Строки в паскале конспект урока 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Научить решать задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”.

Тип урока : урок закрепления и обобщения знаний.

Формы работы учащихся :

  • Коллективная деятельность
  • Индивидуальная деятельность
  • Групповая деятельность
  • Групповое обучение
  • Разноуровневое обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии

Учащиеся должны знать:

  • Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления;
  • Способы представления алгоритма в виде блок-схемы;

Учащиеся должны уметь:

  • Разрабатывать и записывать на языке программирования основные типовые алгоритмы.
  • Работать в среде программирования Турбо Паскаль, ABC Паскаль;
  • Осуществлять отладку и тестирование программы ;

Тема сегодняшнего урока “Команда ветвления”. Она для вас знакома. На предыдущих уроках вы учились строить алгоритмы с использованием команды ветвления и реализовывать их на языке программирования. А как вы думаете, почему нам нужно этому учиться? Пока вы затрудняетесь ответить на этот вопрос.

Большинство задач, которые ставит перед нами жизнь, требуют умения сориентироваться, применить имеющиеся знания, умения и навыки на практике и выбрать единственно верный путь к их разрешению.

II. Актуализация знаний
Давайте вспомним и обобщим знаний по теме

Учащиеся задают друг другу вопросы по данной теме и отвечают на них:

  1. Какие алгоритмы называются разветвляющимися?
  2. Какой фигурой условие обозначается в блок-схеме?
  3. Какие формы ветвлений вы знаете?
  4. Запись на языке Паскаль
  5. Полная форма и неполная форма: отличие и запись на Паскале
  6. Простые и сложные условия (примеры)
  7. Условия делимости, четности чисел

Проверь себя тест (учащиеся сами выбирают с каким тестом будут работать)

Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется…

Служебное слово IF в условном операторе переводится как.

Служебное слово THEN в условном операторе переводится как.

Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как.

К какому типу отнесем переменную A:=0.4 ?

Укажите правильный вариант использования условного оператора.

A. IF THEN begin end ELSE begin end;

B. IF THEN ; ELSE ;

C. THEN begin end IF ELSE begin end;

Укажите правильный вариант использования неполного ветвления.

A. IF THEN begin end;

C. IF ELSE begin end;

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

If m>5 then y:=5+m else y:=100-m;

Задача. Определить, является ли число М чётным.

Какое условие можно использовать в этой задаче?

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

if a>3 then a:=5 else a:=1;

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

if x<>5 then y:=10 else y:=0;

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

if a>10 then n:=a+5 else n:=a-1;

Какое условие следует использовать для вычисления Y по формулам:

Y = | X + 1 |, при X

A. if X>1 then Y:=cos(X) else Y:=abs(X+1);

C. if X>=1 then Y:=abs(X+1) else Y:=cos(X);

D. if X>=1 then Y:=cos(X) else Y:=abs(X+1)

E. if X=1 then Y:=cos(X) else Y:=abs(X+1);

К какому типу отнесем переменную A:=26 ?

Какое составное условие нужно поставить в этой задаче?

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

a: = 3; b: = 8; c: = 5;
if a > b then x: = a + b
else begin a: = b + c; x: = a - 2 * b
end;

Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

a: = 10; b: = 5; c: = 6;
if (a > b) and (b > c) then x:=3 * a + 2 * b + c
else x: = 5 * a - b + c;

Какая из команд записана правильно?
A) if (x=0) and (a>0) then begin b:=0;c:=x; end; else b:=x;
B) if (x=0) and (a>0) then b:=0;c:=x; else b:=x;
C)if (x=0) and (a>0) then begin b:=0;c:=x else b:=x; end;

D)if (x=0) and (a>0) then begin b:=0;c:=x; end else b:=x;

Меняются тетрадями и проверяют тест, выставляют сами себе отметки

III. Проверка домашнего задания

Мы хотим, чтобы наши близкие когда они оказываются в море были в безопасности, чтобы их корабль на котором они плывут был надёжным. Надёжность корабля в первую очередь зависит от того, как постарался кораблестроитель при постройке этого корабля. Любому кораблестроителю нужно знать условие плавучести корабля. На уроке физики вы изучали условие плавучести тела.

Тело тонет, если сила тяжести больше выталкивающей силы, всплывает, если выталкивающая сила больше силы тяжести и плавает внутри жидкости, если выталкивающая сила равна силе тяжести.

IV. Забегая вперед, решим задачу С1 из ЕГЭ (раздаточный материал на столе)

Вы сейчас ещё в 9 классе, но скоро придёт то время, когда вам нужно будет сделать выбор, что делать дальше: продолжать учиться в школе или получать в каком-либо учебном заведении профессию. У вас возможно уже сейчас есть мечты, кем бы вы хотели стать в будущем. Из всех возможных и известных вам специальностей вы выберете одну. Таким образом, реализуете на практике составленный жизнью алгоритм ветвления (выбора). И для тех, кто будет сдавать экзамен по информатике полезно будет знать, что сложные условия входят в решение задачи С1 ЕГЭ по информатике.

Итак, давайте вспомним этапы решения задач по программированию

Задача 1 устная.

Приведите пример точки (координаты), входящей в область, определяемую условием:
IF (x>= 0) and (x =0) and (y

Докажите, что точка принадлежит заштрихованной области.

Решение задачи выполняется устно.

Теперь перейдем к рассмотрению собственно графического варианта задачи C1 (Демоверсия ЕГЭ 2010 г). (объясняет учитель)

Требовалось написать программу, при выполнении которой с клавиатуры считываются координаты точки на плоскости (x, y — действительные числа) и определяется принадлежность этой точки заданной заштрихованной области (включая границы). Программист торопился и написал программу

Описание: данная работа будет полезна учителям информатики при подготовке к уроку, а также учащимся 9-11 класса при повторении строк в Паскале.

Цель:
показать основные приемы работы с символами и строками;
воспитать мотивы учения, положительного отношения к получению знаний, умений и навыков
развить логическое и алгоритмическое мышление у учащихся;
развить умение и навыки составления и отладки программ на языке Паскаль;

Ход урока.
Что такое символ?
Символ — это буква, цифра или какой-либо знак.

Что такое строка?
Строка – упорядоченная последовательность символов, заключенная в апострофы.

Вспомним, что К строке можно обратиться посимвольно.
i-й символ строки s записывается как s.
Например, если s = ‘Мир',
то s[1] = это ‘М',
s[2] = это ‘и',
s[3] = это ‘р'
Над строковыми данными определена операция слияния, обозначаемая знаком +.
Например:
a := 'Pascal';
b := 'ABC' ;
c := a + b;
В этом примере переменная c приобретет значение 'PascalABC'.

Что определят length(s)?

Текущую длину строки s

Какие еще функции и процедуры мы используем при работе со строковым типом данным в Паскале?

copy(s,p,k);
возвращает подстроку, выделенную из строки s, длиной k символов, начиная с символа под номером p.

pos(s1,s);
возвращает номер первой позиции подстроки s1 в исходной строке s. Если подстроки нет, то выдает 0.

insert(s1,s,p);
вставляет строку s1 в строку s, начиная с символа под номером p строки s.

delete(s,p,k);
удаляет из строки s подстроку длиной k символов, начиная с символа под номером p.

Перейдем к решению задач.

Program a1;
var
s:string;
l:integer;
begin
writeln('Введите строку: ');
read(s);
l:=length(s);
writeln(l);
end.

Program a2;
var
s:string;
x:integer;
begin
str(105,s);
writeln(s);
val('67',x);
writeln(x);
end.

program a3;
var
s:string; t:integer;
begin
t:=pos('о', 'Слон');
writeln(t);
end.

Загрузить презентацию (373 кБ)

Тип урока: урок с применением современных компьютерных технологий.

Вид: комбинированный урок.

Оборудование: комплекс, состоящий из демонстрационного экрана, проектора и компьютера с лицензированным программным обеспечением. На компьютере должна быть установлена операционная система Windows 9х или выше и пакет Microsoft Office, РМУ с установленной средой TurboPascal.

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с основными типами задач по обработке строк с использованием соответствующих функций и процедур языка Паскаль.
  2. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
  3. Развитие у школьников теоретического, творческого, операционного типа мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Задачи урока:

  1. Воспитательная - развитие познавательного интереса, логического мышления.
  2. Учебная – закрепление материала прошлого урока с использованием примеров и упражнений.
  3. Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовка к уроку: Для этого урока была разработана электронная презентация с помощью программы Microsoft Power Point. Слайды презентации демонстрируются учащимся на большой экран через проектор, сопряженный с компьютером. Материалы презентации были подобраны на образовательных сайтах в Интернете и в учебной литературе. Также был разработан тест для проверочной работы и таблицей с правильными ответами для быстрой проверки.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос с использованием материалов презентации. Контроль усвоения материала: тестовая проверочная работа по вариантам.
  3. Разбор и решение задач по теме урока с использованием изученных функций и процедур обработки строк.
  4. Закрепление материала: решение задач на ПЭВМ с отладкой.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя, объявление темы и плана урока.

2. Фронтальный опрос.

Вопросы учителя выводятся на экран при помощи проектора по одному, ответы обсуждаются. Затем выполняются упражнения на закрепление изученных функций и процедур , используемых для обработки строковых величин. Далее учащимся предлагается тестовая работа по вариантам для контроля усвоения пройденного материала. (презентация представлена в электронном виде).Самопроверка теста учащимися.

3. Разбор и решение задач по теме урока.

Учащиеся записывают условие задачи и вместе с учителем обсуждают возможные варианты ее решения. Затем программа реализуется на ПЭВМ и проводится ее отладка.

Один из вариантов решения:

Обсудить с учащимися возможность более сложного варианта условия задачи (без допущений) и способы реализации задачи в этом случае. Предложить учащимся дома задать усложненное условие данной задачи и разработать свой способ ее решения.

4. Закрепление материала: решение задач на ПЭВМ с отладкой.

Решить следующее задачи: Учащиеся записывают условия задач в тетрадь.

Учащиеся выбирают задачи из списка и решают их в любом порядке, консультируясь с учителем. Если учащийся решил задачу самостоятельно, работа оценивается учителем соответственно.

5. Домашнее задание.

  1. Составить и решить усложненную задачу(см. п.3 ).
  2. Каждый учащийся дома дорабатывает те задачи, которые не успел решить в классе (задачи 1-5).
  3. Задача 6* – по желанию на дополнительную оценку.

Некоторые варианты решения предложенных задач – Приложение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить строковые константы и переменные, процедуры, функции и операции над строками; закрепить изученный материал при решении задач на строковый тип данных.

Развивать алгоритмическое мышление и познавательную деятельность учащихся; интерес к программированию; внимательность и самостоятельность при решении задач на ЭВМ.

Воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.

Структура урока:

I. Постановка темы и целей урока

Ребята, мы продолжаем с Вами изучать язык программирования Turbo Pascal. Сегодня на уроке мы вспомним, какие простые и составные типы данных мы уже изучили и познакомимся ещё с одним составным типом данных - строки (строковый тип данных). Изучим, какие действия можно выполнять над строками и какие функции и процедуры определены на строках.

II. Проверка пройденного материалла

Задачи для проверочной работы:

1. Задан массив из 10 элементов (целые числа). Заменить все элементы, кратные 3 и 5 на ноль.

2. Задан массив из 5 элементов (действительные числа). Поменять местами наибольший и наименьший элементы массива.

III. Изучение нового материала

Строка представляет собой особую форму одномерного массива символов, которая имеет существенное отличие. Массив символов имеет фиксированную длину (количество элементов), которая определяется при описании. Строка имеет две разновидности длины:

Общая длина строки, которая характеризует размер памяти, выделяемый строке при описании.

Текущая длина строки (всегда меньше или равна общей длине), которая показывает количество смысловых символов строки в каждый конкретный момент времени.

Строка в Turbo Pascal - упорядоченная последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки в Turbo Pascal может лежать в диапазоне от 0 до 255. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти и имеет числовой код в соответствии с таблицей кодов ASCII (American Code for Information Interchange - Американский стандартный код для обмена информацией)

Строковая константа Turbo Pascal - последовательность символов, заключенная в апострофы. Например, 'строковая константа', '243'. Два следующих друг за другом апострофа ('') обозначают пустую строку, т.е. строку с нулевой длиной.

Для описания строковых переменных в Turbo Pascal существует предопределенный тип string. В общем виде описание строковой переменной будет выглядеть следующим образом:

В приведенном выше описании строковая переменная s1 может содержать не более 10 символов, переменная s2 - не более 20 символов. Если же при описании строки ее максимальная длина не указывается, то по умолчанию принимается максимально допустимая длина, равная 255 символам (переменная smax).

Действия со строками:

Операция слияния (сцепления, конкатенации) применяется для соединения нескольких строк в одну, обозначается знаком "+". Операция слияния применима для любых строковых выражений, как констант, так и переменных.

Операции отношения позволяют сравнивать строки на отношение равенства (=), неравенства (), больше (), меньше (=), меньше или равно (

'строка''строки'(верно, т.к. не совпадают последние символы),

'год''век'(отношение верно, т.к. буква 'г' в алфавите стоит после буквы 'в', а, следовательно.

На строках оперделены функции:

length(s) - определяет текущую длину строки s. Результат - значение целого типа.

сopy(s, poz, n) - выделяет из строки s, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь s - строковая переменная, poz, n - целочисленные значения.

сoncat(s1, s2, . sn) - выполняет объединение (слияние) строк s1, s2, . sn в одну строку.

pos(s1, s) - определяет позицию подстроки s1 в строке s. Результат - целое число, равное номеру позиции, где находится первый символ искомой подстроки. Если вхождение подстроки не обнаружено, то результат функции будет равен 0.

На строках оперделены процедуры:

delete(s, poz, n) - удаляет из строки s, начиная с позиции poz, подстроку из n символов. Здесь s - строковая переменная, poz, n - любые целочисленные значения.

insert(s1, s, poz) - вставляет в строку s, начиная с позиции poz, подстроку s1. Здесь s, s1 - строковые переменные, poz - целочисленное значение.

str(x, s) - преобразует число x в строковый формат. Здесь x - любое числовое выражение, s - строковая переменная. В процедуре есть возможность задавать формат числа x. Например, str(x:8:3, s), где 8 - общее число знаков в числе x, а 3 - число знаков после запятой.

val(s, x, kod) - преобразует строку символов s в число x. Здесь s - строковая переменная, x - числовая переменная (именно туда будет помещен результат), kod - целочисленная переменная (типа integer), которая равна номеру позиции в строке s, начиная с которой произошла ошибка преобразования, если преобразование прошло без ошибок, то переменная kod равна 0.

V. Первичная проверка усвоения знаний и закрепление знаний

Учитель решает задачи на интерактивной доске, учащиеся на компьютере параллельно с учителем. Идём обсуждение правильного решения задач.

Задача №1: Определить длину строки "Урок информатики".

Задача №2: Получить из слова "математика" слово "тематика".

Задача №3: Получить из слов "Язык", "Turbo", "Pascal" фразу "Язык Turbo Pascal".

Задача №4: Какова позиция буквы "о" в слове "Слон".

Задача №5: Получить из слова "Позитроника" слово "трон".

Задача №6: Получить из слов "Интер", "нет" слово "Интернет".

Задача №7: Преобразовать число 105 в строку, а "67" в число 67.

Задача №8: Преобразовать "a" в "A".

VI. Контроль и самопроверка знаний

Учащимся дается дифференцированное задание, каждый для себя выбирает сколько задач он будет решать.

1 задача - на "3", 1 и 2 задачи - на "4", все три задачи - на "5".

1 задача: Получить из слова "абракадабра" - "академик".

2 задача: Получить из слова "Самолет" - "Полёт птицы" и определить в этом словосочетании позицию буквы "ц".

3 задача: Даны "Информация" и "Логика". Получить из этих слов словосочетание "Информационные технологии" и определить его длину.

Читайте также: