Конспект занятия по обучению детей рассказыванию по картине

Обновлено: 05.07.2024

Обучение детей с ОНР рассказыванию по картинке как основное средство развития связной речи.

Одним из приемов развития связной речи является обучение рассказыванию по картине. Значение этого вида занятий велико, т.к. они способствуют:

  • расширению и активизации словаря;
  • формированию грамматически правильной речи;
  • развитию процессов восприятия, воображения и логического мышления.

И это очень важно, т.к. у детей с ОНР, наряду с системным нарушением речи, очень часто наблюдаются отклонения и недостатки в развитии внимания, памяти, восприятия и мышления [3].

Обучение рассказыванию по сюжетным и пейзажным картинкам является частью системы по развитию связной монологической речи дошкольников с ОНР, которая включает в себя:

  • описание предметов;
  • пересказ;
  • рассказы по картинам;
  • некоторые виды творческого рассказывания [1].

Ниже представлены примерные конспекты по обучению детей с ОНР рассказыванию по картинке в разных возрастных группах.

Конспект занятия №1 по обучению детей рассказыванию по картине в средней группе.

  • учить детей полно и точно отвечать на вопросы по содержанию картины, используя в речи простую распространенную фразу,
  • обогащать и активизировать словарь,
  • работать над развитием силы голоса.
  • разучивать загадки о петухе,
  • беседа о домашних птицах.
  • кукарекает, кудахчет, пищат, гребешок, бородка, шпоры, пестрые, хвост колесом.

Ход занятия.

1. Организация внимания:

- Сначала сядут девочки, потом мальчики.

2. Встреча с петухом.

- Ой, кто это там кукарекает? Как вы думаете, ребята?

- Давайте посмотрим (логопед открывает коробку и достает из нее большого игрушечного петуха).

- Здравствуй, петушок (дети здороваются)! Ты зачем залез в коробку?

- Здравствуйте! А я хотел всех ребят разбудить.

- Да ребята давно уже не спят. Смотри мы уже позавтракали и теперь сели заниматься.

- Да? Ну вот, значит, я опоздал.

-Ну, это про меня загадка. Да, и днем, и ночью распеваю. Я прямо как будильник. Я очень нужный.

- Да, Петя, ты не только нужный, но еще и очень красивый. Да, ребята? Хочешь мы про тебя расскажем? (Логопед вместе с детьми рассказывает).

- А у меня есть картина, на которой нарисована куриная семья. Хотите посмотреть? (Логопед вывешивает картину). Давайте назовем всех-всех, кто нарисован на этой картине.

- Расскажите, какой у него гребешок.

- Что у него еще есть на голове?

- Какой у него клюв?

- Какой у петуха хвост?

- Какие у петуха лапы? Что есть на лапах?

- Какого цвета перышки у петуха?

- Что делает петух?

- А это кто? Какие они?

- Какого цвета цыплята?

- С кем гуляют цыплята?

- Что делает их мама-курица?

- Куда смотрят эти цыплята? Что они хотят сделать?

- Что здесь нарисовано? Что делает эта курица?

- Сколько всего кур здесь нарисовано?

3. Работа над силой голоса.

- Понравилась вам эта картина?

- А тебе, Петя? Давайте покричим, как петух. Что он делает? (Кукарекает). Как он кукарекает громко или тихо?

- А как куры своих детей созывают? (Изображают). Что они делают? (Кудахчут).

- А что делают цыплята? Каким голосом они пищат? (Тонким, тихим).- Изображают.

4. Итог занятия.

Петух: «Молодцы, ребята, мне у вас очень понравилось, но теперь мне надо идти домой, меня курочка и цыплятки ждут. До свидания, ребята.

Дети прощаются с петухом и приглашают его еще в гости.

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей группе.

  • учить детей строить полный последовательный рассказ по сюжетной картине, в речи простыми распространенными предложениями (в том числе с однородными членами);
  • при рассказывании использовать коллективно со-ставленный план.
  • рассматривание и беседа по данной кар-тине, составление рассказов-описаний, отдельных фрагмен-тов картины, чтение рассказов и стихов, беседа о лете.
  • чудесная, ясная, солнечная (погода);
  • березы, сосны, поляна, ромашки, колокольчики, незабудка, букет;
  • собирать, искать.
  • картина, кружочки красного и синего цвета по количеству детей.

Ход занятия

1. Организация внимания.

Правильно ответивший на вопрос садится на свое место.

2. Вступительная беседа:

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Какой весенний месяц сейчас?

- Какое время года будет после весны?

- Сейчас конец весны, как мы говорим про такую весну (поздняя)?

- На какое время года похожа поздняя весна?

- Какое летом солнце?

- А какая погода бывает летом?

- Ваня, скажи, какая летом погода, назови все слова, которые говорили ребята (ребенок строит предложение с однородными членами).

- Куда мы пойдем на прогулку?

3. Работа с картиной:

Логопед вывешивает картину:

4. Физминутка.

- А теперь вы встаньте со стульчиков, кто захочет, возьмите корзины для ягод, орехов и прогуляемся по лесу. (Дети изображают, как идут по лесу, рвут цветы, собирают ягоды в корзины (рука согнута в локте). А сейчас подкрадемся на цыпочках, спрячемся за дерево и посмотрим, как играют белки. Послушайте, как кукует вдалеке кукушка (дети тихим голосом ку-ку; ку-ку). Пойдем дальше. Нужно покричать, чтобы никто не отстал, не потерялся: Ау! Ау! (протяжно, не очень громко). Теперь можно идти домой.

- Сейчас будем составлять по картине рассказ.

- О чем будем говорить вначале?

- О чем расскажем потом?

- О чем будем рассказывать дальше?

- Что нужно сказать потом?

- Чем закончим рассказ?

3-4 ребенка (по очереди) составляют свои рассказы по картине. После каждого выступления дети поднимают красный или синий кружки в зависимости от того, понравился рассказ или нет. Затем они добавляют, высказывают замечания или, наоборот, говорят, что им понравилось в рассказе.

5. Итог занятия.

- Что мы сегодня делали?

- Чьи рассказы вам понравились?

Логопед дает оценку ответам детей.

Конспект занятия №3 по обученю рассказыванию по серии сюжетных картинок в подготовительной группе.

  • упражнять детей в составлении рассказа по серии сюжетных картинок;
  • учить развивать сюжет, придумывая продолжение рассказа;
  • учить давать оценку поступкам людей, их эмоциональному состоянию.

Ход занятия

1. Организация внимания:

2. Вступительная беседа:

- Ребята, вы знаете, что есть поступки плохие и хорошие, если человек совершит хороший поступок, то как про него можно сказать (хороший, справедливый, добрый). А если кто-то поступит плохо, то такому человеку обязательно будет стыдно. Поэтому нужно стараться вести себя так, чтобы потом не пришлось краснеть за свои поступки. Давайте расскажем о том, какие хорошие поступки вы совершили.

3. Рассказывание по картинкам.

- Сегодня мы будем составлять рас сказ про Олега и Мишу (выставляет первую картинку). Ира начнет рассказывать, а мы будем слушать внимательно и дополнять рассказ (Ира рассказывает. После рассказа дети вносят дополнения и поправки).

- Ребята, как в такой ситуации нужно поступить Мише?

- Давайте посмотрим, как же поступил Миша (выставляется вторая картинка). Кто хочет рассказать?

- Кто дополнит рассказ Артема? (Логопед следит за тем, чтобы в своих рассказах дети дали оценку поступку Миши).

- Миша поступил нехорошо. Как вы думаете, ему радостно от того, что он отобрал у Олега игрушку?

- Посмотрим следующую картинку. Вика, расскажи, что было раньше.

- Вам понравился рассказ Вики?

- Людям, которые поступают нехорошо, обычно бывает стыдно за свои поступки. И они даже краснеют от стыда. Посмотрим, стыдно ли Мише (выставляется четвертая картинка).

- Кто хочет рассказать? (Если ребенок в рассказе упускает это, то логопед просит обратить внимание на настроение персонажей картины).

4. Физминутка.

Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локтя вращаются,
Два глаза закрываются.

5. Работа над развитием воображения:

- Дети, подумайте, а что могло произойти дальше? (Дети стали играть вместе).

- А как играть вместе, ведь игрушка-то одна? (Дети высказываю свои варианты)

- А на следующий день, когда мальчики пришли в детский сад, что мог сделать Миша, чтобы порадовать Олега?

- Так как же нужно играть, чтобы никому не было обидно?

- Кто хочет еще раз рассказать про Олега и Мишу (выслушивается 1-2 рассказа с добавлением своего конца истории).

Цель: формирование у детей умения рассматривать и описывать картину в определённой последовательности, составлять простые распространенные предложения по картине, умение придумывать название картины.

- расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы;

- учить рассказывать о содержании сюжетной картины;

-стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.

- продолжать развивать речь как средство общения;

-обогащать речь прилагательными;

-совершенствовать диалогическую форму речи.

-формировать дружеские отношения между детьми, совместное взаимодействие;

-воспитывать бережное отношение к природе.

бабушка из кукольного театра, ободки собаки и кошки, картинки с изображением собак (добрая, злая, лохматая)

Ход ЗАНЯТИЯ:

собираются вокруг. Бабушка просит детей объяснить ей, что случилось с её

внуками. Ей прислали фотографию, на которой дети лежат на снегу и около них

перевёрнутые санки и какая-то большая собака. (Показывает картину) Говорит,

что в прошлом году подарила им маленького… (загадывает загадку)

Громко лает у окошка.

Вечно крутится у ног

Рыжий, маленький….(щенок)

Он был такой (подбирает слово) Дети подсказывают (маленький, пушистый,

забавный, смешной и т. д.) А теперь здесь собака такая (большая, лохматая,

сильная, злая, добрая…. и т. д.) Знаете как её зовут? Дети перечисляют клички.

(Если дети умеют определять звуки в слове, то можно им дать первый

Рассматривание картины

1. Какое время года изображено?

2. Угадайте, как зовут мальчика?

3. Угадайте, как зовут девочку?

4. Что одели дети?

5. Кого они запрягли в санки?

6. Кто выбежал на дорожку?

7. Как вы думаете, что случилось дальше?

8. Почему они смеются?

Я мороза не боюсь (качают головами из стороны в сторону)

С ним я крепко подружусь. (показывают рукопожатие)

Подойдёт ко мне Мороз, (шагают на месте)

Тронет руку, тронет нос. (показывают пальчиком)

Значит надо не зевать, (грозят пальчиком)

Прыгать, бегать и играть (показывают)

Воспитатель предлагает детям игру-инсценировку, чтобы бабушка быстрее всё

Составление детьми рассказа. Примерный рассказ :

Наступила зима. Выпало много снега. Петя и Роза решили покататься на санках.

Они одели тёплые вещи (перечисляют, взяли собаку (дети добавляют определения

с помощью добавочных картинок)Они запрягли её в санки и стали кататься с

горки. Вдруг на дорожку выскочили 2 кошки. Собака (кличка) бросилась за ними.

Санки перевернулись, и дети упали в снег. Но им было весело. А кошки убежали.

Дети рассказывают свои варианты рассказа.

Бабушка благодарит детей. Она говорит, что её внуки очень любят играть в

Ход ИГРЫ: Один ребёнок-ведущий выходит из комнаты. Остальные

придумывают, что они будут показывать. Хлопают в ладоши. Ведущий

кушают, поливают цветы, шьют и т. д. Ведущий должен угадать.

Бабушка ещё раз благодарит детей и прощается.

Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает. (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег)

Зимой бывает снегопад, а осенью….листопад.

– Зимой бывает снег, а летом… дождь.

– Зимой снег падает, а весной…тает.

– Зимой катаются на санках, а летом…на велосипеде.

– Зимой лес спит, а весной… просыпается.

– Зимой катаются на коньках, а летом…на роликах.

– Зимой бывает холодно, а летом… жарко.

– Зимой деревья белые, а осенью… жёлтые.

– Зимой растут сугробы, а летом растут… цветы.

– Зимой лепят снеговика, а летом… песочные пирожки.

– Зимой насекомые прячутся, а весной…вылезают.

Фотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 лет

Фотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 лет Занятие подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. ЦЕЛЬ: обучение детей рассказыванию.

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы
занятия.

Раскрывается корзинка. В ней подарок, да какой! Не игрушка, не картинка — Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки, Нос — как пуговка звонка, Неуверенные лапки Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой Жмется ласково к ногам. Не игрушку, не картинку — Друга подарили нам!

Педагог помещает на доску картину и органи­зует беседу по ней.

  • Кого вы видите на картине?
  • Собаку и маленьких щенят.
  • Давайте рассмотрим собаку и расскажем о
    ней. Какая она?
  • Большая, красивая.
  • У нее золотистая шерсть, длинные уши и
    короткий хвост. А какие у нее глаза?
  • Глаза у нее добрые.
  • А что делает собака?
  • Собака смотрит на щенят.
  • Она наблюдает за ними, охраняет их.

Давайте еще раз расскажем о собаке. Какая она, какие у нее шерсть, уши, глаза, хвост? Что делает собака?

  • Собака большая, красивая. У нее золотистая
    шерсть, длинные уши, добрые темные глаза и корот­
    кий хвост. Она охраняет щенят.
  • А теперь давайте расскажем о щенятах. По­
    смотрите на них. Они разные или похожи друг на
    друга?
  • Все щенята одинаковые.
  • Какие они по размеру? Какого они цвета?
    Какие у них ушки и хвостики?
  • Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости­
    ки у них коричневые.
  • Что делают щенята?
  • Один щенок сидит рядом с собакой.
  • Два щенка борются на матрасике.
  • Еще один щенок хочет залезть на скамейку.
  • Наверное, он самый любопытный, хочет уз­
    нать, что лежит на скамейке.
  • Вдалеке один щенок играет с мячиком.
  • Этот щенок — самый смелый: ушел далеко
    от мамы и играет один.

Попробуем повторить все, что мы рассказали о щенятах, еще раз. Расскажите о том, какие щенята, что они делают.

  • Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости­
    ки у них коричневые. Один щенок сидит рядом с со­
    бакой. Два щенка играют на матрасике. Любопыт­
    ный щенок хочет залезть на скамейку. А смелый ще­
    нок играет на крылечке с мячиком.
  • Посмотрите внимательно, что еще вы видите
    на картине?
  • Корзинку.
  • Правильно. В корзинке щенята спят.
  • Еще видим блюдце.
  • Для чего оно нужно?
  • Для воды или молока.
  • Конечно. Щенята пьют из него.

А теперь давайте немного поиграем. Вспомним упражнение про Тузика.

4. Физкультурная пауза. Развитие подражатель­ности, общей моторики, координации речи с движени­ем.

Стоя на месте, дети выпол­няют повороты корпуса впра­во-влево, руки на поясе. Бегут по кругу. Меняют направление движе­ния.

Прыжки на месте, руки на поясе.

Вот он крутится волчком, Тузик, Тузик,

хвост крючком. Вот летит во весь опор То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот — Словом, дел невпроворот. А. Прокофьев

СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ

На картине мы видим собаку со щенятами. Они живут на даче, на большой веранде. Здесь стоит корзина, в которой спят щенята, лежит матрасик, на котором спит сама собака, стоит блюдце для молока.

Собака большая, красивая. У нее золотистая шерсть, длинные уши, добрые темные глаза и ко­роткий хвост. Она наблюдает за своими щенятами, охраняет их.

Щенята еще совсем маленькие. Сами они бе­ленькие, а ушки и хвостики у них коричневые. Один щенок сидит рядом с собакой, два щенка иг­рают на матрасике, любопытный щенок хочет за­лезть на скамейку, а смелый щенок играет с мячи­ком. Щенята очень симпатичные и забавные. Хо­чется улыбнуться, когда смотришь на них.

6. Подведение итога занятия, оценка работы де-тей.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котенок самый белый, Два — котенок самый смелый, Три — котенок самый умный, А Четыре — самый шумный,

Пять похож на Три и Два —

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята — Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Приходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.

Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней.

  • Кого вы видите на картине?
  • Кошку с котятами.
  • Давайте расскажем о кошке. Какая она?
  • Большая, пушистая.
  • Правильно. У нее белая грудка и белые пе
    редние лапки. Какая у кошки мордочка? Какие у
    нее спина и хвост?
  • Мордочка у кошки рыжая с белым, а спинка и
    хвост — рыжие.
  • Посмотрите, какие у кошки острые ушки,
    зеленые глаза и длинные усы. А что делает кошка?
  • Кошка лежит на полу рядом со своими котя
    тами.
  • Попробуйте повторить все, что мы рассказа
    ли о кошке: какая кошка; какие у нее грудка и
    передние лапки, мордочка, спина и хвост, ушки,
    глаза и усы; что делает кошка.
  • Кошка большая, пушистая. У нее беленькие
    грудка и передние лапки, рыжая с белым мордочка,
    рыжие спина и хвост, острые ушки, зеленые глаза и
    длинные усы. Кошка лежит на полу со своими котя
    тами.
  • А теперь давайте рассмотрим котят и расска
    жем о них. Сначала я расскажу вам о сером котенке,
    а о других котятах будете рассказывать вы сами.

Серый котенок играет с мамой-кошкой. Он маленький и забавный. У него белая мордочка, коротенький хвостик, большие глаза и острые ушки. Он стоит на задних лапках, а передние лапки положил на голову кошке.

А теперь вы расскажите о котятах, которые играют с клубком. Откуда у них клубок? Что они опрокинули? Какие они? Какие у них мордочки, ушки, глаза, хвостики?

— Два веселых котенка опрокинули корзинку с
клубками ниток и играют с синим клубком. Белый
котенок с серыми пятнами катает клубок лапкой, а
рыжий котенок смотрит на клубок. Котята малень
кие. У них зеленые глазки и острые ушки, хвостики у
них коротенькие.

(Можно сразу же предложить еще одному ребенку повторить рассказ о котятах.)

  • А кто хочет рассказать про котенка, который
    спит на коврике? Какие у него мордочка, грудка,
    лапки, ушки и усики?
  • Один котенок спит на коврике. У него белая с
    серым мордочка, белые грудка и лапки, остренькие
    ушки и длинные усики. Он крепко закрыл глазки.

(Имеет смысл и этот рассказ повторить еще раз.)

— Что делает еще один рыжий котенок? Рас
скажите о нем.

— Рыжий котенок сидит около блюдца с молоком. У него белая грудка и белые лапки, а хвостик полосатый. У котенка красивые желтые глаза, а носик розовый.

(Можно предложить кому-то из детей рассказать об этом котенке еще раз, добавив что-то от себя.)

3. Физкультурная пауза. Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением.

Вы со мной знакомы

Я приветливая киска. Кверху — кисточки

на ушках, Когти спрятаны

В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. Но дразнить меня

опасно — Я царапаюсь ужасно.

КОШКА С КОТЯТАМИ

На картине мы видим кошку с котятами. Большая рыжая кошка лежит на полу вместе со своими котятами. У кошки белая с рыжим мордочка, белые грудка и передние лапки. У нее зеленые глаза, острые уши и длинные усы.

Веселый серый котенок играет с кошкой. Он стоит на задних лапках, а передние положил кошке на голову. У котенка зеленые глазки, остренькие ушки и короткий хвостик.

Два котенка опрокинули корзинку с клубками ниток и играют с синим клубком. Серый котенок с белыми пятнами катит клубок, а рыжий котенок смотрит на него. Котята маленькие и забавные. У них остренькие ушки и короткие хвостики.

Около блюдца сидит большой рыжий котенок с белой грудкой. У него полосатый хвостик и красивые желтые глаза. Наверное, это старший брат маленьких котят.

Еще один котенок спит на коврике. У него серая с белым мордочка и белые лапки. Он крепко зажмурил глазки.

Кошка любит своих котят и охраняет их. Видно, как внимательно она смотрит, нет ли опасности.

Содержимое публикации

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

Выполнила воспитатель 1 кв.к.:

г.о.г. Выкса 2021 год

Цель: учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Предварительная работа: чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме; наблюдение за погодой на прогулке.

Ход занятия

Воспитатель:проводит приветствие

Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие с загадки

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Воспитатель: Правильно! В данной загадке говорится о времени года – зима. Ребята, а кто знает и назовёт зимние месяца?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: Верно! Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?

Дети: Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз. Кругом снег

Воспитатель: Молодцы. Какие стоят деревья?

Дети: Голые, без листьев. Белые от снега и мороза.

Воспитатель: Что лежит на крышах домов и на улице?

Дети: Снег.

Воспитатель: Что надевают люди зимой?

Дети: Зимнюю одежду - шапку, куртку, теплые сапоги, варежки, шарф.

Воспитатель: Как живется зверям и птицам зимой?

Дети: Трудно. Плохо

Воспитатель: Почему?

Дети: Они голодают, замерзают.

Воспитатель: Как можно им помочь?

Дети: Сделать кормушки, давать им корм.

Воспитатель: Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах. Ребята, а какие вы знаете зимние забавы?

Дети: Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас попробуйте отгадать загадки о них. Посмотри, все ли вы забавы знаете.

Распахнул я настежь двери,

В сад гляжу – глазам не верю.

Эй! Смотрите, – чудеса!

Было облако над нами –

Оказалось под ногами! (Снег.)

А весною исчезает,

Потому что быстро тает. (Снеговик)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня? . (Коньки)

По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полет закончен. Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб. (санки)

Воспитатель: Всё правильно вы отгадали! И немножечко устали! Мы минутку отдохнём и рассказывать начнём!

Мы бежим с тобой на лыжах Дети “скользят” шагают (ходят на

Снег холодный лыжи лижет “Скользят”, делая поочередно

А потом – на коньках, руки за спиной (“бегут” на

Но упали мы. Ах! приседают

А потом снежки лепили, Показывают, как лепят снежки

(сверху то одна рука, другая)

А потом снежки катили, катят воображаемый комок

А потом без сил упали падают

И домой побежали бегут по кругу

Воспитатель: Зима - чудесное время года для игр. Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках с горки и играть в снежки. Я и сейчас хочу с вами поиграть в снежки. Я буду бросать вам снежок и задавать вопрос. А вы должны его поймать и ответить на вопрос. Итак, начнём. Зима какая?

Дети: Снежная, холодная, суровая, морозная

Воспитатель: Снег какой?

Дети: Белый, пушистый, холодный, скрипучий, жесткий, рассыпчатый, мягкий, липкий, лёгкий

Воспитатель: Настроение у нас на прогулке какое?

Дети: Весёлое, радостное, прекрасное.

Воспитатель:А хотите посмотреть, как проводят время зимой другие дети?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: Тогда посмотрите сюда

Воспитатель: Рассмотрим картину, какое время года изображено на картине?

Дети: Изображено время года – зима.

Воспитатель: Почему вы думаете, что зима?

Дети: Потому, что везде лежит снег. Дети одеты тепло.

Воспитатель: Что вы на ней видите, расскажите?

Дети: Дети катаются на санках с горки, катаются на лыжах, на коньках по льду, несколько детей лепят снеговика.

Воспитатель: Каким был снег в тот день, когда гуляли дети?

Дети: Белым, чистым, липким.

Воспитатель: Почему думаете, что снег липкий?

Дети : Потому, что дети лепят снеговика.

Воспитатель: Какие эмоции выражают лица у детей?

Дети: Веселье, радость, смех, счастье.

Воспитатель: Дети замерзли когда гуляли?

Дети: Нет, у всех щеки красные, дети много двигаются, одеты в теплую, зимнюю одежду.

Воспитатель: Итак, послушайте мой рассказ.

Наступила зима. Дети вышли на прогулку. Света и Таня катаются на коньках. Коля и Вася играют в хоккей. Маша и Петя катаются на лыжах с горки. Наташа, Вика и Тимур катаются на санках с горы. Вера и Дима делают снеговика. Всем было хорошо и весело. Настроение у всех детей было радостное.

Воспитатель: А теперь вы ребята попробуйте рассказать мне свой рассказ. (Воспитатель слушает рассказ 4 -5 детей, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).

Воспитатель: Здорово! Молодцы! Ребята, я хочу вам предложить ещё одну игру. Хотите в неё поиграть?

Дети: Хотим.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью:

– Зимой бывает снегопад, а осенью….листопад.

– Зимой бывает снег, а летом… дождь.

– Зимой снег падает, а весной…тает.

– Зимой катаются на санках, а летом…на велосипеде.

– Зимой лес спит, а весной… просыпается.

– Зимой катаются на коньках, а летом…на роликах.

– Зимой бывает холодно, а летом… жарко.

– Зимой деревья белые, а осенью… жёлтые.

– Зимой растут сугробы, а летом растут… цветы.

– Зимой лепят снеговика, а летом… песочные пирожки.

– Зимой насекомые прячутся, а весной…вылезают.

Воспитатель: Как замечательно. Вы очень хорошо постарались на нашем сегодняшнем занятии. О чём мы сегодня с вами говорили? Что рассказывали?

Читайте также: