Конспект заняття за методикою домана

Обновлено: 06.07.2024

Развивающих методик для детей огромное количество, теория Глена Домана – самая известная из них. Узнать о сути методики, преимуществах и недостатках, а также скачать карточки Домана (удобно разложенные по категориям) вы можете на этой странице.

Суть методики Глена Домана

С самого рождения мозг человека настроен на познание окружающего мира всеми возможными средствами. Используя эту его особенность, можно осуществлять успешное ранее обучение (обратите внимание, что речь идет именно об обучении, а не развитии!). Рекомендовано приступать к упражнениям уже с 3-6 месяцев жизни. Методика Домана позволяет заложить основы для развития высокого уровня интеллекта, сформировать стойкую тягу к знаниям, научить невероятно раннему чтению на родном и иностранном языке, математике. Так говорит автор методики.

При их разработке были учтены многочисленные нюансы восприятия и внимания маленьких детей, что напрямую влияет на эффективность работы. В этом разделе для бесплатного скачивания доступны карточки, выполненные строго в соответствии с принципами Домана. На каждой из них отображен только один объект на чистом белом фоне, они большого размера, без рамок и цветных окантовок, на рисунке отлично видны все важные детали. Все предметы имеют свое название. Оно написано под их изображением крупным шрифтом яркого красного цвета.

  1. Заглядывать в карточку при демонстрировании нельзя, чтобы не мешать ребенку рассматривать изображение.
  2. Занятия вначале проводят 1 раз в день, затем их количество увеличивают.
  3. Одна карточка не должна показываться более 3 раз за день.
  4. Не нужно требовать от ребенка повторений названий, если только он сам не захочет сделать это.
  5. Лучше прекратить игру до того, как малыш потеряет интерес.
  6. Постепенно нужно добавлять новые наборы, а хорошо изученные убирать.
  7. Показы должны быть систематичными, только в этом случае можно добиться результатов.

Как сделать Карточки Домана самостоятельно?

Предлагаем вам скачать карточки Домана и распечатать их для своего ребенка. Сделать это лучше на матовой (чтобы не было бликов) бумаге плотностью 250-300 г/м2 или же приклеить на картон. Желательно готовые карточки ламинировать, тогда они прослужат дольше, и их можно будет использовать в других развивающих играх.

Данный дидактический материал может также с успехом использоваться и в методике Макато Шичиды, направленной на развитие фотографической памяти, творческих способностей, интуиции. Для этого потребуется только отрезать названия предметов по пунктирной линии.

Родители стремятся обеспечить ребенку лучшее будущее, поэтому с ранних лет занимаются развитием его умственных способностей. Один из самых популярных методов совершенствования интеллектуальных способностей для малышей – методика Домана Глена. Стоит подробнее рассмотреть суть способа, его преимущества и недостатки.

В чем заключается методика

Врач-физиотерапевт создал методику после изучения поведения детей и подростков, отстающих в развитии. Он разработал несколько теоретических правил, которые облегчают процесс обучения детей и их подготовку к школе. Основной принцип методики – ненавязчивое представление информации.

методика домана

Методика Домана Глена помогает развивать детей и интеллектуально, и физически

Основные положения методики, предложенной Гленом Доманом:

  • мозг человека развивается только в том случае, если он постоянно работает;
  • добиться больших результатов смогут те дети, которые регулярно получают новую информацию;
  • в интеллектуальном развитии детей немаловажную роль играет физическая активность и гимнастика;
  • мозг детей до 5 лет настроен на получение новой информации. Родителям не нужно насильно привлекать ребенка к обучению.

Действия, которые необходимо выполнять родителям и педагогам:

  • проводить обучение детей с 12-месячного возраста, так как в этом возрасте их мозг лучше усваивает информацию;
  • хвалить малышей за успехи и радоваться положительным результатам;
  • проявлять уважение к детям в процессе обучения;
  • не заставлять малыша выполнять те задания, которые ему не интересны (процесс должен приносить удовольствие);
  • проводить занятия в спокойной обстановке;
  • прекратить занятия, если малышу стало скучно;
  • не проверять усвоение информации обучения;
  • регулярно предоставлять ребенку новую информацию для рассмотрения.

Важно последовательно организовывать процесс обучения.

Физическое развитие по Доману

Глен Доман считает, что физические нагрузки – одна из составляющих частей интеллектуального развития детей. Между моторикой и умственными способностями существует прямая взаимосвязь. Регулярные упражнения стимулируют малышей к познанию окружающего мира. То есть, чем лучше развит ребенок физически, тем лучше подготовлен его мозг к умственным нагрузкам.

Для малышей до года врач-физиотерапевт рекомендует приобрести специальные треки для ползанья. Во время физической активности дети должны быть одеты в легкую одежду, не сковывающую движений.

Комплекс упражнений разработан по возрастам, однако всегда стоит проконсультироваться у своего педиатра: показана ли именно вашему ребенку такая гимнастика. Если есть противопоказания, то от выполнения упражнений придется отказаться.

Совершенствование двигательных навыков у грудничков от 0 до 2 месяцев направлено на формирование рефлексов, позволяющих быстрее научиться ползать и ходить. Список упражнения для детей рассматриваемого возраста:

  • Развитие мануальных навыков. Родители должны предложить отпрыску подходящие для захватывания предметы: деревянные тонкие палки, пальцы рук. Ребенка подтягивают наверх после того, как он обхватит предмет руками. Длительность упражнений – 10 минут.
  • Тренировка вестибулярного аппарата. Родителям необходимо вращать малыша и подкидывать его в воздух в различных плоскостях. Длительность тренировки – 10 минут.

Комплекс упражнений для детей с 2 до 7 месяцев:

  • Развитие двигательных навыков. Кроху помещают в трек для ползанья, а перед ним располагают игрушку. Малыш должен дотянуться до предмета или доползти до него по-пластунски. Каждый день расстояние между игрушкой и ребенком увеличивают.
  • Развитие мануальных способностей (15 минут каждый день)
  • Продолжение формирования вестибулярных навыков (15 минут каждый день).

Физическое развитие детей от 7 до 12 месяцев включает в себя:

  • Ползанье на четвереньках. Длительность ползанья – до 4 часов в сутки.
  • Развитие мануальных возможностей. Ребенок висит на перекладине, а родитель страхует его. Висы выполняют 15 раз в сутки.
  • Развитие равновесия. Ребенка качают, вращают и подбрасывают в различных плоскостях.

С 7–12 месяцев взрослые должны выполнять с детьми специальный комплекс, состоящий из 10 специальных упражнений. Их описание можно найти в книге Домана или в пособиях для молодых родителей.

После года продолжается формирование физических навыков у ребенка. Для этого родителям нужно постепенно приучать отпрыска к хождению. Обучение начинают с нескольких шагов. Гимнастика для детей от года также включает в себя:

  • висы на перекладине;
  • упражнения на равновесие;
  • перехваты турника;
  • занятия с мелкими безопасными предметами.

Постепенно длительность пребывания крохи на ногах увеличивают до 30 минут в день.

Методика Глена Домана для интеллектуального развития

Доман призывает родителей заниматься интеллектуальным развитием отпрысков с 12 месяцев. Врач считает, что раньше этого возраста прибегать к занятиям на совершенствование умственных способностей не следует.

глена домана

По методике Глена Домана ребенок может быстро обучиться чтению

Доман рекомендует родителям контролировать процесс получения ребенком новых знаний и способностей. Он считает, что на умственные способности малышей во многом влияют разговоры со старшими.

Врач разработал обучающие карточки размером 10х50 см. Буквы на них написаны красным цветом. Высота шрифта составляет 7,5 см. Обучение чтению должно проводиться по строго определенной схеме:

  • Первые сутки – ребенку 3 раза показывают 5 карточек со словами-существительными. Пауза межу занятиями – около 30 минут. В первый день с ребенком проводят 3 занятия
  • Вторые сутки – взрослые 3 раза показывают малышу старые карточки и 3 раза изображения с новыми словами. Второй день включает 6 занятий.
  • Третьи сутки – малышу демонстрируют 10 уже изученных карточек в 6 занятий и 5 новых изображений в 3 сеанса. Всего необходимо провести 9 занятий.

Такая же схема продолжает действовать для изучения других слов. За 1 раз ребенку показывают не более 5 карточек. Процедуру повторяют трижды в день для того, чтобы обучаемый лучше усвоил информацию.

Знакомые картинки малышу показывают в следующие 5 дней. После этого их убирают из поля зрения. Промежуток между занятиями составляет 30 минут. За это время мозг детей успеет переработать полученную информацию.

Каждую карточку с изображением родители показывают ребенку в течение 5–10 секунд.

Во время демонстрации картинок взрослые громко читают слово, написанное на ней.

Обучение счету по методике Домана

В домашних условиях отпрыска можно научить считать. Доман выявил, что у взрослых и детей различные понятия о счете: первые представляют в уме конкретную цифру, вторые ассоциируют число с количеством предметов (конфет, яблок). По этой причине цифры на обучающих картинках представлены красными точками, количество которых соответствует определенному числу.

Автор подробно рассказывает, как заниматься с материалом, в своих трудах:

  • Приобретают 100 карточек, на которых изображено от 1 до 100 кружков.
  • Обучение счету проводится по следующей методике: в день ребенку показывают по 5 изображений в 3 сеанса. Каждый день из поля зрения ребенка удаляют по 2 карточки со знакомыми цифрами и добавляют новые изображения.

Методика Домана предполагает, что обучающийся с помощью наглядного примера сможет установить связать между количеством предметов и цифрой. Благодаря этому малыш быстро научится выполнять математические действия с многозначными числами. Представленный ранее алгоритм подходит и для обучения чтению.

раннего развития

Для раннего развития детей используются дидактические материалы

Плюсы и минусы методики

К списку плюсов данного способа развития детей можно отнести:

  • совершенствование родителями воспитательных моментов;
  • возможность обучения раннего развития малышей (с 1 года);
  • ненавязчивую форму представления новой информации
  • развитие памяти у детей;
  • доказанную эффективность метода;
  • стимулирование умственных и физических способностей малыша одновременно.

Список недостатков метода:

  • необходимость приобретения обучающих карточек. Демонстрационный материал можно купить в магазинах или изготовить самостоятельно;
  • необходимость соблюдения определенного временного режима. Набор карточек показывают ежедневно через определенный промежуток времени. Это не очень удобно для занятых мам и пап;
  • неэффективность методики для обучения детей старше 5–6 лет.

Один из существенных минусов - вероятность того, что малыш откажется заниматься по карточкам. Врач не описывает, что делать в таких случаях.

Методика Домана

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методик раннего развития – методике Домана. Среди родителей мнения об этой системе довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что карточки Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать здесь.

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных , потом овощи , транспорт .

Изучение фактов по методике Домана

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки для обучения счету ( KoroBoom , My-shop )

Обучение счету по Доману - Математика с пеленок

и карточки для обучения чтению ( KoroBoom , My-shop ).

Карточки Домана со словами

Карточки Домана Вундеркинд с пеленок

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мақсаты Цель: Систематизировать у детей знания и представления о посуде, о ее разнообразии. Совершенствование связной речи путем развития диалогической речи, составления загадки (мнемосхемы)

Учить классифицировать посуду по разным свойствам: особенности внешнего вида, материала, способы применения посуды, размеру, цвету.

Развитие экологического мышления. Развитие целостного восприятия.

Развитие произвольного внимания. учить вырезать контур, силуэт и наклеивать, соблюдая композицию. Поощрять детское творчество, инициативу. Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, бережного отношения к предметам, сделанным людьми.

Оборудование:

Картонные трафареты разнообразной посуды, ножницы, кисточки, лоскутки

Билингвиадық компонент Билингвальный компонент: ыдыс-посуда,

Қызмет кезендері

Этапы деятельности

Тәрбиешінің басқарушылық –әрекеті

Управленческие действия педагога

Балалардың қызмуті

Деятельность детей

Уәждік қорғаушы-қоғғаушы

Мотивационно-

побудительный

Солнце глянуло в окошко Поиграть бы с ним немножко

Я окошко открываю

Солнышко к себе впускаю

Лучик радостно сверкает

Поиграть нас приглашает

Всех ребята я люблю

Дружбу, радость я дарю! На интерактивной доске появляется тетушка сова, которая издает сигнал трубы

Ребята опять совенок приготовил нам сюрприз. Что это может быть,

Повторяют движения за и слова педагогом:

руки в кольце над головой

руки прижать к себе к груди руки прижать к себе к груди

Проявляют неподдельный интерес. Рассматривают внимательно совенка. Слушают его.

Мәселелі-Іздену

Проблемно– поисковый

На интерактивной доске появляются загадки, воспитатель прочитывает их.

На железный плоский круг

Чтоб потом поесть блинов

Со сметаной вместе

В ней варят суп, компот и кашу

Он пыхтит, как паровоз

Важно кверху держит нос,

Пригласит чайку напиться.

Если б не было ее,

Было б кушать тяжело. Некуда и суп налить.

И котлету положить.

Неприступная на вид,

А внутри - ты просмотри,

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Мы с вами уже знаем, как делают фарфоровую посуду, керамическую,

пластиковую, деревянную, а сегодня я вам расскажу, как изготавливают чугунную

Читайте также: