Конспект сложные предложения с различными видами связи 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Углубить представление учащихся о структуре сложных предложений с различными видами связи – союзной и бессоюзной

Образовательные задачи урока:

  • систематизировать теоретические знания о сложных предложениях;
  • сформировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;
  • уметь анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
  • развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод;
  • развивать память и орфографическую зоркость учащихся;

Воспитательные задачи урока:

  • формировать потребность правильно оценивать собственную деятельность; культуру речи;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! На протяжении многих уроков мы рассматривали различные варианты связи в сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложениях.

II. Актуализация знаний

Сегодня у нас вами урок открытия новых знаний. Нам предстоит ответить на множество вопросов, но прежде чем приступить к изучению нового материала – обратимся к тому, что нам с вами уже известно. Для этого ответим на несколько вопросов:

1. На какие группы по структуре делятся предложения? (Простые и сложные)

2. Простые предложения имеют две и более грамматические основы. В чем различие простых и сложных предложений? (Простые – одна грамматическая основа, сложные – две или несколько грамматических основ)

3. Для чего нужны сложные предложения? (Чтобы украсить речь, выразить сложные мысли, не повторять слова)

4. Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, БСП)

Обратите свое внимание на слайд, перед вами несколько пронумерованных предложений. Внимательно прочитайте, подумайте, можно ли их назвать текстом и почему?

1. За окном наступает весна я рче светит солнышко, сугробы начинают таять от первых лучиков тепла. (Бессоюзное)

3. В саду, на первых проталинах, начинают зацветать первоцветы, а наш соседский кот целыми днями греется на солнышке. (Сложносочиненное)

4. Все теплее становятся дни, с юга скоро вернутся перелетные птицы, и самыми первыми прилетят грачи. (Сложное предложение с разными видами связи)

5. Природа пробуждается, радуясь наступлению весны. (Простое)

Мы можем назвать их текстом, так как они связаны между собой, объединены общей темой и можно подобрать заголовок.

1) Какой тип и стиль речи? (Художественный, повествование)

2) Расставьте недостающие знаки препинания и объясните выделенные.

3) Определите вид предложений и начертите схемы тех предложений, которые вам известны.

1. [ __ ] , [ __ ] , [ __ ] .

2. [ сущ. ] , ( которые… ) .

4. [ __ ] , [ __ ] , и [ __ ] .

Проверка с помощью слайда.

III. Объяснение нового материала.

Какое из предложений вызвало у вас затруднения? (4) Почему? (В нем встречаются все три типа связи).

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Какие задачи мы поставим? Учащиеся высказывают свои предположения.

Сегодня на уроке мы рассмотрим предложения с разными видами связи, научимся не только находить их в тексте, но и строить схемы, сравним и сопоставим их с уже известными нам предложениями.

Для начала обратимся и прокомментируем предложение 4 из прочитанного текста.

Все теплее становятся дни, с юга скоро вернутся перелетные птицы, и самыми первыми прилетят грачи. (Сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью. Первая часть – БСП со значением перечисления, вторая часть – простое предложение.)

Работа с учебником . Параграф 18, стр. 109-110 чтение теоретического материала

IV. Закрепление

Задание 1. Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ].

Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой. Подчинение последовательное). [ ] и [ ] , (пока…), (будто…).

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и, поэтому между ними запятая не ставится) (Когда…), [ ] и [ ].

Задание 2. Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.

Упражнения для предупреждения зрительного утомления:

ü Быстро и легко поморгайте 20 раз.

ü Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте на 3-5 секунд. Повторите 7 раз.

ü Поднимите глаза к верху, сделайте ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Повторите 5-6 раз.

Задание 3.

Схематический диктант. (Контроль умения учащихся осознавать структуру предложения через выражение её в схеме).
Учитель дважды читает каждое предложение. Ученики, не записывая предложения, на слух составляют схемы прочитанных предложений и сравнивают после с представленными учителем схемами. Взаимопроверка.
• Я не мог пропустить тигра: кустов тут мало, а трава ещё не поднялась.

[ ]:[ ].
• В тайге может возникнуть ощущение, что за вами кто-то скрытно наблюдает. [ ], (что…).
• Зверь слышал: по берегу кто-то идет, и этот шум его насторожил.

[ ]: [ ], и [ ]. Слайд 11. Проверь себя!

А теперь обратимся к упражнению 245 (1-4 предложение) учебника для того, чтобы закрепить пунктуационные правила.
VI. Домашнее задание.

V. Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.

Назовите ключевые слова урока

Для какого стиля речи наиболее характерны предложения с разными видами связи?

Если останется время… (дополнительный материал)

Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.

1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …

Задание 2. Объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.

1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)

2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)

3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)

3. Работа с текстом по группам. (Текст на партах).

1 группа – объяснить орфограммы в 1-ой части.

2 группа – объяснить орфограммы во 2-ой части.

3 группа – объяснить знаки препинания в тексте.

4 группа – синтаксический разбор 3 –его предложения, составить схему предложения.

1.Перед глазами ехавших ра..ст..лалась бе..предельная равнина перехваче(н,нн)ая цепью холмов. 2. Она тянется (в)право от дороги и и..чезает (в)дали. 3. Сколько (н..)едеш.. (н..)как не разб..рёш.. где она начинается и где кончается. 4. (С)начал.. далеко (в)переди поползла по земл.. ж..лтая п..лоса через минуту такая же п..лоса засв..тилась (не)сколько ближе подкравшись (с)зади охватила холмы пон..слась (на)встречу другим п..лосам и вдруг вся степь (с)бросила с себя утре(н,нн)юю (полу)тень и засверкала росой.

Задания по тексту.

  1. Прочитать текст. Из какого произведения взят отрывок?
  2. Определите тип и стиль речи.
  3. Какое средство выразительности использовано автором?
  4. Проверка работы групп. ( Схема 3-его предложения

4 . Изучение темы урока.

Коллективная работа над предложением 4.

  • Сколько простых предложений в составе сложного?
  • Как связаны простые предложения в составе сложного?
  • Построим схему предложения.

БСП ВЫВОД: СП с различными видами связи (бессоюзной, сочинительной).

5. Алгоритм рассуждения.

1. Выделить ГО предложений.

2. Определить, сколько простых предложений в составе сложного.

3. Выделить смысловые части.

4. Определить связь между смысловыми частями.

5. Что представляет собой каждая смысловая часть.

– Прочитайте теоретический материал § 37 и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 3 Беседа по вопросам

1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.

6 . Закрепление темы.

1 . Записать предложения, построить схемы.

Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы, покоившиеся на широких плавучих листьях.

[ ] , и [… сущ.], (в которой…)

ПП СПП с придат. определительным. СП с различными видами связи.

Женщина всё говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя слова её были привычными, у Сабурова от них вдруг защемило сердце.

ПП СПП с придат. уступит. СП с различными видами связи.

Я с трепетом ждал ответа Грушницкого; холодная злость овладела мной при мысли, что если б не случай, то я мог бы сделаться посмешищем этих дураков.

[ ], [… сущ.], (что(если б…), то…). ( Повторение правила постановки запятой в предложении на стыке двух союзов).

2. Графический диктант.

1. Тропа, на которой мы ночевали, повела нас куда-то в сторону, и потому пришлось её бросить. [сущ.,(на которой. ), …], и [ ].

2. Тихо слетают снежинки, и хорошо следить за каждой, куда она сядет.

3. Тихо было в мире, и крупный снег, который всё падал и падал с неба, всё прибавлял тишины.

4.*У наших зим особенная прелесть: под вечер успокоится пурга и хлынет свет, как будто загорелись закатом подожжённые снега.

ПП СПП с придат. сравнительным. СП с различными видами связи

3. Решение вариантов задания 14 ОГЭ.

Тест по заданию 14 ОГЭ.

1) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.

2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

3) Среди предложений найдите сложное(-ые) бессоюзное(-ые) предложение(-я). Напишите номер(-а) предложения(-ий).

4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

5) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.

7. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового вы узнали?

– Чем мы сегодня занимались?

Задание на дом:п. 37, упр. 210.

Самостоятельная работа учащихся по карточкам.

Правда, Марья хорошая, добрая, работящая, но ведь она необразованная, рука у нее тяжелая и бьется больно, а когда приходится говорить при ней о политике или о чем-нибудь умном, то она вмешивается и несет ужасную чепуху.

Не успел Федор поздороваться, как содержимое ступки вдруг вспыхнуло и загорелось ярким красным пламенем, завоняло серой и жжеными перьями, и комната наполнилась густым розовым дымом, так что Федор раз пять чихнул.

Как бы хорошо было, если бы богачи мало-помалу превратились в нищих, которым есть нечего, а бедный сапожник стал богачом и сам бы куражился над бедняком-сапожником накануне рождества.

Было холодно, склизко, темно, газовые фонари горели тускло, и почему-то на улице пахло керосином так, что Федор стал перхать и кашлять.

Первым делом следовало бы перекреститься, потом бросить все и бежать вниз, но тотчас же он сообразил, что нечистая сила встретилась ему в первый и, вероятно, в последний раз в жизни и не воспользоваться ее услугами было бы глупо.

Говорят, что нет поганей и хуже на свете, как нечистая сила, а я так понимаю, ваше высокоблагородие, что нечистая сила сама образованная.

Но тотчас же вспомнил, как над ним самим мудрили заказчики, и у него стало тяжело на душе, и чтобы развлечь себя, он вынул из кармана толстый бумажник и стал считать свои деньги.

Бывает так, что в темную келию постника, погруженного в молитву, вдруг нечаянно заглянет луч или сядет у окна келии птичка и запоет свою песню; суровый постник невольно улыбнется, и в его груди из-под тяжелой скорби о грехах, как из-под камня, вдруг польется ручьем тихая, безгрешная радость.

Должно быть, очень хорошо учили, потому что скоро все мальчишки разбежались, так что потом пришлось пороть их и нанимать за деньги, чтобы они ходили к вам.

Выйдя из покоев, чтобы садиться в экипаж, она зажмурилась от яркого дневного света и засмеялась от удовольствия: день был удивительно хорош.

Цели : организовать деятельность учащихся по изучению многочленных сложных предложениях с различными видами связи.

- образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в

сложном предложении с разными видами связи;

отработать навык постановки знаков препинания в сложном

предложении с разными видами связи;

- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять,

совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

- воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, родному краю;

воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность;

воспитывать культуру речи;

Тип урока: урок изучения нового материала

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

-На протяжении многих уроков мы работаем со сложными синтаксическими конструкциями. Повторим изученное.

-На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от средства связи между частями?(союзные,бессоюзные)

-Какими могут быть союзные сложные предложения в зависимости от средств связи?(ССП, СПП)

-С помощью чего соединяются части сложных предложений?(с помощью союзов, союзных слов,интонации)

-Как отличить ССП от СПП?

-Смотрим на экран. Читаем предложение. Записываем в тетрадь.

1.Анализ предложения. (слайд )

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (Г.Березко)

- Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.

- Сделайте вывод о способе связи предложений

/Грамматические основы: дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера.

Части этого предложения соединяются при помощи бессоюзной и союзной подчинительной связи. /

- Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи. Подумайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?

IV. Изучение нового материала.

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. СЛОЖНЫЕ предложения,в которых сообщается о нескольких ситуациях, обычно содержат в своём составе несколько простых предложений-три и более. Такие предложения называются многочленными сложными предложениями с различными видами союзной(сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи.

В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы: (слайд)

I. Сочинение + подчинение.

II. Сочинение + бессоюзная связь.

III.Подчинение + бессоюзная связь.

IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.

-Одним из заданий тестовой работы в ГИА (задание №14) вы знаете, именно задание, в котором нужно указать номер предложения с разными видами связи.

-Что необходимо знать и уметь, работая со сложными синтаксическими конструкциями?

Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо:

- находить грамматические основы предложений;

- видеть границы простых предложений;

- разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.

-Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. 1.Анализ предложений. Составление схем.

1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила моя мать.

Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной.

[ , (в которую… ), ] , и [ ] , (с кем… ).

2 ) Река тоже присмирела; немного погодя в ней кто-то плеснул в последний раз, и она стала неподвижна.

Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.

Плакучие ивы купали в озере свои ветви; кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы.

Предложение сложное, с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.

На следующий день Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.

Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.

[ , (когда… ) , ] , но [ ] , (что… ) : [ ].

2. Конструирование предложений. Работа в группах.

- Из простых предложений составить СП с разными видами связи, построить схему. (слайд)

1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно.

(Тучи, которые с самого утра кружились над городом, совсем заволокли небо, и стало темно, хотя было ещё не поздно.

3. Работа с учебником.

-Откройте учебникстр.142, упр. 209- устно

-Перед вами тестовое задание №14 ГИА, оно и на экране.

4.Тест по заданию №14 ГИА.

1. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.

2. Среди предложений найдите сложное(-ые)предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анне Васильевне вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

3. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

4. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4). Причина всему – браконьерство. (5) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.

Ответы: 1-1, 2-3, 3-3, 4-5

VI.Подведение итогов урока

-Что узнали на уроке?

-Какие виды связей существуют между частями сложного предложения?

VII. Домашнее задание:

§ 18, упр. 211,стр.143

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Анализ предложения. Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. [ ] ; [ , ( где…), ].

Связи предложений в составе сложных. 1.Сочинение + подчинение. 2.Сочинение + бессоюзная связь. 3.Подчинение + бессоюзная связь. 4.Сочинение+подчинение+бессоюзная связь.

1. Сочинение + подчинение. Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила моя мать. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; [ , (в которую… ), ] , и [ ] , (с кем… ).

2.Сочинение + бессоюзная связь. Река тоже присмирела; немного погодя в ней кто-то плеснул в последний раз, и она стала неподвижна. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной. [ ] ; [ ] , и [ ].

3.Подчинение + бессоюзная связь. Плакучие ивы купали в озере свои ветви; кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы. Предложение сложное, с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной. [ ] ; [ ], (в которой … ).

4.Сочинение+подчинение+бессоюзная связь. На следующий день Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной . [ ], но [ ] , (что ) : [ ].

1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно. Тучи, которые с самого утра кружились над городом, к вечеру заволокли небо, и стало темно, хотя было ещё не поздно. [ ,( которые ) , ], и [ ], ( ) . Конструирование предложений. Работа в группах.

Работа по учебнику. Упр.209,стр.142-устно

Тест по заданию №14 ГИА. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.

2 . Среди предложений найдите сложное(-ые)предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анне Васильевне вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

4 . Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной(подчинительной) и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Причина всему – браконьерство. (5) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.

Ответы: 1-1 2-3 3-3 4-5

Итог урока Что узнали на уроке? Какие виды связей существуют между частями сложного предложения?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 9-м классе

по теме "Сложные предложения с различными видами связи"

Цель урока : углубление представлений о структуре сложных предложений с различными видами связи.

Задачи: - совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

- развивать образное и логическое мышление.

Планируемые результаты урока:

1) Личностные:

- формирование российской гражданской идентичности;

- формирование позитивной мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания.

2) Метапредметные:

- регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи; развитие умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки;

- познавательные УУД : развитие умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы; развитие навыков смыслового чтения;

- коммуникативные УУД: развитие умения организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) Предметные:

- опознавать сложные предложения с различными видами связи;

- проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами связи;

- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности.

1. Актуализация знаний. Беседа по вопросам:

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

(Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные)

- Какие виды связи в сложном предложении мы изучали?

(Сочинительная, подчинительная, бессоюзная)

2. Создание проблемной ситуации:

- Всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?

3. Работа с текстом (слайд №1)

Задание : прочитайте текст, который лежит на партах, ответьте на вопросы:

- Каков стиль речи данного текста?

- Определите автора и название произведения;

- Какие синтаксические конструкции используются в тексте?

(Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Тамань”, используются предложения с различными видами связи);

- Почему автор использует такие предложения?

(Чтобы выразить более сложные мысли)

Вывод : такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

- О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Учитель : Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи” (слайд № 2)

- Какова же цель нашего урока? Сформулируйте.

Цель нашего урока (слайд № 3 ) - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

4. Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель : Первый текст, который мы прочитали на уроке, принадлежит перу замечательного русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. Это не случайно (слайд № 4). Известно, что А.П.Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”. Последуем же совету писателя: поучимся.

5. Объяснение материала. Работа с текстом (слайд № 5)

(на экране появляется отрывок из предложения произведения Лермонтова)

Задания к тексту :

· прочитайте текст, назовите произведение (повесть “Бэла”);

· какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор? Какие типы и виды предложений преобладают в тексте?

(На экране появляется схема) (слайд № 6)

(В тексте предложения разных типов (простые и сложные), есть СПП и БСП, несколько предложений с различными видами связи – 4,6,7,8).

На экране появляется следующий слайд № 7

· сложное с различными видами связи;

· сложное с различными видами связи;

· сложное с различными видами связи ;

· сложное с различными видами связи.

- Составьте схемы сложных предложений с различными видами связи и объясните пунктуации (слайд № 8).

(Два ученика работают на переносных досках, остальные – в тетрадях).

(Учащиеся сверяют свои схемы с теми, которые написаны на досках).

- Вставьте пропущенные буквы в тексте и сгруппируйте по орфограммам.

(Учащиеся работают самостоятельно).

- Назовите, какие орфограммы вы встретили в тексте, приведите примеры.

(Затем на экране появляется текст с выставленными буквами, ученики проверяют себя) (слайд № 9)

Вывод : использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля М.Ю. Лермонтова.

6. Работа с учебником (слайд № 10)

Учитель: мы научились находить сложные предложения с различными видами связи, а теперь давайте откроем учебники на стр. 139 упр. 289 и прочитаем материал, помещённый там, чтобы систематизировать сведения о таких предложениях.

- Что нового вы узнали из учебника?

(Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что два или даже три тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть).

7. Закрепление изученного материала. Отработка умений и навыков.

Задание : записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы.

1. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.

2. Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды.

3. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.

8. Конструирование текста.

Учитель : Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения М.Ю. Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представить себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.

Задание : перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст (слайд № 11).

(Ученики работают самостоятельно на листах с текстом)

Проверка : 2-3 ученика читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал (слайд № 12).

- как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?

(Да, мы пытались, но у Лермонтова всё написано намного лучше, потому что он писатель).

Учитель : Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.

9. Подведение итогов урока

Учитель : Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова (слайд № 13)

- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?

(Да, работая с произведением М.Ю. Лермонтова, мы повторили орфографические и пунктуационные правила, разобрали сложные предложения с различными видами связи) (слайд № 14).

Учитель : наша творческая лаборатория ещё раз доказала, что произведения М.Ю. Лермонтова – прекрасный материал для обучения русскому языку.

10. Рефлексия. Оценки за урок.

11. Домашнее задание (слайд № 15)

Перелистайте ещё раз страницы романа М.Ю. Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.

Обучающие: обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; закрепление умения определять на слух виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью.

Развивающие : развитие мыслительных операций посредством обобщений, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

Воспитательные : формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову; воспитание культуры речи ; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу.

Личностная цель : помочь осознать практическую значимость данного учебного материала и ценность совместной деятельности.
Задачи метапредметные:

- обеспечить развитие умений планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

-осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;

- обеспечить развитие умений сравнивать познавательные объекты;

-обеспечить развитие умений общаться в ходе совместной деятельности.

Задачи предметные:

-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий. Здоровьесберегающий компонент:

Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Создание атмосферы психологического комфорта учащихся на уроке, сохранение здоровья детей с разным типом психического восприятия информации
Формы учебной деятельности : учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

I. Организационно-мотивационный этап

Психологический настрой учащихся.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас опять на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Присаживайтесь, пожалуйста

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

II. Актуализация прежних знаний.

1. Фронтальная беседа по теории сложного предложения.

- Ребята, мы много уже знаем о сложном предложении. Давайте вспомним немного теории.

- Какие предложения называются “ сложными”?

- На какие 2 группы делятся сложные предложения?

- Какие вы знаете союзные предложения?

- Чем отличаются союзные предложения от бессоюзных?

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

- Какие предложения называются сложносочиненными?

- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений.(Сложное предложение с различными видами связи)

- На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от разных сочетаний связи?

Сочинение +бессоюзная связь

Подчинение +бессоюзная связь

Сочинение +подчинение +бессоюзная связь

- Из всего вышесказанного давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи

Целеполагание.

- Какие же цели и задачи мы поставим перед собой?

(Обобщение и систематизация изученного материала, повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи. Развитие мыслительных операций посредством обобщений. осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности)

Лингвистическая разминка.

а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лёжа, г) характерные черты, д) стена из кирпича.

Найдите нарушения в употреблении существительных с предлогами:

а) истечение срока, б) благодаря ходатайства, в) согласно расписания, г) по прибытию поезда, д) вопреки всему.

III . Работа над темой урока (практическая деятельность учащихся)

Анализ предложений. Работа в паре

Прочитайте предложение, дайте ему краткую характеристику, составьте схемы.

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.) (Сложное предложение, с разными видами связи: бессоюзной и сочинительной; повествовательное. Бессоюзное предложение со значением перечисления, поэтому между его частями ставится запятая. Сложносочиненное предложение осложнено однородными сказуемыми, между ними союз и, запятая не ставится)

Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. (И.С. Тургенев) (СП с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью (значение пояснения, перед двоеточием можно вставить а именно ). Первая часть – СПП с придаточным степени, которое относиться к указательному слову так в главном. Вторая – простое предложение, осложненное однородными членами.) [ …так], (что…): [ ].

Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и , поэтому между ними запятая не ставится. Придаточное второй степени имеет значение степени и сравнения относится к первому придаточному, раскрывает содержание указательного слова такой . Подчинение последовательное). [ ] и [ ], (пока…), (будто…).

Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. (Сложное предложение, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное. Придаточное первой степени со значением времени относится сразу к двум главным, соединенным сочинительным союзом и , поэтому между ними запятая не ставится) (Когда…), [ ] и [ ].

3 . Редактирование предложений. Работа в группе

- Ребята, а сейчас ваша задача усложнится: вам необходимо из нескольких простых предложений составить сложное с различными видами связи и начертить схему получившегося предложения.

Текст для редактирования: Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить.

Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить.

Слуховой диктант.

1) Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка.

2) Запела птица голосом блаженным о том, как мы друг друга берегли.

3) Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я.

4) Ты понял жизни цель: счастливый человек,
для жизни ты живешь.

5) Травка зеленеет, солнышко блести, ласточка с весной в сени к нам летит.

6) Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
последние листы с нагих своих ветвей.

7) Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.

8) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Примечание . Учащиеся в заранее приготовленных листочках проставляют знаки препинания. Образец карточки с ответами
Ответ:

Читайте также: