыкант?

- Кто их смастерил? Как мы называем инструменты, которые простыми людьми? (народные)

Учитель подводит итог ответам учеников:

- А как вначале звучала скрипочка? (напряжённо, взволнованно, страдая).

-Почему? Как вы думаете, что чувствовал музыкант? (стыд за людей, которые совершили такой низкий поступок).

-Какой была душа музыканта? (светлой).

- Поэтому и музыка его была прекрасной!

- Эту сказку много лет назад сочинил белорусский народ. Для её музыкального оформления я , конечно, использовала белорусскую музыку. Можем ли мы узнать из этой сказки, как белорусский народ относится к музыке? Недаром белорусская земля славится замечательными певцами. Кого вы можете назвать?

-А русский народ мог бы сочинить такую сказку? Докажите…(Вспомните былину, в которой даже дочь Морского царя не смогла остаться равнодушной, слушая русские песни).

- Сочинил бы белорусский народ эту сказку, если бы не было музыки?

- Правильно, потому что музыка в ней – главное действующее лицо!

2. Третий куплет проговариваем стихами.

- Кто хочет выразительно прочитать куплет?

-Какой вариант вам больше нравится: когда мы просто читаем эти стихи, или когда поём их? Почему?

- Они становятся более яркими и эмоциональными. Потому что поэт Луговой сочинил их для того, чтобы они стали песней.

3. Исполнение под фортепиано.

4. Исполнение под фонограмму на синтезаторе.

1. Проговаривание слов III куплета.

2. Работа над динамикой в припеве.

3. Исполнение песни, затем исполнение с солистами.

- Видите. Какой силой обладает музыка, даже в годы войны люди не представляли себя без неё!

Итог: - Нужна ли музыка литературе?

Оценки за урок. Начать с мальчика, который играл роль музыканта.

Цель урока: показать тесную взаимосвязь музыки и литературы на конкретных примерах.

Задачи урока:

довести до сознания ребят, что музыка обогащает литературу;

показать, как снизилось бы эмоциональное воздействие песни, если бы стихи остались бы просто стихами;

показать силу воздействия музыки на живую природу и человека;

воспитывать чувство любви к народному творчеству;

Музыкальный материал:

Оборудование: синтезатор, фортепиано, дудочка, скрипка.

- На уроках первой четверти мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Теперь посмотрим, только ли музыке нужна литература, или литературе так же нужна музыка?

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

- Так поэт подчеркнул близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь.

- Музыкальные инструменты, которые я приготовила, помогут Олегу почувствовать себя артистом, он сыграет роль музыканта – чародея.

(Один учащийся выразительно читает сказку, другой, в белорусском народном костюме, точно имитирует игру на дудочке и скрипке, учитель озвучивает на синтезаторе. Ребята были заранее подготовлены учителем.)

«Жил - был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают.

Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая – то пролилась ему на сердце, какая – то неведомая сила подхватила его и несёт всё выше и выше – в чистое небо к ясным звёздам. И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант – чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта – чародея, переставали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шёл, двадцать голодных волков.

Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка.

Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.

(Звучит вся мелодия А.Аладова).

Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись… Вот какой был музыкант – чародей.

- На каких инструментах играл музыкант?

- Кто их смастерил? Как мы называем инструменты, которые простыми людьми? (народные)

Учитель подводит итог ответам учеников:

- А как вначале звучала скрипочка? (напряжённо, взволнованно, страдая).

-Почему? Как вы думаете, что чувствовал музыкант? (стыд за людей, которые совершили такой низкий поступок).

-Какой была душа музыканта? (светлой).

- Поэтому и музыка его была прекрасной!

- Эту сказку много лет назад сочинил белорусский народ. Для её музыкального оформления я , конечно, использовала белорусскую музыку. Можем ли мы узнать из этой сказки, как белорусский народ относится к музыке? Недаром белорусская земля славится замечательными певцами. Кого вы можете назвать?

-А русский народ мог бы сочинить такую сказку? Докажите…(Вспомните былину, в которой даже дочь Морского царя не смогла остаться равнодушной, слушая русские песни).

- Сочинил бы белорусский народ эту сказку, если бы не было музыки?

- Правильно, потому что музыка в ней – главное действующее лицо!

2. Третий куплет проговариваем стихами.

- Кто хочет выразительно прочитать куплет?

-Какой вариант вам больше нравится: когда мы просто читаем эти стихи, или когда поём их? Почему?

- Они становятся более яркими и эмоциональными. Потому что поэт Луговой сочинил их для того, чтобы они стали песней.

3. Исполнение под фортепиано.

4. Исполнение под фонограмму на синтезаторе.

1. Проговаривание слов III куплета.

2. Работа над динамикой в припеве.

3. Исполнение песни, затем исполнение с солистами.

- Видите. Какой силой обладает музыка, даже в годы войны люди не представляли себя без неё!

Итог: - Нужна ли музыка литературе?

Читайте также: