Токопровод к кранам конспект

Обновлено: 03.07.2024


Главное назначение кранового токопровода: обеспечивать подачу электроэнергии от сети на движущийся кран, а также его механизмы. Как правило, токопровод к мостовому крану осуществляется посредством троллеев жесткого типа и токоприемников, скользящих по ним при движении крана.

Принято различать троллеи главные – расположенные вне крана, а также крановые троллеи, расположенные на кране, на мосту. Для передачи трехфазного переменного тока необходимо три главных троллея, число же троллеев крановых зависит от количества двигателей на крановой тележке.

Впрочем, в настоящее время крановые троллеи стали применяются в металлургии или на старых кранах. Чаще всего для решения вопроса энергоподачи к механизмам грузовой тележки мостового крана применяется токоподвод с гибким кабелем – кабельный токоповод.

Применение токоповода кабельного наиболее оправданно и при работах в агрессивной среде, при атмосферных осадках и в помещениях повышенной взрывоопасности. В таком случае применение кабельного токоподвода на краны помогает решить задачу защиты троллейного токосъема от воздействия окружающей среды и обеспечить безопасность работ. Что до крана козлового, то кабельный токоповод в данном случае - единственный возможный способ токоподвода.

Кабельная тележка, по-другому кабельная каретка, подвес скользящего крепления, применяется для гибкого подвода питания.

Кабельные тележки помогают обеспечить электроснабжение самого различного оборудования? производственных механизмов, подъемно-транспортной техники:

• краны мостовые;
• козловые краны;
• манипуляторы;
• грузовые телеги;

• литейные краны (металлургические краны);
• взрывозащищенные краны;
• прочие грузоподъемные краны;
• тали и т. д.


Чтобы сделать выбор кабельной тележки, надо обратить внимание на ее исполнение.

Различают стандартные кабельные тележки, кабельные тележки для наружной установки, кабельные тележки для эксплуатации в тяжелых условиях, в том числе пожаро- и взрывобезопасные, а также высокоскоростные кабельные тележки.

В условиях агрессивной среды требуется специальное исполнение. Так, системы и компоненты производятся из нержавеющей стали, с защитой от кислот, а также морской воды.

Кабельные гирлянды для кранов составляют:

• система кабельных тележек;
• троса – несущий и буксировочный;
• кабели силовые;
• кабели управления.

Для выбора кабельной тележки следует учитывать тип профиля. По этому критерию кабельные тележки различают следующим образом.

Кабельные тележки для движения по тросу. Эти кабельные тележки разработаны и применяются для малого количества кабелей и перемещений на небольшие расстояния - до 60 метров. Кабельные каретки по тросу помогают решить вопрос с подводом энергопитания к кабелям и шлангам, к тельферам, кранам, кран-балкам и т. д.
Кабельные тележки, перемещаемые по тросу, отличаются простотой и надежностью конструкции.

Также различают кабельные тележки для движения по С-образной шине (с-образному профилю), кабельные тележки для движения по двутавру (двутавровой балке). Эти кабельные тележки решают задачу энергоснабжения тогда, когда требуется повышенная скорость перемещения, а сами кабели имеют больший вес. Так, кабельная каретка на двутавровой балке позволяет осуществлять перемещение по криволинейным участкам пути. Также каретки для двутавра могут применяться на открытом воздухе, а также при агрессивной среде.

Кабельные тележки (подвесные системы) от надежного производителя VAHLE зарекомендовали себя как эффективное и надежное решение для обеспечения подвода к подвижному оборудованию силовых кабелей круглых и плоских, а также шлангов для пневматических и гидравлических установок, рукавов для жидкостей и газов.

Обратите внимание на следующие преимущества кабельных тележек VAHLE – в частности, для плоского профиля.

- Кабельные тележки VAHLE перемещаются по независимым ходовым рельсам. Таким образом, исключается вредное воздействие окружающей среды, системе не страшны оледенение, влажность, пыль и т. д.

- Все ходовые рельсы кабельных тележек могут быть изогнуты согласно характеру изменения траектории пути – даже с учетом минимальных радиусов изгиба, а также неизбежного провисания кабеля.

- Вообще установка кабелей плоских представляется более оправданной – хотя бы из-за их высокой гибкости и малых допустимых радиусов изгибания. Эти качества позволяют уменьшить длину необходимого участка накопителя. Как показывает практика, вполне достаточно длины устройства-потребителя – в том числе тележки крановой.

- При изготовлении кабельных тележек VAHLE для плоского кабеля на Ι-образном профиле используются использовать стандартные Ι-образные профили серий ΙNP и ΙPE.

- При изготовлении кабельных тележек для круглого кабеля на Ι-образном профиле в качестве ходовых профилей используются двутавры серии NP (ГОСТ 8239–89, с наклонными полками) и PE (DIN, с горизонтальными полками).

- Кабельные тележки от VAHLE для ромбовидного профиля великолепно зарекомендовали себя для использования на установках с кривыми. Монтаж ходового рельса осуществляется параллельно следованию электроприемника. Благодаря этому в качестве накопителя для кабельной тележки может использоваться вся длина устройства (в том числе и крановой тележки).


В любом случае, если Вы ищете кабельные тележки (кабельный токоподвод, токоподвод, шинопровод), специалисты нашей фирмы помогут Вам сделать правильный выбор.

При заполнении письма обязательно укажите Ваш город, название фирмы, телефон или факс

Подвод тока к кранам осуществляется троллеями, в том числе малогабаритным троллейным токоподводом, или гибким кабелем.

Троллеи, расположенные вне крана, называются главными троллеями, а расположенные на кране — троллеями крана.

Малогабаритным троллейным токопроводом (шинопроводом) называется устройство, состоящее из троллеев, изоляторов и каретки с токосъемниками, закрытое кожухом или без него. При помощи малогабаритного троллейного токопровода может осуществляться питание крана или его тележки, управление однорельсовыми тележками и т. п.

Троллеи изготовляются из стали (уголок, швеллер и т. п. ). Применение для этих целей меди и биметалла должно быть специально обосновано. Допускается выполнять троллеи из алюминиевых сплавов.
При одинаковом сопротивлении сечение медных проводов в 10—15 раз меньше, чем стальных, а поэтому для своего расположения они требуют меньшего места. Стальные провода иногда нельзя применить вследствие интенсивного коррозионного воздействия окружающей среды на сталь.

Троллеи выполняются жесткими (уголок, швеллер и т. п. ) или гибкими (проволоке). Для жестких необходимо предусматривать устройство для компенсации линейных изменений от температуры и осадки здания.

Компенсирующее устройство представляет собой перемычку из гибкого провода соответствующего сечения, соединяющую два участка троллеев, концы которых располагаются с зазором 15—20 мм.
Расстояние между местами крепления троллеев определяется проектирующей организацией с учетом допустимой стрелы их провеса, а на открытом воздухе — также с учетом отклонения гибких (из проволоки) проводов под действием ветра. Указанные расстояния должны быть такими, чтобы исключалась возможность замыкания их между собой и на заземленные части. В случае прокладки троллеев из уголков, швеллеров или рельсов внутри здания расстояние между точками крепления их обычно принимается равным шагу колонн.

При креплении троллеев всех видов напряжением до 660 В для кранов, установленных как внутри помещения, так и на открытом воздухе, расстояние в свету между любыми токоведущими частями, а также между ними и конструкциями, не изолированными от земли, должны быть не менее 30 мм для неподвижных относительно друг друга деталей и 15 мм для деталей, движущихся друг относительно друга. При напряжениях выше 600 В указанные расстояния принимаются не менее 200 и 125 мм соответственно.

Расстояние от главных троллеев и троллеев крана (с учетом стрелы провеса гибких троллеев) до уровня пола цеха или земли должно быть не менее 3, 5 м при напряжении до 660 В, а в проезжей части — не менее 6 м и не менее 7 м при напряжении выше 660 В во всех случаях. Уменьшение указанных расстояний допускается при условии ограждения троллеев. При прокладке главных троллеев в полу и каналах, закрытых бетонными плитами или металлическими листами, а также в коробках, расположенных на высоте менее 3, 5 м, зазор для перемещения кронштейна с токоприемниками не должен находиться в одной вертикальной плоскости с троллеями.

В каналах, расположенных в полу, должен быть обеспечен отвод почвенных и технологических вод.

У кранов мостового типа главные троллеи должны размещаться со стороны, противоположной расположению кабины. Исключение допускается в тех случаях, когда главные троллеи недоступны для случайного к ним прикосновения из кабины, с посадочной площадки и лестниц (ст. 205 Правил по кранам). Главные троллеи и их токосъемники должны быть недоступны для случайного к ним прикосновения с моста крана, лестниц, посадочных площадок и других площадок, где могут находиться люди, что должно обеспечиваться соответствующим их расположением или ограждением (ст. 220 Правил по кранам). На троллеи крана это требование не распространяется, если кран снабжен устройством (блокировкой люка), снимающим напряжение со всех троллеев крана при выходе на настил моста.

Присоединение посторонних электроприемников к главным троллеям магнитных кранов, а также кранов, на которых исчезновение напряжения может привести к аварии, запрещается.

Главные троллеи жесткого типа должны быть окрашены, за исключением их контактной поверхности. Цвет окраски их должен отличаться от цвета окраски конструкций здания и подкрановых балок, причем рекомендуется красный цвет.

В месте подвода питания на длину 100 мм троллеи окрашиваются в соответствии с параграфом 1-1-39 ПУЭ в следующие цвета:

В районах, где на открытом воздухе возможно образование гололеда на троллеях, рекомендуется предусматривать мероприятия для предупреждения или устранения гололеда, например нагрев троллеев.
Токоподвод, выполненный гибким кабелем, является основным для кранов, работающих на наземных рельсовых путях (башенных, портальных, козловых). Гибким кабелем выполняется также токоподвод к электрооборудованию, установленному на тележках кранов мостового типа. Реже такой токоподвод применяется для подачи напряжения на мостовые краны. Для устройства гибкого токоподвода обычно применяется шланговый кабель марок КРПТ и ГРШС. Гибкий шланговый кабель в местах, где возможно его повреждение, должен быть сотоветствующим образом защищен (укладкой в лотке, газовой трубе и т. п.).

Протяженность хода крана при кабельном токоподводе не превышает 100 м. Для подачи напряжения на гибкий кабель портальных кранов вдоль подкрановых путей должны устанавливаться специальные колонки, подключение к которым других потребителей не разрешается.

Для кранов, работающих на наземных путях, находят применение кабельные токоподводы трех систем: с укладкой кабеля на землю и непосредственным креплением его к остову крана; то же, но с наматыванием кабеля на приводной барабан; со шторной подвеской кабеля. Если кабель непосредственно прикреплен к остову крана, то при передвижении крана он трется об основание, что способствует быстрому износу его оболочки. Не исключена также возможность запутывания кабеля и попадания его под колеса крана.

Для предохранения кабеля от быстрого истирания о балластный слой кранового пути, особенно когда путь устроен на щебеночном основании, применяется расположенный вдоль пути деревянный или железобетонный лоток шириной 300—400 мм и глубиной 200—250 мм. При применении балластного слоя из песка. поток можно не устраивать.

Кабельный токопровод

Конструктивно кабельный токоподвод включает несколько основных элементов:

Вдоль рабочего пути ГПМ устанавливается направляющая с каретками удерживающими кабель. При подаче команды оператором, кран начинает движение, и тележки плавно расходятся, постепенно выпрямляя силовой провод. Таким образом, кран мостовой (опорный, подвесной) однобалочный, тельфер или другой механизм может беспрепятственно удаляться на требуемое расстояние. При движении в обратном направлении, каретки сходятся в начальное положение.

Преимущества использования системы

  • Возможность быстрого монтажа и демонтажа токоподвода, а также увеличение протяженности линии (при необходимости).
  • Использование с различными видами/типами грузоподъемного оборудования.
  • Экономическая составляющая – устройство системы питания по доступной стоимости.

Следует также отметить универсальность системы. Вместо провода, каретки могут транспортировать рукава или шлаги, например для гидравлических или пневматических механизмов, устройств.

Читайте также: