Текст как единица языка и речи тематическое единство текста 6 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность.
Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллективному) автору .
Самостоятельность текста не абсолютна, поскольку текст реально функционирует только во взаимодействии с адресатом. Часть текста (особенно крупного) может приобрести самостоятельность и в определённых условиях стать отдельным текстом, например, глава или параграф монографии, опубликованный в виде статьи. В этом случае исходный текст главы (параграфа) может приобрести некоторые изменения в структуре.
Целенаправленность текста заключается в том, что любой текст предназначен для определённой коммуникативной цели, без такой цели текст не создаётся.
Связность текста состоит в смысловой и логической согласованности высказываний и частей текста.
- Выделяют 3 типа текстов :
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
Описание - это констатирующая речь, как правило, дающая статическую картину, понятие о составе и свойствах объекта путём перечисления его признаков. В описании объект, явление не развиваются. Примером может служить описание места преступления в судебной речи.
Повествование - это рассказ о событиях, развивающихся действиях или состояниях. Повествование изображает динамические ситуации.
- Жанрами текстов являются:
- текст-побуждение;
- текст-ретроспекция;
- оценочный текст;
- контактоустанавливающий текст.
Указанные жанры текстов встречаются в разных функциональных стилях речи.
В разговорной речи текстами-побуждениями являются просьба, совет, рекомендация, пожелание; в деловой речи - приказ, постановление, решение, распоряжение, предписание; в публицистической речи - призыв, совет, рекомендация.
Текстом-ретроспекцией может быть рассказ о каком-либо случае, происшествии в рамках бытового диалога, научная или публицистическая статья, газетный или официальный отчет.
Оценочными текстами являются аналитические статьи, обзоры, аннотации, рецензии.
Урок дает возможность повторить и систематизировать знания об основных признаках текста. Тексты составлены по одной теме "Эрмитаж" (урок приурочен к 250-летию Эрмитажа). Выполняются следующие виды работ: определение типов речи, стилей речи, деление на абзацы, озаглавливание и т.д. Итогом урока являются самоанализ и самопроверка.
Вложение Размер tekst_urok.docx 28.75 КБ Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока, проведенного в 6б классе
Учитель : Ерюшева Н.А.
Дата проведения : 17.10.2014 г.
Цель : сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве. Задачи:
обобщить сведения о тексте и его основных признаках;
учить определять информационную функцию текста;
формировать умение работать с текстом;
совершенствовать навыки смыслового анализа текста;
учить определять тему, основную мысль, микротемы текста, типы и стили речи;
развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся;
познакомить с экспонатами Эрмитажа;
расширять лексический запас слов;
воспитывать патриотизм, гражданскую идентичность, любовь к Родине, уважение к историко-культурному наследию человечества.
Тип урока : комбинированный; урок развития речи;
Методы и приемы : работа с текстами, самопроверка, самоанализ, составление кластера, проблемное обучение, составление синквейна, работа с правилом.
Формы работы : фронтальная и парная работа.
Педагогические технологии : развитие критического мышления, проблемное обучение, интегрированный урок (искусство: музыка; краеведение, история).
Оборудование : компьютер, презентация, рабочие листы к уроку.
- Вам нравится эта музыка? Какая она?
- Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок русского языка, судя по звукам приятной мелодии?
- А почему именно Эрмитажу?
ІІ. Основная часть.
1.Введение в тему. Создание проблемной ситуации.
Восстановите последовательность предложений. ( Работа в парах).
1.Датой основания его является 1764 год, когда императрица Екатерина II приобрела коллекцию в 225 картин у немецкого негоцианта Эрнста Гоцковского.
2.В центре Санкт-Петербурга расположен крупнейший в России музей - Эрмитаж.
3.В Эрмитаже хранится около трех миллионов экспонатов.
4.Коллекции музея привлекают тысячи людей разных стран и народов, возрастов и профессий.
Негоциант – торговец, купец.
- Прочитайте, пожалуйста, полученную информацию.
В центре Санкт-Петербурга расположен крупнейший в России музей - Эрмитаж.
Датой основания его является 1764 год, когда императрица Екатерина II приобрела коллекцию в 225 картин у немецкого негоцианта Эрнста Гоцковского. В Эрмитаже хранится около трех миллионов экспонатов.
Коллекции музея привлекают тысячи людей разных стран и народов, возрастов и профессий.
2. Решение проблемной ситуации.
- Восстановив правильную последовательность предложений, что мы получили?
- Почему, вы решили, что это текст? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически).
3.Постановка цели и задач.
- Как вы думаете, изучению чего мы посвятим тему нашего урока?
Цель нашей работы – выявить основные признаки текста, осознать то, что текст – это единое целое.
- А достигать поставленных целей нам поможет наш любимый Эрмитаж.
Пока Эрмитаж готовится нас принять, мы с вами вспомним, что знаем о тексте.
Текст и его основные признаки:
- наличие основной мысли;
- завершенность, смысловая законченность;
- логическая связь частей;
- смысловая и грамматическая связь предложений;
- Итак, назовите основные признаки текста.
5. Введение в тему.
- Научные сотрудники музея говорят о том, что Эрмитаж можно изучить полностью за семь-восемь лет, если ходить туда ежедневно. Всеми экспонатами полюбоваться мы за урок, конечно, не сможем. А рассмотреть некоторые, созданные в России. Попытаемся.
6. 1 текст – 1 этап работы
2.Сформулируйте и запишите тему текста и его основную мысль.
Тема: орнамент для наших предков. Идея: орнамент – представления наших предков о Вселенной
Давайте возьмем в руки древний глиняный сосуд. Мы увидим, что узоры на нем распол…жены в три пояса. Вверху – волнистая линия, символизирующая воду. В середине – спирали, озн…чающие хо… солнца по небу. Точки-капли или косые линии в этом ряду – это дождь, пересекающий путь солнцу. Внизу располагается символ земли. Это две параллельные линии, между которыми размещены зерна.
Пр…стой глиняный сосуд с (не) хитрыми узорами, а в них отразились представления наших далеких предков об устройстве Вселенной.
Задания по тексту:
1. Определите корни в выделенных словах, назовите однокоренные слова.
2. Назовите орфограммы, объясните написание.
Вопросы и задания по тексту.
1.Какой из перечисленных заголовков, по вашему мнению, наиболее точно отражает содержание данного текста? Почему?
7. 2 текст – 2 этап
- Можно ли по заголовку определить содержание текста?
В таком случае мы рассматриваем другие экспонаты Эрмитажа, созданные руками русских мастеров.
1. Прочитайте текст. Определите тип речи.
Высокого совершенства достигли русские мастера в обработке цветного камня.
Не менее ценны вещи из лазурита , камня синего тона с золотистым оттенком, добываемого в Афганистане, в местечке Бадахша'н. Вазы и столы из бадахша'нского лазурита удивляют своей искусностью .
Изделия из яшмы также выполнялись русскими умельцами. Колыванская ваза тому пример. Ее вес — почти 19 тонн, высота — 260 см, диаметр – 506 см. Вазу высекали из одной глыбы яшмы на Колыванской гранильной фабрике (в Сибири) около 14 лет. Несмотря на грандиозные размеры, она отличается изяществом и благородством форм, совершенством полировки .
Работы мастеров каменных дел являются украшением национального музея.
Задания к тексту:
1.Докажите, что перед нами текст?
2.Объясните значение выделенных слов.
3.Определите стиль речи.
8. 3 текст – 3 этап
- Продолжаем путешествие по Эрмитажу и останавливаемся перед следующими экспонатами.
1. Прочитайте текст и придумайте два заголовка к нему.
А) Заглавие, отражающее тему текста.
Б) Заглавие, отражающее основную мысль.
Задания к тексту:
1.Какие два заголовка у вас получились?
- А не было ли у вас трудностей в понимании текста?(да)
- Почему? (Нет абзацев).
- А для чего нужны абзацы? Что такое абзац?
Работа с правилом. (стр.71)
- Абзац – смысловая часть текста в письменной речи для выделения микротемы.
Требование к тексту:_________________
Разделите текст на микротемы. Прочитайте абзацы.
Коллекция Императорского фарфорового завода в Эрмитаже является уникальным собранием предметов царской семьи.
Фарфоровых дел мастера России доказали свое мастерство перед Европой.
- Докажите, что это текст.
- Определите стиль речи.
ІІІ. Итоги урока.
1. Словарная работа.
- С какими новыми словами вы сегодня познакомились?
Словарный запас: негоциант, экспонат, яшма, лазурит, малахит…
2. Терминологическая работа.
- Какие термины мы сегодня повторили? (текст, абзац, микротема, тема, основная мысль, заголовок)
- Наше путешествие по Эрмитажу заканчивается.
- Какой экспонат вам понравился более всего? Почему?
- Думаю, что у вас появилось желание рассмотреть эти экспонаты в Эрмитаже.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока № 30
Русский язык
Дата проведения
Т ема т и ч ес к ое е д ин с тв о т е к с т а . Т е к с т ы о пи са т е л ь н о г о х а р а к т е р а .
Урок открытия новых знаний
познакомить учащихся с отличительными особенностями текста, дать понятие о тексте как тематическом единстве предложений, совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста; отрабатывать навык озаглавливать текст, формировать навыки связного устного высказывания,
развивать умение работать с информацией; воспитывать интерес к родному языку.
Планируемый
Предметные результаты
Межпредметные результаты
Уметь разными способами объяснять лексическое значение слов, выполнять грамматические разборы.
Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;
Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
Тема, текст, основная мысль
Организация пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Беседа, словарный диктант, тестирование, практические задания.
Учебник, печатные карточки
Подготовка учащихся к усвоению материала
мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее
II. Актуализация знаний учащихся.
Определение темы и цели урока.
1.Восстановите логическую цепочку слов:
Предложение, звук, слово, словосочетание…………………
(Звук, слово, словосочетание, предложение)
2. Давайте вспомним, какие разделы лингвистики изучают эти единицы языка? (Звук – фонетика, слово – лексикология, словосочетание и предложение – синтаксис)
Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?
3. Загадка. Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
- Какова будет тема нашего урока? (Текст)
- На уроке мы будем говорить о тексте. А что такое текст, дайте этому термину определение? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически)
Изучение нового материала
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний
- Где мы можем использовать текст? (На уроках, при написании сочинений, при общении в социальных сетях, устном общении)
- Какие признаки текста мы знаем? (В тексте предложения связаны по смыслу; все предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью; у текста есть название; текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка)
Первичное закрепление знаний
новых знаний. Контроль и самоконтроль
III. Систематизация и обобщение знаний.
1. Работа в парах. Работа с деформированным текстом
Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом? Восстановите текст.Объясните орфограммы в словах, запишите слова, обозначая орфограммы.
Он назвал всякое действие и сост…яния. Человек нашел слова для всего, что обн…ружено им во Вселенной. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружа…т. Какое же это необ…ятное, неисч…рпаемое море – человеческая речь!
- Что вы сделали, чтобы получился текст? (Расставили предложения по порядку).
Запись в тетрадь: Это текст т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.
1обязательный признак текста - тематическое и смысловое единство.
- Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)
Какой заголовок подходит нашему тексту? (Слово. Человеческая речь)
2 признак текста-наличие заглавия
2 задание. Работа в паре. Прочитать текст. Можно ли прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
Вычлените из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
- Докажите, что перед вами текст.
- Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?
- Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)
- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)
1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).
- Сделайте вывод, какими еще признаками должен обладать текст.
3 признак текста: Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.
Физминутка. Если услышите слово с проверяемой безударной гласной в корне, то ловите ее и хлопайте. Если в непроверяемой – присядьте.
Грозить, жердинка, засиять, коренья, обновление, обронить, прописи, сорить. Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние.
3 задание. А теперь решаем еще одну задачу. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
( ГБАВ. Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)
- Сделайте вывод о следующем признаке текста.
4 признак текста: Необходима последовательность предложений, грамматическая связь.
4 задание. А теперь мы обратимся к поэтическим текстам. Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?
1. Чудная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)
2. Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)
( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя. Таким образом, тексты различны по цветовой гамме, уменьшительно-ласкательные суффиксы одного текста и возвышенная лексика другого.)
- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?
Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.) Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте.
5 признак текста: наличие темы и основной мысли.
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Где-то дома у метро –
Пепси-кола и ситро,
Всюду вывески висят.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)
Этап рефлексии
Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания о признаках и строении текста, о видах и способах связи предложений в тексте; учить находить признаки текста, анализировать и строить различные типы текстов; развивать умение различать стили речи, типы текстов; воспитывать культуру выразительной речи.
Тип урока: урок общеметодической направленности. Время урока: 40 мин.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, развивающего обучения, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, поэтапного формирования умственных действий.
Решаемые проблемы: каковы языковые признаки текста?
Планируемые результаты:
Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы).
Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.
Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа и конструирования текста.
1. Организационный момент.
2.Мотивация учебной деятельности.
- А может ли текст состоять из одного предложения?
: - Как вы считаете, для чего служит текст?
- Текст служит для общения, обмена мыслями, чувствами.
- Предположите, как будет называться функция, которую выполняет текст?
3.Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания:
-- Что изучает синтаксис?
-- Какие функции выполняют словосочетание, предложение, текст?
Выполнение задания ЕГЭ.
Средства связи предложений в тексте.Задание 25
Среди предложений 15–19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте. а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию. (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.
(18)Перед нами на дороге встала местная ДЕВОЧКА лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию. (19)Конечно, ОНА не очень разбиралась в стратегической обстановке.
Личное местоимение ОНА в предложении 19 заменяет существительное ДЕВОЧКА из предложения 18 и тем самым служит средством связи этих предложений.
4. Работа по теме урока.
Повторение сведений о тексте:
-- Что такое текст?
-- Какие свойства присущи тексту?
-- Что такое тема текста?
-- Что называется основной мыслью текста?
Работа с учебником:
-- Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений, теоретических сведений на с 28.
3. Слово учителя:
Текст – это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств. Основными свойствами текста являются цельность, жения
Цельность обеспечивается наличием темы и основной мысли.
Тема – это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль – это то, ради чего написан текст.
Связность между предложениями характеризуется цепной и параллельной связью.
● лексические (лексический повтор, однокоренные слова, местоимения, синонимы, антонимы);
● морфологические (союзы, союзные слова, местоименные наречия, видовременные формы глаголов);
● синтаксические (порядок слов, синтаксический параллелизм – например, предложения по одной модели: подлежащее + дополнение + глагол; парцелляция – когда выделяется какой-то член предложения, после него ставится точка и оформляется как самостоятельное неполное предложение для усиления выразительности текста; неполные предложения, вводные слова и предложения).
Членимость предполагает делимость текста на абзацы, которые раскрывают свою микротему, подчинённую общей теме текста.
Цепная связь предполагает последовательную смену слов-связок или использование их в каждом предложении.
Параллельная связь – соподчинение всех предложений, начиная со второго, первому по смыслу.
2. Такой густой осинник, что зайцу не проскочить, а тут ещё и в густоте снизу выбилась высокая крапива … И так везде в мире: где свет, там и тень. У неё ведь каждый листик трепещет и купается в свете. Осина светолюбивая, а под осиной растут тенелюбивые травы, папоротники, хвощи. Берёза и осина - самые светолюбивые деревья, а особенно, мне кажется, осина.
3. Теперь я могу отдохнуть месяца два, встречать июньские зори на Оке, дышать в лугах ароматом трав и цветов, слушать тихий звон бора.
Налегке я еду в маленькую слободку под старым монастырём. Там, за стенами, чинно ступают чёрные монашенки, тысячи грачей и галок громоздятся на кровлях, а кругом звенит иглами вековой бор …
Учитель: - Слушаем ваши ответы.
Ученик 1: - В первом варианте - набор предложений, не связанных основной мыслью. Здесь отсутствуют грамматические связи, а, следовательно, отсутствует логика и последовательное изложение мыслей.
Ученик 2: - Во втором варианте нарушена композиция и связь предложений.
Ученик 3: - В третьем варианте текст, построенный в соответствии со всеми признаками.4.Работа с учебником:
Упр. 41 – устное выполнение, фонетический разбор на доске.
Комментарии:
5. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником:
-- Упр. 42 – самостоятельное выполнение после предварительного обсуждения, пунктуационный разбор предложений.
Комментарии:
Дополнительные вопросы:
-- К какому стилю относится текст? (К публицистическому)
-- Какой тип речи используют авторы? (Рассуждение)
-- Упр. 43 – самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.
Комментарии:
Необходимо читать книгу вдумчиво, записывать свои мысли и впечатления, чтобы научиться размышлять, писать, чтобы понимать изменения в своей духовной жизни.
6.Втоичное закрепление. Самостоятельная работа . перепишите текст определите средства связи в тексте с последующей самопроверкой по слайду.
7. Подведение итогов урока:
-- Что нового вы узнали сегодня о синтаксисе?
-- В чем особенность изучения слов в синтаксисе? (Слова изучаются как члены предложения).
-- Как связаны тема текста и его основная мысль?
-- В каких случаях текст может состоять из одного предложения?
8. Рефлексия, домашнее задание.
Беседа с классом по вопросам:
1. Что из того, о чём мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?
2. Какую новую информацию вы получили?
3. Что вызвало сомнения или с чем вы были не согласны?
4. Попробуйте структурировать сведения о тексте, оформив их кластером.
Домашнее задание
1. Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок, представляющий собой текст (6—7 предложений).
Читайте также: