Конспект по литературе 6 класс александр иванович куприн

Обновлено: 07.07.2024

Антитеза – это приём, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

Изобразительные средства – тропы (обороты речи, в которых слова или выражения употреблены в переносном смысле: аллегория, гипербола, ирония, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет) и фигуры речи (синтаксические построения, используемые для усиления выразительности речи: антитеза, бессоюзие и другие…).

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona - лицо, личность) – общее название любого действующего лица литературного произведения.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Особенности рассказа: небольшой объём, ограниченное число действующих лиц, одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя. В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.

Рождество – это христианский праздник рождения Христа (25 декабря/7 января).

Рождественский или святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

Художественная деталь (фр. detail – часть, подробность) – значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288.

2. Полухина В. П.Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 224.

3. Полулях Н. С. Комплексная тетрадь для контроля знаний. Литература. 6 класс. – М.: Аркти, 2014, стр. 64.

4. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011, стр. 25.

6. Произведения школьной программы. Русская литература. 5-9 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2018. стр.285.

7. Цитаты из произведений школьной программы по литературе. 5-8 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2017, стр. 95.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Не имея средств содержать и учить сына, Любовь Алексеевна отдаёт его в сиротский пансион.

В 10 лет Александр поступает во Второй Московский кадетский корпус. В 17-ть он становится курсантом Александровского военного училища. В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове). Служба хотя и тяготила Куприна, но именно она стал основой ранних произведений писателя об офицерских буднях.

В полку Куприн отслужил всего 4 года, вышел в отставку и переехал в Санкт-Петербург. Всё, что он хотел – это заниматься литературой. Его рассказы стали печататься.

С первых строк автор настраивает нас на то, что это не придуманная история, а быль.

Рассказанная история происходит в сочельник, то есть в самое чудесное время.

Куприн в своём произведении рассказывает, как на семью Мерцаловых сыплются одно несчастье за другим. Сначала глава семейства заболел тифом, и все сбережения семьи ушли на лекарства. Затем его уволил с работы, потому что пока он болел, на его место взяли другого человека. Семье нечем было платить за квартиру и пришлось переехать в сырой подвал. Младшая дочь умирает, а теперь ещё заболела и дочка Маша, и вызвать к ней доктора на что. Мерцалов в отчаянии уходит из дома и даже думает о самоубийстве. И вот в саду он встречает доктора…

Куприн не просто рассказывает историю бедствий семьи. Он использует художественный приём – антитезу.

Что такое антитеза? Это стилистический приём, который заключается в противопоставлении прямо противоположных образов, свойств или действий. Служит для усиления выразительности речи и более точной передачи мысли и чувств.

В начале рассказа автором передана атмосфера праздничного вечера: описываются улица, витрина магазинов,

Но праздничные рождественские ёлки горят не для двух мальчуганов, Гриши и Володи, сыновей Мерцалова, которых мать отправила к управляющему за деньгами, которые он был должен её мужу.

двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой;

закоптелые, плачущие от сырости стены;

постоянный запах нищеты;

крик грудного ребёнка;

сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания;

переделанное из старого ватного халата пальто Гриши;

летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова.

Рассмотрим, как автор рисует заснеженный сад, где отчаявшийся глава семейства встречает доктора.

И тут в этом саду появляется старичок, который оказывается доктором.

Это говорит о том, что он – человек бескорыстный и скромный, совершающий доброе дело, не требующий за это никакой благодарности.

Теоретический материал для углублённого изучения.

Рождественский или святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

ограниченное число действующих лиц,

одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.

В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Биография А. И. Куприна

Цель: познакомить с особенностями жизни и творчества Куприна; развивать навыки восприятия лекционного материала, самостоятельной работы с книгой.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель: - Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

- проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя.

Расскажите, что вы умеете делать хорошо. Кто из вас занимается спортом, музыкой, творчеством? Есть ли то, чему вы обязательно хотите научиться?

Добавим: управлял имением в глухом углу Полесья, заменял псаломщика в дальнем сельском приходе, служил учетчиком в кузнице сталелитейного завода, кажется, даже пробовал себя в качестве циркового борца.

Как же сложилась его судьба?

III. Работа по новой теме

Лекция учителя с ассистентами.

26 августа 1870 г. в г. Наровчате Пензенской губернии в семье коллежского регистратора Куприна родился сын Александр.

Во время учения в кадетском корпусе не только пишет свои стихи, но и переводит с немецкого и французского.

Подготовленный ученик читает наизусть.

Внимательное отношение к людям проявлялось не только в творчестве писателя.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть.

К. Чуковский в своих воспоминаниях о Куприне рассказал историю о том, как тот, узнав от приятеля о старухе, которую беспощадно колотит сын, громадного роста биндюжник, в тот же день разыскал этого человека в порту.

Рискуя быть изувеченным его кулаками, Куприн сказал ему такие слова, что тот закаялся измываться над матерью. Чуковский писал: «Я видел эту женщину, когда она пришла поблагодарить Куприна. Куприн принял ее с сыновней почтительностью и, не желая, чтобы мы восхваляли его благородство, сказал, когда его гостья ушла:

1909 г. – присуждена премия Пушкина.

1914 г. – не остался в стороне от военных событий. В доме Куприных в Гатчине был открыт частный лазарет для раненых Первой мировой войны. Сам писатель идет в армию, но признан негодным к военной службе по состоянию здоровья.

1919 г. – во время гражданской войны эмигрирует за границу: сначала уезжает в Хельсинки, потом переезжает в Париж.

В 1937 г. семья Куприных получает разрешение возвратиться в Россию и покидает Францию. Писатель тепло встречен в Москве новым поколением читателей, но он тяжело болен.

В 1938 г. по желанию Куприна его увозят в Гатчину. В ленинградской больнице он переносит тяжелую онкологическую операцию.

27 августа похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Отметьте в форме плана особенности творчества Куприна. (Лекция продолжается.)

1. Реализм Куприна.

Его требования к себе, как к писателю-реалисту, не имели границ. Он по-мальчишески щеголял этой своей многоопытностью перед другими писателями, ибо в том заключалось его честолюбие: знать доподлинно, не из книг, не по слухам, те вещи и факты, о которых он говорит в своих книгах.

1) Если хочешь что-нибудь изобразить. сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус. Положение фигуры, выражение лица. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо.

2) Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят, живописуй образ речью самого говорящего. Это одна из важнейших красок. для уха.

3) 3най, что, собственно, хочешь сказать. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.

2. Любовь к родине.

Где бы ни жил писатель, где бы ни работал, он всегда оставался истинно русским, был связан с Россией кровными корнями. Куприн признавался:

Подготовленный ученик читает наизусть (или художественный пересказ).

В одном из писем Куприна к И. Репину читаем:

3. Необычны герои Куприна.

«. Герои Куприна искренне проникнуты сознанием значения и красоты жизни, искренне поют ей гимн, но сами от нее мучительно страдают и едва ли способны довлачить ее благополучно до конца – даже при помощи брома и алкоголя.

4. Тема любви в творчестве Куприна.

Любовь в произведениях Куприна всегда бескорыстна, самоотверженна; она не ждет награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя она навсегда осталась величайшей тайной в мире и одновременно трагедией.

Они яснее раскрываются, освещенные любовным чувством. В произведениях Куприна любовь та, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

Несмотря на трагическую развязку, герои Куприна счастливы. Они считают, что осветившая их жизнь любовь – это подлинно прекрасное чувство. Олеся жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека, Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.

В произведениях А. И. Куприна любовь предстает перед читателем в разных своих проявлениях. Мы видим ее и как нежное, пламенное, высокое чувство, и как трагическую страсть. Но всегда любовь возвышает человека над другими людьми и делает его равным самому богу, ибо только в любви человек, подобно богам, обретает подлинное бессмертие.

– Сделайте обобщение изученного, расскажите об особенностях творчества А. И. Куприна.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

1. Слово учителя.

Анализ текста поможет выяснить, какие особенности художественного метода Куприна отразились в рассказе.

Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова.

2. Анализ текста рассказа по вопросам.

– Как тема любви воплощена в рассказе?

Звучит тема поэтической любви.

Смерть героя не обрывает любовь. Его смерть раскрывает перед Верой мир неведомых чувств, потому что мужа Вера по-настоящему не любила.

Духовный облик Желткова ясно виден из его письма, присланного ко дню именин Веры Шеиной. Желтков ни на что не надеется, готов отдать все. В его словах покорность и поклонение, благородство.

В сцене прихода к Желткову Булат-Тугановского и князя Шеина герой имеет духовный перевес, который ему дает его возвышенное чувство.

Муж Веры, князь Василий, склонный к юмору, пародирует чувства Желткова, известные князю из писем, получаемых женой.

Он ограниченный, надменный, жестокий человек. Именно он требует, чтобы Желтков был наказан, потому что осмелился поднять глаза на его сестру Веру.

Чем стал гранатовый браслет в истории любви Желткова к княгине Вере?

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. Этот подарок становится символом той самой любви, о которой мечтает каждая женщина.

И, не проклиная судьбу, уходит он из жизни, а людям остается только символ этой прекрасной любви – гранатовый браслет.

3. Отчет о работе группы исследователей.

1. Куприн как ученик и последователь А. П. Чехова. Реализм А. П. Чехова и романтическое мировидение А. И. Куприна.

V. Подведение итогов урока.

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня с вами говорили?

  • На уроке я узнал….
  • Осталось непонятным…
  • Было интересно….
  • Хотел бы узнать….

Домашнее задание.


Ранние годы

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна: умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

Обучение и начало творческого пути

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александр Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким. Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Эмиграция и последние годы жизни

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.

Базовый учебник: Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ ; под ред. В.Я.Коровиной. - 4-е изд. -М.: Просвещение, 2015 .

Тип урока. Урок изучения нового знания

Технология урока. Системно-деятельностная, исследовательская

Цель урока : создать условия для ознакомления с личностью ученого Н. И. Пирогова. Сравнить характеры и проследить судьбу героев рассказа. Способствовать развитию гуманности, понимания, милосердия и целеустремленности на примере героев. Способствовать развитию речи.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Обучающие - Повторить характерные особенности рождественского рассказа как жанра.. Ознакомиться с биографией Н.И.Пирогова. Закрепить имеющиеся знания о жанре рождественского рассказа и его особенностях.

Развивающие - развивать навыки устной речи, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса. Развивать способности анализа текста, характеристики героев.

Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в парах. Способствовать воспитанию милосердия и гуманности у учащихся.

Планируемые образовательные результаты.

Знать: особенности рождественского рассказа как жанра, знать основные этапы и особенности творчества А.И.Куприна , иметь представление о личности Н.И.Пирогова.

Уметь: уметь анализировать эпизоды художественного произведения, сравнивать героев.

Личностные: рефлексия собственной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные: выбор, принятие и сохранение учебной цели и задачи, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание.

Презентация в PowerPoint

Учебник: Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электр. носителе. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ ; под ред. В.Я.Коровиной. - 4-е изд. -М.: Просвещение, 2015 .

Предварительная подготовка ( на предыдущем уроке ученикам даются индивидуальные задания) :

1. Организационный момент 2 мин.

2. Актуализация знаний и целеполагание — 4 мин.

3. Объяснение нового материала — 30 мин

4. Закрепление — 5 мин.

5. Рефлексия, выставление оценок, домашнее задание — 4 мин.

1. Организационный момент:

Приветствие, проверка отсутствующих;

2. Актуализация знаний

Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Как по-другому можно назвать это человеческое качество? (милосердие)

Слайд № 4. Давайте узнаем, что такое милосердие. (зачитывается определение из толкового словаря)

3. Объяснение нового материала

а) Формулирование темы урока, целеполагание:

Наша жизнь далека от совершенства: часто несправедливость по отношению к людям приводит к непоправимым последствиям. Болезни, горе утраты, потеря имущества могут сломить моральный дух. Именно в такие моменты требуется помощь. Каждому хочется, чтобы пришла такая помощь, и воспринимается она как чудо. Таких случаев немало. Попробуйте вспомнить примеры бескорыстного служения людям. (Мать Тереза, Е.Глинка).

б) Объяснение нового материала:

Слайд №5. Портрет А.И.Куприна.

Что вы знаете об авторе рассказа? Какие детские впечатления оказали влияние на творчество писателя?

Подберите синонимы к слову милосердие. (сочувствие, сострадание)

Как вы понимаете слова сочувствие, сострадание.? (сначала ученики дают собственное объяснение, а потом находят их объяснение в толковом словаре)

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим – нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Ребята, как вы думаете, сюжет рассказа реальный или вымышленный? Почему?

(Рождественский рассказ повествует о событиях, произошедших на святках. В основе сюжета- чудесное превращение, перевоплощение. Чудо, которое случается с героями такого рассказа, демонстрирует милосердие, добродетель. Главными героями всегда являются дети. Рождественский рассказ является назиданием, содержит мораль.)

Какие признаки данного жанра присутствуют в рассказе «Чудесный доктор?

На сколько частей можно разделить рассказ? (составление плана)

2.В доме Мерцаловых.

4.Перемены в жизни Мерцаловых.

Как автор описывает нищенское положение семьи Мерцаловых? (ученики находят в тексте описание подземелья)

Для чего в рассказ введено описание гастрономического магазина? Как называется этот художественный прием? (антитеза)

“Выйдя на улицу, он (Мерцалов) пошел бесцельно вперед. Он уже хотел. исполнить свое страшное намерение. ”.

Почему глава семейства решил покончить с собой?

1. Случайно ли появился в саду чудесный старик?

  1. С помощью каких средств автор передает ожидание чего-то особенного? (эпитеты, олицетворения)

Как происходит встреча Мерцалова со стариком?

Чтение по ролям отрывка с ее описанием.

Как с тех пор изменилась жизнь Мерцаловых? (“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”)

Что такое милосердие?

Почему так важно быть сочувствующим, сострадающим человеком?

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

Сегодня на уроке я узнал……

Было интересно, потому что…..

Такой урок интересен тем ……

Формы контроля и оценки результатов урока.

Само- и взаимооценивание

Информация о домашнем задании.

Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем:

1.Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “. главное – не падайте никогда духом”?

2. В какие чудеса следует верить людям?

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Цель урока: Познакомиться с личностью Н.И.Пирогова и его деятельностью. Сравнить характеры и проследить судьбу героев рассказа. Способствовать развитию гуманности, понимания, милосердия и целеустремленности на примере Способствовать развитию речи.

1. Что вы знаете об авторе рассказа? 2. Какие детские впечатления оказали влияние на творчество писателя?

Подберите синонимы к слову милосердие . Как вы понимаете слова сочувствие, сострадание ?

Рождественский рассказ повествует о событиях, произошедших на святках. В основе сюжета- чудесное превращение, перевоплощение. Чудо, которое случается с героями такого рассказа, демонстрирует милосердие, добродетель. Главными героями всегда являются дети. Рождественский рассказ является назиданием, содержит мораль.

1.Гастрономический магазин. 2.В доме Мерцаловых . 3.Доктор. 4.Перемены в жизни Мерцаловых .

1. Как автор описывает нищенское положение семьи Мерцаловых ? 2. Для чего в рассказ введено описание гастрономического магазина?

“Выйдя на улицу, он ( Мерцалов ) пошел бесцельно вперед. Он уже хотел. исполнить свое страшное намерение. ”. Почему глава семейства решил покончить с собой?

Случайно ли появился в саду чудесный старик? С помощью каких средств автор передает ожидание чего-то особенного?

Как происходит встреча Мерцалова со стариком? Прочитайте по ролям отрывок с ее описанием.

Как с тех пор изменилась жизнь Мерцаловых ?

Что такое милосердие ? Почему так важно быть сочувствующим, сострадающим человеком?

Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал…… Было интересно, потому что….. Такой урок интересен тем ……

Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: 1.Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “. главное – не падайте никогда духом”? 2 . В какие чудеса следует верить людям?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха").

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл.


В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т.


В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т.


План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино.


Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

А вот Куприн. Почему он большой писатель?

Да потому что живой. Живой он, в каждой

мелочи живой

План изучения нового материала.

1. Вступительное слово учителя: « Писатель, гуманист и

3. Начало литературного творчества.

5. Повесть "Поединок" - крупнейшее произведение

писателя накануне первой русской революции

6. "Да святится имя Твое"- тема любви в творчестве писателя

8. Компьютерная презентация «Я томился всюду и везде искал

9. Заключение: «Замечательный художник, мастер меткого и

Проблемные вопросы:

1.Что значит для Куприна быть писателем?

3. Какова основная тематика творчества А.И.Куприна?

4. Какие факты из жизни Куприна свидетельствуют о его ясной

гражданской позиции?

1. Вступительное слово учителя: « Писатель, гуманист и

Александр Иванович Куприн - писатель, гуманист и правдоискатель,

художник, писавший только о том, что он сам видел, пережил и

перечувствовал, чудесный мастер художественного слова, которого « всегда

сложной и трагической судьбы, в биографии которого отразились все

противоречия его времени, автор знаменитых произведений - "Молох"

(1896), "Олеся" (1898), "Поединок" (1905), "Яма" (1 ч. 1909, 2 ч. 1914-15), а

"В цирке", "Штабс - капитан Рыбников"(1906), "Гамбринус", "Изумруд" (оба - 1907), "Суламифь" (1908), "Гранатовый браслет" (1911), "Листригоны"

(1907-11),) и др. В эмигрантский период написаны повести "Юнкера"

(1928 - 32) и "Жанета"

Каким он запомнился современникам?

«В то время, Александр Иванович производил впечатление человека даже чрезмерно здорового: шея у него была бычья, грудь и спина - как у грузчика; коренастый, широкоплечий, он легко поднимал за переднюю ножку очень тяжелое старинное кресло. Ни галстук, ни интеллигентский пиджак не шли к его мускулистой фигуре: в пиджаке он был похож на кузнеца, вырядившегося по случаю праздника. Лицо у него было широкое, нос как будто чуть-чуть перебитый, глаза узкие, спокойные, вечно прищуренные - неутомимые и хваткие глаза, впитывавшие в себя всякую мелочь окружающей жизни, - писал в своих воспоминаниях К.И. Чуковский

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион)

Во вдовьем доме он, по крайней мере, не был оторван от матери. Вообще в формировании личности Куприна громадную роль сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место "верховного существа". Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством". Натура энергичная, волевая и даже с оттенком деспотизма в характере, она обладала к тому же, по словам Куприна, редким "инстинктивным вкусом" и тонкой наблюдательностью. И у шестидесятилетнего Куприна образ матери вызывает восторженные признания. В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания. Но это было только начало. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике". Он не мог мириться с жесткой дисциплиной и казарменной воспитательной системой.

Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую партнёршу по вальсу. Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе

О.Н.Михайлов. В кн: А.И. Куприн. Соч. в 2Т.

М., Художественная литература, 1981. Т.1

3. Начало литературного творчества - (продолжение лекции учителя)

Еще в кадетском корпусе Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранилось его несколько очень несовершенных ученических опытов 1883 -1887 годов. Уже будучи в юнкерском училище, Куприн впервые выступит в печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал и

журнале "Русский сатирический листок" рассказ "Последний дебют" (1889. Но этот рассказ не был слишком удачен. 10 августа 1890 года, окончил "по первому разряду" Александровское училище, подпоручик Куприн отправился в 46-й пехотный Днепровский полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской губернии, где прослужил 4 года. Сам он и не относился серьёзно к своему "писательству". В 1893 году молодой подпоручик заканчивает повесть "Впотьмах", рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более невыносимыми.

Событием, несколько отсрочившим крепнущее стремление Куприна покинуть военную службу, было серьёзное увлечение девушкой. Заштатный подпоручик, с его сорока восемью рублями жалованья, не был подходящей партией. Отец девушки давал согласие на брак лишь в том случае, если Куприн поступит в Академию генерального штаба. И вот осенью 1893 года он выезжает в Петербург сдавать экзамены. В столице Куприн сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою свирепую нищету.

В разгар экзаменов по распоряжению командующего Киевским военным округом генерала Драгомирова Куприн был отозван в полк. Причиной послужило его столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем (полицейским), грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в Днепре. Вернувшись в полк, Куприн подает прошение об отставке, получает её и к осени 1894 года оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и провинциальных газетах ("Киевском слове", "Киевлянине", "Волыни"), пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника: очерки "Киевские типы" (1896) и рассказы "Миниатюры" (1897).

Репортерская работа в киевских газетах - судебная и полицейская хроника, писание фельетонов - была главной литературной школой Куприна. К репортерству он навсегда сохранил теплое отношение.

О.Н.Михайлов. В кн: А.И. Куприн. Соч. в 2Т.

М., Художественная литература, 1981. Т.1

5. Повесть "Поединок" - крупнейшее произведение писателя накануне первой русской революции.

Вопросы к повести "Поединок" :

1. Как вы понимаете смысл заглавия повести?

2. Какими показаны солдаты и офицеры русской армии?

3. Каким вы себе представляете главного героя?

Почему он погибает?

4. Почему повесть позвучала более злободневно, чем свежие

5. Какие вопросы, затронутые в повести "Поединок",

важны нам, современникам?

Слезкины, бег – агамаловы, осадчие ревностно выполняют военную обрядность, но на людей более тонкой душевной организации вроде Рамашова служба производит отталкивающее впечатление именно своей противоестественностью и античеловечностью. От отрицания мелочных армейских обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны.

6. "Да святится имя Твое"- тема любви в творчестве писателя

Куприн очень скучал по Родине.

Какие мысли из презентации вам

показались наиболее интересными?

Согласны ли вы с позицией автора этих работ?

Подтвердите свою точку зрения цитатами из

биографии или произведений писателя

II. Вопросы для закрепления материала:

1.Что значит для Куприна быть писателем?

3. Какова основная тематика творчества А.И.Куприна?

4. Какие факты из жизни Куприна свидетельствуют о его ясной

5. Как современники оценили творчество писателя?

III. Заключение: «Замечательный художник, мастер меткого и

Вся жизнь его была стихией, в которую он очертя голову бросался, чтобы еще и еще раз испытать жизнь. Он прыгает со второго этажа и отказывается от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки, верхом на лошади поднимается на второй этаж ресторана, чтобы выпить рюмку коньяка. Сегодня он со знаменитым Уточкиным летит на воздушном шаре, а завтра вместе с борцом Заикиным совершает полет на аэроплане, который разбивается, и оба смельчака чудом остаются живы. Все эти приключения ему были необходимы для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы писать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях. «Замечательный художник, мастер меткого и

Читайте также: