Тендряков хлеб для собаки конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Раздел долгосрочного плана

Раздел 4. Мораль, этика, ценности

г.Астана, школа-гимназия №3

Учитель: Головачёва Е.Ф.

Количество присутствующих:

отсутствующих:

ЦО, которые достигаются на данном уроке

ПО5 - пересказывать (кратко, подробно, выборочно) содержание произведения или отрывка, выражая свое мнение о героях и событиях

ОС 4 Оценивание высказываний

АИ 5 Характеристика героев

АИ 7 Отношение автора

АИ9 - творческая работа

Все учащиеся смогут : рассказать об основных сведениях из биографии В.Ф. Тендрякова, историю голодомора; будут знать сюжет рассказа.

Большинство учащихся смогут : определять тему и идею рассказа, анализировать произведение, работать в группе.

Некоторые учащиеся смогут : определить авторскую позицию по отношению к ситуации, анализируют текст.

Критерии оценивания и дескрипторы

пересказ содержания рассказа

пересказывает содержание фрагмента рассказа

соблюдает стиль автора

оценивание высказывания собеседника

оценивает знание текста собеседником

выражает своё отношение к работе собеседника

оценивает речь собеседника

составление портрета героев

выделяет главных героев произведения

находит цитаты, характеризирующие основные качества героев

выражает собственное отношение к поступкам героев

определение отношения автора

заполняет таблицу, определяя отношение автора

комментирует свои ответы

Языковые цели

О богащать словарный запас, понимать термины

Привитие ценностей

Способствовать развитию культуры взаимоотношений (уважение, сотрудничество) при работе в группах, парах

Межпредметные связи

Навыки использования ИКТ

Использование видео, презентации к уроку

Предварительные знания

На уроке учащиеся будут продолжать развивать навыки анализа и интерпретации, полученные на предыдущих уроках.

этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Стадия вызова

Для актуализации учебной деятельности учитель предлагает прослушать слова эпиграфа. Работая в парах, учащиеся обсуждают содержание, идею, выражают своё мнение и определяют связь с темой урока.

Биография В. Ф. Тендрякова

Стадия изучения и омысления(65 мин)

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с этих строк. В чем их смысл?

Знакомство с темой урока и целями обучения

( постановка проблемного вопроса)

(Как бы ни было человеку тяжело, нужно сохранять в себе нравственные ценности): совесть, стремление к добру.

- Слова эти напрямую связаны с темой урока. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? (О совести, о памяти).

Знакомство с биографией В. Ф. Тендрякова .

1. Учитель делит класс на группы, демонстрирует ролик и дает задание:

Внимательно прослушать материал, составить и записать по одному тонкому и толстому вопросу.

После того как ученики прослушают материал, учитель предлагает парам воссоздать информацию о биографии В.Ф. Тендрякова, обмениваясь вопросами.

Какие мысли и чувства вызвало у вас биография В. Ф. Тендрякова?

ФО : самооценка

-Понимание, внимательность, применение.

Исследовательская беседа на основе исторической справки. (Презентация) 1.

2.1 . Тема голода 1932-1933г. была одной из запрещенных, правительство не желало признавать вопиющих фактов жесточайшего голодомора в стране, вся информация об этом страшном для людей времени была засекреченной, умерших от голода хоронили в строгой секретности.

Памятники жертвам политических репрессий. Казахстан. Астана. Караганда.

hello_html_m37860244.jpg

Карта депортации народов СССР.

hello_html_m7fdb6191.jpg

2.2. Работа со словарём.

Совесть - Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом

Репрессия – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами.

Геноцид – политика истребления населения по расовому, национальному или религиозному мотивам.

ФО В заимооценивание, мнения одноклассников.

3. Корректировка учащимися цели обучения. Задания.

2. Перед вами таблица “тонких” и “толстых” вопросов. Какие вопросы возникли у вас после просмотра фильма о писателе и исторической справки? Обменяйтесь “тонкими” и “толстыми” вопросами с соседом по парте, обратитесь к другим одноклассникам. Попытайтесь вместе ответить на интересующие вас вопросы

Что общего…?
Объясните, почему…
Почему вы думаете…?
Как вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…
Приведите аргументы…

Критерии оценивания

Ученик достиг цели, если:

1.Даёт развёрнутые ответы на вопросы.

2.Высказывает своё мнение.

3.Формулирует вопросы литературной темы в соответствии с исторической информацией.

ФО : данную работу проверяет учитель
Критерии оценивания:

- высказывает свое личное мнение;

- используя примеры из текста для подтверждения своего мнения;

- использование литературных средств выразительности.

3.1. Предлагаю вам определить основную тему рассказа. Вам предложены предполагаемые темы, выберите, какая из них, на ваш взгляд, главная? Почему? Отражены ли в рассказе остальные темы?

4. Выделение ключевых эпизодов рассказа.

Составление линейной ассоциограммы (объяснение порядка частей, содержащихся в тексте; соответствие между частью текста и его общей идеей).

История с разлитым молоком 2. Случай в школе.

Поиск самого голодного. 4. Встреча с собакой.

5. Аналитическая беседа по вопросам:

(формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им).

почему 1-й эпизод оказал более сильное потрясение, чем смерть?

почему во 2-ом эпизоде одноклассники без благодарности отнеслись к попытке

Володи накормить их?

почему Володя прогнал от дома голодных людей?

ФО Взаимооценивание

Критерии успеха

Ученик достиг цели, если:

Выделяет ключевые эпизоды ;

Оценивает их по степени важности для писателя, для страны, для последующего поколения;

Цитирует строки для подтверждения своих мыслей.

6. И/П/Г Анализ литературных образов героев.

Составление СЛС (структурно-логической схемы) (нахождение необходимой информации, сопоставление форм выражения информации)

Речь. Диалог.

Художественные

Оплывшее свинцовое лицо;

Воспалённо-тёмное лицо; глядел под ноги, не поднимая головы; бродил подолгу.

Красный верх фуражки

Вовка Тенков

- Как ведут себя представители власти рассказа?

-Каким вы видите будущее отца Володи? Почему В.Ф. Тендряков оставляет финал открытым? (Автор не предлагает однозначный ответ. Возможно, привязанность к сыну спасет отца Володи от страшного финала.)

Критерии успеха

Ученик достиг цели, если:

1.Определяет ключевые характеристики;

2.Демонстрирует понимание образа;

3.Определяет средства выразительности, указывая на примеры.

Ф комментарии учеников, наблюдения учителя

Группы представят свои работы в виде заполненной таблицы с сопровождающей устной презентацией.

Учащиеся из других групп дадут оценку, отражающую полноту раскрытия темы, логичность изложения материала, уместность использования цитат для доказательства своих мыслей и др.

Ф комментарии учеников

Учитель предлагает работать в группах для определения отношения автора к героям и главным проблемам рассказа.

Ученики работают в группах, распределяют обязанности, чтобы ответить на главный вопрос

1. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, рассказом "Хлеб для собаки". В год публикации (1988), уже после смерти автора, один из публицистов назвал свою статью о нём "Потаённый Тендряков". Несмотря на видное место, которое занимает Тендряков в современной литературе, о его личной жизни и творчестве написано очень мало. Итак, открыть для себя "потаённого" Тендрякова предстоит нам сегодня.

Мы назвали наш урок-проект "Тревожная совесть Тендрякова". Наше исследование будет состоять из презентации уже готовых индивидуальных проектов, представляющих аналитическую деятельность с выходом в Интернет, практическую проектную деятельность с использованием компьютерных технологий; группового проекта на основе решения исследовательских аналитических задач. Кроме этого у нас будет работа над общим учебным проектом на основе сотрудничества учителя и учащихся для решения задачи: как понимается выражение "тревожная совесть" писателя.

Важнейшей целью нашего исследования станет попытка проникновения во внутренний мир писателя, каким он предстаёт в рассказе "Хлеб для собаки".

Слово предоставляется " биографу". (Презентация проекта " В.Ф.Тендряков. Личное дело").

2. Знакомясь с жизненной и творческой биографией писателя, можно составить представление о внутреннем мире Тендрякова, главным качеством которого было требовательное отношение не только к окружающим, но прежде всего к самому себе.

Теперь мы обратимся к самому рассказу Тендрякова. Анализировать содержание начнём с такого структурного элемента, как заголовок. Название часто является ключом к раскрытию содержания произведения и тайны личности писателя.

Над этим работала N, известный в нашем классе, да и, пожалуй, в районе, "литературовед", победитель недавнего конкурса сочинений о Ф.И.Тютчеве.

(Презентация проекта "Смысл названия рассказа").

3. Итак, мы определили, что название имеет не столько прямое значение (оно связано с содержанием рассказа), сколько переносное и приобретает метафорическое значение. Автор, уже взрослый человек, не просто вспоминает свои детские годы, совпавшие с одним из самых драматических периодов в истории нашего государства, но и анализирует свои детские впечатления и размышления "о времени и себе". Главным в отношении писателя к окружающим и к самому себе является совесть. Именно это качество не даёт ему возможность забыть те далёкие годы.

Проанализировать свой собственный духовный мир и выяснить, как мы сами понимаем, что такое "совесть", попытался N, почти профессионал, журналист, внештатный корреспондент газеты "Маяк" и печатного органа Пушкинского Молодёжного центра "Молодое Пушкино".

Он подготовил видеосюжет.

(Презентация видеосюжета проекта "Что такое совесть")

4. В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразными мерилом нравственности человека.

У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова, как показывает развитие сюжета, совесть является определяющим в выборе поступка, за который потом не было бы мучительно стыдно

Экспозиция рассказа помогает понять суть выбора, перед которым находится герой Что является экспозицией в рассказе " Хлеб для собаки"? (Автор выносит её в самое первое предложение, с которого начинается повествование; это дата - "лето 1933 года").

Выступление группы историков. (Презентация проекта "1933 год в судьбе страны").

Учитель: Ксения очень правильно определила сущность следующей работы, которая будет новым этапом проектной деятельности. Наша работа будет сосредоточена на анализе текста.

Подумайте, какой основной вопрос мы можем рассмотреть в этой части нашего исследования?

Основной вопрос - проблема выбора.

Основную гипотезу можно представить в виде своебразного "треугольник", где вершиной будет понятие "счастье", а у основания расположатся понятия "государство" (я бы добавила "власть", "насилие", раз речь идёт о 30-х годах) и "человек".

Мне кажется, что главная задача нашей работы с текстом - выявить, какой будет судьба человека, позволившего однажды компромисс с собой.

Ну а цель этой работы?

В любой ситуации человек должен выбрать тот поступок, за который он может заслужить уважение прежде всего в собственных глазах.

Хорошо! Ну а план исследования я оставлю за собой, если вы не возражаете. Итак, начнём.

Вечная проблема, которую человек ведёт с самим собой - время ли виновато в том, что иногда приходится идти против своей совести или на сделку с ней, или всё-таки сам человек виновен в этом? В своём рассказе всем ходом развития действия Тендряков даёт однозначный ответ на этот вопрос: при всех смягчающих вину обстоятельствах за любой свой поступок отвечает только сам человек, ибо только ему одному даровано знание о самом себе - то знание, которое мы сопоставляем с понятием "совесть". "Это знание может быть интуитивным или организовано в стройную систему нравственных понятий, но при любых условиях оно побуждает совестливого человека вдумываться в ход времени, вслушиваться в те его сигналы, которые оно, время, подаёт человеку. В структуру повествования. Тендряков вводит определённую систему символических обозначений времени". ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Заставляя читателя не просто следить за фабулой, но и задумываться о происходящих событиях и о мучительных размышлениях героя - ребёнка, автор как бы призывает заглянуть в самих себя, проверить, как каждый из нас поступил в подобной ситуации.

Символы времени в рассказе.

С какой целью автор обращается к символике, обозначающей характер времени?

Послушаем Регину, которая приготовила нам музыкальный номер. (Фортепиано + аудиозапись)

  • Кто ещё нашел какие-либо приметы времени в рассказе? Расскажите.
  • Какую новую грань мироощущения писателя мы можем назвать, познакомившись с символами времени в рассказе?

Учитель: Такую сложную ситуацию не смог пережить даже взрослый человек - начальник станции. Мальчик делает свой выбор: он кормит бездомную собаку, понимая, что накормить всех он не сможет.

  • Отметьте ключевые слова и ответьте на вопросы:
  • Какое внутреннее состояние человека автор считает счастьем?
  • Какова, с точки зрения автора, реальная возможность осуществления счастья в жизни героя?
  • Какие новые черты внутреннего мира открываются для нас в ответах на два предыдущих вопроса?

Учитель: Говорят: человек создан для счастья, как птица для полёта. Мы мечтаем о счастье, стремимся к нему. Государство как бы гарантирует каждому счастливую гармоничную жизнь, принимает на себя определённые обязательства, издавая законы, выпуская постановления и т.п.

Советское государство, проводя в 30-е годы политику индустриализации и коллективизации, обещало каждому своему гражданину счастливую жизнь, как о том говорилось в песне, целыми днями звучащей над посёлком.

Перечитайте документальные сведения, которые автор вводит в рассказ в качестве заключения. Подумайте, с какой целью писатель обращается к документальным данным, связанным с раскулачиванием?

Обратимся к эпиграфу к уроку: "Разве мы не знаем, что людей формируют не только обстоятельства, но и сопротивление им?"

Учитель: Рассказывая историю своего детства, изо всех воспоминаний о нём автор выбирает события, которые носят трагический характер. Кажется, что может сделать десятилетний мальчик для тех несчастных, с которыми столкнули его обстоятельства? Разве можно сравнить его возможности с возможностями государства? Но герой не задаёт себе, как признаётся автор, этих "взрослых" вопросов. Он подчиняется первому порыву - жалости - и пытается накормить голодных. Нужно ли это делать? Ведь отец говорит мальчику: "Чайной ложкой море не вычерпаешь".

Как характеризует Тендрякова его желание вести разговор с читателем от 1-го лица?

С точки зрения жанра рассказ автобиографичен. Это значит, что автор включает в анализ себя, своё собственное сознание, свою оценку. Он не отделяет свидетельство о времени от собственного в нем участия. Именно поэтому горькая исповедь соединяется с художественным рассказом. сплавляется с документом. (Н. Иванова Потаённый Тендряков, ж. "ЮНОСТЬ" 1989. №9). В цитате, есть ответ на вопрос, почему автор не отделяет себя сегодняшнего от того времени: для него важен исповедальный тон повествования, обнажённая правда о себе самом, давнем, ищущем успокоения своей совестью. "Исповедь, прежде всего перед самим собой, помогает оценить свои качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее. А это значит приоткрыть ещё одну тайну самого себя. Взрослый человек, Тендряков понимает, что он, будучи десятилетним мальчиком, ничем не мог изменить ситуацию с голодающими. Предельно жестокий суд над самим собой, хотя бы и ребёнком, вершит сейчас, на наших глазах, взрослый человек, жаждущий понять природу компромисса" ("Литература последних десятилетий", М., "Просвещение", 2007). Исповедуясь перед читателем, лирический герой, а вслед за ним и автор, пытается воспитать в себе человека, который был бы способен сделать выбор между добром и злом с достоинством, не идя на сделку со своей совестью

  • Проанализируйте отмеченные фрагменты текста, где говорится о размышлениях героя.
  • Подчеркните ключевые слова. Определите позицию автора по отношению к герою.
  • Какую вину берёт на себя герой?
  • Какова позиция автора в споре героя с самим собой?

Герою стыдно за свою сытую жизнь, ему жалко несчастных "куркулей", врагов, которых он должен презирать, ненавидеть. Но чувство сострадания оказывается сильнее вражды! Как мучительно трудно дается мальчику его выбор! Ведь даже самые близкие люди, отец и мать, не могут, не смеют ему помочь. И герой находит компромисс: он кормит бездомную голодную собаку, пытаясь заглушить внутреннюю боль и беспокойный голос совести. Мальчик сам осуждает свой выбор. И в этом самоосуждении есть этап взросления души героя, хотя тяжесть этого выбора он будет нести всю жизнь. В этот момент Тендряков словно обращается к читателю: есть ситуации, когда человек, оставаясь наедине со своей совестью, должен сделать свой выбор, не пользуясь подсказками.

В этом смысле рассказ - это обращение к нам с вами: нужно всегда контролировать свою душу, сверять свои поступки с высоким понятием совести. К этому взывает нас, читателей, "тревожная" совесть Тендрякова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вызвать интерес к творчеству В.Тендрякова, на страницах произведений которого поднимаются вопросы духовного состояния общества в трагические моменты истории.

Формирование учебных умений и навыков: работа с текстом, умение пользоваться справочной литературой.

Обучение сравнению, обобщению и анализу.

Пережитая нашим народом историческая трагедия 20 – 40 годов ярко и многообразно запечатлена в русской литературе ХХ века. Среди посвященных ей произведений особое место занимают рассказы Владимира Тендрякова, написанные в конце 60-х – начале 70-х годов. Что вы узнали об этом писателе?

У ч е н и к (задание было дано накануне урока) :

Тендряков родился в 1923 г. в д.Макаровская Вологодской области. Окончание школы почти совпало с первым днем войны. Кем быть? - Этот вопрос не встал тогда перед ним. Ушел на фронт, закончив курсы радистов. Участвовал в тяжелых боях под Сталинградом и Харьковом. Ранение помешало дойти до Берлина, был демобилизован. После госпиталя возвращается к мирной жизни: учитель, преподает военное дело в сельской школе, занимает пост секретаря райкома. Первый шаг к профессии

литератора сделал в 1946 г., когда поступил на художественный факультет

Работа в группах.

Как изображены в рассказе представители власти ? Первый секретарь райкома партии Дыбаков. Отметьте детали, подчеркивающие его характер, непримиримость: рублено прямые плечи, руки за спиной, выставленная грудь с накладными карманами.

Чтение эпизода № 1:

Комментарий к эпизоду:

Шкилетник, которого встречает первый секретарь райкома партии, всего лишен, он обречен на голодное существование, а вина его лишь в том, что имел две лошади. Он уже не может встать и говорит, лежа поперек дороги. Дыбаков же видит в нем потенциального врага. Для него не имеет значения тот факт, что враждебных действий не было со стороны раскулаченного, важно то, что они могли быть. Поэтому без всякого

сострадания переступает он через полуживого крестьянина. Но есть еще один партиец. Это отец Володи – Федор Васильевич Тенков. 4 года назад он думал так же, но теперь он изменился.

Задание 3-й группе:

Рассказчик, Володя Тенков, - очевидец событий. Какова его жизненная позиция?

Какой выход он находит для себя?

Почему он делает хорошее дело тайно, воровски?

Верное ли решение он принимает, выбрав собаку, с которой делится хлебом?

Чтение эпизода № 2:

«Мы, мальчишки, в сам скверик не заходили, а наблюдали из-за

Дети, ровесники Володи, висят на заборе «и, затаив дыхание,

рассматривают короедов, видят пену, которая пузырится на губах умирающих.

- Что вырастет из таких детей? Что за мир станет жить после нас? – спрашивает начальник станции.

Обратимся к к тексту.

Чтение эпизода № 3:

И вот результат его решения. Он отрицательный. (Голодные пришли к его дому, каждый просил для себя. Мальчик, не выдержав, прогоняет их всех. Его истерика была воспринята как полное излечение от мальчишеской жалости. Но есть за столом досыта он не может и тогда находит другое решение: подкармливать самую голодную, самую забитую собаку, которая уже боялась людей.)

Учитель: Верное ли решение принимает Володя?

Обратимся к тексту.

Чтение эпизода №4:

Мальчик сыт и обеспечен, но это оборачивается против него, становится постыдным обвинением, опустошает внутренне, так как рядом погибают от голода вырванные из родных мест люди. Как выстоять, сохранить душу? В тот момент, когда он отдал кусок хлеба собаке, он был

Какие качества характера проявляет десятилетний ребенок, поступая так?

Задание 4-й группе:

Какие вопросы, проблемы поднимает автор?

(Вопросы записываем на доске и в тетради, отвечают ученики)

Можешь ли ты жить сытым спокойно, если рядом голодные?

Как определить самого нуждающегося?

Можно ли отказаться от милосердия, если невозможно его осуществить по большому счету?

Нужно ли делать добро тайно, украдкой?

В чем смысл названия рассказа ? (Кормит не собаку, а свою совесть)

Сейчас наше общество пытается возродить милосердие. Но как вернуть его без непосредственного сострадания! И рассказ говорит о том, что чувство сострадания должно быть в человеке, должно быть заложено в детстве: не дожидаясь полной справедливости и равенства, поделись пока с тем, кому хуже, чем тебе. (Дети и внуки не знают старого обычая подавать милостыню. Милостыня ушла, ушло и сострадание.)

Заканчивая урок, учитель вместе с учениками обращается к вопросам, записанным на доске, и подводит учеников к мысли, что не время определяет человека, а человек сам определяет свою жизненную позицию в любые времена.

Читает эпиграф, написанный на доске.

Домашнее задание:

Написать письменную работу на одну из тем:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование гражданской позиции через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий.

Тип урока: комбинированный урок

Механизмы создания мотивационного поля:

- создание проблемной ситуации

- эмоционально насыщенная позитивная атмосфера, поддержка со стороны учителя

- совместная работа группы, нацеленная на результат

- причастность к истории страны

- целостность восприятия (история + литература)

Проблемная задача, учебная задача, проблемная ситуация

Формы организации работы: диалог (учитель - ученик), групповая, монологическое высказывание

Рефлексия: Эссе (д/з), высказывание своего мнения

Домашнее задание: разноуровневое, по выбору учащихся

Результат урока: формирование УУД:

- личностные: Нравственная оценка, своё отношение к событиям 30-х годов

- регулятивные: постановка цели, коррекция своих действий, планирование работы в группе

- познавательные: поиск и отбор необходимой информации, её структуирования, логические действия и операции

- коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, эффективно сотрудничать с учителем, оказывать поддержку друг другу

Необходимое оборудование: действия и операции

4.Картины, фотографии 30-х годов 20-го века

5.Аппаратура для показа презентаций.

Технологическая карта урока

Разработчик: Останина Наталия Владимировна

Цель: формирование гражданской позиции через осмысление исторического прошлого страны и основополагающих нравственных понятий.

Тип урока: комбинированный урок

Механизмы создания мотивационного поля:

- создание проблемной ситуации

- эмоционально насыщенная позитивная атмосфера, поддержка со стороны учителя

- совместная работа группы, нацеленная на результат

- причастность к истории страны

- целостность восприятия (история + литература)

Проблемная задача, учебная задача, проблемная ситуация

Формы организации работы: диалог (учитель - ученик), групповая, монологическое высказывание

Рефлексия: Эссе (д/з), высказывание своего мнения

Домашнее задание: разноуровневое, по выбору учащихся

Результат урока: формирование УУД:

- личностные: Нравственная оценка, своё отношение к событиям 30-х годов

- регулятивные: постановка цели, коррекция своих действий, планирование работы в группе

- познавательные: поиск и отбор необходимой информации, её структуирования, логические действия и операции

- коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, эффективно сотрудничать с учителем, оказывать поддержку друг другу

Необходимое оборудование: действия и операции

4.Картины, фотографии 30-х годов 20-го века

5.Аппаратура для показа презентаций.

Интегрированный урок (литература-история)

Мне хотелось бы начать урок с такого задания: кто из вас может сформулировать о чём прочитанный вами рассказ (кратко)

Ответы учащихся, например: - о детстве Тендрякова

- о голоде в 30-е годы

(Учитель записывает кратко все версии детей на доске)

(Детям даётся время подумать, если кто-то хочет, может рассказать о поступке, за который им было стыдно).

Как вы объясните, что такое совесть?

(Версии детей можно записать на доске)

Совместно с детьми формулируется тема урока.

(Возможные варианты может подготовить учитель).

Герою рассказа Володе Тенкову тоже было стыдно, а за что?

Выскажите, пожалуйста, своё мнение: может ли маленький (десятилетний) мальчик отвечать за поступки взрослых людей?

Только ли о переживаниях, муках совести мальчика рассказ или можно обозначить более широкую тему?

Обратите внимание (см. текст рассказа), с чего он начинается и чем заканчивается.

Зачем это дано в рассказе?

(Ответы уч.-ся: - чтобы рассказать о времени, событиях 30-х гг.)

- рассказ о тяжёлых голодных годах…

Ребята, а что вы знаете о 30-х годах из уроков истории? Запишите в тетради в виде тезисов.

Дети записывают, затем называют, учитель пишет на доске (кратко):

- голод в Поволжье

- враги народов, шпионы

Мы с вами услышали о мрачной стороне жизни наших соотечественников в 30-е годы, а только ли мрачные картины рисовались? Была ли другая сторона в жизни нашей страны?

Я попрошу вас разделиться на группы и почитать в интернете о тех событиях 30-х годов, которые я записаны на доске: парады физкультурников, стахановцы, съезды молодёжи, спортивные марши, развитие индустриализации…

На экран проецируется 2 фотографии 30-х гг. На одной голодные дети, на другой здоровые, весёлые, сильные, гордые молодые советские люди.

Детей можно попросить составить ассоциативный ряд к каждой фотографии.

А сейчас вернёмся к рассказу Тендрякова. Кого в рассказе называют куркулями?

Кто такие куркули: враги народа или люди, честным трудом заработавшие своё состояние?

Что вы почувствовали, прочитав рассказ?

Рассказ Тендряков раскрывает как личную драму десятилетнего мальчика, так и драму в жизни людей 30-хгг.

Ребята, а зачем В.Тендряков спустя 36 лет рассказывает о своём детстве, к чему он призывает? Нужны ли в литературе такие страшные произведения?

Рассказ этот обращён ко всей стране: к правительству, и ко всем ее гражданам. Автор призывает отвечать за свои действия, быть внимательным к любому живому существу, особенно к человеку, взрослому или ребёнку, говорит об ответственности перед людьми и собой самим, перед своей совестью. Рассказ будоражит человеческую совесть именно своей резкостью, неприкрытой правдой реальности. Он, несмотря на изображённые в нём ужасные картины, или, вернее, благодаря им, представляет собой истинно гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека, стремлением сделать людей лучше, чем они есть.

Д/З: 1.Мини-сочинение (размышление на тему рассказа)

3.Сочинение-рассуждение на одну из тем:

Читайте также: