Конспект занятия откуда пришла бумага

Обновлено: 04.07.2024

Цели: Дать детям знания о том, как делается бумага: бумагу делают из деревьев, деревья растут очень долго, на изготовление бумаги затрачивается труд многих людей. Воспитывать бережное отношение к бумаги .

Материал: предметы, сделанные из дерева. Различные виды бумаги.

-Сегодня я хочу вам рассказать о том, откуда же пришла к нам бумага. Вы узнаете, какой путь прошла бумага, прежде чем стать такой, какой вы ее видите.

Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растут на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь.

Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Там за оврагом участок тайги, где топором помечены деревья. Их надо спилить. Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине) и одно за другим падают на землю деревья.

Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешит трактора. Они обрубают ветки, вяжут накрепко и стягивают стволы железными канатами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Голубая дорога. Река — самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется будто вся река запружена лесом. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга. Образуют заторы (место на реке, где собираются много бревен и они дальше не проходят, а чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики (рабочие, которые сплавляют лес по реке). Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепленные бревна. И вот они снова продолжают свой путь по голубой широкой дороге.

Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат. Вот бревна зашагали из цеха в цех. Деревья там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Его месят и разливают по формам. Все это делают машины. Они разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова.

Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки магазинов. Чей труд вложен в подготовку каждого листочка бумаги? Какие профессии людей вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики) .

Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради относитесь к ним бережно.

Каждый из нас педагогов знает, что бумага – это самый распространенный и доступный материал в работе с детьми. Но не всегда мы, взрослые, используем его возможности! А ведь любая работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна.

ВложениеРазмер
otkuda_prishla_bumaga.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать представление о свойствах и качествах бумаги.

Дать детям понятие, что бумага- это материал, нужный людям.

Рассказать, откуда взялась бумага, как ее делают.

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности. Вызывать радость открытий, полученных в опытнической деятельности.

Закрепить навыки работы с бумагой.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение работать в коллективе.

Проводились: беседа о свойствах и разновидностях бумаги, различные опыты с бумагой, занятия по изобразительной и конструктивной деятельности, игры, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование :

Предлагаю детям отгадать загадки:

Где он пройдет, там заметку кладет.

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

  • - Есть листок, есть корешок.
    А не куст и не цветок.

Нету лап, нету рук.

А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.

  • -Листы у неё белые-белые,
    Они не падают с веток.
    На них я ошибки делаю,
    Среди полосок и клеток.

- Скажите, что общего у этих предметов?

Из чего они сделаны?

Как вы думаете, нужна ли человеку бумага? Для чего?

Представьте, как бы мы жили, если б на земле вдруг бумага исчезла?

(выслушиваю предположения детей)

-А вы знаете, откуда взялась бумага?

( фоном звучит тихая спокойная музыка)

Далее проходит краткая беседа по содержанию сказки. Дети оценивают поступок героя.

Прошу посмотреть на экран, где размещены картинки логической цепочки в хаотичном порядке

(дети составляют логическую цепочку)

добирался к ребятам в детский сад, на его пути встретилось много опасных ситуаций.

-Как вы думаете, какие опасности могли подстерегать бумажного человечка Фантика?

Дети высказываются и составляем все вместе карту опасностей из карточек на доске.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы,
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

- Дети, несмотря на все трудности в пути, Фантик принес нам подарок от королевы страны Бумагляндии цветы кувшинки. Давайте посмотрим, как они распускаются. Но для этого нам нужна вода.

Проводится опыт: дети опускают в емкость с водой бумажные цветы и наблюдают, как они распускают свои лепестки. Делают выводы.

Проводится гимнастика для пальчиков:

«Мы бумагу режем, режем,

Мы бумагу рвем, рвем,

Мы бумагу клеим, клеим,

Предлагаю детям отблагодарить королеву и сделать ей в подарок бабочек из фантиков.

Развивать внимание, познавательную активность детей.

Учить согласовывать существительные с прилагательными в зависимости от рода.

Воспитывать бережное отношение к объектам природы;

Формировать чувство уважения к труду людей.

Индивидуальная работа: с Машей и Глебом выявить знания о разнообразии бумаги.

Материалы и оборудование: Предметы, сделанные из дерева (пирамидка, дом, ложки, чашка, лист бумаги А4, посылка, пяльцы с сеткой на каждого ребёнка, плотные полотенца, х/б ткань, клеёнка, фартуки на каждого ребёнка, губки на каждого ребёнка, блендер, клей ПВА, гуашь разных цветов, горячая вода, макулатура, одноразовые ложки и миска, презентация, образец открытки для мамы.

Ход НОД:

Воспитатель: Воспитатель обращает внимание детей на посылку и предлагает посмотреть, что в ней. Достает предметы на стол.

- Назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (Дети перечисляют предметы)

- Все предметы разные, но скажите, что их всех объединяет? Что у всех этих предметов общего? (Если дети будут затрудняться при ответе, воспитатель просит их сказать, из какого материала сделаны все предметы).

- Да, все эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?

Ответы детей (бумагу делают из деревьев).

Воспитатель: А хотите посмотреть, как это происходит? (Да)

- Представьте ребята, чтобы у нас с вами была бумага, для этого трудится очень много людей.

Рано поутру лесорубы шагают по тайге, где топором помечены деревья. Их надо спилить. Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине) и одно за другим падают на землю деревья. А так же работают машины лесорубы.

Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешат трактора. Они обрубают ветки, вяжут накрепко и стягивают стволы, и потянет вездеход тяжелую ношу к реке. Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению. Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат. Вот бревна зашагали из цеха в цех. Деревья там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Его месят и разливают по формам. Все это делают машины. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова.

Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки магазинов. А какие изделия делают из бумаги?

Ответы детей (книги, тетради, альбомы, билеты, фотобумага, туалетная бумага, салфетки, раскраски и т. д.).

Физкультминутка (дети выполняют имитацию движений о том, что говорит воспитатель) :

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги,

Для журнала, книги и тетради.

Воспитатель: Вот, как много предметов из бумаги нас окружает, и мы должны бережно относиться к ним. Не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги, не тратить зря салфетки.

Воспитатель: Ребята мы с вами узнали, что бумагу делают из дерева. На её изготовление затрачивается много леса. А теперь представьте, что наступит время, когда на Земле не останется ни одного дерева.

Воспитатель: Правильно ребята! Если исчезнут деревья, то погибнет всё вокруг. И для того, чтобы сохранить леса люди научились делать бумагу из макулатуры. Макулатура - это использованная, не нужная бумага и картон. А давайте, ребята, мы сами изготовим бумагу их макулатуры.

Изготовление бумаги

Воспитатель: Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и разорвёт его. Мы с вами знаем, что бумага легко рвётся – это одно из её свойств (дети рвут бумагу).

Воспитатель: Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и размять всё это блендером. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности (воспитатель заливает бумагу горячей водой и размешивает блендером, дети наблюдают).

Воспитатель: Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, гуашь любого цвета (добавить всё и перемешать).

Рассказ воспитателя сопровождается показом всех действий.

Воспитатель: А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. С помощью ложки в сеточку помещаем достаточное количество смеси, и распределяем тонким слоем. Теперь необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого мы с вами берём губку, и промакиваем нашу заготовку. После того как жидкость будет убрана, нужно поднять пяльцы и оставить до полного высыхания.

(Дети делают бумагу, воспитатель помогает, если это необходимо)

Воспитатель: Ребята теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого мы с вами изготовим из неё открытки. Для наших мам. Я хочу сказать, что мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки. А ещё у нас получилась необычная цветная бумага, у каждого свой оригинальный листочек.

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии? О чём вы бы хотели рассказать своим родителям и друзьям? (Ответы детей)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ход занятия .
Педагог просит детей встать в круг и поднять себе настроение, проговаривая стих.
Настроение у нас отличное – показ сжатыми кулачками и поднятыми вверх большим пальцем
А улыбки – дело привычное – показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук
Пожелаем друг другу добра – руки в стороны над головой и опустить вниз
Ведь играть начинать нам пора.

Педагог обращает внимание детей на предметы, стоящие на столе, дети перечисляют, а педагог уточняет ответы.

- Все предметы разные, но скажите, что их все объединяет? Что у всех этих предметов общее?
- Да, все эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит бумага ? Вот об этом вы сегодня узнаете.

-Сегодня я хочу вам рассказать о том, откуда же пришла к нам бумага . Вы узнаете, какой путь прошла бумага , прежде чем стать такой, какой вы ее видите.

-Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева ? Конечно, бумага не растет на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу . От дерева до бумаги длинный путь .
Слайд№ 2; 3

Далеко-далеко растёт дремучий лес. Стоят старые и могучие деревья, рядом кудрявятся молоденькие. Тесно в лесу, темно. Как пройдет буря, падают одряхлевшие великаны, ломают молодой лес. И придумали люди лес прореживать.
Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Там за оврагом участок тайги, где топором помечены деревья. Их надо спилить. Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине) и одно за другим падают на землю деревья.
Слайд №4; 5

Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешат трактора: лесовоз с гидроманипулятором(либо погрузчик леса). Они обрубают ветки, вяжут накрепко и стягивают стволы железными канатами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Слайд №6; 7
Голубая дорога. Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется будто вся река запружена лесом. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга. Образуют заторы (место на реке, где собираются много бревен и они дальше не проходят, а чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики (рабочие, которые сплавляют лес по реке) . Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепленные бревна. И вот они снова продолжают свой путь по голубой широкой дороге.

Слайд №10;
Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки магазинов. Чей труд вложен в подготовку каждого листочка бумаги ? Какие профессии людей вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики) .

Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради относитесь к ним бережно.

Цель: систематизировать знания детей о бумаге.
Программные задачи:
– формировать представления детей о предмете рукотворного мира – бумаге;
– познакомить с историей ее возникновения, производством, использованием в быту и народном хозяйстве;
–развивать ретроспективный взгляд на бумагу, интерес к социальной действительности, к труду взрослых;
– воспитывать бережное отношение к бумаге, к предметам, используемым в быту и повседневной жизни;
Оборудование: картинки деревьев (береза, осина, сосна, ель), береста, глиняные плитки, восковые дощечки, камни, кожа, предметы и поделки из бумаги.

Дети стоят в кругу. Воспитатель показывает цветок, сделанный из бумаги. Дети передают его по кругу и говорят друг другу комплименты.








Итог занятия
Воспитатель:– Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Что вас удивило? Большое спасибо, зато, что внимательно слушали меня и друг друга.
Сегодня мы с вами много узнали о бумаге:
– На чем писали древние люди.
– Из каких пород деревьев изготавливают бумагу.
– Где и кто производит бумагу.
– Где и как используют бумагу.
–Как нужно беречь бумагу.
Воспитатель: – Молодцы, вы справились с заданиями. А на память я хочу вам подарить маленькие блокноты.

1. Шапиро, А.И.Секреты знакомых предметов. Бумага./ А.И.Шапиро – М.: Сфера,2011. – 64с.
2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина – М.: ТЦ Сфера,2002. –192с.
3. Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Гин С.И. – М.:2008. – 144с.

Читайте также: