Мелодический рисунок его выразительные свойства фразировка конспект 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель занятия: Обу чение основн ым приемам музыкальн ой выразительн ости.

Знакомство с динамическими отт енками и ф разировкой.

• Обучающие: Научиться исполнять му зыкальные произведения с

• Развивающие: Разв итие динамическ ого слу ха, слухового контроля над

• Воспитательны е: Воспита ние му зыкального вкуса, мобилизация и

активизация внимания и исполнител ьской воли, культу ра исполнения:

Форма орга низации ра боты: индиви дуальная, практиче ская.

Методы: словесные, практ ического показа, сравнен ия, наблюдения ,

Учебно - методи ческий комплекс: музыкал ьные инстру менты – скрипка,

Литература, использованная на у роке: нотный м атериал.

Объявление темы урока. Представление учащегося, концертме йстера.

Вводное слово: объяснение терминов ф раза, динамические оттенки.

Практическая работа над развитием навыков музыкально -

художествен ных исполнитель ских задач н а анализе излагаемых

- динамически е особенности му зыкального п роизведения;

класса Успанов ой Аиной. Концертме йстер Васильева Богдана Юрьев на.

Сегодня мы поз накомимся с д инамическими оттенками и у знаем, что это

такое; нау чимся исполнять произве дения с фрази ровкой. Поймем, насколько

важна динамика и динамическ ие оттенки для придания ху дожественной

музыкальной к расоты произве дения, нас колько она обогаща ет музыку в

Каждое музыкаль ное произведе ние – это тайна, котору ю исполнителю

необходимо раскрыть. Пьеса, котору ю мы сейчас сыг раем, называется

каких средств вы разительности м ожно передать характе р произведе ния? )

Фраза – от гречес кого слова prasis - выражен ие, способ вы ражения.

Динамика – это с ила звучания му зыки. В музыке принято с илу

Музыку не зря сравнивают с человеческим голосом, человеческой

речью. Так же, как и речь, музыка состоит из нот (букв), мотивов (слов), фраз

(предложений) и периодов (законченного текста). Если мы будем

произносить отдельные буквы или слов а, никто не поймет смысл сказанного

и, те более, не почу вствует характер и эмоциональ ную окраску передаваемой

В жизни мы разг овариваем не на одной громк ости. Обычн о, когда мы

хотим сказать что - т о важное, м ы усиливаем пода чу голоса – говорим гр омче,

так и в музыке, наиболее важные зву ки играем громче.

В каждой фразе есть вершина, которая обычно совпадает с ударным

слогом главного смыслового слова этой фр азы. Как правило, самые вы сокие

звуки мелодии чаще всего перед ают наибольший накал эмо ций,

подчеркну тый громким звучанием. В музыке это называется кульминацией.

Кульминация подготавливает ся посте пенным усилением об щей звучности

каждой предыду щей фразы. После к у льминации музыка пост епенн о

- Чтобы нау читься хорошо играть на ск рипке, на до научиться правильн ому

звукоизвлечению. Д авай мы с тобой п оиграем открытые ст ру ны разными

спрсобами: с у силением зву ка, с ослаблением, с усилением зву ка к середине

- Посмотри в нот ы и скажи, каким штри хом мы бу дем его изображать ?

- Да, ты права – это штрих мартле. Педагог поясняет, что мартле исполняется

чаще всего в вер хней половине смычка в умеренном темпе. При исполнен ии

мартле во время пау зы р у ка, освобожденная от напряжения, долж на быть

подготовлена к после дующему акценту . Пал ьцы заранее став ятся и

снимаются во время звуковой паузы, что позволя ет исполнить штрих без

призвуков. Чаще всег о этот штрих использу ется при исполнении музыки,

энергичной по характеру. Исполняется этот шт рих акцентированно - активной

- Молодец. Штрих соответству ет характеру исполняемо го произведени я.

Выполнен ритмично, точн о, ты правильно распределяешь см ычок.

- Кроме хорошей интонации, красот ы звучания, ритма, музыкант должен

играть выразитель но. Он должен показать фразиров ку, динамическое

развитие. Обрати внимание на падение и подъем динам ики, не играй

- Сыграем цифру 2 – второе предложение. Посмот рим, что происх одит

дальше. (Анализ учащей ся дальнейшег о развития ). Постарайся в штр ихе

легато плавно сое динить ст руны, перед смен ой смычка за держи палец.

- Здесь трудный штрих – две ноты отдельно, две легато и одна отдельн о. Звук

все равно должен оставаться сочным, плотным, гибким. Используй меньше

смычка, н о пальцы до лжн ы быть активными. Попр обуй очень четко, как б ы

скороговорк ой проговорить ноты. (Показ пре подавателя на инструменте).

- Давай сыграем цифру 3. (Иг рает цифру 3) . Эт о реприза – по вт ор 1 цифры,

различие только в последнем такте. Очень важно сделать замедление перед

- И 4 цифра – код а. П одчеркнутые ноты пос тарайся сыграть шир е смычком.

- Да, форшлаги. Это как маленькие трамплинчи ки. Смычок быстро

переводим со струны на струну. В ершинки играем широким смычком,

- Сыграем еще раз последнюю цифру. Попробуй окрасить свое исполнение

настроением, соответствующем характеру пьесы. Последн юю ноту – тонику

– играй смело. Смычок прижать и не отп ускать нажим до конца. Музыка

предлагает проанал изировали тональность, ключевые знаки, размер,

встречающиеся длительности, штрихи. Ученик просольфеджи ровал

фрагмент пьесы, назвал количество музыкальных фраз и предложений, их

схожесть и разли чия. Сразу обсуждают ся наиболее сл ожные такты.

Ученик играет пьесу с аккомпанементо м. Уделяется внимание, помимо

правильног о исполнения штр иха, точному интонир ованию, соедине нию

струн, качественному испо лнению аккорда пиццикато. Внимание заостряет ся

Цель деятельности учителя: создание благоприятных условий для закрепления у обучающихся представления о целостности восприятия музыкального произведения (в том числе, взаимосвязи изобразительности и выразительности), о связи музыки с повседневной жизнью и внутренним миром человека.

- уметь анализировать музыкальное произведение;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению

- уметь извлекать информацию из иллюстраций.

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Этапы урока, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Самоопределение к деятельности

- Здравствуйте, ребята! Желаю вам удачи на уроке.

- Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, чтобы все необходимое лежало на парте, а не нужно убрали в портфель.

Демонстрируют готовность к уроку.

Демонстрируют готовность к уроку.

Актуализация знаний и мотивация

-На предыдущем занятии вы проходили одно из музыкальных средств выразительности - интонацию. Так что же это такое?

-Молодцы. А напомните мне, какое произведение вы слушали, какого композитора?

- Ребята! А теперь постарайтесь показать мне мимикой какое у вас сейчас настроение.

- Спасибо. Я вижу, что настроения у всех разные: кто-то грустный, кто-то радостный, кто-то спокоен, кто-то встревожен, кто-то злится. Но я надеюсь, что к концу урока ваше настроение измениться в лучшую сторону.

-интонация - это выразительное отражение происходящего с помощью музыкальных звуков.

-Показывают свое настроение

Л: Моральная готовность к получению и усвоению новых знаний

Постановка учебной задачи

- Но ведь я не показала вам какое у меня настроение! А давайте я вам дам прослушать несколько произведений, а вы угадаете, какое оно!

- Вы молодцы! Полностью угадали мое настроение.

- Ребята, а может ли музыка выражать характер и чувства человека?

- А изобразить движение?

П: Умение пользоваться изученной терминологией

К: Умение формулировать и доказывать своё мнение; умение слушать других и принимать мнение окружающих

Открытие нового знания

- Выразить музыка может очень многое: широчайшую гамму настроений (веселье и спокойствие, тревогу и сосредоточенность, возбуждение и глубокую печаль), бесконечное разнообразие человеческих характеров (суровый и шаловливый, капризный и волевой). Музыка выражает внутренний мир человека то, что он переживает внутри себя, но это мы не можем увидеть, потрогать и ощутить.

-Каждая из них будет приходить к нам по очереди, а слушая музыку, мы должны будем понять, какая девочка к нам пришла.

-Итак, сели ровно и внимательно слушаем. Вот первая:

У.: - Дети, покажите мне мимикой, какая девочка к нам пришла? (показывают)

- Правильно, это была резвушка. Слайд

- А как вы поняли это?

- А это, что за девочка к нам пришла, покажите мимикой?

- Я, думаю, что каждый из вас прочувствовал всю грусть и печаль нашей девочки. Как же звучала музыка?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- образовательная: обогащение знаний о музыкальном искусстве; учить по звучанию направления движения мелодии, а также созданный композитором музыкальный образ;

- развивающая: развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- воспитательная: расширять музыкальный кругозор учащихся и прививать любовь к музыке, как основному жанру искусства.

1. Определять тему под контролем учителя;

2. Определять цель выполнения заданий под руководством учителя;

3. Учиться выполнять учебные действия в качестве композитора, слушателя, исполнителя;

4. Давать эмоциональную оценку деятельности класса и себя самого на уроке.

1. Наличие эмоционального отношения к произведениям разного характера;

2. Развивать эстетические чувства и чувство прекрасного.

1. Извлекать информацию, делать логические выводы;

2. Формирование устойчивого интереса к уроку через взаимосвязь учебных предметов, использование дидактических игр;

3. Отвечать на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

1. Сотрудничать с учителем и сверстниками;

2. Оформлять грамотно свои мысли, под руководством учителя;

3. Слушать и понимать речь других.

Оборудование: компьютер, проигрыватель, презентация.

Этап мотивации к учебной деятельности

Музыкальное приветствие учащихся: учитель поет.

Музыкальное приветствие: дети поют хором приветствие.

Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии

Ребята, скажите, вы любите играть?

Тогда я предлагаю вам поиграть, но не салочки, а в весёлые пятнашки, только здесь не нужно бегать, прыгать тоже здесь нельзя, только хлопать и потопать.

Внимательно слушают учителя

Внимательно слушают муз. произведение

Этап выявления места и причины затруднения

- Что можно делать под эту музыку?

- Скажите, а мы можем исполнить это произведение? Напеть его? Поднимите руки те, кто сможет.

*Некоторые дети пропевают произведение*

- Что мы с вами исполняли?

Совершенно верно, мы с Вами исполнили мелодию.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем сегодняшнем уроке?

- Какую цель мы можем поставить перед собой?

- Узнать, что такое мелодия.

Этап выхода из создавшейся ситуации (+реализация построенного проекта)

- А какой мелодия была? Послушайте ещё раз.

*Повторное проигрывание мелодии учителем*

Давайте теперь проанализируем эту мелодию.

- Кто сочиняет музыку?

- Что он сочиняет в первую очередь?

- С помощью чего он его сочиняет?

- Какие бывают звуки?

- Но звуки у нас записываются с помощью музыкальных знаков. Как они называются?

- Не зная нот вы сможете сыграть мелодию?

*Несколько детей подходят к пианино и пробуют сыграть мелодию*

- Получилась ли у нас мелодия?

- У вас получился набор звуков. А теперь представьте какой это труд для композитора составить мелодию. Композиторы перед тем как написать мелодию сначала собирают мелодию в единое целое, чтобы получилось красивая мелодия.

- Когда вы рисуете красками разные штрихи, не связанные друг с другом, получается ли у Вас красивая картина?

- Что могло сподвигнуть Дмитрия Шестаковича написать такую мелодию?

Теперь послушайте два фрагмента и определите направления мелодии.

*Проигрывает гамму до-мажор вверх*

- Что происходит с звуками? Куда они двигались?

- Они были высокие или низкие?

- Если нота двигалась вверх, значит звук двигался, куда?

*Работа по нотным-карточкам*

Обратите внимание на карточки, которые лежат у вас на столах. Переверните их. На карточках у вас изображены направления мелодии. Поднимите вверх ту карточку, которая показывает направление движения мелодии вверх.

*Учитель играет мелодию вниз*

- Куда движется мелодия?

- То есть была высокая, стала низкая.

Поднимите вверх карточку, показывающая направление движения мелодии вниз.

Но ещё есть особенный вид движения. Послушайте.

*Учитель играет мелодию на одной ноте*

- Что произошло с мелодией?

- Действительно, эта мелодия состоит всего из одной ноты, но она не находится в покое, ведь мелодия подвижна.

- Поднимите карточку, изображающая данное направление движения мелодии.

*Учитель играет мелодию скачкообразно *

- Что произошло с мелодией?

- Поднимите оставшуюся карточку.

- Мелодия была бодрая и ритмичная.

- С помощью звуков.

- Звуки бывают музыкальные и шумовые.

- Потому что она должна запоминаться.

- Потому что нет композиции.

- Какие-то эмоции. Может быть он был на параде, может быть он ходил быстрым шагом.

- Она состоит из одной ноты.

- Она как будто прыгает

Этап первичного закрепления с проверкой во внешней речи

*Музыкально динамическая минутка, совмещенная с обобщением полученных знаний*

*Учитель играет 4 разных фрагмента мелодий, а дети должны определить направление движения мелодии*

1. При отрывистой мелодии – должны подпрыгивать;

2. Если мелодия двигалась вверх – должны поднять руки вверх;

3. Если мелодия двигается вниз – должны сесть на корточки;

4. Если мелодия на одном звуке – расставьте руки в стороны.

*Выполняют музыкально динамическую минутку*

1. Подготовка к исполнению (фонопедические упражнения) (выполняются стоя)

* Дыхательная гимнастика Стрельниковой:

Нужно встать ровно, выпрямить руки параллельно телу. Затем согнуть руки в локтях так, чтобы кулаки были прижаты к животу. Руки и плечи напрячь, на вдохе руки резко пустить вниз, разжать кулаки, пальцы растопырить. На выдохе руки нужно вернуть к животу.

* Упражнение по Емельяновой:

2. Распевка детей.

Послушайте внимательно мелодию, затем попробуйте её пропеть самостоятельно.

Цели и задачи: развивать творческие способности учащихся, знакомство с декоративным натюрмортом Задачи: дать представление о композиции; учить работе по памяти; овладение умением творчески преобразовывать реальные формы в декоративные, создавать коллективную композицию.

Планируемые результаты

Предметные. Расширять знания о средствах художественной выразительности.

Понимать, что такое ритм, передавать расположение (ритма) пятен и линий на плоскости листа.

Развивать навыки творческой работы в техники декоративного рисования.

УУД. Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Регулятивные УУД: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Коммуникативные УУД: владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Личностные результаты. Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимать роли культуры и искусства в жизни человека.

Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

- Дети мы с вами на предыдущих уроках говорили о том, что искусство имеет свой язык, что оно может говорить. Вспомните и скажите при помощи, каких выразительных средств говорит искусство?

-Искусство может говорить цветом, линией, силуэтом, украшением.

- Да благодаря этому искусство может нам рассказать о добре и зле, прекрасном и безобразном. Есть еще одно средство художественной выразительности, о котором мы еще не говорили - это Ритм.

РИТМ – это повторение или чередование, каких – ни будь элементов.

А сейчас подумайте и скажите, где в своей жизни вы встречались с этим понятием.

- В музыке, поэзии, танцах.

- В музыке - это повторяемость, чередование музыкальных звуков

- Если в музыке ритм – это повторение или чередование музыкальных звуков, то в поэзии чередование или повторение ударных слогов.

Ритм — универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.)

А сейчас мы будем знакомиться с ритмом в изобразительном искусстве.

В изобразительном искусстве слово ритм обозначает повторение пятен или элементов.

Ритм всегда подразумевает движение. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный замедленный. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводиться ритму в произведениях народного и декоративно- прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов. Ритм является одной из “волшебных палочек”, с помощью которых можно передать движение на плоскости. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине — выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связанно с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения. Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передачи движения, на плоскости, то подразумеваем его иллюзию. Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов, на картине, подчеркнуть его характер. Именно цвет, ритм пятен и линий являются выразительными средствами изобразительного искусства.

- Как, по вашему мнению, будет звучать тема нашего урока?

А кто из вас знает, что такое панно?

(Панно - это картина, предназначенная для украшения стены. 7 слайд).

- Значит, ваши работы смогут украсить наш класс. А чтобы их не стыдно было повесить на стену, какими они должны быть?

- Для выполнения работы вы уже по желанию разделились на группы. Каждая группа создаст своё панно на листе. Теперь вам нужно в группе распределить обязанности: кто, чем будет заниматься. Одни будет рисовать фон и декорировать его, вторые - плоскость стола и его орнаменты, другие – будет рисовать предметы на столе и украшать их, а остальные будут рисовать овощи и фрукты.

IV. Творческая работа.

Во время творческой работы учитель проводит индивидуальные и групповые консультации, оказывает необходимую помощь.

Звучит музыка дети работают.

V. Выставка и любование панно.

Все творческие работы вывешиваются на доске. Дети любуются ими. Представители от каждой группы защищают свои проекты. Работы оцениваются.

VI. Рефлексия и итоги урока.

- Ребята, какие замечательные панно у вас получились!

- Поделитесь своими впечатлениями от работы на уроке.

- Ребята, а можно ли такую красоту увидеть в окружающем мире в натюрморте?

- Какие выразительные средства вы использовали в своем натюрморте?

-Каких больше выразительных средств используется в вашем натюрморте?

Читайте также: