Конспект урока проект составляем орфографический словарь 3 класс готовый

Обновлено: 06.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей имени Героя Советского Союза П.И. Викулова

городского округа Сызрань Самарской области

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Подготовили: ученики 3 класса «А

учитель начальных классов

    • Учиться грамотно читать и писать.
    • Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.

    пользоваться орфографическим словарём.

    Правила работы в группе:

    • Обсуждать тихо.
    • Объяснять своё высказывание.
    • Слушать других.
    • Договариваться.
    • Работать быстро.

    Что такое орфографический словарь?

    Когда мы к нему обращаемся?

    Орфографи́ческий слова́рь — словарь, содержащий перечень слов

    в их нормативном написании.

    Орфографические словари учат

    нас правильно и грамотно писать слова.

      По орфографическому словарю можно узнать, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить правилами. Задание:

    найдите в словаре слова: апельсин, вентиляция, винегрет, оранжерея.

    проверьте по словарю как правильно произнести слова: договор, атлас, творог, каталог.

    • В словаре все слова расположены в алфавитном порядке.
    • Имеются грамматические указания.
    • Словарь поможет быстрее научиться грамотному письму.

    Орфографический словарь

    На прашлагодние ашипки

    Сматреть мне трудно без улыпки.

    Пишу я лучче многих в класе,

    Мне падарил падарок вася:

    Я изучяла весь енварь

    На прошлогодние ошибки

    Смотреть мне трудно без улыбки.

    Пишу я лучше многих в классе,

    Мне подарил подарок Вася:

    Я изучала весь январь

    Правописание слов с безударными гласными в корне

    Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне

    Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне

    Доблестный, здравствуйте, лестница, окрестность, поздний, праздник, прелестный, сердце, солнце, счастливый, тростник, чувство, честный.

    Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

    Взъерошенный, двухъярусный, изъян, необъятный, объявление, подъезд, подъём, предъюбилейный, разъяснить, съезд, съесть, съёжился, съёмка.

    v отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.

    - метапредметных результатов:

    v развивать интеллектуальные способности детей;

    v формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;

    v формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;

    v формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;

    v формировать умение оценивать свои достижения на уроке.

    - личностных результатов:

    v воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;

    v развивать навыки сотрудничества.

    ВложениеРазмер
    proekt_orfograficheskiy_slovar.doc 192.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебные задачи, направленные на достижение

    • активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
    • обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;
    • отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.
    • развивать интеллектуальные способности детей;
    • формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;
    • формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;
    • формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;
    • формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
    • воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;
    • развивать навыки сотрудничества.

    Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.

    Деятельность учителя: читает стихотворение

    Деятельность учащихся: слушают учителя.

    Все – кто хочет расширить свой кругозор.

    Все – кто хочет научиться грамотно писать и говорить.

    Все – кем движет великая сила – любознательность.

    Все – кому хочется в знаниях навести порядок.

    Всех вас приглашаю на занятие творческой мастерской.

    Цель: актуализировать опорные знания по теме занятия, создание проблемной ситуации.

    Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну волшебных словарей.

    У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и богатый опыт работы с ними. Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.

    Возьмите лист со знаком вопроса. Прочитайте вопросы и попробуйте письменно на них ответить.

    Попробуйте ответить на вопросы.

    1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? ___________________________________________________
    Скажите, кто первый ввел этот термин?_________________________

    2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. _____________________________________________________

    3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь?
    _____________________________________________________________________________________

    4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого трудного слова или его формы. Какой это словарь? _________________________________________

    5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду?
    ________________________________________________________________________

    6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? ______________________________________________________

    7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? _____________________________________________________

    На какие вопросы вы не смогли ответить?

    Возьмите лист с изображением книг.

    Найдите ответы на оставшиеся вопросы и проверьте правильность выполненных заданий с помощью текста.

    Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь - это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним.

    Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические (с греч. – обучение по всему кругу знаний) словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

    Цель лингвистических словарей другая — в них содержится информация о слове.

    Лингвистические словари можно подразделить на три типа:1) многоязычные; 2) двуязычные; 3) одноязычные.

    Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари: 1) англорусский и русско-английский; 2) немецко-русский и русско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.

    В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов(заимствованных из других языков), синонимов, антонимов(слов с противоположным значением), омонимов(слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению), паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения), фразеологический, орфоэпический (произношения слов), орфографический (правописания слов), словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов), обратный (с расположением слов в алфавите их концов), сокращений и другие типы словарей.

    Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари.

    Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.

    Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении — в орфоэпическом.

    Есть словари грамматические, содержащие различные сведения о словах.

    Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп слов: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

    Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

    Проверяем. Прочитайте ответ на те вопросы, на которые не смогли ответить в начале.

    1. Определение темы, постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    Цель: создать условия для принятия учащимися цели учебной деятельности путем ее осознания.

    Деятельность учителя: с помощью специально подобранного стихотворения подводит детей к формулировке темы урока, организует работу в парах по формулировке задач урока , проводит беседу по правилам работы с орфографическим словарем;

    • познавательная: во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урока;
    • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парахах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
    • регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.

    О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если прочитаете стихотворение на желтых карточках.

    На прашлагодние ашипки

    Сматреть мне трудно без улыпки.

    Пишу я лучче многих в класе,

    Мне падарил падарок вася:

    Я изучяла весь енварь

    Что вы заметили?

    Сверьте правильность выполнения работы в группе. (Выдается карточка с безошибочным написанием слов в стихотворении) Поднимите руки те пары, кто нашёл и исправил все ошибки. Молодцы!

    Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний урок? (орфографическому словарю)

    Какая информация содержится в этом словаре? (правильное написание слов)

    Сегодня мы с вами создадим свой орфографический словарь. В нём будут содержаться словарные слова. А какие слова мы с вами называем словарными? (написание которых нужно запомнить)

    Как вы думаете, почему я предлагаю вам составить орфографический словарь именно с этими словами?

    И так, сегодня мы составим не просто орфографический словарь со словарными словами, а словарь, в котором слова классифицируются по орфограммам. Странички с какими орфограммами мы можем составить?

    Где мы можем использовать этот словарь? (на уроках русского языка, при выполнение домашней работы)

    Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.

    • Учиться грамотно читать и писать.
    • Учиться определять падеж имен существительных.
    • Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.
    • Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.
    • Учиться работать в группах.
    • Отрабатывать умения пользоваться орфографическим словарём.

    Прежде чем начать работу по созданию орфографического словаря обратимся к самому словарю.

    Перед вами орфографический словарик автора Грушникова П.А.

    По словарику можно узнать, как правильно писать слова, которые нельзя или трудно проверить. Найдите слова: апельсин, вентиляция, винегрет, оранжерея.
    (Дети самостоятельно работают со словарем).

    Словарик научит нас делать правильное ударение. Проверьте по словарю как правильно произнести слова: договор, атлас, творог, каталог.

    В словарике есть и другие грамматические указания. Эти указания обязательно читайте, они помогут правильно писать слова.

    1. Создание страниц орфографического словаря. Групповая работа учащихся.

    Деятельность учителя: организует групповую работу;

    • познавательная: создают страницу орфографического словаря, отрабатывают умение находить слова с заданной орфограммой ;
    • коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;
    • регулятивная: работают с орфографическим словарем учебника ; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают свою работу с помощью листов самооценки.

    Переходим к созданию своего орфографического словаря.

    1группа: безударный гласный в корне слова

    2группа: парный по глухости-звонкости согласный

    3группа: непроизносимый согласный

    У каждого члена группы есть свои роли:

    • главный редактор (организует работу в группе, презентует работу группы),
    • художник-оформитель (оформляет страничку словаря),
    • хранитель времени и тишины (следит за временем и за выполнением правил работы в группе),
    • собиратели словарных слов (находят в словарике учебника словарные слова и записывает на свой бланк).

    Распределите роли в группе.

    Прошу встать главных редакторов; хранителей времени и тишины; художников-оформителей; собирателей словарных слов .

    На выполнение работы вам отводится 10 минут. Прошу хранителя времени и тишины следить за этим.

    Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).

    Правила работы в группе:

    1. Обсуждать тихо.
    2. Объяснять своё высказывание.
    3. Слушать других.
    4. Договариваться.
    5. Работать быстро.

    При работе в группе пользуйтесь инструкционной картой. Прошу главных редакторов получить задание.

    1. Вспомните правило нахождения в слове данной орфограммы. Как ее проверить? Что делать, если нельзя проверить написание данной орфограммы?

    2. Распределить между членами группы бланки для записи словарных слов.

    3. Найти в словарике учебника на с. 150-151 слова на вашу орфограмму.

    4. Записать слова на бланк в алфавитном порядке.

    5. Расположить на листе бланки со словами в алфавитном порядке.

    6. Оформить свою страничку.

    Примеры бланков для работы в группе (количество строк на бланке соответствует количеству слов с данной в группе орфограммой, которое нужно выписать )

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цель: формировать умения подбирать текстовую информа­цию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект. Развивать память, мышление, фонематический слух, устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость. Воспитывать внимание, активность.

    Русский язык 3 класс

    Аннотация проекта:

    Актуальность: Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь - это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним. В данном проекте обучающиеся научатся пользоваться орфографическими словарями. Находить необходимую информацию и использовать её при необходимости.

    познакомить с видами словарей русского языка;

    разработать памятку работы со словарем;

    составить универсальный словарь;

    обогатить словарный запас детей;

    воспитывать уважение к родному языку, любовь к родному краю,

    развивать умение работать в парах и в группах.

    I. Организационный момент

    II. Работа по теме урока

    Слайд Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос.

    Слайд В русском языке огромное количество слов. Можем ли мы знать значения всех слов, уметь правильно их писать, знать грамматические признаки, подбирать к ним синонимы и антонимы?

    Где же мы находим ответы на все эти вопросы?

    Спрашиваем у друга, у взрослого. Идём в библиотеку. Обращаемся к интернету.

    Но чаще нам на помощь приходит старый, добрый помощник – словарь.

    Слайд А всё же, что такое словарь?

    А какие словари русского языка нам известны?

    А к каким словарям мы обращаемся чаще всего?

    А в каких случаях словари приходят нам на помощь?

    Слайд Наше знакомство со словарями началось на уроках литературного чтения и русского языка с толкового словаря. В нём объясняется, растолковывается значение слова. Это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их – одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение слов, которые слышали или встречали в книге, а порой и вообще они могут явиться для нас открытием.

    За этот словарь Даль В.И. удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук.

    Ушаков Дмитрий Николаевич - составил толковый словарь, описывающий современное состояние русского языка 20 века и включающего более 85 000 слов.

    Российский филолог-лексикограф, составитель словаря, описывающего современное состояние русского языка ХХ века и включающего 85 289 слов. Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает.

    Ожегов Сергей Иванович - российский языковед, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук, автор однотомного толкового словаря.

    Российский языковед, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук, автор однотомного толкового словаря русского языка, включающего 50100 слов.

    Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов были составителями и орфографических словарей.

    Слайд Верно написать все слова практически поможет словарь орфографический. Орфографический словарь содержит перечень слов в их нормативном (правильном) написании.

    Слайд Для эффективной работы со словарём необходимо знать его устройство. На примере толкового и орфографического словарей, мы узнали, как словари устроены.

    Слова в словаре расположены в алфавитном порядке.

    Словарь состоит из предисловия и словарных статей.

    Словарная статья рассказывает о разных сторонах слова: его написании, правильном произношении, истории слова, его составе и способах образования, лексическом значении и т.д.

    Во многих словарных статьях помещаются иллюстрации, цитаты, пословицы, поговорки.

    4. В начале страницы словаря указаны жирным шрифтом слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо парные три буквы этих слов. Это облегчит поиск нужного слова.

    5. В целях экономии времени многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде.

    Разъяснение к системе сокращений дается в начале словаря.

    Слайд В ходе нашей работы мы встретились и познакомились с другими видами словарей:

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Проектная деятельность является важной составляющй начального обучения. Данный урок направлен на достижения следующих результатов: активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся; обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем; отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке; развивать интеллектуальные способности детей; формировать умение грамотно читать и писать.

    Автор: учитель Бойко И. Г.

    Цель урока: создать условия для организации и проведения проектной деятельности.

    Методы и формы обучения:

    фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Класс разделён на пять групп по темам орфограмм: парные звонкие/глухие согласные, разделительные ь/ъ знаки, удвоенная согласная, непроизносимая согласная.

    Тип урока урок - проект.
    Форма урока: творческая мастерская.

    Планируемые образовательные результаты

    Учебные задачи, направленные на достижение - предметных результатов:
    - активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;
    - обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфографическим словарем;
    - отрабатывать умение подбирать слова на заданную орфограмму; записывать слова в алфавитном порядке.

    Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
    - развивать интеллектуальные способности детей;
    - формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;
    - формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря и учебников;
    - формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;
    - формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
    Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
    - воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;
    - развивать навыки сотрудничества.

    Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
    Образовательные ресурсы: учебники: русский язык, литературное чтение, окружающий мир
    Словари: орфографический, иностранных слов, фразеологизмов, англо-русский, грамматико-орфографический, мифологический, толковый, толковый Даля, антонимов, синонимов…
    Наглядно-демонстративный материал:

    В начале занятия ученики сидят по группам. Распределение учеников по группам и ролей в группах обоснованно индивидуальными особенностями детей и их личностным развитием. Формируется 5 групп по орфограммам: парные звонкие/глухие согласные – 3 человека, разделительный ь мягкий знак – 3 человека, разделительный ъ твёрдый знак – 3 человека, непроизносимые согласные – 3 человека, удвоенные согласные – 4 человека, соответственно организуется 5 рабочих места для групповой работы.

    И примеры бланков для работы в группе (количество строк на бланке соответствует количеству слов с данной в группе орфограммой, которое нужно выписать )
    5. Презентация результатов групповой работы.
    Деятельность учителя: организует работу по презентации результатов групповой работы;
    Деятельность учащихся:
    рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички орфографического словаря;

    На этом занятие творческой мастерской подошло к концу. Спасибо за работу!

    Читайте также: