Международная дипломатия в годы войны итоги второй мировой войны 11 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Вариант 17 - ДЗ №1 - Задачи 1-2 "Динамика материальной точки" и 2-3 "Динамика вращательного движения"

Дипломатия в годы Второй мировой войны

Московская конференция 3 дер­жав: СССР, Англии и США в сен-окт 1941. Правительства США и Англии обязались передать СССР значительное количество вооруже­ния, более 3500 самолетов и 4500 танков, а СССР обязался снабжать Англию и США страте­гическим сырьем. 30 окт Рузвельт распорядился пре­доставить СССР беспроцентный заем в 1 млрд. долларов, а 7 нояб 1941 рас­пространил на СССР закон о ленд-лизе. В СССР стали систе­матически поступать американское и английское оружие, снаряжение и продоволь­ствие. Они шли 3 путями: северным, через Северный Ледовитый, в Мурманск и Архангельск; южным - через Иран; и восточным - через Владивосток. Сначала эти поставки небольшие.

Японии строит планы против Англ, США, Голландии. Нападение Японии на Перл-Харбор. 11дек Германия и Итал+Венрг, Румын, Болг, СЛовак, Хорват объявили войну США. Договор Японии, Германии и Итал о взаимомопомощи. 18 янв 41г Соглашение о разграничении зон военных операций.

Подписание 26ю антифа гос-вами декларации Объединенных наций в Вашингтоне.


В сентябре 1945 года окончилась Вторая мировая война, продлившаяся шесть лет, затронувшая множество стран, унесшая миллионы жизней и навсегда изменившая ход истории. В нашей статье подведем ее итоги.


Результаты войны

Последствиями изнуряющих вооруженных столкновений Второй мировой стали огромные людские потери (около 70 млн), колоссальные материальные затраты (4 трлн долларов), многочисленные разрушения (десятки тысяч городов). Что было оплачено этими жертвами, выясним, рассказав кратко об итогах Второй мировой войны по пунктам:

    Безоговорочная победа стран-союзников антигитлеровской коалиции: 09.05.

Логичным итогом окончания войны явилось осуждение сторонников нацистского режима. Международный военный трибунал заседал в Нюрнберге (Германия). 403 судебных слушания проводились с 20.11.1945 по 01.10.1946. Оправданы были только трое подсудимых, остальные признаны виновными в преступлениях разной степени тяжести (вынесены приговоры от 10 лет заключения до повешения).

Нюрнбергский процесс

Рис. 2. Нюрнбергский процесс.

Последствия

Кроме обозначенных итогов, уделим внимание последствиям (в т. ч. далеко идущим) для конкретных стран. Они представлены отдельно в виде таблицы результатов Второй мировой войны:

Страна

Усиление роли в мировой политике (одно из двух государств – новых мировых лидеров). Серьезное влияние на ряд освобожденных стран (Восточная Германия, Польша, Болгария, Чехословакия, Венгрия). Расширение территории. Совершенствование военного производства, армии. Начало холодной войны с США

Возможность оказывать существенное влияние на решение послевоенных вопросов. Контроль над деятельностью нового японского правительства. Экономическое и политическое противостояние с СССР, приведшее к формированию НАТО

Сохранение независимости. Снижение мирового политического влияния (несмотря на победу). Утрата части колоний

Снизилась роль в международной политике. Некоторые колонии отвоевали независимость. Французская администрация контролировала часть Германии

Формальное сохранение целостности государства под контролем государств-победителей. Изменение политического устройства страны. Утрата всех захваченных территорий. Передача части собственных земель Польше. Запрет на формирование армии, наличие вооружения. Возмещение убытков (репарации) пострадавшим странам

Лишилась независимости (до 1952 была оккупирована США). Два города подверглись первой в мире атомной бомбардировке. Возврат захваченных китайских земель. Часть довоенных территорий присоединена к СССР и Китаю. Проведен Токийский судебный процесс (29 военных преступников)

Территориальные потери. Необходимость выплачивать репарации. Введены ограничения на количество и виды войск, вооружения

Выведена из состава Германии. Находилась под контролем войск союзных государств до 1955 года

Лишилась захваченных земель. Часть территории передана Чехословакии

Генеральная Ассамблея ООН

Рис. 3. Генеральная Ассамблея ООН.


Урок сформирует у учащихся представление об итогах самой кровопролитной в истории человечества войны, раскроет историческое значение Нюрнбергского процесса, познакомит с историей создания и принципами действия ООН.

Описание разработки

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление об итогах самой кровопролитной в истории человечества войне, цене победы над фашизмом;

- раскрыть историческое значение Нюрнбергского процесса — первого в мире процесса, осудившего преступления против человечества, показать следствие утраты человеком нравственных качеств;

- познакомить с историей создания и принципами действия ООН

- продолжить развитие умения работы с историческими источниками, таблицами, а также находить нужную информацию в разных видах источников;

- развитие коммуникативных навыков, умения доказывать и обосновывать свою позицию.

- формирование у учащихся негативного отношения к нацизму и его проявлениям;

- формирование неприятия войны как средства решения международных конфликтов, понимание неизбежности расплаты за преступления против человечества.

- Ноутбук, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, аудиоколонки.

- Зона оккупации, Международный военный трибунал, ООН, Совет Безопасности.

План урока:

1. Итоги второй мировой войны

2. Изменение границ в Европе после Второй мировой войны

3. Нюрнбергский процесс

Организационный момент.

- Я вижу все готовы к уроку, настроились на работу. Ребята, здравствуйте.

- Давайте поприветствуем друг друга - партнеры по плечу, партнеры по лицу и пожелаем всем успеха. Молодцы, спасибо!

Актуализация знаний по пройденному материалу.

- Итак, подумайте на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали одну из самых важных тем истории, какую? (Вторая мировая война).

- Молодцы! Вот сейчас мы повторим изученное.

Вопросы.

Учитель предлагает создать внешний (1,3) и внутренний (4,2) круг. (СЛАЙД 1-5)

1. Когда началась и закончилась Вторая мировая война? С каких событий?

(Подписание акта о безоговорочной капитуляции Японией на борту американского крейсера Миссури)

2. Назовите страны гитлеровской (Германия, Италия, Япония) и антигитлеровской коалиции (США, Великобритания и СССР)

3. Какие события соответствовали коренному перелому в ходе войны? Кода они произошли?

(Сталинградская битва,1942год, битва на Курской дуге, июль 1943 года)

4. Когда и где собирались лидеры стран антигитлеровской коалиции в последний раз? Назовите состав участников. Какие вопросы решали?

(Потсдам - июль - август 1945г. США- Трумэн, Великобритания - Эттли, СССР – Сталин. Вопросы: условия вступленияСССР в войну против Японии, германский вопрос, послевоенное устройство).

Введение в тему.

Внимание на экран. (СЛАЙД 3)

2 сентября 1945 актом о капитуляции Японии закончилась одна из самых кровавых, масштабных и разрушительных войн в истории человечества. Она продолжалась 2194 дня, в ней приняли участие 61 государство, при этом 40 из них стали непосредственной ареной военных действий. Площадь территории, на которых шли бои составила 22млн² км. Число её жертв до сих пор уточняется, приближаясь к 100 млн убитых и раненых. При этом вследствие воздушных бомбардировок, упорных боёв на большой территории, в том числе в городах, а также массовых репрессий, голода, эпидемий число жертв среди гражданского населения во многих странах намного превзошло потери их вооружённых сил. (СЛАЙД 6-20).


Мы публикуем тексты выступлений участников военно-исторической конференции 21 октября 2020 года. Сегодня вашему вниманию предлагается материал доктора исторических наук, профессора кафедры дипломатии и консульской службы Дипломатической академии МИД РФ Владимира Винокурова


ВИНОКУРОВ Владимир Иванович доктор исторических наук, профессор кафедры дипломатии и консульской службы Дипломатической академии МИД РФ

Народы бережно хранят в памяти великие исторические свершения, которые передаются из поколения в поколение. Одним из крупнейших событий XX века стала победа Советского Союза и его союзников над фашистской Германией, оказавшая глубокое воздействие не только на ход истории, но и на общественное сознание людей во всем мире. Исторический опыт Великой Отечественной войны, опыт совместных усилий дипломатов различных стран накануне и в ходе Второй мировой войны чрезвычайно важен народам сегодня с целью предотвращения новой мировой войны, для борьбы с международным терроризмом, в деятельности по обеспечению международной безопасности в мире в целом. Теперь, спустя 70-75 лет, которые отделяют нас от тех событий, анализируя деятельность советских дипломатов, политику руководящих деятелей западных стран и роль Лиги Наций, отчетливо понимаешь значение предвоенных и военных дипломатических уроков для настоящего и будущего.

В российской общественной и научной среде по сей день идут споры о том, все ли было сделано правильно и что не удалось сделать советской дипломатии, чтобы не допустить развязывания этой самой кровопролитной войны в истории человечества. Но важно не только перечислить наши упущения, назвать причины неудач или объявить, кто в этом виноват, но и постараться понять, объективно разобраться: почему и под влиянием каких условий и факторов все это произошло. Только тогда можно сделать обоснованные выводы и извлечь из них должные уроки для наших дней.

Так в чем же состоят уроки и выводы из опыта дипломатии накануне и в ходе Великой Отечественной войны? Попытаемся ответить на эти вопросы на фоне происходивших тогда конкретных международных событий.

Прежде всего, отметим, что в то время война считалась допустимым средством разрешения конфликтов между странами. Чем это обернулось? Государство, развязавшее войну, пустило в ход машину массового истребления мирного населения. Был развязан геноцид против целых народов. Нужно помнить, что война — одно, но не единственное средство достижения политических целей. Еще в древности китайский мыслитель Сунь-Цзы говорил, что великого правителя и полководца отличает, прежде всего, умение побеждать, не воюя, не сражаясь. И в этом должна была сказать свое веское слово советская дипломатия. Время и возможности у нее для этого были.

Отсчет началу общей подготовки агрессоров к развязыванию Второй мировой войны относится к 1933 году, когда сначала Япония (27 марта), а затем — Германия (19 октября) вышли из Лиги Наций.

В октябре 1935 года без объявления войны Италия начала вторжение в Эфиопию. 5 мая 1936 г. была занята Аддис-Абеба, а спустя три дня Муссолини своим декретом присоединил Эфиопию к Италии. Эфиопский народ оказал агрессору героическое сопротивление. Но силы были не равны. К тому же ни США, ни Англия, ни Франция не оказали Эфиопии серьезной помощи.

Видя безразличие со стороны этих держав, Германия объявила 16 марта 1935 г. об отказе от военных статей Версальского договора. Обвиняя Германию и ничего не предпринимая для того, чтобы добиться реального сокращения вооружений, Англия как бы подталкивала ее или, во всяком случае, давала ей карт-бланш в военных вопросах.

С весны 1936 г. гитлеровская Германия начала активные агрессивные действия. Первым из них явилась ремилитаризация Рейнской зоны. 7 марта германское правительство заявило о своем отказе от Локарнских соглашений, и в тот же день немецкие войска вступили в Рейнскую область. Этот акт агрессии остался безнаказанным и еще больше поощрил гитлеровцев.

В то время как гитлеровская Германия продолжала подготовку к свершению других агрессивных актов в Европе, Япония расширяла войну против Китая. В июле 1937 г. Япония совершила новую интервенцию в Китае. В итоге к концу 1937 г. был оформлен тройственный блок Германии, Италии и Японии.

Весной 1938 г. обстановка в Европе продолжала осложняться. 13 марта Австрия была присоединена к Германии. Англия же и Франция отделались представлением Берлину нот протеста, которые не были приняты. Политика поощрения агрессоров делала свое дело. Деятельность Лиги Наций практически была парализована из-за позиции английских и французских представителей.

В ночь с 29 на 30 сентября 1938 г. в Мюнхене была заключена одна из самых постыдных предвоенных сделок. Агрессоры торопились, уже через четыре часа после того, как закончилось заседание в Мюнхене, премьеру чехословацкого правительства был вручен текст Мюнхенского соглашения, согласно которому пятая часть территории Чехословакии отходила к Германии.

Те, кто думал, что, подписав Мюнхенское соглашение, они спасли мир, жестоко ошибались. Мюнхен стал нарицательным словом, означающим предательство чужих и своих народов. С 30 сентября 1938 г. мир покатился к войне.

15 марта 1939 г. в нарушение всех данных ранее заверений и обещаний гитлеровские войска оккупировали всю Чехословакию. Казалось, уж теперь-то французское и английское правительства, обманутые Гитлером, начнут, наконец, принимать меры по борьбе с агрессией. Известно, что и в Англии и во Франции в правящих кругах многие понимали опасность создавшегося положения. Но ни в Лондоне, ни в Париже политическое благоразумие не взяло верх.

После оккупации Чехословакии наступила очередь Польши, правительство которой, сотрудничая с гитлеровцами, получало за это подачки в виде небольших территорий Чехословакии и Литвы. Теперь Гитлер требовал возвращения Германии города и порта Данциг. Развивая свой флот, Германия отняла у Литвы Клайпедскую область с портом Клайпеда.

Италия не отставала от Германии, и 7 апреля итальянская армия начала оккупацию Албании, которая была включена в состав итальянского государства.

Вот она череда международных событий, которые в конечном итоге привели ко Второй мировой войне. Заметить подготовки Германии и ее союзников к ее развязыванию было просто невозможно. Это первый урок.

Предложения СССР от 17 апреля 1939 года о проведении трёхсторонних переговоров в Москве и создании единого фронта взаимопомощи между Англией, Францией и СССР были последней слабой возможностью остановить роковое сползание к мировой войне. Но эти предложения были отвергнуты. Взаимные подозрения, колебания западных держав, упрямство Польши в вопросе о проходе советских войск через свою территорию, непрекращающиеся попытки Лондона и Москвы договориться с Гитлером за спиной друг друга – всё это обрекало переговоры на неудачу.

Таким образом, вместо коллективного отпора агрессорам, европейские страны предоставили Гитлеру и Муссолини возможность вплоть до сентября 1939 года добиваться своих целей без единого выстрела. Поэтому деятельность советской дипломатии в этот период не может рассматриваться вне данного контекста.

Анализируя трагические события второй половины 1930-х, мы должны, безусловно, задуматься над содержанием нынешней российской внешней политики, ее высоких целей. Оказывается, мало декларировать, что наша политика миролюбивая. Это говорит о том, что некоторые шаги, предпринятые советской дипломатией в тот период, оказались недостаточно твердыми, целеустремленными и убедительными. Это второй урок.

Для того, чтобы проводить адекватную внешнюю политику, нужны очень большое искусство, умение, научное предвидение, необходимы новые формы и методы дипломатии. Несиловые методы реализации внешней политики обладают специфической мощью. Их использование может уберечь государство от непосредственно грозящего нападения, улучшить внешнеполитическое положение, увеличить число союзников и т. д. Но, когда речь идет о несиловых средствах, необходимо помнить, что часто они используются на фоне применения военной силы, а иногда и вместе с ней.

Сегодня для оказания влияния на другие государства недостаточно только таких источников мощи государства, как процветающая экономика и технологическое доминирование, требуется традиционный источник – сильные армия и флот. Другими словами, применение несиловых средств внешней политики, то есть силы дипломатии, в значительной степени предопределяется эффективностью дипломатии силы, то есть военной мощи государства. Дипломатия силы наиболее тесно связана с безопасностью государства, поскольку имеет прямое отношение к угрозе применения военной силы. Это третий урок.

В условиях политики умиротворения агрессора 23 августа 1939 года СССР подписывает с Германией Договор о ненападении (пакт Риббентропа-Молотова), а 28 сентября 1939 года — Договор о дружбе и границе. Анализ прежних и появившихся в последнее время новых источников по данной проблематике показывает, что общая обстановка в Европе и собственные цели советского руководства, озабоченного возможным нападением Германии на Советский Союз сразу после начала Второй мировой войны, диктовали необходимость достижения в той или иной форме договоренностей с Германией.

В этой связи советско-германские договоры 1939 года нельзя рассматривать как изолированное явление, как голый факт в отрыве от событий, которые тогда происходили в мире. Очевидно, что договоры между СCCP и Германией заключались, когда фашистская агрессия уже нависла над европейскими государствами. Мы вынуждены констатировать, что экономические и политические планы агрессоров находили поддержку весьма влиятельных сил Англии и Франции. Это были круги, рассчитывавшие руками Гитлера разделаться с первым социалистическим государством. По сути, такая политика была наглядным воплощением на практике распространенного тогда политического мышления. Его приверженцы стремились поделить Европу и весь мир на сферы влияния. Западные державы руководствовались в тот период не интересами всего человечества, а лишь сугубо своекорыстными. Объединявший их антисоветизм придавал этой позиции особенно опасный характер.

СССР предпринимал шаги, чтобы обезопасить себя и укрепить свои границы. У Советского Союза практически не оказалось союзников в Восточной Европе, и тогда настало время действовать. В итоге пакетное соглашение с Гитлером стало для советского руководства зловещей альтернативой союзу с Францией и Великобританией. Это четвертый урок.

О другой стороне советско-германских договоренностей. До сих пор различные домыслы, толкования и оценки вызывают секретные протоколы, приложенные к Договору о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года. Но, прежде всего, когда речь идет о секретном характере протоколов (тайной дипломатии), нужно помнить, (и это – пятый урок), что такие действия полностью соответствуют специфике дипломатической практики. Да и не могло быть по-иному в тот тревожный период надвигавшейся войны. Советская дипломатия, как дипломатия любого государства, исходила прежде всего из национальных интересов страны и особенностей конкретной международной ситуации.

Подобные договоры Германия заключила со многими другими странами. Секретные переговоры с заключением соответствующих соглашений велись также Великобританией и Германией. Польско-английский договор от 25 августа 1939 года также имел секретное приложение, в котором, в частности, Литва объявлялась принадлежащей сфере интересов Польши, а Бельгия и Голландия – Великобритании. Латвия и Эстония в августе 1938 года подписали секретные соглашения с Германией о гарантиях их границ.

Почему никто не осуждает эти договоры? Собственно, подобный характер носили Тегеранские, Ялтинские, Потсдамские соглашения антигитлеровской коалиции. Некоторые пункты этих соглашений тоже до определенного времени носили закрытый характер и устанавливали сферы влияния.

Содержание первого урока перекликается с сутью следующего — шестого, который заключается в просчетах военно-политического руководства страны, советской дипломатии и спецслужб в оценке сроков и форм нападения фашистской Германии на Советский Союз.

Правительство сделало безошибочный вывод о том, что угроза войны надвигается неумолимо. Надо отметить, однако, что эти выводы были сделаны не на основе документальных данных о конкретных замыслах противника, а благодаря компетентной ориентировке во внешнеполитической и военно-экономической обстановке. Поэтому не совсем оправдано мнение о том, что информационно-аналитическая работа была поставлена плохо. Если быть точнее, то нужно отметить, что информационно-аналитической работе не уделялось должного внимания, нами не были вскрыты планы нападения на СССР и дезинформационные акции противника и его сателлитов в канун развязывания войны.

Посол СССР в Лондоне И.М. Майский буквально накануне войны сообщал в Москву подробные сведения о военных приготовлениях Германии и в конце донесения делал вывод, что Гитлер сможет напасть на СССР только после того, как покончит с Англией.

В то же время он не мог понять чисто человеческого порыва германского послав Москве Ф. Шуленбурга, только что возвратившегося из Берлина, где он имел беседу с Гитлером, как-то предостеречь кремлевских руководителей о недовольстве Гитлера советской политикой на Балканах и призывавшего их что-то предпринять, чтобы избежать надвигавшейся катастрофы.

С началом Великой Отечественной войны главной задачей советской дипломатии явилось обеспечение наиболее благоприятных внешних условий для скорейшего разгрома стран гитлеровского блока. Это было возможно только путем создания Антигитлеровской коалиции с последующей организацией военного и военно-технического сотрудничества союзников.

Необходимость и возможность консолидации противников фашизма в национальном и международном масштабах обусловливались также вовлечением в орбиту мировой войны все большего числа государств и народов, возрастанием сопротивления агрессору, пониманием массами того, что под угрозой оказалась вся мировая цивилизация. И, тем не менее, вплоть до вынужденного вступления в войну Советского Союза западные державы так и не смогли образовать действенной коалиции. Причина этого заключалась в том, что объединению антифашистских сил мешали острые противоречия, попытки каждой из воевавших стран достичь в первую очередь своих национальных целей в войне, извлечь из нее максимальные выгоды.

Сотрудничество Советского Союза и западных стран во Второй мировой войне — явление огромной исторической важности. Оно стало возможным вследствие ряда обстоятельств. Накопленный в годы войны опыт сотрудничества показал, что оно формировалось, ширилось и набирало силу прежде всего потому, что за его развитие в интересах скорейшего и полного разгрома противника постоянно выступал Советский Союз. Привлечение на свою сторону многих ранее нейтральных и даже враждебно настроенных западных государств, объединение их в действенный антигитлеровский союз было делом нелегким. Нужно было преодолеть разного рода противоречия, с одной стороны, между СССР и западными странами, а с другой — внутри западных государств.

Образование Антигитлеровской коалиции как противовеса Тройственному пакту было жизненно важно и западным государствам, и СССР. Для первых необходимость его создания диктовалась тем, что на Западе, по существу, не оказалось государства, которое смогло бы противостоять агрессору. Это убедительно доказали трагические события первого периода войны, когда нацистская Германия в короткий срок оккупировала ряд европейских стран.

На всех этапах и уровнях военно-политического сотрудничества с буржуазными государствами СССР, как правило, принадлежала дипломатическая инициатива. Именно по его предложению проведены многие важнейшие двусторонние и многосторонние международные переговоры, встречи, он активно участвовал в разработке совместных соглашений.

Тем не менее, практика военно-политического сотрудничества Советского Союза с США, Великобританией и Францией в рамках Антигитлеровской коалиции показала, и это один из существенных уроков войны, что между странами с различным общественным строем могут быть достигнуты взаимоприемлемые решения по сложнейшим проблемам войны и мира. Если в годы войны они сотрудничали и достигли в этом положительных результатов, то в современных условиях такое сотрудничество возможно, а его необходимость возрастает еще больше. Оно необходимо для того, чтобы спасти мир от ядерной катастрофы.

Поэтому седьмой дипломатический урок из Второй мировой войны состоит в том, что высшие интересы человечества требуют объединения усилий государств и народов во имя выживания человечества, для спасения мировой цивилизации. И сам факт создания Антигитлеровской коалиции показал, что общечеловеческие интересы и ценности могут и должны стать приоритетными в деятельности государств, общественных сил и движений.

Тем более в сегодняшний ракетно-ядерный век.

[1] Документы и материалы кануна Второй мировой войны. 1937-1939. Т.1. С. 79.

[3]Мартиросян А. Трагедия 22 июня: блицкриг или измена? Правда Сталина. М., 2007. С. 113.

[4]Шутов А.Д. Последнее испытание России. М., 2014. С. 68.

[5]Соколов В.В. Новые данные о подготовке германского вторжения в СССР в 1941 году. Ветерандипломатическойслужбы № 04 (04.2014).

[6]StettiniusЕ. Roosevelt and the Russians. London, 1950, p. 16.

[7]Churchill W. The Second World War. London, 1950, vol. 3, p. 332.

[8] Цит. по: Трухановский В. Уинстон Черчилль: Политическая биография. М., 1982. С. 367.

Читайте также: