Конспект урока информационные ресурсы на электронных носителях

Обновлено: 03.07.2024

Тема. Работа с информационными источниками. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Информационные ресурсы на электронных носителях. Сетевые носители - источник информационных ресурсов. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы.

Ребята, ранее вам был предложен кейс рекомендаций и документов по работе над проектом. Продолжаем работать с различными источниками информации для создания своей работы над проектом (индивидуальным или групповым).

Предлагаю вашему вниманию следующие материалы!

Как создать презентацию и, какую информацию она должна содержать.

Структура презентации на защиту ИИП

(время на защиту 3-4 минуты)

(см. описание проекта- введение)

Гипотеза (для исследовательского проекта)

(см. описание проекта, введение)

Этапы работы над проектом

Подготовьте, пожалуйста, информацию по следующим четырём пунктам. Можете разделиться на группы. О вашем выборе сообщите мне в группе ВК. Там же скинете мне свой материал. Не забывайте ссылаться на источники информации.

Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

2.1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации. Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.

2.2. Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.

2.3. Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.

2.4. Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет. Создание сайта проекта. Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями. Дистанционная коммуникация в работе над проектом.


Тип урока по теме "Информационные ресурсы и сервисы Интернета" заявлен как решение учебной задачи. На уроке учащимся предложено выполнить мини-проекты, в которых они рассказывают о назначении осноных сервисах Интернета, схемах их работы.

Содержимое разработки

Тема. Информационные ресурсы и сервисы Интернета

Учителя. Безрукова Валентина Петровна, учитель информатики,

Чернышова Наталья Николаевна, учитель информатики.

Предмет. Информатика

Дата проведения: 12.03.2018

Классы: 9 1 , 9 2 , 9 3

Базовый учебник. Босова Л.Л. Информатика. 9 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

сформировать понятие об информационных ресурсах и сервисах Интернета.

Задачи урока:

изучение информационных сервисов сети Интернет;

сформировать представление о Всемирной паутине как информационном ресурсе Интернет, универсальном указателе ресурса URL;

формирование у учащихся практических навыков упорядочивания запросов поискового сервера с помощью кругов Эйлера-Венна и умение правильно записывать URL-адрес файла.

Развивающая:

развивать познавательные интересы, навыки работы за компьютером, культуру пользователя сети Интернет;

помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость учебного материала;

обеспечить развитие умения грамотно пользоваться поисковыми системами.

Воспитывающая:

воспитывать информационную культуру обучающихся;

повысить мотивацию обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ.

Тип урока. Урок решения учебной задачи.

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, практическая работа за компьютером.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративный; исследовательский; практический; рефлексия.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, презентация, карточки, раздаточный материал, маршрутные листы.

Технологическая карта урока

УУД на этапах урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя и открывают тетрадь

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

По горизонтали:

1.Совокупность Web - страниц (Сайт)

2. Какая организация предоставляет доступ в сеть Интернет (Провайдер)

3. Как называют сеть, существующую в пределах одного региона? (Региональная)

По вертикали:

1. Компьютер, распределяющий ресурсы в Интернет (Сервер)

5.Единица измерения информации (Бит)

6. Компьютерная сеть внутри одного учреждения (Локальная)

7. Объединение компьютеров (Сеть)


Слайд 2.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

Познавательные УУД:

- актуализация сведений о компьютерных сетях

Постановка учебной задачи

Беседа с использованием слайдов презентации

Сегодня мы поговорим с вами о всемирной компьютерной сети, соединяющей вместе тысячи локальных, региональных и корпоративных сетей об Интернете.

Чем нас привлекает сеть Интернет?

Сформулируем тему нашего урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

Конспектируют тему урока в тетрадь.

Регулятивные УУД:

- развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Формирование новых знаний

Интернет — глобальное информационное пространство, основанное на самых передовых технологиях, обладающее широким спектром информационных и коммуникационных ресурсов, содержащее колоссальные объемы данных.

Каковы основные направления использования Интернета для пользователя? Здесь можно выделить три направления:

 средство обмена информацией;

 место размещения личной информации.

Рассмотрим основные ресурсы (службы) Интернета для каждого из перечисленных направлений. К основным сервисам Интернета на сегодняшний день можно отнести следующие сервисы:

 всемирная паутина (World Wide Web, WWW);

 электронная почта (e-mail);

 файловые архивы FTP;

 общение в Интернете.

Для того чтобы пользоваться сервисами Интернета, необходимо пройти на соответствующих сайтах авторизацию, т.е. ввести в специальную форму свои логин и пароль.

Слушают объяснение учителя.

Познавательные УУД:

- развитие логического мышления,

-актуализация сведений из личного опыта

-анализ объектов с целью выделения

признаков (существенных, несущественных);

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой

-применение методов информационного поиска

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи

Самостоятельная работа с информацией

Выполняют задание за компьютером.

Личностные УУД:

- формирование навыков работы с незнакомым текстом

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах,

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель выставляет оценки за урок.

Ребята, для подведения итогов урока прошу вас заполнить таблицы в ваших картах.

Личностные УУД:

- развитие самооценки

Домашнее задание: учить новые понятия; §4.3

Урок окончен. До свидания.

Записывают домашнее задание


По горизонтали:

1.Совокупность Web - страниц

2. Какая организация предоставляет доступ в сеть Интернет

3. Как называют сеть, существующую в пределах одного региона?

По вертикали:

1. Компьютер, распределяющий ресурсы в Интернет

5.Единица измерения информации

6. Компьютерная сеть внутри одного учреждения

7. Объединение компьютеров

1. Знаю в чём заключаются некоторые сервисы Интернет: электронная почта и телеконференции в интернет

2. Знаю, что такое файловые архивы

3. Знаю из чего состоит адрес электронной почты

4. Знаком с серверами файловых архивов и менеджерами закачки.

5. Умею регистрироваться на серверах интерактивного общения ( Mail . ru ) и пользоваться их услугами.

Цель: сформировать у обучающихся понятие об информационных ресурсах и сервисах интернета.

Образовательная технология, которая присутствует на уроке: проблемное обучение.

Планируемые образовательные результаты:

- предметные – наличие знаний о работе компьютерной сети интернет; базовые представления о работе электронной почты и различных ресурсов/сервисов в интернете;

- метапредметные – обучающиеся должны иметь представление о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества, соблюдая правила;

- личностные – становление ответственности за качество окружающей информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

- образовательная: расширить, обобщить и систематизировать знания обучающихся о работе сервисов в интернете (электронная почта, облачные платформы и средствах коллективного взаимодействия);

- развивающая: развитие логического мышления обучающихся с помощью использования специальных методов обучения (анализ, синтез, сравнение и т.д.);

- воспитательная: формирование навыков взаимодействия, с помощью применения различных форм организации учебно-познавательной деятельности; формирование организационных умений; умений самоконтроля.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная.

Контроль и самопроверка знаний проводится в форме ответа на контрольные вопросы.

Итогом урока является умение работать в облачных платформах, обмениваться информацией с другими пользователями по интернету.

Основные понятия, которые будут рассматриваться на уроке:

- персональный компьютер у учителя и обучающихся;

Электронный образовательный ресурс на уроке:

- презентация (см. Приложение) .

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Объяснение новых знаний.

4. Решение практических заданий.

5. Контроль и самопроверка знаний.

6. Домашнее задание.

I. Организационный момент (1 минута).

На данном этапе озвучивается тема урока, определяются цели и задачи. Также отмечается присутствие и наличие выполненного домашнего задания.

II. Актуализация (5 минут).

На данном этапе учитель задает вопросы по ранее изученным темам, тем самым, подводит детей к изучению новой темы.

Учитель: ребята, скажите пожалуйста, что такое информация? Какие бывают источники информации?

Обучающиеся: информация – это сведения или данные о каком-либо объекте. Источником информации может являться компьютер (интернет) или человек. Также информацию можно получить с помощью какого-либо исследования.

Учитель: хорошо, молодец! А скажите пожалуйста, что такое интернет?

Обучающиеся: интернет – это некое информационное пространство, в котором люди могут находить информацию и общаться между собой. Интернет является большим информационным пространством, в котором есть пользователи со всей планеты.

Учитель: отлично! Последний вопрос, что такое компьютерная сеть?

Обучающийся: это множество компьютеров, которые связаны между собой.

III. Объяснение новой темы (13 минут).

Обучающиеся: скорее всего, пользователь может это сделать через электронную почту.

Учитель: правильно, молодец! Электронная почта – это сервис, где пользователи могут общаться или обмениваться информацией между собой. С помощью чего мы можем посещать достаточно много сайтов в интернете?

Обучающиеся: это всемирная паутина.

Учитель: молодец! В качестве ресурсов и сервисов интернета можно еще выделить сервисы коллективного взаимодействия, файловые архивы и так далее (рис. 15). Эту схему вам необходимо записать в тетрадь.

Учитель: для того, чтобы получить доступ к сервисам интернета необходимо пройти различные процедуры и соблюсти некоторые правила, которые помогут для правильной работы (рис. 10). Данную схему вам необходимо записать в тетрадь и запомнить ее к следующему уроку! Будет небольшая проверочная работа на знание данной схемы.


Рис. 10 . Раздаточный материал к уроку

Учитель: ребята, теперь нам необходимо разобраться с тем, с чего же начинается веб-сайт. Может кто-то знает ответ на этот вопрос?

Ученик: мне кажется, что веб-сайт должен начинаться с его адреса в интернете, но как именно составляется адрес я не знаю.

Учитель: хорошо, это правильно. Теперь нам надо разобраться, как правильно написать адрес сайта. Для начала мы должны написать название протокола со специальными знаками ://, эти знаки необходимо писать в конце названия протокола. Далее идет доменное имя сервера со специальным знаком /, которое ставится в конце имени. Последнее это то, что необходимо прописать полное имя файла на сервере. Пример того, как записывать адрес, вы можете увидеть на слайде! Общую конструкцию необходимо записать в тетрадь! (рис. 16).

Обучающиеся: возможно это e-mail.


Рис. 1 . Раздаточный материал к уроку

Учитель: электронная почта использует два протокола для работы – первое это SMTP, которое предназначено для отправки почты и второе это POP3, которое предназначено для получения почты. Со схемой работы протоколов вы можете ознакомиться на слайде (рис. 18).

Учитель: существует достаточно различных форм группового взаимодействия. Ознакомьтесь пожалуйста с раздаточным материалом (рис. 2).


Рис. 2 . Раздаточный материал к уроку

Учитель: при общении с другими пользователями необходимо помнить о правилах общения (сетевой этикет) – это набор правил общения в сети, на которые опирается большинство пользователей. Основная цель состоит в том, чтобы пользователям было комфортно общаться. Некоторые правила могут устанавливаться в узком кругу сообщества и т.д. Обратите пожалуйста внимание на экран (рис. 19).

Учитель: ребята, также в рамках этой темы стоит упомянуть облачные платформы – это пакет средств, который необходим для дистанционного запуска и применения приложений без особых расходов на покупку серверной техники. Для того, чтобы воспользоваться облачными платформами необходимо любое устройство с выходом в интернет. С помощью облачных платформ можно создавать различные файлы, обмениваться с другими и т.д. В нынешнее время облачные платформы стали неотъемлемой частью жизни общества, так как информация стремительно набирает свой объем и пользователям необходимо достаточно быстро обменяться информацией.

IV. Решение практических заданий (13 минут).

Учитель: сейчас мы с вами поработаем в облачной платформе Teachbase. Для этого вам надо будет следовать инструкции (см. Приложение). Вот все пункты, которые вы должны выполнить за сегодняшний урок:

1. Создать аккаунт с хорошим паролем в Teachbase.

2. Создать заметку, которая будет содержать ваше ФИО и адрес школы.

V. Контроль и самопроверка знаний (6 минут).

Работа за ПК. Обучающиеся продолжают работать все в той же облачной платформе, им необходимо решить тест, где необходимо ответить на 5 вопросов с выбором ответа. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Все вопросы будут сформированы по сегодняшнему уроку (см. Приложение). Если у кого-то из учеников появляются проблемы со входом в облачную платформу, то существует альтернатива в Google Формах.

VI. Домашнее задание (2 минуты).

§ 4.3 (пункт 3); задания № 10–20 к параграфу; № 159 в РТ.

VII. Подведение итогов урока (2 минуты).

Учитель: ребята, сегодня мы с вами познакомились с информационными ресурсами и сервисами интернета, а также попробовали поработать в облачной платформе. Вы справились с заданиями, молодцы!

VII. Рефлексия (3 минуты).

Учитель проводит рефлексию содержательного материала, поочередно спрашивает у обучающихся различные вопросы, которые направлены на анализ своих знаний и способностей. Все обучающиеся по возможности должны ответить на вопросы. Рефлексия направлена на то, чтобы усовершенствовать урок, а также на личность обучающегося.

Учитель: организует беседу по вопросам:

- какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?

- смогли ли вы их достичь?

- какой материал вам показался трудным и непонятным?

- что сегодня на уроке было легким?

- попробуйте дать оценку уроку.

Обучающиеся: отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность на уроке.

Инструкция к практической работе.



2. Далее вы должны перейти по ссылке


Рис. 29 . Курс обучающегося


Рис. 30 . Начало выполнения задания


Рис. 31 . Процесс создания заметки

5. После отправки откроется диалоговое окно, где вы сможете оставлять комментарии для учителя.


Рис. 32 . Отправка заметки

6. После переходите к заданию №3. Вам необходимо скачать файл zip и разархивировать на компьютере.


Рис. 33 . Фрагмент задания

7. После этого вы должны перейти к заданию №4 и описать процесс разархивирования файла. Удачи!

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока "Информационные ресурсы" 10-11 класс

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

по информатике на тему:

для учащихся 10-11 классов

Кобзева Ирина Алексеевна,

Тема урока: Информационные ресурсы.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов деятельности.

Цели урока: - ознакомить учащихся:

с определением информационных ресурсов;

с понятием информационный продукт;

с понятием информационная услуга и их основные виды;

- воспитать чувство ответственности, аккуратность;

- развить логическое и пространственное мышление.

Формы организации учебной работы : беседа, рассказ.

Литература: Информатика и ИКТ: Учебник. 11 класс. Базовый уровень/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 21-27

Сообщить учащимся тему и цели урока.

Проверка домашнего задания:

Как вы понимаете информационную революцию? Неизбежны ли они?

Чем были обусловлены информационные революции? Расскажите о каждой из них.

Дайте краткую характеристику поколений ЭВМ и свяжите их с информационной революцией.

Что определяет информационное общество?

Имеется ли связь между промышленными и информационными революциями?

Как вы представляете информационное общество?

Как вы понимаете информационную культуру?

Объяснение нового материала:

Представление об информационных ресурсах

В информационном обществе важно иметь представление о возможных информационных ресурсах.

В словаре С. И. Ожегова поясняется, что ресурс - это запас, источник чего-нибудь. В индустриальном обществе, где большая часть усилий направлена на материальное производство, известно несколько основных видов ресурсов, уже ставших классическими экономическими категориями:

• материальные ресурсы — совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т. д.;

• природные ресурсы — объекты, процессы, природные условия, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей;

• трудовые ресурсы — люди, обладающиё общеобразовательными и профессиональными знаниями для работы в обществе;

• финансовые ресурсы — денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры;

• энергетические ресурсы — носители энергии: уголь, нефть, нефтепродукты, газ, гидроэнергия, электроэнергия и т. д.

Информационные ресурсы - это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д.

Надо понимать, что документы и массивы документов, о которых говорится в этом законе, не существуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в информационных ресурсах. Это снижает эффективность использования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

• государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;

• библиотечные информационные ресурсы;

• информационные ресурсы в сфере образования, здравоохранения и экологии.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

• превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

• сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

• образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;

• повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле за счет своевременного использования необходимой информации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов.

Информационные услуги и продукты

Информационные ресурсы являются основой для создания информационных продуктов . Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о некотором объекте конкретной предметной области. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.

Информационный продукт это совокупность данных, сформированная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематериальный продукт, с помощью услуг.

Услуга — это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

Информационная услуга — это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

До недавнего времени основным местом сосредоточения значительной части информационных ресурсов нашей страны являлись библиотеки. Перечислим основные виды информационных услуг, предоставляемые библиотечной сферой:

• предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;

• результаты библиографического поиска и аналитической переработки информации (справки, указатели, дайджесты, обзоры и т. п.);

• результаты фактографического поиска и аналитической переработки информации (справки, таблицы, фирменное досье);

• научно-техническая пропаганда и рекламная деятельность (выставки новых поступлений, научно-технические семинары, конференции и т. п.);

• результаты информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных направлений, конъюктурные справки и т. д.).

Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. Базы данных фактически существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях, хотя они и не назывались базами данных.

С появлением компьютеров существенно увеличились объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширился круг информационных услуг.

В настоящее время, когда идет интенсивная информатизация всех сторон жизнедеятельности общества, большое значение имеет дистанционный доступ к удаленным централизованным базам данных . И здесь огромную роль играет всемирная сеть Интернет и информационно-поисковые системы. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря всё большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможности отказа от собственных информационных систем.

Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.

С середины 60-х до середины 70-х годов ХХ века в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие различные виды информации по всевозможным отраслям знаний. Начиная с середины 70-х годов, с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных, ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

С 80-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих использовать информационные ресурсы, составляет информационный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть научно-исследовательских, учебных, административных, коммерческих и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной технологии.

Домашнее задание: Информатика и ИКТ: Учебник. 11 класс. Базовый уровень/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 21-27

Читайте также: