Конспект урока подвиг христианской жизни

Обновлено: 07.07.2024

Используемые учебники и учебные пособия: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. — М.: Просвещение, 2012.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, тесты, презентация

  • у учителя: Используемое оборудование: компьютер, проектор, тесты, презентация;
  • у учащихся: учебник: Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев — М: Просвещение, 2012; тетрадь, тесты, листы самоанализа, компьютеры с выходом в Интернет.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Что вы узнали о Крещении Руси?

- Какое значение для Руси имело Крещение?

- Какую роль в Крещении Руси сыграл князь Владимир?

- Как изменилась жизнь киевлян после их крещения?

3. Актуализация знаний.

  • Вы спросите: “О чём пойдёт речь на уроке”. Я отвечу: “О человеческой жертвенности”.
  • Вы спросите: “Что нам даст знание об этом объекте”. Я отвечу: “Как двигаться вперёд”.
  • Вы спросите: “Зачем мне это нужно?”. Я отвечу: “Чтобы стремиться стать лучше”

Какие слова лежат в основе слова “подвиг”?

- Начинаем урок чтения. Прочитайте высказывания к нашему уроку.

“Нет ничего трудного и тяжкого, чего бы усердие . не сделали весьма легким”. (Свт. Иоанн Златоуст)

- О чем эти высказывание?

У. Сегодня мы поговорим, что значит двигаться совершая подвиг.

4. Мотивация: (учебный интерес).

- Как часто человек нуждается в “подвиге”? Как часто человек совершает подвиг? Как вы думаете какой подвиг совершает человек, чтобы быть в движени?

Учитель:

- Давайте начнём наше исследование.

- А вот и первый документ.

  • крещение,
  • жертва,
  • подвижник,
  • христианин,
  • учитель,
  • полицейский

Учитель:

- Сегодня мы узнаем о том, как жертва, подвижник могут рассказать нам о подвиге.

- Какая цель возникает перед вами?

- Узнать, что такое жертва, подвижник.

Работа в группах

- Где можно узнать об этих названиях?

- О чём могут быть эти объекты?

- Что они могут нам рассказать?

- Как они нам могут рассказать о подвиге?

- Как можно пользоваться знаниями этих объектов?

- Что мы составили?

Дети: Алгоритм достижения цели.

6. Ознакомительное чтение понятий. (поиск в интернете или раздаточный материал)

Подвиг это борьба с косностью и инертностью. Это сдвигание самого себя с мертвой точки при помощи благодати Божией. Конечный смысл подвига христианского есть воскрешение внутреннего мертвеца, внутренний переход души человеческой от смерти к жизни. Но путь к цели далек и состоит он из преодоления врожденных и приобретенных дурных навыков, из борьбы со страстями, что тоже, чего греха таить, диковато звучит для современного уха.

7. Работа с текстом с. 62-63 Увидеть ключевые слова.

Соберите копилку слов о подвиге: подвиг, жертва ради себя, жертва ради другого человека, жертва Богу, подвижник

Подвиг Значение
подвиг
жертва ради себя
жертва ради другого человека
жертва Богу
подвижник
подвижничество

Проверка по эталону.

Подвиг Значение
подвиг это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок, вызванный каким-л. Чувством
жертва ради себя это укрепление силы воли, стать более сильным и благородным
жертва ради другого человека отказ от зависти и от привычки иметь самое лучшее, пожертвовать своей гордостью, искренне принять свою неправду, отказаться от эгоистичной закрытости
жертва Богу это память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним.
подвижник реальное или мифическое лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания.
подвижничество духовных и внешних, благочестивых упражнений, основанных на самоотречении и имеющих целью христианское самоусовершенствование; активная позиция противостояния злу

-З начит, подвиг - это какое-то движение. Но что подразумевает это движение?

- Я предлагаю схему с основными вопросами:

- Как вы думаете, подвиг – это движение чего или кого, куда или откуда,

зачем это движение?

- И всякое ли движение является подвигом?

- Попробуем найти ответы и на эти вопросы.

9. Цепочка событий.

У. Давайте представим культуру и религию в виде цепочки событий. Если бы. то.

Д. Если бы люди не совершали подвиг ради себя, то.

Д. Если бы люди не совершали подвиг ради других, то.

У. Какая проблема возникает перед людьми?

Д. Понять как развивалось подвижничество.

У. Как решается эта проблема?

У. С каким противоречием сталкиваются люди?

У. Каков идеальный конечный результат в решении этого противоречия?

Д. Нужно стремиться совершать подвиг над собой, ради других людей, ради Бога

У. Как научить совершать подвиг над собой?

У. Как вы относитесь к людям, которые стремятся стать лучше?

Д. С уважением.

11. Включение в систему знаний.

Учитель:

- Давайте еще раз вспомним, над какой темой мы работаем?

Дети:

- Какое значение занимает подвиг в жизни человека?

Учитель:

- Вернемся к плану нашего урока. На все ли вопросы мы получили ответы? (Да.)

- Какое задание, по вашему мнению, можно выполнить, чтобы проверить свои знания?

Дети:

- Можно познакомиться с подвигами людей и собрать копилку подвигов.

Учитель:

М.Горький в своей книге говорил:

“. когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно.

В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам”.

Копилка подвигов.

Профессия Подвиг
спортсмен Достичь высоких результатов не возможно без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, там на обороте, не “темной стороне Луны”, обязательно присутствует пот и даже кровь.
учёный Сделать открытие не возможно без механизма кропотливого и плодотворного труда, без самоотдачи и сознательного насилия над собой.
апостолы Апостолам приходилось напрягаться до изнеможения, чтобы создавать и насаждать новый образ жизни. Нам нужно напрягаться, чтобы усвоить апостольские уроки.
ученик Чтобы достигнуть высоких знаний по предмету, необходимо каждый день выполнять домашнее задание, слушать учителя, участвовать в уроке, красиво писать, повторять, если пропустил занятия
Христос Это яркий пример самоотверженности. Христос смог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего всего человечества. Он, чистейший и совершеннейший из сынов человеческих, безропотно и кротко переносил поругания и насмешки грубых солдат. Он молился за своих мучителей, прося Отца Небесного простить их.

12. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какое открытие сделали сегодня на уроке?

- Каков алгоритм действий использовали, чтобы раскрыть понятия подвиг?

- Какая была цель?

- Какие были трудности?

- Справились мы с затруднением?

- Давайте подумаем и оценим свою работу на уроке.

Заполните лист самооценки

отлично хорошо удовлет. пока плохо
Я умею правильно объяснить, что такое подвиг
Я знаю, как совершить подвиг
Я имею представление о подвигах в жизни людей

У. Напишите небольшое сочинение: “В жизни всегда есть место подвигу!

- Подумайте и расскажите, ради кого или чего вы жертвуете, а ради вас кто-то чем-то жертвует?

Оценить 251 0

Технологическая карта урока по курсу ОПК для 4-го класса

Модуль: Основы православной культуры

Тема урока: Подвиг христианской жизни

Цель: Сформировать понимание христианского взгляда на подвиг, как уклонение от зла и постоянное творение добра. Создать условия для воспитания милосердия к ближнему, на примере конкретных историй и личностей.

Задачи урока:

Сформировать представление об отношении православных людей к подвигу;

Способствовать осознанию, что подвиг требует от человека постоянных, на протяжении всей жизни, духовных усилий.

Планируемые результаты:

Личностные УУД. У учащихся будут сформированы:

-проявление чувства сострадания и милосердия

-этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм христианской этики.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД. Обучающиеся научатся:

-понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные УУД Обучающийся научится :

- выделять существенную информацию;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

Коммуникативные УУД. Обучающийся научится:

-включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

-формулировать ответы на вопросы;

-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

Предметные результаты. Обучающийся научится:

-осознавать и раскрывать ценность жертвенной любви к ближнему для христиан;

Оборудование:

Листы с заданиями для работы в парах.

Ноутбук, проектор, экран.

Название этапа урока

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

-Ребята, посмотрите на карточки. Какая карточка выделана цветом? (Слово ПОДВИГ). Как вы думаете, почему? (Наверное, это тема нашего урока). Какие из оставшихся карточек подходят к этой теме? (защита Родины на войне, риск ради жизни и здоровья человека, попавшего в беду, защита слабых, героический поступок)

- Что же делать с остальными карточками: духовное усилие, добрые поступки, умение прощать, любовь, забота о ближнем?

Можно ли эти слова отнести к подвигу? Знаем ли мы что такое подвиг? С чего он начинается?

Проблема урока отражается на экране или записывается на доску. (Что такое подвиг?)

Фронтально определяют цель работы.

Высказывают свое мнение, участвуют в обсуждении.

Принимают и формулируют тему и цель урока.

3. Совместное открытие знаний. Поиск решения.

Где мы можем узнать об этом поподробнее? (в учебнике).

-Запишите, пожалуйста, коротко в своих тетрадях, что такое подвиг.

-Итак, УКЛОНЕНИЕ ОТ ЗЛА и ТВОРЕНИЕ ДОБРА.

Что значит делать зло ближнему? (Наносить обиду, огорчать, обманывать, предавать т.д.)

Какие бывают добрые поступки? (Послушание родителям, помощь друзьям, выполнение своих обязанностей и др.) Как часто мы должны делать добро? (Чем больше, тем лучше)

-Как вы думаете, почему же человек так часто ошибается и всё-таки совершает дурные поступки: не выполняет свои обязанности, ненароком обижает словом, не всегда слушается старших и др.? (Ленится, шутит, выбирает вместо обязанностей развлечения).

-Как вы понимаете эти слова?

-Можем ли мы теперь ответить на вопрос, почему так часто человек делает зло? (Из-за того, что тогда ему не нужно напрягаться, понуждая себя, не нужно отказываться от своих удовольствий ради ближнего.)

Извлекают нужную информацию из текста.

Зарядка для глаз.

- Ребята, и несмотря на это как же мы должны относиться к ближнему? Попробуйте сформулировать несколько правил?

Сейчас поработайте в парах. Составьте из слов на вашем столе предложение. Что у вас получилось? (Не делай другому того, чего не желаешь себе).

Может ли это правило заменить все, сформулированные вами? Это правило называют – золотым правилом нравственности. Как вы думаете, почему?

-Попробуйте ответить на вопрос, получилось ли у героя этой истории последовать этому золотому правилу нравственности.

Почему? (Иван Анайя понял, что это была бы недостойная, нечестная победа)

-Что для спортсмена значит победа? (Очень многое)

Действительно, для спортсмена, который готовится годами к самым важным соревнованиям в их жизни, победа значит почти всё. За победой на больших соревнованиях в современном мире стоят престиж страны, большие деньги для спортсмена, его слава. И от всего этого Иван оказывается в пользу другого, потому что ставит себя на его место. Совершил ли Иван подвиг?

-Теперь мы сможем ответить на главный вопрос нашего урока? Что такое подвиг?

-Вернемся к наши карточкам на доске. Что вы скажете теперь? Есть ли здесь лишние? (Все карточки подходят к теме подвиг христианской жизни. Ведь подвиг - это понуждение себя делать добро для ближнего, даже тогда, когда этого делать не хочется.)

Извлекают нужную информацию из текста и иллюстраций

Извлекают информацию из прослушен. текста. Устанавливают причинно-следственные связи.

5. Самостоятельное применение знаний.

Ребята, сейчас в парах выполните задания по теме.

1. Тому тяжело, кто помнит ________.

2. Жизнь дана на добрые ____________.

3. Добрые слова лучше мягкого __________________.

4. Доброго держись, а от худого ___________________.

5. Доброе молчанье лучше худого ________________________.

Слова-подсказки: пирога; удались; зло; дела; ворчанья.

-Ребята, благодарю вас за работу на уроке и желаю вам иметь решимость делать много добра своим ближним. Ведь, делая добро, мы становимся радостнее и счастливее. Пусть ваши маленькие и большие подвиги радуют не только вас, но и ваших родных и близких!

Высказывают свое мнение, участвуют в обсуждении.

6. Домашнее задание

1.Ответить на вопросы (стр. 93)

2*. Объясните значение выражения Блеза Паскаля: "Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Модуль.doc КОНСПЕКТ УРОКА.doc

Модуль: Основы православной культуры.


Автор учебника - Янушкявичене О.Л.

Урок подготовила: Гонц Оксана Камиловна

учитель начальных классов

Модуль: Основы православной культуры.

Автор учебника - Янушкявичене О.Л.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека.

Личностные: формирование эмоционально - нравственной отзывчивости, умения следить и контролировать свои слова и поступки, умение соотносить моральные(неморальные) действия на основе норм православной культуры;

Метапредметные –

регулятивные: формировать умение формулировать тему, цели урока, планировать свои действия, корректировать ошибки с помощью учителя;

познавательные: формировать умение извлекать нужную информацию, представленную в разных формах (текст учебника, таблица, картинки, видеоролик), навыки смыслового чтения;

коммуникативные: формирование осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, умение слушать и слышать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения;

Предметные: познакомить с такими понятиями: золотое правило нравственности, духовное усилие, не осуждение, любовь к врагам, узкий путь, небесные сокровища, подвиг.

1.Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение выхода из затруднения.

-Поприветствуем гостей, улыбнёмся друг другу, начнём урок

-Давайте вспомним, о чём говорили на прошлом уроке?

-Исполнение Заповедей Блаженств похоже на восхождение по лестнице. На каждой ступени человек должен чему - то научиться.

-Распределите умения по ступеням. Слайд1

-Сейчас вы посмотрите видеоролик. Ваша задача, увидеть, какая из Заповедей Блаженств здесь прослеживается.

-Так какая из заповедей здесь отражена?

- Как можно назвать поступок Евгения Родионова?

-Значит о чём пойдёт речь на уроке?

- А если мы говорим о христианской жизни, то как будет звучать тема урока? Слайд 2

- А что двигается и куда? С помощью чего? (поступков, добрых дел)

- Поступок – это телесное?

- Что движет поступками?

- Тогда, какие поступки относятся к подвигу христианской жизни? Слайд 4

- Какова цель нашего урока?

Проговорим её вместе ещё раз.

(На слайде схема)

- Как мы это сможем сделать?

- Посмотрите на следующий слайд. Слайд 5. Сегодня вы встретитесь с новыми понятиями, прочитаем и подумаем, какие из них точно не относятся к подвигу христианской жизни?

- Проверим. (Учитель показывает верный ответ)

- Что удивило или смутило?

- Что нам поможет выяснить книга – учебник.

Учащиеся выполняют просьбу учителя.

Отвечают на вопросы.

Смотрят видеоролик, анализируют, делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока:

Называют значение слова, найденное самостоятельно заранее.

Отвечают на вопросы.

Возникают версии и затруднение.

Формулируют цель с помощью учителя, глядя на слайд.

Предложения детей. Поработаем с учебником.

Узнать, какие поступки относятся к подвигу христианской жизни.

Дети называют (предполагают), учитель фиксирует на доске.

Сравнивают, делают выводы.

5. Этап реализации проекта.

6, Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

7. Этап самостоятельной работы.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

- Сейчас вы будете работать в парах. У вас есть учебник, стр.87 – 93 и опорные листы. Слайд 6

(на каждом столе лист с таблицей)

Поработайте с учебником и соотнесите каждое понятие с соответствующими действиями, которые относятся к подвигу христианской жизни.

Игра на внимание – физминутка.

- Какова цель урока? Вспомним.

Учитель показывает слайд, а дети определяют, какое это понятие. Слайды 7 – 14

Учитель читает вопросы (они появляются на слайде), дети отвечают письменно: да, нет.

Затем самопроверка по эталону.

1. Должен ли христианин осуждать других?

2. Должен ли христианин всегда и во всём поступать, как большинство?

3. Стоит ли прощать людей, которые раскаялись?

4. Надо ли христианину любить своих врагов и не отвечать злом

5. Подвиг христианской жизни – это уклонение от зла и

постоянное творение добра?

6. Не делай человеку того, чего не хотел бы себе. Слайды 15-16

- О чём говорили на уроке?

- От кого пошло христианское учение?

-А какой подвиг совершил И.Х.?

- Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Дети самостоятельно работают с текстом учебника и опираются на таблицу, предложенную учителем. Читают, выбирают нужную информацию, сравнивают, анализируют.

Здесь дети слушают, сопоставляют, выражают своё мнение. Исправляют ошибки.

Дети выполняют движения заданные.

Повторяют новые понятия, проговаривают.

Письменно отвечают на вопросы.

Сравнивают с эталоном.

Отвечают на вопросы:

-О подвиге христианской жизни.

- От Иисуса Христа.

- Отдал свою жизнь ради людей.

III Рефлексивно-оценочный этап:

9. Этап рефлексии учебной деятельности

- О чём говорили сегодня на уроке?

-Подвиг – это движение к чему?

Результат подвига – это ? ( победа), продвижение вперёд.

Если в спорте – победа над - ? (соперником), если в бою, на войне – над - ? (противником), а в христианской жизни - ? (над собой)

- Какова была цель?

- Удалось нам это выяснить? –проговорить действия – понятия.

Почему эти действия или поступки называют подвигом?

- Что нового вы узнали?

- Оцените свою работу на уроке.

1.Подобрать пословицы по теме или

2.По учебнику, стр.93 задание 5.

Спасибо за внимание.

Отвечают на вопросы.

- К добру, к любви к ближнему, к милосердию, к победе над собой. К добру, к любви к ближнему. сть?

иповторения.), дети отвечают письменно: да, неткоторы

Проговаривают действия, которые относятся к подвигу христианской жизни.

Выбранный для просмотра документ МодульПОСЛЕДНИЙ.pptОТКРЫТЫЙ УРОК.ppt

Модуль: Основы православной культуры. Автор учебника - Янушкявичене О.Л. Тема.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Модуль: Основы православной культуры. Автор учебника - Янушкявичене О.Л. Тема.

Тип урока: урок открытия нового знания. Цель урока: создать условия для ознак.

Планируемые результаты Личностные: формирование эмоционально - нравственной о.

Планируемые результаты Личностные: формирование эмоционально - нравственной отзывчивости, умения следить и контролировать свои слова и поступки, умение соотносить моральные(неморальные) действия на основе норм православной культуры; Метапредметные – регулятивные: формировать умение формулировать тему, цели урока, планировать свои действия, корректировать ошибки с помощью учителя; познавательные: формировать умение извлекать нужную информацию, представленную в разных формах (текст учебника, таблица, картинки, видеоролик), навыки смыслового чтения; коммуникативные: формирование осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, умение слушать и слышать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения; Предметные: познакомить с такими понятиями: золотое правило нравственности, духовное усилие, не осуждение, любовь к врагам, узкий путь, небесные сокровища, подвиг.

Основные понятия: Подвиг Золотое правило нравственности Духовное усилие Не ос.

Основные понятия: Подвиг Золотое правило нравственности Духовное усилие Не осуждение Узкий путь Сокровища небесные Любовь к врагам

Оборудование: Проектор, презентация, видеоролик. Учебник. Опорные листы для р.


Исполнение заповедей блаженств похоже на восхождение по лестнице. На каждой с.

Исполнение заповедей блаженств похоже на восхождение по лестнице. На каждой ступени человек чему-то должен научиться. Распределите умения по ступеням. Иметь мир в душе Быть смиренным Иметь слёзы покаяния Иметь чистое сердце Быть кротким Жаждать правды Творить дела милосердия Хранить верность Христу Поступать по правде Быть смиренным Иметь слёзы покаяния Быть кротким Жаждать правды Творить дела милосердия Иметь чистое сердце Иметь мир в душе Поступать по правде Хранить верность Христу

Евгений Родионов 23.05.1977 – 23.05. 1996 Евгений стал символом мужества, чес.

Евгений Родионов 23.05.1977 – 23.05. 1996 Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества Причислен к лику святых.

ПОДВИГ - ? Подвиг – это героический, самоотверженный поступок. Подвигать – пр.

Узнать, какие поступки относятся к подвигу христианской жизни? Подвиг христиа.

Узнать, какие поступки относятся к подвигу христианской жизни? Подвиг христианской жизни- ? ? ? ? ? ? Цель урока:?

Что по вашему не может относится к подвигу христианской жизни? Золотое правил.

Что по вашему не может относится к подвигу христианской жизни? Золотое правило нравственности Духовное усилие Не судите Злом отвечать на зло Узкий путь Стремление к богатству и удовольствиям Сокровища небесные Любовь к врагам Жадность и обидчивость

Работа с учебником(стр.87-93) и опорными листами. Соотнесите каждое понятие х.

Работа с учебником(стр.87-93) и опорными листами. Соотнесите каждое понятие христианского подвига с соответствующими действиями.

Не судите Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва про.

Не судите Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё. — Посмотри, какое грязное у неё бельё, — сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания. — Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить. И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: — О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать! — Да нет, – сказал муж, – просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

Вспомни пословицу об осуждении. В чужом глазу соринку видит, а в своём и брев.

Вспомни пословицу об осуждении. В чужом глазу соринку видит, а в своём и бревна не замечает.

Духовное усилие отказ от дурного желания и решение делать добро отказ от дурн.

Духовное усилие отказ от дурного желания и решение делать добро отказ от дурного желания и решение делать добро

Узкий путь Трудный путь, потому что требует духовных усилий, жить так, как за.

Узкий путь Трудный путь, потому что требует духовных усилий, жить так, как заповедовал Бог.

Сокровища небесные

Если вы хотите вместо врага приобрести друга, не замышляйте зло в ответ, а п.

Если вы хотите вместо врага приобрести друга, не замышляйте зло в ответ, а помогите ему в его беде. Если враг твой голоден –накорми его. Такое отношение к обидчику может переродить его. Любовь к врагам “Не будь побежден злом, но побеждай зло добром”

Не делай другим того, чего не хотел бы для себя поступай с другими так, как х.

Не делай другим того, чего не хотел бы для себя поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой Золотое правило нравственности

тест 1. Должен ли христианин осуждать других? 2. Должен ли христианин всегда.

тест 1. Должен ли христианин осуждать других? 2. Должен ли христианин всегда и во всём поступать, как большинство? 3. Стоит ли прощать людей, которые раскаялись? 4. Надо ли христианину любить своих врагов и не отвечать злом на зло? 5. Подвиг христианской жизни – это уклонение от зла и постоянное творение добра? 6. Не делай человеку того, чего не хотел бы себе.

Проверяем тест 1 - нет 2 – нет 3 – да 4 – да 5 – да 6 – да

Проверяем тест 1 - нет 2 – нет 3 – да 4 – да 5 – да 6 – да

О чем говорили на уроке? Тема урока : ? От кого пошло христианское учение? А.

О чем говорили на уроке? Тема урока : ? От кого пошло христианское учение? А какой подвиг совершил Иисус Христос?

подвиг движение к победе над собой, своими привычками, поступками

подвиг движение к победе над собой, своими привычками, поступками

Откажись от дурного желания и решись делать добро. Поступай с людьми так, как.

Откажись от дурного желания и решись делать добро. Поступай с людьми так, как хотел бы чтобы поступали с тобой. Не поступай, как большинство. Не осуждай других. Не становись рабом денег и удовольствий. Не отвечай злом на зло, люби врагов своих. Цель ? Узнать, какие поступки относятся к подвигу христианской жизни?

Домашнее задание по выбору: подобрать пословицы по теме урока или учебник, ст.

Домашнее задание по выбору: подобрать пословицы по теме урока или учебник, стр.93 - задание 5

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Казанцева Лариса Николаевна

МАОУ« СОШ №27 с углубленным изучением

г. Балаково, Саратовской области,

учитель начальных классов

Цель урока : познакомить с православным пониманием подвига и человеческой жертвенности

Задачи : 1. Формировать интерес школьников к православной культуре.

Тип урока : урок открытия новых знаний.

Используемые методы и технологии обучения:

1.традиционная, компьютерная, технология критического мышления.

2.словесные, наглядные, практические методы.

Формы организации деятельности:

Необходимое техническое оборудование : мультимедийный проектор, компьютерная презентация, словари.

Ожидаемые учебные результаты :

Учащиеся должны уметь:

-объяснять основные понятия: подвиг, подвижник, жертвенность;

- называть имена подвижников,

- иметь представление о вечных ценностях: милосердие, сострадание, доброта.

I .Организационный момент.

- Послушайте стихотворение и попытайтесь определить тему нашего урока.

- Чтение стихотворения учителем.

Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и борьбе;

Высший подвиг - в терпенье,

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились,-

С верой бодрой и смелой

Ты за подвиг берись…
Учитель: Подвиг. В ответ на это слово в нашем сознании, может быть, молниеносными видениями промелькнут – Александр Матросов, заслонивший своим телом изрыгающую огонь амбразуру пулеметного гнезда… Пойдет морозным утром по пути к фашистской виселице истерзанная русская девушка Зоя Космодемьянская, чтобы превратиться в легенду в веках… Упадет у заснеженной ели зарубленный врагами Иван Сусанин… Закачается летом высокая трава, а зимой засеребрится снег на холмиках братских могил, где похоронены безвестные теперь герои – защитники Родины…

– Попробуйте растолковать значение этого слова.

Подвиг – это героический поступок.

Подвиг - это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой.

Подвиг - это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других.

Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь.

Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.

Разбор слова по составу, выделение корня, объяснение его смысловой нагрузки, подбор однокоренных слов, выяснение толкования слова в разных источниках, выбор положений из ряда предложенных

Работа в группах с источниками информации:

•Словарь Православной церковной культуры"

- Итак, подведём итоги вашей исследовательской работы.

ПОДВИГ – это беззаветный, бескорыстный, самоотверженный героический поступок , вызванный каким-л. чувством ;

самоотверженный, тяжёлый труд; важное дело, начинание, усилия, совершаемые человеком ради приближения к Богу (утверждение веры, обеты, посты, молитвы, отказ от жизненных благ, подавление страстей и т.п.), движение от своих слабостей: страха, жадности, эгоизма, корысти;

принесение жертвы ради другого человека, ради Родины, во имя идеи, религии.

Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Это яркий пример самоотверженности

Иисус Христос ради людей, от любви к нам принес Себя в жертву. Он не просто рассказал людям, как следует жить, — Он прожил человеческую жизнь, которой мы можем подражать, если пожелаем. И так открыл для нас дорогу на небо.

Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22, 39).

Слайд 8. Подвиг любви. Родзяловская. Фашисты отступают.

Наталья (так звали эту соседку) осталась одна в хижине, в наступающем вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог — и она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что арестовав ее, каратели не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже погибли мать и дети, она исполнила бы до конца завет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее расстреляли.

Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так, чтобы мир не был лишен ничего через смерть этой Натальи. Они о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть плодом ее жизни.

(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)

-Что вы можете сказать о поступке Натальи? ( (человек) совершила подвиг. Отдала свою жизнь, пожертвовала.ОНА СОВЕРШИЛА СОМОПОЖЕРТВОВАНИЕ.

Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.

Христианин может жертвовать чем-то ради Кого? Себя самого, ради других людей и ради Бога. Жертва Богу , приносимая христианином – это его любовь к Богу и к людям.

Она могла этого не делать? Она поборола свой эгоизм и по воли своей чистой души пошла на этот поступок. Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему .

Учитель: Какие качества должен иметь человек, чтобы быть способным на подвиг, на героический поступок? (ответы детей) Работа в группах .

Доброта, корысть, гордость.

Смелость, эгоизм, любовь, совесть.

Героизм, жертвенность, благородство.

Скромность, корысть, гордость, эгоизм.

Учитель: Есть герои, которые в жизни вроде бы ничего героического не совершали, но они живы в народной памяти. Вот один из них.

(Дальше рассказ разыгрывается детьми как сценка – разговор деревенских ребятишек)

Ведущий: Много лет тому назад в Верхотурье появился не известный никому человек. Это был бродячий портной, занимавшийся шитьем шуб. Откуда он пришел, никто не знал.

1-ый: Вы слышали, к нам в село пришел какой-то человек?

2-ой: Странный он какой-то! Когда его приглашают для работы, он выбирает избу победней, останавливается там и обшивает всех бесплатно, а когда его хотят поблагодарить, тут же скрывается и никто не знает, где он.

3-ий: А уж если что и удастся сунуть ему из денег, все отдает бедным.

1-ый: Он не только шьет, а еще и нянчится с ребятишками, учит их грамоте и читает им Евангелие.

2-ой: А иногда его видят в языческих юртах, где он ухаживает за больными, рассказывает о Христе.

Вы услышали новое слово- Подвижник. Обратимся к словарю. С какими подвижниками мы знакомы. СЛАЙД рассказы детей.

ПОДВИЖНИК — реальное лицо, из религиозных побуждений совершавшее какие либо подвиги или переносившее тяжелые испытания. С подвижниками связано много религиозных легенд. В переносном смысле самоотверженный человек, целиком отдающий себя делу,…

Значит, подвиг- это какое-то движение. Но что подразумевает это движение?

- Я предлагаю схему с основными вопросами:

Попробуем найти ответы и на эти вопросы.

Когда подвижник посвящает всю свою жизнь Богу, т.е. живет по законам Божиим, а не по своему хотению, Господь одаривает его святостью.

Учитель: Как вы думаете, можно ли назвать жизнь святого подвигом? Почему?

Подвиг ради чего?

Учитель: Таковы герои в христианском понимании: скромные, смиренные, забывшие о себе совершенно, отдавшие себя целиком на служение другим. В этом и состоит истинное величие, первый пример которого дал Сам Христос.

Учитель: Как вы понимаете выражение – самоотверженный подвиг?

Учитель: Где есть подвиг, там всегда есть жертвенность. Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления, добровольно и бескорыстно, не требуя за это ни наград, ни славы.

Рассказ о Жене Родионове. Клип

Только 21 сентября, в день Рождества Божией Матери, убийца скажет матери о смерти сына и запросит с несчастной выкуп за тело. Немного спустя изуродованные тела Жени и его друзей будут подняты со дна воронки, выбитой бомбой. Земля, накрывшая тела воинов-мучеников, откроет свой страшный секрет: еще одному из них, как и Жене, отрежут голову, двух других застрелят…

Стоя на краю могилы, мать Евгения скажет фразу, которую запомнят солдаты-добровольцы, выкапывавшие тела из земли.
- Если не будет крестика на теле, то это не он.
При свете фар в одиннадцать часов ночи среди опавших листьев, перемешавшихся с землей, солдаты увидели крестик и крикнули:
- Крестик.

Мать солдата поняла, что в ее дом пришла беда. Она впервые потеряла сознание. Падая, увидела на небе звезды, и перед ней отчетливо промелькнула та падающая звезда, которую она увидела девятнадцать лет назад, когда родился ее мальчик.
Обезглавленное тело Жени так и не рассталось с крестиком. Руки бойца крепко прижимали его к груди, как самую большую драгоценность в жизни.
Этот крестик стал символом победы Православия над силами зла, и к Распятому на нем Христу воин-мученик Евгений обращал последнюю молитву.

Учитель: Совершенный подвиг не бывает напрасным… Женя не предал никого. Он переступил и через свой страх, и через свои обиды, и одержал победу, которая дается труднее всего… Он не изменил ни долгу, ни чести. Он одержал победу, которую должен одержать в себе каждый человек, если желает спасения и своей Родины, и своего собственного…

Учитель: А есть ли место подвигу в нашей с вами мирной жизни? Приведете примеры тех или иных событий, которые могут получить определение подвига.(ответы детей)

Рефлексия. сегодня я узнал…

мне захотелось рассказать…

Задание 1 . Рассказать о подвигах Ж. Родионове, Натальи.

Представь, что в твоем городе или селе решили поставить памятник Доброму Человеку. Как ты думаешь, он должен выглядеть? Нарисуй макет этого памятника.

Читайте также: