Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием мнемотехники на тему осень

Обновлено: 07.07.2024

- продолжать формировать умение слушать и запоминать

- расширить и закрепить представления об осени.

- активизировать словарь детей.

- развивать выразительность речи, чувство ритма, устную речь,

воображение, образного мышления.

- воспитывать интерес к художественному слову.

- воспитывать любовь к поэзии и бережное отношение к природе.

Методические приёмы:

Предварительная работа:

чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, составление рассказов, рисование сюжетных картин.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева,

Обними своих друзей

Вместе жить нам веселей!

(загадывание загадки)

Воспитатель:

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится,

Если дождик льется…

Дети: - Осенью зовется.

Воспитатель:- Сегодня мы будем говорить об осени.

- Ребята, назовите осенние месяцы. (Дети: - Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какие изменения в природе происходят с приходом осени? (Дети: - Листья желтеют и опадают, становиться холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее, идут дожди, птицы улетают в теплые края)

Воспитатель: - Вы всё сказали правильно, ребята.

Воспитатель: - А теперь, закроем глазки, послушаем, что нам расскажет музыка, подышали осенним воздухом, какую осеннюю картину можно представить.

Воспитатель: Дети, какую вы картину представили, слушая музыку?

Дети: - Льет дождь, гремит гром, стучит град, шлепанье по лужам.

Воспитатель:- Но осень же бывает не только унылой и печальной? Посмотрите на картины, какие этапы осени здесь изображает художник

( Дети: Осень раннюю, когда ещё очень тепло, светит солнце; осень золотую, когда желтеют листья; осень позднюю, когда листья на деревьях все опали, стали идти дожди, стало очень холодно.)

Воспитатель: Композиторы свои чувства об осени передают в музыке, художники в картинах, а поэты пишут о ней стихи.

Вспомните , дети, стихи об осени.

(чтение стихов об осени)

Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.

Воспитатель: А сейчас давайте прочитаем чистоговорки об осени.

Осим-осим-осим — осень в гости просим!

Шла-шла-шла — осень к нам пришла!

Ила-ила-ила — осень наступила.

Ёт-ёт-ёт-ёт — дождь на улице идёт.

Ужи-ужи-ужи — на дорогах лужи.

Ят-ят-ят-ят — листья жёлтые летят.

Жат-жат-жат — листья жёлтые кружат.

Тые-тые-тые — листья золотые.

Шат-шат-шат-шат — листья осенью шуршат.

Ла-ла-ла — осень к нам пришла!

Ре-ре-ре — осень на дворе!

Ца-ца-ца — осень у крыльца!

Ном-ном-ном — осень за окном!

Воспитатель: Давайте поиграем в игру.

Небо (какое?) – серое, мрачное, осеннее, низкое, облачное.

Солнце (какое?) – холодное, лучистое, осеннее, грустное.

Ветер (какой?) – резкий, холодный, осенний, колючий.

Трава (какая?) - пожелтевшая.

День – (какой?) - холодный, хмурый, осенний, дождливый, короткий.

Воспитатель: Об осени мы рассматривали много картин, составляли рассказы, разучивали стихи. Всё в природе хмурится наступают холода,.

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Лишь елочка пригожая

(чтение стихотворения)

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Воспитатель: Вам понравилось это стихотворение?

Воспитатель: Оно весёлое или грустное?

Дети: Это стихотворение грустное.

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится об осени.

Воспитатель: Скажите, ребята, а что такое скворечник?

Дети: Жилище птиц.

Воспитатель: А почему он опустел?

Дети: Стало очень холодно в нём, неуютно.

Воспитатель: Почему же птицы улетели?

Дети: Полетели в тёплые края.

Воспитатель: С кем сравнивает поэт листья?

Дети: С птицами.

Воспитатель: Чем похожи птицы и листья?

Дети: Они как птицы, умеют летать.

Воспитатель: А куда хотят улететь птицы? Почему именно в Африку?

Дети: Там очень жарко и тепло.

Воспитатель: - Дети внимательно послушайте ещё раз стихотворение, как я выразительно буду читать, какое у меня лицо, какой голос, постарайтесь его запомнить.

( чтение стихотворения)

Воспитатель: - А теперь еще раз послушаем это стихотворение и будем его разучивать, опираясь на схему в картинках, давайте рассмотрим схему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Крым, Бахчисарайский район, село Угловое.

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием мнемотехники

Подготовил воспитатель: Юрченко А. В.

Цель: формировать умение составлять связный рассказ об осени с помощью мнемосхем.

Образовательные:

- формировать представления детей об осени, и типичных осенних явлениях в природе;

- формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам;

- формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам;

- расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

Развивающие:

- развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.

Воспитательные:

- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками;

- заботливое отношение и любовь к природе;

- формировать умение работать в коллективе;

- создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

• осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь;

• приметы осени: осенний листопад, часто идет дождь, первый снег, деревья сбрасывают листву и засыпают, птицы улетают и т.д.

• птицы перелетные, свойства солнца и т.д..

Демонстрационный материал: мнемотаблица.

Планируемые результаты:

• воспитанники имеют расширенное преставление об осени как времени года;

• у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;

• дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;

• расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Организационная часть.

Наши умные головки.
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

- Ребята, послушайте стихотворение Е. Трутнева

Улетает лето.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Улетает наше лето.


- Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии ? Об осени .

- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.

- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете ? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-А первый месяц у нас какой? (Сентябрь).

- Правильно, сентябрь. В этот период осень называют ранней . Дни стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.

- Октябрь - это середина осени , когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени , после него наступает зима.

Осень (Какая?) - золотая, тёплая, солнечная, красивая, яркая.

День (Какой?) - солнечный,дождливый, пасмурный ,хмурый, грустный.

Деревья (Какие?) - красочные, жёлтые, красные, оранжевые, яркие, голые.

Ветер (Какой) - тёплый, холодный, сильный, резкий.

Листья ( Какие?) - разноцветные, коричневые, ярко-красные, жёлто-красные, сухие, мокрые.

- Молодцы! Много слов подобрали. А теперь немного отдохнём.

Физминутка .

Тучи в небе кружатся,
(Дети плавно покачиваются с ноги на ногу.)
Что ни шаг, то лужица.
(Ходьба на месте с высоким подниманием коленей.)
День осенний хмурится,
(Руки на поясе — повороты влево вправо.)
Листопад на улице.
(Кружатся на месте.)
По дороге стелется (Легко бегут по кругу.)
Желтая метелица.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель задаёт вопросы.

- Какое время года?

- Что происходит с растениями?

- Как трудятся взрослые?

- Как меняется одежда?

- Что происходит в жизни животных?

- Что происходит в жизни птиц?

Вот и подошло наше занятие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (ответы детей) .

Автор: Комарова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №43 "Аленький цветочек"
Населённый пункт: п. Аничково, Щелковский р-он, Московской обл.
Наименование материала: конспект НОД занятия по речевому развитию
Тема: "Сказочная Осень" с использованием мнемотаблицы.
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе

Цель. Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Расширение

и знания детей о признаках осени.

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Обогащать словарь детей.

Учить узнавать на картинках осенние признаки природы.

Учить составлять рассказы по мнемотаблице.

Ознакомление с природой.

Развивающие задачи. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление,

артикуляционную и общую моторику, наблюдательность. Развивать умение

взаимодействовать друг с другом в совместных играх.

Воспитательные задачи. Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества,

Материалы для работы.

Методы и приёмы:

Практические: дидактические игры, физкультминутка, сюрпризный момент.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, прослушивание, показ.

Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадок.

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы

будем сегодня говорить, вам необходимо отгадать загадку:

Пришла без красок

И перекрасила все листья. (Осень)

Дети. Осень.

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Мы сегодня поговорим о сказочном времени

года осени. А сейчас послушайте стихотворение, которое написал

Вот и осень

Вот и осень перед нами:

Сжато поле, скошен луг.

И над лесом косяками

Гуси тянутся на юг.

За сараем стог соломы

И рябину во дворе

Из окна родного дома

Видно сельской детворе.

Частый дождь в окно трезвонит.

Ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит

По серебряной воде.

Воспитатель. Ребята, смотрите кто к нам сегодня пришел в гости?

Лесовичок. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Долго шел я к вам, лесами,

полями. У меня в голове все перемешалось. Ничего не пойму, какое у нас сейчас время

Дети. Осень.

Лесовичок. Ребята, расскажите мне об осени, а то я запутался. Какая она?

Воспитатель. Ребята поможем разобраться, какая бывает осень?

А сейчас давайте отгадаем осенние загадки:

1. Листья желтые летят,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …(Листопад)

2. Осенью он часто нужен –

Если лупит дождь по лужам,

Если небо в черных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой! (Зонтик)

3. Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это – …

Лесовичок. Молодцы ребята

Какие вы смышленые.

Работа с мнемотаблицей.

Воспитатель. Ребята, а теперь внимательно посмотрите на доску, где у меня изображены

картинки в виде таблицы. Как вы думаете, о чем рассказывают рисунки в таблице?

Дети. (Об осени).

Воспитатель. Правильно. Тогда, давайте поговорим о каждой картинке. Что мы видим?

Дети вместе с воспитателем, оговаривают каждую картинку.

А теперь я расскажу вам рассказ об осени: «Наступила осень. Деревья скидывают свою

листву на землю. Солнце меньше греет. День становиться короче, а ночь длиннее. Небо

закрыто тучами. Идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края. Люди одевают

А теперь вы расскажите об осени (Дети у доски рассказывают об осени). Молодцы!

Я предлагаю отдохнуть!

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Сначала воспитатель с детьми обговаривает каждую картинку. Подсказывая, что

изображено на рисунках.

(теплая, золотая. дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)

Листья осенью (что делают) — желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью (что делают) — моросит, идет и т. д.

Урожай осенью (что делают) — убирают.

Птицы осенью (что делают) — улетают.

Деревья осенью (что делают) — опадают, роняют листья.

Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, золотые.

Как можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая) — пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие) — ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

Звери осенью — готовятся к зиме, делают запасы, меняют шубки, засыпают.

Лесовичок. Какие, вы молодцы ребята, хорошо рассказали об осени. Теперь надо идти и

готовиться к зиме. Помогать своим друзьям запасаться припасами, готовить жилище.

Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой на карточки, мнемодорожки и мнемотаблицы.

- Обобщение представлений о признаках осени, её характерных особенностях.

- Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.

- Обобщение представлений о признаках осени и её характерных особенностях.

- Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; составление распространённых предложений по картинам).

- Активизирование речи детей посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.

- Воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

- Развитие зрительного восприятия, внимания, способности обобщать.

- Развитие координации речи с движением

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Да, но осень, к сожалению, заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили об осени и поговорили, об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите осень? Почему?

У каждого времени года есть 3 месяца. Назовите все осенние месяцы.

Осень описывают поэты в своих стихотворениях. Послушайте:

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Посмотрите, какую картину я вам принесла. Рассмотрите ее и скажите?

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались?

- Какой выдался день?

- Кого вы видите на картине?

- Рассмотрите картину и скажите, как одеты люди?

- Какие деревья вы видите на картине?

- Что вы видите на картине слева?

- Что вы видите на картине справа?

- Что вы видите в центре картины?

- Какое настроение вызывает эта картина?

- Как бы вы назвали эту картину?

Составление рассказа об осени по картине.

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках, руки в стороны)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо, влево)

Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).

Составление предложений об осени с использованием мнемокарточек и мнемотаюлицы.

Давайте вспомним, какие изменения происходят осенью:

- Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью?

(Осенью солнце светит, но греет слабо)

Обозначим солнце вот таким значком.

- Что можно сказать про осеннее небо?

(Небо осенью серое, пасмурное, хмурое. Осенью на небе появляются тучи.)

Тучи на небе обозначим вот таким значком.

Давайте обозначим дождь вот таким значком. Положите его рядом с тучей.

- Какой ветер дует осенью?

(Осенью дует сильный, холодный ветер.)

Ветер давайте обозначим вот таким символом.

- Какими становятся листья на деревьях осенью?

(Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми).

- Как называется явление, когда опадают листья?

(Осенью начинается листопад)

Листопад мы с вами обозначим вот таким значком.

- Куда улетают птицы? Почему?

(Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться.

Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами).

Давайте перелётных птиц обозначим вот таким значком.

- Что происходит с животными?

(Осенью животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку).

Зверей мы с вами обозначим вот таким значком.

- Как одеваются люди осенью?

(Осенью люди одеваются теплее, надевают шапки, куртки, варежки, часто берут с собой зонты).

Одежду мы обозначим таким значком, а зонт - вот таким.

- Что собирают люди осенью?

(Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов).

Осенью люди ходят в лес собирать грибы.

Урожай овощей и фруктов обозначим вот такими значками.

Ребята, посмотрите, у нас получилась схема нашего рассказа об осени.

Составление рассказа об осени по (карточкам) мнемотаблице.

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

(Стучим пальцем левой руки по ладони правой)

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

(Трём ладонью о ладонь)

Листья кружатся, летят.

Песни птичек не слышны,

Подождем их до весны.

(Кисти рук накрест, движения кистями рук вверх-вниз)

Подождем их до весны.

Прикрепляю к магнитной доске картинки сверху вниз одну под другою, читаю текст:

В лес пришла золотая осень. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Прячутся в желтеющей траве и под опавшими листьями подосиновики и сыроежки. На вырубках раскинулись красно-зеленые ковры брусники. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Хлопотливые белки заготавливают припасы на зиму. В глухих чащобах

гото­вят себе берлоги медведи. Меняют шубки зайцы-беляки. Скоро начнутся холодные осенние дожди. У поздней осени свои краски.
Поочередно показывая на каждую картинку, прошу детей припомнить, о

чем говорилось в каждом предложении. Затем дети по цепочке пересказывают весь текст. По окончании пересказа, переворачиваю картинки

че­рез одну тыльной стороной и предлагаю одному из детей воспроизвести содержание рассказа.

Мы сегодня много интересного рассказали про осень. Это чудное, красивое время года. Что вам запомнилось из услышанного сегодня на занятии?

Читайте также: