Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему дикие животные и их детеныши

Обновлено: 29.06.2024

Рассматр ивание иллюстр аций: Забота человека о дик их животны х, зоопарк.

Заучивание: Е. Тр утнева "Белкина кладовка", В. Сте панов "Как живёте? Что

Чтение русских на родных сказок: "Л иса и волк", "Заяц - хваста", "Заюшкина

из бушка", "Три медведя", "Кот, пет ух и лиса", П.Воронько "Хитр ый ёжик"

Разучивание паль чиковой г имнастики "Заяц", "Си дит белка на тележке" .

Разучивание физ культминуток "Дикие ж ивотные", "Зверина я тропа".

Подвижные игр ы: "Заяц Егорка", "Зайка беленький сид ит" .

Материалы к занятию: фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей,

картинки на которых изображены ди кие животные и их детё ныши.

Воспитатель. Р ебята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа

зимой, говорили о приметах зим ы. Но ведь животные - это т оже часть

природы. Значит, и с ними тоже происходят пер емены. А вот какие - это мы

Я вам предлагаю совершить мыс ленное путешес твие в зимний лес. В этом

нам помогут иллюстрации . Глядя на них, расскажите, каким мы увидим

Воспитатель. Ког о же мы можем встрет ить в зим нем лесу? Послушайте:

Правильно, это бел очка. Как вы думаете, почему зимой она ме няет цвет

Да для тог о, чтобы ей легче б ыло прятаться от своих враг ов, например

ястреб а и куницы. Зимой де ревья с тоят без листьев, и на фоне темно - серых

ветвей и стволов серая беличья шубка менее з аметна, чем ес ли бы она была

Кроме того, что бел ичья шуб ка меняет цвет , она становится и более тё плой. А

в самые с ильные морозы б елка спит в своём дупле . Оно тоже подготовлено

для зимы: ещё осенью б елочка натаска ла туда опавших лис тьев, с ухого мха,

Белочка большая хлопотунья и тружениц а. К зиме она подг отовила не только

тёплое дупло. А в ы знаете, что ещё? Конечно, припасы, которыми белка

питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, суши т

грибы и всё это хранит в спец иальных кладовочках - в пустых дуплах, под

мхом, у старых пеньков. Так что г олодать б елочке зимой не приходиться.

А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Правильно, зая ц. Летом он был серым, а к зиме постепенн о белее т: сначала

становится белым хвост, а потом з адние лапы, и только потом белею т спинка

и бока. Помнит е, мы с вами говорили о т ом, что в природе всё имеет свою

А ещё зайц у помогают его быстрые ноги. Задние лапы у нег о очень сильные,

заяц им и отталкивается и делает большие прыжки, убег ая от своих врагов -

А как зая ц себе домик ус траивает? Оказываетс я, у нег о нет отдельной норки.

1)обобщить и закрепить знания детей о диких животных.

1) закрепить названия диких животных и их детенышей.

2)закрепить знания детей о том, чем питаются и где живут дикие животные;

3)дать понятие хищник, не хищник;

3) учить отвечать на вопросы полными ответами;

1) способствовать развитию слухового внимания;

2) способствовать развитию координации движений, мелкой и общей моторики;

3) способствовать развитию логического мышления;

1) стремиться воспитывать уважение детей друг к другу;

2) стремиться воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Приоритетные образовательные области:

1)познавательное развитие;

1)ребенок имеет представление о среде обитания диких животных;

2)ребенок знает название диких животных и их детенышей.

1)развивать детскую инициативу,самостоятельность,любознательность,поисково-исследовательскую деятельность.

Материалы и оборудование:

1. маски диких животных,

2. загадки про диких животных,

3. картинки животных (отдельные части тела).

4. Магнитофон, диск со звуками леса и голоса животных. Сказка: “Как зайчонку маму искали”

Отгадывание загадок по теме “Дикие животные”.

Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк и др.).

Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н. Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В. Бианки и др.

1. Организационный момент.

Вспомним наше правило:

Говорим всегда красиво.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно

Чтоб всем было понятно.

2. Сюрпризный момент “Письмо”.

В: Ребята сегодня я шла в наш детский сад и в почтовом ящике нашла конверт, но только от кого оно не написано. На конверте есть загадка, давайте угадаем её, может тогда узнаем от кого оно.

Это что за мужичок

Сел у дуба на сучок?

Невелик, да деловит,

Зря нисколько не сидит:

Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук.

Трещинку в коре найдет -

Длинный нос в нее сует,

Вытащит за спинку

Мужичок тот не простой -

Это доктор наш лесной.

В: Ну вот теперь мы знаем от кого это письмо. Прочитаем его?

В: Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. У нас в лесу случилась беда, настоящий ураган. Дул такой сильный ветер и лил дождь, что все звери разбежались и теперь никак не могут найти свои домики и детёнышей. Помогите, пожалуйста. А чтобы найти животных, отгадайте загадки:

1. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2. Хвост пушистый, мех золотистый

В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

3. Сама мала, шубка пышна,

В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)

4. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимою спит в берлоге

От мороза, пряча нос. (Медведь)

5. Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

В: Молодцы ребята, справились с этим заданием. А как мы назовём всех этих животных?

Д: Дикие животные.

В: Животных мы с вами нашли, а помните в письме дятел говорил, что они разбежались и не могут найти домики,поможем отыскать их?

3. Игра: “Кто, где живет?”

В: Соединим линией дикого животного с его жилищем.

Д: Медведь спит в берлоге.

Волк живет в логове.

Лиса живет в норе.

Белка живет в дупле.

Заяц живет под кустиком.

В: Молодцы и с этим заданием вы справились. Но у нас еще есть задания от дятла:

4. Игра “Собери животное”

В: Когда дятел летел к нам с письмом, он нёс рисунок животного, но помните был ураган, сильный ветер разбросал все части рисунка, давайте найдем и соберем их. (Лиса, медведь, волк, заяц, белка)

В: Молодцы, справились. А вы знаете чем они питаются? Ответы детей.

Их можно разделить на две группы :

• одни из них питаются травой, цветами, фруктами, листьями деревьев и акций – их называют травоядными,

• другие охотятся на слабых и больных животных, преследуют добычу, любят мясо, их называют хищниками.

В: Теперь пора отдохнуть.

5. Физкультминутка “Дикие животные”

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамою – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат

Все мамы и дети напиться хотят. (дети имитируют повадки диких животных)

В: Ребята смотрите мы с вами оказались на сказочной полянке. Давайте присядем и послушаем сказку от дятла.

6. Сказка: “Как зайчонку маму искали”

Однажды дятел в лесу услышал, что кто-то жалобно плачет. Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Он знал, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных, чтобы не навредить им. Дятел увидел, что плакал малыш, маленький белый комочек с маленьким пушистым хвостиком и большими ушами. Он жалобно звал – “Мама! Мама!”

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

– Что случилось? Ты потерялся?

– Да я потерял маму.

– А какая твоя мама? У неё есть пушистые кисточки на ушках?

– Нет,– горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

– Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

– Нет,– продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала.

– Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

– Нет,– продолжал плакать малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда вышла лиса.

– Кто здесь плачет? У твоей мамы есть такой рыжий пушистый хвост?

– Нет же, неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой шубе, с иголками на спине, с кисточками на ушках?

– Да уж, – засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

– Моя мама самая красивая!

– Знаем, знаем, – загалдели лесные мамы. Как хорошо знать приметы мамы. И тут на полянку выскочила его мама. Малыш бросился к ней. Она нежно потёрлась, успокаивая своего детеныша. Как были рады этой встрече все лесные мамы!

В: Дети, а вы узнали этого малыша?

В: Расскажите, какая у него мама?

Д: У зайчихи пушистая шубка, летом серая, а зимой белая. У зайчихи длинные уши, раскосые глаза, маленький пушистый хвостик. У зайчихи передние лапы короткие, а задние длинные.

В: Какие животные предлагали стать его мамой?

Д: Белчиха, ежиха, лисица, медведица.

В: А вы рады, что зайчонок нашел свою маму?

Что? Зачем? И Почему?

Всё никак я не пойму

Ну, ребята, не скучайте,

На вопросы отвечайте!

- Зачем лисе длинный пушистый хвост?

- Зачем ежу иголки?

- Почему волки воют?

- Для чего зайцу длинные уши?

- Зачем бобру такие острые и крепкие зубы?

В: Ну вот, теперь вы мне всё объяснили.

В: Мы с вами нашли зайчонку маму, давайте и другим лесным малышам отыщем их мам.

7. Игра: “ Найди маму”.

Много мам на белом свете,

И у каждой мамы дети.

На помощь мы должны придти

И деток правильно найти!

(Дети называют детёныша и его маму, ставят соответствующую картинку)

В:Давайте поиграем с пальчиками.

8. Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки (стучать кулачками по столу)

Заиньке усатому. (Загибать пальцы на каждого животного, начиная с большого)

Кому в лапочку. (Стучать кулачками по столу)

В лесу- то, чтобы выживать,

Пищу нужно добывать.

Вы скажите поскорей

Кто что любит из зверей!

10. Итог занятия.

Дети встают полукругом.

- Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Справились со всеми заданиями, которые вам предложил дятел в своем письме. Скажите, что нового вы сегодня узнали про животных? (Ответы детей).

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром природы "Дикие животные и их детёныши наших лесов" о жизни диких животных и их детёнышей в наших лесах с использованием дидактических игр.

ВложениеРазмер
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim_mirom_prirody.docx 22.19 КБ

Предварительный просмотр:

(в старшей группе).

Образовательная. Расширить знания детей о диких животных и их детёнышей наших лесов, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.

Воспитательная. Воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, и наблюдению за повадками животных.

Рассматривание иллюстраций: Забота человека о диких животных, зоопарк.

Беседы с детьми.

Материалы к занятию: фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей, картинки на которых изображены дикие животные и их детёныши.

Ход занятия: Часть1

Воспитатель. Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные-это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие-это мы сейчас узнаем.

Я вам предлагаю совершить мысленное путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.

Заслушиваются короткие рассказы детей.

Как животные готовятся к зиме.

Воспитатель. Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке-летом.

Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки?

Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей.

(воспитатель демонстрирует иллюстрации.)

Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своём дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только тёплое дупло. А вы знаете, что ещё? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и жёлуди, сушит грибы и всё это хранит в специальных кладовочках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. Так что голодать белочке зимой не приходиться.

А кто ещё из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме?

Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, а потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?

(Дети высказывают своё мнение).

А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов-лисы и волка.

А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

А вот и главные враги зайчишки – лиса и волк.

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на её лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть.

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становиться гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.

Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают своё мнение.)

Животные, которые впадают в спячку.

Воспитатель. А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (ёж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой: медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Пробуждается от сна.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Так шевелят ушками

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише-

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходит медведь по лесу,

Топтался и рычал

Хотел он очень меда

А где достать- не знал.

Рассказы детей о диких животных.

Воспитатель предлагает детям рассказать, что они знают о диких животных, активизируя их речь.

Дети становятся в круг, берётся мяч небольшого размера. Воспитатель может выступать в качестве ведущего, предлагая детям вопросы.

Правила игры: говорить может только тот ребёнок, у которого в руках мяч.

Остальные могут выразить свое согласие с его высказыванием хлопками в ладоши своё несогласие топая ногами.

Что умеет делать?

Как называется его детёныш?

Как называется его жилище?

Ребенок, взявший мяч, начинает рассказ о каком-либо животном, придерживаясь плана.

Давайте вспомним о каких зверях мы сегодня говорили (ответы детей).

А что вы узнали интересного? (Ответы.)

А кто из вас знает пословицы о животных, о природе?

А ещё мы узнали, как нелегко зверям жить зимой, поэтому их нельзя обижать.

2. Совершенствовать навыки определения количества слогов в слове.

3. Совершенствовать навыки согласования существительных с глаголами, с числительными, с прилагательными.

4. Совершенствовать навыки составления словосочетаний, предложений, коротких описательных рассказов.

1. Развивать фонематические процессы.

2. Развивать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать связную речь.

4. Развивать, обогащать, активизировать словарь.

5. Развивать речевой слух, зрительное внимание.

6. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

7. Развивать речевое дыхание.

1. Формировать положительную установку на участие в учебном процессе.

2. Формировать доброжелательное отношение к природе, животным.

3. Воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, толерантности.

Оргмомент

Он осенью пахнет листвой и грибами,

Зимой – шапкой снежной надёжно укрыт.

Весной встретит трелью, полянкой с грибами,

И ягодой летом тебя угостит.

Он полон тайн, загадок и чудес…

Нас в гости ждёт волшебный лес.

Артикуляционно-дыхательная гимнастика

Л.: Вот мы в лесу. Вспомним песенки зверей.

- как воет волк – у-у-у; как зайчиха укачивает зайчонка – а-а-а-а;

- у медведя зуб болит – о-о-о-о.

Логопед: Дует ветерок.

Логопед: Согреем ладошки дыханием.

Логопед: Мы в волшебном лесу и пора познакомиться с лесными жителями – дикими животными.

Цель: расширение и уточнение словаря по теме, обогащение знаний, зрительных образов.

Логопед: Это ЛОСЬ – дикое животное. Тело покрыто коричневой шерстью. На голове – большие красивые рога. Ноги – длинные, сильные. Детёныша лосей называют ЛОСЁНОК.

Это МЕДВЕДЬ – тоже дикое животное, ХИЩНИК. Медвежья шерсть коричневого цвета, так же в природе живут медведи шерсть у которых белая, чёрная. Тело у медведя большое, мощное с маленьким хвостиком и маленькими ушками на голове. Лапы у медведя короткие и толстые. Всю зиму медведь спит в БЕРЛОГЕ. В медвежьей семье появляются детёныши –МЕДВЕЖАТА.

Это ВОЛК – дикое животное, ХИЩНИК. Волк похож на крупную собаку, Тело волка покрыто серой шерстью, но в природе встречаются и белые, и чёрные волки. Живут волки в логове, а детёныши волков – ВОЛЧАТА.

Это –РЫСЬ – дикое животное, ХИЩНИК. Тело рыси покрыто пятнистой шерстью. Рысь очень похожа на крупную кошку. Только хвост у неё короткий, а на ушах – кисточки. Детёныша рыси называют – РЫСЁНОК.

Это ЛИСА – дикое животное, ХИЩНИК. Лисья шерсть оранжевого цвета, а грудка и кончик пушистого длинного хвоста – белые. Живут лисы в норах. Детёнышей лисы называют – ЛИСЯТА.

Это – ЗАЯЦ – дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвостик – короткий. Задние лапы длиннее и сильнее передних. Летом заячья шерсть серая. А зимой – белая. В семье зайцев тоже появляются детёныши – ЗАЙЧАТА.

Это ЁЖ –дикое животное. У ежа маленькая острая мордочка, маленькие ушки, короткие ножки. Тело ежа покрыто серыми иголками (колючками) – для защиты от хищников. Детёнышей ежа называют – ЕЖАТА.

Это БЕЛКА –дикое животное. Тело белки покрыто шерстью. На голове у белки ушки с кисточками на концах. Беличий хвост длинный, пушистый. Белка живёт в дупле дерева. Там же у неё появляются детёныши – БЕЛЬЧАТА.

Логопед: - Коротышка, слабый с виду,

но себя не даст в обиду.

Лучше ты его не трожь, в колкой шубе ходит… (ёж)

- Ушки на макушке,

И кисточки на ушках.

Большая кошка – страшный зверь,

И когти острые, поверь.

Ведь это –хищник, это - …..(Рысь).

- Как из маленького лука пущенная стрелка.

Рыжим огоньком в ветвях промелькнула… (Белка.)

- Шуба с маленьким хвостом.

Уши – длинные притом.

Вот какой красавец

- На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он в поросятах знает толк,

Он серый хищник, он же … (Волк.)

Зимой спит в берлоге.

Догадайся – ка, ответь,

Это хищный зверь …(Медведь.)

Хвост длинный - краса!

Это хищница …(Лиса.)

- Что за чудище такое в чаще леса завелось?

Словно вешалка рога. Догадались? Это…(Лось.)

Логопед: Лесным жителям очень нравится, когда о них рассказывают дети.

Логопед: Замечательные рассказы у вас получились. Посмотрите - как изобразил диких животных один рассеянный художник.

Логопед: Слышите? На той полянке смех и веселье. Чтобы туда попасть нужно - сперва правильно ответить на вопросы. А затем – осторожно перейти по кочкам.

Логопед: - у белки детёныш…- бельчонок; - у лисы…- детёныш - лисёнок; у ежа…- детёныш - ежонок; и тд.; сколько слогов в слове ЁЖ; сколько слогов в слове ЛИСА…

Цель: развитие общей моторики, координации движений со словами, вызвать положительные эмоции.

Логопед: Медвежонок-топ-топ (топают)

А лосёнок – хлоп-хлоп (хлопают)

А волчонок щёлк-щёлк (руками изображают пасть волка)

А зайчонок –скок-скок (скачут)

А рысёнок –прыг-прыг (прыгают)

И бельчонок – прыг-прыг

А лосёнок –дрыг-дрыг (дрыгают ногами поочерёдно)

А ежонок шмыг-шмыг (шмыгают носиком)

Вот как весело играть с ребятками-зверятками.

Логопед: Детёныши животных так разыгрались, что забыли – кто кем будет, когда вырастет. Мы им подскажем.

Цель: расширение и уточнение словаря, составление словосочетаний, словообразование (падежное изменение существительных)

- ежонок - будет ежом; лосёнок - будет лосем, рысёнок будет рысью и т.д.

Цель: развитие зрительного внимания, мышления.

Логопед: Дикие животные любят поиграть в прятки. Кто же из животных изображён здесь? (Контурные изображения животных, наложенные друг на друга.)

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

Логопед: Посмотрите внимательно, какие животные спрятались в этом лесу? (Изображены фрагменты животных - заячьи уши из-за пенька, беличий хвост в ветвях и т.д.)

Цель: развитие внимания, навыка счёта, умения согласовывать существительные с числительными.

Логопед: Ребята, а за кусточком спрятались детёныши животных, давайте их назовём и сосчитаем.

Логопед: Молодцы, всех животных нашли и их детёнышей отыскали. А теперь пора уходить с этой замечательной полянки.

Логопед: На носочках осторожно

Перейти по кочкам можно.

Тише, тише, не спешите,

Ножки вы не промочите.

Цель: психомышечная тренировка мышц мелкой моторики, мимических мышц.

Логопед: Посмотрите ребята, какой грустный еж. Оказывается у его маленьких ежат не выросли иголки, ежата стали беззащитными. Ведь только иголки-колючки отпугивают хищников. Помните историю про пугливого ёжика?

Встретился ему косолапый, бурый…(медведь)

Испугался еж (пальцы вверх, мимика выражает испуг)

А медведь испугался колючек. Не тронул ежа.

Далее еж встретил рыжую хитрую, серого зубастого и т.д.

Творческая работа

Логопед: Всегда надо помогать друг другу, а особенно тем, кто меньше, слабее тебя. А ежатам мы поможем?

Цель: развитие мелкой моторики, точности и аккуратности движений, воспитание желания помогать слабым.

Итог

Логопед: Молодцы! Какие колючки у ежат! Теперь им никто не страшен. Очень хорошо в лесу. С какими дикими животными мы познакомились? А детёнышей как зовут? Ребята! За вашу помощь от всех ежей волшебного леса подарок –лукошко с грибами.

А нам пора возвращаться в сад.

На прощанье помаши ладошкой.

Лес в ответ зашелестит листвой.

Возвращаемся с грибным лукошком.

- слайды (дикие животные, дикие животные с детёнышами, детёныши);

- изображения животных, их детёнышей;

- контурные изображения животных, картина с изображением фрагментов животных (из-за пенька видны ушки, среди ветвей хвост и т.д.);

- игрушка (чучело) ЁЖ;

- таблица (для составления короткого описательного рассказа);

- лукошко с угощением;

- пластилиновые ежата, спинки которых станут колючими при помощи семян подсолнечника;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: Образовательные: - закрепить названия диких животных, их детёнышей; - закрепить знания детей о повадках диких животных, о том, где живут и чем питаются; - дать понятие хищник и не хищник; - учит отвечать на вопросы полными ответами.

Развивающие: - развивать внимание, память, логическое мышление, воображение; - способствовать развитию координации движения, мелкой о общей моторики. Воспитательные: - воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе; - прививать экологическую культуру.

Воспитатель: Ребята, о каких животных мы говорили на прошлой неделе? (о домашних).

Почему их называют домашними? (живут рядом с жилищем человека, приносят ему пользу, человек о них заботится).

А как называют животных, которые живут вдали от людей, прячутся от человека? (дикие).

Почему ещё их называют дикими? (сами себе добывают еду, строят себе жилище, сами о себе заботятся).

Где живут дикие животные?(в лесу).

Вы бы хотели познакомится с дикими животными поближе? (да).

В лес отправимся гулять,

Будем весело шагать,

По тропиночке пойдём,

Все пенёчки обойдём,

На носочки встали,

деревья мы достали,

На корточки мы сели,

Оглянись ты раз, другой,

Здравствуй лес наш дорогой

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои! (выполняются движения по тексту)

Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Давайте закроем глазки и послушаем звуки леса. (аудиозапись звуки леса)

Воспитатель: Ребята, по тропинке кто-то бежит, да это же ёжик с конвертом, давайте посмотрим, здесь записка, надо прочитать:

Что за знаки? Догадались? (Правила поведения в лесу.) Давайте вспомним и назовём правила. (Воспитатель показывает картинку-знак, дети отвечают).

Ответы: Нельзя мусорить, нельзя разжигать костры, нельзя топтать ядовитые грибы, нельзя обижать животных и насекомых, нельзя разорять муравейники, нельзя разорять птичьи гнёзда, нельзя ломать ветки деревьев, нельзя шуметь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правила вы знаете, значит, пропуск в лес заработали. Читаем записку далее:

Зверей в лесу много, давайте отгадаем загадки и узнаем, к кому мы попали?

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней,

Ну а хвост её краса,

Подскажите, кто она? (Лиса)

(дети отвечают правильно, тогда на экране появляется животное) Слайд 1-5

Воспитатель:- Какого цвета у лисы шуба? (рыжая, а грудка и кончик хвоста у неё белые).

- Как лиса готовится к зиме? Линяет ли лиса на зиму? (да, у лисы вырастает новая шерсть, особенно на лапках, чтобы лиса не замёрзла, но цвет шубы не меняется).

- Где живёт лиса? ( в норе)

. - Чем питается лиса? (мышкует, т. е.ловит мышей, охотится на зайцев и ежей, ворует домашних птиц.)

- Лиса- это хищное животное? (да). Почему? ( питается мясом других животных).

- Как называют детёнышей лисы? (лисята).

- В каких сказках я живу? (Лисичка-сестричка и серый волк, Лиса Патрикеевна, Лисичка со скалочкой, Колобок, Заячья избушка)

- Как называют меня в сказках? (Хитрая, плутовка, обманщица).

- Для чего мне такой хвост? ( Легче уворачиваться от погони, заметать следы.)

Воспитатель: А мы отправляемся дальше в лес, отгадываем загадку:

«Всё время по лесу рыщет,

Он в кустах кого-то ищет,

Из кустов зубами щёлк,

Волк тоже готовится к зиме. Шерсть у волка за лето и осень отрастает и становится густой и тёплой. Дом, в котором живёт волк с волчицей называется логово, здесь весной у волчицы рождаются детёныши.

- Как называют детёнышей волчицы? (Волчата). Волк-хищное животное, живут волки стаями, вместе охотятся.

- Чем питается волк? (Волки охотятся на пасущихся овец, коз, телят и других животных, могут напасть на человека).

- Как можно услышать волка? ( Голодные волки издают вой, воют). Предлагаю превратится в волков. (Дети издают звуки, имитируя вой волка)

Воспитатель: Кого же мы встретим дальше, отгадайте загадку:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода кора! (заяц)

Воспитатель: Ребята, как заяц готовится к зиме? (линяет, шерсть становится пушистая, белая) - Почему белая? (ответы детей)

Воспитатель: - Есть ли у зайца домик? (Заяц живёт под кустом, поэтому всего боится, трясётся от страха ).

-Чем питаются зайцы зимой? (Грызут кору деревьев. ) Давайте вместе с зайчиком погреемся.

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,

Воспитатель: Вот и зайка с нами поиграл. Кто же попадётся на пути дальше, давайте отгадаем!

Кто по ёлкам ловко скачет,

И влезает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка) Слайды 11-14

Воспитатель: - Как готовится к зиме белка? (ответы детей)

Белка на зиму линяет, рыжая шерсть выпадает, вырастает новая, серая, тёплая, серый цвет спасает белку от хищников, на зиму белка делает запасы (сушит на ветках грибы, шишки и орехи прячет под корни деревьев).

- Где живёт белка? (В дупле).

- Какое у белки любимое занятие? (Любит прыгать по деревьям).

- Для чего у белки такой пушистый хвост? (Помогает ей держать равновесие при полёте с ветки на ветку.)

Ребята, белка, хоть и хорошая запасиха, но большая забывака. Давайте поможем белочке посчитать её запасы: орехи и шишки. (Воспитатель выкладывает на стол шишки и орехи, дети считают):

-одна шишка, две шишки, три шишки, четыре шишки, пять шишек….

-один орех, два ореха, три ореха, четыре ореха, пять орехов….

Воспитатель: Вот, молодцы, за то что помогли белке посчитать запасы, она научит вас катать орехи в руках. (Проводится самомассаж рук с помощью грецких орехов).

Воспитатель: Отправляемся дальше, следующая загадка.

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой,

Любит он малину, мёд,

Кто сластёну назовёт? (медведь)

Воспитатель: - Ребята, а как медведь готовится к зиме? (ответы детей)

Медведь летом и осенью сытно наедается, откладывает жир под кожу и ложится спать на всю зиму.

- Где спит медведь? ( В берлоге).

Говорят, медведи большие сластёны и обжоры.

- Чем же питается медведь?(ответы детей) Медведь любит малину, мёд, рыбу, но всё же считается хищником, ест мясо. Медведь очень любит поесть и хочет узнать, чем лакомятся другие звери. Давайте, ребята, устроим обед для лесных жителей.

Звери вас хотят поблагодарить за угощения. А вот и ёжик опять по тропинке бежит, хочет нас предупредить, чтобы долго не задерживались в лесу, ведь мы здесь гости, да и опасно по лесу долго гулять, можно заблудиться. Пора возвращаться! (дети идут друг за другом змейкой за воспитателем и присаживаются на стульчики.)

- ….заяц не поменяет свою шубку на белую зимой или останется в ней летом?

-….медведь не ляжет спать зимой?

-…. у белки или у лисы не будет таких хвостов?

- Ребята, вам понравилось в лесу?(ответы) - Каких животных вы сегодня встретили ? (ответы) - Кто из животных вам запомнился больше всех? Чем? (ответы)

Читайте также: