Конспект урока по русскому языку 2 класс состав слова окончание

Обновлено: 06.07.2024

Цель: формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании.

  • Дать представление об окончании как изменяемой части слова.
  • Научить находить окончание в словах, графически обозначать его.
  • Наблюдать за ролью окончания как средства связи слов в предложении.
  • Повторить изученные части слова.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • способность аналитически мыслить: сравнивать и выявлять существенные признаки; анализировать задание, отвечать на поставленные вопросы, делать предположения; ставить перед собой и решать учебную задачу;
  • информационную грамотность: ориентироваться в информационном пространстве; умение находить необходимую информацию в учебнике;
  • развивать речь учащихся, обогащая их словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения: работать в парах;
  • развивать навык каллиграфического письма;
  • развивать санитарно-гигиенические навыки;
  • прививать интерес к изучаемому предмету и любовь к родному языку;

Оборудование: учебник, интерактивная доска, карточки,

- Дети повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Тихонечко садитесь. Начнём урок.

II. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по стране “Морфемике”.

- Угадайте, кто будет нашим попутчиком. Прочитайте загадку.

- Какую песенку поёт кот? (мяу-мяу, мур-мур)

- Наш кот непростой, а учёный.

- Давайте расскажем коту, что мы знаем?

- Что такое морфемика? (наука о словообразовании)

- Что она изучает? ( части слова )

- Какая часть есть в словах всегда? (корень)

- Какие части слова образуют родственные слова? ( приставка, суффикс)

- Чем они отличаются?

- Какие слова называются родственными?

- Наш учёный Кот просит вас подобрать родственные слова к слову кот. Запишите.

- О чём будем помнить при записи? (корень родственных слов пишется одинаково)

- Выделите изученные части слова.

- Давайте проверим, что получилось.

- Какие части слова помогли выполнить задание? (суффиксы –ик, -ёнок, -ищ)

(выделяем на доске)

III. Постановка учебной задачи.

- Что означает ? на схеме?

(Есть ещё какая-то часть слова.)

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

(О новой части слова.)

- Сформулируем для себя задачу урока.

( Узнать о новой части слова.)

- Что бы вы хотели о ней узнать?

1. Как называется?

2. Какая это часть?

3. Для чего служит?

4. Как обозначается?

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.

- Наш кот любит поиграть со словами и вот что у него получилось. Прочитайте про- себя, приготовьтесь прочитать вслух.

У норы добычу ждёт
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту,
Крыса старая и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о коте.

- Какие слова в стихотворении вам не понятны?

(Объясняем лексическое значение слов, подбираем синонимы.)

- С каким словом играет кот? (кот, от кота, к коту, с котом, о коте)

- Какое слово чаще встречается в стихотворении?

- Запишем эти слова в столбик. (К доске выходят ученики по одному и записывают слова.)

- Выделите в словах ту часть, которая одинаковая и не изменяется.

- Как вы назовёте эту часть слова? (корень)

- Дети, что вы заметили в словах? (изменилась концовка-окончание слова)

- Как бы вы назвали эту часть слова? (окончание)

- Как же называется новая часть слова? (окончание)

- Как вы понимаете смысл слова окончание?

- Где можно узнать значение слова? (в толковом словаре)

(зачитываю значение слова)

- Я зачитала вам два значения. Значит слово, окончание - какое? (многозначное)

- В нашем случае окончание это часть слова.

- Что происходит с окончанием в слове кот? ( оно изменяется)

- Значит, сделаем вывод. Это какая часть? (изменяемая)

- Давайте проверим наши выводы. Откройте учебник с.92. Прочитайте 1 абзац текста в рамке.

- Правы мы были? (Да)

- Нужно обозначить окончание графически.

- Посмотрим в правило. Каким значком выделено окончание в словах? (с. 92)

- Дети, кот наш огорчён. Что же ему не нравится?

(Везде есть окончание, а в слове кот – нет.)

Оказывается, в некоторых формах слов окончание может быть не выражено звуками (буквами). Тогда его называют нулевым и выделяют ?.

- Окончание изменяется. Изменяется ли от этого смысл слов? Получились ли новые однокоренные слова?

(обращаю внимание на слово кот)

- Какой вывод сделаем?

(Окончание не образует однокоренные слова, оно изменяет форму слова.)

- Измените, слово стол, используя предлоги на, у, под, к. Запишите. Выделите окончание.

- Давайте проверим, что получилось. (Взаимопроверка)

(Стол, на столе, у стола, под столом, к столу.)

- Давайте вернёмся к стихотворению, которое предложил нам кот. Возьмите карточки. Прочитаем стихотворение.

У норы добычу ждёт
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кот.
А теперь и за версту
Не приблизится к кот,
Крыса старая и та,
Видя грозного кот,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с кот,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о кот.

- Понятен ли смысл стихотворения? (нет)

- Почему? (в слове кот отсутствует окончание)

- Сделаем вывод. Для чего же служит окончание? (Для связи слов.)

- Посмотрите, доволен наш котик.

- Обратимся к учебнику. Прочитайте 2 абзац правила. Правы мы или нет?

- Для чего служит окончание?

- Что ещё узнали об окончании из текста правила? (значимая часть)

-Объясните, как вы понимаете значение слова значимая? (что-то значит для слова)

V. Закрепление. Слайд 6.

- У нашего кота есть друг. Вот что он рассказывает о нём. Возьмите листочки. Прочитайте предложения.

- Смысл предложений ясен?

- Что нужно сделать, чтобы стало понятно? (изменить окончание в слове друг)

- Я предлагаю обсудить возможные варианты в парах.

Моего друг. зовут Леопольд.
Мы весело играем с друг.

- Давайте проверим. (работаем с доской)

- Запишите предложения правильно.

- Почему мы изменили окончание в слове друг?

- Какую роль играет окончание в предложении?

- Что такое окончание? Кто сможет дать полный ответ?

VI. Итог урока.

- Пора подвести итоги.

- Какую задачу ставили?

- Какая часть слова называется окончанием?

- Есть ли окончание у существительного конь? Как оно называется?

- Для чего нужно окончание?

VII. Рефлексия.

  • Жёлтый – хорошее, радостное
  • Зелёный – грустное, печальное

- Возьмите листочки с лесенкой. Оцените свою работу на уроке.

- Кто считает, что на уроке он узнал новое, ему было интересно и всё получилось - рисует солнышко на верхней ступеньке.

- Кто считает, что на уроке он узнал новое, было интересно, но не всё получилось – рисует солнышко на ступеньке ниже.

- Кто считает, что на уроке ему было трудно и не понятно – рисует солнышко на нижней ступеньке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающие: Создать условия для выявления особенностей новой части слова – окончания, формирования умения выделять данную часть слова, определять роль в предложении.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные: развивать контрольно – оценочную деятельность, коммуникативные умения.

Оборудование:

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.

Методы обучения:

  • по источнику получения знаний: - словесные, -наглядные
  • по степени активности познавательной деятельности учащихся: - частично-поисковый

Формы работы: коллективная, работа в паре, индивидуальная

Учитель: Волкова Оксана Геннадьевна

МБОУ «Гимназия №11

Русский язык, учебник Н. В. Нечаева

2 класс, программа Л. В. Занкова

Урок построен в технологии деятельностного метода обучения

Тип урока: открытие нового знания

Обучающие: Создать условия для выявления особенностей новой части слова – окончания, формирования умения выделять данную часть слова, определять роль в предложении.

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Воспитательные: развивать контрольно – оценочную деятельность, коммуникативные умения.

Оборудование:

Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.

Методы обучения:

по источнику получения знаний: - словесные, -наглядные

по степени активности познавательной деятельности учащихся: - частично-поисковый

Формы работы: коллективная, работа в паре, индивидуальная

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель учителя: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, создать положительный эмоциональный настрой

Цель учащихся: сконцентрировать внимание для дальнейшей работы.

Метод: словесный.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- Начинаем урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте соседу по парте успехов в работе.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель учителя : создать условия для актуализации изученных знаний, определения области знания /незнания.

Цель учащихся: сформулировать тему урока, повторить ранее изученный материал

Метод: практический

Тема: Состав слова

Правильно писать слова

Корень слова – общая часть родственных слов

Подобрать родственные слова.

У норы добычу ждёт
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту,
Крыса старая и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о коте.

Кроме корня есть ещё часть

- Откройте тетради и запишите дату.

- Обратите внимание на росчерк, который я приготовила для урока.

-Что мы отрабатываем?

- Пропишите, оцените себя на полях

- Почему именно такой росчерк сегодня прописан?

- Какую часть слова вы уже знаете?

- Дайте определение этому понятию

- Как выделить корень?

Чем родственные слова отличаются от форм слова?

- Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь читать вслух

-Какое слово часто повторяется?

- Выпишите формы этого слова. Выделите корень.

Сверьте с доской. Оцените себя.

- Что можно сказать о составе слов?

- Знаете ли вы что-то об этой части? А хотите узнать?

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель учителя создать условия для решения учебной задачи (постановка цели, выбор способа, построение плана достижения цели)

Цель учащихся: сформулировать цель урока, выстроить план работы, выбрать способы достижения результата

Метод: частично-поисковый

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Цель: узнать о новой части слова.

1. Какая это часть?

2. Как называется?

3. Для чего служит?

4. Каким способом выделяется?

5. Каким знаком обозначается?

- Сформулируйте цель урока

- Давайте составим план

- Как этого будем достигать?

Карточки на доске хаотично разбросаны, дети выстраивают из них плана.

План фиксирую на доске.

4. Реализация построенного проекта

Цель учителя: организовать реализацию построенного проекта

Цель учащихся: анализировать, наблюдать, делать выводы; работать самостоятельно, в паре; соотносить свои выводы с выводом в учебнике; оценивать свои достижения.

Метод : частично – поисковый.

Работа с карточкой.

Проверка по эталону с самооценкой

Работа по пунктам плана на доске.


думаю сам

- Прочитайте про себя стихотворение на листочке.

-Вам нужно понаблюдать за формами слова кот, у которого я намеренно убрала новую часть. Понаблюдайте за её местоположением в слове, работой в тексте. Подумайте, как бы вы её назвали. А затем дополните вывод.


обсуждаю в паре

Обсудите в паре вывод, дополните, если нужно.

- Зачитайте выводы, которые у вас получились. У кого вывод отличается?


-Сравните ваш вывод с выводом в учебнике на стр. 46.

- Оцените свою работу. ●

- Итак, как в русском языке называется это часть слова? И т.д. по пунктам плана на доске.


Содержимое разработки

Конспект урока русского языка

во 2 классе .

Цель: упорядочить знания учащихся о составе слова;

учить наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие-либо

- сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- формировать навык грамотного написания слов;

- развивать память, внимание, мышление, речь;

- воспитывать интерес к предмету.

Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: вступление в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказание взаимопомощи, осуществление взаимоконтроля, высказывание собственного мнения, формулирование своих мыслей, своего отношении к чему-либо.

Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

Оборудование: компьютерная презентация, листы для самооценки.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

- Проверьте свою посадку. Не забывайте об осанке.

1) На доске: Р, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ (слайд 3)

- Если вы уберёте непарные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока.

- В словаре Ожегова сказано: состав – это: (слайд 5)

- Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать?

- Тема нашего урока – состав слова.

- Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

- Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу и даже сможем научить других ребят (взрослых) разбирать слова по составу.

2.Таблица (начало – конец урока). Заполняет каждый ребёнок.

III. Актуализация знаний.

- Ну что ж, давайте рассмотрим состав, на котором совершим путешествие по саванне. Самое главное в составе поезда – паровоз. Это движущая сила, без него нет состава. Так и в слове есть самая главная часть, без которой слово существовать не сможет. Что же это за часть? (Корень.)

- Кто знает, как она называется? (Приставка.)

- Вагон за паровозом – это вагон для нас пассажиров. И в слове есть частички, которые следуют только за корнем и образуют новые слова. Как они называются? (Суффикс.)

- А в конце состава маленький квадратный вагончик для груза. С какой частью слова его можно сравнить? Где всегда находится окончание?

- Состав паровоза очень похож на состав слова. Из каких частей состоит слово? (Ответы детей.)

IV. Минутка чистописания.

- Посмотрите, в саванне кипит жизнь. Мы видим много животных. Чтобы узнать, кто они такие, нам нужно правильно вставить букву и прочитать слово, а вставленную букву запишем на минутке чистописания.

– Догадайтесь, какие слова написаны.

– Определите, какие буквы будем писать на минутке чистописания? (К, р, н, е, о, ь). Прочитайте:

– Чем похожи слова? (Имена сущ., ед.ч., отвечают на вопрос кто?)

– Составьте из данных букв слово, начиная с буквы к. (Корень).

– Напишем слово корень без отрыва три раза.

V. Словарная работа: город , видеть, готовить , желать , рисовать, ш ё л.

- Назовите новое словарное слово. Определите орфограмму. Постарайтесь запомнить это слово. Запишите его несколько раз.

VI Закрепление изученного.

1. Состав слова (памятка в учебнике).

2. Устная работа:

- Что мы должны знать по теме урока? (Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.)

- В каком порядке следует выполнять разбор по составу.

- Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс?

3. Разбор одного слова по составу, используя памятку.

4. Работа по учебнику.

5. Повторение о предложении (слайд 6-9):

– Используя слова таблицы, выделите части слова и составьте новое слово.

– В тетради запишите полученные слова. Составьте предложение из данных слов (слайд 10).

(Меткая пословица научит мудрости.)

– Вспомните пословицы про учение. (Ответы учащихся).

6. Повторение об однокоренных словах.

– В каждой группе слов найдите лишнее и разберите его по составу (слайды 11–12).

Водитель, водичка, водить.

Пёсик, песок, пёс.

Газетный, газ, газовый.

Листок, лисичка, лисонька.

Горе, горевать, пригорок.

(Учащиеся записывают слова в тетрадях: водичка, песок, газетный, листок, пригорок.)

7. Работа с тестом 1.

- Ответьте на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово.

1. Часть, без которой слово не может существовать:

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов:

4. Суффикс служит для связи слов в предложении:

О) общая часть родственных слов;

И) общая часть слов.

6. Открытие нового знания. Разбор слова по составу надо начинать с:

К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов:

- Какое слово у нас получилось? (слайд 13)

- ЗНАТОКИ. Кто это? А можете ли вы назвать себя знатоками после нашего урока (Ответы детей.)

VII. Итог урока.

- А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

- Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?

- Кто из вас для се6я решил поставленные задачи?

- Кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

VIII. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

- Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

1) Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово.

2) Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации материала с использованием мультимедийной технологии на всех этапах урока.

Цель: упорядочить знания детей о составе слова; учить наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие либо части.

- сформировать умение разбирать слово по составу; образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки;

- формировать навык грамотного написания слов;

Личностные: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, высказывать собственное мнение, формулировать свои мысли. Регулятивных: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.

Введение в анализ урока.

Этапы урока

I. Организационный момент.

Мотивация к работе, правильной посадке.

III. Актуализация полученных ранее знаний.

Повторение пройденного о

Умение определять цели и задачи

усвоения новых знаний. (Р)

Работа с разными источниками информации (П)

Ответственное отношение своей речи, к русскому

языку,осознание себя носителем русского

языка,желание им умело пользоваться. (Л)

Умение обосновывать свои суждения. (П)

Всотрудничестве с учителем ставить новые

учебные задачи. (Р)

V.Словарная работа (включение нового словарного слова в

письменную речь учащихся).

VI.Закрепление изученного.

Обеспечение прочности и

Систематизации знаний пройденного материала (работа по учебнику. Повторение об

однокоренных словах, открытие нового знания – слово знатоки, его значение узнают из сети Интернет)

VII Итог урока

(формирование вывода по данной теме)

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения результата. (Р)

(Находить из учебника информацию и новые сведения, пользоваться ими, сравнивать сделанные выводы с информацией в учебнике, строить

необходимые рассуждения (П).

Работа с разными источниками информации (П)

Способность планировать и действовать по намеченному плану для достижения

результата, осознанно выполнять задания (Р)

Способность выполнять логические операции: анализ содержания и языкового

оформления произведения. (П)

Познавательный интерес к наблюдениям за словом. (Л)

Способность к контролю, самоконтролю и

VIII. Рефлексия.

Способность и привычка к рефлексии, способность осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р)

Способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения. (К)

Понимать перспективы дальнейшей учебной работы. (Р)

IX. Домашнее задание (на выбор: традиционное и творческое).

Обобщать изученные тайны нашего языка, конструировать и создавать свои материалы.

Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер (учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся разобраться в сути вещей, сравнивать, анализировать, делать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс. Учителю компьютер – подсказчик (позволяет реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, иллюстратор, аниматор, повышающий уровень усвоения материала учащимися).

Компьютер позволяет сделать урок динамичным (способствует здоровьесбережению детей).

Учитель начальных классов

Тип урока: Урок обобщения .

Учитель начальных классов

Начало урока было организованным. Учащиеся к уроку готовы, настрой на урок хороший. Учитель приветствует детей. В начале урока учитель задал вопрос, который стал хорошей мотивацией к уроку. Учитель смог в начале урока класс мобилизовать и настроить на работу.
Далее была минута чистописания, которая развивала навыки каллиграфического письма учащихся. Отрадно, что это используется систематически. На уроке присутствовали разные формы работы. Была письменная и устная работа. Содержание урока было оптимальным, методы обучения - словесный, наглядный. Формы работы были фронтальными. Учителем использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности – это постановка проблемных вопросов, использование новых информационных технологий, использование фрагментов из устного народного творчества.
Далее была работа с орфограммами. Работа проводилась с использованием ИКТ. Учитель использовал самопроверку. Очень плавно учитель подвел детей к теме урока. Тему урока дети сформулировали самостоятельно. Очень хорошо, что учитель рассказал сказку о корне. Здесь использование ИКТ было оправданным, так как шло воздействие на несколько органов чувств, за счет чего будет достигнуто более осознанное и глубокое усвоение материала. Понравилось то, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. За счет постоянной смены видов деятельности, проведения физминутки, дети не устали, хотя плотность урока была высокой.
Хотелось бы отметить физминутку: очень интересная, способствовала сплочению класса, закреплению материала урока и повышению внимания.
Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски. Они были активны в течение всего урока. Они показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы по увиденному, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля. Валеологический подход учителем соблюдается. Психологический климат на уроке позитивный. На мой взгляд, урок целей достиг.

Учитель начальных классов


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. Тема урока: Состав слова. Понятие об окончании.

1)познакомить с понятием составом слова; дать понятие об окончании;закрепить знания об удвоенных согласных и словах с разделительным мягким знаком;

2)развивать речь учащихся, орфографическую зоркость; расширять и активизировать словарный запас;

3)воспитывать интерес к учению, бережное отношение к животному миру, расширять кругозор учащихся

Оборудование: презентация, разноуровневые карточки

Ход урока: 1.Организационный момент.
Сегодня мы на необычном уроке. 15 ноября многие из вас были на цирковом представлении, а некоторые не смогли попасть и очень расстроились. Не отчаивайтесь. Я приглашаю вас всех в цирк. Наш урок будет проходить на виртуальной цирковой арене. Вы будете не просто зрителями, но и участниками циркового представления. Работа будет нелегкой, но очень интересной. Начнем мы ее с того, что улыбнемся друг другу. Я желаю всем удачи и успеха на сегодняшнем уроке. Вашим пропуском на представление будет запись в тетради даты 19 ноября и слов Классная работа.

Итак, наше представление начинается (Слайд 2).

Согласный, звонкий, парный. Может быть твердым и мягким.

На второй строчке прочитайте предложение.

Что нового вы узнали о бегемотах?

Они выступают в цирке.

б бб бб Б Бб Бб Бб

Бегемоты – артисты цирка.

Он просит написать словарные слова в два столбика, поставить в словах ударения, вставить пропущенные буквы, и подчеркнуть.

Словарный диктант. К доске вызываются 2 ученика, которые записывают в столбик словарные слова: с_бака, _гурец, с_рока, т_традь, _л _ея, в_р_бей . (Слайды 5,6, 7)


К доске вызываются еще 2 ученика. Они проверяют работу тех, кто писал у доски.

- Какую оценку вы поставите учащимся? Почему?

Актуализация опорных знаний

На арене клоун Тимошка. (Cлайд 8)

Он приготовил вам вопросы.

Назовите слово с удвоенной согласной. (Аллея)

-Как нужно переносить слово с удвоенной согласной?

А в каком слове происходит оглушение согласной на конце слова?(Тетрадь)

Как проверить написание этого слова?

Надо изменить слово, чтобы после согласной, стояла гласная.Тетрадь- тетради.

Введение в новую тему

А ещё клоун Тимошка предлагает вам по первым буквам словарных слов прочитать тему урока.

Какое слово получилось? ( Состав) (Слайд 10)

- Что такое состав? Как вы понимаете это слово?


- Прочитаем, как объясняет это С.И.Ожегов в своем словаре: (Слайд 11)

1. Совокупность людей, предметов, образующих какое-нибудь целое (семья: папа, мама, сын, дочь)

2. Продукт смеси, соединения чего-нибудь (борщ: мясо, картошка, капуста, свекла, томат, морковь)

3. Сцепленные друг с другом железнодорожные вагоны, поезд.

(Слайды 12, 13, 14)



Мы сегодня тоже будем изучать состав, состав слова. Но сначала вспомним, как называется всё, что мы говорим и слышим, читаем и пишем – это …РЕЧЬ (Слайд 15)

Из чего состоит наша речь?

Речь состоит из …ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

А из чего состоят предложения?

Предложения состоят из …СЛОВ.

Слово состоит из основы и окончания. (Слайд 16)

В основу слова входят корень, приставка и суффикс. (Слайд 17)

Корень – главная часть слова.

Образовывать новые слова помогают приставки и суффиксы.

Сегодня мы будем говорить об окончании. Его роли в предложении. Как оно обозначается на письме.

Дрессированные лошадки приготовили вам задание.

Составьте предложение из слов (слайд 18)

На, арена, цирка, лошадки, выступают.

(Комментированное письмо у доски)

На арене цирка выступают лошадки.

Форму какого слова пришлось изменить? (арена)

Почему? (чтобы был понятен смысл предложения).

Какую часть слова мы изменили? (Окончание)

Сделайте вывод об окончании.

Окончание изменяемая часть слова. Она служит для связи слов в предложении. Обозначается так: ?

Фокусник взмахивает волшебной палочкой (Слайд 20) и у вас открываются учебники на стр 87 Работа над правилом.

Где нужно искать окончание? (в конце слова)


Какая это часть слова?(изменяемая)

Как обозначается окончание? (рамкой)

Очень честный поросенок Фунтик умоляет: (Слайд 20)

«Выполните упражнение 229на стр 87. Прочитай, Амина, что нужно сделать. Первый ряд первый столбик, второй ряд – второй столбик, третий ряд – третий столбик. Работайте в парах. Выделите окончание в словах.

8 На арене цирка тюлени. Они приготовили для вас разноуровневые карточки

Выполнение разноуровневых карточек. (Слайд22)

1. Закончите предложение.

Окончание – изменяемая часть ________________________.

2 Окончание обозначается так:

3 Закончи предложение.

Окончание связывает _______________ в предложении.

4.Вставь нужное окончание .

5)Где нужно искать окончание?

А) в конце слова

Б) в начале слова

В) в середине слова

1 . Прочитайте. Подчеркните, что входит в состав слова.

Корень, звук, окончание, предлог, суффикс, приставка, предложение, основа.

2.Прочитай. Измени окончания слова труд .

Без труд… нет добра. Приучайся к труд… . Гордимся своим труд… . Наше счастье в труд….

3 Дополни предложения по вопросам.

Земля покрылась (чем?) _________________________. Миша пошёл цирк ( кем?) с ______________________________ Мой брат работает (где?) в _____________________.

Слова для справок: снег, брат, цирк.

Обменяйтесь работами. Перед вами есть модельные ответы. Выставьте баллы за верные ответы и поставьте оценку.

Наше представление подходит к концу. Дрессированные тигры принесли вам

Домашнее задание: стр .87 П, стр88 упр.232 (Слайд23)

Веселый слон пообещал стать на голову, если вы ответите на его вопросы.


Итог урока. Рефлексия. (Слайд 24)

Читайте также: