Военно профессиональная деятельность конспект

Обновлено: 05.07.2024

В воинской деятельности военнослужащего, исходя из задач военной службы, можно выделить три основных её элемента:

– реальные боевые действия.

Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач. Она направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень личного состава. Осуществляется учебно-боевая подготовка непрерывно в мирное и военное время.

В основном это практическая подготовка по овладению оружием и военной техникой, а также умелым использованием их в бою. Деятельность эта, в основном, коллективная.

Итогом учебно-боевой деятельности является участие частей и подразделений в учениях, на которых отрабатывается практическая часть учёбы: использование оружия и военной техники, боевое слаживание подразделений, обеспечение боевых действий.

Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение боевой готовности частей и подразделений. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к выполнению поставленных задач.

Служебно-боевая деятельность включает в себя: боевое дежурство, караульную и внутреннюю службу.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению любых задач или ведению боевых действий.

Подготовка к боевому дежурству проводится в составе подразделений, боевых расчётов, дежурных смен перед каждым заступлением на него.

Караульная служба предназначена для надёжной охраны и обороны боевых знамён, хранилищ с вооружением, военной техникой и т. д. и является исполнением боевой задачи.

Караулом называют вооружённое подразделение, назначенное для выполнения определённой задачи, которое состоит из начальника, караульных и разводящего. Назначают в караул военнослужащих, приведённых к Военной присяге, достойных по своим морально-психологическим качествам.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность, организуемая в соответствии с Уставом внутренней службы. Её назначение – поддержание в воинской части внутреннего порядка и воинской дисциплины.

Реальные боевые действия – это тот вид воинской деятельности, ради которого создаются Вооружённые Силы и осуществляется их учебно-боевая подготовка и служебно-боевая деятельность. Эти действия осуществляются непосредственно в условиях боя и направлены на поражение противника.

В Вооружённых Силах России в 1998 году сформированы следующие виды ВС:

1. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

2. Сухопутные войска (СВ).

3. Военно-Воздушные Силы (ВВС).

4. Военно-Морской Флот (ВМФ).

Сухопутные войска – самый многочисленный вид ВС. Перечислим состав СВ:

Мотострелковые войска включают в себя различные воинские части и подразделения: танковые, ракетные, артиллерийские и др. Действовать они могут как самостоятельно, так и в составе других частей.

Танковые войска являются главной ударной силой СВ, состоят из соединений, частей и подразделений, оснащены высокоподвижными танками, мощной броневой защитой и вооружением.

Ракетные войска и артиллерия являются надёжным щитом для войск и, одновременно, основным средством ядерного поражения противника.

Воздушно-десантные войска – мобильный род войск, способный действовать в тылу противника: состоят ВДВ из парашютно-десантных, артиллерийских, специальных и других войск.

Войска противовоздушной обороны – род войск, предназначенный для поражения воздушного противника, а также для защиты войск от воздушного нападения.

Военно-Воздушные Силы – новый вид Вооружённых Сил, созданный в 1998 году после слияния ВВС и ПВО в ходе военной реформы. Включает в себя различные виды авиации: бомбардировщики, истребители, транспортники, штурмовики и др. К ВВС относят и вспомогательные части авиационно-технического обслуживания.

Военно-Морской Флот – вид Вооружённых Сил для защиты и ведения боевых действий на морских и океанских просторах. Состоит из надводных, подводных подразделений, а также морской пехоты, войск береговой обороны.

Похожие документы:

Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

. вопросам ориентации на приобретение воинских профессий; ознакомление с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих .

Основная профессиональная образовательная программа Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

. воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск .

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности 8 класс Пояснительная записка

. гражданина Виды воинской деятельности и их особенности. Основные эле­менты воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и ро­дах войск. Общие требования воинской деятельности .

Рабочая программа предмет обж класс 10,11 учитель

. Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы во­инской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск Общие требования воинской деятельности . Вооружённые силы .

Рабочей программы обучающихся 11 класса раздел

. . Виды воинской деятельности и их особенности. Основные элементы воинской деятельности и их предназначение. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооружённых Сил и родах войск. Общие требования воинской деятельности к военнослужащему .


Практическая значимость: Каждая из военных профессий почётна и важна:

  • пограничники охраняют границы нашей Родины от врагов на суше;
  • морские границы берегут военные моряки на кораблях;
  • танкисты ведут боевые действия на танках;
  • артиллеристы знают все виды оружия, стреляют из пушек и миномётов;
  • десантники умеют обезвредить любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом и водят военные машины;
  • ракетчики хорошо разбираются в ракетной технике, а морская пехота атакует врага с моря. Все военные готовы в любой момент защищать мирное население, то есть нас с вами.

Обладать качествами, позволяющими ему с честью и достоинством носить звание защитника Отечества: любовь к Родине, её истории, культуре, традициям, народу, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы и независимости России. Если ты решил выбрать эту профессию, то помни, что без хорошей учёбы в школе и занятий спортом сделать это будет практически невозможно! В большинстве случаев молодые люди становятся военными в призывном возрасте. В это время юноши проходят срочную службу в армии. После её окончания можно остаться на службе по контракту и продолжить свой военный карьерный рост, получить высшее образование, которое поможет получить звание офицера. Можно поступить в военные учебные заведения, по окончании которых присваивается воинское звание. Для этого надо пройти военную медицинскую комиссию и сдать экзамены.

Военный — профессия героическая, уважаемая и очень нужная! Многие мальчики мечтают об армии, но готовиться к ней надо уже сейчас!

Из истории армии

Наша армия имеет древнюю и славную историю, хотя армией стала называться не так давно — более двухсот лет назад. Руссы — так в древности звали наших предков — были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли. Регулярную армию и первый Российский флот создал Петр I. Особенно прославились русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов, а уже в наше время маршалы Георгий Константинович Жуков, Иван Степанович Конев, Константин Константинович Рокоссовский.

Что влияет на выбор профессии военного

Во многих семьях это традиция, которой неукоснительно следуют и которая переходит по наследству от отца к сыну. Примером для подражания становится старшее поколение мужчин в семье.

Целевая аудитория: учащиеся основного общего образования.

Цели:

  • Расширять представления детей и формировать положительную оценку о военных профессиях и о вооружённых силах России;
  • Рассказать ребятам об интересных и очень важной военных профессии, армейской службы, развивать творческие способности детей.
  • Формирование у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, популяризация военных профессий, создание атмосферы доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия, так же формирование у учащихся личностной ценностно-нравственной основы самоопределения относительно военно-профессионального образования и военной специальности.

Задачи:

  • Воспитывать чувство гордости к воинам Российской Армии.
  • Способствовать развитию позитивного самоощущения, уверенности в себе. Закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники.
  • Совершенствовать координацию движений, формировать умение работать в команде, качества характера, присущие солдатам.
  • Вызвать у детей желание быть похожими на сильных, смелых воинов. Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки. Воспитывать в детях потребность коллективного общения, дружеского состязания, создать положительный эмоциональный настрой.

Ожидаемые результаты:

  • Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.
  • Формирование культуры деловых взаимоотношений.
  • Выявление соотношения интересов, склонностей и способностей учащихся.
  • Формирование навыков нахождения и использования информации о выборе военной профессии для обучения.
  • Ознакомление с различными видами военной профессий.

Методические рекомендации по профессиональной ориентации обучающихся 6-х классов предназначены для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, педагогов-психологов, направлены на оказание помощи в целенаправленной и планомерной организации профориентационной работы в 6 классах согласно требованиям ФГОС основного общего образования. В требованиях Стандарта обозначено формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Портрет выпускника основной школы, это одна из характеристик которого является ориентация в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

В мире существуют сотни различных профессий. Вскоре обучающимся необходимо выбрать одну из них. И как учитель истории стараюсь показать значимость военных профессиях. И среди множества профессий человек выбирает себе ту, которая близка ему по духу. Можно быть кем угодно, но самое главное, что в любой профессии нужно иметь доброе сердце, терпение и стараться своим трудом приносить пользу и радость окружающим. Все профессии важны и нужны обществу!

У обучающихся в 6 классах формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

Форма проведения: познавательный вестник

Ход классного часа

Просмотр видеоролика. Ребята называют тему классного часа и определяют цель.

Ребята называют тему классного часа и определяют цель.

И первый по пункту доблестный моряки.

Хорошее настроение друг другу.

Улыбнитесь. Улыбнитесь соседу справа. Улыбнитесь своему соседу слева.

Улыбнитесь тому, кто стоит позади вас. Улыбнитесь мне, и я дарю в ответ вам свою улыбку. Давайте сохраним наши улыбки и хорошее настроение до конца дня.

Давайте подарим хорошее настроение друг другу.

Улыбнитесь. Улыбнитесь соседу справа. Улыбнитесь своему соседу слева.

Улыбнитесь тому, кто стоит позади вас. Улыбнитесь мне, и я дарю в ответ вам свою улыбку. Давайте сохраним наши улыбки и хорошее настроение до конца дня.

1. Моряки

Звучит фонограмма: шум моря, крик чаек.

Учитель: Дорогие друзья! У нас экстремальная ситуация. Наш корабль получил штормовое предупреждение. От того, насколько слаженно будет действовать команда, зависит спасение экипажа и судна.

Учитель: Экипажи готовы? Вперёд! Называем морские профессии, и чем они занимаются…

Капитан порта
Капитан судна
Квартирмейстер
Кок
Кочегар

Сигнальщик
Старший боцман
Старший помощник командира корабля

Есть много профессий: капитан, судомеханик, инженер, моряк.

Капитан отвечает за всё происходящее на корабле, никто не вправе не исполнить приказ капитана. Капитан возглавляет экипаж и палубную службу, куда входят офицеры – старший помощник, второй, третий, четвёртый помощники капитана, а также рядовой состав – боцман, матросы, повара, радиооператоры и врачи.

Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизма – занимается смазкой, уборкой, покраской. Палубные офицеры прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Машинную службу возглавляет старший механик, которому подчиняется много людей.

Юнга – молодой. На флоте так называли подростка, исполняющего обязанности матроса и обучающего морскому делу.

Отгадай загадку

Ползет черепаха-стальная рубаха, Не знает ни боли она и ни страха. Враг в овраг, и она, где враг. Что это за черепаха? (Танк).

Хожу в железном панцире,
Бронею весь обшитый.
Стреляю я снарядами,
Я очень грозный с виду. (Танк)

Учитель: Во второе воскресенье сентября в России отмечается День танкиста.

Профессиональный праздник День танкиста является одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. История российских бронетанковых войск уходит корнями в начало 20-го века. После того как в годы первой мировой войны на полях сражений появились первые английские танки, все европейские державы приступили к разработке собственного тяжелого механизированного вооружения. По заказу Главного броневого управления Красной Армии на Сормовском заводе был создан и 31 августа 1920 года вышел на ходовые испытания первый отечественный танк.

Как называется главное сражение танковых войск в годы Великой Отечественной Войны? (Курская дуга, Танк Т-34)

Как называла Немецкая сторона наступательную часть сражения? (Цитадель)

Назовите Экипаж танкистов?

2. Танкисты

Танкист - это военная специальность, объединившая всех членов экипажа танка: начиная от командира и заканчивая заряжающим.

  • командир боевой машины – руководит действиями экипажа танка, выполняя указания командира взвода;
  • наводчик – осуществляет прицел орудия и является вторым ответственным лицом после командира танка;
  • заряжающий – приводит машину в боевую готовность, контролирует связь и проводит обзор обстановки;
  • механик – производит ремонт и обеспечивает исправную работу танка.

3. Летчики

Лётчик (пилот) — это человек умеющий управлять самолётом, вертолётом или другими летательными аппаратами. Многим приходилось управлять виртуальным самолётом, штурмовать противника сидя перед компьютером. Но это игра, а в действительности профессия лётчика одна из самых технически сложных.

История развития профессии.

Кто ни будь, знает миф, как люди пытались полететь как птицы?

(Рассказывают дети миф, учитель дополняет датами, именами )

Первые попытки полёта также часто связаны с идеей подражать птицам, как в мифе о Дедале его крыльях из перьев и воска. Попытки строить крылья и спрыгивать из высоких башен продолжались даже в XVII веке, и испытатели получали травмы или разбивались.

Еще на заре становления профессии лётчика к авиаторам относились скорее как к артистам оригинального жанра. Демонстрация полетов воспринималась как театральное представление на свежем воздухе. Правда, иногда с трагическим исходом. Прошли годы, авиация всерьез заявила о себе, как об интересной, трудной, но полной романтики профессии. Послевоенные мальчишки с завистью смотрели на молодых лётчиков в кожанках и шлемах. Многие уезжали из дома туда, где учили летать на самолётах, навсегда связав свою судьбу с этой профессией.

На листах записаны первые слова 4 пословицы об армии, военной службе.

А на нижней строчке - остальные слова из: пословиц. Только слова эти перепутались.

Вам нужно собрать эти пословицы, и вы соберете крупицы воинской мудрости. На выполнение задания даю 3 минуты.

Звучит музыка. Дети собирают пословицы.

  1. Умелый боец - везде молодец.
  2. Офицер - в доблести пример.
  3. Военному делу учиться - всегда пригодится.
  4. Маскировка - хитрость и сноровка.

Ну что ж, крупицы военной мудрости собрали! Во всех испытаниях показали сноровку. И хорошую военную подготовку!

Рефлексия

Люди, обладающие военными профессиями, получили среднее специальное или высшее образование. Людям с волевыми чертами характера и организаторскими способностями, которые могут оперативно реагировать и быстро принимать решения, стоит попробовать свои силы и стать военным. Военнослужащие работают в военных организациях, в научно-исследовательских институтах. Конечно, люди этой профессии проходят службу в военных гарнизонах, подразделениях, частях и пр. Они также работают в миротворческих войсках и отправляются в "горячие точки". Возможна и преподавательская деятельность.

Некоторые служащие в армии стараются получить высокое звание, что дает возможность после службы получать неплохую военную пенсию. Людям этой профессии нельзя заниматься никакой предпринимательской деятельностью. Поэтому желающим в перспективе открыть собственный бизнес не стоит связывать свою жизнь с армией.

В воинской деятельности условно можно выделить три основных элемента: учебно–боевую подготовку, служебно–бое–вую деятельность и реальные боевые действия.

Учебно–боевая подготовка – это система мероприятий по обучению и воспитанию военнослужащих, боевому слажива–нию частей и подразделений для подготовки их к ведению совместных боевых действий или выполнению других задач. Эта подготовка прежде всего направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений, т. е. их возможностей успешно вести боевые действия и выполнять боевые задачи.

Учебно–боевая подготовка обеспечивает высокий военно–профессиональный уровень личного состава частей и подразделений. Она осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время и включает в себя занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, в ходе которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач.

Учебно–боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. Это в основном практическая подготовка, направленная на овладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Высшей формой учебно–боевой подготовки являются учения, на которых отрабатываются способы использования вооружения и военной техники в бою, производится боевое сла–живание подразделений и частей. Учения проводятся в любую погоду, на реальной местности, со штатным оружием и техникой, в обстановке, максимально приближенной к боевой.

Служебно–боевая деятельность предназначена для обеспечения высокого уровня боевой готовности подразделений и частей – их способности в любых условиях начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в боевые действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач.

Служебно–боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений и находящимися в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. Подготовка военнослужащих к несению боевого дежурства проводится в составе подразделений, боевых расчетов, дежурных смен перед каждым заступлением на это дежурство.

На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не принявших Военную присягу, не усвоивших программы учебно–боевой подготовки, больных, а также совершивших проступки, по которым ведется расследование.

Для обеспечения высокой степени боевой готовности на военнослужащих дежурных смен налагается ряд ограничений и запретов. Так, например, им запрещается передавать исполнение своих обязанностей другим лицам; отвлекаться на мероприятия, не связанные с несением боевого дежурства; самовольно оставлять боевые посты; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами.

Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от военнослужащих высокой бдительности, точного исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Виновные в нарушении требований караульной службы привлекаются к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав каждого караула входят начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые.

Караульные назначаются, как правило, из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно–боевой подготовки и имеющих высокие морально–психологические качества.

Внутренняя служба организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

Реальные боевые действия – это вид воинской деятельности, для обеспечения которого осуществляется учебно–боевая подготовка и служебно–боевая деятельность войск. Эта деятельность осуществляется непосредственно в условиях боя и направлена на то, чтобы в любое время года и суток, в любых условиях и обстановке войска могли нанести поражение любому противнику.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе

Запас Вооруженных Сил Российской Федерации служит для развертывания армии при мобилизации и пополнения ее во время войны.

• уволенные с военной службы с зачислением в запас;

• прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования;

• не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва;

• не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении возраста 27 лет;

• не призванные на военную службу по каким–либо другим причинам;

• прошедшие альтернативную гражданскую службу;

• женщины, имеющие военно–учетную специальность. Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на разряды в зависимости от их возраста (табл. 7).

Состав запаса Вооруженных Сил РФ



Женщины относятся к третьему разряду запаса, имеющие воинские звания офицеров, – находятся в запасе до 50 лет, а остальные – до 45 лет.

Граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся в отставку и снимаются с воинского учета.

Вопросы и задания

1. В какие сроки в Российской Федерации производится призыв граждан на военную службу?

2. Какие категории граждан освобождаются от призыва на военную службу?

3. Какие вещи военнослужащим разрешается хранить в прикроватной тумбочке?

4. Какие категории граждан могут заключить контракт о прохождении военной службы?

5. Перечислите основные виды воинской деятельности. Какой из них, по вашему мнению, является наиболее важным и почему?

6. С какой целью создается запас Вооруженных Сил РФ?


ВОИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МОТИВАЦИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под деятельностью понимается специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, что свидетельствует о ее осознанности (включая и мотивационную составляющую). Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.

Существуют многообразные классификации форм деятельности: материальная (практическая) и духовная (теоретическая), производственная, социальная и т.д. С точки зрения творческой роли деятельности в социальном развитии особое значение имеет деление ее на:

репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами);

продуктивную, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

Важное место в иерархии разновидностей деятельности занимает воинская деятельность, что обусловлено ее особой социальной значимостью. То есть в рамках сферы общественно-политической деятельности правомерно выделяется такой ее специфический вид, как воинская и боевая деятельность. Иными словами рассматривается особый процесс труда Вооруженных Сил в мирное (воинская деятельность) и военное время (боевая деятельность).

Воинская деятельность - сложное социальное явление. Как часть общественной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.

Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата.

На всех этапах практическая воинская деятельность неразрывно связана с теоретической. Поэтому еще одно представление о воинской деятельности можно отразить как единство двух ее сторон - субъективной и объективной. Субъективная сторона - это человек (субъект) с его мотивами, знаниями и навыками, а также осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности. Объективная сторона представляет собой совокупность объектов, которые включаются человеком в определенные взаимодействия и выступают в качестве предметов, средств и продуктов воинской деятельности.

В качестве объекта воинской деятельности может выступать как предмет окружающей действительности, так и человек, постоянно изменяющийся под ее воздействием. Изменение общества приводит к изменению военнослужащего, позволяет ему как субъекту деятельности постоянно развиваться, обогащать мотивационно-смысловую сферу своей деятельности.

Воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях нравственности. В социальном плане нравственные ориентиры людей в процессе воинской деятельности едины, тождественны, неразрывны с моральными процессами, протекающими в обществе. Вместе с тем характер реализации этих общих принципов и положений в условиях воинской деятельности своеобразен и специфичен. Еще Платон, отмечал, что моральные добродетели проявляются в зависимости от сословия: добродетель мудрости присуща философии, умеренность - ремесленникам, а мужество и храбрость - воинам. Этика воинской деятельности рассматривает специфику проявления морали в процессе ее осуществления, пути и способы формирования морально-боевых качеств военнослужащих и проявление их в условиях войны.

Важным специфическим требованием этики воинской деятельности является постоянная готовность и моральные способности осуществлять вооруженное насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества.

Морально-боевые качества - отвага, мужество, героизм, воинская честь и гордость, способность к беспрекословному повиновению и многие другие - составляют существенные черты воинской морали. Специфика военной морали заключается не только в требовании особых качеств, но и в особенном характере их проявления и формирования.

Специфику воинской деятельности, ее отличие от других видов деятельности можно рассмотреть и по другому направлению. Всеобщими структурными элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность, труд, общение и игра. Воинская деятельность, несомненно, является предметной деятельностью, то есть воздействует на материальные объекты. Следовательно, ее специфика в большей степени проявляется в других всеобщих структурных элементах деятельности, общение, труд и игра.

Особенность общения как обмена информацией, осуществляемого в воинской деятельности, заключается в том, что в отличие от общения в невоенной сфере оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специально направлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика общения как обмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской деятельности этот обмен направлен на уничтожение противника.

Воинской деятельности присущи и некоторые другие черты, указывающие на ее связь с трудом. Среди них можно отметить наличие определенной технологии, необходимость конкретных умений, знаний в мастерстве для успешного осуществления. Будучи весьма сложной, по своему содержанию, она требует особого напряжения духовных и физических сил.

Таким образом, воинская деятельность - это деятельность, которая обладает характеристиками труда. Как деятельность, непричастная к непосредственному производству материальных благ, воинская деятельность может подразделяться на неразрушительную (в условиях мирного времени) и разрушительную (в условиях войны). Причем последняя в зависимости от социальной направленности, целей и интересов ее субъектов может выполнять как положительную, так и отрицательную роль в общественном прогрессе.

Специфика воинской деятельности проявляется в наличии в ней игрового элемента. Такие признаки игры, как хитрость, внезапность, обман, сохраняют свое значение и для воинской деятельности ядерно-космического века.

В качестве структурных элементов воинской, как и иной, деятельности выделяют ее цели, субъект, объект, средства и результат.

Субъектом воинской деятельности выступает общество, социальные общности, личность. Отсюда следует вывод, что проблемы международной безопасности, в значительной мере зависят от того, какие общественные силы выступают в роли субъектов воинской деятельности. Объектом любой деятельности, в том числе и воинской, является то, на что она направлена. Субъект и объект деятельности взаимосвязаны и могут даже меняться местами.

Важным структурным элементом деятельности является цель, под которой понимается идеальный образ желаемого будущего результата. В воинской деятельности ставится не одна, а комплекс целей, имеющих свою иерархию. Важнейшие цели воинской деятельности закрепляются в Концепции национальной безопасности.

Реализация целей воинской деятельности осуществляется с помощью средств. Цели и средства воинской деятельности находятся в диалектическом единстве. Средства воинской деятельности - это средства вооруженного насилия, прежде всего оружие и боевая техника. Цель воинской деятельности, реализовываясь с помощью ее специфических средств, дает результат воинской деятельности. Под результатом воинской деятельности следует понимать только те изменения, которые предполагались, ставились в качестве цели или задачи, и не нужно смешивать результаты с последствиями. Воинская деятельность в отношении своих результатов имеет определенную специфику. В воинской деятельности в наибольшей степени может происходить несовпадение цели и результата, так как противоборствующие стороны специальной задачей своей деятельности ставят недопущение такого совпадения у противника.

Воинская деятельность, как особый вид человеческой деятельности, выполняет важные социальные функции. В руках определенных общественных сил воинская деятельность выступает средством насилия. В этих условиях она реализуется в форме войны или вооруженной борьбы. Война как продолжение политической деятельности иными, а именно насильственными средствами является частью политики. Вот почему воинская деятельность используется в политике как средство насилия.

Воинская деятельность как мирного, так и военного времени непосредственным образом служит интересам политики в целом и военной политики в частности. Она представляет собой специфическое средство изменения путем насилия политических отношений в обществе. Политические цели войны и интересы обеспечения безопасности общества определяют в нем характер воинской деятельности. Вооруженная борьба, в процессе которой противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер жизнедеятельности всего общества.

Воинская деятельность выступает средством защиты общества от вооруженного вторжения извне, угрожающего его суверенитету и целостности, то есть выполняет функцию защиты общества. Вместе с тем в процессе воинской деятельности военного времени нередко происходит разрушение старого и созидание нового общественно-политического строя в том или ином обществе.

Воспитательная функция воинской деятельности проявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на людей. С одной стороны, ее результатами являются страдание и смерть. Этим воспитывается негативное отношение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой стороны, воинская деятельность выступает нередко единственным средством освобождения и защиты тех или иных народов. Все это накладывает отпечаток на сознание людей, их поведение в условиях подготовки государства к войне и в ходе ее проведения. И, наконец, воинская деятельность выступает в качестве средства получения знаний о войне и военном строительстве. Но это уже деятельность особая - военно-познавательная, исследовательская.

Функционирование армии как общественной составляющей реализуется посредством определенных видов её деятельности. Они нацелены на регулирование конкретных функциональных отношений. Важнейшими видами воинской деятельности, с помощью которых армия реализует свое историческое предназначение, являются: непосредственное использование оружия и боевой техники в вооруженной борьбе; опосредованное применение насилия и оружия в нем при различных социально-политических ситуациях; участие подсистем, элементов армии в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач государства ограничена социальным характером общественно-политического строя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована публичная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их политической зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью армии выступить организованной и хорошо технически оснащенной силой, содействующей преодолению трудностей; культурой и образованностью военных специалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимыми предпосылками для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествами ее элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями, трудностями развития. Эти факторы и определяют характер воинской деятельности. Наиболее эффективной и общезначимой она становится тогда, когда армия является неотъемлемой и необходимой частью общества, государства, политической системы и понимается как таковая. Знание философии воинской деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает военнослужащим понять сущность и содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-психологических качеств, военно-профессиональной компетентности и направленности.

Профессионализм офицера представляет собой довольно сложное психологическое образование, обусловленное, прежде всего, фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых условиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). По мнению специалистов, профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится и профессия офицера, есть категория человеческого бытия, представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является мораль подвижничества, в котором само сохранение находится не на первом плане. Профессионализм - это структурная реорганизация военнослужащего в ратном труде.

Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий являются:

принятие на себя ответственности за самоличное решение;

социологизированность мотивов поступков.

Побуждающим мотивом активности такого профессионала в экстремальной ситуации выступает не столько сострадание, сколько совесть. Образ духовной жизни представителя опасной профессии состоит в том, что он призван совершить добро, трансформировав опасность в совесть, а мужество, превратив в профессиональность поступков.

Свое непосредственное выражение стремление субъекта деятельности к самовыражению находит в мотивационной сфере профессионализма.

Читайте также: