Конспект подготовка диких животных к зиме

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Лашкина Татьяна Константиновна

Организация: МАДОУ №283

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Цель: формирование знаний у детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни.

Задачи:

Предварительная работа:

- рассматривание картин с изображением диких животных,

Ход занятия:

Воспитатель:

- Дети, скажите, пожалуйста, - какое сейчас время года?

Воспитатель:

- Да, на улице много снега. На прогулке мы наблюдали с вами за погодой, за деревьями, катались с горки.

Интересно, а что же сейчас происходит в лесу?

(Играет спокойная музыка)

Закройте глаза и представьте себе, что мы оказались в лесу.

Зимний лес тих и спокоен.

Зима укрыла лес пушистым снегом. В лесу свежий воздух и бодрящий морозец.

Белый снег пушистый в воздухе кружиться

И на землю тихо падает, ложиться.

Теперь откройте глаза, я превращу вас в снежинки:

Ну-ка, детки, покружитесь

И в снежинки превратитесь.

Подул сильный ветер и снежинки прилетели на лесную полянку.

Ребята, кого же мы можем встретить в зимнем лесу?

Воспитатель:

Послушайте: Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

Воспитатель:

Правильно, это белочка.

Как белочка приготовилась к зиме?

Как вы думаете, почему белочка меняет цвет шубки?

Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например, ястреб и куницы.

Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей.

(Воспитатель демонстрирует иллюстрации)

(Дети подходят к картине)

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она ещё становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

К зиме она подготовила не только теплое дупло.

А вы знаете, что ещё?

Воспитатель:

Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму.

Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках – пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А ещё она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Воспитатель:

Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становиться белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока.

Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как Вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

(Дети высказывают своё мнение)

Воспитатель:

А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.

Ребята, а вы знаете кто враги зайца?

Воспитатель:

А как заяц себе домик устраивает?

Воспитатель:

Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора.

А вот главные враги зайчишки.

Угадайте кто это?

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Мышек хватает? (Лиса)

Как лиса готовится к зиме?

Воспитатель:

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Ещё одна загадка:

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов, напасть. (Волк)

Ребята, а вы знаете, как волк приготовился к зиме?

Воспитатель:

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой шубку?

Воспитатель:

А вот каких животных встретить зимой нельзя?

Воспитатель:

Оказывается, некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя:

Ёж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой; медведь – в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Воспитатель:

Разделимся на две команды, для этого дети вы должны взять со стола квадратики разных цветов, у кого красный квадрат идёт к столу, где красный квадрат, а у кого синий идёт к столу, где синий квадрат.

Я предлагаю вам вспомнить, как называются животные наших лесов и их детёныши.

Я называю животных, вы должны назвать их детёнышей в единственном и множественном числе. Ответ даёт та команда, на которую укажу. За каждый правильный ответ команда получит фишку.

Белка – бельчонок – бельчата

Заяц – зайчонок – зайчата (Как называют маму зайчат?)

Лиса – лисёнок – лисята (Кто папа в лисьем семействе?)

Волк – волчонок – волчата (Как называют маму в волчьем семействе?)

Медведь – медвежонок – медвежата (Кто мама у медвежат?)

Ёж – ежонок – ежата (Как называют маму ежат?)

Исключите из перечисленных четырёх слов то, которое считаете лишним.

  1. Медведь, волк, лиса, заяц (Медведь единственный впадает в спячку)
  2. Волк, лиса, лось, оленёнок (Оленёнок – детёныш, все остальные – взрослые)
  3. Кошка, медведь, заяц, белка (Кошка – домашнее животное, все остальные – дикие)

Подведение итогов - подсчитываются фишки, заработанные каждой командой.

- Как вы думаете, как живётся зимой в лесу зверям – хорошо или плохо?

- Почему плохо? Почему хорошо?

Правильно, холодно и голодно зверям в лесу зимой.

Поэтому в нашей стране есть такая профессия – лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей – кормушки с сеном. Давайте и мы поможем зверям в это холодное и голодное время.

Наденем зверям шубки каждому свою.

Рисование – раскрашивание зверей.

(Звучит песенка бельчонка)

Воспитатель.

А теперь покажите свои работы гостям.

Литература:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период.
Задачи:
1. Закреплять знание детей диких животных;
2. Познакомить детей с названием мест зимовки животных (норы, берлоги, хатки);
3. Закреплять знание рациона животных;
4. Способствовать развитию желания заботиться и помогать животным в зимний период;
5. Развивать творческие способности детей.
Дополнительный материал: презентация "Подготовка животных к зиме", листы формата А4, карандаши, фломастеры, краски ( по выбору детей).

Ход занятия:

Возрастная категория: подготовительная группа (6-7 лет).

Цель: расширение и обогащение знаний детей о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.

Образовательные задачи:

Уточнить и расширить представления детей о диких животных наших лесов, их отличительных особенностях.

Формировать представление детей о месте жизни диких животных и их детенышей.

Развивающие задачи:

Активизировать речевую деятельность детей.

Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.

Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.

Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию, силу голоса.

Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие, память, мышление.

Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование:презентация .

ХОД ЗАНЯТИЯ

Развитие артикуляционной моторики

Упражнение для губ

Упражнение для щёк и языка

1 ЧАСТЬ. Вводная.

1.1. Организационный момент.

Цель: создать положительный эмоциональный фон; активизировать внимание; познакомить с различными дарами леса в стихотворной форме; развивать внимание, память, мышление.

Слайд 2. Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости. Это же Медведь.

Воспитатель. Давайте поздороваемся с Медведем.

Дети (все вместе). Здравствуй Миша.

Воспитатель. А откуда к нам пришел Миша?

Дети (все вместе). Из леса.

Слайд 3. Воспитатель. Посмотрите, что с собой принес Миша из леса. Это шишки, под которыми спрятано что-то. Чтобы узнать, что спрятано под шишками отгадайте загадки.

Воспитатель загадывает загадки.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

За деревьями, кустами

Промелькнуло будто пламя.

Нет ни дыма, ни пожара.

-Лиса, какая? (Рыжая, пушистая, хитрая.)

-Как называется домик лисы? (Нора.)

Телят, ягнят ищет.

- Волк, какой? (Серый, лохматый, большой… дикий.)

- Как называется его дом? (Логово.)

Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко,

Любит сочную морковку.

- Расскажите какой заяц? (Маленький, трусливый, летом серый, а зимой белый)

- Как называется домик зайца? Есть ли у него дом? (Зайчиха выводит своих зайчат в гнезде, в высокой траве. Когда зайчонок подрастает, его домом становится весь лес.)

Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

- Белка какая? (Рыжая, пушистая, маленькая… .) Рядом с волком выставляю на фланелеграф белку.

- Как называется домик в котором живет белка? (Дупло.)

Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники.

А выстроят плотину,

Хоть пиши картину.

Папа очень крепкий, рослый,

И рога ветвисты.

Сын, пока еще не взрослый, —

Рыжий и пятнистый.

Он рождается без рожек,

В шубке пестренькой в горошек.

(Олень и олененок)

Лежала под елками

Подушечка с иголками.

Воспитатель. Молодцы, все загадки разгадали. Скажите, мы сейчас с вами отгадывали загадки про каких животных? Почему их так называют?

Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой. (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой — косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой. (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)

За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

2 ЧАСТЬ. Основная.

Воспитатель: «В каждое время года у животных свои заботы. Весной – главная забота для животных – вывести потомство. Они обустраивают место, выводят детенышей. Летом – тепло, корма всякого много, забота у взрослых зверей только одна – растить свое потомство, научить его многому.

Другое дело –зима: посмотрите на картину, какая главная забота у животных зимой? (готовиться к зиме).

- Что необходимо приготовить к зиме животным? – (припасы, жилища, некоторые животные меняют цвет шерсти).

- Зачем необходимо животным готовиться к зиме? – зимой морозы, нет никакой еды, а значит, животным придется очень трудно жить.

Воспитатель: Верно, каждый зверь готовится к зиме по-своему. А природа распорядилась помочь животным.

- Что об этом спешит сообщить нам картина?

- Проблема. – Что же мы увидели? – ответы детей.

- Картина просто замечательная. Хотите мы сейчас все вместе составим рассказ о том, как животные готовятся к зиме? А, чтобы наш рассказ получился полный вспомним, что мы знаем о тех животных, которых сейчас назвали. А начнем мы?.

Слайд 6. 2.2. Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие тонкой моторики, координация речи с движением.

У лисы в лесу глухом Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.)

Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти у детей.

Дети усаживаются за столы. На столах приготовлены карточки с пустыми квадратами.

Воспитатель: давайте угостим животных, которые живут в лесу. Кому можно предложить то, что вы видите на картинках?

Дети: Шишкой можно угостить белку, желудем-кабана, рыбой-медведя, травой-оленя.

Воспитатель: Запомните, в каких клетках лежит угощение. Я уберу картинку, а вы нарисуете угощение в соответствующих клетках своих квадратов.

Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу.

- Чем питаются дикие животные?

• Медведь — малиной, медом, рыбой.

• Белка — орехами, грибами.

• Лиса – мышами, рыбой.

• Еж — яблоками, грибами, ягодами.

• Заяц — морковкой, капустой.

Цель: совершенствование грамматического строя речи, работа с предметным словарем и словарем прилагательных.

-У медведя маленькие, круглые (уши, косолапые (лапы); и поэтому его называем … (косолапым, неуклюжим).

- У лисы длинный пушистый (хвост, вытянутая (мордочка); она любит длинным хвостом быстро заметать следы, значит о ней мы скажем какая она? (длиннохвостая, шустрая, хитрая).

- У зайца длинные быстрые … (ноги, короткий пушистый (хвост, значит он … (быстроногий, короткохвостый, он сидит под кусточком и дрожит, боится, поэтому он … (боязливый).

- У лося ветвистые (рога, крепкие, быстрые (ноги, значит он … (быстроногий, важный, сильный).

- У волка острые, крепкие (зубы, далековидящие (глаза). 0н – зубастый, зоркий.

- У ежа тонкие, колючие (иголки, чуткий (нос, ноги коротенькие, поэтому еж … (коротконогий, шустрый, колючий).

- У рыси пушистая, пятнистая (шерсть, на ногах острые (когти, на ушах… (кисточки); она любит охотиться на других животных, значит рысь (хищник, она ловко прыгает с дерево на дерево, значит это животное (ловкое).

- У белки красивый, пушистый. (хвост, на лапках цепкие (коготки, на ушах (кисточки, она быстро может прыгать с ветки на ветку в лесу, значит белка какая (ловкая); с какой по цвету шерсткой (рыжей); - самое маленькое животное леса, о нем тоже необходимо сегодня сказать: мышка.

- У мышки вытянутая (мордочка, короткий тонкий (хвост, острые (зубки, любит ими все грызть; она такая маленькая, что может пролезть в самую узкую щелку, значит она какая? … (шустрая, ловкая, быстрая, острозубая, короткохвостая).

- У кабана тело покрыто жесткими волосками (щетиной, его нос, как у свиньи (пятачок, которым кабан быстро может рыть землю, на мордочке два острых. (клыка, чуткие большие … (уши); на ногах … (копыта).

- Назовите каждому детёнышу его маму.

- Назови, кто мама медвежонка?

-Дети: Мама медвежонка - медведица. И т. д.

2.10. Формирование понятия о речевых и неречевых звуках.

Воспитатель. Вот сколько разных звуков вы слышали. И звери, и ветер, и дождь производят разные звуки. А люди умеют произносить звуки. Когда люди говорят, они произносят звуки. Что делает волк? Какой звук он издает?

Воспитатель. Правильно. Давайте тоже споем как волк воет. Будем петь звук [у].

Воспитатель. Вы замечательно спели волчью песню.

3 ЧАСТЬ. Окончание занятия. Подведение итогов.

Цель: оценка работы детей, развитие общих речевых навыков (формирование навыка ясной шепотной речи.

Воспитатель предлагает детям тихо сесть на стульчики.

Воспитатель (шепотом). Медведь уснул в берлоге, чтобы его не разбудить, будем говорить очень тихо, шепотом. Расскажите, о чем мы говорили на занятии, в какие игры играли. Говорите тихо, как говорю я.

Цель: формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

Задачи

  • уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;
  • систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;
  • обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;
  • воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Оборудование:

Ход НОД

- Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.

- А сейчас послушайте: далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

- Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)

- Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы? (ответы детей)

- Дети, а это что за знаки? (приметы)

(дети выполняют задание)

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

- Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)

- А какие задания он дал дочери? (ответы детей)

- Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?

- Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)

- Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?

- Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес:

Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись

- Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.

- Лес для кого является домом? (ответы детей)

- Дети, вы знаете, как готовятся к зиме животные?

- Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. (Белка)

- Как готовится белка к зиме?

Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек. В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…

- Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем).

Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.

- С кем будет следующая встреча? (Заяц)

- Готовятся ли зайцы к зиме?

Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

- А как заяц устраивает себе домик?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

- Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки ушки.
Шорох тихий раздаётся:
Кто-то по лесу крадётся.
Заяц путает следы,
Убегает от лисы.
Прыгнул в бок и обернулся
И под кустиком свернулся.
Словно беленький клубок –
Чтоб никто найти не мог.

- С кем следующая встреча? (Медведь)

- Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме? (много ест, запасает жир, устраивает берлогу)

Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.

- Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)

Медведь - хищное животное.

- Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые: здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся в следующий раз в осеннем лесу.

Самостоятельная работа детей.

- А сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Листочки возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками, желудями, орехами)

- Говорим волшебные слова:

Вокруг себя повернись, в д/с окажись.

- Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

- Что нового узнали о животных?

Сама природа приспособила животных к зиме, но и человек должен заботиться о животных.

Читайте также: