Конспект урока изучение буквы в 1 классе

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.

1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;

2) называть буквы, обозначать звуки на письме.

3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

4) воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?


- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

- Поиграем.что ли, в пятки!

- Луссе мячик на площадке!

Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поиграть!

В пятки, в вунки поиграть!

В пятки, в вунки -что такое?

Ничего не разобрать!

- Какие звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л))

II. Самоопределение к деятельности

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.


- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

3. Чистописание.

Словарная работа.

На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

- Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.

Какие слова напишем с большой буквы? Почему?

4. Изучение нового материала.

В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим? (Звуки)

- Что записываем и видим? (Буквы)

Физкультминутка.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

5. Работа по теме урока.

1) Прочитайте загадку

Всегда на двух я берегах,

Повис я, стоя на ногах.

- По каким признакам вы догадались?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (Четыре)

- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? (Четыре)

- Что можно сказать? (В этом слове звуков и букв поровну)

- Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?


2) Работа в парах: на карточках.

-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:

- Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

- Ь и Ъ – звуков не обозначают;

- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать? (Ответы детей)

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр. 24 учебника.

- Что такое звуки?

- Что такое буквы?

- Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка).

- Назовите буквы, которыми различаются слова. Подчеркните их.

7. Рефлексия.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Оцените свою работу на уроке.


(На столе смайлики с разными выражениями. Выберите и поднимите тот смайлик, который подходит вашей работе на уроке).


Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв. Задачи: 1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов; 2) называть буквы, обозначать звуки на письме. 3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы 4) воспитывать аккуратность, самостоятельность. Тип урока: комбинированный Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема: Звуки и буквы.

Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.

1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;

2) называть буквы, обозначать звуки на письме.

3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

4) воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?


- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

- Поиграем.что ли, в пятки!

- Луссе мячик на площадке!

Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поиграть!

В пятки, в вунки поиграть!

В пятки, в вунки -что такое?

Ничего не разобрать!

- Какие звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л))

II. Самоопределение к деятельности

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.


- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

3. Чистописание.

Словарная работа.

На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

- Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.

Какие слова напишем с большой буквы? Почему?

4. Изучение нового материала.

В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим? (Звуки)

- Что записываем и видим? (Буквы)

Физкультминутка.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

5. Работа по теме урока.

1) Прочитайте загадку

Всегда на двух я берегах,

Повис я, стоя на ногах.

- По каким признакам вы догадались?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (Четыре)

- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? (Четыре)

- Что можно сказать? (В этом слове звуков и букв поровну)

- Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?


2) Работа в парах: на карточках.

-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:

- Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

- Ь и Ъ – звуков не обозначают;

- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать? (Ответы детей)

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр. 24 учебника.

- Что такое звуки?

- Что такое буквы?

- Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка).

- Назовите буквы, которыми различаются слова. Подчеркните их.

7. Рефлексия.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Оцените свою работу на уроке.


(На столе смайлики с разными выражениями. Выберите и поднимите тот смайлик, который подходит вашей работе на уроке).


- Дети, как вы думаете, какой получился у нас урок?

- Спасибо вам за работы. Все хорошо поработали.


-75%

Цель урока: изучение звуков [в], [в’] и букв В,в; знакомство с ролью новых звуков и букв в русском языке.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить детей со звуками [в], [в’] буквой В и их употреблением в речи, учить выделять звуки [в], [в’], узнавать графический образ буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
  • Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к чтению

Оборудования: компьютер, проектор, азбука.

Дополнительные материалы: карточки с буквой, дидактические материалы, презентация,

ВложениеРазмер
bukva_v.docx 28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [в], [в’] и буквы В, в

Цель урока: изучение звуков [в], [в’] и букв В,в; знакомство с ролью новых звуков и букв в русском языке.

  • Образовательная: познакомить детей со звуками [в], [в’] буквой В и их употреблением в речи, учить выделять звуки [в], [в’], узнавать графический образ буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
  • Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к чтению

Оборудования: компьютер, проектор, азбука.

Дополнительные материалы: карточки с буквой, дидактические материалы, презентация,

Основные этапы урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте! Всё ли готово к уроку? На парте у вас должны лежать азбука и письменные принадлежности.

-Покажите свои умные глазки и ровные спинки. Улыбнитесь соседу по парте.

Меня зовут, Яна Сергеевна.

Начинаем урок обучения грамоте.

Приветствуют учителя, положительно настраиваются на урок, проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний

- Ребята, вспомните, с какими буквами вы уже познакомились?

- На какие 2 группы делятся звуки речи?

- Как произносятся гласные звуки?

-Как произносятся согласные звуки?

(Вызываю к доске 1 ученика).

-а, о, и, ы, у, с, т, л, р

-Согласные и гласные

-С голосом. При произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.

-Звонкие согласные- с голосом, глухие согласные-без голоса (с шумом).

Гласные звуки произносятся голосом. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума.

3. Формулирование темы, целеполагание

- Сегодня познакомимся с новыми звуками и буквами. Отгадайте загадку:

- Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

Телят, ягнят ищет.

-Как вы догадались, что это волк?

-Что ещё вы знаете о волке?

-Все верно. Волк, опасный хищник. Но не бойтесь! Сегодня у нас в гостях сказочный волк из русской народной сказки "Иван- царевич и Серый волк". В этой сказке волк помогал Ивану- царевичу. И нам Серый волк решил помочь в обучении грамоте.

Произнесите слово ВОЛК, произнесите первый звук, дайте ему характеристику.

- В слове волк какой первый звук?

- Это звук гласный или согласный? Как мы можем это проверить?

-Произносить звук легко или сложно? Есть ли препятствия?

-Можем ли мы петь этот звук?

-Значит, звук [в] - согласный.

Предположите какая тема урока,

чему мы сегодня с вами научимся?

-Мы познакомимся с буквой В и звуками, которые она передаёт

Да. Струя воздуха встречает преграду.

-Сегодня мы научимся читать букву В и произносить ее звуки.

4. Открытие нового знания. (знакомство со звуками)

Знакомство с буквой

- Теперь обратимся к слову ВОДА. Назовите первый звук в этом слове? Дайте характеристику звука. Какой он: гласный или согласный?

Твёрдый или мягкий?

Глухой или звонкий?

Произнесите слово ВЕДРО, выделите первый звук, дайте ему характеристику

Твердый или мягкий?

Глухой или звонкий?

-Сейчас я буду называть вам слог с твёрдым или мягким согласными звуками, а вы наоборот.

-А сейчас приготовьте свои ладошки, я вам буду называть слова, а вы будете делить их на слоги хлопками.

-Во-ро-на. Давайте произнесем слово. Какой звук в этом слове дает буква В, мягкий или твердый? В какой части слова стоит звук [в]?

-Де-ре-во. Давайте произнесем слово. Какой звук в этом слове дает буква В, мягкий или твердый? В какой части слова стоит звук [в]?

-Вер-то-лет. Давайте произнесем слово. Какой звук в этом слове дает буква В, мягкий или твердый? В какой части слова стоит звук [в’]?

-Ва-та. Давайте произнесем слово. Какой звук в этом слове дает буква В, мягкий или твердый? В какой части слова стоит звук [в]?

-Го-ло-ва. Давайте произнесем слово. Какой звук в этом слове дает буква В, мягкий или твердый? В какой части слова стоит звук [в]?

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Спинку ровненько держи,
На уроке не шуми,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

II. Актуализация опорных знаний

1. Артикуляционная зарядка:

(Данная зарядка развивает артикуляцию и фонематический слух)

- Как блеет барашек? (бе)

- Как пищат птенчики? (пи-пи-пи)

- Как гогочет гусь? (га-га-га)

- Как мухи звенят? (з-з-з)

- Почему тигры рычат: р-р-р

- вороны кричат: кар-р-р

- Ставни скрипят: скр-р-р

- Летит вертолёт: др-р-р

- Чтобы научить всех ребят

Выговаривать трудную р-р-р

Ра-ра-ра – начинается игра

Ры-ры-ры – у мальчиков шары

Ро-ро-ро – у нас новое ведро

Ре-ре-ре – стоит домик на горе

Ри-ри-ри – на ветках снегири

Ир-ир-ир – наш папа командир

Играем в “Эхо”. Услышал, повтори.

2. Игра “Детективы” (угадайки).

Цель игры повторить гласные звуки, развивать фонематический анализ и синтез.

Прочитай по губам: а, о, у, и, ы

Как назвать одним словом все эти буквы? (Гласные). Дать характеристику звука “и”.

3. Игра “Буквы спрятались”.

- Посмотрите, какой странный домик. Внимательно рассмотрите его и покажите, какие буквы в нём спрятались.


- Дети находят буквы, показывают их и дают характеристику звука.

Как назвать одним словом все эти буквы? (Cогласные)

Характеристика согласного звука

III. Формирование новых знаний и способов действий.

1. Знакомство с новым звуком [В], развитие фонематического слуха.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, будем читать слоги и слова.

В нашем домике из букв (рис.1) живут сказочные герои, и они приготовили для вас сюрприз. В конце урока, тот, кто внимательно будет слушать, и работать, сможет сказать характеристику звука и открыть шкатулку с сюрпризом.

Из домика вышел Винни Пух (рис.) он приготовил для вас загадки, в которых надо досказать последнее слово.

1. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)

2. Окраской – сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Кто каркает … (ворона)

3. Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль, вот только гривы нет
Что за конь? . (велосипед)

Ребята называют отгадки.

- Ворона, воробей, велосипед – какой первый звук мы слышим? [В]

- Произнесём все вместе, нам что ни будь, мешает?

- Значит, какой это звук? (Согласный)

- Послушайте в словах “воробей”, “ворона” звук [В] мягкий или твёрдый?

(Ученики знают, твердый звук соответствует синему цвету, а мягкий - зеленому)

- Значит, живёт у какого гномика? (Cинего).

- А в слове “велосипед”? (Мягкий)

- Значит, у какого гномика живёт этот звук? (Зелёного)

Вывод: звук [В], произносится мягко или твердо.

(Игра нацелена на развитие тактильной памяти)

- Я называю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите в слове звук [В]

Василёк, роза, веник, вратарь, лови, вишня, варенье, вода.

Учащиеся по очереди называют, где звук прячется (в начале слова, в конце или в середине), какой он твёрдый или мягкий. Один из учеников даёт характеристику звука.

- Звук [В] обознается буквой “В”.

Находят на плакате данную букву, показывают ее. Уточняют где письменная буква, а где печатная.

Вывод: скажем всё, что мы узнали о нашем новом звуке.

Вывод произносят как можно больше учащихся, в заключение повторяют хором.

- Давайте попробуем слепить печатную букву “В” из пластилина.

Дети лепят из заготовок печатную букву “В”. Один ученик дает характеристику звука.

“Звук [В] обозначается буквой “В”. Он согласный, бывает твердый, бывает мягкий”.

- Давайте попробуем сделать печатную букву “В” из шнуров.

Дети составляют из шнуров печатную букву “В”. Один ученик дает характеристику звука.

Задача даннойфизминуткиснять напряжение, переключить внимание для успешного усвоения дальнейшего материала.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

VI. Знакомство с чтением прямых слогов.

- А вот и следующий герой выходит из домика, ой да он не один, с ним пришли его друзья. (Друзья - это куклы мальчики и девочки).

- Давайте попробуем угадать их имена, они все начинаются со звука [В].

Валя, Вика, Варя, Вера, Ваня, Вова, Валера, Витя

- Друзья Вини-Пуха любят пускать мыльные пузыри, а вы когда ни будь, пускали?

- Давайте им поможем, надо прочитать слоги, но “петь” их надо правильно, так чтобы пузыри не лопнули.

(На доске рисунки детей и пузыри с буквами.)

VII. Игра “Кукушечка”.

Один ученик читает гласную букву в слоге, а дети хором читают слог.

  • Исходное положение – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд, повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
  • Исходное положение – сидя. Быстро моргать в течении 1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.
  • Исходное положение – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 секунды перевести взгляд на палец вытянутой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 сантиметров от глаз и смотреть на него 3-5 секунд. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии
  • Исходное положение – сидя. Посмотреть правый верхний угол доски, на левый нижний угол. Посмотреть перед собой на парту, за окно. Упражнение снимает утомление.

IX. Применение новых знаний и способов действий, их обобщение и систематизация, использование на практике.

Задача данного этапазакрепить полученные знания на практике.

1. Вот из дома появляется следующий герой – это собака Верный. Она дает ребятам задание.

Прочитать слова и объяснить их значение.

(Картинки расположены на доске, а под ними написаны слова: вол, вилы, ваза, воз.)

  • Вол – крупное рогатое животное, бык.
  • Воз – колёсная повозка с кладью.
  • Ваза – сосуд изящной формы.
  • Вилы – сельскохозяйственный инструмент.

2. Работа по учебнику стр. 76.

Я читаю рассказ, вы слушаете и отвечаете на вопрос:

- Что перевозили на возу?

- Что такое солома? Солома – сухие стебли пшеницы, ржи.

3. Хоровое чтение текста.

После чтения дети отвечают на вопрос.

- Какие инструменты у мальчика и папы?

4. Чтение по цепочки.

- Возле какого дерева волы?

5. Чтение одним учеником.

6. Развитие речи.

(Данный вид работы нацелен на развитие монологической речи)

Составь предложение по схеме.


- Почему ёжика несли в ведре?

- Какой первый звук в слове ведро (в).

Вывод: расскажите все, что мы узнали о звуке [В].

7. Игра “Найди букву”.

Цель игры: закрепление визуального восприятия буквы “В”, развитие тактильной памяти.

Наши буковки не ёжики, они не колются, поэтому можно без страха поискать их в мешочке. Попробуйте, не глядя вытащить нашу новую букву “В”.

8. Упражнения на слуховое восприятие звука.

- Волк пришёл и стишок принёс.

Подслушай и назови слова, в которых есть звук “в”.

В поле волк – волчище едет
На своём велосипеде,
Обогнал сегодня он
Воробья и двух ворон,
Только ветер – ветерок
Перегнать никак не мог.

9. Упражнения на систематизацию и применение полученных знаний на практике.

Составление из разрезной азбуки имён: Ваня, Вова, Вика.

Одно слово составляется у доски с полным проговариванием выполняемых действий. Остальные учащиеся выполняют самостоятельно, с последующей проверкой учителем.

- С каким новым звуком сегодня познакомились?

- Что вы можете сказать о нем?

- А вы помните, сказочные герои обещали вам сюрприз, тому, кто правильно назовет характеристику звука.

Цели: Совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать; формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).

1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, формированию орфографической зоркости первоклассников, становлению самоконтроля.

2. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

3. Способствовать развитию навыков учебного сотрудничества.

Оборудование урока. Раздаточный материал:

Ход урока

I. Организационный момент

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда

Вниманье умных ваших глаз.

- Проверим, все ли у нас готово к уроку : учебник, тетрадь, ручка, счетные палочки.

- Что еще нам пригодится на уроке? Какие качества нужны?

(Аккуратность, внимание, знания, сообразительность, ум….)

Итак, мы начинаем наш урок.

II. Актуализация знаний

- Ребята, скажите, а для чего вы сегодня пришли в школу?

- Давайте еще и поиграем.

III. Определение темы урока и постановка цели урока.

- Ребята откуда эти буквы?

- Чем мы пополним, сегодня, копилку наших знаний вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё. (алфавит)

- Определите тему урока?

- Сегодня мы завершим изучение всех букв и повторим весь алфавит. Будем учиться писать слова в алфавитном порядке.

IV. Развитие речевого аппарата.

- Кто может рассказать весь алфавит наизусть?

V. Основной этап.

-Напишите число и классная работа.

-Подчеркните карандашом тот элемент буквы или слог, который у вас получился лучше всех.

- А вы знаете, что русский алфавит называется кириллицей, им пользуются все народы России, а также болгары, сербы. Буквы в русском алфавите расположены в определённом порядке, который надо будет выучить наизусть. Знать его нужно обязательно, потому что словари всех типов построены по алфавитному принципу. (Показ различных видов словарей)

Сколько букв в русском алфавите?

Скажите, на какие зоны разбита лента букв? (Красная – гласные, синяя – согласные, белая – знаки)

Верхний ряд гласных что показывает? (твёрдость согласного звука)

Нижний ряд? (мягкость согласного звука)

Какие согласные находятся в верхнем ряду? (Звонкие)

Какие согласные находятся в нижнем ряду? (Глухие)

Зачем нам нужна лента букв? (для характеристики букв и звуков)

Совпадает ли порядок букв алфавита и ленты букв?

А зачем нам нужен алфавит? ( для удобства пользования справочным материалом: словарей, энциклопедий, справочников и т. д.)

Утром бабочка проснулась,

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

У реки остановилась

Над водою закружилась

И тихонько села на цветок.

Зачем нужен алфавит?

Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.

Это интересно знать.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.

А знаете откуда появилось название АЛФАВИТ? Сейчас я вам расскажу.

Почему алфавит так назвали?

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими, печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.

-Что такое азбука, алфавит? (Буквы, расположенные в определенном порядке).

- Ребята, а к нам сегодня прилетела гостья. Давайте мы ее обыщем, а вдруг она к нам не с добрыми намерениями. Проведем звуко – буквенный анализ

[ п ч и л а м а й а ]

Она также как и вы любит трудиться, но она к нам пришла не одна.

VI. Работа по теме урока.

- Наша пчела Майа очень любит порядок во всем. Давайте посмотрим.

(Работа с плакатом)

- Что это? (соты)

- Давайте поможем донести банки с медом в нужную ячейку. (На банках с медом наклеены буквы. Банки находятся на цветущей лужайке.)

- Что у нас получилось? (Алфавит.)

Физкультминутка с использованием гимнастики для глаз.

VII.Продолжение работы по теме урока.

- Давайте в тетрадях запишем слова в алфавитном порядке : Пчела, бабочка, соты, мед, Юджи.

(Бабочка, мед, пчела. Соты, Юджи.)

Перед чтением зачитывается заголовок раздела.

- Со следующего урока у нас начнется послебукварный период.

- Какие книги вы читали сами, а какие - с родителями?

VIII. Итог урока

-С чем мы сегодня работали?

-Для чего нужен человеку алфавит?

-Давайте ещё раз повторим алфавит.

- Ребята, у вас на парте лежат 2 знака

Покажите "!" знак, если вы довольны своей работой на уроке, настроение хорошее.

Покажите "?" знак, если у вас остались вопросы, вам нужна помощь.

Читайте также: