Россия в современной мировой экономике перспективы развития россии 9 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Глоссарий по теме: природные условия, природные ресурсы, экономика (хозяйство), экспорт, импорт.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Общая характеристика России на политической карте мира

Россия расположена на материке Евразия в его северной и северо-восточной частях.

Занимает большую часть материка. 1-е место в мире по размерам территории.

По уровню социально-экономического развития относится к группе экономически развитых стран (по интерпретации части учёных-географов – к группе стран с переходной экономикой).

По форме правления Россия – республика.

По форме административно-территориального устройства – федеративное государство.

Природные условия и природные ресурсы

Природные условия – элементы природы, которые непосредственно не используются в производстве, но оказывают на него влияние (рельеф, климат).

Природные ресурсы – элементы природы, которые непосредственно используются в хозяйственной деятельности людей.

Климат. Россия – самая северная и самая холодная страна из крупных стран мира. Полюс холода в северном полушарии зафиксирован в России – в Оймяконе. Располагается в 4-х климатических поясах (арктическом, субарктическом, УМЕРЕННОМ (бОльшая часть страны), субтропическом). Ни одна страна мира не располагается в пределах арктического, субарктического и умеренного поясов, как Россия (по площади). Распределение осадков на территории страны разнообразно.

Размеры территории, особенности тектонического и геологического строения, рельеф, климат – определяют разнообразие природных ресурсов.

Ресурсы литосферы

1-е место в мире по запасам горючих полезных ископаемых – природного газа (по нефти – 7-е);

1-е место в мире по запасам нерудных полезных ископаемых – алмазов, апатитов;

1-е место в мире по запасам рудных полезных ископаемых (цветных металлов) – серебра и никеля.

  • по запасам горючих полезных ископаемых (уголь – 2-е место в мире);
  • по запасам нерудных полезных ископаемых – калийных солей;
  • по запасам рудных полезных ископаемых – железных руд, урана, свинца, вольфрама, титана, золота, платины.

Ресурсы атмосферы

Ресурсы атмосферы (солнечная энергия, ветер и др.) по сравнению с развитыми странами в России используются слабее.

Ресурсы гидросферы

Россия занимает 2-е место в мире по ресурсам пресной воды и гидроэнергии.

Ресурсы биосферы

1-е место в мире по лесопокрытой площади.

3-е место в мире по площади пашни.

Разнообразие природных условий и ресурсов России оказывает влияние на размещение населения, организацию хозяйства страны.

Население России

Россия занимает 9-е место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Нигерии, Бангладеш. В настоящее время на территории страны проживает около 146 миллионов человек.

Население по территории страны размещено неравномерно (причины – природные, исторические, социально-экономические). Если в мире в структуре населения преобладает сельское население, в России – городское. Как и в большинстве стран, расположенных в умеренных широтах, в России преобладает женское население. Доля трудовых ресурсов в стране, возможно, увеличится за счёт увеличения пенсионного возраста. Россия – одна из самых многонациональных стран мира. Разнообразен и религиозный состав населения.

Особенности населения страны сказываются на её социокультурном и экономическом развитии.

Экономика (хозяйство) России

Экономика (хозяйство) – исторически сложившаяся совокупность предприятий и учреждений, составляющих отдельные отрасли.

Экспорт – процесс вывоза продукции с целью продажи или обмена за пределы страны.

Импорт – процесс ввоза продукции в страну с целью продажи или обмена.

Экономика (хозяйство страны) – исторически сложившаяся совокупность предприятий и учреждений, основанная на географическом разделении труда.

Промышленность

Ресурсы литосферы выводят страну на 1-5 места в горнодобывающей промышленности, 2-5 места в металлургии, химической промышленности (производство минеральных удобрений).

Резко сократилась в структуре экономики страны доля машиностроения и части отраслей химической промышленности, что сказывается на развитии отраслей агропромышленного комплекса (сельскохозяйственном машиностроении, лёгкой промышленности).

Сельское хозяйство

Растениеводство и животноводство

В последние годы в сельском хозяйстве возникли большие проблемы. Проявляются они:

  1. в несогласованности 3-х сфер АПК (агропромышленного комплекса):
  • отрасли, обслуживающие с/х, – сельскохозяйственное машиностроение, производство минеральных удобрений, микробиологическое производство;
  • непосредственно само с/х – растениеводство и животноводство;
  • отрасли, перерабатывающие продукцию (с/х), – лёгкая, пищевая отрасли промышленности;
  1. снижении плодородия земель;
  2. сокращении посевных площадей;
  3. снижении урожайности;
  4. низкой интенсификации сельскохозяйственного производства.

Среди причин, определяющих спад в развитии сельского хозяйства, – низкое качество управления процессом, слабая компетентность.

В транспортной системе России в большей мере используется инфраструктура, дороги, созданные в СССР. Слабо по сравнению с ведущими странами мира развиваются сухопутный (автомобильный) транспорт, водный (морской и речной), воздушный.

В мировом хозяйстве позиции России заметны в железнодорожном транспорте (больше – перевозка грузов), трубопроводном транспорте. По грузообороту эти виды транспорта выводят страну на 2-4 места в мире.

Непроизводственная сфера

Внешние экономические связи

В структуре экспорта и импорта в нашей стране отмечается активный торговый баланс. Но в промышленности больше экспортируется продукция отраслей топливно-энергетического комплекса, горнодобывающих отраслей, лесной промышленности, а ввозятся предметы потребления, мебель, продукция химической промышленности, машиностроительное оборудование, транспортные средства, продукция лёгкой и пищевой промышленности – продукция обрабатывающих отраслей.

В сельском хозяйстве экспортируется преимущественно зерно. Импортируется готовая продукция.

Проблемы и перспективы развития России систематизируем в таблице 1.

Таблица 1 – Проблемы и перспективы развития России

Суровость природных условий

Освоение новых территорий. Природосообразное развитие экономики

Исчерпаемость природных ресурсов

- Освоение новых территорий – Севера страны, Сибири и Дальнего Востока

- Использование технологий производства, снижающих его материалоёмкость, энергоёмкость, водоёмкость

Низкое качество жизни населения

Слабое заселение и отток населения из регионов Крайнего Севера, Ближнего Севера и Дальнего Востока

Сокращение численности трудовых ресурсов и, как одно из решений проблемы, повышение пенсионного возраста

Первое место в мире по числу абортов, разводов, смертности от алкоголизма, табакокурения и т. д.

- Демографическая политика, направленная на повышение рождаемости

- Развитие и доступность медицины, образования, культуры

- Не повышение пенсионного возраста, а рациональная организация производства, повышение производительности труда, качество управления

- Повышение роли семьи и создание условий для её развития, снижение информационного пресса в данном направлении

- Сокращение продолжительности трудовой деятельности женщин в течение дня, недели

- Топливно-сырьевой уклон экономики

- Низкое качество управления производственным процессом

- Низкий уровень конкурентоспособности экономики

- Поддержание баланса между сырьевыми отраслями промышленности и обрабатывающими

(Дальнейшая перспектива - рациональное преобладание отраслей обрабатывающей промышленности над добывающими)

- Повышения качества управления хозяйством страны

- Повышение реального уровня образования и квалификации трудовых ресурсов

(модернизация, ресурсосбережение, сокращение простоев производства, учёт человеческого фактора)

- Наукоёмкость производства. Развитие техники и эффективных технологий

- Эффективная территориальная организация хозяйства, комплексное развитие регионов

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. На особенности экономического развития России оказывают влияние факторы:

Ответ: все перечисленные факторы.

2. В структуре экспорта России преобладает продукция отраслей … промышленности: … В структуре импорта в России преобладает продукция отраслей … промышленности: …

Ответ: в структуре экспорта России преобладает продукция отраслей добывающей промышленности: газ, нефть, уголь. В структуре импорта в России преобладает продукция отраслей обрабатывающей промышленности: автомобили, ткацкое оборудование, вычислительная техника.

Урок по теме "Место Росси в мировой экономике" является первым в разделе "Заключение" курса географии в 9 классе. В технологической карте отражены все этапы урока по требовниям ФГОС. При проведении урока используется учебник географии 9 класса (Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский). Для каждого этапа урока составлены задания.

ВложениеРазмер
Место России в мировой экономике 26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

№ 65 . Место России в мировой экономике

Формирование представления о б истории развития хозяйства России и её современном состоянии

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

- Формирование представлений о месте и роли России в мировой экономике.

- Развитие умений и навыков работы с различными источниками информации, коммуникативных УУД.

- Формирование мировоззрения учащихся, системы взглядов и убеждений, повышение мотивации учения.

  • личностные;
  • метапредметные;
  • предметные.

Личн-е. сформированность собственных мировоззренческих позиций; осознание черт своего характера, интересов, целей, позиций, своего мировоззренческого выбора; осознание и проявление себя гражданином России

Познавательные УУД : находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать; формулировать выводы; составлять описания на основе достоверных источников информации.

Коммуникативные УУД : излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

Регулятивные: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели; планировать учебную деятельность .

Предметные : Давать определения терминов, понятий по тематике урока;

выявлять и называть особенности истории развития хозяйства России и ее современного состояния

Место урока в системе уроков

Основные понятия и термины темы

(с указанием тем в смежных предметах)

(программное обеспечение, дидактические, технические средства, демонстрационное оборудование и материалы)

УМК Домогацких, атласы 9 класс , контурные карты . Политико-административная карта России. Диаграммы внешней торговли.

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и учащ.

Приемы смыслового чтения, частично-поисковой работы, групповая форма работы.

Практическая работа: Определение по статистическим показателям места и роли России в мире

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

1. Этап мотивации

1. Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Ставит вопрос:

- Каковы перспективы развития России в 21 веке?

Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Самостоятельное создание способов решения проблемы. Определение темы урока.

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Постановка цели урока

Умение ставить цель урока

2. Этап актуализации знаний

Организует работу по выяснению имеющихся знаний и умений, определению задач урока.

1. В каком году возникла Российская Федерация?

2. С какими государствами граничит Россия?

Воспроизведение, знаний, умений. Устанавливать причинно-следственные связи

Выслушивание предложений, высказывание своего мнения.

Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Понимать возможность различных позиций, отличных от собственного.

Составление задач урока

Различать способ и результат действия

3. Этап усвоения новых знаний и умений

1. Организует самостоятельную работу по изучению отрасли.

2. Организует работу в паре.

1. Понятия экспорт, импорт.

2. По тексту на с.312-314 заполнить таблицу. Приложение 1

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, карт. Систематизация знаний.

Выполнение работы в группе

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Выполняют задания по памятке.

Принимать и сохранять учебную задачу

4. Этап проверки усвоения и закрепления

Предлагает задания для проверки усвоения знаний и умений, организует оценивание.

Практическая работа: составление картосхемы, отражающей экономические связи России с другими государствами. Материал: диаграммы (слайды на экране)

Гипермаркет знаний>>География>>География 9 класс>> Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

§ 12. Россия в современной мировой экономике.

Перспективы развития России

Но постиндустриальная стадия имеет и значительные отрицательные последствия.

Центры постиндустриальной экономики концентрируются в наиболее экономически развитых государствах — США, странах Европейского союза, Японии. Именно эти страны определяют ход развития мировой экономики. Вокруг них огромная периферия — беднейшие страны, очаги демографического роста, в которых развитие осуществляется за счет эксплуатации и ухудшения природной среды.

Место России в мировой экономике

Эти страны, как правило, являются должниками, использующими внешние кредиты. В них обостряются экономические, социальные, экологические проблемы, там и тут возникают этнические вооруженные конфликты. Таким образом, на периферию накладываются все трудности развития человечества.

Россия находится в положении полупериферии. Во-первых, она в целом прошла стадию индустриализации, за исключением собственных периферийных районов (рис. 23). Во-вторых, она имеет большой научно-технический потенциал, значительные мощности военно-промышленного комплекса, в которых разработаны новейшие технологии. Этот потенциал может быть использован. В-третьих, Россия, как вы уже знаете, занимает огромную территорию, концентрирующую крупнейший ресурсный потенциал. В-четвертых, в России сформировались отдельные ядра, экономика которых осуществляет переход к информационной стадии. Это Московская, Санкт-Петербургская и ряд других агломераций, в которых формируются технопарки и технополисы.

Итак, у России есть возможности войти в информационную цивилизацию, которая характеризуется формированием нового технологического уклада.

Российская экономика может развиваться разными путями.

Первый — резкое усиление экспортной направленности развития России. Он предусматривает быстрый рост экспорта сырьевых и топливных ресурсов, вооружения и военной техники. Этот путь может быть использован на начальном этапе перехода к постиндустриальному развитию как возможность получения необходимых средств для коренной реконструкции экономики.

Второй путь связан с инновационной перестройкой экономики. При этом первоначально особое внимание должно быть уделено наиболее современным отраслям, производящим наукоемкую продукцию.

Вопросы и задания

1. Каково место России в мировой экономике?
2. Какими путями может развиваться российская экономика?

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.


Видеопо географии скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу.

11 – А класс 10.05.

Цели и задачи:

Образовательные.

Вскрыть особенности стадии развития экономики России, ее месте в современном мировом хозяйстве.

Развивающие:

Содействовать формированию общеучебных умений и навыков систематизации информации. Обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры учащихся. Помочь учащимся осознать социальную, практическую значимость нового материала.

Воспитательные:

Коррекционные:

Коррекция умений пользоваться разными источниками информации, умения самостоятельно находить ответы на вопросы из различных источников, в том числе интернета.

Оборудование: учебник, презентация к уроку.

Цели и задачи урока

Структура урока

Работа по теме урока.

Актуализация знаний. Географический взгляд на Россию: ее место в мире по площади территории, числу жителей, запасам и разнообразию ресурсов, политической роли в мировом сообществе, оборонному потенциалу.

На данном уроке предстоит определить место России в мировой экономике.

Чтобы определить роль и место России в экономике мира, необходимо знать, что хозяйство развивается не по прямой линии, а проходит взлеты и падения, похожие на волны. Эту периодичность или цикличность экономики обосновал русский ученый Николай Дмитриевич Кондратьев.( 1892 — погиб от репрессий в 1938 году). Суть теории больших циклов заключается в том, что каждый цикл имеет период подъема волны, когда формируется новый технологический уклад. Затем спад волны — спад производства, депрессия, кризис. Каждый цикл примерно 50 лет.

Вопросы промежуточного контроля:

В чем отличие доиндустриального, индустриального, постиндустриального этапов развития хозяйства?

Одинаково ли разные этапы проходят в разных частях страны?

Какие территории страны послужат локомотивом при переходе к постиндустриальной экономике всей страны?

Как вы считаете Россия имеет высокий уровень развития?

На каком этапе находится наша страна?

Работа с презентацией

Семинар. Работа с вопросами на стр.373 – 374.

Вывод и подведение итогов урока.

Читайте также: