Конспект занятия по математике в игровой форме

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель: Мамаева Ольга Александровна

Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений , знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.

Обучающие задачи:
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
• Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше, больше -меньше.

Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.

Оборудование и материал : Доска магнитная; цифры, знаки, мяч.
Демонстрационный материал: Телевизор , музыкальный центр.

Раздаточный материал: карточки с заданиями
Ход занятия:
Вводная часть

-Ребята к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

И общаться мы начнём!

Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. Послушайте пожалуйста, стихотворения.
Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все , что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
- Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на планету Математики. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.

А на чем мы с вами отправимся? (ответы детей)

- Чтобы узнать на чем мы отправимся в путешествие , нам нужно внимательно сосредоточатся на задание.

Гимнастика для глаз

Перед вами листок бумаги, а на нем цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.
Проверите себя как вы умеете считать до 10.

(Воспитатель раздает листки в клетку, где отмечены точки с цифрами, которые необходимо соединить по порядку.)

Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Получилась ракета.) (Слайд небо)

Воспитатель: Ну вот, сели по-удобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 1 до 10.
А теперь начинаем отсчет: 10, 9, 8…1 поехали! Мы полетели. (музыка взлёт ракеты) (слайд небо)

-А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, давайте немного поиграем.

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку индивидуально:
посчитай по порядку от 1 до 5

посчитай по порядку от 5 до 10

Посчитай в обратном порядке от 10 до 5

Посчитай в обратном порядке от 5 до1

Посчитай от 1 до 10

Посчитай от 10 до 1

Назови соседей числа 3

Назови соседей числа 5

Назови соседей числа 9

Назови соседей числа 2

Молодцы вы отлично справились с заданием, вижу, что все цифры вы знаете.

Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели.

Кто же нас встречает? Мы сейчас узнаем. (Слайд инопланетянина)

Кто это ? (Ответы детей.)

Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты .

Задачки - то заколдованные и зашифрованные ,но ведь мы не боимся трудностей и справимся с вами.

Давайте пройдем за столы. Усядемся по удобнее, приготовили ручки для разминки

Будем пальчики считать 1, 2, 3, 4, 5

И фигуры называть

Вот квадрат, а вот кружок

Треугольничек и ромб,

А еще прямоугольник

И не трудно сосчитать

Их по счету ровно пять.

Геометрический диктант

Вспомним, где у нас правая рука, а где левая.

Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание :

Вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом,

Вдоль нижней стороны – синим карандашом

Справа - провести желтую линию

Слева – провести зеленую линию .

В левом верхнем углу нарисуйте (красный треугольник)

Кто же я? (треугольник)

В правом нижнем углу нарисуйте (зеленый квадрат)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат).

В центре нарисуйте( черный овал)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Вам его представить рад.

А зовут его (квадрат).

В левом нижнем углу нарисуйте (синий прямоугольник)

Эти фигуры по городу мчат,

в садики, школы развозят ребят.

Едут автобус, троллейбус, трамвай.

Ты на дороге, смотри, не зевай!

На эту фигуру похожи дома.

О чем говорю я? Ответьте, друзья!

В правом верхнем углу нарисуйте (желтый круг.)

Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня! (Круг)

- А сейчас проверим.

Какую геометрическую фигуру нарисовали в правом нижнем углу. (зеленый квадрат)

Где нарисовали желтый круг?(в правом верхнем углу)

В каком углу прямоугольник?( в левом нижнем углу синий прямоугольник) Вдоль какой стороны нарисована красная линия? (Вдоль верхней стороны листа)

- И с этим заданием мы с вами справились!

Ребята , инопланетяне не знают, что такое дни недели. Давайте им расскажем.

Сколько всего дней недели? (7)

Как называется первый день недели? (понедельник)

Сколько дней в недели выходных? Как они называются? ( 2, суббота и воскресенье)

Какой день недели четвертый? (четверг)

Какой день недели между вторником и четвергом? (среда)

А давайте покажем нашу веселую физминутку про дни недели

Воспитатель: Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты .

Задачки - то заколдованные и написаны на летающих тарелках.

Как называется арифметическое действие в первом столбике, а во втором?

Как называются знак действия при сложении, при вычитании?

А теперь ребята покажем инопланетным существам, как мы умеем правильно думать и конструировать. Решим геометрическую задачу.

Положите на стол столько синих птичек, сколько показывает цифра (6)

Ниже положите пирамидки на 1 меньше, чем птичек. (5)

- Что мы можем сказать о их равенстве? ( птичек больше ,чем пирамидок, а пирамидок меньше чем птичек)

- Как сделать ,чтобы число пирамидок и птичек стало одинаковым?)

- Ребята, инопланетяне, как и вы , любят гулять на улице и играть в снежки . Но у них нет перчаток давайте подарим им перчатки, только вот горе, я забыла где здесь пара. Помогите мне найти пару.

( Слайд инопланетянина со звездочкой)

- Ребята, инопланетяне очень рады, что такие умные, дружные ребята были у них в гостях. Они дарят вам звезды ,которые сияют на их планете.

Давайте скажем им спасибо.

Воспитатель: А теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки.

1. Сегодня четверг, а завтра?

2. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
3. Если стол выше стула, то стул…?
4. Если дорога шире тропинки, то тропинка?
5. Сколько месяцев в году?

6. Сколько времен года?

Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели обратно в детский сад. Ну, что осталось только забрать подарки от инопланетян.

Цель: Закрепление математических знаний и умений.

Обучающие задачи:

  • Совершенствовать умения в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
  • Закрепить умение определять место предмета в числовом ряду и отвечать на вопрос: Который по счету?,
  • Закрепить умение последовательно называть дни недели , определять , какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
  • Закрепить представления детей о геометрических фигурах, и умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги ;
  • Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, цифры.

Раздаточный материал: математические пеналы на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка, листы бумаги квадратной формы на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам в группу сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся и подарим им свои улыбки. (действия детей)

Воспитатель: Ребята посчитайте от 1 до 10, а теперь наоборот от 10 до 1

2 задание:
Я посылаю фотографию своих друзей семи гномов. Подскажите, каким по счету стоит мой друг гном Ворчун – он одет в желтый костюм; какой по счету гном Профессор – у него голубой костюм; какой по счету гном Молчун – он в фиолетовом костюме (Седьмой).

_ Ребята, а вспомните, что еще может обозначать число семь? (7 дней недели).

1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)

Ребята, постройте из счетных палочек отгадку (треугольник).

2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат).

Ребята, постройте из счетных палочек отгадку (квадрат).

3. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья! (прямоугольник

4. Он похож на колесо,
А еще на букву О
По дороге катится
И в ромашке прячется
Нрав его совсем не крут
догадались? Это …(круг)

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.

5. Катился круг и вдруг упал,
Бока себе чуть- чуть помял.
Фигуру эту я узнал
Был круг, а стал теперь ..(овал).

Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.

Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся,

Физминутка
Мы устали, засиделись, Одна рука вверх, другая вниз,
Нам размяться захотелось. Рывками менять руки.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, Повороты корпусом.
А потом наоборот.
Приседанья начинаем, Приседания.
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. Дети садятся.

4 задание: Задачи - загадки
Я вам буду задавать задачки, но ответ вы мне будете показывать с помощью цифр. Самое главное условие – говорить нельзя, можно только показывать цифру.
- Сколько пальцев на одной руке? (5)
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько хвостов у двух котов? (2).
На столе лежало 1 яблоко, его разделили на две части, сколько яблок было на тарелке? (1)
Вы верно показали. Молодцы!
5 задание:
Я хочу подарить своим друзьям красивые платочки, помогите мне их украсить: Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит платочек (лист бумаги). Для того чтобы наши платочки стали красивыми, мы должны их украсить.

(На столах лежат листы бумаги и цветные карандаши.)

Воспитатель: называет задания, а дети выполняют их на листах:

в верхнем правом углу нарисовать красный круг

в нижнем левом углу нарисовать синий круг

в верхнем левом углу нарисовать желтый круг

посередине (в центре) нарисовать зеленый круг

в нижнем правом углу нарисовать коричневый круг.

Проверьте себя. (Выставляется образец).

Ребята, я думаю, наши платочки понравятся гномикам.

1. Продолжать упражнять детей в счёте до 10; в умении правильно отвечать на вопросы сколько? который по счёту?; правильно находить и называть пропущенную цифру.

2. Закрепить умение называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра;

3. Развивать логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук;

Ход занятия.

- Вам интересно узнать от кого оно?

- Как же его открыть? Надо сосчитать до 10. (дети хором считают)

(письмо открывается, в нем материал для выполнения заданий) .

- Ребята поможем гному?

(прикрепляю по порядку цифры 1,. 3, 4,. 6. 9, а дети называют пропущенные)

- Ребята, а вспомните, что еще может обозначать число семь? (7 дней недели).

- Чтобы нам не забывать их, давайте с вами тоже будем обозначать их фишками разного цвета. Первый день недели – понедельник – обозначим красной фишкой. Как называется следующий день недели? Обозначим его оранжевой фишкой. Почему этот день называется вторником? Какой он по порядку (второй)

Какой день идет после вторника? Среда – какой по порядку этот день недели? Обозначим среду желтой фишкой. Как называется следующий день недели? Обозначим четверг зеленой фишкой. Пятница-голубой фишкой, суббота – синей фишкой, воскресенье - фиолетовой. Давайте еще раз назовем дни недели. (повторяют хором)

- Нужно помочь гному ответить на вопросы, а то его не примут в школу, но прежде чем отвечать, давайте немного отдохнем.

Вот помощники мои (Руки вперед).

Их как хочешь поверни.

И работать захотели.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы писать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

На носочках выше, выше,

И спокойнее подышим.

- А теперь давайте поможем гному ответить на вопросы. Я вам буду их задавать, но ответ на вопрос вы мне будете показывать с помощью цифор. Самое главное условие - говорить нельзя, можно только показывать цифру.

- Сколько пальцев на правой руке? (5)

- Сколько глаз у светофора(3)

- Сколько носов у двух собак(2)

- Сколько ушей у двух мышей(4)

- Сколько хвостов у двух котов(2)

- Все верно, показали. Молодцы.

-Нужно помочь найти на картинке двух одинаковых гномов и раскрасить их аккуратно, но прежде чем приступить к выполнению задания давайте разомнем наши пальчики.

Прыгает по веточкам

Мелькает хвостик сред ветвей. Кто угонится за ней? Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

- Ребята вы справились со всеми заданиями, которые прислал нам Весёлый гном. Я думаю, что его обязательно возьмут в школу. Ой, посмотрите, что еще тут в конверте есть, это же медальки для вас ребята, за вашу помощь.

Обучающие задачи:
- закрепить знания о днях недели, частей суток, временах года, умение составлять арифметические действия, выделять условие, вопрос, ответ;
- упражнять в счете в пределах десяти в прямом и обратном порядке.

Развивающие задачи:
- развивать смекалку, зрительную память, воображение.
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, логически мыслить.

Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приемы:
- игровые приёмы;
- наглядные приёмы (использование иллюстраций);
- словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
- анализ занятия, поощрение.

Предварительная работа:
- дидактические игры математического содержания;
- моделирование из геометрических фигур.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, счетные палочки, карточки с иллюстрациями для решения задач, карандаши.

Назвать части суток, времена года (зима, весна, лето, осень). Затем посчитать, числовой ряд будет состоять из 10 цифр (дети считают 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10), а теперь обратный счет (дети считают 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1).
Воспитатель считает, а дети внимательно слушают и называют пропущенное число (1,2,3,5,6,7,8,9,10).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием! Отправляемся дальше.





Воспитатель: Молодцы, вы верно решили все задания. Отправляемся дальше! Вижу остров!



Воспитатель: Ребята, мне очень нравится, как вы справляетесь с заданиями, молодцы! Сейчас попробуем решить задачи.
1. Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Сколько цветов получилось в букете? (ответ детей -7).
2. Мы купили в магазине 5 огурцов и 3 помидора. Сколько всего овощей мы купили? (ответ детей -8).
3. Оля и Коля поливали огород. Коля полил 2 грядки, а Оля 4. Сколько грядок полили дети вместе? (ответ детей – 6).
4. К нам в квартиру на неделе 4 коршуна влетели, 2 совы и 5 воронов, сколько птиц было всего? (ответ детей – 11).
5. Миша положил в корзину с фруктами 5 яблок, а Маша подошла и забрала одно яблоко. Сколько яблок осталось в корзине? (ответ детей – 4)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием. Можно плыть дальше.



Воспитатель: А сейчас я попрошу (имя ребенка) взять свою работу и проверить с ребятами, правильно ли все справились с заданием. Найдите цифру 1 и давайте все вместе назовем цвета, которые у нас получились, после того, когда мы раскрасили наш зонтик (ответы детей). Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. Плывем дальше!








Конспект игрового познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений в средней возрастной группе.

Автор: Лебедева Ольга Геннадьевна, воспитатель.
Место работы: ГБОУ школа №2121 им. Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина, ДП № 1 "Планета детства".

Цель. Развитие математических представлений через игровую деятельность.

Задачи. Закреплять представление детей о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг); учить детей отгадывать (загадывать) загадки о геометрических фигурах; продолжать упражнять в счете в пределах пяти, в умении называть следующее по порядку число; закреплять пространственные представления: лево – право; развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук; воспитывать вежливость, доброжелательность, стремление помогать окружающим.


Работа за столом
Перед вами на тарелочках лежат разные геометрические фигуры. Найдите среди них прямоугольник и возьмите его в правую руку, покажите волку.
Индивидуальная работа. Вопросы можно задавать от лица игрового персонажа.
В какой руке у тебя прямоугольник? (Прямоугольник в правой руке.) А у тебя? Какие фигуры остались лежать на тарелочке? (Круг и квадрат.)
Возьмите квадрат в левую руку. В какой руке у тебя квадрат? А в какой руке прямоугольник? (В левой.) Какая фигура осталась лежать на тарелочке? (На тарелочке остался круг.)






- Эта геометрическая фигура похожа на книгу, дверь, крышку стола.. У нее 4 угла, 4 стороны, две стороны длинные, а две короткие… (Индивидуальные вопросы по аналогии.)
- У этой геометрической фигуры есть 4 угла и 4 стороны, все стороны одинаковые. Фигура похожа на сиденье стула, коробку для счетных палочек…


Выводы
- Молодцы, ребята. Вы хорошо играли и научили нашего гостя определять левую и правую стороны, называли правильно геометрические фигуры и учились отгадывать и загадывать математические загадки. Волку очень понравилось с вами играть, и он с удовольствием останется сегодня с нами на целый день. Давайте покажем ему нашу группу и игрушки.

Читайте также: