Конспект уроку пушкін вступ до поеми руслан і людмила

Обновлено: 05.07.2024

Русская литературная сказка создавалась авторским замыслом, восприняв духовный опыт, идеалы, представления о добре и зле русской народной сказки. Основные отличия фольклорной и литературной сказок: фольклорная сказка не имеет строго устоявшегося текста, каждый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в неё или убрать. Литературная сказка всегда записана и её вид неизменен.

Лукоморье – старинное народное название берега залива или бухты.

Чреда (череда) – ряд лиц, живых существ, однородных предметов, явлений, событий и т.п., движущихся, следующих один за другим, сменяющих друг друга по очереди.

Дол – низменность, природная впадина различного вида на земле, долина.

Чахнуть – томиться, мучиться от чего-либо, дряхлеть, худеть и слабеть.

Пролог – это вcтyпитeльнaя (нaчaльнaя) чacть литepaтypнo-xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния, кoтopaя пpeдвapяeт oбщий cмыcл, cюжeтнyю ocнoвy или ocнoвныe мoтивы пpoизвeдeния, или жe кpaткo излaгaeт coбытия, кoтopыe пpeдшecтвyют глaвнoмy coдepжaнию.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

По воспоминаниям сестры поэта Ольги, их няня Арина Родионовна была большая мастерица рассказывать сказки, былины, петь песни и сыпать прибаутками. Разумеется, Пушкину эти истории запали в душу. Позже он создал на основе народных сказок, услышанных от няни, свои стихотворные произведения. Одной из первых была поэма про Руслана и Людмилу. Автор хотел создать новый тип поэмы, которая не уступала бы героической поэме по своему содержанию и значению.

И вот в 1828 году появляется поэма, которую предваряет пролог.

Пролог – это вcтyпитeльнaя (нaчaльнaя) чacть литepaтypнo-xyдoжecтвeннoгo пpoизвeдeния, кoтopaя пpeдвapяeт oбщий cмыcл, cюжeтнyю ocнoвy или ocнoвныe мoтивы пpoизвeдeния, или жe кpaткo излaгaeт coбытия, кoтopыe пpeдшecтвyют глaвнoмy coдepжaнию. По большому счёту – эта часть поэмы исполнена в лучших традициях сказочной присказки.

Здесь поэтом дан обзор русских народных сказочных мотивов и образов (учёный кот, который ходит по цепи и рассказывает сказки). И Пушкин представляет читателям свою поэму как одну из сказок, рассказанных учёным котом.

Итак, вступление Пушкина к поэме продолжает древние традиции русского фольклора. Как мы знаем, сказочники начинали своё повествование с присказки, не имеющей прямого отношения к сюжету. Эта присказка настраивала слушателей на нужный лад, создавала особую волшебную атмосферу.

Пушкин начинает своё произведение описанием таинственного лукоморья – загадочной местности, где возможны любые чудеса.

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит…

Завершают волшебную картину основные отрицательные персонажи – Баба Яга и Кощей Бессмертный, олицетворяющие зло.

И я там был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету.

Теоретический материал для углубленного изучения

Там, на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей,

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выделение цветом

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных

Выбор элемента из выпадающего списка

Задание: выберите верный вариант из списка

берег залива или бухты

место, где растет лук

место, где растут дубы

берег залива или бухты

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

во 2 классе

hello_html_m3a545540.jpg

Составила Зорина Нина Владимировна

Учитель начальных классов

В рамках методической недели.

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- дать первоначальное представление о сказочной поэме;

- создать условия для развития интереса к творчеству поэта;

- формировать навык выразительного чтения стихов;

- закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз;

- формировать навык исследовательской деятельности со словами ;

- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству ;

- формировать коммуникативные навыки работы в группах;

- развивать позитивную самооценку учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Личностные универсальные учебные действия

эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

- планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

уважать мнение собеседников;

высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

- планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Тип урока: открытие новых знаний словарь С. И. Ожегова,

1. Организационный момент.
Психологический настрой на работу.

– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!

Давайте сформулируем цели нашего урока.

- Мы будем учиться…

- Как вы думаете, какие произведения помещены в этот раздел? (Предположения детей)

- Прочитайте на с. 83 с чем мы познакомимся в этом разделе?

-Чему мы научимся?

I ІІ .Работа по теме урока

1. Рассказ учителя
- Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.

У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы, ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С. Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Пушкина занималась его няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2 детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать.
- Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя о А.С. Пушкине.

2 . Чтение статьи

( Учащиеся читают авторский текст на с. 84.)

3.Чтение отрывков

(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А.С.Пушкина)

Прочитайте отрывки, найдите их героев. Вспомните названия сказок.

І V .Физкультминутка

V .Продолжение работы по теме урока

- Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему .

2. Словарная работа.

- Что такое лукоморье ? Кто знает?

- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.

- Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).

- Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

- о заре – на заре.

- Почему воды названы ясными? (Прозрачные).

- пленяет – берёт в плен.

- тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

- чахнет – сохнет, худеет.

3. Техника чтения.

- А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.

У ЛУ-КО-МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ

- Какой картиной начинается отрывок из поэмы?

-Что представляете? (учитель добавляет дуб недостающими предметами)

- Прочитайте описание этой картины.

- А что дальше, впереди? (Леший)

- Скажите, что узнали о Лешем? А что делал Леший?

-Что узнали про Русалку? Может ли она сидеть на дереве?

- Прочитайте, кого встречаем на неведомых дорожках?

- Как понимаете невиданные звери?

- Почему неведомые дорожки? Может автор ошибся? Как дорожки могут быть неведомые?

- Прочитайте как автор описывает избушку на курьих ножках?

- Кто живёт в Избушке на курьих ножках? Как Баба Яга попадает в избушку?( с помощью волшебства, поэтому она без окон и дверей)

- Прочитай предложение со словом дол. Что значит видений полны?

-Что привиделось?( прихлынут волны и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных, дядька морской)

- Кто попадал под волну, какое испытывали чувство. (Дух захватывало)

-Зачем появляются тридцать витязей? Что они охраняют?( охраняют сказку от непрошенных гостей)

-Какие ещё злодеи появляются в произведении? Прочитайте.

- Чем можно объяснить появление в прологе героев, которые творят зло?( Борьба добра со злом)

- Кто не даёт творить зло перед народом?

-Почему Царевна тужит? Что можно предположить?

- Почему ступа идёт , бредёт сама собой?

- Что говориться о Кащее? Почему над златом чахнет? ( если заберут для него это будет конец)

-Найдите в тексте строчку:

- Найдите в строке родственные слова?

- Какие чувства хотел передать автор( что нам хотел сказать этими словами автор)?

-Какими строками заканчивается произведение?(прочитать)

-Какое произведение устного народного творчества может заканчиваться такими словами? (Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.)

-Так что же хотел сказать нам автор, какими чувствами поделиться с нами в этом отрывке?

-А мы с вами можем гордится тем что в России жил такой великий поэт как А.С. Пушкин.

5. Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:

-Каким же поэт изобразил лукоморье?
- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

- Что особенно понравилось и почему?
6 . Чтение по цепочке до первой ошибки.
- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?
- Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С. Пушкин?
- Что вы можете сказать о второй части?
- Как можно понять строки:

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…

6. Выразительное чтение учащимися отрывка
- Как нужно читать это стихотворение?

Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.

VI . Итог урока. Рефлексивная деятельность.

Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой?

- Что бы хотели выполнить ещё раз?

Оценки за урок

Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы:

1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

2) разобрались с темой урока;

3) умеете применять свои знания.

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).

VII Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок, нарисовать понравившееся чудо.

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 станицы Балковской муниципального образования Выселковский район

Учебный предмет:литературное чтение

Фамилия имя автора: Сырцева Светлана Николаевна

Должность: учитель начальных классов

Цели и задачи урока.

Образовательные:

-формировать устойчивый интерес к чтению произведений А.С.Пушкина;

-познакомить учащихся с жизнью поэта;

-расширить и систематизировать знания детей о творчестве А.С.Пушкина;

-учить анализировать, сопоставлять, рассуждать;

-учить составлять неполную партитуру стихотворения и читать выразительно;

-расширять знания детей об истории нашего края.

Развивающие:

-развивать память, речь учащихся, обогащать словарный запас;

-развивать познавательную активность учащихся путём использования ИКТ;

-развивать умения использования информационных технологий в процессе обучения;

-развивать фонематический слух;

-развивать умения сомооценивания ребёнком самого себя.

Воспитательные:

-создавать на уроке благоприятную эмоциональную среду;

- прививать любовь к чтению;

-воспитывать культуру общения на уроке, работая в паре;

-воспитывать интерес к истории Краснодарского края;

-воспитывать интерес к предмету через применение на уроке ИКТ.

Планируемые результаты

Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 2. Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные: 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу. 2.Адекватно оценивать свои достижения. 3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Познавательные: 1.Осознавать познавательную информацию. 2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию. 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами. 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму. 5.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение.

Коммуникативные: 1.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 2.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Виды работы с использованием ПК классмейт: работа в локальной сети (транслирование экрана, групповой чат, экзамены и тесты)

Разработка урока на тему

1. Закрепить изученный материал по средством работы над текстом, используя карточки, музыкальную композицию , коррекционные задания по произведению .

2. Развивать устную связную речь, память, внимание, воображение на основе анализа поэмы;

3. Воспитывать интерес к чтению.

Предварительное домашнее задание: выписать устаревшие слова, заменить современными.

1. Организационный момент.

Давайте же немного тепла и света передадим нашему классу.

Урок наш будет необычным, сказочным и поэтичным. Я желаю вам успехов на уроке!

2. Введение в тему

Взгляните на портреты, которые висят на доске ( Портреты Жуковского, Арины Родионовны, Пушкина). Чьи портреты вы видите? Что связывает этих людей?

Арина Родионовна – крепостная крестьянка, няне великого поэта, сказочница, вдохновитель Пушкина, которая смогла привить ему любовь к народному творчеству, русской старине.

Чтобы с нами ничего не приключилось в пути, мы должны правильно и культурно вести себя. Мы не должны кричать, перебивать говорящего. Ответы должны быть полными.

4. Работа по теме. Путешествие.

- Что увидели, что услышали.

(Краткий пересказ по поэме)
- В какие моменты вы особенно переживали?

- Назовите героев поэмы (Фарлаф, Ратмир, Рогдай, Руслан, Людмила, князь Владимир, Старец, Старуха Наина, Черномор, Голова)

2 слайд. Деревня Теоретиково. (Проверка домашнего задания) Задание: Замените устаревшие слова, которые встречаются в поэме, современными.

Брег-берег, меж – между. Пред – перед. Взор – вид, брада – борода, зрит – видит, боле – больше, глас – голос, младая – молодая, чертог – дворец, фимиам – запах, хладеют – стынут, перси – грудь, риза – богатая одежда, очи – глаза, уста – рот, десница – рука, что есть мочи – что есть сил.

3-4 слайд. Деревня Портретово.

Задание в таблице соотнести: узнайте по чертам характера имя героя (ученики читают задание)

Храбрость, прямодушие, честность, верность в любви и слове.

Чувствительность, прелесть, скромность, немного ветреность.

- Одержимость страстью к Людмиле.

- Кто из них положительные герои, а кто отрицательные?

Станция Событийново.

– Пронумеруйте события, обозначенные цитатами, в порядке их следования в пушкинской поэме “Руслан и Людмила”. – задание на карточках в паре.

5 слайд. Сюжетная линия “Руслан в поисках Людмилы” 1 ряду:

1. “Но вдруг перед витязем пещера. ”

2. “Соперники одной дорогой. ”

3. “. Щекотит ноздри копием. ”

4. “Полцарства вам в придачу дам.”

5. “. Иди вперед, не унывай. ”

6. “О горе: нет подруги милой!”

7. “Лети хоть до ночной звезды, а быть тебе без бороды!”

(Правильный ответ: 4, 6, 2, 1, 5, 3, 7.)

6 слайд. Сюжетная линия “Людмила у Черномора” 2 ряду:

2. “. Умру среди садов! Подумала и стала кушать.”

3. “. Хотел бежать, но в бороде запутался. ”

5. “В слезах отчаянья Людмила, от ужаса лицо закрыла..

6. “Неведомая сила её на воздух поднимает…

7. “. В саду Людмила очутилась…”

(Правильный ответ: 7, 5, 2, 6,1, 4, 3.)

«Разъедемся, пора!- сказали,-

И каждый конь, не чуя стали,

По воле путь избрал себе.

Людмила в зеркале пропала;

Перевернула — перед ней

Людмила прежняя предстала;

“Дышим носом” Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

“Свеча” Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

По иллюстрации узнать, о чём говорится с поэме-сказке? Найти в тексте, зачитать (выборочное чтение)

Иллюстрации на доске

1.Встреча Фарлафа со старухой (стр.64) - наизусть

2. Битва Руслана с Рогдаем (стр.70) – по цепочке

3. Встреча Руслана со старцем (стр. 61) - эстафетой

8 слайд. 4. видеофрагмент - Встреча Руслана с Головой (стр. 76) – чтение по ролям.

9 слайд. Село Математиково.

– Как вы думаете, почему село так называется? (ответы на вопросы будут содержать числа)

– Сколько лет жил старец в пещере? (20)

– Сколько дней Фарлаф якобы боролся с лешим за Людмилу? (3)

– Сколько дней летал Руслан, схватившись за бороду Черномора? (2)

– Сколько лет Людмиле? (17)

10 слайд. Село Полицейкино. Задание: назовите предметы, о которых идет речь в вопросах.

Какой предмет погубил обоих братьев Черномора и богатыря-великана? (меч)

11 слайд. Что взял Руслан с поля битвы? (щит, шлем, звонкий рог, копье стальное, кольчугу) - на слайде, исключите лишнее.

С помощью какого предмета Руслан должен был разбудить Людмилу? (коснуться ее лба с помощью кольца)

12 слайд. Село Чудесное. Задание: ответьте на вопросы. (Подсказка: в основе лежит чудо)

Кем или чем была похищена Людмила? (безвестной силой)

В чём сила Черномора? (в бороде)

Какой предмет помогал Людмиле? (шапка-невидимка)

13 слайд. Городок Знатоки. Мы побывали во многих населенных пунктах несуществующей страны. Имеются вопросы в шапке-невидимке от Людмилы.

1.Кто и почему сидел не весел на свадебном пиру?

(Сидели не веселы соперники Руслана - Рогдай, Ратмир, Фарлаф, так как были влюблены в Людмилу)

(Фарлаф в пирах никем не побежденный…)

3.Что случилось после свадебного пира?

(После свадебного пира Людмилу похищает неведомая сила)

4.Что обещал князь Владимир тому, кто вернет дочь?

(Князь Владимир обещает Людмилу в жены и полцарства)

5.Как Руслан узнал о судьбе Людмилы?

(О судьбе Людмилы Руслан узнал от старца в пещере)

6.В чем тайна Черномора?

(Тайна Черномора в волшебной силе в бороде)

7.Каким волшебством обладал колпак Черномора?

(Это была шапка-невидимка)

8. Как Людмила обнаружила волшебство шапки?

( Она примеряла шапку перед зеркалом)

4. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Читайте также: