Мифы древней греции деревянный конь конспект урока 4 класс перспектива

Обновлено: 05.07.2024

Предмет: Начальные классы
Категория материала: Конспекты
Автор: Колесникова Ирина Валерьевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (doc)
Размер: 58.60 Kb

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Конспект урока литературного чтения для 4 класса. УМК Л. Ф. Климановой. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского

Цели: познакомить обучающихся с мифом Древней Греции; учить прогнозировать его содержание, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественное произведение, находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Планируемые результаты: предметные: умение находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,

Оборудование: выставка книг по теме урока, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте и отгадайте загадку.

Он крылат, все это знают,

В поднебесье он летает,

И поэты его ловят —

Он счастливчика доставит

В тот же час! (Пегас.)

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, выразительно).

— Какие ассоциации возникли у вас, когда вы отгадали загадку? (Высказывания детей.)

Пегас — крылатый конь, летал с быстротой ветра, доставляя Зевсу на Олимп громы и молнии. От удара его копыта забил чудесный источник, дающий поэтам вдохновение. Символизирует красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание.

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 41 и прочитайте о мифах Древней Греции. Расскажите, что вы узнали из этого текста.

— Сегодня мы поговорим о мифах Древней Греции.

(Учитель показывает книги, принесенные на урок.)

Фундамент современной культуры заложен еще древними греками более двух с половиной тысячелетий назад. Огромное место в античной культуре занимает мифология. Она определяет содержание древнегреческой поэзии, драмы, эпоса, живописи. Поэтому знакомство с мифами древних греков необходимо для понимания искусств и культуры.

Без знания древнегреческой мифологии невозможно в полной мере постижение европейского, в том числе и русского, искусства, начиная с эпохи Возрождения, когда, после глухой поры Средневековья, европейцам открылась прелесть Античности. На античные сюжеты написаны некоторые картины Тициана, Рубенса, Рембрандта, К. Брюллова, В. Серова, оперы Глюка, драмы Расина, Шекспира. И в наше время художники, драматурги и скульпторы обращаются к сюжетам и образам греческой мифологии, мифологические персонажи многократно упоминаются в произведениях западноевропейской и русской литературы.

В обыденной речи часто употребляются выражения сизифов труд, танталовы муки, ахиллесова пята, олимпийское спокойствие, дойти до геркулесовых столпов, гомерический смех и др., первоначальный смысл которых восходит к греческой мифологии.

Греческие мифы, как и мифы других народов, в фантастической форме отражают далекое прошлое человечества. На основе анализа мифов начали воссоздавать черты общественной и духовной жизни народов глубокой древности. А мифологией стали называть не только совокупность мифов какого-либо народа, но и науку о возникновении мифов.

Наблюдения за североамериканскими индейцами позволили американскому исследователю Льюису Моргану сделать вывод, что многие греческие обычаи обязаны своим происхождением общим для всех первобытных племен законам, а многие мифы, казавшиеся раньше лишь плодом художественной фантазии греков, на самом деле отражают эти законы.

Людей всегда манили неизведанные земли, привлекало чудесное и таинственное — и мифы об аргонавтах повествуют о плавании к берегам далекой Колхиды, о чудовищах Сцилле и Харибде, о сиренах — полуженщинах-полуптицах, приманивающих мореходов своим чарующим пением и губящих корабли. Не этой ли жаждой чудесного объясняется наше внимание к любой публикации о чудовище озера Лох-Несс, о снежном человеке или о неопознанных летающих объектах? В человеческой душе всегда теплится вера в конечное торжество справедливости — и герою Гераклу боги даруют бессмертие за его беспримерные подвиги.

— Какие слова и выражения вам были непонятны? Прочитаем их по слогам, затем целыми словами.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение мифа и работа над его содержанием

— Понятен ли вам коварный план хитроумного Одиссея по захвату Трои? Расскажите об этом.

— Прочитайте выразительно слова жреца Лаокоона, который предупреждал троянцев об опасности.

— Кому троянцы поверили? Почему о троянцах сказано, что они развесили уши? Объясните это выражение.

Развесить уши — слушать с чрезмерным увлечением, доверчивостью или, заслушавшись, не реагировать на что-либо важное, забывать о своем деле.

— Расскажите, как погибли Лаокоон и его сыновья.

— Кто еще предупреждал троянцев об опасности?

— Почему погибла Троя? Могла бы она избежать печального конца? Выскажите свое предположение.

Это издание представляет собой попытку сводного и систематизированного изложения мифотворчества всех народов мира. Издание ставит цель дать самому широкому кругу читателей необходимый справочный материал, который поможет понять многие произведения литературы и искусства.

(Обучающиеся также могут воспользоваться школьным словариком «Мифологический словарь. Боги и герои (сост. Л.Ф. Корелина, Э.И. Корепина. М.: ВАКО).)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VII. Подведение итогов урока

— Какое произведение читали на уроке?

— Понравился ли вам миф? Что особенно понравилось?

— Захотелось прочитать другие? Советую вам прочитать эти книги, пользуясь по ходу чтения мифов школьным словариком.

Домашнее задание

Прочитать миф без ошибок. Принести издания мифов для оформления выставки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературного чтения с учащимися 4 класса

познакомить с новым мифологическим произведением;

развивать навык правильного, осознанного, беглого и выразительного чтения, умения работать с текстом;

анализировать прочитанное и делать определённые выводы,

развивать устную речь учащихся;

развивать познавательный интерес, воспитание любви к древней истории, к литературе, в частности, к мифам;

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Актуализация знаний учащихся:

- Кто создавал мифы, которые мы читаем?

- Что древние греки пытались отразить в мифах?

- Кто правит миром, согласно верованиям древних греков?

- Назовите известных нам богов.

- Чему служили мифы? Зачем их писали?

- Можно ли сказать, что мифы - это устное народное творчество? Почему?

Основная часть:

Работа по теме урока:

-Что вы можете сказать о Дедале?

Выборочное чтение по вопросам учителя:

- Где жил Дедал? Афины – столица Греции;

Акрополь – возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны; наиболее известен Акрополь в Афинах

- Что он высекал из мрамора?

-Чему он научил людей?

-Кто помогал Дедалу?

- Что с ним случилось?

-Что пришлось делать Дедалу?

-Куда он добрался?

- Что выстроил мастер для критского царя?

- Был ли Дедал свободным на острове?

- О чем он стал мечтать?

- Что предпринял мастер, чтобы осуществить свою мечту?

- Для кого он делал крылья?

- Как Дедал учил сына?

- Когда они улетели с острова?

- Что подумали пастухи и рыбаки, увидев, как мастер с сыном улетели?

- В какое время суток герои оказались над морем?

- Нравился ли Икару полет?

- Что случилось с юношей?

- Какие чувства овладели Дедалом, когда не увидел он в синеве неба

- Как поступил Дедал?

- Какие мечты древних греков подтверждает этот миф?

(Уже в глубокой древности люди думали о том, как научиться передвигаться не только по суше и воде, но и по воздуху).

Физкультминутка

Обобщение изученного материала по данной теме:

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой эпизод мифа показался вам самым печальным?

- Знаете, море, в которое упал Икар, в память о нем до сих пор греки называют Икарийским (часть Эгейского моря).

- Думаю, что после чтения произведений из этого раздела, у вас создалось представление о мифах. Что же такое, по вашему мнению, миф?

- Перед вами лежат карточки. Я прошу вас ознакомиться с их содержанием.

Мифы – создания коллективной общенародной фантазии, обобщенно отражающие действительность.

Мифы – это повествования, не основанные на реальных фактах. Обычно герои мифа - существа сверхъестественные.

Мифы – это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы.

Мифы – это предания, в которых отразились представления наших предков об окружающем мире.

- Как вы думаете, какое из этих высказываний верное?

- Я очень рада, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Открою вам небольшой секрет: все эти высказывания о мифах я нашла в разных источниках, и каждое из них по-своему верно.

- Можете ли вы ответить: что объединяет сказки, былины, легенды, мифы?

Заключительная часть:

Подведение итогов урока:

- Ребята, наше занятие подошло к концу, запишите домашнее задание и получите оценки за работу на уроке.

Запись домашнего задания.

Выставление отметок за работу на уроке.

Орг. момент:

- Подготовьте необходимые принадлежности к следующему уроку.

Учащиеся здороваются и садятся на свои места.

Подготовка к работе.

Дети отвечают на вопросы учителя.

- Представления об окружающем мире, вопросы о законах, управляющих миром и жизнью людей.

- Миром правят боги.

- Зевс - повелитель неба. Геба - жена Зевса. Афродита - богиня любви и красоты. Аполлон - бог Солнца и света. Афина - богиня мудрости. Гипнос - бог сна. Аид - бог подземного царства. Посейдон - бог моря. Гефест - бог огня и кузнечного дела.

- Способ передачи информации от поколения к поколению, из уст в уста.

Ученики отвечают по желанию.

Дети ищут ответы на вопросы в произведении.

Дети выполняют движения под музыку.

- Падение Икара в море.

Дети знакомятся с содержанием карточек и отмечают свой вариант ответа.

- Это жанры устного народного творчества. Их герои – люди, животные, боги и т.д.

Ученики записывают домашнее задание.

Учащиеся готовятся к следующему уроку.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 532 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.05.2018 1057
  • DOCX 23.3 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ганжурова Ольга Дамбаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки.

Объяснение нового материала.

Как вы думаете, какая страна является родиной мифов? (Древняя Греция.) (слайд 1 (Приложение 1). Есть на свете удивительная страна Греция. Но так называем её мы. А у самих греков зовётся она Элладой. (слайд 2). Вот так представляли древние греки свою страну. В древние времена это было большое государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады – эллины – создали прекрасные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы… Все народы Европы считают себя потомками и наследниками величайшей эллинской культуры. Но есть и другое наследие, полученное нами от этого народа. Это мифы о богах и героях, созданные эллинами много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.

Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить всё происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой? Древнегреческая мифология глубоко проникла в образ мыслей современного человека. Часто в обыденной речи мы говорим (слайд 3) о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение); о загадке сфинкса, т.е. о чем-то непонятном, загадочном (слайд 4). Если мы неожиданно очень сильно испугаемся, то скажем, что на нас напал панический ужас. Древние греки считали, что олимпийские боги безучастны к страданиям людей, отсюда и появилось выражение “олимпийское спокойствие” (слайд 5). Если кто-то безудержно и очень громко смеётся, мы говорим о гомерическом смехе богов, который описал древнегреческий поэт Гомер. А когда испытываем мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достичь, то говорим о танталовых муках (слайд 6). Мы сравниваем могучего и сильного человека с Геркулесом, а смелую и решительную женщину - с амазонкой. И, конечно же, мифические образы привлекают художников, скульпторов и поэтов.

Греческая мифология возникла как попытка древних объяснить появление жизни на Земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен, определить его место в окружающем мире.

Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. В поисках защиты от страшных стихийных сил греки, подобно всем древним народам, прошли через (слайд 7) фетишизм – веру в одухотворенность мертвой природы: камней, дерева, металла. В отличие от других народов, греки довольно рано они перешли к антропоморфизму (слайд 8), создав своих богов по образу и подобию людей, наделив красотой и волшебной силой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но, в то же время, зачастую жестоки, мстительны, коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась смертью, боги же были бессмертны и не знали границ в выполнении своих желаний. Судьбу богов и людей определяют неумолимые богини судьбы – мойры. Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. А мойра Атропос заносит в свиток судьбы всё, что назначили в жизни человеку её сёстры, (слайд 9)

Итак, как же всё начиналось? Вот представления древних греков о мире. (слайд 10). Изначально существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. И наш мир, и бессмертные боги - всё родилось из Хаоса (слайд 11). Он был как бы сырьем, из которого появилось все, что когда-либо существовало. Повинуясь неведомой силе, заставившей его вращаться и создавать, Хаос породил самое древнее, что было в нашей зачинающейся Вселенной - Время. Эллины звали его Хронос. И теперь уже все происходило во времени, т.к. пространство еще только зарождалось. Хронос породил три стихии - Огонь, Воздух и Воду. Но это уже после того, как появилась Земля - могучая и бессмертная богиня, мать и кормилица всего на ней живущего. Глубоко под Землёй родился ужасный, наполненный вечной тьмой, мрачный Тартар. Тартар был сама пустота, черная дыра, бездна. На протяжении всей истории боги использовали его глубины в качестве наказания поверженным. Никто не мог вырваться из Бездны своими силами. Тартар был самым ужасным местом во Вселенной.

Остатки первобытного Хаоса вращались с огромной скоростью и превратились в Яйцо, которое раскололось на две части: верхняя половина скорлупы стала Звездным Небом - Ураном, нижняя - Матерью Землей - Геей. (слайд 12). Они стали первым поколением богов.

Всего в греческой мифологии было три поколения богов. У богов первого поколения – богини земли Геи и бога неба Урана было шесть сыновей – титанов и шесть дочерей – титанид. Боялся и ненавидел Уран своих могучих детей, и больше всех – Кроноса, самого младшего и коварного из них. Уран заточил своих детей в мрачных недрах Геи – Земли, и она жестоко страдала от этого. И только младшему из титанов Кроносу хитростью удалось победить отца и отнять у него власть. Теперь Кронос воцарился над миром, но проклял его Уран – отец: “Настанет час, и твой сын так же низвергнет тебя с трона!”

У Кроноса и его жены Реи было шесть детей (слайд 13). Кронос безраздельно правил миром, но страх не покидал его: он боялся, что его постигнет та же участь, что и его отца. И поэтому, как только его жена клала ему на колени родившегося младенца, он сразу же проглатывал его. Чтобы сохранить одного из своих детей, жена вместо родившегося Зевса подсунула мужу завёрнутый в пеленку камень, который тот тут же проглотил. А младенца спрятали на острове Крит. Зевс рос очень быстро, возмужав, он отправился освобождать своих братьев и сестер. Для этого он напоил своего отца Кроноса зельем и заставил изрыгнуть проглоченных детей. Началась война за власть над миром, которая длилась десять лет. Победил Зевс (слайд 14).

В мифах Древней Греции упоминаются не только боги, но и герои. Герои являются потомками божества и смертного человека. Герой, как правило, наделен огромной силой. Герои смертны, но Геракл за свои подвиги получил бессмертие.

В конце изучения темы, детям предлагается разгадать кроссворд, представленный на слайде 21 (управление с клавиатуры компьютера).

Читайте также: