Качество населения как комплексное понятие география населения 10 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Домашнее задание: повторить раздел “Население мира” устно. Задание 12, 14 п.1 письменно стр.78.

Сегодня у нас урок повторения и обобщения знаний по теме “География населения мира”.

  • закрепить основные теоретические знания,
  • проверить уровень знаний основных терминов, понятий и определений по теме,
  • показать практические знания по карте,
  • проанализировать таблицы, схемы, графики.

I. Работа с карточками-заданиями (3 ученика). Приложение1

  1. Депопуляция
  2. Младенческая смертность
  3. Демографический переход
  4. Урбанизация
  5. Трудовые ресурсы
  6. Мегалополис
  7. Демографическая политика
  8. Демографическая ситуация
  9. Экономически активное население
  10. Субурбанизация
  11. Демография

III. География населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, поэтому ее изучению уделяется повышенное внимание. (Слайд 2)

Знаете ли Вы? (Учитель)

Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек.

Соответственно каждую секунду появляются 3 человека

Каждую минуту примерно 175 человек

Каждые сутки 250 тысяч человек

Каждый месяц население такой страны как Австралия или Тунис

По подсчетам статистов демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек. (Слайд 3, 4, 5)

IV. Необходимо найти на карте и сопоставить с табличками численность населения той или иной страны. (Работают 2 ученика) (Слайд 7)

V. Учитель задает вопрос классу. Каков количественный состав населения в мире и как он изменялся.

Ответ: на протяжении всей истории человечества, рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился, наибольшие темпы роста населения пришлись на 60–80 года 20 века, когда число жителей планеты выросло более чем в полтора раза. Такой резкий скачек численности населении получил название “демографический взрыв” В настоящее время численности населения мира составляет более 6 млрд. человек. Ежегодно численность населения мира увеличивается на 90 млн. человек, причем 90% приходится на развивающиеся страны Африки Азии и Латинской Америки

VI. Дома Вы должны были подготовить информацию о прогнозе численности населения мира на будущее.

Ответ: По прогнозам ООН численность населения Земли возрастет в 2 раза и достигнет более 10 млрд. человек. Население Индии превзойдет численность населения Китая, т.к. прирост населения в Индии составляет на 1 тысячу жителей 32 человека, а в Китае на 1 тысячу жителей 20 человек. К 2050 году население Индии возрастет и составит 1 млрд. 591 млн. человек. Население Китая до 1 млрд. 554 млн. человек на 3 место переместится Нигерия, на 4 место Пакистан, на 5 месте могут остаться США.

VII. Что мы понимает под воспроизводством? (Слайд 8)

Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

VIII. Из курса географии Вы знаете 4 процесса естественного движения, показатели воспроизводства, Вам необходимо написать на доске эти показатели и вывести формулу естественного прироста и естественной убыли населения.

IX. Какие вы знаете типы воспроизводства? (Слайды 9-12)

1. Архетип – на первом этапе развития человечества. Экономическая база – присваивающее хозяйство (собирательство, охота, рыболовство). Какие показатели воспроизводства характерны для этого типа? – Число родившихся приблизительно равно числу умерших. От чего зависит увеличение рождаемости? – От освоения территории.

2. Традиционный тип. Экономическая база производящее хозяйство, развитие сельского хозяйства. Какие показатели характерны для этого типа? – Высокая рождаемость и высокая смертность. Продолжительность жизни 25 – 35 лет. Люди жили по традиции.

3. Современный тип – регулирование числа детей в каждой семье

X. Знаете ли Вы? (учитель)

Традиции многодетности существовали в России до начала 20 века.

Знаменитый врач А.И. Пирогов был 13 ребенком в семье

Великий химик Д.И. Менделеев был 17 ребенком

У Льва Толстого было 13 детей

Самой многодетной матерью была жена Федора Васильева крестьянина из Шуйского уезда и эта героическая женщина произвела на свет 69 детей – 16 пар близнецов, 7 троен, и 4 раза по 4 близнеца в младенчестве умерло всего 2 ребенка

XI. Чтобы наглядно понять показатели воспроизводства населения рассмотрим их на примере своего района. Рассмотрим показатели воспроизводства, которые приведены на доске и приведем пример по Талдомскому району. (Слайд 13)

Назовите год самой низкой рождаемости (1999 год 315 человек).

  • Экономические факторы (дефолт (англ. default), невыполнение каких-либо требований, установленных законом)
  • Невыплата з/платы
  • Упал социально-экономический уровень в каждой семье

Смертность составляла 988 человек. Вычислите во сколько раз смертность превышала рождаемость (988 : 315 = 3,14 раз) естественная убыль населения района

2004 год смертность 1041 человек, рождаемость 447 человек естественная убыль 2,3 раза.

Вывод: С улучшением жизненного уровня населения уменьшается его естественная убыль.

XII. Рассмотрим современный тип воспроизводства, как он подразделяется и какие социально-экономические факторы соответствуют этому типу воспроизводства.

XIII. Поговорим о качестве жизни, что на это влияет. (Слайд 14-15)

  • экономических
  • социальных (уровень здравоохранения, безопасность граждан)
  • культурных (уровень грамотности, обеспечение культурными учреждениями)
  • экологических (состояние окружающей среды)

средняя продолжительность жизни в мире составляет 66 лет (63 – мужчины, 68 лет женщины). Максимальная средняя продолжительность жизни в Японии – 80 лет, Швеции 79 лет,

Минимальная – в Гвинее-Биссау 38 лет в Руанде 39 лет

В России 69 лет

В наши дни большинство стран мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демографическую политику. Приведите пример, как она проводится в разных странах. (Слайд 16)

XIV. Далее рассмотрим половой (с классом) и возрастной состав населения мира (у доски).

Каковы особенности полового и возрастного состава населения мира

1. Особенности полового состава населения мира, в котором преобладают мужчины.

Необходимо перечислить причины преобладания мужчин в Азии. На каждые 100 девочек в мире рождается 104 – 107 мальчиков.

Формирование полового состава населения в различных странах неодинаково.

1) В странах СНГ, в Европе, Северной Америке – преобладает женское население. Причины: а) средняя продолжительность жизни у женщин выше, чем у мужчин; б) потери мужского населения в войнах.

2) В Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании – численность мужчин и женщин одинакова.

3) В Азии мужчин больше: в Китае и Индонезии в 1997 году – соответственно на 38 млн. и 32 млн. человек. Преобладание мужского населения характерно для некоторых стран Юго-Западной Азии (Кувейта, ОАЭ и др. стран).

Причины: а) приниженное положение женщин (ранние браки, раннее деторождение); б) приток в нефтедобывающие страны Персидского залива мужской рабочей силы, что составляет 55 – 65%, такого превышения больше нигде в мире нет.

  • Дети 0 – 14 лет 34%
  • Взрослые 15 – 64 года 58%
  • Пожилые с 65 – 8%

2. Возрастной состав: влияние на трудовые ресурсы.

  • Прогрессивная – с большой долей детей.
  • Стационарная – равновесная по возрастам.
  • Регрессивная: малая доля детей и большая – людей старших возрастов.

Основные типы возрастного состава населения, в общем, соответствуют типам его воспроизводства

Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения (ЭАН). ЭАН это часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. В мире ЭАН – 45% всего населения (2,7 млрд. чел.).

В Северной Америке показатель ЭАН – 50 – 60%.

В Азии, Африке и Латинской Америке ЭАН – 40 – 45%.

XV. Следующие вопросы, которые мы должны повторить на нашем уроке это Мировые религии. (Слайд 17-18)

  • Христианство
  • Ислам
  • Буддизм
  • Синтоизм
  • Иудаизм
  • Конфуцианство
  • И другие

Домашнее задание подготовить информацию о религиях.

XVI. Существуют ли какие либо закономерности в размещении населения по территории земного шара. (Слайд 19)

  1. около 70% всех людей проживают на 7% суши; средняя плотность населения – 5 чел. на 1 км 2 ;
  2. неосвоенные земли занимают 15% территории суши
  3. люди заселяют территории с наиболее благоприятными условиями:
    • из 100 жителей земли 80 живут на низменностях, на высоте 500 м над уровнем моря;
    • горные области, на высоте 1000 м над уровнем моря, занимают страны, Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан; на высоте 500 м над уровнем моря — Перу, Китай (Тибет);
    1. на расселение людей оказывает влияние занятость:
      1. в сельхозработах: трудоемкое рисосеяние в Восточной и Южной Азии. Средняя плотность – 200 чел. на 1 км 2 , в отдельных районах плотность равна 1500 – 2000 человек на 1км 2 ;
      2. в промышленных районах: в Европе и США – средняя плотность 1000 – 1500 чел. на 1 км 2 ;
      1. тяготение населения к транспортным и торговым путям в 200-километровой полосе вдоль побережий морей и океанов – более половина человечества.

      Средняя плотность населения Земли – 45 человек на 1 км 2 . В Индии средняя плотность равна 326 чел. на 1 км 2 ; Китае – 131, Индонезии – 116, США – 30, Бразилии – 20.

      Большое воздействие на численность, состав и размещение населения в отдельных странах и во всем мире оказывают его перемещения, называемые миграциями населения.

      Вывод: на размещение влияют природные факторы и уровень социально-экономического развития на территории

      Демографическая ситуация это соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности. Что вы можете сказать о миграциях.

      XVII. Какие Вы знаете виды и причины миграции? Показать на карте миграционную подвижность. (Слайд 20)

      экономические, политические, национальные, религиозные, экологические и др.

      Чем можно объяснить вспышку миграции в 19 – 20 веках? (колониализация, развитие промышленности, освоение новых территорий, Мировые войны, национальные конфликты)

      Международные (внешние) миграции населения:

      1. Самый большой “миграционный взрыв” начался в XIX веке, тогда главным очагом эмиграции стала Европа (первый очаг эмиграции).
      2. Второй очаг эмиграции в Азии – эмигранты китайские и индийские рабочие (кули), для работы на плантациях. Главные очаги иммиграции (въезд) – США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия и др.
      3. К концу ХХ века новый “миграционный взрыв” – причина экономическая (в поисках лучшей жизни), такие миграции получили название трудовых миграций.

      Основной поток этих эмигрантов направлялся из развивающихся в экономически развитые страны.

      Главная причина – большой разрыв в условиях жизни и заработной платы между экономически развитыми и развивающимися странами.

      • Первый – Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) — рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.
      • Второй – США, где легальная иммиграция достигла 1 млн. человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее.
      • Третий – это нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).

      Во второй половине ХХ века появилась новая форма внешних миграций – “утечка умов” (или “перекачка мозгов”) из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран).

      Размещение населения определяется географией городов. Единого для всех стран мира понятия город не существует. В разных странах существуют разные критерии по которым то или иное поселение называется городом например:

      В Дании, Швеции, Финляндии к городам относятся поселения с численностью более 200 человек

      В Канаде, Австралии свыше 1000 человек

      Во Франции и на Кубе свыше 2000 человек

      В Нигерии свыше 20000 человек

      В Японии свыше 30000 человек

      В России более 12000 человек (из них свыше 70% должны быть заняты в промышленности)

      Решение тестов для закрепления темы. Приложение4, Приложение5

      Для решения тестов используем карты ученика и учителя Приложение6, Приложение7

      Обсудив и обобщив все основные моменты географии населения можно сделать вывод: современные процессы роста, состав и размещение населения вызывают много сложных проблем, некоторые из них носят всемирный характер, некоторые специфичны для стран различных типов. Наиболее важные проблемы это продолжающийся рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация.

      Наш урок подошел к концу, цели нашего урока достигнуты, задачи выполнены. Вы хорошо поработали, показали свои знания и умения. Я надеюсь, что география является для вас самым любимым предметом.

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

      Возрастной и половой состав населения мира

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Возрастной и половой состав населения мира

      Возрастной и половой состав населения мира

      Цели урока: 1. Возрастной состав населения 2. Половой состав населения 3. Кач.

      Цели урока: 1. Возрастной состав населения 2. Половой состав населения 3. Качество жизни населения 4. Занятость населения мира


      Внимание проблема Почему в развитых странах доля экономически активного насе.

      Внимание проблема Почему в развитых странах доля экономически активного населения выше, чем слаборазвитых странах? *

      Древнегреческий математик и философ Пифагор Рассматривал человеческую жизнь и.

      Древнегреческий математик и философ Пифагор Рассматривал человеческую жизнь и сравнивал с времёнами года: Весна (детство) Лето (молодость) Осень (зрелость) Зима (старость) *

      * Возрастной состав населения Три основные возрастные группы: дети (0-14 лет).

      * Возрастной состав населения Три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).

      В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. В ст.

      В связи с ростом средней продолжительности жизни население мира стареет. В странах Европы, С. Америки, в Японии и Австралийском Союзе невысокие показатели рождаемости и смертности. А в Африканских странах, Латинской Америки и Азии высокие показатели рождаемости.

      Трудовые ресурсы в разных странах определяются условно по-разному.

      Трудовые ресурсы в разных странах определяются условно по-разному.

      В Англии и Канаде трудоспособный возраст с 15 лет, в Мексике и Португалии с.

      В Англии и Канаде трудоспособный возраст с 15 лет, в Мексике и Португалии с 12 лет. А в Африке…

      Пожилой возраст определяется способностью людей к трудовой деятельности. Для.

      Пожилой возраст определяется способностью людей к трудовой деятельности. Для каких стран можно определить эти снимки?

      Пожилой возраст. в Японии в Индии в Монголии в Европе в США

      Пожилой возраст. в Японии в Индии в Монголии в Европе в США

      * - ЭТО СООТНОШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ. В СРЕДНЕМ В МИ.

      * - ЭТО СООТНОШЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ. В СРЕДНЕМ В МИРЕ НА 100 ЖЕНЩИН ПРИХОДИТСЯ 101 МУЖЧИНА. В экономически развитых странах Женщины >Мужчины В развивающихся странах Мужчины > Женщины Половой состав населения мира

      * Соотношение мужчин и женщин по регионам Страны СНГ, Европы, Северной Америк.

      * Соотношение мужчин и женщин по регионам Страны СНГ, Европы, Северной Америки Страны Африки, Латинской Америки Страны Азии Преобладание женского населения Численность мужчин и женщин одинакова Преобладание мужского населения


      *

      ВОЗРАСТНО-ПОЛОВАЯ ПИРАМИДА I ТИП II ТИП

      ВОЗРАСТНО-ПОЛОВАЯ ПИРАМИДА I ТИП II ТИП

      Главными причинами, определяющими соотношение полов в мире являются: Превышен.

      Главными причинами, определяющими соотношение полов в мире являются: Превышение численности мужского населения над женским при рождении ( на 5-6 %), а к старости наблюдается перевес женщин. (Сказывается влияние вредных привычек и тяжёлого физического труда) Влияние войн, уносящих преимущественно жизни мужчин. Миграции, в которых принимают участие в основном мужчины. В целом, сейчас численность мужчин в мире на 20-30 млн человек превышает численность женщин.

      * КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ САМЫЙ НИЗКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ САМЫЙ ВЫ.

      * КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ САМЫЙ НИЗКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ 80 лет ЯПОНИЯ АВСТРАЛИЯ ШВЕЦИЯ КАНАДА 36 лет ГВИНЕЯ ГАМБИЯ

      Понятие качества населения Качество населения – это сложное, комплексное пон.

      Понятие качества населения Качество населения – это сложное, комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, продолжительность жизни, безопасности граждан, развития демографических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей. РегионыОжидаемая продолжительность жизни, летУровень неграмотности, % Все населениеМужчиныЖенщины Зарубежная Европа747077 Зарубежная Азия66646742,2 Африка54535652,7 Северная Америка757279 Латинская Америка69667215,2 Австралия, Океания727174 Весь мир666468

      КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СМЕРТНОСТЬ СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОС.

      КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СМЕРТНОСТЬ СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ УРОВЕНЬ ГРАМОТНОСТИ СОСТОЯНИЕ БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ, ПОЛНОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

      Средняя продолжит. жизни

      Средняя продолжит. жизни

      Страны с максимальной продолжительностью жизни * Страна Максимальные показате.

      Страны с максимальной продолжительностью жизни * СтранаМаксимальные показатели Андорра Япония Сан Мариино Франция Швеция Италия84 82 81 81 81 80

      По данным приложения Академического школьного учебника (Ю.Гладкий и В.Николин.

      По данным приложения Академического школьного учебника (Ю.Гладкий и В.Николина) за 2006 г. Страна площадь продолжительность жизни, лет тыс кв км мужчины женщины Норвегия 387 76 81 Бельгия 30,5 75 82 Италия 301,3 77 83 Гвинея 245,9 47 48 Нигер 1267 45 46 Руанда 26,3 39 40 Малави 118,5 37 38 Австралия 7687 77 82 Россия 17075,4 60 72

      ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – часть трудоспособного н.

      ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ – часть трудоспособного населения, занятая в материальном производстве и непроизводственной сфере ?

      Понятие экономически активного населения В России, странах Зарубежной Европы.

      Понятие экономически активного населения В России, странах Зарубежной Европы и Северной Америки этот показатель (50-60%) выше среднемирового при высокой занятости женщин. В странах Азии, Африки и Латинской Америки он ниже среднемирового (40-45%). Регионы% ЭАН В мире45 % (2,7 млрд.) В Северной Америке50-60 % В Азии, Африке и Латинской Америке40-45 %

      Понятие демографической нагрузки территории Демографическая нагрузка территор.

      Понятие демографической нагрузки территории Демографическая нагрузка территории – это соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и неработающими (детьми и стариками) – с другой. В среднем в мире 100 трудо-способных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров, в развивающихся странах этот показатель часто составляет 100 / 100, в Японии – 100 / 41. В России, Беларуси, на Украине, в странах Прибалтики этот показатель равен среднемировому.

      БЕЗРАБОТИЦА ВЫШЕ В РЕГИОНАХ, ГДЕ БОЛЬШОЙ СПАД ПРОИЗВОДСТВА ГДЕ НЕБОЛЬШАЯ СКОР.

      БЕЗРАБОТИЦА ВЫШЕ В РЕГИОНАХ, ГДЕ БОЛЬШОЙ СПАД ПРОИЗВОДСТВА ГДЕ НЕБОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НИЖЕ В РАЙОНАХ НОВОГО ОСВОЕНИЯ В РЕГИОНАХ С БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ ДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГДЕ ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ СОЗДАНИЯ НОВЫХ РАБОЧИХ МЕСТ

      ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ ЗАНЯТЫХ

      ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ ЗАНЯТЫХ

       Заполнить таблицу * Что знал Что узнал

      Заполнить таблицу * Что знал Что узнал

      Работа в группах. Задание № 1. (прочитать слово).

      Работа в группах. Задание № 1. (прочитать слово).

      женщиныЗадание № 2. (прочитать слово).

      женщиныЗадание № 2. (прочитать слово).

      Для группы № 3.

      1. Назовите часть света! В этой части света почти повсеместно преобладают муж.

      1. Назовите часть света! В этой части света почти повсеместно преобладают мужчины ( особенно в Южной и Восточной части). Это связано с низким социальным статусом женщины, ранними браками, постоянным тяжёлым трудом. Исключение составляют: Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Израиль и Кипр.



      2. В странах этой части света Отмечается преобладание женщин. Объясняется вли.

      2. В странах этой части света Отмечается преобладание женщин. Объясняется влиянием мировых и локальных войн и превышением средней продолжительности жизни женщин.



      4. В этой части Америки численность мужчин и женщин приблизительно равна.

      4. В этой части Америки численность мужчин и женщин приблизительно равна.


      5.Для стран этого материка характерно равновесие между численностью мужчин и.

      5.Для стран этого материка характерно равновесие между численностью мужчин и женщин, но в северной, арабско – мусульманской части материка наблюдается преобладание мужчин, а в Восточной - женщин


       Л

      7. В этой стране наблюдается быстрый рост численности населения. В 2000 г по.

      7. В этой стране наблюдается быстрый рост численности населения. В 2000 г по численности населения она занимала 2-ое место в мире.


      8. В этой части Америки можно встретить население, проживающее в таких услови.

      8. В этой части Америки можно встретить население, проживающее в таких условиях…


      В этой стране долгое время преобладало мужское население в связи с массовым п.

      В этой стране долгое время преобладало мужское население в связи с массовым притоком иммигрантов на этот материк. С середины 70 годов наблюдается превышение женского населения.

      Заключение: Возрастной и половой состав населения различаются по типам стран.

      Заключение: Возрастной и половой состав населения различаются по типам стран и зависит от уровня социально-экономического развития страны, культуры и религии населения, проживающего на данной территории.

      Задачи: Образовательная – рассмотреть численность населения мира и отдельных регионов, познакомиться с демографическими формулами Воспитательная - воспитание толерантности, культуры семейных отношений Развивающая- отработка приёмов самостоятельной устной деятельности, развитие навыков решении демографических задач.

      Оборудование: атлас, учебник, статистический раздаточный материал

      Методы и приёмы: частично-поисковый, репродуктивный, практический.

      Организационный момент 1 мин

      Приветствие, проверка готовности к уроку

      Приветствие, подготовка учебных принадлежностей

      Из трёх слов – природа, население и хозяйство – сложите логическую цепочку. Что поставите на первое место? Почему? Объясните последовательность

      Изучив природные ресурса мира, мы приступаем к изучению населения (кто использует эти ресурсы). Далее будем изучать экономику – то, что создало население, используя природные ресурсы.

      Природа – население - хозяйство

      Целеполагание 1 мин

      Тема урока: Численность и динамика населения мира. Почему начинаем с этой темы?

      Запись в тетради Предположения о цели урока

      Усвоение новых знаний

      Запись на доске

      1. Актуализация знаний: - Вспомните, какова численность населения мира? России? Китая? Индии? США? - Дайте определения понятиям: Естественный прирост? Рождаемость? Смертность?

      Демографическая формула ЕП= Р-С

      При своей простоте эта формула очень информативна, например, в одной стране она выглядит так: 2=6-4, а в другой 2=44-42. В какой стране людям живётся лучше? Какую страну можно назвать более благополучной?

      2. Динамика численности населения. Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Петти. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. - Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Прокомментируйте график роста населения: - Отличаются ли темпы роста населения в первое тысячелетие нашей эры от второго тысячелетия?

      В настоящее время происходит взрывообразный рост населения. Прокомментируйте цифрами на конец 20 века и к 2025 года.

      Прокомментируйте изменения численности населения крупных стран по таблице 8, с34

      Никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!

      “Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”.

      - В чем “зловещность” роста населения?

      На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: “А сколько людей выдержит Земля?”- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит - 12 млрд. Другие - что вообще неограниченное количество. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же “предпримет меры”, чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

      3. Воспроизводство населения.

      Вспомните определение или найдите в тексте.

      В зависимости от величины главных демографических показателей выделяют 3 типа воспроизводства населения. Какие?

      Демографический переход, теорию которого разработал американский учёный Фрэнк Ноутстайн, объясняет зависимость демографических показателей от уровня социально-экономического развития страны.

      Класс разбивается на 4 группы: 1 фаза демографического перехода, 2,3 и 4 фазы.

      - Являются ли они проблемами?

      Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера “Любовь и голод правят миром” ныне стало биологическим законом.

      Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит? Рождаемость же ведет к приросту населения.

      Как вы думаете, стоит ли странам проводить демографическую политику и регулировать рождаемость? Каким образом?

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Сформировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения.

      2. Выявить закономерности динамики численности мирового населения.

      3. Совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

      Развивающие.

      Способствовать повышению интереса к географии.

      Стимулировать желание расширить свой кругозор.

      Способствовать развитию коммуникативных навыков: умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.

      Развитие познавательного интереса. Речи. Памяти, мышления.

      Умение работать с учебными пособиями, составлять схемы, используя текст параграфа.

      Воспитательные:

      1.Воспитывать чувство коллективизма, деликатность, умение выслушать мнения других.

      2.Чувство любви к истории родного края, своей стране

      3.Формировать активную гражданскую позицию

      4. Формировать умение видеть существующую проблему и предлагать пути её решения.

      воспитательные: формировать умение определять по таблицам и картам численность стран и регионов мира;

      развивающие: развивать умения и навыки работы с картами и текстом, статистическими данными.

      Метапредметные:

      Познавательные УУД: находить достоверные сведения о населении мира в источниках географической информации; объяснять, оценивать и прогнозировать демографические процессы современного мира на основе приобретённых знаний и умений.

      Регулятивные УУД: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

      Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных.

      Предметные:

      Развивать географическое мышление для определения географических аспектов изменения численности и особенностей современного процесса воспроизводства населения мира; сформировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях размещения населения; объяснять особенности динамики численности населения мира; прогнозировать изменение численности населения мира.

      Личностные:

      Осознание значимости и общности демографических проблем человечества; сформированность умений самооценки и принятия решений по изменению собственного поведения в связи с переоценкой ценностей; наличие опыта разрешения проблемных ситуаций; владение толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

      Оборудование: карта мира, таблицы, атласы.

      Проверка знаний и умений

      фронтальный опрос по пройденной теме

      Актуализация знаний и умений

      В мире издавна существовал интерес к численности населения. Не­обходимо было знать численность рабочей силы, возможности для фор­мирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности на­селения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока — Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех стра­нах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце XVIII — начале XIX в., в США, Англии, Франции и странах Северной Евро­пы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас перепися­ми охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населе­ния. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более под­робную демографическую картину.

      4. Изучение нового материала

      Население вплоть до XVII-XVIII веков росло медленно и к тому же неравномерно (анализ рис. 10 в учебнике).

      В чем причины небольшого роста населения до XX века? (Эпидемии, частые войны, нехватки продовольствия, низкий уровень жизни, недоста­точно развитая медицина.)

      О численности мирового населения и темпах его роста дает представление таблица:

      Примерная численность

      населения (млн чел.)

      Среднегодовые темпы прироста

      численности населения (%)

      7 тыс. лет до н.э.

      2 тыс. лет до н.э.

      Начало нашей эры

      Начало XVI века

      Середина XVII века

      Начало XIX века

      Середина XX века

      В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.
      Задание: Анализ таблицы 2 в учебнике. Просчитать темпы прироста населения в разных регионах и средние показатели в мире в целом. Какие регионы имеют показатели темпа прироста выше, чем в среднем по миру?

      В 90 годах XX века темпы прироста стабилизировались, но остаются достаточно высокими. В мире в целом они составили около 1,5 % в год, в Африке — 3%, в Зарубежной Азии и Латинской Америке — 2%. Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:

      Продовольственную — нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.

      Истощение земель — из-за нерационального их использования.

      3) Сведение лесов — вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

      4) Загрязнение окружающей среды — результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

      5) Проблема нехватки чистой воды и т.д.

      Страны — рекордсмены по среднегодовым темпам прироста населе­ния (прирост населения в % на конец XX века).

      Французская Гвиана - 5,4.

      П. Афганистан - 3,7.

      Маршалловы острова — 3,5.

      Соломоновы острова — 3,3.

      Страны с минимальными показателями темпа прироста:

      Страны - рекордсмены по численности населения на конец 90-х годов (на долю десяти крупнейших стран мира приходится более поло­вины всего мирового населения).

      10. Пакистан-84253648.
      Прогноз изменения лидеров стран по численности к 2050 году.

      5 Индонезия - 311335000.

      Эфиопия - 186452.
      Россия будет по прогнозам занимать 17 место, уступая Мексике, Филиппинам, Вьетнаму, Ирану, Египту, Японии.

      Страны с самой маленькой численностью населения в мире (тыс. чел на 2017 год):

      Сент-Китс и Невис - 41.

      Антигуа и Барбуда - 65.


      Естественный прирост населения мира

      Естественный прирост вычисляется по формуле: ЕП = Рождаемость - Смертность.

      Очень высокий (30/1000)

      Высокий (20/1000)

      Средний (10/1000)

      Низкий (2-10/1000)

      Очень низкий

      (менее 2/1000)


      После проверки качества заполнения таблицы учащиеся делают ана­лиз таблицы.

      Высокий уровень естественного прироста характерен для стран с низ­ким уровнем экономики, развивающимся странам. Для стран с высоким уровнем развития экономики характерен средний и низкий уровень при­роста населения.

      Естественный прирост зависит от типа воспроизводства населения. Он различен в разных странах. Хотя рождаемость, смертность — процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы. Почему?

      На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитар­но-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и дос­тупности здравоохранения.

      Рождаемость

      Ежегодно в мире рождается около 140 млн чел. (Интересные фак­ты № 3). Каждую секунду появляются 3 человека, каждую минуту — 175, каждый час - 10,4 тыс., каждые сутки — 250 тыс. новых землян. Каждую неделю на Земле добавляется как бы новый Харьков или Гамбург, каждый месяц — население такой страны, как Австрия или Тунис.

      Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, сле­довательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост от­рицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.

      Учащиеся записывают в тетрадь причины, повышающие рост рождаемости и причины, снижающие ее. (Вариант I рассматривает причины, ведущие к повышению уровня рождаемости, а вариант II — наоборот, к снижению ее.)

      Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:

      Высокий уровень урбанизации (выше 75%).

      Высокий уровень жизни.

      Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу.

      Увеличение расходов на содержание ребенка.

      Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.

      6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.

      Последствия войн, конфликтов, терроризма.

      Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Да­нии доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.

      Социально-экономические причины, вызывающие высокие показа­тели рождаемости:

      Низкий уровень жизни.

      Преобладание сельского образа жизни.

      Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.

      Подневольное положение женщин, ранние браки.

      Рост уровня медицины.

      7. Улучшение санитарной культуры.

      Затем учитель предлагает учащимся проанализировать таблицу, или просто ознакомиться с ней. Если учащиеся работают с атласом, где есть карта рождаемости по миру, можно таблицу составить самим.

      В упрощенном виде все страны можно разделить на страны двух типов воспроизводства населения. По данным текста, таблиц, графиков в учеб­нике учащимся предлагается заполнить таблицу

      Сравниваемые черты

      Первый тип воспроизводства

      Второй тип воспроизводства

      1. Уровень рождаемости

      2. Уровень смертности

      Смертность высокая, но не во всех странах, в основном смертность относительно низкая из-за высокой доли детей

      3. Уровень естественного прироста

      Высокий, вплоть до

      4. В каких странах распространены

      В основном в развитых странах

      В развивающихся странах

      6. Доля пожилых людей

      7. На что направлена

      На повышение рождаем ости

      На понижение рождаемости

      Сравнить две половозрастные пирамиды в учебнике. В чем разница двух пирамид, почему они имеют именно такой вид? По каким параметрам пирамиды можно судить о ее принадлежнос­ти к тому или иному типу воспроизводства населения?

      Работа с терминами: депопуляция, старение нации, демографичес­кий взрыв, демографический кризис. В странах какого типа встречаются данные явления? В чем причина появления данных процессов?

      Возрастной состав

      а) с прогрессивным типом возрастной структуры населения - с боль­шой долей детей (какой тип воспроизводства?);

      б) со стационарным типом — равновесная по возрастам;

      в) с регрессивным типом — большая доля пожилых и малая доля детей.

      Информация к размышлению. Самая большая доля пожилых в Шве­ции - 25%, детей - в Йемене - 52%. Меньше всего пожилых людей в ОАЭ и Кувейте - 2%.

      Какие проблемы испытывает страна с большой долей детей или по­жилых людей?

      Демографическая политика

      Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действен­ность проявляется в изменении рождаемости в стране. В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на повы­шение рождаемости, а второго типа — наоборот, на уменьшение.

      Теория демографического перехода

      Задание № 4. Используйте текст учебника и другие источники информации для конкретизации схемы демографического перехода. Приведите примеры регионов и стран мира, которые в конце XX века находятся на разных этапах этого перехода. Где может встречаться первый этап демографического перехода в настоящее время? В каких европейских странах не было второго этапа демографического перехода и почему? (В странах участницах второй мировой войны демографического взрыва почти не наблюдалось, или он был небольшим, особенно в России.)

      Задание: Пользуясь текстом учебника и опираясь на знания полученные на уроке, заполните таблицу.

      Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства

      Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства

      1. Единовременные ссуды молодоженам

      2. Пособия при рождении каждого
      ребенка

      3. Ежемесячные пособия для детей

      4. Оплачиваемые отпуска

      1. Принята национальная программа
      планирования семьи

      2. Повышен возраст вступления в брак

      3. Производится добровольная
      стерилизация населения

      4. Политический девиз: нас двое - нам
      двоих

      Продолжительность жизни

      Изучая надгробные камни древних римлян, английский ученый Магдонелл пришел к выводу, что они жили в среднем 22 года. Точно такое число получили исследователи египетских мумий. Фараон Рамсес II прожил около 70 лет, в его царстве в то время не было людей, живших во времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фара­он бессмертен. О жизни в средние века папа Иннокентий III писал, что в ХII-ХIII веке мало кто достигал 46 лет, 60-летние люди - большое ис­ключение. В XVIII веке был достигнут 30-летний рубеж. В XIX веке бельгийцы жили в среднем 32 года, голландцы - 34; англичане - 33. Разная смертность была и среди разных слоев населения: среди зажиточ­ных 12, 6 промилле, среди рабочих - 27,2.

      В 70-х годах 20 века продолжительность жизни в Швеции 71-75 лет, Пакистане - 35 лет.

      Для характеристики продолжительности жизни используют показа­тель продолжительности предстоящей жизни, который говорит о том, сколько лет проживет человек, родившийся в соответствующем году, если условия для сохранения его здоровья останутся неизменными на протяжении всей его жизни.

      IV. Закрепление изученного материала

      Дети отвечают на вопросы учебника.

      Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?

      Какую демографическую политику вы порекомендовали бы вы среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительны­ми резервами пригодных для обработки земель?

      Какую демографическую политику вы бы порекомендовали пра­вительству страны с низким уровнем развития, высокой плотностью насе­ления, ограниченными землями под пашню?

      V. Домашнее задание

      Для тех учащихся, которые испытывали трудности при изучении новой темы - прочитать текст учебника.

      Читайте также: