Тактика подразделений федеральных органов исполнительной власти по силовому пресечению конспект

Обновлено: 01.07.2024

Контртеррористическая операция — комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Руководство контртеррористической операцией осуществляет её руководитель, который несёт персональную ответственность за её проведение.

Решение о проведении контртеррористической операции и о её прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

В случае если для проведения контртеррористической операции требуются значительные силы и средства и она охватывает территорию, на которой проживает значительное число людей, руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористическои операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

Руководитель контртеррористической операции:

  • определяет структуру и порядок работы оперативного штаба, а также задачи и функции должностных лиц, включённых в состав оперативного штаба;
  • определяет состав сил и средств, необходимых для проведения контртеррористической операции, а также принимает решение о привлечении к участию в работе оперативного штаба иных лиц;
  • отдаёт распоряжения оперативному штабу о подготовке расчётов и предложений по проведению контртеррористической операции;
  • в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, согласованными с федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, привлекает силы и средства этих органов, а также иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, необходимые для проведения контртеррористической операции и минимизации последствий террористического акта;


  • определяет представителя оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности;
  • определяет территорию (объекты), в пределах которой (на которых) вводится правовой режим контртеррористической операции, и устанавливает комплекс мер и временных ограничений, о чём незамедлительно уведомляет должностное лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции;
  • принимает решение и отдаёт боевое распоряжение (боевой приказ) о проведении контртеррористической операции;
  • реализует иные полномочия по руководству контртеррористической операцией.

Оперативный штаб:

  • осуществляет сбор сведений об обстановке, обобщение, анализ и оценку информации в целях определения характера и масштаба готовящегося или совершаемого террористического акта;
  • подготавливает расчёты и предложения по проведению контртеррористической операции;
  • разрабатывает план проведения контртеррористической операции и после утверждения указанного плана организует контроль за его исполнением;
  • подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции, правовой режим контртеррористической операции;
  • организует взаимодействие привлекаемых для проведения контртеррористической операции сил и средств;
  • принимает другие меры по предотвращению и минимизации последствий террористического акта.

Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создаётся группировка сил и средств.

В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооружённых Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до её окончания подчиняются руководителю данной операции.

В ходе контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей возможно ведение переговоров с террористами лицами, специально уполномоченными на то руководителем контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечён (прекращён) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которой проводилась контртеррористическая операция.

Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет данную операцию оконченной.


Рис. Благодаря участию детского хирурга Леонида Рошаля (в центре) в переговорах с террористами из здания Театрального центра на Дубровке были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Октябрь 2002 г.

  1. В борьбе с террористической угрозой соединены усилия органов исполнительной власти всех уровней.
  2. Контртеррористическая операция - это тщательно подготовленное, хорошо скоординированное широкомасштабное мероприятие органов исполнительной власти, направленное на защиту населения и государства от террористических актов и их последствий.
  3. Для спасения жизни людей возможны переговоры с террористами. При этом их политические требования не рассматриваются.
  4. Контртеррористическая операция прекращается по решению органов исполнительной власти, если имеются основания считать, что террористическая угроза пресечена и нет угрозы жизни, имуществу и законным интересам населения.
  1. В каких случаях для пресечения террористического акта проводится контртеррористическая операция?
  2. Кто принимает решение о проведении контртеррористической операции?
  3. Какие силы и средства могут привлекаться для проведения контртеррористической операции?
  4. Когда контртеррористическая операция считается оконченной?
  5. Назовите наиболее опасные террористические акты, произошедшие в нашей стране.

Из различных публикаций и Интернета подберите несколько примеров проведения контртеррористической операции. Проанализируйте последствия для террористов. Сделайте выводы.

Дополнительные материалы к § 6

Пример ликвидации террористов в период проведения контртеррористической операции

Здание Театрального центра было заминировано с таким расчётом, чтобы не только нанести максимальный вред заложникам, но и повредить соседние здания. Среди террористов находились женщины с поясами шахидов, которые были готовы в случае штурма здания взорвать себя и заложников.

Боевики хотели вынудить Российское правительство прекратить антитеррористическую операцию на Северном Кавказе и пойти на переговоры с одним из лидеров сепаратистов, чьё руководство этим терактом стало очевидным почти сразу после захвата заложников. Впоследствии выяснилось, что бандиты поддерживали постоянную связь со скрывавшимися руководителями терроризма в России. Этот террористический акт был лишь одним из запланированной серии терактов, многие из которых экстремистам не удалось осуществить из-за проведения антитеррористических мероприятий в Москве.

Во время переговоров с террористами им было обещано сохранение жизни в том случае, если они отпустят заложников. Но боевики всё время говорили о готовности взорвать себя и здание, если не выполнят их требования. При этом террористы угрожали убивать заложников за неповиновение и для устрашения остальных жертв насилия. Террористы изначально поставили ультиматум, что, если в 3 ч ночи 26 октября 2002 г. их требования не будут выполнены, они начнут расстреливать заложников. Около 2 ч ночи в здание пытался прорваться мужчина, дочь которого находилась в заложниках у бандитов. Он был убит. Затем бандиты начали расстреливать заложников. Как только раздались выстрелы, спецслужбы начали спецоперацию при помощи усыпляющего газа. В результате взрыв заминированного Театрального центра был предотвращён.

Все террористы были уничтожены, погибло 129 заложников. Около 700 человек удалось спасти. Позднее были обнаружены и ликвидированы главные руководители террористов, организовавшие этот теракт и руководившие боевиками, используя технические средства связи.

25 октября 2002 г. был задержан 25-летний гражданин, который пытался информировать террористов о том, что происходит вокруг здания и в штабе по спасению заложников. Спецслужбам удалось перехватить его телефонные переговоры с террористами.

Преступник не входил в состав группы террористов, захвативших Театральный центр, но за свои действия он был признан виновным в пособничестве терроризму и захвату заложников. Мосгорсуд приговорил его к 8,5 годам лишения свободы.

Для выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в специальных операциях силы органов внутренних дел, внутренних войск, других приданных им формирований применяют специфические, только им присущие, основные способы действий.

Блокирование представляет собой способ силовых действий, при осуществлении которого изолируется район (объект) нахождения преступников в целях воспрещения проникновения в него посторонних лиц, а также выхода из него и обеспечения задержания преступников.


Виды блокирования:

- по направлениям вероятного движения преступников.

При сплошном блокировании между соседними нарядами (подразделениями), расположенными на границе района (объекта) должна быть зри­тельная и огневая связь.

Наиболее плотно прикрываются направления, ведущие к лесным массивам, населённым пунктам, дорогам и участкам пересечённой мест­ности. В ночное время плотность блокирования увеличивается за счёт резервов и установки технических средств обнаружения.

Блокирование по направлениям вероятного движения преступни­ков (по объектам) проводится при недостатке сил и средств для сплошного блокирования района нахождения преступников или когда по условиям местности сплошное блокирование нецелесообразно.

При проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах способ блокирования применяется и для отсечения активной части участников массовых беспорядков в целях их последующего задержания.

Этот способ применяется для обеспечения действий сил внутри блокированного района. Блокирование может быть сплошным или перекрывать только вероятные направления ухода преступников и осуществляться путем выставления цепочек, заслонов, контрольно-пропускных пунктов, секретов, засад и других нарядов.

Оцепление представляет собой действия группировки сил и средств по изоляции района вероятного нахождения преступников в целях недопущения притока посторонних граждан в район проведения специальной операции, обеспечения действий других элементов группировки по нейтрализации чрезвычайного обстоятельства. Оно может проводиться как при проведении специальной операции, так и без ее проведения. Так, например, при ликвидации последствий взрывов, катастроф, стихийных бедствий и иных подобных чрезвычайных ситуаций применяется оцепление еще один из видов силовых действий. Оцепление осуществляется путем выставления цепочек, заслонов и контрольно-пропускных пунктов.


Окружение может проводиться как самостоятельно, так и в ходе проведения блокирования или оцепления. Оно как вид силовых действий отличается от блокирования и оцепления тем, что в этом случае преступники изолируются на ограниченном участке местности (объекте) и проводится, как правило, под огневым воздействием со стороны преступников. Конечной целью окружения является захват или уничтожение оказывающих вооруженное сопротивление преступников. При проведении окружения создаются группы огневой поддержки, штурмовые, захвата и другие.


Рассредоточение (расчленение) представляет собой способ силовых действий подразделений (частей) внутренних войск и формирований органов внутренних дел по разделению скопления участников противоправных действий на отдельные мелкие группы в целях обеспечения изъятия организаторов (подстрекателей, исполнителей) противоправных акций, с последующим удалением их из района проведения специальной операции и восстановления общественного порядка или нормального функционирования учреждения уголовно-исполнительной системы. Рассредоточение проводится нарядами, построенными в колонны или цепью.

Поиск - это действия розыскных нарядов (подразделений) в специальной операции по обнаружению и задержанию преступников в районах их вероятного нахождения.

Поиск как вид силовых действий характерен для некоторых видов специальных операций. Он может проводиться в ходе проведения специальной операции по решению ее руководителя на основе данных оперативных аппаратов органов внутренних дел или учреждений уголовно-исполнительной системы, а также по решению старших войсковых (служебных) нарядов, действующих по задержанию лиц, совершивших террористические акты, поджоги, погромы и т.п.

Для ведения поиска создаётся группа поиска, состав которой опре­деляется исходя из численности преступников, размеров района поис­ка, характера местности. Группа поиска в операции состоит из нес­кольких поисковых групп.


Виды поиска:

Сплошной поиск применяется, когда нет достаточных данных о месте нахож­дения преступника в предполагаемом районе и имеется достаточно сил и средств для его ведения. При этом осмотру подвергается весь назначенный район.

При выборочном поиске осматривается не вся местность, а лишь от­дельные участки района поиска, отдельные направления, части насе­лённого пункта, где наиболее вероятно нахождение преступника.

По способам ведения поиск подразделяется на:

Односторонний поиск ведётся путём одновременного движения поис­ковых групп в одном направлении в пределах назначенных им полос.

Двусторонний поиск ведётся путём встречного движения поисковых групп в пределах назначенных им полос.

Поиск по отдельным направлениям применяется при недостатке сил и средств, на труднодоступной местности, где движение преступника и поисковых групп возможно только по отдельным направлениям.

Поиск по участкам ведется в тех случаях, когда исключается однов­ременный осмотр всего района.

Поиск по объектам применяется в населённых пунктах, для осмотра отдельных строений.

Комбинированный поиск включает несколько перечисленных способов ведения поиска.

Для ведения поиска указывается полоса, направление поиска (объ­ект) и устанавливается темп поиска.

Захват - действия элементов группировки сил по изъятию преступников, совершивших тяжкие преступления и оказывающих вооруженное сопротивление силам правопорядка. Он проводится как без предварительного воздействия, так и после воздействия на преступников различными законными средствами, вплоть до применения огнестрельного оружия.


Рассредоточение - представляет собой способ силовых действий подразделений (частей) внутренних войск и формирований органов внутренних дел по разделению скопления участников противоправных действий на отдельные мелкие группы в целях обеспечения изъятия организаторов (подстрекателей, исполнителей) противоправных акций, с последующим удалением их из района проведения специальной операции и восстановления общественного порядка.

Для выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в специальных операциях силы органов внутренних дел, внутренних войск, других приданных им формирований применяют специфические, только им присущие, основные способы действий.

Блокирование представляет собой способ силовых действий, при осуществлении которого изолируется район (объект) нахождения преступников в целях воспрещения проникновения в него посторонних лиц, а также выхода из него и обеспечения задержания преступников.


Виды блокирования:

- по направлениям вероятного движения преступников.

При сплошном блокировании между соседними нарядами (подразделениями), расположенными на границе района (объекта) должна быть зри­тельная и огневая связь.

Наиболее плотно прикрываются направления, ведущие к лесным массивам, населённым пунктам, дорогам и участкам пересечённой мест­ности. В ночное время плотность блокирования увеличивается за счёт резервов и установки технических средств обнаружения.

Блокирование по направлениям вероятного движения преступни­ков (по объектам) проводится при недостатке сил и средств для сплошного блокирования района нахождения преступников или когда по условиям местности сплошное блокирование нецелесообразно.

При проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах способ блокирования применяется и для отсечения активной части участников массовых беспорядков в целях их последующего задержания.

Этот способ применяется для обеспечения действий сил внутри блокированного района. Блокирование может быть сплошным или перекрывать только вероятные направления ухода преступников и осуществляться путем выставления цепочек, заслонов, контрольно-пропускных пунктов, секретов, засад и других нарядов.

Оцепление представляет собой действия группировки сил и средств по изоляции района вероятного нахождения преступников в целях недопущения притока посторонних граждан в район проведения специальной операции, обеспечения действий других элементов группировки по нейтрализации чрезвычайного обстоятельства. Оно может проводиться как при проведении специальной операции, так и без ее проведения. Так, например, при ликвидации последствий взрывов, катастроф, стихийных бедствий и иных подобных чрезвычайных ситуаций применяется оцепление еще один из видов силовых действий. Оцепление осуществляется путем выставления цепочек, заслонов и контрольно-пропускных пунктов.


Окружение может проводиться как самостоятельно, так и в ходе проведения блокирования или оцепления. Оно как вид силовых действий отличается от блокирования и оцепления тем, что в этом случае преступники изолируются на ограниченном участке местности (объекте) и проводится, как правило, под огневым воздействием со стороны преступников. Конечной целью окружения является захват или уничтожение оказывающих вооруженное сопротивление преступников. При проведении окружения создаются группы огневой поддержки, штурмовые, захвата и другие.


Рассредоточение (расчленение) представляет собой способ силовых действий подразделений (частей) внутренних войск и формирований органов внутренних дел по разделению скопления участников противоправных действий на отдельные мелкие группы в целях обеспечения изъятия организаторов (подстрекателей, исполнителей) противоправных акций, с последующим удалением их из района проведения специальной операции и восстановления общественного порядка или нормального функционирования учреждения уголовно-исполнительной системы. Рассредоточение проводится нарядами, построенными в колонны или цепью.

Поиск - это действия розыскных нарядов (подразделений) в специальной операции по обнаружению и задержанию преступников в районах их вероятного нахождения.

Поиск как вид силовых действий характерен для некоторых видов специальных операций. Он может проводиться в ходе проведения специальной операции по решению ее руководителя на основе данных оперативных аппаратов органов внутренних дел или учреждений уголовно-исполнительной системы, а также по решению старших войсковых (служебных) нарядов, действующих по задержанию лиц, совершивших террористические акты, поджоги, погромы и т.п.

Для ведения поиска создаётся группа поиска, состав которой опре­деляется исходя из численности преступников, размеров района поис­ка, характера местности. Группа поиска в операции состоит из нес­кольких поисковых групп.


Виды поиска:

Сплошной поиск применяется, когда нет достаточных данных о месте нахож­дения преступника в предполагаемом районе и имеется достаточно сил и средств для его ведения. При этом осмотру подвергается весь назначенный район.

При выборочном поиске осматривается не вся местность, а лишь от­дельные участки района поиска, отдельные направления, части насе­лённого пункта, где наиболее вероятно нахождение преступника.

По способам ведения поиск подразделяется на:

Односторонний поиск ведётся путём одновременного движения поис­ковых групп в одном направлении в пределах назначенных им полос.

Двусторонний поиск ведётся путём встречного движения поисковых групп в пределах назначенных им полос.

Поиск по отдельным направлениям применяется при недостатке сил и средств, на труднодоступной местности, где движение преступника и поисковых групп возможно только по отдельным направлениям.

Поиск по участкам ведется в тех случаях, когда исключается однов­ременный осмотр всего района.

Поиск по объектам применяется в населённых пунктах, для осмотра отдельных строений.

Комбинированный поиск включает несколько перечисленных способов ведения поиска.

Для ведения поиска указывается полоса, направление поиска (объ­ект) и устанавливается темп поиска.

Захват - действия элементов группировки сил по изъятию преступников, совершивших тяжкие преступления и оказывающих вооруженное сопротивление силам правопорядка. Он проводится как без предварительного воздействия, так и после воздействия на преступников различными законными средствами, вплоть до применения огнестрельного оружия.


Рассредоточение - представляет собой способ силовых действий подразделений (частей) внутренних войск и формирований органов внутренних дел по разделению скопления участников противоправных действий на отдельные мелкие группы в целях обеспечения изъятия организаторов (подстрекателей, исполнителей) противоправных акций, с последующим удалением их из района проведения специальной операции и восстановления общественного порядка.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Одной из основных тактических форм действий ОВД по пресечению террористической деятельности является проведение контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

Анализ материалов отечественной и зарубежной печати показывает, что контртеррористические операции могут иметь разведывательный, спасательный, психологический, силовой и другие аспекты, в том числе:

- получение информации о деятельности, возможностях и намерениях существующих или потенциальных террористических организаций и групп, обнаружении лагерей и других мест содержания заложников;

- предотвращение террористических акций, поиск, задержание или уничтожение террористических групп и ликвидация баз террористических организаций до начала их активных действий;

- воздействие на определенные группы людей и отдельных лиц с целью вызвать у них такое настроение или поведение, которое способствовало бы достижению целей борьбы с терроризмом;

- деморализация террористов, дискредитация террористических организаций и террористических методов в глазах общества и формирование у населения благожелательного отношения к контртеррористической политике государства;

- обеспечение безопасности граждан, находящихся в зоне совершения террористической акции, проведение эвакуации населения и материальных ценностей;

- освобождение и эвакуация в безопасное место военнослужащих, гражданских лиц и иностранных граждан, захваченных в качестве заложников или удерживаемых насильно по другим причинам;

- пресечение антигосударственной или террористической деятельности, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами;

- деблокирование объектов, пресечение совершающейся террористической акции, обезвреживание террористов, сохранение или восстановление на отдельных территориях конституционного строя;

- захват, разоружение или разгром бандформирований, уничтожение баз и лагерей их подготовки или ликвидация особо одиозных боевиков и лидеров террористических организаций и групп.

Для успешного проведения контртеррористической операции необходимо определить:

1) общие принципы антитеррористической деятельности;

2) систему управления контртеррористической операцией;

3) порядок привлечения сил и средств, необходимых для проведения операции;

4) компетенцию руководителя операции, его взаимоотношения с органами власти;

5) процесс управления контртеррористической операцией;

6) правовой режим в зоне проведения контртеррористической операцией;

7) правила ведения переговоров с террористами;

8) порядок информирования общественности о террористической акции;

9) сроки окончания контртеррористической операции;

10) обязанности организаций и граждан при возникновении кризисной ситуации.

Антитеррористическая деятельность в Российской Федерации основывается на следующих принципах: неотвратимости наказания за террористическую деятельность; приоритетности защиты прав лиц, подвергающихся опасности; правомерности причинения вреда террористу; минимальных уступок террористам; единоначалия в оперативном руководстве привлекаемыми силами и средствами; персональной ответственности руководителей органов исполнительной власти и управления за выполнение решений, принятых штабом по проведению контртеррористической операции; минимальной огласке при проведении специальных контртеррористических операций.

Система управления контртеррористической операцией должна отвечать определенным требованиям, к которым относятся: эффективные действия в ходе операции; строгое соответствие поставленным задачам; возможность оперативного информирования инстанции о меняющейся обстановке; способность быстрого реагирования на стремительно меняющуюся ситуацию и адаптация всей системы к новым условиям.

Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб (ОШ), возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерством внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

В субъектах и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях этих субъектов (регионов).

Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Порядок деятельности оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяется положением, утверждаемым председателем соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии. Положение об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией разрабатывается на основании типового положения, утвержденного федеральной антитеррористической комиссией.

Для проведения контртеррористической операции ОШ по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии с Федеральным законом "О борьбе с терроризмом". Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.

Как правило, для проведения контртеррористической операции задействуются силы и средства различных правоохранительных, военных и гражданских ведомств, предприятий и организаций.

Компетенция руководителя ОШ по управлению контртеррористической операцией, распространяется на всех военнослужащих, сотрудников и специалистов, привлекаемых к проведению контртеррористической операции, которые подчиняются руководителю с момента начала указанной операции.

В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента Российской Федерации руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

Так, руководителем ОШ может быть представитель внутренних войск (при введении режима проведения контртеррористической операции), который имеет заместителей по криминальной милиции, милиции общественной безопасности, войскам, следствию. Объединенный ОШ разрабатывает и организует выполнение всех мероприятий по проведению операции и ликвидации негативных последствий. Здесь возможна несколько иная система управления. ОШ возглавляет руководитель органа внутренних дел - начальник управления МВД РФ по федеральному округу, министр внутренних дел республики в составе РФ, начальник УВД (ГУВД) края, области, автономного образования, города, УВДТ (ОВДТ). Членами ОШ являются: заместители руководителей органов внутренних дел (заместители руководителя ОШ); представитель Федеральной службы безопасности, командиры соединений, воинских частей вооруженных сил Министерства обороны и внутренних войск МВД (на правах заместителей руководителя ОШ); представители администрации того региона, где проводится операция. В ОШ могут быть включены и руководители органов государственной власти и управления.

Руководитель ОШ по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.

Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

Процесс управления контртеррористической операцией включает в себя два комплекса функций: а) подготовку и принятие решения; б) организацию его исполнения.

Контртеррористическая операция начинается с момента постановки подразделениям задачи и включает в себя: оценку обстановки; отдачу предварительных распоряжений подчиненным и своим заместителям для принятия решения о подготовке подразделения к выполнению поставленных задач; принятие решения (выбор тактики); отдание боевого приказа (реализация выбранной тактики).

Командир подразделения доводит до сведения сотрудников, участвующих в контртеррористической операции:

1) этапы проведения контртеррористической операции;

2) границы района операции, участки сосредоточения основных усилий, подходы к ним;

3) характер оперативных и режимных мероприятий;

4) порядок действий при выполнении поставленной задачи и после ее выполнения;

5) состав сил и средств, привлекаемых к операции;

6) роль и место каждого подразделения (сотрудника) в выполняемой задаче;

7) время, местонахождение взаимодействующих подразделений;

8) время готовности к операции.

Оценка обстановки проводится путем умозаключений руководителя операции (командира подразделения), основанных на глубоком и всестороннем анализе: тактики и состояния противника; информации, полученной в результате проведенных оперативных и разведывательных мероприятий; изучении особенностей рельефа местности (населенного пункта); специфики региона; состояния своих сил и средств; погоды, времени проведения операции и т.д.

Решение на проведение контртеррористической операцииявляется наиболее важным этапом процесса управления операцией. В нем должны быть определены: замысел действий, группировка используемых сил и средств, задачи исполнителям и последовательность их решения, организация связи и управления, тактика применения оружия и спецсредств, исходные рубежи, а также материально-техническое, медицинское обеспечение.

Решение оформляется приказом, в котором указываются: краткие выводы из оценки обстановки, место, время и цель проведения операции, привлекаемые силы и средства, исходные позиции, направления (рубежи) действий, задачи группам оперативного построения и их руководителям (указываются на прилагаемой к приказу схеме), порядок взаимодействия, ответственные лица и задачи по всестороннему обеспечению операции, порядок использования боевой техники, место расположения пункта (пунктов) управления, время и порядок докладов о ходе выполнения задач. Уточняется также порядок применения оружия и специальных средств.

Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операцииопределяет права лиц, проводящих указанную операцию. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

1) принимать при необходимости меры по своевременному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

Ведение переговоров с террористами допускается при проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы.

К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией.

При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

Информирование общественности о террористической акции при проведении контртеррористической операции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем ОШ по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Не допускается распространение информации:

1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель ОШ по управлению контртеррористической операцией.

Специальные средства (Портал СИБ и САО)

Специальные средства (Портал СИБ и САО)

Специальные средства (Портал СИБ и САО) запись закреплена

Тактика подразделений ОВД (Росгвардии) и техника действий личного состава при проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков. (Часть 3).

V. Техника коллективных действий при пресечении массовых беспорядков.

Действия командира: становится лицом в сторону фронта будущего построения, принимает положение строевой стойки и подает команду. Личный состав отделений выстраивается в одну шеренгу левее командира, смыкается плотно друг к другу и принимает боевую стойку, накрывая спереди на несколько сантиметров своим щитом щит стоящего справа сотрудника. Такое перекрытие делает строй подразделения более прочным и устойчивым к атакам правонарушителей. Следует избегать значительного перекрытия щитов, так как это может привести к травме кисти левой руки щитом стоящего справа сотрудника во время оказания давления на правонарушителей.

Особенности выполнения приема :
Эффективность приема зависит от слаженности действий подразделения. В моменты, когда вал щитов находится наиболее низко, допускается помогать вытеснению применением резиновой палки сверху через щит. (Такой удар можно отработать следующим образом: несколько курсантов в бронежилетах в роли правонарушителей осуществляют давление плечом на строй подразделения, сотрудники наносят сверху удары палками в полсилы по спине правонарушителей.) Можно производить удар торцом резиновой палки в щит. Это психологически воздействует на правонарушителей, поднимает дух и сплоченность действий сотрудников органов внутренних дел в составе подразделения.

"ДУГОЙ – МАРШ".
По команде "ДУГОЙ – МАРШ" сотрудники, находящиеся на флангах, увеличивают скорость перемещения к скоплению нападающих, начинают их огибать и теснить к стене или другому препятствию. Сотрудники, находящиеся в центре, наоборот, замедляют движение и перестают активно продвигаться вперёд. Когда дуга замыкается с указанным препятствием, сотрудники, находящиеся в центре, начинают рассредоточивать скопление нападающих с целью окружить группу зачинщиков.

Читайте также: