Конспект лабораторной работы по физике

Обновлено: 06.07.2024

Образовательные : обобщить и повторить знания учащихся о таких понятиях как температура, внутренняя энергия, количество теплоты; о способах изменения внутренней энергии; о видах теплообмена; о законе сохранения энергии. Повысить результативность учебного процесса.

Развивающие: сформировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать результаты лабораторной работы, делать выводы, формулировать закон сохранения энергии, определение количества теплоты; проводить измерения физическими приборами и анализировать результаты.

Воспитательные: показать применение знаний в быту и технике; воспитать трудолюбие, терпение, упорство, которые пригодятся для выполнения всякой серьезной работы, повысить трудовую и творческую активность учащихся.

Оборудование: калориметр, измерительный цилиндр, термометр, стакан.

ЭТАП №1: Вступление.

Как вы думаете, почему чай быстрее остынет, если в чашку добавить холод­ное молоко?

Что можно сказать о температуре, которая установится после смешивания?

(Вы­слушать ответы учащихся.)

В разных жизненных ситуациях возникает необходимость изменения температуры жидко­сти путем смешивания ее с жидкостью другой температуры, например, при купании детей в ванне горячую воду разбавляют холодной (го­рячая вода отдает тепло, а холодная – прини­мает).

Цель сегодняшнего урока – научиться рассчитывать количество теплоты, отдаваемое и получаемое в процессе смешивания воды раз­личной температуры.

Если чай смешивают с молоком, то какое вещество отдает тепло, а какое принимает?

Можно ли рассчитать количество теплоты Q 1 , отданное чаем? А количество теплоты Q 2 , по­лученное молоком?

Какой формулой можно вос­пользоваться в обоих случаях? ( Q =с m ( t 2 - t 1 ))

Каково соотношение между Q 1 и Q 2 ?

ЭТАП №2: Техника безопасности. Определение цены деления измерительного прибора.

Но прежде необходимо повторить прави­ла безопасности. Предлагаю ознакомиться с соответствующей инструкцией.

Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы

Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

При работе с приборами из стекла соблю­дайте особую осторожность.

Проверьте целостность стеклянной посу­ды, не ставьте ее на край стола.

Если все же разбили стекло, осколки стекла нельзя стряхивать со стола руками, сметайте их щеткой. Об­ратитесь за помощью к учителю или лаборанту.

Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой.

Теперь давайте вспомним правило опреде­ления цены деления измерительного прибора (проиллюстрировать его на примере демонстрацион­ного термометра).

Можно ли вынимать из воды термометр, если вы измеряете ее температуру?

Как следует располагать термометр при снятии показаний?

Кроме известных вам приборов на столах у вас калориметр. Этот прибор предназначен для проведения опытов, в которых необходимо уменьшить теплообмен с окружающей средой. Он состоит из двух стаканов: внутреннего и внешнего, разделенных слоем воздуха. Благо­даря этому потери теплоты в процессе экспе­римента уменьшаются.

ЭТАП №3: Выполнение лабораторной работы.

ЭТАП №4: Выводы из лабораторной работы.

Сравните вычисленные значения Q 1 и Q 2 . Почему не у всех из вас эти величины равны?

Можно ли полностью исключить теп­лообмен с окружающей средой?

Какой резуль­тат вы получили бы в идеальных условиях?

Достигнута ли вами поставленная цель (прове­рено ли предположение опытом)?

ЭТАП №5: Закрепление.

Ученик получает поощрительные бал­лы в случае своего согласия с правильным ут­верждением из числа приведенных ниже или несогласия с неправильным.

Тепло всегда передается от горячего тела холодному.

Количество теплоты измеряется в джоу­лях.

Чтобы рассчитать массу т тела, необхо­димо его объем разделить на плотность ρ.

Если в холодный чай налить горячее мо­локо, то чай станет еще холоднее.

На нагревание 1 кг свинца на 100°С расходуется 13000 Дж теплоты. Определите удельную теплоемкость свинца.

Сколько теплоты надо затратить, чтобы нагреть чугунную сковороду массой 300 г от 20°С до 270°С? (с чугуна = 540 Дж/кг•°С).

Какое количество теплоты отдает стакан горячего чая (90°С), остывая до комнатной температуры (20°С)? Масса чая 200 г (с воды = 4200 Дж/кг•°С).

Латунная деталь массой 200 г имеет температуру 365°С. Какое количество теплоты она может передать окружающим телам, охлаждаясь до 15°С? (с латуни = 400 Дж/кг•°С).

Презентация – Кроссворд по тепловым явлениям.

t1638179822aa.jpg

По горизонтали:

2. Бытовой прибор, позволяющий хранить продукты при постоянной температуре, за счет уменьшения теплообмена с окружающей средой.

3. Ловушка для солнечной энергии, чаще всего применяют на огородах, (для создания необходимых условиях при выращивании растений).

4. Переход или перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым участкам. Вид теплообмена.

5. Интенсивное образование пара при постоянной температуре.

6. Физическая величина, характеризующая тепловое состояние тел.

7. Парообразование, происходящие со свободной поверхности жидкости.

9. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое.

11. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.

13. Имя шведского ученого, который предложил использовать 100 градусную шкалу температур.

14. Естественный приток воздуха при горении.

15. Конденсат водяного пара на почве, траве (чаще утром).

19. Атмосферные осадки в виде частичек льда неправильной формы.

22. Агрегатное состояние воды.

По вертикали:

1. Процесс перехода из жидкого состояния в твердое.

4. Бензин, керосин, уголь, жидкий водород – как назвать общим словом?

8. Деталь двигателя внутреннего сгорания, регулирующая поток подачи горючей смеси и выпуска выхлопных газов.

10. Внутренняя…– это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

12. Газообразное состояние жидкости.

16. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся на почве (траве) ночью при охлаждении земной поверхности ниже 0°с.

17. Процесс увеличения температуры тела.

18. Прибор, представляющий собой плоскую круглую коробку, одна сторона которой отполирована как зеркало, а другая покрыта чёрной матовой краской. С помощью этого прибора мы в свое время познакомились с тепловым излучением.

21. Французский физик, в 1631 году изобрел первый жидкостный термометр.

5. Теплообмен в жидких и газообразных средах, осуществляемый неодинаково нагретыми струями (или потоками) вещества.

3. Явление превращения жидкости в пар.

19. 2-й такт одноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания.

ЭТАП №6: Домашнее задание.

Какое количество теплоты выделилось при охлаждении масла, объем которой 20 л, если температура изменилась от 60 до 20 °С?

Рассчитайте количество теплоты, необходимое для нагревания 10 кг воды на 50 °С.

Какое количество теплоты потребуется, чтобы в алюминиевом котелке массой 200 г нагреть 2 л воды от 20 °С до кипения?

добавленные в последней редакции общеобразовательной программы по физике.

Данная работа представляет собой попытку создания описаний лабораторных работ, которые отсутствуют в учебниках физики 7 -9 классов. Описания некоторых работ составлены самостоятельно, а некоторые полностью или частично взяты из различных печатных пособий. Думаю, что имея какое-то описание, учителю есть от чего оттолкнуться и предложить учащимся свой вариант выполнения той или иной лабораторной работы.

Перечень добавленных лабораторных работ в 7 – 9 классах.

1. Л.р. №1 . Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

2. Л.р. №3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

3. Л.р №7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

4.Л.р. №8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

5.Л.р. №9. Определение центра тяжести плоской пластины.

6.Л.р. №10. Измерение давления твердого тела на опору.

1.Л.р. №1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

2.Л.р. №4 Измерение относительной влажности воздуха.

3.Л.р. №8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

4.Л.р. №12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

5.Л.р. №13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

1.Л.р. №3 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

2.Л.р. №6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

3. Л.р. №9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

  1. Л.р. №1 . Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
  2. Л.Р. №2Измерение размеров малых тел.
  3. Л.р. №3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
  4. Л.Р.№4 Измерение массы тела на рычажных весах.
  5. Л.Р. №5 Измерение объёма твёрдого тела.
  6. Л.Р.№6 Измерение плотности твёрдого тела.

3. Л.р №7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

4.Л.р. №8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

5.Л.р. №9. Определение центра тяжести плоской пластины.

6.Л.р. №10. Измерение давления твердого тела на опору.

1.Л.р. №1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

2.Л.р. №4 Измерение относительной влажности воздуха.

3.Л.р. №8. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.

4.Л.р. №12. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

5.Л.р. №13. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

1.Л.р. №3 Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.

2.Л.р. №6. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.

3. Л.р. №9. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Лабораторные работы 7 класс

Лабораторная работа №1.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Цель работы: научиться

1) определять цену деления измерительных приборов;

2) измерять физические величины с учетом абсолютной погрешности.

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), линейка, термометр, стакан с водой, небольшая баночка, пробирка, пузырек.

Порядок выполнения работы.

1.Определите цену деления измерительных приборов и абсолютную погрешность измерения этими приборами (пока под абсолютной погрешностью измерений считаем абсолютную погрешность отсчета , которая получается от недостаточно точного отсчитывания показаний средств измерения, ∆А – равна в большинстве случаев половине цены деления измерительного прибора).

а) цена деления мензурки ц.д. =

∆V = ½ ц.д. мензурки, ∆V =

б) цена деления термометра ц.д.=

∆t = ½ ц.д. термометра, ∆t =

в) цена деления линейки ц.д.=

∆ ℓ = ½ ц.д. линейки, ∆ℓ=

2.Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений.

Запись результата измерений с учетом погрешности:

температура воды, t, 0С

В таблице А – измеряемая величина (объем, температура, высота); ∆А – абсолютная погрешность измеряемой величины (∆V, ∆t, ∆ℓ).

4.Измерьте температуру воды в стакане.

5.Измерьте высоту пробирки. Данные всех измерений занесите в таблицу.

6. Сделайте вывод.

Лабораторная работа №3.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.

Цель работы: убедиться в том, что при равномерном движении тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути. Измерить скорость.

Приборы и материалы: трубка стеклянная длиной не менее 200 мм с водой(можно использовать трубку длиной 600 мм из оборудования на газовые законы) , стеариновым шариком и тремя резиновыми кольцами (кольца от детских надувных шариков), метроном (один на класс), линейка измерительная.

Порядок выполнения работы.

1.Расположите стеклянную трубку с водой вертикально и держите ее в таком положении до тех пор, пока стеариновый шарик не поднимется к верхнему концу трубки.

2.Одновременно с одним из ударов метронома, настроенного на частоту 120 ударов в минуту, поверните трубку на 180 0 и сосчитайте число ударов, за которые шарик проходит всю длину трубки.

3. Поместите резиновое кольцо на середине трубки и убедитесь, что за половину времени движения шарик проходит половину длины трубки.

4.Разделите трубку резиновыми кольцами на три, а затем на четыре равные части и, проведя опыты, убедитесь в том, что за треть и четверть времени шарик проходит третью и четвертую часть длины трубки.

5. Результаты измерений внесите в таблицу.

Таблица. (вся длина трубки принята за 1).

путь в долях от длины (s) трубки

6.Сделайте вывод о характере движения (смотри цель работы).

7.Измерьте величину скорости равномерного движения. Для этого:

а) измерьте длину трубки s ;

б)измерьте время движения шарика в трубке t = 0,5 n, где n –число ударов метронома;

в) по формуле рассчитайте скорость v = s/t.

8.Расчитайте абсолютную и относительную погрешности измерения скорости шарика.

Лабораторная работа №7.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Цель работы: исследовать, как зависит сила упругости пружины от удлинения пружины и измерить жесткость пружины.

Сила тяжести грузов, подвешенных к пружине, уравновешивается силой упругости, возникающей в пружине. При изменении числа грузов, подвешенных к пружине, изменяется ее удлинение и сила упругости. По закону Гука F упр. = k│ ∆ℓ│, где ∆ℓ- удлинение пружины, k – жесткость пружины. По результатам нескольких опытов постройте график зависимости модуля силы упругости F упр. от модуля удлинения │ ∆ℓ│. При построении графика по результатам опыта экспериментальные точки могут не оказаться на прямой, которая соответствует формуле F упр. = k│ ∆ℓ│. Это связано с погрешностями измерения. В этом случае график надо проводить так, чтобы примерно одинаковое число точек оказалось по разные стороны от прямой. После построения графика сделайте вывод о зависимости силы упругости от удлинения пружины .

Возьмите точку на прямой (в средней части графика) и определите по графику соответствующие этой точке значения силы упругости и удлинения и вычислите жесткость k. Она и будет искомым средним значением жесткости пружины.

Приборы и материалы: штатив с муфтами и лапкой, спиральная пружина, набор грузов , масса каждого по 0,1 кг, линейка.

Порядок выполнения работы.

1.Закрепите на штативе конец спиральной пружины.

2.Рядом с пружиной установите и закрепите линейку.

3.Отметьте и запишите то деление линейки, против которого приходится стрелка-указатель пружины.

4.Подвесьте груз известной массы и измерьте вызванное им удлинение пружины.

5.К первому грузу добавьте второй, третий и четвертый грузы, записывая каждый раз удлинение │ ∆ℓ│пружины. По результатам измерений составьте таблицу:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная план-конспект урока будет полезен молодым и малоопытным учителям для классов со средним уровнем знаний или в школах гуманитарного профиля. Алгоритм выполнения работы четкий и всем детям будет понятен. Если позволяет оборудование, работа выполняется в парах

Физика 8 класс

Тема: Лабораторная работа № 4. Сборка электрической цепи и измерение силы тока.

в ее различных участка.

Тип урока: урок практических умений и навыков.

Образовательная: закрепить знания о силе тока.

Развивающая: умение пользоваться лабораторным оборудованием, измерять

силу тока, содействовать развитию интеллекта, наблюдательности, умению

анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: способствовать развитию любознательности, инициативности,

Оборудование: наборы для лабораторной работы: источник питания,

низковольтная лампа на подставке, ключ, амперметр, соединительные провода,

1. Орг. момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос по пройденным темам:

Что является электрическим током? (электрическим током является направленное движение свободных электрических зарядов).

Что называется силой тока.

Формула силы тока.

Как подключается в цепь амперметр.

Выполнение лабораторной работы.

Цель: - систематизировать знания учащихся по данной теме;

- научить учащихся собирать простые цепи и зарисовывать по ним схемы, пользоваться

амперметром для измерения силы тока;

- развивать взаимоуважение, умение работать в команде;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к мнению других;

Инструктаж по БЖ.

Зарисовать схему цепи.


Определить цену деления амперметра.

Определите верхний предел измерения силы тока данным амперметром.

6. Определите погрешность измерения амперметра.

Измерить силу тока.

Переставить лампочку ( или резистор ) в другое место цепи.

Зарисовать схему цепи.

Замкнув цепь, измерить силу тока.

Сделать вывод о силе тока.

Дополнительное задание.

Собрать цепь с двумя резисторами. или

Решить задачу Л. № 1090.

Подведение итога урока.

Домашнее задание. Повторить § 33.

Цели и задачи занятия:

Учащимся предлагается выбрать из трёх смайликов один и зарисовать его в тетрадь.


Урок формирует умения экспериментального нахождения физической величины с использованием формул, характеризующих данное явление – пользуясь формулой линзы, определить её фокусное расстояние.

Описание разработки

Цели урока:

Образовательные: сформировать умения экспериментального нахождения физической величины с использованием формул, характеризующих данное явление – пользуясь формулой линзы, определить её фокусное расстояние; продолжить работу по формированию умений делать выводы и оформлению результатов в виде таблиц;

Воспитательные: формирование убеждённости в получении правильного результата при использовании модельных представлений в познаваемости окружающего мира;

Развивающие: заканчивая выполнение лабораторных работ указать на основной метод научного познания, применяемый нами при их выполнении. Теория – вывод – опыт Úтеоретический метод.

Основной материал: Лабораторная работа. Решение задач.

Организация деятельности учащихся.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Ставится цель урока, намечаются пути её достижения и указываются критерии её достижения.

2. Проверка домашнего задания.

Тест 30 по уроку 62. 1.

Работа выполняется согласно описанию в учебнике.

Цель: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы.

Оборудование: собирающая линза, экран, электрическая лампа с колпачком в котором сделана прорезь, источник тока, измерительная лента, направляющая линейка.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Будьте осторожны при работе с линзами. Не давите на поверхность линз руками, не роняйте их на пол, не прикладывайте линзы к глазам.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять.

Положите на стол направляющую линейку, у конца которой установите экран.

Между окном и экраном установите линзу. Перемещайте линзу вдоль направляющей линейки до тех пор, пока не получите на экране изображение окна. Измерьте расстояние от линзы до изображения – это будет фокусное расстояние линзы F (оно будет тем точнее, чем дальше находится линза от окна). Отметьте на линейке фокусное расстояние линзы F.

Последовательно располагайте лампу на различных расстояниях d от линзы:

Каждый раз наблюдайте полученное изображение нити накала лампы. Измеряйте в каждом случае расстояние от лампы до линзы d, от линзы до изображения f. Запишите в таблицу, каким будет изображение в каждом случае: увеличенное - уменьшенное; действительное - мнимое; прямое – обратное (перевернутое).

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ФИЗИКИ.

Лабораторная работа №9

Булынский Анатолий Николаевич, учитель физики

Цели урока: Образовательные: сформировать умения экспериментального нахождения физической величины с использованием формул, характеризующих данное явление – пользуясь формулой линзы, определить её фокусное расстояние; продолжить работу по формированию умений делать выводы и оформлению результатов в виде таблиц;

Воспитательные: формирование убеждённости в получении правильного результата при использовании модельных представлений в познаваемости окружающего мира;

Развивающие: заканчивая выполнение лабораторных работ указать на основной метод научного познания, применяемый нами при их выполнении. Теория – вывод – опыт теоретический метод.

Основной материал: Лабораторная работа. Решение задач.

Организация деятельности учащихся.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Ставится цель урока, намечаются пути её достижения и указываются критерии её достижения.
2. Проверка домашнего задания.

Тест 30 по уроку 62.1.

Цель: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы.

Оборудование: собирающая линза, экран, электрическая лампа с колпачком в котором сделана прорезь, источник тока, измерительная лента, направляющая линейка.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Будьте осторожны при работе с линзами. Не давите на поверхность линз руками, не роняйте их на пол, не прикладывайте линзы к глазам.

С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять.

Ход работы.

Положите на стол направляющую линейку, у конца которой установите экран.

Между окном и экраном установите линзу. Перемещайте линзу вдоль направляющей линейки до тех пор, пока не получите на экране изображение окна. Измерьте расстояние от линзы до изображения – это будет фокусное расстояние линзы F (оно будет тем точнее, чем дальше находится линза от окна). Отметьте на линейке фокусное расстояние линзы F.

Последовательно располагайте лампу на различных расстояниях d от линзы:

1) d F; 2) F d F; 3) d 2F.

Каждый раз наблюдайте полученное изображение нити накала лампы. Измеряйте в каждом случае расстояние от лампы до линзы d, от линзы до изображения f. Запишите в таблицу, каким будет изображение в каждом случае: увеличенное - уменьшенное; действительное - мнимое; прямое – обратное (перевернутое).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапредметная: развивать умения наблюдать, сравнивать и обобщать результаты эксперимента; развивать умение логически излагать свои мысли.

Личностная: продолжить развивать интерес к изучению физики, активизировать познавательную деятельность, воспитывать: аккуратность при выполнении работ, организованность, дисциплинированность, умение работать в микрогруппе.

Метапредметная: развивать умения наблюдать, сравнивать и обобщать результаты эксперимента; развивать умение логически излагать свои мысли.

Личностная: продолжить развивать интерес к изучению физики, активизировать познавательную деятельность, воспитывать: аккуратность при выполнении работ, организованность, дисциплинированность, умение работать в микрогруппе.

Тип урока: комбинированный.

Урок повторения ранее изученного материала и проведение лабораторной работы.

Оборудование к уроку: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска, источник питания, вольтметр, спирали-резисторы-2шт., ключ, соединительные провода.

Актуализация знаний

- Здравствуйте, все ли у вас готово к уроку. Итак, начинаем.

Мы его измеряли?

-Поэтому тема сегодняшнего урока, какая будет у нас?

-Позволю дополнить тему: на различных участках цепи. Слайд 1.

Откройте рабочие тетради и запишите тему урока.

Повторение изученного материала

Взаимопроверка в парах по вопросам. Слайд 2.

1.Что такое электрический ток? (Упорядоченное движение заряженных частиц)

3. Вспомните элементы цепи и их условное обозначение.

4.Что показывает напряжение? (Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую)

5.По какой формуле рассчитывается напряжение? (U=A|q)

6.Единица измерения напряжения? (В-ВОЛЬТ)

7. Как называется прибор для измерения напряжения? (Вольтметр)

8. Как включают вольтметр для измерения напряжения на участке цепи?

(1.Включать в электрическую цепь только параллельно.( Зажимы вольтметра присоединяют к тем точкам цепи, между которыми надо измерить напряжение)

3.Можно включать в цепь без нагрузки.)

1.3 Проверка знаний и умений

Назовите название условных обозначений компонентов электрической цепи.

Слайд 3(Волшебное окно)

Вспомните правила включения вольтметра в эл. цепь. Слайд 4.

Предлагаю собрать на доске электрическую цепь, состоящую из 2-х эл. ламп, соединенных последовательно, ключа, источника тока и вольтметра, измеряющего напряжение на лампе 1.(на лампе 2, на источнике тока, на 2-х лампах)

А вы зарисуйте схему этой цепи у себя в тетради. Ученик В зарисует схему эл. цепи на доске.

На схеме покажите направление электрического тока и укажите на схеме полярность клемм у вольтметра.

Физкультминутка(пассивная):

В кабинете физики на одной из стен имеются изображения трёх голубей разного цвета. Под спокойную музыку учащимся предлагается зафиксировать внимание на одном из них, затем закрыть глаза, медленно повернуть голову и мысленно перенести изображение голубя на противоположную стену. То же самое проделывается с остальными изображениями голубей. Тем самым обеспечивается отдых глазам и головному мозгу

Выполнение лабораторной работы

Рабочие тетради закрываем. Открываем тетради для лабораторных работ(с.8).

-Как называется работа? (Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.)

-Какова цель работы? (Измерить напряжение на участке цепи, состоящем из двух последовательно соединённых спиралей, и сравнить его с напряжением на конце каждой спирали)

-Какие приборы и материалы необходимы для выполнения работы? (источник тока, спирали-резисторы-2 шт., вольтметр, ключ, соединительные провода)

Вольтметр взять с пределом измерения 6 В.

Выполняя работу, соблюдайте ТБ:

ТБ при работе с электроизмерительными приборами. Слайд 5

Осторожно! Электрический ток! Убедитесь в том, что изоляция проводников не нарушена. При сборке электрической цепи аккуратно располагайте провода, а наконечники плотно зажимайте клеммами.

Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, не прикасаться к токоведущим частям, находящимся под напряжением или оголенным проводам. Не включайте цепь без разрешения учителя. На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Оберегайте приборы от падения. Не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов.

-Ребята при выполнении лабораторной работы мы соблюдаем ТБ, а для чего?

-Высокое напряжение опасно для жизни. Тело человека и животных очень хорошо проводит электрический ток, поскольку содержит ионные растворы. Тело человека является проводником. Проходя по нему, электрический ток может вызвать повреждение жизненно важных органов, а иногда и смерть человека.

-Ребята, давайте вместе с вами выясним какое напряжение опасно для человека и Что будет с человеком, который окажется рядом с упавшим оголенным кабелем,
находящимся под высоким напряжением? Найдите ответ на этот вопрос на сайте Классная физика.

Во всех лабораторных опытах, где используется вольтметр, нужно сначала собирать цепь без него, а затем подключить вольтметр к тому участку, на котором измеряют напряжение. Вольтметр можно переключать от одного участка к другому, не разбирая остальные участки цепи.

Чтобы снимать показания с вольтметра нужно определить цену деления прибора.

Итоги. К какому выводу вы пришли?

У: Мы научились измерять электрическое напряжение на различных участках цепи. Напряжение на двух последовательно соединенных резисторах равно сумме напряжений на каждом резисторе. U = U1+ U2.

Выяснили, что электрическое поле совершает различную работу по перемещению единичного заряда в наших резисторах.

- Почему важно было узнать новую физическую величину напряжение?

У: Высокое напряжение опасно для жизни. Осторожность нужно соблюдать и в работе с небольшими напряжениями. В зависимости от условий даже небольшое напряжение может оказаться опасным.

Домашнее задание.

Повторить параграфы 39-41, упражнение 16 (1,2).

По данным лабораторного опыта придумать самим задачу и решить.

Каждый ученик получает оценку за выполнение лабораторной работы после проверки тетрадей учителем.

Читайте также: