Тема дома россии в поэзии цветаевой конспект урока 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

  1. Продолжить знакомство учащихся с основными вехами жизни, поэтессы.
  2. Показать, как раскрывается Тема Родины в поэзии М.Цветаевой. Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.
  3. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

Методические приемы: рассказ учителя, эвристическая беседа, коллективный анализ поэтического произведения, комментарии, предварительная домашняя подготовка.

I. Выразительное чтение стихотворений наизусть по выбору учащихся.

II. Слово учителя. 1917 год. Февральская, затем Октябрьская революция перекроили семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии, он уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина Цветаева с двумя детьми осталась в Москве. В сборнике “Лебединый стан” прославляет белое движение не по политическим мотивам, а потому, что там был ее возлюбленный. Начинаются тяжелые годы, Цветаева выживает в этом мире…

«Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста: встаю — холод — лужи — пыль от пилы — ведра — кувшины, тряпки — везде детские платья, рубашки. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре.

В феврале 1920 года умерла младшая дочь Ирина. Еще один рубец на сердце, еще одна седая прядь…

К сожалению, этот роковой год изменил жизнь многих поэтов, судьба Марины Цветаевой не стала исключением. В 1921 году узнала, что ее муж жив — она получила от него первую весть. На этом заканчивается первая часть горькой и невероятной судьбы Марины Цветаевой. И начинается вторая — после России.

В понедельник, ярким днем 15 мая 1922 года Марина Цветаева с Алей сошли на вокзале в Берлине. А в июле после долгой разлуки она увидела, наконец, мужа. Как долго стояли они оба, обнявшись, как стали вытирать друг другу мокрые от слез щеки. Именно этот летний день предопределил другую разлуку, долгую, 17-летнюю разлуку с Россией.

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке – лишь горстка пепла!
И это все, что местью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых

И все- таки существовало на земле место, где она была абсолютно счастлива и абсолютно несчастна - Чехия. Родина всех, кто без страны. Центр русской эмиграции начала 20- х. Чехия, куда она приехала 30-летней. В Чехии она прожила ровно 3 года и 3 месяца, где были написаны лучшие ее стихи, где появился на свет сын Георгий. Очень светлый и счастливый период; издается сборник “Разлука”, “Психея”, “Ремесло”, “Царь-девица”, “К Блоку”. Блок у нее “рыцарь без укоризны, почти божество”. Хотя с ним была не знакома:

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно – единственное движение губ
Имя твое – пять букв.

В июне 1939 года мать и сын сели в поезд. Муж и дочь уже там. Они там с 1937 года. Из Парижа ее с сыном никто не провожал. Еще 2 года будет длиться Голгофа Марины, ее расплата — за что? за непохожесть? нетерпимость? неумение приспосабливаться к чему бы то ни было? за право быть самой собой?

27 августа. Арестована Ариадна Эфрон.

10 октября. Арестован С. Я. Эфрон.

8 августа эвакуирована вместе с группой писателей, отправлявшихся в Чистополь и Елабугу.

21 августа. М. Цветаева с сыном переехали в избу на улице Ворошилова (занимали часть комнаты за занавеской).

31 августа, в воскресенье, когда дома никого не было, Марина Ивановна Цветаева покончила с собой, повесившись в сенях избы. Оставила три записки: сыну, Асеевым и тем, кто будет ее хоронить.

2 сентября Марину Ивановну похоронили на Елабужском кладбище. Могила не найдена.

III. Тема Родины в поэзии М.Цветаевой

Произведения М. Цветаевой отмечены глубоким чувством родины. Россия для нее - выражение духа бунтарства, непокорности, своеволия. Московская Русь, ее цари и царицы, ее кремлевские святыни, Смутное время, Лжедмитрий , вольница Степана Разина и, наконец, неприкаянная, кабацкая, подзаборная, каторжная Россия - все это образы одной народной стихии:

Русь, Неподкованный конь!

Её стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. ХХ век – эпоха, в которую творила Цветаева – был связан со множеством социальных потрясений, и поэтому вовсе не удивительно, что в литературе возникали совершенно новые, трагические мотивы. Но в этом сложном переплетении чувств и эмоций хорошо виден характер поэтессы, истоки которого в любви к родине, к русскому слову, к русской истории, к русской культуре, к русской природе. Русская природа для М. Цветаевой - источник творчества. В описании пейзажа всегда подчеркивается его русскость:

Русской ржи от меня поклон,

Ниве, где баба застится.

Из сырости и шпал

Из сырости - и свай,

Из сырости - и серости.


"Простите меня, мои горы!
Простите меня, мои реки!
Простите меня, мои нивы!
Простите меня, мои травы!"

Она не покидала родину по идейным соображениям, как делали в то время многие, а ехала к любимому, оказавшемуся вне России. Марина Ивановна знала, что ей будет тяжело, но выбора не было.

Ее стихи, написанные в эмиграции, - это тоска по родине, горечь разлуки с Россией.

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь
Рок, что повсюду, через всю
Даль - всю ее с собой несу.

За границей Цветаеву приняли восторженно, но вскоре эмигрантские круги охладели к ней, так как она не хотела писать пасквилей на Россию даже ради заработка. Она оставалась преданной дочерью страны, помнила каждый камень московских мостовых, знакомые закоулки и не допускала мысли, что новая встреча с родиной не состоится.

Никуда не уехали - ты да я -
Обернулись прорехами - все моря!
Совладельцам пятерки рваной -
Океаны не по карману!

Тоскуя по родине, Цветаева считала себя временно выехавшей, и стихи помогали ей духовно приобщиться к великому сообществу россиян, которых она не переставала считать соотечественниками.

О неподатливый язык!
Чего бы попросту - мужик.
Пойми, певал и до меня! –

Россия, родина моя!

Ты! Сей руки своей лишусь -
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля -
Гордыня, родина моя!

Вслед за великими поэтами России Марина Ивановна Цветаева пронесла в душе и воспела в лирике большое и святое чувство к родине.

Ей было двадцать девять, когда она уехала из России. Сорок семь исполнилось через три месяца после возвращения на Родину. Эмиграция оказалась тяжким для нее временем, а под конец и трагическим.

Пусть в нищете и непризнании, но сколько создала она за эти семнадцать лет!

И сколько из этих произведений она посвятила своей любимой Родине!

Волшебство немецкой феерии,

Томный вальс немецкий и простой,

А луга в покинутой России,

Зацвели куриной слепотой.

Милый луг! Тебя мы так любили

С золотой тропинкой у Оки…

Меж стволов снуют автомобили

Золотые майские жуки.

Важное значение для понимания поэзии Цветаевой, которую она заняла к 30-м годам, имеет цикл “Стихи к сыну” и сборник стихотворений “Вёрсты”.

. Край мой, край мой, проданный

Весь, живьем, с зверьем,

С горными породами,

С целыми народами,

В поле без жилья,

Не лежи как пласт!

Бог давал обеими

В клятве руку подняли

Умереть за родину

Всех – кто без страны!

Тоска по России сказывается в таких лирических стихотворениях, как "Рассвет на рельсах", "Лучина", "Русской ржи от меня поклон", "О неподатливый язык. ", сплетается с думой о новой Родине, которую поэт еще не видел и не знает:

Покамест день не встал
С его страстями стравленными,
Из сырости и шпал
Россию восстанавливаю.

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен. )
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина.

Интересна и интонация этого произведения. Из напевной и плавной она превращается в ораторскую, даже срывающуюся на крик:

Но и с калужского холма
Мне открывалася она —
Даль, тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь —
Рок, что повсюду, через всю
Даль — всю ее с собой несу!

Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля —
Гордыня, родина моя!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № лит-ра 11 кл. Дата___________

Тема. Тема дома – России в поэзии Цветаевой

дидактическая: исследовать тему Родины в поэзии М. И. Цветаевой;

развивающая: формировать личностное отношение к лирике М. И. Цветаевой.

показать сложность, секрет и обаяние лирики М.Цветаевой, посвященной теме Родины;

развивающие:

совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

реализовать личностный подход к изучению лирики М.Цветаевой;

воспитательные:

создать атмосферу погружения в творчество поэта;

пробудить интерес к поэзии М. И. Цветаевой;

воспитывать у детей глубокое уважение к своей стране.

Методы работы: эвристическая беседа, исследовательский, диалоговый, активизации познавательной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуально-групповая, фронтальная

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный

Эпиграф урока:

Мотивационный этап

Введение – постановка учебной проблемы

(темы и цели урока)

КАК МЕНЯ БУДУТ ЛЮБИТЬ…

- Правильно, сегодня мы продолжим изучать творчество Цветаевой.

- Прослушайте песню Валентины Рябовой, сформулируйте тему урока.

(Тема родины-России в творчестве Цветаевой).

( Родина - это то место, где мы родились, где живем, это наш дом).

-Давайте немножко перефразируем сформулированную вами тему.

( Тема дома – России в поэзии Цветаевой)

- Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?

(Скорее всего, Родина, Россия - это не только одна из центральных тем творчества Цветаевой, но и её жизнь )

- Как на ваш взгляд, перекликаются с темой строчки эпиграфа?

(Я думаю, что Россия для Цветаевой – это сама жизнь, судьба)

- Попробуйте, исходя из сделанных выводов, сформулировать цель урока?

(рассмотреть тему Родины в поэзии М. И. Цветаевой, перелистать страницы творчества поэта, посвящённые России; прочитать и проанализировать стихи).

- А для себя?

( попробовать влюбиться в Россию всем сердцем и душой).

- У вас на партах лежат листы самооценки, на протяжении урока не забывайте ставить баллы за каждое выполненное задание.

Исследовательский этап

1.Слово учителя

В ранних книгах Цветаевой Родина – это дом, уют, детская комната. Но этот дом был утрачен с началом грозных событий в стране, трагических жизненных цепочек в судьбе самого поэта и долгими годами эмиграции. Остаётся лишь тоска по родине. Нельзя полностью понять значение Родины в лирике поэтессы, не соприкоснувшись с её трагической судьбой.

2. Выступление учащихся

Начало развития темы России в творчестве М. Цветаевой связано с Москвой, в которой она чувствовала себя легко и счастливо, несмотря на переживания и жизненные неудобства. Цикл стихов о Москве – это Москва Марины Цветаевой: старинная и величественная, гордая и героическая, традиционная и народная.

Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому.

Главный мотив поэзии этого времени – это трагическое звучание потери Родины , сиротства, а особенно – тоска по Родине.

3. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Терминологический диктант с взаимопроверкой. Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке.

Образное определение - эпитет

Скрытое сравнение, основанное на переносном значении слова - метафора .

Образное сопоставление двух предметов, явлений- сравнение.

Противопоставление предметов, явлений - антитеза .

Синтаксические конструкции, усиливающие эмоциональность поэтической речи - риторические фигуры .

Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность - аллитерация.

Одинаковое начало фраз - анафора

Приём звуковой организации текста, повторение гласных звуков — ассонанс.

Образное преувеличение - гипербола .

Наделение неживой природы человеческими качествами - олицетворение .

4. Работа в группах с элементами подготовки к ЕГЭ по литературе.

Прочитайте приведенное ниже произведение и выполните задания 1-7

О, неподатливый язык!

Чего бы попросту — мужик,

Пойми, певал и до меня:

Но и с калужского холма

Мне открывалася она —

Даль, тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирожденная, как боль,

Настолько родина и столь —

Рок, что повсюду, через всю

Даль — всю ее с собой несу!

Даль, отдалившая мне близь,

Даль, говорящая: «Вернись

Меня снимающая мест!

Недаром, голубей воды,

Я далью обдавала лбы.

Ты! Сей руки своей лишусь,—

Хоть двух! Губами подпишусь

На плахе: распрь моих земля —

Гордыня, родина моя!

К какому литературному течению принадлежит Цветаева ?

Ответ: Цветаева по жизни всегда шла против течения.

Укажите номер строфы, в которой поэт использует анафору.

Какое средство выразительности использовано во фразе "О неподатливый язык!"

Какое лексическое средство использовано во фразе "Чужбина, родина моя!"

Какое средство выразительности использовано во фразе "Даль, прирожденная, как боль. "

Какое выразительное средство использовано во фразе "распрь моих земля"?

Какова основная мысль стихотворения "Родина"?

Цветаева признается в любви к родине.

Лирическая героиня тоскует по родине в разлуке.

Героине легко говорить о своей любви к родине.

Чувство М. Цветаевой к родине сложно и неоднозначно.

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

В каких произведениях русских поэтов создан образ России?

Укажите номер строфы, в которой заявлена тема стихотворения.

Ответ: мы думаем, что в первой строфе, в первой строке - это тоска человека по родине.

Какова роль пунктуационных знаков в этом стихотворении?

Ответ: В стихотворении мы насчитали семь восклицательных знаков и семнадцать тире. Мы думаем, что эти знаки выражают экспрессивность речи поэта, а также мы помним, что тире — это любимый знак М.И. Цветаевой.

А вот в конце стихотворения стоит многоточие:

Но если по дороге – куст

Встает, особенно - рябина.
Такое впечатление, что у героини словно перехватывает дыхание, она не может продолжать, потому что рябина слишком живо напоминает ей об оставленной родине.

Ответ: это ямб, потому что это двусложная стопа и ударение падает на второй, четвертый, шестой и т.д слог.

Ответ: гипербола ( преувеличение)

Ваше восприятие стихотворений Цветаевой

1 ученик. Во время чтения данного стихотворения я задумалась о своем будущем. До сегодняшнего дня я была уверена, что жизнь обязательно будет ко мне благосклонна, что радости будут и счастье, но только теперь поняла, что и потерь, и невзгод мне не избежать.

2 ученик. А я в каждой строчке стихотворения отчетливо увидела одинокую, неприкаянную, тоскующую по родине душу поэта.

Составление схемы Фишбоун

Проблема: тоска по родине.

Причины тоски: несколько лет ей пришлось провести за грани­цей в эмиграции .

ФАКТЫ: одиночество, бедность, плохие отношения с людьми, унижение, непонимание .

Вывод: поэтесса дает нам понять, что в душе каждого человека, как и в душе лирической героини, навсегда есть и будет частичка России, места, где ты родился и к которому тебя будет тянуть всю жизнь.

Результативный этап.

- Какой же можно сделать вывод нашего урока?

1 учащийся. Через 14 лет эмиграции любовь и тоска по Родине помогли Цветаевой вернуться домой, в Россию. Но это была уже другая Россия. Марина Ивановна столкнулась с препятствиями и горем: одиночеством, невозможностью работать, мыслями о гибели мужа, ненужностью читающей России. Всё это ей казалось непреодолимым, и она предпочла уйти из жизни, нежели страдать и роптать. Слишком тяжелой оказалась эта встреча с Россией.

2 учащийся. Для неё жизнь оказалась невозможной без России, которая отреклась от поэта.

РЕФЛЕКСИЯ

Закончите предложения

– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…

– Я понял, что…

– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…

Оценивание. Взаимооценивание

Домашнее задание:

1.Выполните по плану анализ других стихотворений М.И. Цветаевой о России (на выбор)

- Спасибо всем за работу. Я думаю, что урок не оставил вас равнодушными. И хочу закончить наш разговор ещё одним завещанием М.Цветаевой:

Где судьба бы вам жить не велела,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Все сокровища вашей души…

развивающая: формировать личностное отношение к лирике М. И. Цветаевой.

показать сложность, секрет и обаяние лирики М.Цветае вой, посвященн ой теме Родины ;

совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

реализовать личностный подход к изучению лирики М.Цветаевой ;

воспитывать у детей глубокое уважение к своей стране .

Методы работы: эв ристическая беседа, исследовательский, диалоговый, актив изации

Формы организации учебной деятельности учащихся: и ндивидуально - групповая,

Оборудование : мультимедийный проектор, экран, презентация, разд аточный материал .

«Родина не есть условность территор ии, а принадлежность памяти и крови. Не быть в России,

забыть Россию может боять ся только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот

- Правильно, сегодня мы продолжим изучать творчество Цветаевой.

- Прослушайте песню Валентины Рябовой, сформулируйте тему урока.

( Родина - это то место, где мы родились, где живем, это наш дом).

- Давайте немножко перефразируем сформулированную вами тему.

( Скорее всего, Роди на, Россия - это не толь ко одн а из центральных тем твор чества Цветаевой,

- Как на ваш взгляд, перекликаются с темой строчки эпиграфа?

«Родина не есть условность территории, а принадлежность памяти и крови. Не быть в России,

забыть Россию может боять ся только тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри - тот

( Я думаю, что Россия для Цветаевой – это сама жизнь, судьба)

- Попробуйте, исходя из сделанных выводов, сформулировать цель урока?

(рассмотреть тему Родины в поэзии М. И. Цветаевой , п ерелистать страниц ы творчества поэт а,

посвящённые России ; пр очитать и проанализировать стихи).

( попробовать влюбиться в Россию всем сердцем и душой ).

- У вас на партах лежат листы самооценки, н а пр отяжении урока не забывайте ставить

В ранних книгах Цветаевой Родина – это дом, уют, детская к омната . Но эт от дом был утрачен с

началом грозных событий в стране, трагичес ких жизненных цепочек в судьбе самого поэта и

долгими годами эмиграции. Остаётся лишь тоска по род ине. Нельзя полностью п онять значение

Родины в лирике поэтессы, не соприкоснувшись с её трагической судьбой.

Начало развития темы России в творчестве М. Цветаевой связано с Москвой, в которой

она чувствовала себя легко и счастливо , несмотря н а переживания и жиз ненные н еудобства.

Цикл стихов о Москве – эт о Москва Марины Цветаевой: старинная и величественная, гордая

Годы эмиграции и изг нания 1922 - 1939 г.г. Муж Марины Цветае вой Сергей Эфрон был

офицером, воевал в добровольческой армии и эмигри ровал вместе с остатками этой армии.

мужа, бытовая неустроенность, смерть дочери, голод послужили главными причинами ее

Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской п оэзии Цветаевой в

противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому.

Главный мотив поэзии этого времени – это трагическое звучание потери Родины ,

Терминологический диктант с взаимопроверкой. Запишите термины,

соответствующие определениям в предлагаемом порядке.

2. Скрытое сравнение, основанное на переносном значении слова - метафора .

3. Образное сопоставление двух предметов, явлений - сравнение.

5. Синтаксические конструкции, усиливающие эмоциональность поэтичес кой речи -

6. Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему

8. Приём звуковой организации текста, повторение гласных звуков — ассонанс.

10. Наделение неживой природы челове ческими качествами - олицетворение .

Оценить 5003 0

Урок- исследование

развивающая: формировать личностное отношение к лирике М. И. Цветаевой.

показать сложность, секрет и обаяние лирики М.Цветаевой, посвященной теме Родины

развивающие:

совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

реализовать личностный подход к изучению лирики М.Цветаевой

воспитательные:

создать атмосферу погружения в творчество поэта;

пробудить интерес к поэзии М. И. Цветаевой;

воспитывать у детей глубокое уважение к своей стране

Методы работы: эвристическая беседа,исследовательский, диалоговый, активизации познавательной деятельности

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуально-групповая, фронтальная

Техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал

Эпиграф урока:

Мотивационный этап

Вступительное слово учителя

Поэзия М.И. Цветаевой очень современна. Настал, безусловно, час её стихам. Вчитываясь в её строки, вдумываясь в её слово, постигая переменчивые чувства лирической героини, мы восстанавливаем облик Марины Ивановны Цветаевой, её духовный мир, её боль, её Россию.

Введение – постановка учебной проблемы

(темы и цели урока)

- Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?

(Родина, Россия - это не только одна из центральных тем творчества Цветаевой, но и её жизнь, неповторимый образ души самого поэта)

- Какое слово не понятно в формулировке темы? (собирание)

(зачитываются возможные варианты)

(сосредоточить, соединить, собрать в одном месте – соединить себя с Россией)

- Как на ваш взгляд, перекликаются с темой строчки эпиграфа?

(Россия для Цветаевой – это сама жизнь, судьба)

- Попробуйте, исходя из сделанных выводов, сформулировать цель урока?

(исследовать (рассмотреть) тему Родины в поэзии М. И. Цветаевой)

- Какие задачи мы должны поставить перед собой на уроке?

1. перелистать страницы творчества М. И. Цветаевой, посвящённые России (прочитать и проанализировать стихи);

3. попробовать влюбиться в Россию всем сердце и душой

Исследовательский этап

Слово учителя

Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, для этого просто откройте своё сердце, дайте выход своим чувствам и эмоциям. Представьте лето, маленький городок над чистой и рыбной рекой Окой, центр России. И слушайте (читает учитель)

Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?

Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду.

К Богу идут облака;
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет Ока.

Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, -
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.

2. Беседа на восприятие

- Ваше впечатление? Что почувствовали, увидели?

3. Слово учителя.

2. О своем рождении Марина Цветаева написала в стихотворении:

Красною кистью рябина зажглась,

Падали листья, я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний Иоанн Богослов.

4. Сестры Марина и Анастасия осиротели рано. Мать скончалась от туберкулеза, когда старшей было 14 лет, а младшей – 12. Летом 1906 года, возвращаясь после очередного лечения, не доехав до Москвы, Мария Александровна умирает.

В 1913 году умирает отец Иван Владимирович.

Утренняя, благостная весть…

Я давно уж не приемлю чуда…

В. 1. История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона (заслушивание индивидуальных заданий).

2. В облике Сергея отразились великолепные и достойные лики героев из прошлого, поэтому стихотворение, написанное 26 декабря 1913 года, адресовано Цветаевой генералам двенадцатого года, но посвящено мужу:

Вам все вершины были малы

И мягок – самый черствый хлеб,

О молодые генералы

Г.Начало развития темы России в творчестве М. Цветаевой связано с Москвой, в которой она чувствовала себя легко и счастливо, несмотря на переживания и жизненные неудобства. Цикл стихов о Москве – это Москва Марины Цветаевой: старинная и величественная, гордая и героическая, традиционная и народная.

Россия моя, Россия,

Зачем так ярко горишь?

3.Главный мотив – трагическое звучание потери Родины, сиротства, а особенно – тоска по Родине:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина.

4.Марина Цветаева мечтала вернуться на Родину, но больше всего вернуть историческую Родину сыну Георгию (родился в 1925 году).

Ё. 31 августа 1941 года Марина Цветаева добровольно ушла из жизни в татарском г. Елабуга.

(Распечатки на столах учащихся)

Тоска по родине! Давно

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной - непременно -

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться - мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично - на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен. )

Двадцатого столетья - он,

А я - до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне всe - равны, мне всe - равно,

И, может быть, всего равнее -

Роднее бывшее - всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты - как рукой сняло:

Душа, родившаяся - где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей - поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина.

- Ваше впечатление? Что увидели, почувствовали?

- Для этого разделимся на группы (в группы соединяются рядом сидящие учащиеся). Для того чтобы понять, о чём это стихотворение, какова его идея ответьте на вопросы, которые лежат у вас на партах, запишите свои выводы. Если ваша группа закончит, поднимите руку.

Какие слова повторяются в стихотворении? Почему? Что они значат?

Так край меня не уберег

Сердце болит из-за отрешенности, удаленности от родного, именно поэтому так горячо доказывается нелюбовь. Многие видные русские деятели, вынужденные уехать в эмиграцию после революции 1917, поэтому так страстно звучит ее монолог. Так много чувств в него вложено.

Какова роль пунктуационных знаков в стихотворении? (посчитайте их)

4 группа

Без каких строк стихотворение приобрело бы совсем иной смысл?

- Без последних. Без них 38 строк горьких отрицаний, утверждение отторженности от родины, доказательства свободы от России, от родного языка. И вдруг всё это исчезает, стихотворение завершается загадочной концовкой:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и всё – едино.

Но если на дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

И сердце останавливается, сжимается от тоски, становится живой кровоточащей болью одиночества без России.

Вывод:

- О чем это стихотворение? (о Родине)

- Какова идея данного стихотворения?

(глубочайшая любовь к России, высокий патриотизм, на который способны не многие)

1 группа

В чём состоит основной смысл стихотворения? Каким способом раскрывается главная его тема?

2 группа . В каких строчках выражена основная идея стихотворения? Как автор передаёт эту идею?

3 группа. Какие художественные и изобразительные средства использует автор для раскрытия содержания?

4. группа Назовите образные сравнения России и Родины у М.Цветаевой. В чём их отличие? Докажите, что данное стихотворение подтверждает приверженность Цветаевой теме России.

Результативный этап.

Слово учителя. Беседа

Через 14 лет эмиграции естественная любовь и тоска по Родине помогли Цветаевой вернуться домой, в Россию. Но это была уже другая Россия, погрязшая в страхе всеобщей подозрительности и поиска врагов народа. Марина Ивановна столкнулась с препятствиями и горем: одиночеством, невозможностью работать, мыслями о гибели мужа, ненужностью читающей России. Всё это ей казалось непреодолимым, и она предпочла уйти из жизни, нежели страдать и роптать. Слишком тяжелой оказалась эта встреча с Россией. И пророчески звучат строки ее стихотворения:

В себя, как прадеды в феоды.

Уединение: в груди

Ищи и находи свободу.

Чтоб ни души, чтоб ни ноги

На свете нет такого саду

Уединению. В груди

Ищи и находи прохладу.

Кто победил на площади --

Про то не думай и не ведай.

В уединении груди-

Справляй и погребай победу

Уединения в груди.

- Какие мысли у вас возникли, слушая эти строчки?

( для неё жизнь оказалась невозможной без России, которая отреклась от поэта). Обращение к фишбоуну.

- Какой путь выберите вы после сегодняшнего разговора?

Домашнее задание: найдите и прочитайте другие стихи М.И. Цветаевой о России; докажите либо опровергните вывод сделанный на уроке.

- Подумайте, как вы сегодня себя ощущали, что интересного для себя узнали, как вы сами оцениваете свою работу и нашу общую работу. Для этого закончите предложения одним словом

– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Было трудно…

– Меня удивило…
– Урок дал мне для жизни…

- Спасибо всем за работу. "Мне нравится", что урок не оставил вас равнодушными. И хочу закончить наш разговор ещё одним завещанием М.Цветаевой:

Где судьба бы вам жить не велела,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Все сокровища вашей души…

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать речь учащихся, навыки анализа лирического произведения;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя; формировать интерес к творчеству М.И.Цветаевой.

Оборудование: видеоролик, раздаточный материал.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2.Тема Родины в творчестве М.И.Цветаевой.

1) Россия в поэтическом мире Цветаевой.

2) Постижение России через Москву (“Стихи о Москве”), через стихию языка и народной поэзии (фольклорные поэмы “Царь-Девица”, “Молодец” и др.), через революцию: “России меня научила Революция”.

3) Разминовение с Россией: цикл “Лебединый стан” как выражение конкретного содержания исторического момента и глубинной сути трагического миропонимания Цветаевой.

4) Стихотворения периода эмиграции “Родина” и “Тоска по родине! Давно. ”: мотив романтической дали, бездомности и альтернативный, по принципу наоборот, внутренний смысл.

Московские улицы, московский пейзаж - постоянный фон переживаний поэта, начиная с самых ранних стихотворений.

Москва в поэзии М. Цветаевой предстает как средоточие духовной культуры и истории. Связь поэта и родной земли неразрывна:

У меня в Москве - купола горят,

У меня в Москве - колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят, -

В них царицы спят и цари.

Прежде всего в цикле передается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь, доходящая до восторга, - таково чувство, пробуждающееся в душе. Стихи звучат торжественно и радостно.

Москва для Цветаевой - дом и дар, который не получают, а отдают. Москву, как самое ценное достояние, вручает она и дочери, и возлюбленному как залог подлинности чувств:

Из рук моих — нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

И встанешь ты, исполнен дивных сил.

- Ты не раскаешься, что ты меня любил.

Будет твой черед:

С нежной горечью.

Москва в стихах Цветаевой предстает духовным наследством, единством веры и истории, которое дано человеку на всю жизнь - от рождения до смерти. Чувство кровной связи с родной землей, собственно, и создает личность. Именно поэтому финальное стихотворение цикла - о рождении поэта: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась.

Восприятие Цветаевой революции было сложным, противоречивым, но эти противоречия отражали метания и искания значительной части русской интеллигенции, вначале приветствовавшей падение царского режима, но затем отшатнувшейся от революции при виде крови, проливаемой в гражданской войне.

Белым был - красным стал:

Красным был - белым стал:

Это был плач, но не злоба. Плач по убиенным, которые “окунулись” в мир войны, приносящей смерть.

Вдали от родины, в эмиграции, она пишет стихи, поэмы, основанные на фольклорном материале, используя сказку, былину, притчу:

Заклинаю тебя от злата,

От полночной вдовы крылатой,

От болотного злого дыма,

От старухи, бредущей мимо.

На чужбине трагизм цветаевской тоски по России усиливается:

Той России - нету,

3.Стилистические особенности поэзии М.И.Цветаевой.

3.1. Работа в парах. Ответ на основной вопрос урока: “Какие стилистические особенности свойственны поэзии М.И. Цветаевой?”

1. Какие слова в той или иной вариации повторяются в стихотворении?

2. Найдите однокоренные слова слову “родной”. Почему в стихотворении встречается целое родовое гнездо?

3. Какие пунктуационные знаки используются чаще всего? Каково их назначение?

4. Проследите за рифмой и стихотворным ритмом. В чём их своеобразие?

5. Каким изобразительно-выразительным средствам отведена ключевая роль в произведении?

6. Что говорит лирический герой о своём социальном статусе? Как варьируется это суждение? Для чего используются варианты одной и той же мысли?

7. Без каких строк стихотворение приобрело бы совсем иной смысл? Что позволяет утверждать: для М.И. Цветаевой “родина” и “рябина” - семантически близкие понятия?

8. О чём это стихотворение? У М.И. Цветаевой есть такая строка: “Я любовь узнаю по боли. ” Как можно было бы сформулировать идею стихотворения, если опираться на эти слова?

3.2.Подготовленное выразительное чтение стихотворения (повторное). Читает ученик.

Тоска по родине! (1934)

Тоска по родине! Давно

Мне совершенно все равно -

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что - мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной - непременно -

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться - мне едино.

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично - на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен. )

Двадцатого столетья - он,

А я - до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне всe - равны, мне всe - равно,

И, может быть, всего равнее -

Роднее бывшее - всего.

Все признаки с меня, все меты,

Все даты - как рукой сняло:

Душа, родившаяся - где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей - поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно - рябина.

3.3. Беседа по вопросам.

3.4. Комментарии учителя к ответам учащихся.

В стихотворении М.И. Цветаевой постоянно повторяются слова: “всё равно”, “всё едино”. “Всё равно”, “где брести”, “быть вытесненной в себя”, “где не ужиться”, “где унижаться”. Все равны, ни с кем нет кровной связи, душевного родства, ни к чему нет привязанности, нет веры: “Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст”. Нет родины: “Тоска по родине! Давно разоблачённая морока!”

В стихотворении М.И. Цветаевой есть своеобразные повторы. Мы видим в тексте целое родовое гнездо однокоренных слов слову “родина”: родным (роднее - форма данного прилагательного), родившаяся (душа), родимого (пятна). В произведении им противопоставлены контекстуальные антонимы: родина - “госпиталь или казарма”, родной язык - “безразлично - на каком непонимаемой быть встречным!”, “роднее бывшее - всего” - “всего равнее”. (Здесь умышленно допущена грамматическая неточность: наречие, не имеющее степеней сравнения, употреблено в сравнительной степени - это знак своеобразной самоиронии.) А в словах “душа, родившаяся где-то” звучит глобальная отстранённость от конкретного времени и пространства. От связи с родной землёй вовсе не осталось следа:

Так край меня не уберёг

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей - поперёк!

Родимого пятна не сыщет!

В частом использовании однокоренных слов есть определённый смысл. Трудно не согласиться с пословицей: “Где больно, там рука; где мило, там глаза”. Сердце болит из-за отрешённости от родного, именно поэтому так горячо доказывается нелюбовь.

Родина живёт в сердце героини стихотворения, именно поэтому так страстно звучит её монолог, так много эмоций в него вложено. Семь восклицательных знаков - свидетельство экспрессивности речи. В стихотворении на десять четверостиший - семнадцать тире. Их постановка связана со смысловым выделением слов и словосочетаний, эти знаки по-своему связаны с экспрессивностью поэтического монолога. Тире - любимый знак М.И. Цветаевой, он в смысловом отношении самый выразительный в русском языке. Нельзя поверить в равнодушие героини, если читаешь, что называется, “по нотам” (помним: “знаки-ноты”). В смысловом отношении значимо и многоточие. Особенно ощутима его роль в конце предложения.

Но если по дороге - куст

Встаёт, особенно - рябина.

Это многоточие красноречиво и однозначно: героиня навеки связана с родной землёй, если куст рябины вызывает трепет сердца, изболевшегося в вынужденной бездомности.

Интересно стихотворение и в интонационном отношении: от напевной и говорной интонации поэтесса переходит к ораторской, срывающейся на крик.

Мне безразлично - на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен. )

Двадцатого столетья - он,

А я - до всякого столетья!

Россия, судьбина, родина, Марина - этот смысловой ряд смыкается понятием “рябина”. Соотношение “родина–рябина” укладывается в формулу синекдохи. Мы понимаем, что нет темы больнее, чем тема России, нет единства прочнее, чем единство с духовностью, культурой своего народа. М.И. Цветаева в письме к Тесковой (1930) восклицает: “Как Вы глубоко правы - так любить Россию! Старую, новую, красную, белую - всю! Вместила же Россия - всё. Наша обязанность, вернее, обязанность нашей любви - её всю вместить”.

Цветаева не могла не вернуться в Россию не только потому, что жила в эмиграции в ужасной бедности, но и потому, что не могла жить вне своего народа, родного языка. Она не надеялась найти себе “домашний уют”, но она искала дом для своего сына и, главное, “дом” для своих детей-стихов. И она знала, что этот дом - Россия.

4.Поэт и мир (по лирике М.Цветаевой).

4.1. Слово учителя.

В образе лирического героя раскрывается личность поэта. Лирический герой близок к лирическому “Я”. Он доносит до нас размышления и переживания поэта-художника, открывает духовный мир Цветаевой.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я - бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полете

Своем – непременно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земной не соделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская)

1. Чтение стихотворения наизусть (индивидуальное задание) или просмотр видеоролика. Все следят по тексту.

2. Кто герои этого стихотворения? (Это Марина и те, “кто создан из глины”, т.е. обыкновенные смертные люди. Уже одно это противопоставление заставляет задуматься над особенностями Марины.)

- Какое слово главное в первой строфе? (Измена)

- Какие антонимичные слова есть во второй строфе? (Гроб - крещена)

- Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать “земной солью” (“народная слава”)? (Она не хочет лишиться свободы, стать героем; не хочет засорять берег, как это делает соленая вода.)

- Что означает слово “воскресаю”? Какому слову оно близко? (Крещена, и противостоит “граниту”.)

Вывод: Марина - всякая, поэтому ей “дело - измена”, потому она разбивается - воскресает. В этом ее душа.

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой (по выбору).

2.Подготовиться к письменной работе по творчеству А.Ахматовой и М.Цветаевой. Темы в учебнике на с.252-253, 271.

Читайте также: