Конспект урока органические удобрения

Обновлено: 05.07.2024

Цель : познакомить учащихся с видами удобрений и дать им характеристику.

Образовательные : формировать у учащихся представление о видах удобрений и характеристике;

. Развивающая : развить логическое мышление, память, способность анализировать, привить навыки самостоятельной и групповой работы при выполнении практических заданий;

Воспитательная: воспитать самостоятельность, инициативность, чувство ответственности за выполненную работу, коммуникабельность, уверенность в своих знаниях и возможностях, показать практическое значение полученных знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Коррекционно-развивающие : корригировать и развивать произвольное внимание при выполнении заданий на соотнесение органических и минеральных удобрений к группам удобрений; развивать зрительное восприятие путем различения структуры удобрения

Метод обучения: наглядно-демонстрационный, рассказ-объяснение с элементами самостоятельной и групповой работы

Оборудование: ,набор удобрений, вода, сода, толчёный мел, чайная ложка, стаканы.

Коррекционные слова: Удобрения, органические, минеральные

Ход урока

Организационный этап.

Психологический настрой на работу.

Давайте все вместе проговорим приветствие и настроимся на работу.

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, отвечать

И друг другу не мешать.

2)Актуализация познавательной активности учащихся

Давайте вспомним. А из каких частей состоит цветочное растение

t1582748081aa.jpg

Каково значение каждой части цветка?

З Постановка цели урока

А почему так происходит, что цветет растение живет и начинает засыхать и гибнуть ( Т.к питательные вещества которые берет растение из почвы уменьшается и их не хватает для роста растений и оно начинает гибнуть ).. Поэтому чтобы растение могло продолжать жить дальше, расти и цвести мы должны его постоянно подкармливать. А чем мы будем подкармливать растения? Правильно удобрениями И кто скажет какова будет тема сегодняшнего урока Удобрения

Цель урока- познакомиться с видами удобрения и выяснить как происходит подкормка растений удобрениями при выполнение практической работы

11Основная часть

Изучение нового материала

1Что называется удобрением?

Удобрения – это различные вещества, которые обогащают почву элементами питания и повышают её плодородие.

Удобрения бывают 2 видов;Миниральные и органические

Минеральные удобрения – это особые химические вещества, которые содержат необходимые для растений элементы питания. В зависимости от содержания минеральных веществ различают ; азотные, фосфорные и калийные минеральные удобрения

Лучше других растворяются в воде азотные и калийные удобрения, поэтому их вносят в почву перед самым посевом, в первой половине лета. Азот усиливает рост стеблей и листьев . . пример Мочевина, селитра

Калийное удобрение несет ответственность за рост листвы усиливает рост корня, луковиц и клубней и повышает сопротивляемость культуры к разного рода болезням и паразитам Калий помогает растению усваивать углекислоту из воздуха) Калий особенно необходим цветкам, при недостатке калия цветки не образуются либо они очень мелкие.

При недостатке калия, ( листья желтеют с краев и начинают постепенно опадать). Рост растений резко задерживается.

Характерный признак калийного голодания - светлая каемка по всей поверхности листа.

Много соединении калия содержит зола . Золу можно применять как хорошее калийное удобрение, и еще пример калийного удобрения калийная соль, хлористый калий

Фосфорные удобрения растворяются хуже, и поэтому их вносят осенью вместе с навозом. Фосфор ускоряет созревание плодов.. Фосфор повышают также холодостойкость растений. Пример суперфосфат

Минеральные удобрения растворяются в почвенной влаге и используются растениями быстрее, чем навоз.

Органические удобрения - вещества, состоящие из сгнивших и полусгнивших остатков растительного и животного происхожденияК ним относят навоз, птичий помет, торф, компосты, зеленое удобрение, навозная жижа ). Органические удобрения экологически безвредны для почвы и растений. В них содержатся практически все необходимые для питания растений вещества: азот, фосфор, калий и т. д. Они, безо всякого сомнения, являются наиболее ценным материалом для подкормки растений.

Получают их :

1 на ферме, В зависимости от того, каких животных содержат на ферме, навоз носит разное название: - Конский навоз

2 на болоте. На болоте растёт много травы и деревьев, из их гниющих остатков, получается органическое удобрение – ТОРФ. их можно сделать самим на огороде)

Органические удобрения изменяют структуру горшечной или садовой почвы - улучшают пористость, воздухо- и влагопроницаемость, активизируют деятельность полезных микроорганизмов.

Ребята читают о удобрениях из книги и кратко дают объяснение значение минеральных удобрений на рост и развитие растений. Выводы записывают в таблицу

2Физкультминутка

Попрошу всех ровно встать, Поднимаются из-за парт и выпрямляются

Что скажу – всем выполнять,

Руки кверху поднимите, Поднимают вверх руки.

Все вдохните – выдохните, Делают вдох и выдох.

Наклонитесь – разогнитесь. Наклоняются вперёд и откидываются назад.

Выпрямитесь – улыбнитесь, Выпрямляются и улыбаются.

Влево - вправо наклонитесь Делают наклоны вправо-влево, руки на поясе.

И ещё раз потянитесь. Поднимают руки вверх и потягиваются .

3усвоение новых знаний. После изучения органических удобрений

Где производят органические удобрения

Какие виды знаете органических удобрений

4 Первичное усвоение новых знаний . После изучения минеральных удобрений

Где производят минеральных удобрения

Какие виды знаете минеральных удобрений

Вопрос учителя учащимся. Какова роль удобрений в жизни растений?

Продолжение объяснение новой темы

2 Подразделяются удобрения на простые и комплексные .

Простые удобрения содержат один элемент питания (азот, фосфор, калий, молибден и т. Комплексные удобрения содержат не менее двух питательных элементов.

Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой . Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые требуются им в данный период жизни.

Подкормка может быть сухой и жидкой. При сухой подкормке в почву вносят сухую золу, сухие минеральные удобрения и навоз. При жидкой подкормке удобрения, например: навозную жижу, птичий помет, разбавляют водой. Подкармливать растения лучше после дождя, когда почва насыщена влагой. Если дожди долго не выпадали, растения нужно сначала обильно полить водой, а затем подкормить.

Удобрения используют с апреля по сентябрь. Никогда не вносится удобрение в период покоя и под недавно приобретенные растения или только что пересаженные в новый горшок, а особенно под растения в пересушенной почве.

Какую норму внести удобрений написано на самой упаковке удобрения(показать пузырек со способами применения)

Первичное закрепление новых знаний после изучения подразделение удобрений

Как вы поняли простые минеральные удобрения

Что такое комплексные минеральные удобрения

Перед применением подкормки цветов удобрениями нужно помнить технику безопасности

Требования безопасности при работе с удобрениями.

Храните удобрения (а это химикаты) в тёмном, сухом, недоступном для детей и животных месте.

Контролируйте срок годности и дату вскрытия упаковки.

Необходимо пользоваться средствами индивидуальной защиты (перчатки, респиратор, халат, головной убор). После работы вымойте руки с мылом.

Нельзя долго хранить растворы удобрений, выливать сразу.

Тщательно промывайте любую посуду, в которой готовили растворы удобрений.

Первая помощь при отравлении: при попадании на кожу – удалить загрязненную одежду и промыть кожу проточной водой. При попадании в глаза – немедленно промыть большим количеством проточной воды. При случайном попадании в пищеварительный тракт - выпить большое количество теплой воды, вызвать рвоту, принять активированный уголь (из расчета 1 г сорбента на 1 кг веса пострадавшего). В случае необходимости обратиться к врачу.

5)Выполнение практической работы!

Цель выяснить, каким является удобрение и как используется для внесения под цветочные растения. Произвести подкормку цветочных растений

Технологическая карта подкормки растений

Выбрать растение для подкормки

Выяснить по внешнему виду растения какого минерального вещества не хватает растению

Удобрения - вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения - это препараты, состоящие их полезных элементов, которые необходимы огородным культурам для нормального развития и созревания урожая.

Органические удобрения - удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, зелёное удобрение, ил (сапропель)

Корневое давление - давление в проводящих сосудах корней растений, которое образуется при всасывании корнями воды с растворенными в ней веществами.

Почвенное питание - процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками.

Корневые волоски - выросты клеток поверхностной ткани в поглощающей зоне корня.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Биология в схемах и таблицах / А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч-ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В этом уроке мы продолжим формирование понятия об обмене веществ, о питании организмов как одном из составляющих процессов обмена веществ, об особенностях почвенного питания растений, знания о почве как среде обитания растений, о составе и структуре почвы.

Любое растение – это настоящий живой организм, и для того, чтобы его развитие шло полноценно, требуются жизненно важные условия: свет, воздух, влага и питание. Все они равнозначны и недостаток одного пагубно сказывается на общем состоянии.

Особенности процесса питания Являющаяся основным источником энергии, без которой угасают все жизненные процессы, пища необходима каждому организму. Следовательно, питание – не просто важное, а одно из основных условий для качественного роста растения, и они добывают пищу, пуская в ход все надземные части и корневую систему. Посредством корней они извлекают из грунта воду и нужные минеральные соли, пополняющие необходимый запас веществ, осуществляя почвенное или минеральное питание растений.

Существенная роль в этом процессе отведена корневым волоскам, поэтому подобное питание носит еще одно название – корневое. С помощью этих нитевидных волосков растение вытягивает из земли водные растворы самых разных химических элементов. Работают они по принципу насоса и располагаются на корне в зоне всасывания. Растворы солей, поступающие в ткани волоска, перемещаются в проводящие клетки – трахеиды и сосуды. По ним вещества попадают в проводные зоны корня, далее по стеблям распространяются по всем надземным частям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Как сказывается избыток удобрений на росте и развитии растений? Выберите несколько вариантов ответа.

1. Растение становится бледно - зеленым.

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

5. Листья растения желтеют.

Правильный вариант ответа:

2. Растение сильно вытягивается в длину.

3. В клетках растений накапливаются нитраты.

4. Приводит к гибели рыбы и других организмах в ближайших водоёмах.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте.

Слизь, образующаяся на поверхности _______ волосков, растворяет ____ частицы почвы, облегчая их поглощение. Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в ______ зону корня. Здесь по сосудам они поступают в стебель. Это давление называют _________. Наличие такого давления доказывает ______ растений – выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит ______.

Правильный ответ:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен план-конспект на тему "Удобрения и их классификация". Изучение данной темы вожможно на уроках ботаники, почвоведения, курсах садоводсвта, цветоводства и ландшафтного дизайна. Рекомендуется, как материал для освоения новых знаний по данной теме. В работе дано определение термину- удобрение, приведены различные виды классификаций.

План-конспект занятия по основам почвоведения, агроихими и земледелия

Тема: Удобрение и их классификация

Тип урока: ознакомительный (освоение новых знаний).

Цель: формирование знаний об удобрениях и их правильном применении.

воспитательная: раскрыть роль и место экологического образования и экологического воспитания в общей системе образования специалиста ландшафтного дизайна.

развивающая: развить логическое мышление, установить причинно-следственные связи.

Материально-техническая база: иллюстрации, схемы, таблицы.

Структура урока:

Организационный момент (7 мин.)

Удобре́ния — вещества, применяемые для улучшения питания растений, свойств почвы, повышения урожаев.

Их эффект обусловлен тем, что данные вещества предоставляют растениям один или несколько дефицитных химических компонентов, необходимых для их нормального роста и развития.

Причины по которым необходимо начать работы по внесению удобрений:

Неблагоприятные факторы среды;

Постоянное уплотнение почв;

Накопление токсических веществ;

Перегрев почвы, растений (наличие построек, рядом с растительными объектами);

Плохая или медленная динамика растений: плохой рост растений, отсутствие завязей);

Дополнительная корректировка растений (обрезка).

Выбор удобрений может зависеть от сезона года, типа почвы, климатических условий, вида произрастающих растений, вида работ (подготовка цветника, клумбы, газона и прочее).

Классификация удобрений

Удобрения можно классифицировать по следующим признакам:

по происхождению (минеральные и органические);

по агрегатному состоянию (жидкие, полужидкие, твёрдые);

по растворимости( водорастворимые, полурастворимые, труднорастворимые);

по способу действия (прямого и косвенного);

по способу их внесения в почву: основное, припосевное, подкормочное, внутрипочвенное, поверхностное.

Минеральные удобрения вносятся для пополнения запаса питательных веществ в почве, таких как фосфор (P), калий (К), азот (N). Если эти удобрения вносятся отдельно, их называют простыми (аммиачная селитра (N), суперфосфат (P), хлористый калий (K)).

При внесении могут использоваться смеси удобрений, но это значительно усложняет подготовку к внесению и ухудшает качество их распределения по полю. Поэтому широкое распространение получили сложные удобрения (нитрофоски (фосфор, азот и калий) и аммофос (фосфор и азот)).

Микроудобрения (удобрения содержащие бор, марганец, цинк, медь, молибден и др.). При использовании микроудобрений большое значение имеет точное установление доз, так как не только недостаток, но и их избыток вреден для растений. Правильное применение микроудобрений предохраняет растения от некоторых заболеваний (пробковая пятнистость яблок, розеточная болезнь и др.), влияет на их рост и развитие, на завязывание плодов (усиливает процессы оплодотворения, плодообразования), урожайность и качество плодов.

В качестве микроудобрений используют чистые химические соли. Кроме того, промышленность выпускает простые и комплексные удобрения, включающие ряд отдельных микроэлементов: суперфосфат с бором, марганцем; аммофос с цинком и др.

В практике растениеводства давно установлена возможность введения в растения ряда элементов минерального питания непосредственно через листья. Такое некорневое питание действует быстрее, чем соответственное удобрение, внесенное в почву, хотя и менее продолжительно. Лучшим способом снабжения плодовых деревьев микроэлементами является опрыскивание их растворами соответствующих солей. Такое опрыскивание лучше всего проводить вечером, в пасмурную погоду, чтобы раствор не высох до того, как впитается листьями.

Наиболее распространённые виды органических удобрений — биогумус, перегной, торф, навоз, гуано, птичий помёт, компост, сапропель, комплексные органические удобрения.

Кроме того, выделяют такие категории, как:

удобрения длительного действия.

Удобрения, получаемые непосредственно в хозяйствах, называются местными (навоз, компост, торф, зола), на химических предприятиях — промышленными.

Закрепление изученного материала (15 мин.)

Дать определение терминам: удобрение, виды удобрений.

Ответить на вопросы: К каким видам относятся удобрения: навоз, азотные удобрения, биогумус, микроудобрения?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Почва. Удобрения": конспект с подробным ходом урока. На одном из этапов - групповая работа.

Цели: формирование бережного отношения к почве, формирование экологически грамотного поведения в природе

- познакомиться с понятием почва, плодородие, удобрения

- познакомиться с видами удобрений

- формировать понятие о правилах внесения удобрений

Организационный момент. Приветствие учащихся.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Игра “Узнай меня

- Я вам буду зачитывать текст-подсказку, а вы должны определить, о чем идет речь

- В ней есть живые существа: микроорганизмы, различные животные (дождевые и другие черви, насекомые и мелкие животные), а также останки от растений и животных.

(Кто уже может сказать, о чем идет речь? Как правило, данный вопрос пока вызывает затруднения. С 1 подсказки могут понять, о чем речь, далеко не все в классе)

- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Уже большее количество детей могут сказать , о чем идет речь)

- Плодородный верхний рыхлый слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Уже все, или почти все, догадываются и тянут вверх руки, чтобы ответить) (Почва)

Т! - Давайте запишем определение почвы в тетрадь.

Почва – это верхний, плодородный слой земли

Целеполагание, выстраивание плана урока

- А что нам было бы интересно узнать про почву.

- Из чего состоит почва… (Состав почвы)

- Что для нее характерно, что в ней особенного и т.п. (Свойства почвы)

2. Работа в группах

Таким образом, мы на данном этапе сразу ответим на 2 вопроса: (Какие?)
1. Состав почвы

Работа в группах:

Поделить на группы можно по-разному: по 2-3 парты, по желанию (но тогда в одной группе могут оказаться только слабые ученики, а в другой только сильные) и т.д.

Я поделю по цветам бумажек, выбранных учениками перед уроком: на столе квадратики из белой, желтой, голубой, зеленой, розовой бумаги. Очень хорошо делить учащихся, если до этого такой способ еще не использовался на уроках. Дети объединяются в группы совершенно случайно.

В 5 группах идет работа, потом обсуждение

Т! Итак, кроссворд отгадан, подводим итоги.

Подведении итогов, оформление опорной схемы в тетради

В тетради (я на доске) пишем Состав почвы:

7. Минеральные вещества (соли)

- Назовите ключевое слово, которое сложилось в выделенной строчке. (Плодородие)

- А что такое плодородие?

Т! Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Удобрения. Беседа. Актуализация ранее имеющихся знаний по теме. Формирование новых знаний.

- От плодородия почвы зависит урожайность возделываемых культур.


- Растение нормально растёт и развивается только в том случае, если в почве будут содержаться все необходимые питательные вещества.

- Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ.

- Что можно сделать, чтобы почва не истощалась?

(Дети сами скажут, что человек вносит удобрения)

- Чтобы восполнить содержание питательных веществ, в почву вносят удобрения.

- Что вы знаете про удобрения? Какие бывают? Когда вносят в почву, зимой или весной? И т.п. (Беседа по теме)

- Оказывается, вы многое знаете по этой теме. Давайте попробуем из слов по этой теме составить опорную схему.

4. Работа у доски (составление опорной схемы).

На листах бумаги распечатаны слова. Из них нужно составить схему. К доске приглашаем 1 или несколько учащихся. Они пытаются составить схему

УДОБРЕНИЯ, МИНЕРАЛЬНЫЕ, ОРГАНИЧЕСКИЕ, АЗОТНЫЕ, КАЛИЙНЫЕ, ФОСФОРНЫЕ, НАВОЗ, ПЕРЕГНОЙ, ТОРФ, ПТИЧИЙ ПОМЁТ. (Магниты)

(Опять может возникнуть затруднение. Если схема составлена верно, спрашиваем у ребят, почему именно так вы разбили удобрения на группы, пытаемся разобраться, чем отличаются органические удобрения от минеральных. Разбираем примеры.

Если в схеме что-то неверно, все вместе исправляем. И комментируем, почему так составили схему)

Удобрение - вещества для питания растений и повышения плодородия почв.

Минеральные удобрения — это азотные соединения (селитра, мочевина), фосфорные (суперфосфат, костная мука), калийные (зола, хлористый калий, сульфат калия). Названные удобрения привносят в почву элементы минерального питания, которые требуются растениям в большом количестве.

Читайте также: