Доброе братство милее богатства конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Приобщение детей к культуре и традициям разных народов.

- приобщать детей к духовно-нравственным традициям разных народов РФ;

- средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка;

- развивать творческие способности.

-формировать представление о прошлом нашей Родины;

- расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, обрядах, народных играх, песнях, танцах;

- знакомить с именами разных народов;

- знакомить с символикой РФ.

- воспитывать интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;

- воспитывать доброжелательность, чувство уважения друг к другу;

Атрибуты: самовар, белорусская рубашка, рушник, колыбелька, кукла, игрушки, уголек, зернышки, монетки, папаха, оленьи рога (детский ободок, национальные костюмы, печка, деревянная посуда, сундук, прялка.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание фотографий и иллюстраций национальной одежды, домашней утвари и обихода, кухни, игрушек.

Ход мероприятия.

Все мы - народов разных дети,

Россия наш огромный общий дом.

Веками мы живем под общей крышей

Нам хорошо, уютно в доме том.

Дети: (по очереди)

Я люблю тебя, Россия!

Я хочу, чтоб ты цвела!

Словно птица в небе синем,

Распахнувши два крыла,

Ты согрела полпланеты –

Сто народов! Сто племен!

Мы – твои родные дети

Пусть синеет небосклон!

Немцы, русские, башкиры,

И казахи и мордва,

Проживаем в добром мире

Как на дереве листва.

И еще десятки разных

Наций, сел и городов!

Этот день – наш общий праздник!

Этот край – наш общий дом!

После песни дети садятся на стулья

Во все времена все люди любили свою Родину, дружили, помогали друг другу, объединялись. Когда Родине грозила беда, вместе защищали её от врагов. Во имя родной стороны совершали подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы растем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Сейчас я вас попрошу подобрать красивые нужные слова к слову Родина … Родина у нас какая? (высказывания детей)

Молодцы! Вот какая у нас с вами замечательная Родина.

Как и все страны мира, все государства, существующие на земле, Россия имеет свои флаг и герб. Посмотрите!

(о флаге, гербе, гимне)

Дети выходят, читают стихи:

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Ребята, а знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но ещё и главную музыку страны?.

А как она называется? Правильно, это Гимн России!

Как надо слушать гимн, вы знаете? Давайте встанем. Пусть прозвучит сейчас для нас Гимн Великой нашей Державы – России!

Все слушают стоя.

Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство всех народов.

Давайте праздновать, друзья,

Согласие и дружбу.

Помиримся друг с другом мы –

Нам больше войн не нужно!

Соединяет все наши народы дружба.

Дети садятся на стулья

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Мы живем с вами в России, самой большой стране на Земле. Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом - уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом - может идти снег. Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете.

Я вас приглашаю совершить путешествие по нашей стране и увидеть, как живут некоторые народы России. Ну что, в путь?

(рассказ о народах Севера)

Звучит национальная музыка народов Крайнего Севера

Мы с вами оказались на самом севере нашей страны. Здесь живут ханты, манси, ненцы, буряты, эвенки, чукчи, якуты. Раз в год народы Севера собираются вместе на праздник оленеводов, чтобы показать свою сноровку в метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умения в ходьбе на лыжах. Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей привязывают колокольчики, упряжь украшают лентами и искусственными цветами.

Целый день звучит музыка, исполняются народные песни, взрослые и дети с удовольствием танцуют.

Здравствуйте, друзья. Мое имя Тынэ-нкэй. Расскажу вам немного о празднике оленеводов. Главный помощник на празднике – олень. Он может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и жилье ими утепляют. Чтобы стать настоящим оленеводом, нужно быть очень ловким и умелым. Начинается праздник бегом оленьих упряжек.

В белой тундре, где снега,

Он растил свои рога –

Гордый северный олень!

Царь всех северных зверей.

Устроим и мы забеги на оленьих упряжках.

Две команды по 3 пары (1 – олень, 2- оленевод). Задание: обежать препятствия, вернуться к своей команде, передать следующей паре.

Вот такой веселый праздник оленеводов проводится у жителей Севера каждый год. А нам пора продолжить наше путешествие. До свидания, Тынэ-нкэй!

Чукча уходит. Ведущая обращает внимание на экран.

(рассказ о народах Кавказа)

На юге нашей страны тоже живет много народностей: адыги, кумыки, осетины, лезгины, даргинцы. Встречайте, к нам приехали гости с Северного Кавказа.

Это края высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ.

А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые. И танцы у нас такие же.

Правила:1. Водящий не должен подсматривать. 2. Играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

Спасибо нашим друзьям за такую замечательную игру, но нам пора продолжать наше путешествие.

Гости под музыку уходят.

А мы отправляемся в гости к удмуртам.

(про Удмуртию)

Здравствуйте, друзья. Я – бабушка Граня, села Бураново из Удмуртии

Удмуртия наша народом воспета,

Природа богата и люди красивы.

А как же иначе? Ведь это – Россия!

Я не с пустыми руками пришла,

Вам гостинцев принесла!

Ешьте наши перепечи,

Чтобы стать умнее, крепче.

Все пробуют перепечи. Бабушка рассказывает рецепт.

Чтобы время не терять,

(бабушка Граня показывает движения танца).

Бабушка в конце танца, приплясывая, уходит.

Как бы мы далеко не жили друг от друга: на севере, юге, западе или востоке - всех нас объединяет такая замечательная страна – Россия. Населяют Россию люди разных национальностей. Всех объединяет язык общения – русский.

Наше путешествие по России продолжается. А теперь давайте заглянем к нашим соседям-белорусам! Ну что же, в путь!

(про Белоруссию)

Ведущая открывает ширму – за ней уголок белорусской избы

Дети, куда мы попали?

Правильно. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Назовите их.

Здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда, колыбель, сундук, прялка и т. д.

У каждой избы есть свои хозяева. Давайте вспомним пословицы о доме, о семье.

Ведущая начинает пословицу, дети заканчивают

-В гостях хорошо… а дома лучше.

- Не красна изба углами…. а красна пирогами.

- Каково на дому… таково и самому.

- Дети не в тягость…. а в радость.

- Когда семья вместе…. и душа на месте.

- Всякой матери…. своё дитя мило.

- Мать кормит детей…. как земля людей.

- Семья – это… семь Я.

Молодцы, ребята. Посмотрите здесь в колыбельке ребенок. Это маленькая девочка.

Ведущая, достает из колыбельки куклу. В записи звучит плач младенца

Она только сегодня родилась, поэтому и плачет. Олечка, покачай её.

А мы споём ей колыбельную песенку.

С давних времен, когда ребенок рождался, родители ему придумывали ему имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные имена?

Дети предлагают имена (Иванушка, Алёнушка, Евдокия, Федора, Агафья, Ганна)

Молодцы, вы много имен знаете, но остановимся на одном. Как девочку нашу назовем? (ведущая предлагает Аленушкой).

А вы знаете, что обозначает имя Алена? (Дети высказывают предположения).

Это имя обозначает алая, красивая. Так звали богиню утренней зари — Алёна. Родители, когда называли таким именем, хотели чтобы, когда Аленушка выросла, она была красивой, доброй, покладистой и бережливой, жизнерадостной и счастливой. Дети, посмотрите, здесь для Аленушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Кто знает, зачем нашей Аленушке эти вещи? (дети предполагают)

Ведущая слова сопровождает действиями.

Давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

Ведущая кладет уголек:

- Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу.

- А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыта.

- Когда клали монетку - будь всегда богата.

До сих пор в Белоруссии сохранилась такая традиция: купая своего ребёночка впервые, кладут какую-нибудь вещь и приговаривают слова.

Берет рушник, вытирает лицо куклы:

Полотенце вышито и бело.

Вытирай-ка малыша умело,

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепыш.

Ты, Алена, подрастай,

И к нам в гости приезжай.

А нам пора возвращаться в Россию, в Москву.

Звучит русская народная мелодия.

Вижу чудное приволье,

Вижу реки и поля.

Это русское раздолье!

Это русская земля!

И где бы мы с вами не оказались, можно уверенно сказать: все дети нашей страны любят играть.

Дорогие друзья! Наша праздничная программа подошла к концу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия.

Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу! Желаем всем крепкого здоровья, счастья, успехов в делах.

Текст песни "Край, в котором ты живешь"

Мы играем возле дома

И зимой, и летом,

Все давным-давно знакомы

В дружном доме этом.

Посмотри, как хорош

Дом, в котором ты живёшь.

Посмотри, как хорош

Дом, в котором ты живёшь.

Слышишь, улица родная,

Нет тебя чудесней,

Мы по улице шагаем

Вместе с нашей песней.

Посмотри, как хорош

Город тот, где ты живёшь.

Посмотри, как хорош

Город тот, где ты живёшь.

Октябрятским дружным хором

Край, который с детства дорог,

Посмотри, как хорош

Край, в котором ты живёшь.

Посмотри, как хорош

Край, в котором ты живёшь.

Наша Родина большая

Нет на свете лучше края,

Чем страна Советов.

Посмотри, как хорош

Край, в котором ты живёшь.

Посмотри, как хорош

Край, в котором ты живёшь.

Всем советуем дружить,

Ссориться не смейте.

Без друзей нам не прожить

Ни за что на свете.

Ни за что, ни за что, ни за что на свете – 2 раза

Не бросай друзей своих,

Будь за них в ответе.

Не давай в обиду их

Никому на свете

Никому, никому, никому на свете – 2 раза

4 стакана муки (400 г)

100 г маргарина

200 мл молока или воды

1. Готовим сначала тесто, так как ему надо постоять минут 20! Яйца соединяем с маргарином.

2. Добавляем соль, сахар.

3. Подливаем жидкость (вода+2 ст. л. сухого молока) и, подсыпая муку, начинаем замешивать тесто.

4. Следим, чтобы размешались все кусочки маргарина.

5. Тщательно вымешанное тесто накрываем салфеткой и переходим к начинке!

6. Обжариваем фарш (любой) с луком и приправами или просто с солью. Взбиваем яйца с молоком, солью в шейкере.

7. Когда тесто немного постоит и станет пышнее, обваливаем его в муке, нарезаем на равные части и скатываем их в шарики.

8. Раскатываем тесто в лепёшки примерно 10 см.

9. Защипываем края, делая барьер для начинки.

10. Выкладываем фарш-1 ст. л. и разравниваем по всей тарталетке.

11. Заливаем аккуратно сверху омлетом, который сразу пропитает весь фарш.

12. Переносим на лопатке перепечи в смазанную форму.

13. Выпекать каждую такую партию 20 минут при 180*.

14. Подавать горячими!

15. Устоять невозможно) Тесто получилось даже немного слоистое и хрустящее!

Цель: Формирование этических норм поведения в обществе и в общении друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся, воспитание культуры общения друг с другом, самовоспитание личности ребенка.

* формировать этические представления о добре и зле;

* развивать умение самостоятельно анализировать, делать выводы;

* развивать умение работать в коллективе.

1. Сообщить тему классного часа, зачитать эпиграф, написанный на доске.

Доброта, искренность, взаимопонимание, любовь - эти качества присущи человеку. Какую роль они играют во взаимоотношениях между людьми, нам сегодня предстоит разобраться и сделать вывод, какие же мы с вами добрые или злые. Так что же такое доброта? Давайте посмотрим, как на этот вопрос отвечают известные люди.

(зачитаются цитаты великих людей и вывешиваются на доске)

. Источник зла есть тщеславие, а источник добра - милосердие. (Франсуа Рене де Шатобриан)

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский)

Благословенны миротворцы на земле. Люби всех, доверяй избранным, не делай зла никому. (Вильям Шекспир)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Н. Толстой)

Ждут мама с папой малыша,

С этим именем всю жизнь

Статья 7 Конвенции о правах человека закрепляет неотъемлемое право каждого ребенка на имя с момента своего рождения. Имя-это ваша визитная карточка, оно помогает нам понять себя, раскрыть нас для других людей.

Что вы чувствуете, когда встречаете человека с таким же именем?

На доске:(дети называют сходства и различия, а учитель записывает в колонки)

строение тела вера

Вопросы: - Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

- национальность влияет на взаимоотношения людей?

- Лица, каких рас, национальностей трудно различить?

- Какие вероисповедания разъединяют или объединяют людей?

- Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

- Как общаются люди разных поколений?

Может проще жить, когда нет различий и люди все одинаковые. Как вы считаете, каким будет мир?

Вывод: Мир будет скучным и однообразным. Различия дополняют общество. О человеке судят по тому, как он строит отношения в семье, с окружающими, по его умению грамотно и ясно излагать свои мысли (без грубости и вульгарности).

А сейчас я хочу проверить хорошо ли вы знаете друг друга, ну и я больше узнаю о вас, какие вы?

А сейчас я хочу, чтобы вы прослушали одно стихотворение и подумали, есть ли в нашем классе такие ребята.

Жил на свете мальчик Коля.

Учился он в обычной школе.

Он крутым себя считал

И всех в школе задирал.

Тех, кто младше звал малявки,

Иль презрительно козявки.

В классе был Антошка Лосев,

А Демьянова Ивана

Он к девчонкам приставал,

Им проходу не давал,

Пугал букашками, жуками,

Спорил Коля и с учителями.

Считал себя он умным самым,

А, значит, должен быть он главным.

Его боялись все кругом,

Вот и верховодил в школе он.

Но однажды верзилу Колю

Не испугалась маленькая Оля.

Подойдя к нему, сказала:

-Льдинка, что ль в тебя попала?

Если всех ты презираешь,

То и себя не уважаешь.

Имя ты святое порочишь,

Узнать об имени своем ты хочешь?

От смелости такой,

Стоял Коля сам не свой.

Лишь головой в ответ кивнул,

И тихонько сел на стул.

И повела Оля рассказ,

Как Николай Угодник спас

От униженья, от позора,

От гибели, от злого вора,

Сотни, тысячи людей,

На море много кораблей.

Слушал Коля и молчал,

Сидел и, словно, прозревал.

Меж тем Оля продолжала:

-Ну, а Носов Николай?

Его рассказы почитай.

Учит тезка твой добру.

Ты подумай. Я пойду.

Ни слова Николай не проронил,

Голову лишь ниже опустил.

- Как вы думаете, станет ли Коля добрым, отзывчивым мальчиком?

- А сейчас у меня к вам просьба, ребята. Вот здесь у меня в конверте (шкатулке) пословицы лежали, да все перепутались. Помогите, пожалуйста, мне их соединить. ( Раздать разрезанные пословицы).

1. Добра ждешь - добро и делай.

2. Доброе дело два века живет.

3. Доброе дело без награды не остается.

4.добрые дела и после смерти живут.

5. Не хвались серебром, а хвались добром.

6. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

7. У злой Натальи все люди канальи.

8. Худо тому, кто добра не делает никому.

9. Козла спереди бойся, козла сзади, а злого человека со всех сторон.

10. Не ищи красоты, ищи доброты.

Ну, вот все вместе мы и сделали доброе дело, соединили пословицы, справились с заданием.

А на прощание я хочу, чтобы вы пожелали добра друг другу.

(Раздать листочки, дети обводят ладошки и на каждом пальце пишут доброе пожелание друг другу, а затем обмениваются ими)

Доброе дело два

Доброе дело без

награды не остается

после смерти живут

Не хвались серебром,

а хвались добром

Злой плачет от зависти,

а добрый от радости

добра не делает никому

Козла спереди бойся, козла сзади,

а злого человека со всех сторон

(Франсуа Рене де Шатобриан)

Доброе братство - милее богатства. Пословица когда двое ссорятся - всегда виноваты двое. Л.Н.Толстой высший капитал нации - нравственные качества народа, слайд 1

Доброе братство - милее богатства. пословица Когда двое ссорятся - всегда виноваты двое. Л.Н.Толстой Высший капитал нации - нравственные качества народа. Н.Г.Чернышевский Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. Н.А.Добролюбов

Слайд 2

Доброе братство - милее богатства. Пословица когда двое ссорятся - всегда виноваты двое. Л.Н.Толстой высший капитал нации - нравственные качества народа, слайд 2

Слайд 3

Доброе братство - милее богатства. Пословица когда двое ссорятся - всегда виноваты двое. Л.Н.Толстой высший капитал нации - нравственные качества народа, слайд 3

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этнос
Нация
Племя
Народность

Слайд 4

Доброе братство - милее богатства. Пословица когда двое ссорятся - всегда виноваты двое. Л.Н.Толстой высший капитал нации - нравственные качества народа, слайд 4

Черты этноса
Язык нации, народности
Общая историческая судьба
Семейно- бытовое поведение
Специфическая материальная и духовная культура
Нормы повседневного поведения

Слайд 5

Доброе братство - милее богатства. Пословица когда двое ссорятся - всегда виноваты двое. Л.Н.Толстой высший капитал нации - нравственные качества народа, слайд 5

Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
Признаки нации
Единая раса
Черты солидарности
Религия
Язык
Привычки
Единые ценности

Слайд 6

Доброе братство - милее богатства. Пословица когда двое ссорятся - всегда виноваты двое. Л.Н.Толстой высший капитал нации - нравственные качества народа, слайд 6

Слайд 7

Доброе братство - милее богатства. Пословица когда двое ссорятся - всегда виноваты двое. Л.Н.Толстой высший капитал нации - нравственные качества народа, слайд 7

Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям. Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. - Назовите известные вам межнациональные конфликты?

Слайд 8

Доброе братство - милее богатства. Пословица когда двое ссорятся - всегда виноваты двое. Л.Н.Толстой высший капитал нации - нравственные качества народа, слайд 8

Национальные конфликты
Из-за насильственного включения народа в соседнее государство
По поводу спорных территорий
Из-за произвольного изменения административных границ
Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (искорененная национальность)
По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами
Из-за изгнания народа со своей территории и возвращение депортированного народа на свою историческую родину

Слайд 9

Доброе братство - милее богатства. Пословица когда двое ссорятся - всегда виноваты двое. Л.Н.Толстой высший капитал нации - нравственные качества народа, слайд 9

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Читайте также: