Сша до середины 19 века рабовладение демократия и экономический рост 9 класс конспект урока
Обновлено: 03.07.2024
В Западном полушарии лидером процесса модернизации стали США.
ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ
В конце XVIII в. жители первых 13 штатов населяли полосу в 300 400 км от берега Атлантики. К середине XIX в. границами США стали два океана. Некоторые территории США покупали. В 1803 г. они купили у Франции Луизиану — огромные пространства за рекой Миссисипи, а в 1867 г. приобрели у России Аляску. Другие земли захватывались насильно. Уничтожались и сгонялись со своих мест индейские племена, велись войны против соседних государств.
В 1823 г. была провозглашена доктрина Монро, отрицавшая европейское вмешательство и превращавшая Новый Свет в сферу влияния США. В 1845 г. к ней добавилась доктрина предопределения судьбы, по которой присоединение новых территорий объявлялось миссией, вручённой американской нации свыше. Так обосновывалась война с Мексикой 1846-1848 гг., в которой та потеряла около половины своей территории, а США получили Техас, Калифорнию, Нью Мексико, Юту и Неваду.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Промышленная революция в США началась около 1815 г. Ведущей стала текстильная отрасль, обладавшая важным преимуществом — хлопок производился непосредственно в США и был дешёвым из-за рабского труда. С 1817 по 1837 г. производство тканей выросло в 77 раз. Эпоха железных дорог началась в 1830 г., и за следующие 30 лет их длина достигла 50 тыс. км — больше, чем в остальном мире, вместе взятом.
Сельское хозяйство шло двумя путями: на севере преобладали фермерские хозяйства, на юге — рабовладельческие плантации. В Европе крестьяне страдали от малоземелья, но в США аграрный вопрос был решён самым демократическим образом. По гомстед-акту 1862 г. свободные земли за символические суммы передавались в руки тех, кто желал их обрабатывать. Однако это стало возможным только после разрешения проблемы рабства.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМА РАБСТВА
Политическое лицо США определяли две партии, не раз менявшие свои названия. В середине 1850-х гг. возникла двухпартийная система демократов и республиканцев. Более всего их разделяло отношение к проблеме рабства.
Рабство в США при внешнем сходстве с античным в реальности было связано с развитием капитализма. Именно благодаря промышленной революции в Англии и самих США резко вырос спрос на хлопок. С 1790 по 1860 г. его производство увеличилось в 1500 раз за счёт роста плантаций и изобретения Э. Уитни эффективной хлопкоочистительной машины. Являясь в конце XVIII в. лишь одним из укладов, к середине XIX в. рабство превратилось в основу экономики южных штатов. Интересы плантаторов-южан отражала Демократическая партия.
На Севере тон сначала задавали торговые и финансовые круги. Торгуя хлопком, они были тесно связаны с рабовладельцами. Но с успехами промышленной революции их стала оттеснять промышленная буржуазия, представленная Республиканской партией. Так плантаторы потеряли важную опору на Севере. К тому же между фермерами Севера и плантаторами Юга постоянно возникали конфликты из-за новых земель на западе — должны ли они быть рабовладельческими или свободными.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА 1861-1865 гг.
В 1820 г. был достигнут компромисс. Отныне новые штаты принимались на условиях равенства: одному рабовладельческому соответствовал один свободный. Но споры о штатах Канзас и Небраска в 1854 г. привели к порогу войны.
После избрания в 1860 г. президентом противника рабства А. Линкольна 11 южных штатов заявили о своём выходе из состава США. В 1861 г. началась война. До 1862 г. её главной целью являлось восстановление единства США, затем на первый план вышла проблема рабства. В 1863 г. Линкольн издал указ об освобождении рабов южных штатов, чем обеспечил их поддержку северянам. На стороне северных штатов были также численное преимущество и промышленная мощь. Они одержали победу. Одним из главных результатов войны стал гомстед-акт 1862 г., который обеспечил фермерам преимущество перед плантаторами. Другим — принятая в 1865 г. 13-я поправка к конституции, запрещавшая рабство на территории США. Победа промышленного капитализма Севера над рабовладельческим Югом устранила последние препятствия развитию буржуазных отношений в США.
На протяжении XIX века в состав Союза постоянно входили новые штаты.
В северных штатах развивались промышленность и фермерские хозяйства.
А в южных штатах экономика основывалась на плантационном хозяйстве и рабовладении.
В 1861–1865 годах в США проходила Гражданская война.
В конце XVIII века после Войны за независимость в Новом Свете было образовано государство Соединённые Штаты Америки. Все дальнейшие действия президентов США были направлены на укрепление страны и расширение её территории.
В 1803 году США удалось купить у Франции Луизиа̀ну, территория которой равнялась более чем двум миллионам квадратных километров.
В Луизиане находился город Новый Орлеан, занимавший выгодное географическое положение на реке Миссисипи. Владея им, можно было свободно вести торговлю. Именно поэтому штаты были так заинтересованы в покупке Луизианы.
Так сложилось, что в южных штатах развивалось плантационное хозяйство, а в северных – фермерское. Основное их отличие в том, что плантаторы использовали труд рабов, а фермеры – наёмных работников.
Промышленная революция получила развитие на севере США. В южных штатах преобладало хозяйство, в котором использовался труд чернокожих рабов. Это стало особенностью развития американского капитализма.
На Юге Соединённых Штатов был благоприятный климат для выращивания табака, риса, сахарного тростника и, главное, хлопка. К тому же там было большое количество плодородных почв.
Богатство Юга было основано в большей степени на рабском труде. Ведь, чем больше людей работало в поле, тем большую прибыль получал плантатор. За рабами присматривали специальные люди, которые имели право в случае неповиновения, бить и даже убивать рабов.
Сюда приезжало большое количество переселенцев, стремившихся получить земли в пользование. Это были самые разные категории населения Европы. Не всегда у них были деньги на строительство дома. Поэтому многие хижины переносили с участка на участок, чтобы закрепить владение землёй.
В 1848 году в Калифорнии было обнаружено золото.
После золотой лихорадки Сан-Франциско из маленького поселения превратился в крупный город. Были построены школы и церкви.
Конфликт между южанами и северянами перерос в Гражданскую войну 1861-1865гг.
После того, как закончилась Гражданская война, промышленность и сельское хозяйство Соединённых штатов начали развиваться быстрыми темпами. Происходили изменения в обществе, экономике и политике.
Государство имело огромную территорию, на которой существовал единый внутренний рынок.
У штатов не было соседей, от которых бы исходила угроза. Соответственно, нет военных расходов. США были богаты природными ресурсами.
В США был постоянный приток иммигрантов. Это были квалифицированные рабочие, которые обладали большой энергией и желанием заработать.
Большую роль сыграло развитие образования. Строились школы и колледжи.
В 1900 году среди белого населения старше 10 лет только 6 % были неграмотными. Среди негров – 45 %.
В это же время активно развивалась промышленность. многие не выдерживали конкуренции. Поэтому в конце XIX века промышленность была сосредоточена в руках монополистов.
Одним из самых известных является Джон Рокфеллер – первый миллиардер в мире.
Уже через 10 лет в руках Рокфеллера оказались 95 % от всей нефтедобычи в США.
Бывшие рабы. После отмены рабства чернокожие американцы обрели только свободу, но не получили равенства в правах. Появилось такое понятие как сегрега̀ция. Это отделение белых от других рас.
Чернокожие посещали отдельные школы, церкви. В транспорте для них были определены специальные места в конце салона. Существовали даже отдельные кладбища.
Письменные задания.
1.Какие события отражены в иллюстрациях (стр.215,217,220). Составь рассказ из 3-4 предложений.
2. Опиши Гражданскую войну в США 1861-1865гг. по плану:
-Действия А.Линкольна, направленные на организацию победы Севера (20 мая1862,1 января 1863)
-Причины победы северян
-Значение гражданской войны
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: изучить с учащимися процесс развития США в 19 веке.
Выявить причины способствующие развитию США, и причины, тормозящий этот процесс. Сделать вывод о итогах развития США в 19 в и предположения о возможном дальнейшем развитии этой страны.
Планируемые результаты: образовательные: раскрыть основные процессы и события, происходившие в США во второй пол. XIX века;
воспитательные: формировать уважение к личной свободе, к людям труда, негативное отношение к институту рабства, насилию над личностью, расизму; воспитывать волевые качества личности на примере исторического деятеля Авраама Линкольна;
развивающие: развивать картографические навыки, умения работы в группах, с историческим текстом, источниками, развивать логическое мышление, монологическую речь;
Тип урока : комбинированный
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь.
1. Организационный момент
2. Актуализация (устный опрос по д\з)
3. Изучение нового материала
1. США в начале 19 в.
2. Экономическое и политическое развитие
3. Гражданская война 1861-1865 г.г.
1.В конце 18 века жители первых 13 штатов населяли территорию в 200-300 миль от берега Атлантики. К середине 19 века границами США стали 2 океана. Некоторые территории США покупались:
- 1803 г.- у Франции Луизиану.
- 1867г.- Аляска
-1819 г.- Флорида
Внешнеполитические условия развития являлись очень благоприятными.: европейские революции и войны страны не касались, ближайшие соседи были слабы.
Особенностью США была высокая социальная и пространственная мобильность населения. Продвигаясь по общественной лестнице, американец не сталкивался с сословными пережитками, особую роль в этом играл фронтир- граница незаселенных земель на западе, куда можно было отправится в поисках лучшей доли.
Работа в группах с материалом учебника.
Прочитайте п. 2 стр. 125
1.Когда произошла промышленная революция?
2.Какие отрасли стали ведущими?
3.Какими путями развивалось сельское хозяйство?
4.Составьте схему экономического развития
5.В чем заключались особенности экономического развития США ?
Политическое развитие и проблема рабства
Прочитайте п. 3 стр. 125-127.
1.Выписать основные понятия: расизм, аболиционизм
2.Какая партийная система сформировалась в США в середине 1850-х?
3.Какая проблема волновала республиканцев и демократов?
4.Какие методы борьбы против рабства предлагали У. Гаррисон и Дж. Браун?
Презентация по истории 9 класс. Тема : США до середины 19 века: рабовладение , демократия и экономический рост.
США до середины ХIX в.: рабовладение, демократия и экономический рост
Новые понятия:
Каким образом и в результате каких событий появились Соединенные Штаты Америки?
Читайте также:
- Конспект урока вероятность протекания химических реакций
- Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста животные и их детеныши
- Конспект занятия предлагаемые обстоятельства
- Выборочное изложение дятел в вечернем лесу 5 класс конспект урока
- Конспект занятия по сенсорному развитию в 1 младшей группе домики для птичек