Сравнение эпитеты олицетворение 4 класс конспект урока по русскому языку

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • Сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого. Сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно и др.Сравнения помогают глубже, ярче раскрыть описываемый предмет или человека.

Нахмурился, словно туча.

И берёзы стоят как большие свечки.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

Горит восток зарёю новой…

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело.

  • Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение – разновидность метафоры. Олицетворение используется при описании явлений природы, окружающих человека.

…Звезда с звездою говорит.

…Спит земля в сиянье голубом.

Ликует буйный Рим.

Только слышно на улице где-то,

Одинокая бродит гармонь.

Печальная береза У моего окна И прихотью мороза Разубрана она (А. Фет)

- учить выделять и употреблять их в речи;
- развивать воображение детей, духовность;
- воспитывать уважение к себе и людям.

ВложениеРазмер
vyrazitelnye_sredstva_yazyka2.docx 8.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи (4 класс).
Тема: «Выразительные средства языка.

Цели: - закрепить знания выразительных средств языка;

- учить выделять и употреблять их в речи;
- развивать воображение детей, духовность;
- воспитывать уважение к себе и людям.
Оборудование: 1. Произведения С. Есенина.

-Послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина и определите,
какие средства языка использовал автор.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.

Ив душе и в долине прохлада,

Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрёт бубенец.

( Автор использовал эпитеты (цветопись) для выражения чувства
лёгкой грусти, даже грустинки; олицетворение, сравнение)
-Как вы думаете, влияют ли языковые средства на настроение?
-Рассмотрите репродукции картин и послушайте два отрывка из
стихотворений.

- Скажите, что объединяет картины и стихи?

Из-за леса, леса тёмного,
Подымалась красна зорюшка,
Надвигалась туча чёрная.

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается.

Разметала кудри золотые,
Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.

-Что заставило художника взять в руки именно эти краски?
-Одинаковы ли вечерний и утренний свет?
-От чего ещё может исходить свет?

Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний, несказанный свет.

Учитель выслушивает ответы учеников на поставленный вопрос.
-Как назвать одним словом свет души, тревоги, волнения?
-Как вы думаете, свет души есть у каждого человека или только у
матери?

-А в вашей душе есть свет?

-Давайте попробуем заглянуть в себя и увидеть свой внутренний
свет.

-Положите голову на парту, закройте глаза и попытайтесь увидеть
свет своей души.

  1. Кто увидел свой внутренний свет? Каким был ваш свет?
    -А какие краски вы заметили в свете вашей души?

-Как вы думаете, все люди на земле имеют чистые и яркие души? —
-Каких людей на свете больше, со светлыми или тёмными душами?

  1. Ребята, несколько минут назад вы сделали попытку проникнуть в
    свою душу и увидеть её свет и цвет.

Дома подобрали образные выражения к слову свет.
-А теперь хотелось бы, чтобы вы написали мини-сочинение по
данному началу:

  1. Я предлагаю вам описать увиденное, используя выразительные
    средства языка, а затем описать красками.

Ученики прикрепляют свои рисунки к доске.
-Спасибо всем. Урок закончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему.

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией.


Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание : I. Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III. Обучение диалогиче.

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, .


На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени.


Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи.

Использование мультимедийных презентаций на уроках развития речи как средство активизации познавательной деятельности

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Данная статья поможет организовать коллек.

Урок родного русского языка 4 класс Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение. Метафора. Сравнение

Цель: закрепить знания выразительных средств языка, учить выделять и употреблять их в речи, развивать воображение учащихся.

Формирование УУД:

Регулятивные: объяснение значения слов, употреблённых в переносном значении; определение вида тропа.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества; формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие – в страну слов с переносным значением, чтобы определить, какова их роль в нашей речи. Для начала я предлагаю вам сравнить два текста. (Слайд1)

1. Осенью холодно. Идет дождь. Дует холодный ветер. День короткий, а ночь длинная

2. Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. Как-то раз собралась мать Осень владения свои проверить и наказала дочерям не выходить из дома, пока она сама их не позовет

· Что общего в этих текстах? (Они об осени)

· Какой текст вам больше понравился? Постарайтесь объяснить почему.

(В первом тексте нет точности описания. Даются общие фразы, типичные для описания осени. Во втором тексте нарисована сказочная картина осени , использованы изобразительно-выразительные средства языка)

· Прочитайте выразительно второй текст. Какие фразы вам показались необычными?

III. Актуализация опорных знаний

-Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина и определите, какие выразительные средства языка использовал автор.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

(Автор использовал эпитеты для выражения чувств легкой грусти: листва золотая, розоватая вода, синий сумрак. Олицетворение – изображение неживого предмета, как одушевленного: замрет бубенец. Сравнение – листва, словно бабочек стая)

- Как вы думаете, влияют ли выразительные средства языка на настроение? (Да, влияют, вызывают определенные чувства)

-Рассмотрите репродукции картин художников и послушайте отрывки из стихотворений. Скажите, что объединяет картины и стихи?

Из-за леса, леса темного,

Подымалась красна зорюшка,

Надвигалась туча черная…

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

-Что же общее в репродукциях и стихах? (Общее – это картины природы, а средства разные: в картинах – краски, в стихах – языковые средства)

- Почему художник взял именно эти краски? (Заря, восход или закат, свет)

- Одинаковый ли вечерний и утренний свет?

- От чего еще может исходить свет? ) От лампочки, от костра, от огня и т.д.)

2. Наблюдение за словами, употребленными в переносном значении.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет. (Учитель прерывает чтение)

-У вас очень интересные ответы, вы нарисовали очень яркие картины, представили пожилую женщину, которая с нетерпением читает письмо от любимого сына.

- А теперь я дочитаю это стихотворение до конца:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

- Как можно назвать свет тоски, тревоги, волнения матери? (Это свет души матери)

- Давайте возьмем в руки краски и кисти и попробуем нарисовать ту картинку, которую вы увидели, представляя свет своей души. ( Дети рисуют)

3. Выставка и обсуждение рисунков.

-Какие краски присутствуют на рисунках? ( Яркие, золотистые, светлые, чистые) Почему?

4.Работа над мини-сочинением.

IV . Итог урока.Рефлексия.

- Кто хочет прочитать свое сочинение? (Дети читают несколько сочинений)

- Какие выразительные средства языка вы использовали в своих мини-сочинениях?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок родного русского языка 4 класс

Цель: закрепить знания выразительных средств языка, учить выделять и употреблять их в речи, развивать воображение учащихся.

Формирование УУД:

Регулятивные: объяснение значения слов, употреблённых в переносном значении; определение вида тропа.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества; формирование умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие – в страну слов с переносным значением, чтобы определить, какова их роль в нашей речи. Для начала я предлагаю вам сравнить два текста. (Слайд1)

Осенью холодно. Идет дождь. Дует холодный ветер. День короткий, а ночь длинная

Жила-была Осень, и было у нее три дочери: Сентябринка, Октябринка и Ноябринка. Как-то раз собралась мать Осень владения свои проверить и наказала дочерям не выходить из дома, пока она сама их не позовет

Что общего в этих текстах? (Они об осени)

Какой текст вам больше понравился? Постарайтесь объяснить почему.

(В первом тексте нет точности описания. Даются общие фразы, типичные для описания осени. Во втором тексте нарисована сказочная картина осени , использованы изобразительно-выразительные средства языка)

Прочитайте выразительно второй текст. Какие фразы вам показались необычными?

Актуализация опорных знаний

Вводно беседа: погружение в тему урока

-Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина и определите, какие выразительные средства языка использовал автор.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

(Автор использовал эпитеты для выражения чувств легкой грусти: листва золотая, розоватая вода, синий сумрак. Олицетворение – изображение неживого предмета, как одушевленного: замрет бубенец . Сравнение – листва, словно бабочек стая )

- Как вы думаете, влияют ли выразительные средства языка на настроение? (Да, влияют, вызывают определенные чувства)

-Рассмотрите репродукции картин художников и послушайте отрывки из стихотворений. Скажите, что объединяет картины и стихи?

Из-за леса, леса темного,

Подымалась красна зорюшка,

Надвигалась туча черная…

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучи серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

-Что же общее в репродукциях и стихах? (Общее – это картины природы, а средства разные: в картинах – краски, в стихах – языковые средства)

- Почему художник взял именно эти краски? (Заря, восход или закат, свет)

- Одинаковый ли вечерний и утренний свет?

- От чего еще может исходить свет? ) От лампочки, от костра, от огня и т.д.)

2. Наблюдение за словами, употребленными в переносном значении.

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет. (Учитель прерывает чтение)

-У вас очень интересные ответы, вы нарисовали очень яркие картины, представили пожилую женщину, которая с нетерпением читает письмо от любимого сына.

- А теперь я дочитаю это стихотворение до конца:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

- Как можно назвать свет тоски, тревоги, волнения матери? (Это свет души матери)

- Давайте возьмем в руки краски и кисти и попробуем нарисовать ту картинку, которую вы увидели, представляя свет своей души. ( Дети рисуют)

3. Выставка и обсуждение рисунков.

-Какие краски присутствуют на рисунках? ( Яркие, золотистые, светлые, чистые) Почему?

4.Работа над мини-сочинением.

IV . Итог урока.Рефлексия.

- Кто хочет прочитать свое сочинение? (Дети читают несколько сочинений)

- Какие выразительные средства языка вы использовали в своих мини-сочинениях?


Содержимое разработки

Урок по родному языку (русский)

Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.

Тип урока: усвоение новых знаний

обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях.

Задачи урока:

Познакомить учащихся с особенностями данного явления русского языка.

Развивать умение сравнивать, анализировать обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к родному языку, умение работать согласованно, справедливо оценивать работу друг друга, воспитывать взаимоуважение.

Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

Научить принимать и сохранять учебную задачу;

Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей;

Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;

Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

Распознавать и понимать значение устаревших слов: тятя, батька, батюшка, маменька, матушка, наитие, уйма, родословие…

Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование:

Презентация по теме урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Проверяю готовность класса к уроку

Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Тему назову сейчас.

Готовятся к занятию

-В новом учебном году мы с вами на уроке русского родного языка будет работать с учебником.

-Обратите внимание на обложку учебника. Что на нем изображено?

-А в честь кого этот памятник?

- Что вы мне можете рассказать о Петре Первом?

-Петр Алексеевич , известный как Петр Великий , был царём России с 1682 года до своей смерти 8 февраля 1725 года . Петр Великий известен тем, что начал модернизацию России и превратил ее в крупную морскую державу. Он принимал участие в нескольких войнах, в основном в Азовских походах против Османской империи и Великой Северной войне против Швеции .

-А как вы думаете, почему именно его автор учебника разместил на обложке?

-Теперь обратим свое внимание на условные обозначения.

Был царем в России, модернизировал Россию.

Определение темы и цели урока.

-У меня на доске записана пословица, прочитайте ее.

-Как вы понимаете ее смысл?

-А что такое пословица?

Посло́вица — изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме. (Записать)

-Как вы думаете о чем на уроке мы будем с вами говорить?

- -Правильно сегодня мы поговорим о пословицах, поговорках и фразеологизмах, связанных с семьей, постараемся еще больше узнать и понять красоту языка.

Ответы на вопрос учителя.

Работа с новым материалом

-Откройте учебник на стр. 4. Как называется раздел?

-Что в этом раздели будем изучать?

-Хорошо, смотрим упр.1.Читаем задание. Что нужно сделать?

-О чем говорится в стихотворении?

-Какие необычные принадлежности вы нашли?

-Молодцы! Что такое фразеологизмы?

- Фразеологизм — устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле, которое можно заменить одним словом, синонимом. Фразеологизмы — это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой. (Записать)

-Приведу вам примеры, а вы его значение.

- Грызть гранит науки.

-В теперь найдем фразеологизмы в стихотворении.

-А школьные вычистить перья!

-Точить на уроках балясы!

-Строить гримасы.

-Валять дурака!

-Ушки держать на макушке!

-Следующее упр.6 на стр. 9-10.

-Читаем задание. Что нужно сделать?

-О чем же говориться в первом отрывке?

-Выполняем первое задание, нужно выписать все слова называющие школьные отметки.

-Русский язык: прошлое и настоящее.

- Традиционные эпитеты, фразеологизмы, заимствованные слова, словари русского языка.

-Прочитать текст. Найти необычные школьные принадлежности. Рассказать, что о них мы знаем.А так же выписать фразеологизы.

- Человек энциклопедических знаний

- Очень старательно и упорно учиться.

- Давать разумные советы

-Пустословить, бесцельно проводить время.

-Корчить смешные лица.

-Вести себя осмотрительно.

-Прочитать отрывок и выполнить два задания.

Проводит подготовленный ученик.

Самостоятельная работа


В ариант 1


Иднивид.карточки на 2 варианта.

Проверка работы

-Работы проверяет ученик.

Коллективная проверка при помощи документ-камеры.

Итог урока –

обобщение знаний, рефлексия урока

-Учитель задает вопросы:

Что нового узнали?

Что больше всего понравилось в уроке?

Отвечают на вопросы.

1.написать в тетрадь 5 пословиц о семье

2. сочинение по пословице

Запись в дневник.


-75%

Читайте также: