Ткацкие переплетения 5 класс технология конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания

Содержимое разработки

Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений

Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.

Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.

Дать краткие сведения о видах дефектов тканей.

Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

Развитие сенсорных и моторных навыков

Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.

Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнение задания.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

кабинет (мастерская) трудового обучения;

инструменты, материалы, приспособления: ручка, карандаш, иглы, шерстяные нитки 2 цвета, ножницы, линейки, клей ПВА, шаблоны, цветной картон 10Х10.

2. Дидактическое обеспечение:

Презентация “Ткацкие переплетения и дефекты тканей” выполненная в Microsoft PowerPoint

учебник (учебное пособие);

таблицы ткацких переплетений

образцы и наглядные пособия натуральных волокон животного происхождения;

коллекции тканей из натуральных волокон;

коллекции тканей различных видов переплетений;

коллекции тканей с различными видами ткацких дефектов;

карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы;

инструкционно – технологические карты по выполнению ткацких переплетений;

образцы видов переплетений

образцы поузловой обработки переплетений

материалы для контроля знаний учащихся

карточки-задания для проведения лабораторной работы “Определение достоинств и недостатков переплетений”

Методы обучения:

словесные: вопросы, объяснение, беседа

наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.

практические: лабораторная работа по определению достоинств и недостатков простых переплетений, самостоятельные работы учащихся по выполнению макетов саржевого, сатинового, атласного переплетений.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадно-звеньевой.

Тип урока: комбинированный.

1. Организационный момент:

Приветствие, настрой учащихся на работу. Карточки настроений.

Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;

“ Виды ткацких переплетений: саржевые, сатиновые и атласные. Ткацкие дефекты”. Презентация. Слайд 2.

Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать? (Ответы написать на листах и прикрепить на доску, от каждой группы по одному ответу.)

Давайте поиграем и вспомним, что мы уже знаем из курса 5 класса и предыдущего урока о происхождении натуральных волокон, ткачестве, основе и утке, о долевой нити и правилах ее нахождения.

3. Актуализация знаний:

Дидактическая игра “ Ромашка” к доске попрошу выйти по одной девочке из каждой группы

И взять с ромашки по 2 лепестка вслух назвать номера вопросов и подготовить ответы в группах.

Вопросы к классу:

Какие волокна называются натуральными?

Перечислить животных, из шерсти которых получают волокно

Какова последовательность первичной обработки шерсти?

Что называют натуральным шелком?

Перечислить стадии тутового шелкопряда.

Страна происхождения шелка? Какова цель первичной обработки шелка?

Как определить в ткани долевую и уточную нить.

Что такое основ, а что уток.

По образцу определить долевую нить в ткани.

4. Изложение учителем нового материала (Слайд 3–11).

В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же ткань лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только отличного качества, но и красивым?

Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений их признаками (Слайд 3–5).

Запись в тетрадь: Виды простых переплетений.

Запишите в тетрадь следующие термины.

Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях.

Раппорт определяют числом входящих в него нитей.

Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – Ry

Сдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей.

Саржевое

переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх слева направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

Атласное

(сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

Полотняное переплетение

нить основы и утка переплетаются через одну.
одинаковый рисунок с лица и изнанки
большая прочность и износостойкость

Саржевое переплетение

Нить утка перекрывает две нити основы через одну нить.
Рисунок в виде рубчика идущего в косом направлении.
Растяжимость
Осыпаемость

Закрепление изученного материала.

Лабораторная работа (7 мин).

А теперь я предлагаю вам выполнить лабораторную работу: “Определение достоинств и недостатков тканей, выработанных саржевым, сатиновым и атласными переплетениями”. В помощь для выполнения работы на рабочих столах есть таблица “Свойства тканей” (Слайд 13).

Работа с образцами тканей разных переплетений и ИК.

(Групповая работа.)

По окончанию работы учащиеся делают вывод от группы.

Молодцы! И так мы поняли, что от характера лицевой поверхности, будет зависеть, какими приемами мы будем пользоваться при изготовлении изделия, от этого будет зависеть его качество.

Контрольные вопросы:

С какими ткацкими переплетениями вы познакомились на уроке?

Что такое раппорт? (Слайд 13.)

5. Практическая работа:

Выполнение ткацких переплетений.

Вводный инструктаж учителя: проверка готовности к началу работы учащихся.

Работа в группах.

Сегодня ребята предлагаю вам изготовить образцы ткацких переплетений.

Для каждой группы переплетения будут разные. Эта группа саржевое, эта сатиновое, соответственно эта атласное.

В ваших коробках лежат шерстяные нитки, иглы, ножницы и мини ткацкий станок ТРАФАРЕТ. Возьмите это и положите перед собой.

6. Пробное выполнение приемов практической работы

Посмотрите на меня внимательно. В правую руку возьмите одну нитку. В левой руке у вас трафарет. И начиная из левого нижнего угла со второй надсечки натягиваем нити основы вверх обогнув надсечку вниз, внизу обогнули надсечку вверх и продолжаем это делать до последней надсечки. Посмотрите, как это должно выглядеть (учитель показывает приемы выполнения на образце, демонстрируя лицевую и изнаночную стороны переплетения, обращая внимание на лежащие перед детьми инструкционные карты) на доске (Слайд 14). Конец нитки оставляем вверху и завязываем бантом на изнаночной стороне, оба конца. Это будет выглядеть следующим образом (учитель демонстрирует). Затем, вдеваем вторую нить в иглу. Игла у нас служит утком подающим нить. И начинаем согласно инструкционной карте лежащей у вас на столе продевать уточную нить слева на право.

Саржевое – число перекрытий основы 3 на 1(нить утка перекрывает две нити основы через одну нить. На лицевой стороне мы четко видим диагоналевый рубчик, идущий снизу вверх слева на право.

Сатиновое – число перекрытий основы 4 на 1(Одна нить утка перекрывает 4 нити основы)

Атласное – число перекрытий основы 6 на 1(Одна нить основы перекрывает 6 нитей утка)

Чем больше число перекрытий, тем блестящей или матовей будут ткани.

7. Самостоятельная работа учащихся по ИК (Слайд 14.)

Приступаем к работе.

Текущий инструктаж учитель проводит по ходу выполнения учащимися ткацких переплетений. Консультирует, дает рекомендации, оказывает помощь.

Целевые обходы

Контроль соблюдения правил техники безопасности, проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации, контроль за рациональным использование учебного времени учащимися.

Оценки за выполненную работу заносятся в карту группы – оценки детей.

Действия учителя.

Что у нас получилось?– ткацкие переплетения.

Учитель собирает карты группы, подводит итог практической работы по результатам, и получившимся ткацким переплетениям.

Проверка карточек группы (выставления оценок).

По окончанию работы:

разбор типичных ошибок учащихся;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок.

Вывод учителя.

Не у всех вас получились образцы переплетений правильно. Как можно назвать, одним словом эти ошибки?

Ответ детей и вывод (дефекты, дырки, пропуски)

9. Изложение учителем нового материала.

Вы правы мы получили ткацкие дефекты (Слайд 15).

Прежде чем раскроить ткань ее просматривают по всей длине и ширине, нет ли на ней ткацких дефектов, т. Е. недостатков, повреждений. Эти дефекты могут возникнуть при обрыве нитей или разладке механизмов ткацкого станка. Ткацкие дефекты портят внешний вид изделия и поэтому при раскрое необходимо их выявить, учесть и обойти.

Обнаруженные дефекты необходимо обвести мелом или ниткой,

Работа с учебником и слайдом стр. 12 (Дефекты печати)

Дети записывают в рабочую тетрадь основных понятий:

Дефекты – это недостатки и повреждения ткани.

Виды дефектов (слайд 16, 17.)

Ткацкие дефекты:

нарушение целостности ткани

Дефекты печати:

непропечатанные места (участки с отсутствием рисунка или нечетким изображением);

перекос рисунка (особенно видно на тканях в полоску и клетку не параллельность кромке);

засечка (полоса ткани без рисунка).

Целью нашего урока было узнать подробнее:

Зачем нам нужно знать волокнистый состав тканей, различать ткацкие переплетения, находить дефекты тканей?

Ответ детей: устно.

Сегодня на уроке мы доказали, что изучение волокнистого состава ткани, ткацких переплетений и дефектов ткацкого производства нам поможет при выборе тканей для пошива изделия хорошего качества.

10. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания:

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Урок составлен учителем трудового обучения: Малюковой А.С.

1.Познакомить с простейшими видами ткацких переплетений. Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.

2.Научить определять долевые и поперечные нити в ткани, определять направление долевой и уточной нитей; определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

3.Познакомить с профессией ткача и прядильщицы;

Метод урока: объяснение с использование ИКТ (образовательные ресурсы), лабораторная работа

Материалы и оборудование: наглядность, образцы ткани, компьютер, проектор.

Проверить готовность учащихся к уроку.

Коррекционно- развивающие упражнения.

2. Актуализация изученных знаний.

  1. Какие виды волокон вы знаете? (натуральные и химические).
  2. Какие группы волокон дает нам природа? (натуральные).
  3. На какие группы по происхождению делятся натуральные волокна? (растительные: лен, хлопок; животные; минеральные).
  4. Расскажите о волокне хлопок (где выращиваю, как получают волокно).
  5. Расскажите о волокне лен (где выращиваю, как получают волокно).
  6. Как называется процесс производства тканей? (ткачество).
  7. Назовите профессии, связанные с процессами получения волокон и тканей? (хлопковод, ткач, прядильщица, наладчик ткацких станков).

3. Постановка целей урока.

4. Изучение нового материала.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получают путем переплетения нитей. (рис. в учебнике)

Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи.

ОСНОВА ТКАНИ — продольная система нитей в ткани. В процессе её переплетения на ткацком станке с нитями другой системы утка формируется собственно текстильная ткань.

Раппорт – число нитей, образующих повторение рисунка, как по длине, так и по ширине ткани.

Существуют различные виды переплетения нитей в тканях. Самое простое переплетение – полотняное.

Раппорт равен двум нитям.

ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - переплетение, при котором происходит строгое чередование основной и уточной нитей в соотношении 1:1. При этом если первая нить основы вышла на поверхность, то вторая закрывается уточной нитью и т.д. Такое строгое чередование происходит по всей длине и ширине ткани. При этом получается материал, одинаковый с обеих сторон.

Полотняное переплетение имеет широкое применение. Осыпаемость и сыпучесть ткани в полотняном переплетении меньше, чем в саржевом и сатиновом, так как в последних основные и уточные нити меньше скреплены между собой.

Раппорт равен трём нитям.

САРЖЕВОЕ ИЛИ ДИАГОНАЛЬНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - такое, в котором каждая нить утка по отношению к нити основы в каждом следующем ряду сдвигается на один ход вправо или влево. Места пересечения нитей образуют на поверхности ткани диагональные полоски под углом 45 градусов. Если утки сдвигаются вправо, получается лицевая саржа, если влево - изнаночная.

Ткани саржевого переплетения мягкие, имеют большую растяжимость по косому направлению, хорошо драпируются, срезы обладают большой осыпаемостью. По сравнению с тканями полотняного переплетения, ткани более плотные, толстые, тяжёлые, менее прочные.

Раппорт равен пяти нитям.

АТЛАСНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - переплетение, при котором не менее пяти нитей основы закрывают уток, выходящий на поверхность только над одной нитью основы. Такой атлас называют основным. Если не менее пяти ниток утка закрывают основу таким образом, что только одна основная нить появляется на поверхности ткани, - атлас уточный. Атласное переплетение имеет с лицевой стороны ровную, гладкую и блестящую поверхность , а с изнаночной стороны матовые. Эти ткани мягкие, менее прочные ,чем ткани полотняного переплетения . К их недостаткам относят осыпаемость срезов, скольжение при раскрое, сильное растяжение по косому срезу.

Сведения о ткачестве.

Ткань получают в результате переплетения нитей : долевых и поперечных. Долевые нити называют- нитями основы , поперечные – нитями утка. Лицевая и изнаночная стороны.

С лицевой стороны пестротканых, гладкокрашеных, тканей с печатным рисунком . Обычно находится минимальное количество узелков и брака. Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону. Они различаются по определенным признакам.

На лицевой стороне печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.

На лицевой стороне рисунок переплетения более четкий.

Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

У ворсовой ткани на лицевой стороне есть ворс.

У ткани с блестящей поверхностью на лицевой стороне блеск сильнее.

Нити основы (долевые нити) – нити, идущие вдоль ткани.

Нити утка (поперечные нити) – нити, идущие поперек ткани.

Нити основы идут вдоль куска ткани. Они очень прочные, длинные и тонкие, при растяжении не имеют своей длины , более скрученные и более гладкие. Нити утка идут поперёк куска ткани. Они менее прочные, более прочные, короткие. При растяжении увеличивают свою длину. Схема получения ткани на ткацком станке приведена на переднем форзаце.

В настоящее время ткацкие станки используют прокладывание уточной нити струей сжатого воздуха или воды, прокладчиком с пружинным зажимом и другими способами. После каждого продвижения прокладчика нить утка обрезается. Такие станки называют бесчелночными. Полученную ткань упаковывают в куски. На каждом куске указывают название фабрики, название ткани, ширину и длину куска, цвет ткани ,цену.

Уточная нить при повороте огибает крайнюю нить основы, а нити основы расположены по краям чаще, поэтому здесь получается более плотное переплетение. Это кромка . Она удерживает край ткани от осыпания и растяжения.

Нити основы сильно скрученные и натянуты как струны, чтобы избежать разрыва. Они тонкие. Нити утка менее скручены, толще нитей основы, не такие ровные, слабее натянуты (они должны хорошо заполнять пространство между нитями основы). Поэтому ткань по нити утка растягивается больше , чем нить основы, за счет сильной натянутости нитей звук при резком растяжении громче по нити основы. ( Демонстрация). Наряду с тканями существуют и нетканые материалы прошитые или вязаные . (Демонстрация образцов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Познакомить с простейшими видами ткацких переплетений. Дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве.

2.Научить определять долевые и поперечные нити в ткани, определять направление долевой и уточной нитей; определять лицевую и изнаночную стороны ткани;

3.Познакомить с профессией ткача и прядильщицы;

Метод урока: объяснение с использование ИКТ (образовательные ресурсы), лабораторная работа

Материалы и оборудование: наглядность, образцы ткани, компьютер, проектор.

Орг. момент.

Приветствие, настрой учащихся на работу.

Проверка явки учащихся; заполнение учителем классного журнала;

Проверить готовность учащихся к уроку.

Коррекционно- развивающие упражнения.

2. Актуализация изученных знаний.

Какие виды волокон вы знаете? (натуральные и химические).

Какие группы волокон дает нам природа? (натуральные).

На какие группы по происхождению делятся натуральные волокна? (растительные: лен, хлопок; животные; минеральные).

Расскажите о волокне хлопок (где выращиваю, как получают волокно).

Расскажите о волокне лен (где выращиваю, как получают волокно).

Как называется процесс производства тканей? (ткачество).

Назовите профессии, связанные с процессами получения волокон и тканей? (хлопковод, ткач, прядильщица, наладчик ткацких станков).

3. Постановка целей урока.

4. Изучение нового материала.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством (запись в тетрадь) Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получают путем переплетения нитей. (рис. в учебнике)

Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи. (запись в тетрадь)

В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. А как они получаются такие разные и по фактуре и по узору, по толщине и т. д.? Для того чтобы выбрать необходимую нам ткань нужно знать не только свойства волокон из которых сделаны эти ткани, но и переплетения в которых они выполнены?

Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений и их признаками.

(запись в тетрадь) Виды простых переплетений:

Раппорт – это повторяющаяся часть рисунка на ткани, вышивке, обоях. (запись в тетрадь), а также раппорт – число нитей, образующих повторение рисунка, как по длине, так и по ширине ткани. (запись в тетрадь)

Существуют различные виды переплетения нитей в тканях.

Самое простое переплетение – полотняное.

Раппорт равен двум нитям.

ПОЛОТНЯНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - переплетение, при котором происходит строгое чередование основной и уточной нитей в соотношении 1:1. При этом если первая нить основы вышла на поверхность, то вторая закрывается уточной нитью и т.д. Такое строгое чередование происходит по всей длине и ширине ткани. При этом получается материал, одинаковый с обеих сторон.

Полотняное переплетение имеет широкое применение. Осыпаемость и сыпучесть ткани в полотняном переплетении меньше, чем в саржевом и сатиновом, так как в последних основные и уточные нити меньше скреплены между собой.

Раппорт равен трём нитям.

САРЖЕВОЕ ИЛИ ДИАГОНАЛЬНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - такое, в котором каждая нить утка по отношению к нити основы в каждом следующем ряду сдвигается на один ход вправо или влево. Места пересечения нитей образуют на поверхности ткани диагональные полоски под углом 45 градусов. Если утки сдвигаются вправо, получается лицевая саржа, если влево - изнаночная.

Ткани саржевого переплетения мягкие, имеют большую растяжимость по косому направлению, хорошо драпируются, срезы обладают большой осыпаемостью. По сравнению с тканями полотняного переплетения, ткани более плотные, толстые, тяжёлые, менее прочные.

Раппорт равен пяти нитям.

АТЛАСНОЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ - переплетение, при котором не менее пяти нитей основы закрывают уток, выходящий на поверхность только над одной нитью основы. Такой атлас называют основным. Если не менее пяти ниток утка закрывают основу таким образом, что только одна основная нить появляется на поверхности ткани, - атлас уточный. Атласное переплетение имеет с лицевой стороны ровную, гладкую и блестящую поверхность , а с изнаночной стороны матовые. Эти ткани мягкие, менее прочные ,чем ткани полотняного переплетения . К их недостаткам относят осыпаемость срезов, скольжение при раскрое, сильное растяжение по косому срезу.

Сведения о ткачестве.

Ткань получают в результате переплетения нитей : долевых и поперечных. Долевые нити называют- нитями основы, поперечные –нитями утка. Лицевая и изнаночная стороны.

С лицевой стороны пестротканых, гладкокрашеных, тканей с печатным рисунком . Обычно находится минимальное количество узелков и брака. Ткань имеет лицевую и изнаночную сторону. Они различаются по определенным признакам.

На лицевой стороне печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.

На лицевой стороне рисунок переплетения более четкий.

Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

У ворсовой ткани на лицевой стороне есть ворс.

У ткани с блестящей поверхностью на лицевой стороне блеск сильнее.

Нити основы (долевые нити) нити, идущие вдоль ткани.

Нити утка (поперечные нити) – нити, идущие поперек ткани.

Нити основы идут вдоль куска ткани. Они очень прочные, длинные и тонкие, при растяжении не имеют своей длины , более скрученные и более гладкие. Нити утка идут поперёк куска ткани. Они менее прочные, более прочные, короткие. При растяжении увеличивают свою длину. В настоящее время ткацкие станки используют прокладывание уточной нити струей сжатого воздуха или воды, прокладчиком с пружинным зажимом и другими способами. После каждого продвижения прокладчика нить утка обрезается. Такие станки называют бесчелночными. Полученную ткань упаковывают в куски. На каждом куске указывают название фабрики, название ткани, ширину и длину куска, цвет ткани ,цену.

Кромка ткани.

Уточная нить при повороте огибает крайнюю нить основы, а нити основы расположены по краям чаще, поэтому здесь получается более плотное переплетение. Это кромка. Она удерживает край ткани от осыпания и растяжения.

Нити основы сильно скрученные и натянуты как струны, чтобы избежать разрыва. Они тонкие. Нити утка менее скручены, толще нитей основы, не такие ровные, слабее натянуты (они должны хорошо заполнять пространство между нитями основы). Поэтому ткань по нити утка растягивается больше, чем нить основы, за счет сильной натянутости нитей звук при резком растяжении громче по нити основы. (Демонстрация). Наряду с тканями существуют и нетканые материалы прошитые или вязаные. (Демонстрация образцов).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель технологии : Потоцкая С.А.

Технологическая карта

Пояснительная записка

в начале урока проводится повторение ранее изученной темы;

в основной части урока учащимся даются новые сведения о ткацких переплетениях и полотняном переплетении, с пояснениями и иллюстрациями;

в заключительной части урока проводится закрепление материала с выполнением различных заданий по теме, прочтение ключевых этапов работы, словаря новой терминологии.

Цель: Дать познавательные сведения о ткацких переплетениях и полотняном переплетении.

Закрепить изученный ранее материал о видах волокон, способах получения их и изделиях из них, повторить терминологию.

Дать познавательные сведения о ткацких переплетениях и полотняном переплетении.

Воспитательные:

Коммуникативные умения общения.

Ответственное отношение к учебному труду.

Коррекционные:

Продолжать работу по формированию правильной грамотной разговорной речи.

Отрабатывать произношение терминологии, следить за ударениями в словах.

Следить за правильным написанием новых слов.

Оснащение урока:

Рабочие тетради, иллюстрации, карточки-задания, образцы переплетений из бумаги, образцы лоскутков ткани различных ткацких переплетений.

Компьютер, дидактический материал в электронном виде.

Используемые технологии:

I Организационная часть

Проверка готовности к уроку: аппаратов, учебных принадлежностей.

II Основная часть

Закрепление ранее изученного материала:

работа с иллюстрациями,

Объяснение новой темы:

рассказ о ткацком производстве,

Закрепление нового материала:

ответы на вопросы;

работа с текстом (ответы на вопросы по пройденной теме),

задание: выполнение образца ткацкого переплетения

Здравствуйте , р ебята!

Проверьте работу ваших аппаратов.

Вы меня слышите? Кто плохо слышит? ______,

Я прошу вас говорить слитно с ударением.

______, как вы будете говорить?_______,…

Вы готовы к уроку?

Откройте тетрадь (речь за экраном), запишите число и тему урока.

(Учащиеся надевают аппараты и проверяют их)

__________: я буду стараться говорить правильно.

_________: я буду говорить правильно.

Я готов к уроку (я не готов к уроку)

Учащиеся записывают число и тему.

1. Девочки, что нарисовано на рисунке?

(На экране монитора иллюстрация волокон)__________?

Правильно сказала……….? ____,…..

___________: на рисунке растительные волокна

А сейчас будем повторять виды волокон, из которых можно получить пряжу, нитки и ткани.

Будем выполнять задания.

(на парте карточки с названиями волокон)

Назовите волокна (см. фото на мониторе компьютера)

(Учащиеся отвечают на вопросы….)

(Учащимся предлагаются для изучения разные образцы ткани. Учащиеся должны определить волокна, из которых получены ткани, наклеить на карточку-задание и подписать их)

(Учащиеся определяют волокна, приклеивают, делают надписи на них….)

(На столе образцы тканей. Необходимо выполнить опыт по рястяжению нитей и определить основу и уток.)

Учащиеся работают с дидактическим материалом и определяют нить основы и утка.

(Объяснение учителем нового материала). А сейчас новая тема: Текстильные переплетения

Давайте вместе прочитаем, что ткань – это …..

А теперь давайте узнаем, что же такое ткацкие переплетения….

Далее мы посмотрим, как же выполняются переплетения на ткацких станках…..

Девочки читают определение ткани…………

Ткань-материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения нитей (пряжи).

Ткацкие переплетения — различные способы взаимных переплетений нитей основы и утка́.

Далее учащиеся рассматривают фото процесса ткачества на ткацких станках древности и современности.

(Объяснение учителем нового материала).

Теперь мы познакомимся с тем как образуются текстильные переплетения.

Ткацкие переплетения принято обозначать схемой, состоящей из клеток двух цветов.

Основные нити располагаются в вертикальных рядах клеток, уточные — в горизонтальных.

Счёт нитей основы идёт

нитей утка — снизу вверх.

hello_html_6763dd33.jpg

Виды переплетений: полотняное,

(Учитель показывает схемы переплетений, образцы их выполнения и образцы ткани, полученные этими способами переплетения)

Учащиеся вместе с учителем изучают схему.

( вклеивают схему ткацкого переплетения)

Затем учащиеся знакомятся с раппортом и рассматривают, как он образуется, изучая схемы различных переплетений

( Учащиеся раассматривают иллюстрации, делают записи в тетради и вклеивают схемы п6ереплетений)

Закрепление знаний(тест на закрепление новых знаний по теме) :

Что такое пряжа?

Пряжа получается в процессе…

Что такое ткань?

Вдоль кромки проходят нити…

Поперек ткани проходят нити..

Ткацкое переплетение – это…

Учащиеся отвечают на вопросы) делают записи в карточке-задании:

Тонкая нить, выработанная из коротких волокон

Материал, полученный путем переплетения нитей

Переплетение нитей основы и утка

(Учащиеся выполняют практическую работу)

Итак, мы сегодня изучали тему?__________. ________

Сегодня наш урок подошел к концу.

Давайте вместе, еще раз прочитаем новые слова….

Всем спасибо. До свидания

_________: Текстильные переплетения

Учащиеся читают словарь на доске):

Краткое описание документа:

  • в начале урока проводится повторение ранее изученной темы;
  • в основной части урока учащимся даются новые сведения о ткацких переплетениях и полотняном переплетении, с пояснениями и иллюстрациями;
  • в заключительной части урока проводится закрепление материала с выполнением различных заданий по теме, прочтение ключевых этапов работы, словаря новой терминологии.

Цель: Дать познавательные сведения о ткацких переплетениях и полотняном переплетении.

  • Продолжать работу по формированию правильной грамотной разговорной речи.
  • Отрабатывать произношение терминологии, следить за ударениями в словах.
  • Следить за правильным написанием новых слов.
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 200 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.05.2019 1185
  • DOCX 482.3 кбайт
  • 27 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Потоцкая Софья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Межпредметные связи: информатика, математика.

Тип урока: комбинированный

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент:

- проверка явки учащихся;

- проверка готовности учащихся к уроку

- отмечает отсутствующих в классном журнале

- проверяет явку учащихся;

- проверяет готовность учащихся к уроку

- дежурные называют отсутствующих

Контроль знаний

Раздает карточки с проверочной работой (2 варианта) или учащиеся садятся за ПК

Следит за выполнение п/р

Выполняют проверочную работу

Изложение нового материала

2. - доведение до учащихся цели урока

Переплетение нитей основы с нитями утка называется ткацким переплетением. Наименьшее число нитей, после которого повторяется их порядок перекрытия, называется раппортом. От вида переплетения зависит внешний вид ткани, ее фактура, прочность, осыпаемость нитей, эластичность. Виды ткацких переплетений: полотняное, саржевое, сатиновое, атласное. Самое простое переплетение нитей в ткани – полотняное, в котором нити переплетаются через одну. Полотняное переплетение придает ткани наибольшую прочность. Полотняное переплетение имеют х/б ткани – ситец, бязь, батист и др., также некоторые льняные и шелковые ткани. По учебнику

Раздает образцы тканей с разными видами ткацких переплетений, лупы

Задает вопросы по рисунку

Записывают тему урока в тетради

Зарисовывают схемы и записывают определения.

Рассматривают образцы, используя лупу, сортируют образцы с полотняным, саржевым, сатиновым, атласным переплетением

Отвечают на вопросы

Запуск проекта. Применение технологии переплетения.

Применение технологии выполнения переплетений при изготовлении поделок из поделочных материалов.

Темы предполагаемых проектов:

Поисковый этап проекта

- постановка цели и определение задач проекта;

- разработка схемы изделия;

- подбор материалов и инструментов

Представление творческих работ учащихся в технике плетения

Показывает изделия, выполненные в технике переплетения

Объясняет технологию выполнения полотняного переплетения, используя документ-камеру

Рассматривают творческие работы, представленные на

Технологический этап - работы над проектом

Проводит вводный и текущий инструктажи по выполнению работы.

Работа над проектом

Заключительный этап – представление результата

t1601574430ae.jpg

Представляют свои работы

t1601574430af.jpg

Запись домашнего задания:

Сантиметровая лента, резинка на талию

Записывает домашнее задание на доске

Записывают домашнее задание в дневники

Уборка рабочих мест

Следит за уборкой рабочих мест

Убирают свои рабочие места

Дежурные ученики поверяют порядок в кабинете

Список использованной литературы

Технология. Программа 5-8 класс / Тищенко А.Т., Синица Н.В. – М: Вентана – Граф, 2015

Читайте также: