Конспект урока по литературному чтению 4 класс планируемые результаты
Обновлено: 07.07.2024
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
- Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок.
- Ребята, я приглашаю вас в чудесный мир литературы. (Слайд название учебного предмета)
2. Актуализация знаний.
Демонстрация флеш-анимации.
- Нанесите на карту литературных жанров названия или часть текста произведений.
- Какого литературного жанра не хватает? (Басни.)
- Чему посвящен сегодня урок? (басне)
- Вспомним, что такое басня? (Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют животные, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки) Слайд (определение термина басня)
- А как по- иному называют строки, заключающие в себе смысл басни? (Мораль). Слайд (определение: Мораль - нравственное наставление автора. Мораль чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.)
- А как называют автора басни? (Баснописец)
Приложение 1
СТРЕКОЗА.
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!
МУРАВЕЙ.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
Приложение 2
• 1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
• 2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
• 3.Кто является главными героями в басне?
• 4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
• 5.Что осуждается в басне?
• 6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?
• 7.Что должен понять из этой басни читатель?
• 8.Какое выражение басни стало крылатым?
собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
Учащиеся получат возможность научиться:
познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини группе или паре;
читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся;
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия
между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских итворческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений; интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
находить в произведениях средства художественной выразительности;
готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы; воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.
соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).
Учащиеся получат возможность научиться:
определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Итоговой контрольной работы. Результаты промежуточной аттестации являются основанием для перевода в следующий класс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам признаются академической задолженностью. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию повторно, в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента возникновения этой задолженности.
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; учить понимать и правильно читать стихи поэта; прививать любовь к природе, к поэзии; развивать память, воображение, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: - формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, сравнение произведения литературы и живописи, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Ходит осень по дорожке.
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).
— Как бы вы его озаглавили? Почему?
— Как вы поняли смысл этого стихотворения? Что хотел донести до нас автор?
— Как вы относитесь к этому времени года? Почему?
III. Работа по теме урока
— Прочитайте названия произведений, с которыми мы будем работать сегодня.
— К каким видам искусства относятся эти произведения? (К литературе и живописи.)
— Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны ответить на уроке?
— Согласны ли вы с тем, что поэт ведет беседу, разговор со своим читателем? Обоснуйте ваше мнение.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите слова, подтверждающие, что поэт любит это время года. (Мне она мила; к себе меня влечет; я рад лишь ей одной.)
— Как вы думаете, почему Александр Сергеевич любит осень?
— Найдите и прочитайте слова, которые помогают представить осень. (Краса тихая, блистающая смиренно, в ней много доброго.)
— Как вы понимаете выражение краса тихая? (Высказывания детей.)
— Можно ли это словосочетание заменить на другое: краса незаметная, краса торжественная, краса унылая?
— Каким средством выразительности является это словосочетание?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Одинаково ли отношение к осени у поэта и других людей?
— Обратите внимание на сравнение: осень, как нелюбимое дитя в семье. В чем его смысл? Обсудите.
— В осени много доброго. Вы согласны с поэтом?
— Как художник изображает осеннюю пору? Составьте рассказ по картине.
— Подумайте, как удалось художнику передать свое отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением А.С. Пушкина? Объясните.
— Можно ли словами стихотворения описать пейзаж Е. Волкова?
— Совпадают ли чувства, настроение поэта и художника?
VI. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
• Сегодня на уроке я узнал.
• На этом уроке я похвалил бы себя за.
• После урока мне захотелось.
• Сегодня я сумел.
VII. Подведение итогов урока
— Понравились вам произведения, над которыми мы работали на уроке?
— Сделайте вывод по теме урока. (Тема произведении искусства общая, а выражена по-разному.)
Домашнее задание
Выучить стихотворение наизусть. Читать другие стихи А.С. Пушкина об осени. Найти в них олицетворения, метафоры, сравнения.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение стихотворения наизусть.)
— Какие еще стихи А.С. Пушкина вы прочитали? Какие нашли в них олицетворения, метафоры, сравнения?
III. Актуализация знаний
— Какие изобразительные средства используют поэты при создании образа весны? (Олицетворение, эпитеты (для передачи настроения), повтор, сравнение, противопоставление.)
— С какой целью поэты применяют их?
Эти средства используют многие поэты. А стихи не бывают одинаковыми. Одним из величайших стихотворцев, человеком, который художественным словом мог создать целый мир, в том числе и мир весны, был А.С. Пушкин.
— Прочитайте название стихотворения.
— Определите тему и цели урока.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Что вы представили, когда слушали стихотворение? Какая весна у Пушкина? (Солнечная, дружная, пестрая, звонкая.)
— Какие слова были непонятны?
Келья — отдельная комната монаха в монастыре.
Дань — налог, взимаемый победителем с побежденного народа.
В безмолвии — в полной тишине.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, о чем конкретно А.С. Пушкин рассказывает. Прочитайте его про себя и приготовьтесь к чтению вслух.
(Чтение стихотворения учащимися по частям.)
— Прочитайте первые четыре строчки стихотворения и объясните значение выражений вешние лучи, потопленные луга. (Весенниелучи солнца, луга, залитые талой водой.)
— О чем же рассказывает поэт? (О таянии снега, о мутных ручьях.)
— Что называет поэт утром года? Как выглядит небо?
— Как выглядит лес?
— Подумайте, отчего долины становятся пестрыми.
— Прочитайте последние две строки. Когда же можно послушать соловья?
— Прочитайте все стихотворение еще раз и скажите, что же весна согрела своим дыханием. (Окрестные горы, луга, небеса, леса, насекомых, долины, птиц — все.)
Цели: расширить знания детей о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И. Тютчева.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно, а затем как скороговорку.
У чибиса — чудеса:
— Чьи леса? Чья лиса?
(После самостоятельной подготовки учащиеся читают индивидуально. Определяется, кто быстрее и правильнее смог проговорить.)
III. Работа по теме урока
— Ребята, мы сейчас читали стихотворение Владислава Бахревского. Как вы поняли, о чем оно?
— Где мы можем встретить чудеса? (Конечно, в лесу, на природе.)
— А сейчас составьте из букв магнитной азбуки имя поэта, чьи стихи будем читать на уроке. (Федор Иванович Тютчев.)
РОДЕФ ЧИВОНАВИ ВЕЧТЮТ
— Определите тему и пели урока.
— Кто из вас выучил стихотворение А.С. Пушкина? Прочитайте.
— Перед нами стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы детей.)
Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома. В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819 г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.
В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался в ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Объясните значение выражений а воздух уж весною дышит, сквозь редеющего сна.
— Подберите синоним к слову невольно. (Нечаянно, непроизвольно. )
— Подберите антоним к слову печален. (Весел.)
— Найдите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. Объясните их значение. (Мертвый стебель, редеющий сон.)
— Как Тютчеву удается показать раннюю весну?
— Какие выразительные средства выбраны автором для изображения унылой картины природы?
— А как поэт создает образ пробуждающейся природы? Что необычного в ее изображении?
— Каково настроение автора, какие чувства он испытывает?
— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.
— Сравните эти два произведения: поэтическое и художественное. Что вы можете сказать о них?
VI. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
Читайте также: