Конспект уроку пушкін вступ до поеми руслан і людмила
Обновлено: 05.07.2024
Русская литературная сказка создавалась авторским замыслом, восприняв духовный опыт, идеалы, представления о добре и зле русской народной сказки. Основные отличия фольклорной и литературной сказок: фольклорная сказка не имеет строго устоявшегося текста, каждый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в неё или убрать. Литературная сказка всегда записана и её вид неизменен.
Лукоморье – старинное народное название берега залива или бухты.
Чреда (череда) – ряд лиц, живых существ, однородных предметов, явлений, событий и т.п., движущихся, следующих один за другим, сменяющих друг друга по очереди.
Дол – низменность, природная впадина различного вида на земле, долина.
Чахнуть – томиться, мучиться от чего-либо, дряхлеть, худеть и слабеть.
Пролог – это вcтyпитeльнaя (нaчaльнaя) чacть литepaтypнo-xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния, кoтopaя пpeдвapяeт oбщий cмыcл, cюжeтнyю ocнoвy или ocнoвныe мoтивы пpoизвeдeния, или жe кpaткo излaгaeт coбытия, кoтopыe пpeдшecтвyют глaвнoмy coдepжaнию.
Список литературы
Обязательная литература:
Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256
2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
По воспоминаниям сестры поэта Ольги, их няня Арина Родионовна была большая мастерица рассказывать сказки, былины, петь песни и сыпать прибаутками. Разумеется, Пушкину эти истории запали в душу. Позже он создал на основе народных сказок, услышанных от няни, свои стихотворные произведения. Одной из первых была поэма про Руслана и Людмилу. Автор хотел создать новый тип поэмы, которая не уступала бы героической поэме по своему содержанию и значению.
И вот в 1828 году появляется поэма, которую предваряет пролог.
Пролог – это вcтyпитeльнaя (нaчaльнaя) чacть литepaтypнo-xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния, кoтopaя пpeдвapяeт oбщий cмыcл, cюжeтнyю ocнoвy или ocнoвныe мoтивы пpoизвeдeния, или жe кpaткo излaгaeт coбытия, кoтopыe пpeдшecтвyют глaвнoмy coдepжaнию. По большому счёту – эта часть поэмы исполнена в лучших традициях сказочной присказки.
Здесь поэтом дан обзор русских народных сказочных мотивов и образов (учёный кот, который ходит по цепи и рассказывает сказки). И Пушкин представляет читателям свою поэму как одну из сказок, рассказанных учёным котом.
Итак, вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Как мы знаем, сказочники начинали своё повествование с присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на нужный лад, создавала особую волшебную атмосферу.
Пушкин начинает своё произведение описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса.
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит…
Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба Яга и Кощей Бессмертный, олицетворяющие зло.
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету.
Теоретический материал для углубленного изучения
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей,
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Выделение цветом
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных
Выбор элемента из выпадающего списка
Задание: выберите верный вариант из списка
берег залива или бухты
место, где растет лук
место, где растут дубы
берег залива или бухты
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
во 2 классе
Составила Зорина Нина Владимировна
Учитель начальных классов
В рамках методической недели.
- дать первоначальное представление о сказочной поэме;
- дать первоначальное представление о сказочной поэме;
- дать первоначальное представление о сказочной поэме;
- создать условия для развития интереса к творчеству поэта;
- формировать навык выразительного чтения стихов;
- закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз;
- формировать навык исследовательской деятельности со словами ;
- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству ;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- развивать позитивную самооценку учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, групповая, индивидуальная.
Личностные универсальные учебные действия
– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,
- планировать и контролировать этапы своей работы;
Познавательные универсальные учебные действия
– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
Личностные универсальные учебные действия
– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;
– стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,
- планировать и контролировать этапы своей работы;
Познавательные универсальные учебные действия
– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями
– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
– уважать мнение собеседников;
– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
Тип урока: открытие новых знаний словарь С. И. Ожегова,
1. Организационный момент.
Психологический настрой на работу.
– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!
Давайте сформулируем цели нашего урока.
- Мы будем учиться…
- Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Предположения детей)
- Прочитайте на с. 83 с чем мы познакомимся в этом разделе?
-Чему мы научимся?
I ІІ .Работа по теме урока
1. Рассказ учителя
- Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.
У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы, ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С. Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Пушкина занималась его няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2 детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать.
- Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя о А.С. Пушкине.
2 . Чтение статьи
( Учащиеся читают авторский текст на с. 84.)
3.Чтение отрывков
(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А.С.Пушкина)
Прочитайте отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.
І V .Физкультминутка
V .Продолжение работы по теме урока
- Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему .
2. Словарная работа.
- Что такое лукоморье ? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.
- Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
- о заре – на заре.
- Почему воды названы ясными? (Прозрачные).
- пленяет – берёт в плен.
- тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
- чахнет – сохнет, худеет.
3. Техника чтения.
- А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.
У ЛУ-КО-МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ
- Какой картиной начинается отрывок из поэмы?
-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)
- Прочитайте описание этой картины.
- А что дальше, впереди? (Леший)
- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?
-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?
- Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?
- Как понимаете невиданные звери?
- Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?
- Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?
- Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)
- Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?
-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)
- Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)
-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку от непрошенных гостей)
-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.
- Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)
- Кто не даёт творить зло перед народом?
-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?
- Почему ступа идёт , бредёт сама собой?
- Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)
-Найдите в тексте строчку:
- Найдите в строке родственные слова?
- Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?
-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)
-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)
-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?
-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.
5. Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:
-Каким же поэт изобразил лукоморье?
- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
- Что особенно понравилось и почему?
6 . Чтение по цепочке до первой ошибки.
- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?
- Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С. Пушкин?
- Что вы можете сказать о второй части?
- Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
6. Выразительное чтение учащимися отрывка
- Как нужно читать это стихотворение?
Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.
VI . Итог урока. Рефлексивная деятельность.
Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой?
- Что бы хотели выполнить ещё раз?
Оценки за урок
Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы:
1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
2) разобрались с темой урока;
3) умеете применять свои знания.
(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).
VII Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок, нарисовать понравившееся чудо.
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 станицы Балковской муниципального образования Выселковский район
Учебный предмет:литературное чтение
Фамилия имя автора: Сырцева Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Цели и задачи урока.
Образовательные:
-формировать устойчивый интерес к чтению произведений А.С.Пушкина;
-познакомить учащихся с жизнью поэта;
-расширить и систематизировать знания детей о творчестве А.С.Пушкина;
-учить анализировать, сопоставлять, рассуждать;
-учить составлять неполную партитуру стихотворения и читать выразительно;
-расширять знания детей об истории нашего края.
Развивающие:
-развивать память, речь учащихся, обогащать словарный запас;
-развивать познавательную активность учащихся путём использования ИКТ;
-развивать умения использования информационных технологий в процессе обучения;
-развивать фонематический слух;
-развивать умения сомооценивания ребёнком самого себя.
Воспитательные:
-создавать на уроке благоприятную эмоциональную среду;
- прививать любовь к чтению;
-воспитывать культуру общения на уроке, работая в паре;
-воспитывать интерес к истории Краснодарского края;
-воспитывать интерес к предмету через применение на уроке ИКТ.
Планируемые результаты
Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 2. Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.
Регулятивные: 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. 2.Адекватно оценивать свои достижения. 3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные: 1.Осознавать познавательную информацию. 2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию. 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами. 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму. 5.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.
Коммуникативные: 1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Виды работы с использованием ПК классмейт: работа в локальной сети (транслирование экрана, групповой чат, экзамены и тесты)
1. Закрепить изученный материал по средством работы над текстом, используя карточки, музыкальную композицию , коррекционные задания по произведению .
2. Развивать устную связную речь, память, внимание, воображение на основе анализа поэмы;
3. Воспитывать интерес к чтению.
Предварительное домашнее задание: выписать устаревшие слова, заменить современными.
1. Организационный момент.
Давайте же немного тепла и света передадим нашему классу.
Урок наш будет необычным, сказочным и поэтичным. Я желаю вам успехов на уроке!
2. Введение в тему
Взгляните на портреты, которые висят на доске ( Портреты Жуковского, Арины Родионовны, Пушкина). Чьи портреты вы видите? Что связывает этих людей?
Арина Родионовна – крепостная крестьянка, няне великого поэта, сказочница, вдохновитель Пушкина, которая смогла привить ему любовь к народному творчеству, русской старине.
Чтобы с нами ничего не приключилось в пути, мы должны правильно и культурно вести себя. Мы не должны кричать, перебивать говорящего. Ответы должны быть полными.
4. Работа по теме. Путешествие.
- Что увидели, что услышали.
(Краткий пересказ по поэме)
- В какие моменты вы особенно переживали?
- Назовите героев поэмы (Фарлаф, Ратмир, Рогдай, Руслан, Людмила, князь Владимир, Старец, Старуха Наина, Черномор, Голова)
2 слайд. Деревня Теоретиково. (Проверка домашнего задания) Задание: Замените устаревшие слова, которые встречаются в поэме, современными.
Брег-берег, меж – между. Пред – перед. Взор – вид, брада – борода, зрит – видит, боле – больше, глас – голос, младая – молодая, чертог – дворец, фимиам – запах, хладеют – стынут, перси – грудь, риза – богатая одежда, очи – глаза, уста – рот, десница – рука, что есть мочи – что есть сил.
3-4 слайд. Деревня Портретово.
Задание в таблице соотнести: узнайте по чертам характера имя героя (ученики читают задание)
Храбрость, прямодушие, честность, верность в любви и слове.
Чувствительность, прелесть, скромность, немного ветреность.
- Одержимость страстью к Людмиле.
- Кто из них положительные герои, а кто отрицательные?
Станция Событийново.
– Пронумеруйте события, обозначенные цитатами, в порядке их следования в пушкинской поэме “Руслан и Людмила”. – задание на карточках в паре.
5 слайд. Сюжетная линия “Руслан в поисках Людмилы” 1 ряду:
1. “Но вдруг перед витязем пещера. ”
2. “Соперники одной дорогой. ”
3. “. Щекотит ноздри копием. ”
4. “Полцарства вам в придачу дам.”
5. “. Иди вперед, не унывай. ”
6. “О горе: нет подруги милой!”
7. “Лети хоть до ночной звезды, а быть тебе без бороды!”
(Правильный ответ: 4, 6, 2, 1, 5, 3, 7.)
6 слайд. Сюжетная линия “Людмила у Черномора” 2 ряду:
2. “. Умру среди садов! Подумала и стала кушать.”
3. “. Хотел бежать, но в бороде запутался. ”
5. “В слезах отчаянья Людмила, от ужаса лицо закрыла..
6. “Неведомая сила её на воздух поднимает…
7. “. В саду Людмила очутилась…”
(Правильный ответ: 7, 5, 2, 6,1, 4, 3.)
«Разъедемся, пора!- сказали,-
И каждый конь, не чуя стали,
По воле путь избрал себе.
Людмила в зеркале пропала;
Перевернула — перед ней
Людмила прежняя предстала;
“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.
По иллюстрации узнать, о чём говорится с поэме-сказке? Найти в тексте, зачитать (выборочное чтение)
Иллюстрации на доске
1.Встреча Фарлафа со старухой (стр.64) - наизусть
2. Битва Руслана с Рогдаем (стр.70) – по цепочке
3. Встреча Руслана со старцем (стр. 61) - эстафетой
8 слайд. 4. видеофрагмент - Встреча Руслана с Головой (стр. 76) – чтение по ролям.
9 слайд. Село Математиково.
– Как вы думаете, почему село так называется? (ответы на вопросы будут содержать числа)
– Сколько лет жил старец в пещере? (20)
– Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу? (3)
– Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? (2)
– Сколько лет Людмиле? (17)
10 слайд. Село Полицейкино. Задание: назовите предметы, о которых идет речь в вопросах.
Какой предмет погубил обоих братьев Черномора и богатыря-великана? (меч)
11 слайд. Что взял Руслан с поля битвы? (щит, шлем, звонкий рог, копье стальное, кольчугу) - на слайде, исключите лишнее.
С помощью какого предмета Руслан должен был разбудить Людмилу? (коснуться ее лба с помощью кольца)
12 слайд. Село Чудесное. Задание: ответьте на вопросы. (Подсказка: в основе лежит чудо)
Кем или чем была похищена Людмила? (безвестной силой)
В чём сила Черномора? (в бороде)
Какой предмет помогал Людмиле? (шапка-невидимка)
13 слайд. Городок Знатоки. Мы побывали во многих населенных пунктах несуществующей страны. Имеются вопросы в шапке-невидимке от Людмилы.
1.Кто и почему сидел не весел на свадебном пиру?
(Сидели не веселы соперники Руслана - Рогдай, Ратмир, Фарлаф, так как были влюблены в Людмилу)
(Фарлаф в пирах никем не побежденный…)
3.Что случилось после свадебного пира?
(После свадебного пира Людмилу похищает неведомая сила)
4.Что обещал князь Владимир тому, кто вернет дочь?
(Князь Владимир обещает Людмилу в жены и полцарства)
5.Как Руслан узнал о судьбе Людмилы?
(О судьбе Людмилы Руслан узнал от старца в пещере)
6.В чем тайна Черномора?
(Тайна Черномора в волшебной силе в бороде)
7.Каким волшебством обладал колпак Черномора?
(Это была шапка-невидимка)
8. Как Людмила обнаружила волшебство шапки?
( Она примеряла шапку перед зеркалом)
4. Подведение итогов урока, выставление оценок.
Читайте также: