Конспект заняття по природі середня група

Обновлено: 06.07.2024

Цель. Формирование грамматического строя речи у детей средней группы.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать общую культуру поведения, бережное отношение к природе.
  • Формировать патриотические чувства.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, мышление, внимание, память.
  • Заинтересовывать самостоятельным решением задач познавательного и творческого характера.

Образовательные:

  • Познакомить с профессией лесника, ее особенностями.
  • Повторить и закрепить классификацию диких животных.
  • Работа над словарем: лесник, лесовод, сторожка.

Словарная работа: лесник, сторожка, лисятами, бельчатами, ежатами, волчатами, медвежатами, зайчатами.

Материал. Презентация осеннего леса. Письмо лесника, воздушный шарик, диск с пением птиц, лесник персонаж.

Ход занятия

Организационный момент

Дети стоят полукругом возле стульчиков.

Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!

- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик, а здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем.

Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!

Воспитатель. Оказывается, лесник, приглашает вас к себе в гости.

А вы знаете кто такой лесник?

Как называется его домик? (сторожка).

(Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы).

Воспитатель: Ну что же, ребята, отправимся в гости? Но для этого надо произнести волшебное заклинание: (дети выполняют движения)

Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки протянуть вперед,
А затем - наоборот.
Как листочки, покружиться.
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес!

(Звучит аудиозапись голосов птиц.)

(Слайд 1 дети слушают пение птиц, лес).

Воспитатель. Ой, ребята, куда мы с вами попали? (лес)

А кто, знает где домик лесника?

А кто же нам покажет дорогу к домику Лесовика? (появляется лисичка - анимационная картинка) Вон смотрите, лисичка! У неё и спросим.

(Слайд №2 лиса)

Лисичка, лисичка - покажи,
Лисичка, лисичка - расскажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?

Лиса. Лисичка говорит, что расскажет и покажет, если вы отгадаете загадки, про животных которые живут в лесу.

Воспитатель: Давайте, ребята, сядем и послушаем, какие загадки нам загадает лисичка.

Загадки. (отгадки появляются на экране)

Кто в берлогу спать ложится-
Волк, медведь или лисица?(медведь)

Кто колючий словно елка,
Носит на спине иголки? (еж)

Есть у нас такой обычай-
Ходим стаей за добычей,
Прячемся у темной елки,
Кто мы лисы или волки? (волки)

Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год
Шуба серая для лета,
Шуба для зимы другого цвета. (заяц)

Это что за шалунишка
Рвет с еловой ветки шишку,
Семена в ней выгрызает,
Шелуху на снег бросает? (белка)

Всех зверей она хитрей
Шубка рыжая на ней. (лиса)

Лиса хвалит вас и говорит, что нам нужно идти по этой дорожке и никуда не сворачивать.

(Слайд № 3, лесная дорожка)

Дети встают у стульчиков и шагают под речёвку воспитателя.

Мы ребята молодцы,
Мы ребята удальцы,
Мы играем и поем,
Дружно, весело идем!

(Слайд №4 белочка)

Воспитатель. Смотрите, ребята, а вот и белочка. Давайте у нее спросим.

Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку

Слайд №5 (ряд картинок - деревья (2 дерева).

Воспитатель. Что вы видите на картинке? (Деревья)

Как называется это дерево? (береза)

А это какое дерево?(елка)

- Так кто мне повторит ещё раз как мы можем назвать, одним словом?

Ель, береза - деревья

Слайд №6

Что вы видите на картинке? (Птицы)

Как называется эта птица? (Снегирь)

А это что за птичка? (Синичка)

- Кто мне повторит , как мы можем назвать одним словам?

Снегирь, синица - птицы

Слайд №7

Что, вы видите на картинке? (Цветы)

Как называется этот цветок? (Ромашка)

А это какой цветок? (колокольчик)

- Кто, может, повторить еще раз как мы можем назвать, одним словом?

Ромашка, колокольчик - цветы.

Слайд №8

Что вы видите на картинке?(животные)

Как называется это животное? (Медведь)

А это что за животное? (волк)

- Кто может повторить еще раз как можно назвать, одним словом?

Медведь, волк- животные.

Белка хвалит вас и говорит, что нам нужно идти дальше по лесной дорожке, там мы встретим зайку, он нам дальше дорогу покажет.

Воспитатель. Ну, что ребята пошли дальше по дорожке, идите только по дорожке, а то потеряетесь.

(Слайд №9 дорожка)

Звучит музыка, идем по дорожке под речевку.

(Слайд № 10 зайчик)

Воспитатель. А вот и зайка. Ребята. Здравствуй, зайка.

Зайка, зайка - покажи,
Зайка, зайка - расскажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?

Зайка покажет дорогу, только сначала он говорит наверно мы устали идти и он предлагает нам отдохнуть.

Физминутка. Зайцы

Скачут, скачут волесочке
Зайцы - серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки)
Прыг - скок, прыг - скок -
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед - назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Дидактическая игра "Назови ласково"

Например:

  • Гриб - грибочек, лист - листочек,
  • Ветка - веточка, куст - кустик,
  • Ягода - ягодка, трава - травка,
  • Жук - жучок, елка - елочка,
  • Цветок - цветочек, шапка шапочка,
  • Дождь - дождичек, облако - облачко.

Зайка хвалит вас, говорит, что ему понравилось играть с вами. Нам нужно идти, дальше мы встретим ежика, он покажет нам дорогу. С дорожки не сходите, а то заблудитесь в лесу.

Звучит музыка. Идут по лесной дорожке под речевку.

(Слайд №11 ёжик)

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, а вот и ежик. Давайте у него спросим, как нам дальше пройти.

Ежик, ежик - расскажи.
Ежик, ежик - покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку.

Еж говорит, что расскажет и покажет, если ответите на его вопросы.

- Кто живет в лесу?

-Как называются животные, которые живут в лесу?

-Ребята скажите, а чего нельзя делать в лесу?

- Ребята, а вы знаете где живет медведь. в берлоге, лиса. в норе, Белка. в дупле, ёж. в норе, птичка…. в гнезде.

Ежик хвалит вас говорит ,что вы молодцы ,на все вопросы ответили. Идем, скорее к дедушке леснику он нас уже ждет.

Дети идут по дорожке к домику лесника под речевку.

(Слайд № 12 домик лесника)

Воспитатель стучит по домику.

Выходит дедушка лесник. (Второй воспитатель).

Воспитатель. Здравствуй, дедушка лесник. А мы получили твое приглашение, и пришли к тебе в гости.

Лесник. Здравствуйте, ребята. Молодцы, что пришли. А мне мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли и их не обижали.

Мне нужна ваша помощь.

- Кто знает, какое сейчас время года?

- А что происходит осенью?

Вот и в моем лесу подул сильный ветер и запутал (яблочки, грибочки) помогите мне правильно разложить их по корзиночкам.

Дети делятся на команды, подходят к столам (2 островка, столы).

Подгрупповая работа.

Лесник : Спасибо вам, ребята, за помощь! А за это я хочу вас угостить, а вот и угощение для вас. Достает корзину с яблоками. А мне пора к моим лесным друзьям.

Воспитатель: Ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Я сейчас произнесу волшебные слова, и мы окажемся в нашем детском саду.

Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки протянуть вперед,
А затем - наоборот.
Как листочки, покружиться.
Чтоб в саду нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в наш детский сад!

(Слайд №13 детский сад)

Рефлексия: Ребята вам понравилось наше путешествие в лес? Расскажите мне:

Цель: Воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её.

Преодолевать потребительское отношение, формировать у детей

экологическое сознание, соответствующие ценностные ориентации,

интерес к окружающему миру.

1. Учить детей активно участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы.

2. Формировать интерес и бережное отношение к природе, к животным.

3. Закрепить знание детей геометрических фигур (круг, прямоугольник, треугольник, форму предмета, размер, цвет.

Оборудование: красная книга с картинками (животных, птиц, растений, разрезная сорока из картона, письмо в конверте, следы сороки из цветной бумаги, цветы, насекомые, столы, блоки Дьенеша, схематичные карточки с изображением геометрических фигур, стульчики в виде пеньков, огонек из красного картона, макеты деревьев, мягкий плюшевый зайчик, фланелиграф, плоскостные разрезные фигурки диких и домашних животных, аудиозапись, картинки с изображением (леса, фермы, книга с чистыми листочками.

Раздаточный материал: геометрические фигуры, схематичные карты с изображением геометрических фигур, медальки, разрезные фигурки животных, картинки с изображением леса, фермы.

Ход занятия

(Дети выстраиваются в круг.)

Утром Солнышко встает,

(Руки подняты вверх)

Всех на улицу зовет

(Сгибать руки в локтях к груди)

Выхожу из дома я:

(Показать рукой на себя)

(Выпрямить руки в стороны)

Отвечаю Солнцу я

(Поднять руки над головой)

Отвечаю Травам я

(Опустить руки на ковер)

Отвечаю ветру я

(Поднять руки над головой и покачать ими)

Здравствуй Родина моя!

(Взять друг, друга за руки)

(Стон зверей, птиц, цветов, из красной книге)

Дети обращают внимание на издающие звуки. Перед ними лежала красная книга, которая была переполнена занесенными в нее животными, птицами, растениями.

Пролетает мимо говорливая сорока, которая знала все и даже больше, о лестной жизни.

Сорока: Караул-Караул! Беда-беда! Помогите-помогите!

(сорока улетает, из клюва выпадает письмо)

Восп. :- Ой что это?

(Ответы детей)

(Зачитываем письмо)

«Кто- то вырубил наш лес

Письмо писали медвежата,

Этот лес – дом для зверей.

Очень просим вас, ребята,

Восп. : Кто же вырубил деревья?

Дети: Это плохие люди!

Восп. : Зачем они так поступили?

Дети: Что бы растапливать в избах печь!

Продать лес на переработку!

Восп. : Как вы думаете, в большом количестве можно вырубать лес?

Потому что звери и растения погибнут!

(Дети замечают следы, что оставила сорока)

Восп. : Ребята, как вы думаете, мы можем помочь?

(Ответы детей)

Восп. : Ребята, на чем мы с вами будем передвигаться, на каком транспорте?

(Выбор детей)

Восп. : Вы готовы новым приключениям?

Восп. : Тогда отправляемся в путешествие!

(под музыку транспорт передвигается по следам сороки)

(звучит музыка природы, звуки насекомых)

(На полянке расположены цветы, насекомые, и среди цветов разбросан мусор.)

(Стоят столы, на которых лежат схематичные карточки.)

Воспитатель: Давайте пройдем на поляну. Посмотрите, здесь красивые

Проводится Игра с блока

Восп. : Давайте пройдем на поляну.

(Дети становятся полукругом.)

Посмотрите, здесь красивые цветы распустились, бабочки летают.

Воспитатель: Давайте пройдем на поляну. Посмотрите, здесь красивые

Дети: Здесь много мусора. Его нужно убрать.

Восп. : Давайте наведем порядок на поляне.

(Дети соглашаются)

Восп. : Я предлагаю очистить полянку от мусора

Наша задача собрать мусор в виде геометрических фигур и разместить их в нужную схематичную карточку.

(Дети собирают геометрические фигурки и подходят к столам, где лежат схематичные карточки, на которые дети размещают нужную фигуру.)

(Блоки Дьенеша)

Восп. : Молодцы ребята! Вы справились с заданием, и на нашей полянке стало красиво, а главное чисто.

(Выбор детей)

(Под музыку дети отправляются в путь по следам сороки)

(Дети замечают в лесу огонь, который может погубить природу.)

Дети: Здесь огонь его нужно потушить!

Восп. : А для чего его тушить, пусть горит.

Дети: Он может сжечь весь лес, животные и растения погибнут.

Восп. : И как мы можем помочь?

(Дети замечают подсказку от огня)

(Воспитатель зачитывает задание.)

«Доброе утро, ребята.

Я ждал вас, и вот теперь вы здесь.

Я огонь, люблю все вкусное.

Меня можно остановить, но только при одном условии.

Я приготовил для вас игру.

Восп. : Давайте сядем на пенечки.

Оглянитесь вокруг и скажите, что вы видите?

Дети: Деревья, зайчика, пенечки, огонь, птиц.

Восп. : Давайте выберем одно слово и поиграем с ним?

(Дети выбирают слово)

Восп. : Огонь – какой?

(ответы детей)

Восп. : Огонь, Что делает огонь?

(ответы детей)

- Греет, горит, обжигает…

Восп. : Что вы можете сказать об огне?

(ответы детей)

- Огонь помогает человеку жить.

Восп. : Что нам дает огонь?

(ответы детей)

Восп. : Молодцы ребята!

Скажите, а чего боится огонь?

Восп. : Почему огонь боится воды?

(ответы детей)

Восп. : Ребята смотрите!

Дети: Огонь испугался и ушел!

Восп. : Какие вы молодцы! Мы спасли лес от огня, а значит, природа будет жить, и радовать нас.

(Стоят столы и стулья.)

(На столах разложены карточки, на каждого ребенка.)

(На одной карточке изображен лес, а на другой ферма, рядом с карточками лежат разрезные фигурки домашних и диких животных.)

Восп. : Я предлагаю вам сесть за столы и приступить к заданию, а (Вика) выполнит это задание у доски, а после мы сможем посмотреть, глядя на доску, и определим, как сделано задание, правильно, или нет, и тем самым проверим себя.

(Самостоятельная работа детей)

Восп. : Какие вы молодцы!

Скажите, мы смогли спасти лес, животных, птиц и природу от беды?

Восп. : Что мы для этого cделали?

Дети: Очистили полянку от мусора, прогнали огонь, вернули животных в лес.

Воп. : Правильно мы прошли большой и сложный путь, но нам пора отправляться домой.

А на каком транспорте мы на этот раз поедим?

(Выбор детей)

(звучит веселая музыка)

(Музыка стихла, голос книги)

Книга: Спасибо вам ребята, вы такие смелые, отважные не побоялись трудностей и опасности и освободили меня от тяжести. Спасибо вам, и за свою свободу я награждаю вас медалью.

Рядом стоит волшебный сундучок, а в нем медальки.

(Дети награждаются медальками)

Восп. : Природа дает нам все, и красоту и чистоту, и продукты

Воспитатель: Природа дает нам все : и красоту, и чистоту, и продукты

питания, а человек, зачастую, обижает природу, ведет себя не правильно по

отношению к ней. Так давайте беречь природу, и она нам будет благодарна.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитатель: Лукьянова А.У.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей.

Образовательные: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека.

Развивающие: развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.)

Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом.

Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля?

Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле.

Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Воспитатель:

«Люблю я бегать босиком,

И оставлять следы потом.

Но солнце землю сушит.

Я на асфальте обведу

Свои следы мелками.

Но ветер тучи принесёт

И смоет их дождями.

А может, краски попросить

И, извозив сандалии, так на дороге наследить,

Чтоб все об этом знали?

А мне в ответ: Земля твой дом.

Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.)

Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет.

«Словно крыша над землёю,

А под крышей голубою-

Горы, реки и леса,

Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу.

Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте мы эти дома сравним. (Картины.)

Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.)

А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.)

Но солнце не только греет, значит его можно сравнить ещё с чем. с плитой, батареей.

В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.)

В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.)

В доме есть пол, а в природе? (Земля.)

На полу у нас лежит ковёр, ан на земле? (Растёт трава.)

В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.)

У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.)

В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.)

В природе живут какие животные? (Дикие.)

В обычном доме? (Домашние.)

В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения)

Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.)

А зачем нужен воздух, что произойдёт если не будет воздуха? (Ответы детей.)

Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.

Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.

На лужайке поутру, мы затеяли игру

Дети встают в круг, берутся за руки

Я ромашка, ты вьюнок, становись-ка в наш венок.

Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире,

Делают 4 шага назад

А теперь мы ручейки, побежим вперегонки

Бегут по кругу

Прямо к озеру спешим, станет озеро большим

Раздвигают круг

Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть

Смыкают круг

Мы веселые лучи

Тянутся на носочках, руки вверх

Мы резвы и горячи

Прыгают на носочках.

Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.)

Правильно, ветер, дождь, снег, солнце.

Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так?

Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.)

Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.)

Дождь питает растения, даёт влагу.

Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни.

А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает?

Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет.

Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом.

Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный.

Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось?

Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели.

Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.)

Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты?

Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы.

Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья.

Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками.

Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать?

Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова:

Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Дети убирают мусор.)

Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке.

Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался.

Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу.

Воспитатель:

Давайте будем беречь планету-

Во всей вселенной похожей нету.

Во всей планете только одна

Для жизни и дружбы она нам нужна!

Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, что наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Ребята давайте теперь все станем вокруг нашего глобуса со следами и пообещаем все беречь природу. (Дети берутся за руки и обещают беречь природу) . И постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!

Автор: Березникова Ольга Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ детский сад №27, г. Ржев, Тверская область

Задачи:

▪ продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;

▪ подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые; организмы, требующие определенного ухода;

▪ учить детей находить комнатное растение по перечисленным признакам;

▪ дать детям представления о жизни цикламена;

▪ закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

▪ воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

Материалы и оборудование:

✓ комнатное растение цикламен;

✓ картинки с изображением стадий роста и развития цикламена;

✓ карточки-схемы с изображением предметов и действий, необходимых для роста и развития комнатных растений;

✓ картинки с изображением комнатных растений группы и одуванчика.

Предварительная работа:

➣ наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

➣ рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;

➣ уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);

Ход НОД

- Ребята, отгадайте загадку:

«Рук нет, ног нет, а двигается.

Носа нет, а дышит.

- Правильно, это растение!

- Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)

- Как дышит растение? (через листья, корни)

- Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)

- Правильно, ребята, именно корни кормят растение.

- А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)

- Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.

- Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

- Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое из них здесь лишнее? (одуванчик) Почему? /ответы детей/



- Правильно! Одуванчик растет на улице, а все остальные растения живут только в помещении. Поэтому их называют.… Как? (комнатные растения)

- Догадались, что это за растение? (цикламен)

- Правильно! Это цикламен! Вот он (показ)



- Яркие красивые цветы появились не сразу. Сначала будущий цветок спал и набирался сил в своей растительной колыбельке-семечке, укутанный в свои растительные пеленки, совсем как маленький ребенок. Семечко-колыбельку я спрятала в питательную землю и поливала. /показ схем/ В теплой влажной земле малыш-цветок начал пробуждаться и расти, расти, расти… И вот он уже слегка подрос и пеленки ему стали малы. Малыш-цветок начал вылезать из них. Но это еще не цветок, это только росток с маленьким корешком. Росток продолжал расти, стебель-клубень его креп, увеличивался в размерах и на нем появился первый листок. Постепенно листьев становилось все больше и больше. И вот появились первые бутоны, в которых спят сами цветы. Наконец бутоны распустились и открыли нам свою неповторимую красоту. Мы любуемся ими и восхищаемся ею. Рождение цветка – это настоящее чудо! Вы со мной согласны?



Динамическая пауза:

Я прошу тебя, цветок:

Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

/дети выполняют действия согласно тексту/

- А сейчас давайте еще раз рассмотрим вот эти рисунки-схемы и вспомним, что они обозначают. /ответы детей/

- Появились новые схемы: это горшок для земли, удобрения для подкормки, пульверизатор для опрыскивания.

- Давайте выберем из этих рисунков-схем только то, что нужно для жизни наших растений.



- Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

- Что было бы, если бы растение поставили в темное место? /ответы детей/

- Что было бы, если бы растение забыли полить? /ответы детей/

- Что будет, если за растением ухаживать: поливать, мыть, рыхлить землю, подкармливать? /ответы детей/

- Представьте, что вы маленькие комнатные растения. Вас посадили в теплую мягкую землю. Вы еще маленькие ростки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот чьи-то добрые руки поливают вас, рыхлят землю, чтобы ваши корни дышали, моют вас. Вы начинаете расти, стебель становится крепче, вы тянетесь к свету. Вам так хорошо жить на подоконнике рядом с другими красивыми цветами…

- Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.

Читайте также: