Становление государства в месопотамии план конспект

Обновлено: 04.07.2024

1. Первые государства Древнего мира и предпосылки их возникновения.

3. Древний Египет.

4. Древняя Индия.

5. Древний Китай.

Цивилизация – это человеческое сообщество, которое в течение определенного периода времени имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом обладающая аппаратом управления и принуждения.

Ирригация – система орошения полей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Время появления первых государств называют временем Древнего мира. Как правило, оно делится на три периода: раннего Древнего мира (IV–II тысячелетиях до н. э.), расцвета государств (конец I–II тысячелетий до н. э.) и упадка (первая половина I тысячелетия до н. э.).

Цивилизации Древнего Востока – самые первые цивилизации в истории человечества возникли в долинах многоводных рек, таких как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Хуанхэ. В возникших государствах появились специально созданные институты. Обычаи и традиции заменялись законом, общество разделилось на управляемых и управляющих. Каковы же предпосылки возникновения первых государств?

Предпосылки возникновения государства

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Предпосылками возникновения первых государств Древнего Востока являются:

Социально-политические предпосылки:

а) создание аппарата власти;

б) замена законом обычаев и традиций;

в) появление армии.

Экономические предпосылки:

а) появление металлических орудий труда;

б) повышение производительности труда;

в) появление излишек продуктов.

Месопотамия. В долинах рек Евфрата и Тигра сформировалась одна из ранних цивилизаций, где жили родственные племена шумеров и возникли города-государства – Аккад, Умма, Лагаш, Ум, Эриду. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, требовавших усилия множества людей. Царь города Аккад Саргон первым в Месопотамии создал постоянное войско и объединил эти города, основав династию. Там был религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм и дворец правителя – военного вождя.

Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – клинописи, которая использовалась в Месопотамии почти 3000 лет. В первой половине II тыс. до н. э. большая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммурапи. Город Вавилон стал одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней, со строительством которой связана библейская легенда. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Отношения в обществе регулировались законами. Первый в истории подробный свод законов был составлен царем Хаммурапи, который делил население Вавилонии на категории.

Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э. в долине реки Нил сложилось египетское государство, которое представляло собой классическую восточную деспотию, где вся полнота власти принадлежала фараону, и его воля была абсолютным законом для подданных. Чиновники собирали налоги и управляли имуществом фараона. Жрецы были хранителями знаний и пользовались значительным влиянием. Было очень много рабов, которые сооружали ирригационные системы, строили дворцы и пирамиды. Наибольшую известность культура древнего Египта обрела благодаря усыпальницам фараона. Самая крупная пирамида Хеопса со сложной системой прохода к гробнице фараона. Широкое распространение в Египте получила грамотность. У египтян была иероглифическая система письма, иероглифы сохранились на статуях, обелисках, папирусах, гробницах, стенах храмов. Значительного развития в Египте достигла медицина, была разработана методика бальзамирования.

Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись арии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на варны – замкнутые группы людей. Высшими считались варны брахманов (жрецы) и кшатриев (вожди и воины). Варна вайшьи объединяла общников. В низшую варну входили шудры – чужаки, пленные и их потомки. Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты.

В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство. Система каст была очень консервативна и исключала возможность перемен в обществе. Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Государство облагало общину повинностями, царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных.

Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. наиболее влиятельное государственное образование было Западное Чжоу. После его упадка самым могущественным становится империя Цинь, при которой была создана централизованная система управления. Были введены единые деньги, письменность и законы с жесткой системой наказаний. В это время для защиты от кочевников завершается строительство Великой Китайской стены. Далее уже при династии Хань организуются завоевательные походы в Корею и Вьетнам, устанавливаются торговые отношения с Центральной Азией и Ближним Востоком, появляется Великий шелковый путь. По нему купцы вывозили ткани, бумагу, железо, ввозили рабов, изделия из стекла, пряности. В Китае в единственной стране Древнего мира предпринимались попытки ослабить позицию знати, поэтому эта прослойка общества представляла опасность для целостности государства, создавая сепаратистские устремления. Низкая эффективность от службы чиновников привела к упадку ирригационной системы реки Хуанхэ и стала причиной наводнений и голода.

С совершенствованием орудий труда степень зависимости человека от природы уменьшилась, но таинство смерти по-прежнему оставалось загадкой для человека. Это способствовало образованию новых религий: зороастризма, буддизма, конфуцианства, даосизма, иудаизма. Все религии объединены одной идеей о спасении своей души от посмертной кары.

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Народы Древнего Востока создали богатую культуру, которая оказала большое влияние на развитие мировой культуры. Письменность, алфавитная система письма, гигантские пирамиды, величественные дворцы царей, успехи в медицине, развитие права, возникновение религии – вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Восточный тип цивилизации – тип циклического развития – возник в глубокой древности, но главные черты Восточной цивилизации были сформулированы и обрели классическое выражение, прежде всего, в Индии и Китае.

Тренировочные задания:

3) зороастризма

Разбор задания:

На правильный ответ нам указывает имя верховного божества – Ахурамазда. В иудаизме – это Яхве, в буддизме идея Бога-творца вообще отрицается. Для ведизма характерно обожествление сил природы.

1) участие народа в управлении государством

2) всеохватывающее господство государства над подданными

3) отсутствие налоговой системы

4) отсутствие письменных законов

2) всеохватывающее господство государства над подданными

Разбор задания:

Основная литература по теме урока:

1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013.

2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

2. Уткина Э.В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.

Цели урока:
1.Познакомить учащихся с историей появления древних цивилизаций Месопотамии и показать их значение в жизни Древней Месопотамии.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделяя главное.

3. Расширить кругозор учащихся, подчеркнуть миротворческую роль культуры народов Древней Месопотамии.

Ожидаемые результаты:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как развивалась в Древней Месопотамии цивилизации, кому они были посвящены;
- объяснить общие стороны в природных условиях Египта и Двуречья
Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Образовательный аспект: сформировать представление и цивилизации Древнего Междуречья (Месопотамии) и ее создателях, особенностях, достопримечательностях

Развивающий аспект:

Развитие мыслительных качеств:

- умение сравнить цивилизации Древнего Египта и Месопотамии

- умение обобщать, анализируя факты истории жителей Междуречья, учить делать выводы об особенностях данной цивилизации

- умение выявлять причины, почему именно орошаемое земледелие и ремесло были хорошо развиты на данной территории

- умение использовать карту как источник информации о расположении цивилизации и ее природно-климатических особенностях

Воспитательный аспект:

- оценить вклад народов Древнего Двуречья в общемировую культуру

- высказывать свою позицию в отношении правителей Древнего Двуречья

Учебное оборудование:

мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.

План.

  1. Местоположение и природа.
  2. Хозяйство. Занятия.
  3. Устройство. Управление.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию

нового материала.

Мотивация.

Однажды путешественники из Египта направились на северо-восток. Через много дней странствий по пескам, они вышли к полноводной реке Евфрат. Посмотрев на бегущую воду, люди воскликнули: Быть не может! Да ведь это река, текущая наоборот!

Почему они так решили? (работа с картой)

01

Тема урока “Древнее Двуречье”.

02

Природа древнего Двуречья была очень схожа с природой Египта (Африка, Азия, Аравийский полуостров, р. Евфрат и р. Тигр, Персидский залив, Двуречье (Междуречье, Месопотамия).

Презентация: зиккурат. Пирамиды вроде такие как же в Египте или нет?

%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82+%D0%B8+%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4

Проблема урока: Так одинаковы эти государства или нет? Ваши версии?

В чем схожи, и чем отличаются Египет и Двуречье?

! Как лучше всего их сравнить? Что нам для этого нужно знать? (проговаривание затруднения)

Схема изучения государства (запись в тетрадь)

09

  • Местоположение и природа.
  • Хозяйство. Занятия.
  • Устройство. Управление.

Местоположение и природа (работа по карте – проговаривание)

10

Хозяйство. Занятия.

Каково было главное занятие жителей Двуречья?

Прочитайте текст из законов Хаммурапи, и составь перечень занятий жителей

  1. Если человек поленится укрепить плотину своего поля, в его плотине произойдет прорыв и будет затоплена возделанная земля, он должен возместить хлеб, который погубил.
  2. Если человек срубил в саду человеке дерево без ведома хозяина, то должна за это заплатить
  3. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, он не может быть потребован обратно.
  4. Если строитель построил дом человеку, то должен жать ему в подарок 2 сикля серебра за каждый сар площади дома.
  5. Если корабельщик соорудит судно и сделает свою работу ненадежно, так что судно станет течь, то корабельщик должен сломать это судно, сделать прочное, и за свой счет отдать его хозяину.
  6. Если человек украдет оросительное орудие с обрабатываемой земли, он дожжен отдать хозяину орудия 5 сиклей серебра.
  7. Если человек купит из руки сына человека или из руки раба человеа без свидетелей, то его должно назвать вором и убить.

Обе это цивилизации – Древний Египет и Древнее Двуречье названы речные цивилизации. Почему?

Несмотря на их схожесть, они отличались друг от друга. Сравним с помощью работы групп и составим общую таблицу:

Общие черты Египта и Междуречья

Отличительные особенности Египта

Отличительные особенности Междуречья

1 группа: Местоположение и природа

В Двуречье существовали мифы. В мифе о сотворении мира рассказывается о том, что бог создал небо и землю, посадил на ней растения, заселил ее животными. Из глины бог вылепил первых людей, подобных богам, по своему образу и подобию.

  • Какие выводы можно сделать из этого мифа?
  • Почему бог вылепил первых людей из глины?

Еще один миф – Миф о всемирном потопе.

Какие сведения из жизни людей можно узнать из этого мифа?

  • Как в нем отразилась природа страны?
  • Что в нем правда, а что вымысел?

Вывод: Очевидно, люди в Двуречье также зависели от природы, как и в Египте. Земля была плодородной. Почва была в Друречье глинистой, поэтому вода не впитывалась и затопляла поля. Таким образом, мифы были тесно связаны с природой, особенностями жизни.

Ирригационная система шумеров

Каждую весну реки Тигр и Евфрат наполнялись дождевой и талой водой и широко разливались. Земледельцы научились пользоваться этими временными излишками влаги, столь необходимой для повышения плодородия почвы. Драгоценную воду удерживали благодаря системе прудов, а затем постепенно отводили по густой сети оросительных каналов на свои поля в течение всего жаркого и засушливого лета. Так возникло ирригационное земледелие. Каналы одновременно служили и транспортными путями, по которым перевозили людей и грузы.

2 группа: Постройки в Двуречье

- учебник пункт 2 (внешний вид – презентация) Зиккурат

11

Большинство построек из камня

Большинство построек из глины

Жители Двуречья – шумеры использовали для строительства городов глину (

  • Почему они использовали столь непривычный материал?
  • Можно ли сказать, что шумеры были изобретателями кирпичей?

Вывод: И в Египет и в Двуречье строили жилища, храмы, гробницы, но в Египет строили из камня, а в Двуречье из глины.

20

3 группа: Письменность

Глиняные таблички, клинопись

Письменность называлась клинопись, знаки на письме были похожи на маленькие клинышки (Презентация)

23

Рассказ о библиотеке Ашшурбанапала.

Почему благодаря пожару библиотека была спасена?

Во времена первых раскопок таблички с клинописью были совершенно непонятны археологам. Многие сомневались, что это вообще можно прочитать. Но удалось это Роулинсону с помощью точной копии персидской надписки. Чтобы прочитать ее нужно была забраться на высоту 50 метров, где эта надпись была высечена на скале. С тех пор ученые прочитали множество табличек.

Вывод: И в Египет и в Междуречье существовала письменность, которая была из сотен значков - символов, обозначающих как целые слова, так и слоги. Сегодня эта письменность прочитана. В Египет – иероглифы, в Междуречье – клинопись.

Клинописным письмом обозначались либо целые слова, либо гласные, либо слоги. Сложные шумерские тексты читать было очень трудно, поэтому писцы пользовались специальными определителями, которые должны были исключить ошибки при чтении, поскольку в шумерском письме один и тот же знак имел много совершенно различных чтений и значений. Всего в шумерской клинописи существовало около 600 знаков.

История изучения клинописи

Впервые клинописные тексты были прочитаны учителем классических языков Г. Гротфендом, который перевёл несколько персидских надписей в 1802 г. Независимо от Гротефенда в 1830–1840 гг. английский офицер и дипломат Г. Раулинсон дешифровал вавилонскую клинопись. К концу XIX в. была прочитана эламская клинопись и составлен словарь аккадского языка. В первой половине XX в. была окончательно дешифрована самая древняя из клинописных систем — шумерская.

4 группа: Боги

- Учебник пункт 3

Приведите Факты, что существовавшие у шумеров представления о богах были тесно связаны с природными условиями Двуречья.

Много ли общего в религиозных представлениях Египта и Междуречья?

Богиня Иштар

В вавилонской мифологии главной богиней являлась Иштар. Первоначально она считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. Позднее к её функциям присоединились ещё функции богини победы и правосудия. Иштар также являлась покровительницей семейной жизни.

Мардук

Мардук — в вавилонской мифологии бог-покровитель Вавилона. Он был верховным божеством вавилонского Пантеона. Согласно мифологии Мардук, сын бога Эа, избранный царём в совете богов, возглавил их войну с войском первобытных чудовищ и убил предводительницу последних Тиамат, после чего создал землю, небо и людей.

Прочитайте миф о богине Иштар

К стране безысходной, земле обширной
Синова дочь Иштар свой дух склонила,
Склонила синова дочь дух свой пресветлый
К обиталищу мрака, жилищу Иркаллы.
К дому, откуда вошедший никогда не выходит
К пути, на котором дорога не выводит обратно.
К дому, в котором вошедший лишается света
Света он больше не видит, во тьме обитает
Туда, где питье его – прах, и еда – его глина.
А одет он словно бы птица, одеждою крыльев
На дверях, на засовах простирается прах,
Под вратами разлито запустенье.

Этот миф похож на египетский миф об Осирисе и Исиде.

Вывод: Природные условия способствовали возникновению в Двуречье цивилизации, которая была тесно связано с природными условиями. И в Египте, и в Двуречье было многобожие.

5 группа: Научные открытия и школы

- учебник пункт 3, 5

Вывод: И в Египет и в Двуречье развивалась математика и астрономия. Были школы. В Египет был высчитан год – 365 дней, в Междуречье – 60-тиричная система измерения.

27

Развитие астрономии в древней Месопотамии

Основным источником достоверных сведений о самых ранних астрологических системах являются клинописные глиняные таблички, найденные при раскопках в Двуречье (Месопотамии) — природной области в Западной Азии, в бассейнах рек Тигр и Евфрат. Наиболее ценной в этом плане оказалась обширнейшая коллекция клинописных табличек, собранная ассирийским царём Ашшурбанипалом в VII в. до н. э. в Ниневии и обнаруженная археологами уже в Новое время. Среди её текстов особенно значима большая астрологическая серия “Энума Ану Энлиль”, в которой были собраны предзнаменования за более чем тысячелетний период.

Создание пояса Зодиака

В древней Месопотамии существовала оригинальная система созвездий. Современная система созвездий, которую мы заимствовали у древних греков, многим ей обязана. Открытие Зодиака как полосы созвездий, в пределах которой происходит движение Солнца, Луны и пяти планет, — одно из наиболее выдающихся достижений древнемесопотамской астрономии. Существовала особая символика, связанная с небесными светилами, в частности, с созвездиями. Символы богов и священных предметов, имеющих астральное значение как фигуры созвездий, изображались нередко на печатях и пограничных камнях (кудурру). Среди них встречаются символы зодиакальных созвездий, хорошо известные нам по более поздним источникам, — в частности, Водолей, Козерог и Стрелец. Так, самые ранние изображения Козерога на печатях датируются концом III тыс. до н. э. Во II тыс. до н. э. эти символы уже имели, по-видимому, астральное значение как фигуры созвездий. Зодиак как полоса созвездий упоминается впервые явным образом в астрономическом компендиуме “Мул-Апин”, окончательная версия которого датируется приблизительно 700 годом до н. э. В тексте сказано: “Божества, которые стоят на пути Луны, через области которых Луна в течение месяца проходит и которых она касается”. Далее перечисляются названия 18 созвездий: “Звёзды, Небесный Бык, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох, Великие Близнецы, Краб, Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты, Ласточка, Ануниту и Наёмник”. Некоторые из них легко узнаваемы как зодиакальные созвездия нашего времени: Близнецы, Лев, Весы, Скорпион сохранили свои названия без изменений; Небесный Бык — это месопотамский прообраз Тельца, Краб — это Рак, Коза-Рыба — Козерог. Все же прочие созвездия не имеют аналогов среди названий созвездий греческого Зодиака. Зодиак делился на двенадцать частей не случайно. В этом отражалась структура месопотамского лунно-солнечного календаря, в котором обычный, не високосный год содержал ровно 12 лунных месяцев. Кроме того, месопотамские астрономы в своих расчётах использовали схематический календарь, состоявший из 12 месяцев по 30 дней каждый — временной аналог математического Зодиака. Схематическим календарём в Месопотамии пользовались ещё во II тыс. до н. э., задолго до открытия пояса Зодиака. В середине I тыс. до н. э. в месопотамской астрономии в связи с Зодиаком сложилась непростая ситуация: в наблюдательной астрономии использовалась система из 18 зодиакальных созвездий, согласно списку “Мул-Апин”, в то время как в математической астрономии расчёты производились на основе 12-частной эклиптики, названия частей которой соответствовали созвездиям из того же списка.

Месопотамию стали заселять около сорока тысяч лет до новой эры. К VII тысячелетию до н. э. на территории стали появляться первые поселения Месопотамии. Первые города появились в середине IV тысячелетия до н. э. К третьему тысячелетию до новой эры появилось около двадцати городов-государств. Это были Ур, Урук, Аккад, Лагаш, Киш, Умма, Вавилон и др.

Большая часть этих городов была основана шумерами. Вот почему культуру Древней Месопотамии (Двуречья) принято называть также Шумерской культурой.

Одним из наиболее значимых достижений культуры Древней Месопотамии считается изобретение письменности. Это достижение относится к IV тысячелетию до новой эры. Это значит, что именно шумерская письменность является самой древней.

Многие культурные ценности и достижения шумеров были наследованы народом города Аккада. Вследствие чего влияние этого города на культуру Месопотамии в целом стало огромным. Поэтому целесообразнее под культурой Двуречья понимать Шумерско-Аккадскую культуру. Остановимся на ней более подробно.

Как было сказано выше, огромную роль в истории цивилизации и конкретно древних народов играла письменность Месопотамии. Но стоит отметить, что шумерская письменность отличалась от письменности Аккада. Она более древняя.

Клинописью писали следующим образом: на мягкой сырой глине палочками делались соответствующие углубления, с помощью которых получались символы, имеющие клинообразную форму. Клинопись, появившаяся в Шумере, стала позже применяться и в аккадском языке. А затем распространилась и дальше, дойдя даже до Сибири и Персии. Во второй половине второго тысячелетия до новой эры клинопись признали как международный вид письменности.

Впоследствии картинная письменность уступила место другому виду письменности, когда с помощью символов передавались не конкретные предметы или действия, а звуки. Сначала появились знаки для обозначения слогов, затем стали появляться алфавитные знаки. И к середине первого тысячелетия до новой эры клинопись полностью становится алфавитным письмом.

Но не только письменность является единственным достижением культуры Месопотамии. Огромную роль сыграла она в развитии математики. Именно здесь возникли сложные системы счета.

Другая наука, берущая начало в Древнем Двуречье, – астрономия. Именно в Месопотамии возникли первые научные мысли, которые легли в основы астрономии.

Великолепны литературные достижения народов Междуречья. Ими были созданы первые библиотечные каталоги. Такие литературные жанры, как поэма и элегия, впервые появились в Месопотамии.

Стоит отметить и монументальное искусство Двуречья, на которое отпечаток наложила местная религия. Примером архитектурных достижений являются храмы Месопотамии. Их роль в жизни людей была огромной. На их территории работали тысячи крестьян и рабов, храмы вели торговлю, в них была развита культурная жизнь: имелись свои школы и библиотеки.

Архитектурные формы, взявшие начало в Древней Месопотамии, стали основой архитектуры Древнего Рима и впоследствии – Европы средних веков.

- воспитательные: воспитание у учащихся чувства патриотизма, пацифизма, уважительного отношения к труду, интереса к науке история, воспитание сознательного отношения к обучению.

Методы, способы проведения урока:

теоретизированный урок с применением ИКТ.

Наглядность урока:

Bilimland

Ход урока:

№ 3616. Хронология и периодизация истории Древнего мира.

1. Найдите правильный ответ.

Историческая хронология - это

- наука, изучающая закономерности повторяющихся небесных явлений

- наука, определяющая время событий в истории

- от появления людей до появления письменности

- от возникновения письменности до современности

- от появления людей до появления письменности

- от возникновения письменности до современности

2. Найдите соответствие.

Период от истории древнего мира до нового времени

Крупный исторический период с характерными особенностями

Найдите правильный ответ.

К какому веку относится 1305 год?

Год, считающийся концом истории древнего мира

- 40 тыс лет до н.э.

- 50 тыс лет до н.э.

- 100 тыс лет до н.э.

- миллион лет до н.э.

Открытие Колумбом Америки в 1492 году относится к

Появление печатных книг в середине 1440-х годов относится к периоду

Индивидуальная работа по карточкам:

Соотнесите иллюстрации с терминами и понятиями. (Предложены слова: первобытные люди,цивилизация, великие мыслители древности, карта, орудия труда)

1. Географическое положение и природа Двуречья. Занятия жителей Двуречья.

Начиная урок, учитель обращает внимание учащихся на расположение двух ре, Ефрата и Тигра, берущих свои истоки с одних и тех же горных высот Закавказья, протекающих параллельно, как бы собирающихся слиться в единое русло, и впадающих в Персидский залив.

Bilimland

По мере изучения учитель по карте проводит схему расположения двух рек, совершая с учениками путешествие в этот регион, подчеркивает, что иногда регион Двуречья называют Месопотамией. А в древние времена этот регион был болотистым, здесь было много Камышевых зарослей.

Далее учащиеся смотрят материал видеороликов, читают тексты. Школьники подводятся к выводу, что этот район не случайно стал центром развития земледелия в Передней Азии.

Далее им предлагается отобразить в таблице информацию о географическом положении Двуречья: определить местоположение страны, описать ее рельеф.

На магнитной доске и в тетрадях таблицы

Особенности природных условий

Работа с контурной картой и атласом. При работе с картой Древнего Двуречья ученики выполняют задания: подписать название рек Евфрат и Тигр, подписать названия государств по их местоположению.

В заключение проверяется заполнение символьной таблицы на доске и делаются выводы об общих чертах и особенностях природных условий Двуречья и Египта.

При работе с презентацией учащиеся знакомятся с видами сельскохозяйственной деятельности шумеров и аккдцев.

2. Древнейшие государства Двуречья. Становление городов-государств.

На основе карты и изобразительных первоисточников ученики определяют местоположение древних городов и дают описание их внешнего облика.

3. Аккадское государство. Правление III династии династии Ура.

На основе изученного материала видеороликов, текста, иллюстраций ученики извлекают информацию об образе жизни жителей Двуречья и истории государств.

На магнитной доске и в тетрадях в таблице отображаются имена правителей и названия завоеванных земель.

Закрепление изученного материала:

Конспект.

В 3 тыс. в. до. н.э. город Лагаш усилился и завоевал многие соседние города. Во время правления царя Ур-нанше строительное дело хорошо развивалась. При правления царя Эанату шумери южную часть Двуречья и города Ур, Урук. Он смог подавить восстание в городе Умма и в честь этого события приказал вычесть изображение в камне.

В 2109 г. до н.э. царем стал представитель из династии города Ур. При новом правлении земли царства увеличилась. Они завоевали земли Ассирии. Хорошо развивалась сельское хозяйство. В качестве денег использовались медные и серебряные слитки. Здесь же появилось одна из древних в мире письменности похожие на тюркские письменности.

Вопросы к конспекту

Укажите, какие племена были первыми жителями юга Двуречья:

Как называли правителей малых государств Двуречья:

Тестирование по теме:

1. Как называли правителей малых государств Двуречья:

C Цари

Читайте также: