Конспект урока грибы в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Окружающий мир.

Учебник с. 23 – 29 Тетрадь печатная с. 7 – 8

Цель : познакомить учащихся с царством грибов.

Задачи урока :

предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный интерес учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.

Создать условия для формирования УУД :
личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Планируемые результаты:

понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;

познакомиться со строением грибов;

научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Тип урока: изучение нового материала Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

I. Организация начала урока.

– Начинаем наш урок. Проверьте, всё ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.

– Ребята, давайте пожелаем всем удачи на уроке.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными); большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Удачи тебе на уроке! (Прикосновение всей ладонью руки).

- Ребята, давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? В этом вам поможет вот такая замечательная картинка

- верно мы с вами говорили о природе. А кто же напомнит нам как мы назвали природу?

- С каким царством природы мы с вами начали знакомство? (с царством живой природы)

- Давайте обратимся к слайду и назовем царства живой природы? (Бактерии, животные, растения, грибы.)

- а теперь предлагаю вам послушать загадку и отгадать её:

Весь Антошка –

Шляпка да ножка.

Дождь пойдет –

Он подрастет.

- Какие слова загадки подсказали вам отгадку? ( Ответы детей).

- Подумайте, что нам нужно знать о грибах?

( все ли грибы можно собирать, какое строение имеет гриб, какую опасность представляют грибы, научитесь различать съедобный гриб от ядовитого).

Давайте вместе отправимся в путешествие и узнаем все тайны природы о грибах. Для этого нам нужно будет быть? (внимательными, усидчивыми, выполнять все задания, не отвлекаться)

- молодцы, ну что ж в дорогу!

III. Знакомство с новым материалом.

Ребята, давайте попробуем дать определение, а что же такое гриб? (дети высказывают предположения)

Ребята, а где мы можем точно посмотреть значение слова?( в словаре)

Давайте обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим как он объясняет значение слова гриб.

- Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы.

- Как вы думаете, к какому царству природы они относятся? ( ответы детей) (особое царство )

(К группам животных и растений они не подходят ).

В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

Давайте с вами рассмотрим строение гриба:

кому плохо видно, можете открыть учебники на стр.25

Подземная часть гриба называется грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство.

Плодовое тело – это то, что мы неправильно называем грибом. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.

Грибы размножаются с помощью спор.

Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов, занимается наука микология.

Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Чтение статьи (Учебник стр. 24-25)

А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов? Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.

- Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.

- А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей.

IV. Постановка и решение учебной проблемы.

Ребята, вы все уже знаете какие грибы съедобные, а какие не съедобные. Давайте с вами поговорим. Что же такое съедобный гриб – какие грибы относятся к съедобным и где они растут.

Молодцы, а теперь давайте вспомним несъедобные грибы – какие грибы к ним относятся?

Ваня шел, шел, шел – Подберезовик нашел. Артём шел, шел, шел – И лисичку нашел. Соня шла, шла, шла – Сыроежку нашла. Рома шел, шел, шел – Боровик нашел. Саша шел, шел, шел – Дождевик нашел.

VI. Решение экологических задач

Почему, как вы думаете?

Ребята, а мы в лесу хозяева или гости?

А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ.

Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей) .

На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей).

Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.

Будь внимателен при сборе грибов!

Ядовитые грибы - обладают токсичностью, не исчезающей после обработки!

Отравления - иногда заканчиваются смертельным исходом!

Не шумите, не мусорьте, не топчите, не разрывайте мох, не нарушайте грибницу,
гриб срезать ножом или выкрутить, ямку засыпать землей и прикрыть мохом,
не собирайте незнакомые и старые грибы, не трогайте ядовитые грибы, ими лечатся лоси и другие животные.

VII. Закрепление пройденного.

Выполнение задания в тетради. Тетрадь стр.8 №12, 13

VIII. Итог урока.

– Наш урок подошёл к концу. А сейчас я начинаю говорить о грибах, а вы

- Что же вы узнали сегодня о грибах?

А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.

Если вы, считаете, что вы работали хорошо, то похлопайте себе, если вы считаете, что у вас что-то не получилось – улыбнитесь и скажите себе я буду стараться и у меня все получится.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок поможет учащимся сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы.

урока окружающего мира в 3 классе

Автор: Михалькова И.А.

Тип урока: комбинированный

Сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы.

Выявить отличительные признаки грибов от растений.

Познакомить с различными видами грибов.

Познакомить с правилами безопасного обращения с грибами.

Развивать познавательный интерес учащихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать.

Содействовать в ходе урока воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова. - 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф,2012. 160с.: ил.;

Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова . 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф,2012.–64;

гербарий, муляжи грибов, карточки с изображением грибов, картинка с изображением грибов и деревьев, лукошко;

компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Организационный момент

Учитель: У всех хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. Начинаем урок. Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными и дружными.

Проверка ранее усвоенных знаний

Учитель: Отгадайте загадку:

Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Учитель: Догадались, о чем пойдёт речь на уроке?

Дети: О грибах

Учитель: Что вы уже знаете о грибах?

(Выслушать ответы детей.)

Учитель: На доске вы видите рисунок-схему строения гриба. Кто из вас помнит, из каких частей состоит гриб? Подпиши их названия.

(К доске вызывается ученик и выполняет задание.)

Учитель: Поднимите руки, кто считает, что задание выполнено верно.

2.Самопроверка с помощью учебника

Учитель: У вас есть верный и незаменимый помощник – это ваш учебник. Откройте его на странице 49. Он подскажет, кто из вас прав.

(Если на доске есть ошибка, то ребята её исправляют. Если всё верно, ученик получает карточку с изображением гриба.)

3.Работа в рабочей тетради

Учитель: Найдите такое же задание в рабочих тетрадях и выполните его.

Выполнение задания в тетради.

Учитель: Вы вспомнили строение гриба. Скажите, какая часть гриба прячется под землей?

Дети: Грибница.

Учитель: А из чего состоит надземная часть?

Дети: Из плодового тела: шапки и пенька.

Учитель: Существует 120 000 разновидностей грибов. Как вы думаете, грибы различаются подземной или надземной частью?

Дети: Надземной частью – плодовым телом.

Учитель: Рассмотрите рисунок на странице 49 и сделайте вывод о разнообразии плодовых тел у гриба.

Дети: Вывод: Грибница у грибов одинаковая, а плодовые тела разнообразные.

Учитель: Как вы считаете, вы уже всё знаете о грибах, или они ещё хранят от вас какие-то секреты?

Учитель: Какова тема нашего урока?

Дети: Грибы.

Учитель: Какие цели вы бы поставили?

Выслушать и обобщить ответы детей.

Учитель: Сегодня мы узнаем, что такое грибы, чем отличаются от растений, какие они бывают, как с ними обращаться.

IV. Изучение нового материала

Учитель: Обсудим вместе. Долгое время грибы считали растениями. А теперь их относят к отдельному царству.

Учитель: У вас на парте лежит травянистое растение из гербария и муляж гриба. (Растения из гербария и муляжи грибов были разложены на перемене). Сравните их. Что общего?

Дети: Ничего. Живые организмы

Учитель: А чем они отличаются?

Дети: У грибов, в отличие от растений, нет корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами.

Учитель: Вспомните, как питаются растения?

Дети: Они создают для себя питательные вещества в зелёных листьях.

Учитель: А теперь подумайте, могут ли грибы сами создавать питательные вещества?

Дети: Нет. У них нет листьев. Они не бывают зелёного цвета.

Учитель: Можно ли грибы отнести к царству растений?

Учитель: Может их можно отнести к царству животных?

Учитель: Почему? Обоснуйте свое мнение.

Дети: Животные передвигаются, а грибы не могут.

Самые активные участники беседы получают карточку с изображением гриба.

2. Работа с текстом учебника

Учитель: Прочитайте текст на странице 50 и сравните со своими ответами.

Учитель: Сделайте вывод, можно ли грибы отнести к царству растений?

Учитель: Почему?

Дети: У грибов, в отличие от растений, нет корня, стебля, листа, цветка, плода с семенами. Грибы не могут сами создавать питательные вещества.

Учитель: Можно грибы отнести к царству животных?

Учитель: Так что такое грибы?

Вывод: Грибы – отдельное царство природы.

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

5. Постановка проблемного вопроса

Учитель: Названия каких грибов встретились в физкультминутке?

Дети: Грузди, волнушки, рыжики, лисички, опята, мухомор.

(На интерактивной доске открыть названия грибов.)

Учитель: Можно ли их отнести к одному виду грибов, или это разные виды?

Дети: Это разные виды грибов, потому что они сильно отличаются друг от друга.

Учитель: Конечно, эти грибы внешне очень отличаются. Но, открою вам секрет, относятся они к одному и тому же виду. К какому, вы сможете определить сами. Кто нам в этом поможет?

Дети: Учебник

6. Работа в группах.

Учитель: Сейчас вы самостоятельно поработаете с учебником и узнаете, какие бывают виды грибов. Работать будете в группах.

(Повторить правила работы в группах)

Первая группа готовит ответ на первый вопрос, вторая группа – на второй, третья – на третий, четвертая – на четвертый. Какие это вопросы?

Дети читают текст на страницах 51-52 и готовят ответы на вопросы.

Проверка групповой работы. (Заслушать ответы представителей каждой группы. Если выступающий допускает ошибку, то помогают другие члены группы. За правильные ответы все члены группы получают карточку с изображением гриба).

Учитель: Вернемся к списку грибов на доске. Вы теперь знаете, какие бывают грибы. К какому же виду относятся эти? (Если ребята затрудняются, показать изображение этих грибов)

Дети: Все эти грибы шляпочные пластинчатые.

Учитель: Обоснуйте свой ответ.

Дети: У этих грибов есть шляпки, на нижней стороне которых находятся пластинки.

На интерактивной доске появляются заголовок к списку грибов

Учитель: Продолжите этот список.

Ребята продолжают список пластинчатых грибов.

Учитель: Какие ещё бывают грибы?

Дети: Трубчатые.

На доске появляется заголовок: Трубчатые.

Учитель: Приведите примеры трубчатых грибов.

На доске открывается список трубчатых грибов.

Учитель: Какие бывают грибы?

Шляпочные грибы бывают трубчатые и пластинчатые.

Учитель: Какие еще бывают грибы?

Дети: Грибы бывают съедобные и ядовитые.

Учитель: Как размножаются грибы?

Дети: Размножаются грибы спорами.

V. Закрепление изученного

2. На картинке изображены деревья, а под ними грибы. Под берёзой - подосиновик, под осиной – маслята, под елью – подберезовик.

Учитель: Сейчас каждый из вас возьмет с парты только съедобные грибы и положит вот в это лукошко.

Учитель: Какие грибы остались на парте?

Дети: Несъедобные.

Учитель: Почему мы их даже не брали с парты? Кто догадался?

Дети: Нельзя срывать несъедобные грибы.

Учитель: Почему?

Дети: Они нужны животным.

Учитель: Да, верно. Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством.

4. Фронтальный опрос

Учитель: Какие ещё правила сбора грибов вы знаете?

По мере того, как дети называют правила. Они открываются на интерактивной доске.

Правила сбора грибов.

· Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.)

· Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)

· Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)

· Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)

· Срезай гриб ножиком. (Чтобы не повредить грибницу.)

Учитель: С правилами сбора грибов мы познакомились, теперь остается только их соблюдать.

VI. Итог урока

– Какова была тема нашего урока?

– Какие вопросы мы задали вначале урока?

– Получили ли мы ответы на них?

– Что нового вы узнали о грибах?

– Где это может вам пригодиться?

– Какие правила вы будете соблюдать при сборе грибов?

– Кому на уроке было трудно?

– Как вы справлялись с трудностями?

– Кому на уроке было легко?

– Кому было интересно?

VII. Домашнее задание


-80%


Цель : Формирование ценностного отношения к окружающей природе, через осмысление отличительных признаков царства грибов от других царств.

актуализировать знания детей о грибах;

сформулировать правила сбора грибов;

создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;

различать части гриба;

приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.

расширить знания о ядовитых грибах

содействовать формированию критического мышления;

развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;

развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;

создать условия для развития коммуникативных умений.

воспитывать умение дружить и взаимодействовать;

создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;

способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.

Планируемые результаты

- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;

- знать правила сбора грибов.

- формировать мотивацию к обучению;

- формировать умение высказывать свое мнение;

- формировать умение ориентироваться в учебнике;

- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;

- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;

- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;

- формировать умение ставить учебные задачи;

- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;

- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формировать умение работать в группе;

- формировать умение слушать и понимать других.

- умение характеризовать отличительные признаки грибов.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Организация образовательного процесса

Оборудование:

- телевизор; доска; ноутбук учителя; научные статьи о грибах.

Учебные пособия:

- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс

Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- При каких условиях урок будет удачным? (Урок будет удачным тогда, когда …)

- А сейчас угадайте, на какой урок я приглашаю вас. Послушайте:

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорее все за дело.

(на контрольную, урок новых знаний , урок повторение)

- Как вы определили?

- Сформулируйте цели урока?

(получить новые знания)

3.Актуализация знаний. Тема урока.

-Определите, что это за звуки? (звуки природы)

- А что такое природа? ( Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека ).

-Какая бывает природа? ( Живая и неживая ).

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает ).

- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, разложите их на группы.

- На какие 2 группы вы их распределили? ( Растения и животные ).

- Как ученые договорились их называть? (Царство растений, царство животных,).

- По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?

- Найдите карточку с признаками царства растений:

1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

2. Питаются растворенными минеральными солями.

3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

(дети подходят и прикрепляют карточки).

-Найдем карточку с характерными признаками для царства животных:

1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

4. Могут жить и развиваться в различных условиях.

3. Создание проблемной ситуации.

- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?(покажите)

- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?

Вывод: грибы не относятся ни к животным, ни к растениям. Это отдельное царство. Тема нашего урока В царстве грибов.

4. Первичное усвоение новых знаний.

4.1. Исследование в малых группах

- Для проведения исследования предлагаю поработать в малых группах. (по 4 человека)

- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.

- Инструкцию будет читать один человек, и задавать вопросы группе – это мои консультанты.

- Они же будет отвечать.

- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.

- Для правильного ответа используйте карточку

Работа в группах. Обмен информацией.

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба. Шляпка и гриб образуют плодовое тело.

Вопрос: 1. Из каких частей состоит гриб? Подпишите части гриба

Мы выяснили, что гриб имеет следующие части:

Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мертвых растений и животных.

Вопрос: где берут питательные вещества грибы и почему?

Мы узнали, что грибы не могут сами вырабатывать …….. .

Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

Вопрос: чем питаются грибы.

В ходе исследования мы узнали, что грибы питаются ………. и ……… .

Грибы часто растут под деревьями. Грибам нужна влага и тепло, если будет сухо или холодно, то грибы не вырастут! Это проверено временем. Для роста грибов должен пройти тёплый летний дождик (он так и называется - грибной дождь) и ночи должны быть тёплые, обязательно. Даже для роста осенних грибов, когда необходим тёплый дождь и хотя бы немного утреннего солнца. Если эти условия не соблюдены, тогда и грибов не будет.

Вопрос: что нужно для того, чтобы росли грибы?

Для нормального роста грибов нужны …….. и ……..

Если заглянуть под шляпку гриба, то можно увидеть различия. Грибы бывают трубчатые (белый, масленок, подберезовик); если посмотреть обратную сторону шляпки, она похожа на губку. Пластинчатые (сыроежка, волнушка, груздь) – у них нижняя часть шляпки состоит из пластинок. Под шляпкой образуются споры (семена). Из спор, попадающих в почву, вырастает новая грибница.


Грибы бывают ……… и …….. .

Бледная поганка. Я стройная бледная поганка. Я самая опасная из всех грибов, самая ядовитая. Мой яд подобен змеиному, он сохраняется даже после длительной варки. Меня не едят даже черви. Но мало кто знает, что малые дозы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой. А признаки мои: шляпка зеленовато-голубоватая или белая, с белыми пластинками. Ножка, будто вылезает из горшочка, а верх горшочка бахромой отделан. В верхней части ножки – кольцо, точно мини-юбочка. Меня часто путают с шампиньоном.

• А этот красавец на беленькой ножке,

о н в красненькой шляпке, на шляпке – горошки. (Мухомор.)

Мухомор. Я – гриб мухомор. В отличие от поганки природа наградила меня необыкновенной красотой. Но красота моя обманчива: яд мой вызывает удушье, обмороки. Мухоморы используют иногда и как средство для уничтожения мух. Но я приношу и пользу: для оленей и лосей я служу лекарством, которое помогает им избавиться от глистов. При необходимости эти крупные животные легко находят меня и с удовольствием съедают. д ля лечения больных суставов используют мухоморы. И не вздумайте сбивать меня ногой в лесу! Я нужный!

• Царь грибов на толстой ножке, самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело, потому что гриб он… (белый) .

В нижней части шляпки у меня слой трубочек жёлтого цвета. Верхняя часть шляпки – коричневая, так как я родился в сосновом лесу. А вот мой братец вырос в берёзовом лесу, и поэтому он в светлой шапочке. А ножка у меня солидная, толстая. Расту я с июня по октябрь.

Какие бывают грибы?

1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.

2.Не могут сами вырабатывать питательные вещества.

3. Питаются останками живых существ.

4. Питаются солями из почвы.

5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.

6. Самостоятельно не передвигаются.

8. Бывают трубчатые и пластинчатые

9. Съедобные и несъедобные.

V. Закрепление изученного материала.

Физкультминутка

Дима шел, шел, шел, Берём? Берём!

Белый гриб нашел. И дальше идем.

– А теперь я буду произносить названия грибов. Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку. Если несъедобный гриб, – разводите руки в стороны.

б елый гриб, мухомор, моховичок, белый груздь, бледная поганка, лисички.

– Да, действительно, не все грибы можно собирать.

7. Работа по учебнику. Грибы - двойники. Чтение текста с пометками. (Прием инсерт)

V - информация мне известна

+- узнал что-то новое

- -думал иначе

- Ребята, а вы знаете, что у грибов так же, как и у людей есть двойники?

С некоторыми мы сейчас познакомимся.

Первая пара: Желчный белый гриб

- Различить очень трудно. Желчный гриб имеет трубочки и поры розового цвета. А белый- зеленовато – желтые.

Вторая пара: Ложные опята Опенок осенний

- Что общего у этих грибов?

- Чем они отличаются? ( отличаются цветом шляпки и гладкостью шляпки)

Третья пара: Бледная поганка шампиньон

-Как отличить эти грибы? (Отсутствие клубневидного утолщения у основания ножки).

8.Составление правил сбора грибов

- Ребята, а вы знаете, как правильно собирать грибы?

-Прочитайте статью на стр. 115 и сформулируйте эти правила.

Презентация на экране:

Правила сбора грибов

Собирай только хорошо знакомые грибы!

Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!

Не бери старые грибы – в них яд.

Грибы срезай ножом или выкручивай!

Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!

- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных)

Вывод : в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!

9.Обобщение. Диагностика качества усвоения темы

1. Чем размножаются шляпочные грибы?

а) с емечками; б) отростками; в) спорами.

2. Какая часть у грибов самая важная?

а) г рибница; б) шляпка; в) ножка.

3. Можно ли собирать все грибы подряд?

а) д а, все пригодятся для питания;

б) нет, только знакомые съедобные грибы.

4. Только ли дикорастущие грибы на нашем столе?

а) о дни лесные грибы у нас на столе;

б) употребляем в пищу не только лесные грибы.

5. Как правильно собирать грибы?

а) р аскидать листву, разрыть мох;

б) собирать только самые крупные грибы;

в) срезать грибы ножиком.

10.Рефлексия

Итак, верите ли вы, что…:

грибы относятся к живой природе? Да

грибы относятся к царству растений? Нет

шляпочный гриб состоит из грибницы и плодового тела? Да

плодовое тело состоит из шляпки и ножки? Да

грибы сами из воды и углекислого газа на солнечном свету приготавливают себе пищу? Нет.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I Организационный момент.
- Прозвенел весёлый звонок,
Позвал вас, ребята, на урок.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. (Слайд 1: Название предмета: окружающий мир, класс 3.) Давайте покажем, как мы умеем работать, быть активными, внимательными.
II Актуализация знаний.
- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы и др.)
- А что относится к неживой природе? (Воздух, вода, Солнце и др.)
- Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.)
- К какой группе относятся бактерии? (Живая природа)
III Целеполагание и мотивация.
- Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. А каким, вы узнаете отгадав загадку:

V Закрепление изученного.

Читайте также: