Масленица конспект 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Внеклассное мероприятие "Гуляй, Масленица!" рассчитано на возраст обучающихся 1-4 классов.

Цель мероприятия: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа, приобщать детей к традициям народных праздников.

Задачи мероприятия:

  1. Познакомить детей с традициями празднования Масленицы у русского народа
  2. Формировать устойчивый, познавательный интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам празднования Масленицы
  3. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.
  4. Развивать ловкость, быстроту, равновесие, координацию движений, логическое мышление.

Формы организации деятельности детей: внеклассное мероприятие.

Подготовка праздника. Заранее разучить с обучающимися стихи, песню про масленицу, народный танец. Выбрать детей и родителей на роли ведущего, Масленицы, зверей –помощников Масленицы. Родители заранее пекут дома блины и приносят их на праздник. Заранее продумать призы для конкурсов, выбрать ответственных среди родителей за музыкальное оборудование, инвентарь для игр.

Ход мероприятия

Ведущий: - Скоро весна. Зима уже заканчивается. Дни становятся длиннее. Зима подарила нам много игр : и катание на снежных горках, и катание на коньках и на лыжах, и строительство снежных крепостей, и встреча новогоднего праздника. А сегодня у нас тоже большой праздник-проводы зимы: Масленица.

Масленица - самый веселый и поистине народный праздник. У нее много других названий: честная, широкая, веселая, семикова племянница, объедуха, сырная неделя.

1 ученик:

-Начинаем веселиться.
Будем петь, играть, резвиться.
Поспешите, поспешите,
Близких и друзей зовите!

3 ученика: Приходи к нам в гости, Масленица. Приходи покататься на горках, блинами угощаться, сердцем потешаться!

Исполнение песни участниками мероприятия.

А мы масленицу дожидали

А мы масленицу дожидали, на горушку выходили.
Ой, ладо, ладо, выходили. Ой, ладо, ладо, выходили

Сыром горушку насыпали, маслом горушку уливали.
Ой, ладо, ладо, уливали. Ой, ладо, ладо, уливали.

Наша Масленица дорогая, она гостьюшка годовая.
Ой, ладо, ладо, годовая. Ой, ладо, ладо, годовая.

Проигрыш

Она пешею да не ходит, всё на троечке разъезжая.
Ой, ладо, ладо, разъезжая. Ой, ладо, ладо, разъезжая.

У ней коники вороные, у ней слуги-то молодые.
Ой, ладо, ладо, молодые. Ой, ладо, ладо, молодые.

Они зимушку провожают и блинами всех угощают.
Ой, ладо, ладо, угощают. Ой, ладо, ладо, угощают.

Ведущий: Наши предки почитали солнце, как Бога. И с наступлением первых весенних дней люди радовались, что солнышко начинает пригревать. Поэтому и появилась традиция печь круглые лепешки, по форме похожие на солнце. Считалось, что, съев такую лепешку, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

1-й ученик: Позвал честный семик широкую Масленицу к себе в гости на двор. Праздник Масленицы в старину длился 7 дней - все неделю.

Ведущий: В понедельник все встречали масленицу, звали ее, приглашали в гости на двор.

2-й ученик:

Уж, ты моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Приезжай ко мне в тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться.

3-й ученик:

Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня.
На семи санях
В город пировать!

Ведущий: Здравствуй, Масленица дорогая! Здравствуйте и вы, зверушки! Давно мы вас ждем. С вами будем веселиться на празднике проводов зимы и встречи весны.

(Приглашаются дети и взрослые парами примерно в равной весовой категории. Сначала выбираются победители в каждой паре, потом победители состязаются друг с другом).

(Для игры выходят несколько детей и взрослых с колокольчиками в руках. Один водящий с завязанными глазами должен поймать бегающих участников по звону колокольчика и осалить их мягким прутом. Осаленный участник выбывает из игры. Участников и водящего можно менять, чтобы все дети поучаствовали в игре.)

Раньше тесто для блинов ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да приговаривали:

Месяц, ты, месяц,
Выгляни в окошко!
Подуй на опару!

А на гулянье все пели песни. Давайте и мы споем.

  1. Как на масленых на днях
    Был у тещи в гостях.
    А у тещи две сестрицы
    Печь блиночки мастерицы.
    Вот мы сели все за стол —
    Дали душеньке простор.
  2. Бабушка, бабушка, бабушка.
    Испеки оладушки, оладушки –
    Горячие и пышные,
    С малиною и вишнею,
    С малиною и вишнею.
    Бабушка, бабушка, бабушка.
    Испеки оладушки, оладушки –
    Душистые и вкусные,
    С грибами да с капустою,
    С грибами да с капустою.
    Бабушка, бабушка, бабушка.
    Испеки оладушки, оладушки –
    С вареньем, со сметаною,
    Как бабушка румяные,
    Как бабушка румяные.

(Участвуют все папы и мальчики. Задача проста: как можно больше съесть блинов за минуту.)

Масленица: Четверг назывался широкий, или разгуляй-четверок. Днем веселились на улице, катались с горки толпой на больших санях. А вечером разгуливали с гармошками, пели песни и частушки. Приходили ряженые. Давайте и мы с вами повеселимся. Проведем игру “Достань приз”.

(На длинной веревке, протянутой через весь класс, висят разные съедобные призы: конфеты, пирожные, вафли и фрукты. Участнику завязывают глаза, и он на ощупь срезает ниточку с подарком, при этом не помогает себе руками.)

Масленица: В пятницу устраивали Тещины вечёрки. В этот день уже тещи приходят в гости к зятьям на большое угощение, причем зять обязан лично пригласить тещу в гости предыдущим вечером. Пропускать этот день нельзя, иначе теща может обидеться на зятя на весь следующий год. Печет блины для вечёрок молодая хозяйка, но при этом она должна пользоваться кухонной утварью своей матери. Накануне вечером, приняв приглашение зятя, теща присылает в его дом черпак, сковородку и кадку, а тесть - мешок муки и кувшин масла.

На стенах, я вижу, у вас очень много пословиц. Давайте мы с вами попробуем разгадать, что они обозначают.

(Дети рассказывают Масленице, что означает каждая пословица. Если они ошибаются, то Масленица или родители помогают.)

Масленица: в субботу устраивали Золовкины посиделки. В этот день молодежь собирается большими компаниями, все дарят друг другу подарки и угощаются блинами. Если кто-то за прошедший год вступил в брак, обязательно нужно устроить чествование молодых . Особенно популярными в субботу было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой.

Масленица: А про последний день расскажут мои помощники зверушки.

Заяц: В воскресенье народ прощался с Масленицей. И этот день так и называют проводы, прощеный день. В этот день гуляния заканчиваются, бывшее всю неделю центром торжеств чучело Масленицы сжигают. Люди просят друг у друга прощения и сами прощают накопившиеся за год обиды.

Лисичка: Катание, песни, гармошка продолжались до самого вечера. Чучело Масленицы сжигали за деревней на горке, той самой, на которой и встречали Масленицу.

Волк: Для этого устраивали за деревней огромный костер из сухих веток, соломы. Сжигали чучело под пение песен и громкие крики. Когда горело чучело Масленицы, обращали внимание на то, как идет дым: если поднимается столбом вверх, то урожай будет в настоящем году, а если дым стелется по земле, то это к неурожаю.

Ведущий:

Масленицу провожаем - весну встречаем.
Гостья загостилася, с зимушкой простилася.
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, Они весну кликают.

Все участники праздника приглашаются к столу и пьют чай с блинами.

И в завершение праздника все выходят на улицу, где происходит сжигание чучела Масленицы.

· выработать свою жизненную позицию в отношении традиций нашей страны, мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

· осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

· определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат,

· управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Планируемые результаты:

а) обучающие – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

б) развивающие – создавать условия для активизации учащихся в играх.

в) воспитательные – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Основной дидактический метод:

Практический, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Частные методы и приемы: беседа, наглядный, формирования умений и навыков по применению знаний на практике, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, демонстрация слайдов, упражнения, работа с карточками.

Использование образовательных технологий

ВложениеРазмер
otkrytyy_urok.docx 28.44 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока

Открытие новых знаний

Познакомить детей с русским народным праздником "Масленица"

Личностные выработать свою жизненную позицию в отношении традиций нашей страны, мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Регулятивные определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат,

Коммуникативные управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные: ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

Предметные: развивать творческие способности детей

Метапредметные: прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Используемые педагогические технологии

Ноутбук, проектор, музыкальный проигрыватель, карточки с заданиями.

Организационная структура урока

Мотивация и актуализация учебной деятельности

Иллюстративные и дидактические материалы

Демонстративный материал - Слайды

Форма организации деятельности обучающихся

Функции преподавателя на данном этапе

Приемы и формы работы

Форма работы - интерактивный

Самоконтроль, педагогический контроль

Этап выявления места и причины затруднения

Иллюстративные и дидактические материалы

Демонстративный материал - Слайды

Форма организации деятельности обучающихся

Функции преподавателя на данном этапе

Приемы и формы работы

Форма работы - интерактивный

Самоконтроль, педагогический контроль

Этап построения проекта выхода из затруднения

Иллюстративные и дидактические материалы

Раздаточный материал – карточки с заданиями и листочки с частушками

Форма организации деятельности обучающихся

Функции преподавателя на данном этапе

Приемы и формы работы

Форма работы - активный

Этап реализации построенного проекта

Иллюстративные и дидактические материалы

Карточки с заданиями, листы с частушками

Форма организации деятельности обучающихся

Функции преподавателя на данном этапе

Приемы и формы работы

Форма работы - интерактивная

Этап первичного закрепления с проговариванием в речи

Иллюстративные и дидактические материалы

Готовые иллюстрации детей

Форма организации деятельности обучающихся

Функции преподавателя на данном этапе

Приемы и формы работы

Форма работы - интерактивная

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Иллюстративные и дидактические материалы

Демонстративный материал – слайды с картинами

Форма организации деятельности обучающихся

Функции преподавателя на данном этапе

Приемы и формы работы

Форма работы - индивидуальная

Этап рефлексии учебной деятельности

Иллюстративные и дидактические материалы

Форма организации деятельности обучающихся

Функции преподавателя на данном этапе

Приемы и формы работы

Форма работы - интерактивный

Конспект урока искусства в 4 классе

Цель : Познакомить детей с русским народным праздником "Масленица"

  • выработать свою жизненную позицию в отношении традиций нашей страны, мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат,
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

а) обучающие – ознакомить учащихся с народными традициями русской культуры; способствовать развитию интереса к своей истории путём знакомства с народными обрядами.

б ) развивающие – создавать условия для активизации учащихся в играх.

в) воспитательные – прививать уважение к укладу жизни, быту, обычаям предков, чувству общности со своими истоками и гордости за них.

Основной дидактический метод:

Практический, объяснительно-иллюстративный, словесный.

Частные методы и приемы: беседа, наглядный, формирования умений и навыков по применению знаний на практике, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности, демонстрация слайдов, упражнения, работа с карточками.

Использование образовательных технологий

Этап 1. Мотивация и актуализация учебной деятельности

В этот праздник, все стремятся,

Долго дома не сидеть,

А на ярмарку все мчатся,

Пекут вкусные блины,

Раз в году бывает праздник,

В завершении зимы.

Так какой же это праздник? Правильно Масленица.

- А что вы знаете об этом празднике?

Этап 2 . Этап выявления места и причины затруднения

Исстари называли масленицу ласковыми именами: широкая, развеселая, душа моя масленица. Ребята, как вы думаете, почему ее так называют?

- А сколько дней длится масленица? А как эти дни называются?

Всю масленичную неделю праздновали весело и раздольно.

Каждый день на масленичной неделе имеет свое название.

Этап 3. Этап построения проекта выхода из затруднения

Групповое задание. Сейчас ребята, мы с вами разделимся на 6 групп (по 2 - 3 человека). Каждой группе предложены карточки с описанием одного масленичного дня. Вам предлагается на листе бумаги нарисовать иллюстрацию к этому дню. Также на карточках вы увидите частушки, которые мы чуть позже споем.

Этап 4 . Этап реализации построенного проекта

Понедельник — встреча . Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Среда — лакомка . В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины - символ солнца.

Суббота — золовкины посиделки . В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Этап 5. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи

После всего мы представим всем свои зарисовки и расскажем друг другу о каждом дне масленицы. Учитель приклеивает каждую зарисовку на ватман, чтобы было представление о всей масленичной неделе.

Ребята представляют свои работы.

- А теперь я предлагаю спеть нам частушки о масленице.

Этап 6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

Перед вами представлены картины русских художников. Вам нужно самостоятельно узнать, какой из масленичных дней представил нам автор. На листочках напишите номер картины и название масленичного дня.

Этап 7. Этап рефлексии учебной деятельности

Ребята, урок наш подходит к концу. Мне бы хотелось задать вам несколько вопросов.

- Узнали ли вы что-то новое для себя или вам это уже было знакомо?

- Придя домой что бы вы рассказали своим родителям из того, что сегодня узнали?

- А как вы оцениваете себя? На какую оценку поработала каждая группа?

- Всем бы вы поставили 5-ки или кому-то другую отметку?

Ребята, все вы работали сегодня хорошо, все вы молодцы. Домашнее задание выучить частушки.

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя

Будьте счастливы, как мы!

Я на Масленицу готов
Скушать 150 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.


Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Понедельник — встреча . Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя

Будьте счастливы, как мы!

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Я на Масленицу готов
Скушать 150 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Среда — лакомка . В среду хозяйки начинали печь блины, именно печь, а не жарить, потому что пекли они их в печках. Блины были разного размера и цвета, особо любимыми были красные блины - символ солнца.

Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Прочитайте текст. Нарисуйте иллюстрацию к этому тексту

Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект внеклассного занятия, для 4 класса

Цель: формирование социальных отношений.

обобщить знания детей о русском народном празднике, традициях, обычаях;

развивать интерес к истории своего народа, желание поддерживать традиции, любовь к русской культуре, народной музыке.

формировать умения и навыки уважительного отношения к народным традициям, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о замечательном традиционном русском празднике, который отмечали еще на Руси. Но для того, чтобы узнать о каком празднике мы будем говорить, давайте посмотрим видео (включить видео о Масленице).

Вводная часть

- Так, о каком же празднике мы будем сегодня говорить?

- А что это за праздник? (2-3 определения)

- Вы все правильно сказали. Масленица – это славянский традиционный праздник, который отмечается в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля по 14 марта. И дата масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи.

- А какие вы знаете особенности этого праздника? (2-3 ответа).

- Спасибо. А также в народном календаре праздник как бы показывает границу между зимой и весной.

- А какие вы знаете традиционные атрибуты или символы Масленицы?

- Как вы думаете, почему праздник называется Масленица?

- А почему именно блин является символом Масленицы? (2-3 ответа)

- Трудно найти в России хозяйку, которая не пекла бы блины на Масленицу. Настоящие русские блины делаются из дрожжевого теста, тесто для них ставили еще с ночи и пекли непременно на чугунных сковородках. Выпечь тоненькие, кружевные блины получится не у каждого, несмотря на кажущуюся простоту процесса. Приготовление блинов на Масленицу — целая наука. Нужно рассчитать количество блинов, начинок и ингредиентов для них. В идеальном варианте на столе должны стоять блины не только стопками , должны быть рулетики, мешочки и конвертики из блинов

(3 СЛАЙД)

Основная часть.

- Как мы уже сказали ранее, Масленица празднуется на протяжении недели. И каждый день имеет своё название и требует определённых ритуалов.

- И сейчас давайте с вами мысленно посетим каждый день Масленицы и выполним несколько интересных заданий.

- Итак, кто же знает, как называется первый день Масленицы?

- 1 день: Понедельник – встреча (СЛАЙД 4).

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин, который делали в понедельник никогда не ели, а оставляли его и отдавали бедным и нуждающимся. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы . Его наряжали в женскую одежду с блином или сковородой в руках, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни. Первый день катания был детским, а взрослые присоединялись к катанию только в середине недели.

- А кто мне сможет сказать, кто запомнил, что делают в первый день Масленицы? (2-3 ответа)

- Раз в первый день пекут блины, я сейчас проверю, знаете ли вы, из чего их пекут.

- Я раздам вам конверты с карточками. На каждой карточке написан ингредиент, вам нужно отобрать только те, которые необходимы для выпекания блинов (команды по рядам).

- Чья команда готова, те поднимают руки.

- Итак, что у вас получилось? (один человек от команды называет правильные ингредиенты)

- А теперь, проверим, правильно ли вы распределили (на слайде два столбика продуктов)

Необходимые ингредиенты: мука, масло, яйцо, сахар, соль, молоко (СЛАЙД 5).

Не подходит: пшено, квас, перец, картофель.

-Молодцы! А теперь давайте с вами перейдем ко второму дню. Кто-нибудь знает, как он называется?

- 2 день: Вторник – заигрыш (СЛАЙД 6).

Этот день посвящался молодожёнам. Неделю – две назад в деревнях игрались свадьбы. Теперь эти молодые семьи приглашались кататься с горы. Все семейные пары, у которых недавно вся деревня была на свадьбе, должны были скатиться с горы. Начинались масленичные гуляния. В старину на масленицу в этот день не только гуляли, но и гадали. В эти дни молодые люди высматривали себе невест, а девушки украдкой смотрели на суженых. После весёлых игр все собирались за общим столом.

- Что вы запомнили об этом дне?

- Молодцы! Раз на масленицу все люди любят петь веселые песни, почему бы и нам с вами не спеть. Сейчас я раздам вам слова песни, вы все ее знаете.

- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы поете.

А 3 день Масленицы как называется, кто знает?

- 3 день: Среда – лакомка (7 СЛАЙД)

- А кто знает, кого называют зятем? Тещей?

- А кто запомнил, что же делают в этот день?

- Сейчас я вам раздам карточки, вам необходимо соединить их так, чтобы получилась пословица (Для каждого ряда файлик с карточками).

- Кто справится с заданием, поднимают руки.

Масленица без блинов, как именины без пирогов (1).

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем (2).

Масленица любит на горках кататься, да в блинах валяться. (3).

- Итак, 1 ряд, читайте пословицу, которая у вас получилась.

- Давайте проверим, правильно ли ее соединили (на слайде пословица - 1). (СЛАЙД 8).

- Молодцы! 2 ряд, какая пословица получилась у вас?

- Давайте проверим (на слайде пословица – 2).

- Молодцы! И 3 ряд, какая пословица получилась у вас?

- Давайте проверим (на слайде пословица – 3).

- Молодцы! Вы все отлично справились с заданием.

- 4 день: Четверг – разгуляй (СЛАЙД 9).

Этот день часто называли широкий четверток, разгул. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители наряжались, кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.

- А кто-нибудь знает, что такое частушки?

- Давайте послушаем, как исполняют частушки (Выключить проектор - включить аудио – 4 частушки – 1,07).

- Кто-нибудь хочет из вас спеть частушку? (Если в конце занятия останется время, мы обязательно споем).

- 5 день: Пятница – Тёщины вечерки (СЛАЙД10).

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: тещи должны приходить в гости к зятю. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала ему всё, из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть присылал мешок муки и масло.

- 6 день: Суббота – Золовкины посиделки (СЛАЙД 11).

В субботу, на Золовкины посиделки молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

- А кто такая золовка?

И последний день Масленицы, это Воскресенье – Прощеное воскресенье (СЛАЙД 12).

- А у кого мы в первую очередь будем просить прощения?

Заключительная часть.

А сейчас давайте проверим, как вы были внимательны. Проведем с вами небольшую викторину о Масленице. Я буду задавать вопрос, и читать 3 варианта ответа. Отвечать будем только по поднятой руке.

1 вопрос. От какого слова происходит название праздника Масленица?

От слова "масло" (СЛАЙД 13)

От слова "Масяня"

2 вопрос. Какое блюдо обязательно готовят на Масленицу?

Блины (СЛАЙД 14)

3 вопрос. Сколько дней празднуется Масленица?

7 дней (СЛАЙД 15)

4 вопрос. Главным атрибутом Масленицы является.

Чучело из соломы (СЛАЙД 16)

5 вопрос. Первый день Масленицы называется.

Встреча (СЛАЙД 17)

6 вопрос. Что символизирует блин?

Солнце (СЛАЙД 18)

7 вопрос. Что провожает Масленица?

Зиму (СЛАЙД 19)

8 вопрос. Первый блин, приготовленный в Масленицу, было принято отдавать…?

бедным и нуждающимся (СЛАЙД 20)

богатым и верующим

9 вопрос. Как прозвали вторник на масленичной неделе?

Среда – Лакомка (СЛАЙД 22)

Молодцы! Вы были очень внимательными и ответили на все вопросы правильно.

- А раз одним из символов масленицы являются блины, и они похожи на солнышко. Я предлагаю вам сделать вот такое солнышко (показываю образец).

- Для работы вам понадобиться: шаблоны, фломастеры или карандаши, клей и ножницы.

Первое, что необходимо сделать, это вырезать круг и нарисовать личико вашего солнышка. Шаблоны я вам раздам.

Затем необходимо вырезать 8 полосок из шаблона, его я вам тоже выдам.

И затем нужно приклеивать каждую полоску, в виде петельки. И раз у вас 12 полосок, то подумайте, как их приклеить, чтобы лучики у солнышка были расположены равномерно.

Можете приступать. Если кому-то что-то не понятно, поднимите руку, я подойду.

Цель: Изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.

Задачи:

Воспитательные: Прививать интерес к русской народной культуре.

Образовательные: Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.

Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных и творческих способностей.

Формирование УУД: (действия)

Познавательные УУД: Формируем умение извлекать информацию о празднике

Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать друг друга.

Регулятивные УУД: Определяем цель и тему занятия.

2. Научаться выполнять самооценку на основе критерия успешности игровой деятельности

1. Научаться определять и строить план действия для выполнения определенного задания.

2. Научаться вносить свои коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

1. Научаться перерабатывать полученную информацию и использовать ее в ходе мероприятия.

2. Научаться находить ответы, используя свой жизненный опыт.

Оборудование: презентация, конспект, фломастеры, альбомные листы

I.Организация

1. Приветствие. Проверка готовности к занятию.

Все вокруг блины пекут,

Кушать вдоволь нам дают,

Чучело зимы сжигаем,

А весну к нам зазываем.

-Ребята, как вы думаете какая у нас будет тема классного часа.

III. Содержание.

Масленица — это старинный славянский праздник проводов зимы. После крещения Руси этот языческий праздник сохранился, хотя и приобрел некоторые новые черты. Церковь в это время вспоминает изгнание Адама из рая и приготовляет всех христиан к Великому посту.

Масленица — это веселый и разудалый русский карнавал, который длился обычно 7 дней.

Все пировали и предавались удовольствиям. А главным угощением были блины и оладьи. На Масленицу устраивались маскарады, причем мужчины наряжались в женские платья, а женщины — в мужские; некоторые рядились в костюмы зверей, шутов, пугал и т. д. Ряженые с шумом и музыкой катались на санях по городу. Вертелись карусели; в балаганах шли веселые представления; народ катался с ледяных гор; всюду звучали музыка и смех.

К любимым народным потехам относились и так называемые игрища, или кулачные бои — прекрасный способ погреться и размяться на морозе. Зрители и болельщики так неистовствовали, что иногда даже сами лезли в бой. А вечерами на улицах разжигались костры, празднество продолжалось, и в небе вспыхивали огни фейерверка. Завершались праздничные дни проводами Масленицы. Делали соломенное чучело Масленицы, сажали его в сани и с музыкой и песнями возили по всему городу, а затем чучело сжигали, прощаясь с зимой и приветствуя приход долгожданной весны.

Как на масличной неделе

Из печи блины летели.

С пылу, с жару из печи

Все румяны, горячи!

Всем блиночков подавай!

С пылу, с жару – разбирайте!

И хвалить не забывайте!

- Теперь послушаем, что вы знаете о Масленице:

Почему праздник называется Масленица?

Происхождения названия Масленица праздник получил из-за того, что именно в эту последнюю неделю разрешалось употреблять сливочное масло, молоко и молочные продукты

Почему именно блин символ Масленицы?

Блинчики символизировали солнечный диск и наполняли человека теплом и придавали силы

Ритуалы масленичной недели.

1 день: Понедельник – встреча

Начальный день Масленицы получил название – встреча. В этот день начинали печь блины. Первый блин в понедельник никогда не ели, а оставляли его для душ усопших, отдавали его нищим, чтобы они помолились за упокой. В этот же день из соломы делали чучело Масленицы. Его обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках, насаживали на шест, катались с ним, а затем ставили на горку или возвышенное место. После обеда все шли кататься со снежных гор и петь песни:

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся

Первый день катания был детским, взрослые присоединялись к катанию в середине недели. Катание с гор было связано с приметой: те у кто дольше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лён.

2 день: вторник – заигрыш

3 день: среда – лакомка

Повелось со старины,

Едем к тёще на блины!

- А теперь, ребята, сейчас мы с вами поиграем.

(Потребуется 2 листа бумаги, фломастеры или карандаши)

Каждая команда становится напротив своего листа. Участники поочередно подбегают к своему листу и рисуют солнце и лучики. Выигрывает команда, которая быстрее всего нарисует солнышко и столько лучиков, сколько ребят в команде.

4 день: четверг – разгуляй

Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собирались все. Как раз в этот день принято было устраивать кулачные бои, взятие специально построенных снежных крепостей, катание на горках, весёлые карнавалы. В этот день особенно деревенские жители обряжались кто во что хотел. По старинному обычаю в этот день на Руси выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек – предвестников Весны.

5 день: пятница – тёщины вечери

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

6 день: суббота – золовкины посиделки

В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовка была незамужняя, тогда она созывала и своих незамужних подруг. Если же наоборот, то приглашалась лишь замужняя родня.

7 день: воскресенье – прощённое воскресенье

Это последний день Масленицы. В народе его называют – прощёное воскресенье, целовальник.

Приходите в Воскресенье –

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем Пост встречать!

Скрепим дружбу поцелуем,

Хоть и так мы не воюем.

Ведь на Масленицу нужно

Укреплять любовь и дружбу!

- Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо всем, что вы внимательно слушали, а теперь давайте попробуем отгадать загадки о Масленице:

1. Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)

2. Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

3. Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

4. Символ зимушки — зимы,

Сжечь сегодня мы должны.

Руки, ноги, голова,

Но не жалко нам тебя.

Догорай скорей дотла,

К нам тогда придет весна. (Чучело)

5. Масленица к нам пришла,

И блинов в дар принесла.

А это значит, что.

— Зима, уходить тебе пора.

Что приходит к нам она,

6. Этот праздник знаешь ты,

На него печем блины.

Зиму прочь им прогоняем,

Весну красную встречаем. (Масленица)

С масленицей ласковой поздравляем вас!

Блинчикам повластвовать наступает час.

Без блинов не сладятся проводы Зимы,

К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

- А теперь, ребята, сейчас мы с вами поиграем.

Каждая команда должна придумать стишок, в котором будут употребляться слова: блин, масленица, солнце. Зима, весна.

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Для участия в игре нужно 6 человек. Один человек будет водить, его задача с закрытыми глазами угадать кто перед ним стоит. Остальные становятся в линию. Тот кто водит делает несколько оборотов вокруг себя в это время остальные участники меняются местами.

IV. Итог

1. Оценка деятельности детей

2. Подведение итогов (содержательный аспект)

- Молодцы ребята! Понравился вам наш сегодняшний классный час? Что нового узнали сегодня о Масленице?

- Ну, вот и отметили мы с вами Масленицу, да узнали кое-что новое об этом празднике.

Прикреплённые файлы:

Читайте также: