Выборочное изложение дятел в вечернем лесу 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: подготовить учащихся к написанию изложения по прочитанному тексту.

Количество часов: 2 часа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о предстоящей работе: что такое изложение, как нужно готовиться к нему.

Птичка вспорхнула из куста чёрной смородины и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули густые зелёные ветви и увидели круглое гнёздышко. В гнёздышке лежало четыре голубых яичка.
Пока мы смотрели, две птички кружились над нами и жалобно пищали. Они просили, чтобы мы не трогали их гнезда.
Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись его.
Мы часто навещали знакомое гнёздышко, и птички к нам привыкли. В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенцы, а возле гнёздышка валялись разбитые сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись.
Когда птенцы подросли, оперились и вылетели из гнезда, мы осторожно сняли его, положили в пустую коробку и привезли в город. Теперь оно стоит на полке рядом с любимыми игрушками. Мы глядим на него и вспоминаем домик в лесу, доверчивых птичек и нашу любимую тропинку.
По И.С.Соколову-Микитову

По п.1: непонятных слов не встретилось.

По п.2: вопросы на первичное восприятие, составленные учителем.

  • Из какого куста выпорхнула птичка?
  • Сколько яичек лежало в гнезде?
  • О чём просили нас птички? Как просили?
  • Дотронулись ли герои до гнезда?
  • Когда вывелись птенцы? Опишите их.
  • Где теперь находится гнёздышко, после того как птенцы вылетели из гнезда?

По п.3: совместно с учениками формулируем тему и основную мысль.

Тема (о чём?): гнёздышко в кустах смородины / дружба с птичками.

Основная мысль (для чего? с какой целью?): передать читателям атмосферу взаимопонимания, доверия между человеком и птичками.

По п.4: ведущий тип речи – повествование, так как перед нами рассказ о событиях, связанных с знакомством рассказчика с птичками в лесу и их доверительных отношениях. В тексте достаточное количество глаголов, которое позволяет нам сделать вывод о динамике происходящего.

По п.5: делим текст при повторном чтении на смысловые части, составляем план.

  1. Гнёздышко в кустах черной смородины.
  2. Птички просят, чтобы мы не трогали гнезда.
  3. Желторотые птенцы.
  4. Воспоминание о домике в лесу.

По п.6: определяем стиль текста.

По наличию в тексте слов с уменьшительно-ласкательным значением (гнёздышко, яички, птички, скорлупки, домик), использованию эмоционально окрашенной лексики (просили, жалобно пищали, доверчивые, любимые) можем сделать вывод о том, что текст принадлежит стилю художественной литературы. Об этом также свидетельствует фамилия автора, указанная после текста.

Справка: Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975 г.г.) – русский писатель, журналист, активный участник исследовательских экспедиций, автор большого количества произведений о природе.

По п.7: самостоятельное чтение текста.

Пересказ по плану (1-2 человека).

Работа, предупреждающая орфографические ошибки:

Гнёзд..шко, всп..рхнула, ч..рная, см..родина, увид..ли, (не) к..снулись, пр..выкли, желт..ротые, ск..рлупки, пр..летали, подр..сли, оп..рились, пр..везли, вспом..наем, тр..пинку.

- Выделяем орфограммы, объясняем правописание слов.

Работа, предупреждающая пунктуационные ошибки:

Мы осторожно раздвинули густые зелёные ветви и увидели круглое гнёздышко.

Мы часто навещали знакомое гнёздышко, и птички к нам привыкли.

Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись его.

- Запятая при вводном слове.

Пока мы смотрели, две птички кружились над нами и жалобно пищали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок развития речи

Цели: развивать умение устно и письменно излагать текст; учить составлять и использовать план при изложении текста; продолжать работу над основными понятиями: текст, тема, основная мысль (идея); прививать навык самостоятельной работы.

Оборудование: учебник.

Тип урока: комбинированный урок.

Длительность: 45 мин. Методы: словесный, наглядный, практический.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся устно и письменно пересказывать текст; определять основную мысль текста; озаглавливать текст; объяснять языковые явления.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

-Что такое изложение? (то, что излагается (пересказывается), передаётся устной или письменной речью.)

-Что помогает нам воспроизвести текст? (План.)

-Какой вид плана вы знаете? (Простой.)

-Всегда ли важно пересказывать подробности текста? (Нет, изложение может быть кратким (сжатым), выборочным и др.)

III. Мотивация учебной деятельности

Беседа

-Легко ли вам пересказывать текст?

-Для чего нам нужно уметь грамотно излагать текст?

IV. Постановка целей и задач урока

Учитель. Сегодня мы раскроем секреты работы над изложением текста и потренируемся в этом на практике. Будьте внимательны!

V. Работа по теме урока

Слово учителя

- С изложением вы встречаетесь практически ежедневно. Вспомните, сколько раз вас просили пересказать текст, параграф, фильм… Но всегда ли вы легко справляетесь с этим заданием? Почему иногда эта просьба вызывала затруднения?

Видов изложения существует немало. Это и подробное изложение, и краткое (сжатое), и выборочное изложение, и изложение с творческим заданием (изложение и сочинение одновременно), и изложение-перевод.

Излагать (пересказывать) материал можно как от первого лица (я), так и от третьего (он, она, они).

Но первое, с чего начинается любое изложение, - это умение внимательно слушать. Если ученик отвлёкся, он не услышал текста, а значит, не сможет грамотно его пересказать.

Итак, учимся слушать.

А) Слово об авторе

Автор текста – Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Он был журналистом, военным, лётчиком, моряком, исследователем Арктики, школьным учителем; участником Первой мировой и Великой Отечественной войн, а также писателем, певцом русской природы.

Б)Чтение текста учителем

В)Вопросы по тексту

- К какому стилю относится данный текст?

- К какому типу речи его можно отнести?

- О чём этот текст?

- Какова его тема?

- Сформулирована ли тема в самом тексте?

Для раскрытия темы автор использует грамматическую (цепную) связь.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел-желна′. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.

Дятел - он - дятла - лесной часовой

- Как можно озаглавить текст? (Наступление ночи в лесу. Вечер в лесу. Вечер в осеннем лесу. Дятел в вечернем лесу.)

- Как автор относится к увиденному и услышанному?

- Какие языковые средства он использует?

Эпитеты (художественные, образные, красочные определения): дятел - красноголовый, чёрный сказочный, лес – глухой, заря - вечерняя, синички - шустрые, ночь – тёмная, непроглядная.

Сравнение: дятел, будто сказочный лесной часовой.

Для раскрытия идеи автор использует глаголы: скрылось, не спят, кормятся

И ночной лес полон жизни.

Г) Лексическая работа

Желна – лесная птица из семейства дятловых. Крупные размеры, чёрное оперение, красная шапочка на голове.

Выборочное изложение означает то, что касается темы нужно освещать более подробно, остальные моменты менее подробно, т.е. кратко, но их нельзя опускать.

План

1.Быстро наступает вечер (кратко).

2.Скрылось низкое солнце (кратко).

3.Ещё не спят птицы (кратко).

4.Дятел барабанит вечернюю зарю (подробно).

5.Синички вертятся вокруг дятла (подробно).

6.Скоро наступит ночь (кратко).

Те, пункты плана, которые касаются поведения дятла в вечернем лесу, освещаем более подробно, остальные кратко.

Примерный объём 100 (для выборочного) -150 (для подробного изложения) слов.

Д)Орфографическая работа

За дерев..ями ни..кое со..нце, (не)спят, кормя..ся птиц. красн..головый, ч..рный сказоч..ный, ч..совой, вечерн..ю з..рю, верт..тся синич..ки, подб..рают жуч..ков, черв..ков, (не)проглядная ночь, хрус..нет, в вечерн..м лесу.

За дерев ь ями ни з кое со л нце, не спят, кормятся птицы, красн о головый, ч ё рный сказочный, ч а совой, вечерн ю ю з а рю, вертятся синички, подб и рают жучков,

черв я ков, непроглядная ноч ь, хрус т нет, в вечерн е м лесу.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

-Что такое изложение? (то, что излагается (пересказывается), передаётся устной или письменной речью.)

Выборочное – то, что выбрано, отобрано по теме.

Задача – отобрать материал, относящийся к определённой теме, и изложить его подробно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-закрепление полученных знаний. Ученики на практике знакомятся с умениями выбирать нужный метериал, работая по тексту.

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Знакомство с выборочным изложением по тексту

Ронжина Г.И.-учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №165 Ново-Савиновского района г.Казани.

- учить выбирать из текста материал на заданную тему;

- формировать умения собирать, систематизировать материал и составлять свой текст на

- воспитывать любовь к природе.

2. Памятка: Как работать над выборочным изложением.

3. Школьный толковый словарь.

1.Повторение ранее изученного материала об изложениях.

Учитель. Рассказать о каком – то событии, которое произошло с вами, или о том, что вы

прочитали в книге, можно и подробно, и кратко. Давайте вспомним, что значит

подробно пересказать текст?

Ученик. Подробно пересказать текст - значить полно, со всеми подробностями,

последовательно изложить содержание текста.

Ученик. Понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и

основную мысль текста.

Учитель. А когда мы пользуемся кратким пересказом?

Ученик. Краткий пересказ текста может потребоваться в самых разных жизненных

ситуациях: обзор прочитанной книги, краткий пересказ содержания фильма.

Ученик. Например, о том, что я делала на даче, можно написать целое сочинение, а

кратко - самое главное.

Учитель. Вы правы. Текст можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту),

кратко (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть

текста, т.е.изложить выборочно в соответствии с данной темой. Вспомните,

где вам приходилось составлять выборочные пересказы?

Ученик. На уроках литературы часто применяется выборочное чтение, когда нужно в

тексте найти и прочитать предложения на определенную тему.

Ученик. На уроках русского языка бывает выборочное списывание.

2.Сообщается цель урока.

Учитель. Сегодня вы подробно познакомитесь с особенностями и значением выборочного

изложения и составлением выборочного изложения на предложенную тему.

(Учитель дает описание особенностей этого вида изложения)

При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая – то его

часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). В тексте материал,

относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте

(сосредоточен), но может быть разбросан (рассредоточен).

3.Запись слов и их значений в тетрадь.

Сосредоточен – расположен в одном месте.

Рассредоточен – разбросан.

4. Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения.

(Учитель предлагает учащимся текст и выборочное изложение по этому исходному тексту)

У воды большими клумбами выглядывали У воды среди цветов рос исполинский

из зарослей мяты невинные голубые неза- чертополох. Он стоял по пояс в траве и

будки. А дальше, за свисающими пет- напоминал рыцаря в латах со стальными

лями ежевики, цвела по откосу дикая шипами на локтях и наколенниках.

рябина с тугими желтыми соцветиями.

Высокий красный клевер перемешивался

с мышиным горошком, а над всем тесно

столпившимся содружеством цветов

подымался исполинский чертополох.

Он крепко стоял по пояс в траве и был

похож на рыцаря со стальными шипами

на локтях и наколенниках.

Учитель. К какому типу текстов можно отнести отрывок (описание, повествование, рассуждение)?

Ученик. Это описание.

Учитель. Какова основная мысль исходного текста?

Ученик. Главная мысль этого текста заключается в том, что над всеми цветами, подымался исполинский чертополох.

Учитель. Прочитаем пересказ этого текста.

Как можно его озаглавить, отразив его основную мысль

Учитель. Какое получилось изложение текста?

Ученик. Перед нами выборочное изложение.

Учитель. Какую роль играет первое предложение?

Ученик. В первом предложении сказано, где рос чертополох.

Учитель. А где находился материал, раскрывающий главную мысль изложения?

Ученик. Материал для изложения автору не пришлось выбирать по всему тексту, так как он сосредоточен в одном месте.

Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. Нарастая и замирая в макушках деревьев, проносится предрассветный ветер. Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

…В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нарастают. Приветствуя восходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.

Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на земле.

- Какое настроение вызывает он у вас?

Ученик. Чувство радости от рождения весеннего дня.

Ученик. Ощущение чистоты, обновления, успокоения от приятных звуков весеннего утра.

Учитель. К какому типу речи мы отнесём этот текст?

Ученик. Это описание.

Учитель. Какие же звуки мы услышали в предутренний час в лесу?

Ученик. Мы услышали шум ветра, пение зорянки, жаворонка, дрозда; трубят журавли.

Учитель. С чем автор сравнивает наступление утра?

Ученик. Наступление утра автор сравнивает с симфонией («…начинается прекрасная

Ученик (Читает толкование этого слова)

Симфония – большое музыкальное произведение для оркестра (прямое значение)

Переносное значение – гармоническое сочетание чего – либо.

Ученик. В нашем тексте это слово употребляется в переносном значении – симфония звуков.

Учитель. С помощью чего автор достиг того, что мы смогли услышать эту симфонию?

Ученик. Автор использует музыкальные термины: симфония, дирижер, музыканты.

Ученик. В тексте есть изобразительные выражения: музыка утра, симфония весеннего утра

Учитель. Назовите и выпишите глаголы, с помощью которых вы услышали музыку утра. Кто

издает эти звуки?

Ученик. Трубы заливаются, ветер проносится; звуки нарастают; трубят журавли; заливаются

Учитель. В каком времени стоят эти глаголы?

Ученик. Эти глаголы стоят в настоящем времени.

Учитель. Чего достигает автор, используя эту форму глагола?

Ученик. Мы как бы становимся участниками событий.

Учитель Определим главную мысль этого текста.

Ученик. Много звуков в весеннем утреннем лесу.

Учитель. Учитывая главную мысль текста, как можно еще озаглавить текст?

Ученик. Звуки весны, предутренний час в лесу, звуки утреннего леса.

Учитель. Какое из этих названий подходит больше к тексту? Обратите внимание на

последнее предложение. Прочитаем его.

Ученик (читает предложение из текста) Множество радостных, торжественных звуков

рождается в этот ранний час на земле.

Ученик. Обратим внимание на словосочетания: звуков радостных, торжественных; час

ранний. Автор обращает наше внимание на звуки, которые слышны утром в лесу.

6 Коллективно выполняются следующие задания:

1. Выбрать в тексте предложения, в которых автор говорит о звуках.

Отбираются предложения, из которых ребята выбирают то, что нужно по теме изложения.

- Проносится предрассветный ветер.

- Слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки.

- В серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются

неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.

Учитель. Как расположен материал, относящийся к заданной теме? Он рассредоточен или

сосредоточен в тексте?

2. Продумать, как начать изложение

Ученик. Чудесно наступает предутренний час в лесу.

3. Какое предложение вы запишите последним?

Ученик. Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на

Учитель. Прочитаем полученный текст. Материал расположен в нужной

последовательности? Отвечает ли главной мысли?

Звуки утреннего леса.

Чудесно наступает предутренний час в лесу. Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается прекрасная симфония утра. Проносится предрассветный ветер. Слышится пение первой проснувшейся птички – зорянки. В серебряные трубы трубят журавли, повсюду заливаются неутомимые музыканты, дрозды и жаворонки.

Множество радостных, торжественных звуков рождается в этот ранний час на земле.

Учитель. Чем отличается полученный текст (изложение) от исходного текста?

Ученик. Тема изложения немного уже темы исходного текста.

Учитель. Получилось выборочное изложение?

Ученик. Получилось. Мы смогли выбрать из текста материал на заданную тему,

расположить его последовательно.

В итоге работы учитель предлагает учащимся коллективно составить памятку

Как работать над выборочным изложением.

Определить его тему и главную мысль.

Вдуматься в тему, предложенную для выборочного изложения.

Отобрать из текста материал, необходимый для полного раскрытия данной темы.

Определить главную мысль изложения( она может совпадать и не совпадать с главной мыслью текста).

Продумать форму изложения ( описание, повествование, рассуждение).

Составить план изложения.

Подобрать слова для связи частей изложения.

Написав изложение, проверить, все ли в нем будет понятно и ясно человеку, который прочитает или услышит его.

Презентация: Сжатое изложение

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Презентация для 5 класса на тему "Сжатое изложение "Дятел в вечернем лесу"" по русскому языку. Состоит из 17 слайдов. Размер файла 0.95 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

Презентация: Сжатое изложение


Слайд 2

Цели урока:


Слайд 3

Задачи написания выборочного изложения: - воспроизвести содержание текста; - пересказать точно, полно, последовательно; - раскрыть тему высказывания так, как это сделал автор; - сохранить языковые особенности текста


Слайд 4


Слайд 5

Книги И.С.Соколова-Микитова:


Слайд 6

Вечер в лесу

Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Ещё не спят, кормятся в лесу птицы, перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе сухого дерева уселся красно- головый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заскачет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем болоте завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.


Слайд 7

Анализ текста

К какому стилю относится данный текст? - К какому типу речи относится прочитанный текст? - Фрагмент текста И.С.Соколова-Микитова является художественным описанием состояния природы: картина вечера в глухом лесу. Любуясь увиденным, автор создает образную и эмоциональную картину. Все использованные писателем языковые средства подчинены основной задаче: описать предметы в глухом осеннем лесу. Как тип речи почти весь текст представляет собой описание предметов и их признаков.


Слайд 8

Как бы вы определили тему текста? О чем он? Сформулирована ли тема в тексте? Раскрытию какой основной мысли подчинен текст? В каком предложении сформулирована основная мысль? Проведена ли эта мысль через весь текст? Докажите это. -Для раскрытия темы текста автор использовал 6 подтем – смысловых частей, которые легко обнаруживаются. Все подтемы раскрывают содержание первого предложения и связаны с ним параллельной связью, внутри подтем связь между предложениями цепная.


Слайд 9

Заглавие текста -Какое заглавие можно дать этому фрагменту?

Наступление ночи в лесу. Вечер в лесу. Вечер в осеннем лесу. Дятел в вечернем лесу.


Слайд 10

Анализ текста

Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор? Какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, какая жизнь идет в осеннем лесу, какими звуками и красками он наполнен. Как относится к увиденному автор? Какие языковые средства использовал писатель, чтобы описать предметы в глухом осеннем лесу?


Слайд 11

-Каждое из описаний предметов (деревьев, солнца, птиц, ночи) построено по законам соответствующего типа речи - описание: указывается предмет и дается его признак. Способы выражения признаков – в основном качественные прилагательные. -Какие прилагательные использует автор для того, чтобы передать: -краски осеннего леса? темные (тени), красноголовый черный (дятел), темная (ночь). -звуки осеннего леса? торопливый (стук),в тихом (лесу), -запахи леса? свежая (смола)


Слайд 12

- Какие глаголы использует автор для описания жизни леса? (высятся, чернеют, скрылось, не спят, уселся, вертятся, подбирают, заскачет, хрустнет, завоют, замолкнут, заснут). Вывод: лес полон звуков, жизни, движения. Но скоро в ночном лесу все смолкнет.


Слайд 13

Лексическая работа

Разлапистые ели Ветви хвойного дерева (ели) – лапы Дятел-желна птица семейства дятлов, черный дятел Зайчишка-беляк вид зайцев, обитающих в северной части Западной Сибири


Слайд 14

Составление плана

Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий, по хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания. Назовите основные факты и их последовательность в тексте. План. 1.Вводная часть. 2.Вечерний лес. 3.Запахи леса. 4.Вечернее солнце. 5.Птицы леса. 6.Звери леса. 7.Наступление ночи. - Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте? - Как начинается текст? Как оканчивается? Связаны ли между собой начало и окончание текста?


Слайд 15

Орфографический разбор

Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Ещё не спят, кормятся в лесу птицы, перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк, робко заскачет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то на дальнем болоте завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.


Слайд 16

Пунктуационный разбор

Быстро наступает осенний вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Недвижно высятся старые сосны,чернеют густые разлапистые ели. Пахнет в лесу свежей смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце. Ещё не спят, кормятся в лесу птицы, перелетая с ветки на ветку. Вот на стволе дерева уселся красноголовый черный дятел-желна. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и личинок. Выйдет из дневного логова зайчишка-беляк,робко заскачет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу зайчишке:то неслышно пролетит сова,то хрустнет сухой веткою рысь,то на дальнем болоте завоют злые волки. Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.


Слайд 17

Читайте также: