Население россии во второй половине 19 века сельский и городской быт конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: уяснить, что отмена крепостного права и последовавшие вслед за этим положительные сдвиги в экономике привели к повышению уровня жизни населения, следствием чего, в свою очередь, стали демографический взрыв и изменения в структуре размещения населения; уяснить, что одним из следствий промышленного переворота стало улучшение качества жизни горожан, развитие средств коммуникаций и связи; сформировать представление о сословном быте пореформенной России; уяснить, что главной тенденцией в бытовой сфере стало постепенное сглаживание сословных различий.

Основные понятия: урбанизация; коммунальное хозяйство; сословный быт; качество жизни.

Основные даты: 1882 г. — появление первых телефонных линий; 1886 г. — открытие первой электростанции в Москве; 1892 г. — открытие первой трамвайной линии в Киеве.

Литература для учителя: Московская старина: Воспоминания москвичей прошлого столетия. — М., 1989; Московский альбом-книга воспоминаний о Москве и москвичах XIX—XX веков. — М., 1997; Очерки русской культуры XIX века. — М., 1998. — Т. 1.

Методические приемы организации урока

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания.

В дополнение к материалу учебника учитель может более подробно рассказать о благоустройстве Москвы:

В эти годы (конца XIX и начала XX в.) Москва, ставшая промышленным центром страны, быстро росла. Одновременно увеличивалось и ее население. В 1864 г. в Москве было всего 360 тыс. человек населения, в 1871 г. — уже 602 тыс., в 1882 г. — 753 тыс., в 1897 г. — 1039 тыс., в 1912 г. — 1617 тыс., в 1917 г. — около 2 млн. человек. В связи с этим с 60-х годов прошлого столетия ускорились темпы жилищного строительства. Одновременно возникла острая потребность в городском благоустройстве. Но все мероприятия по благоустройству города проводились почти исключительно в центре. Улицы центра и основные магистрали, ведущие к окраинам, были замощены булыжником, а остальные проезды оставались незамощенными.

Одновременно с заведенными в Москве в 1840-х гг. линейками по некоторым улицам Москвы с 1872 г. начала курсировать конка, вагоны которой были поставлены на рельсы. В самом конце столетия, в 1899 г., в Москве появился частный (Бельгийского общества) электрический трамвай, вагоны которого ходили между современной Пушкинской площадью и Бутырской заставой по Малой Дмитровке, Долгоруковской и Новослободской улице и от Бутырской заставы по Масловке к Петровскому парку, а также от последнего по Ленинградскому шоссе к Тверской заставе.

В 1883 г. на Большом Каменном мосту и в Кремле появляются первые электрические фонари, но на других улицах они появляются только с 1896 г., после того как на Раушской набережной была построена большая электрическая станция в 1886 г. (ныне 1-я МО-ГЭС). Электричеством с этого времени стали освещать не только улицы, но и богатые квартиры; станция дала ток и для силовых установок отдельных фабрик и заводов.

4. Рассказ о досуге горожан учитель может иллюстрировать следующим отрывком:

Потом шли балаганы с акробатами дешевого разбора, фокусники, Петрушка, райки, карусели и чайные палатки. И эти гулянья происходили среди пыли, столбом стоявшей в воздухе, среди гама подгулявшего народа, и люди уходили оттуда ошалевшие от вина, толкотни, крика и вообще от всего этого сумбура.

В обыкновенные праздничные дни, когда не было гуляний, играли в бабки. Соберутся мастеровые и затеют игру. Кон бабок протянется поперек всей улицы — на окраинах это было возможно, — и идет бойкая игра, а кругом толпы зрителей. Эта забава играла тогда большую роль. Орлянка тоже была распространена повсеместно. Эта игра азартная, и редкая орлянка кончалась без драки.

Красивый и ловкий на вид, он всем поклонился, потом обошел весь круг и стал на свое место.

5. Пятый вопрос учащиеся изучают самостоятельно в качестве домашнего задания, записав в тетради по истории письменные ответы на вопросы 5 и 6 к § 39.

Домашнее задание: § 39 учебника и вопросы к нему; задания к документам, помещенным в конце параграфа. Выполнить задания 1—6 § 39 в рабочей тетради.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока: рассмотреть новые черты в жизни города и деревни; определить факторы, влиявшие на произошедшие изменения. Рассмотреть, как изменился облик городов . Изучить жизнь городов . Раскрыть жизнь и быт городских окраин . Изучить досуг горожан и изменения в деревне

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, раздаточный материал, рабочая тетрадь.

Понятия: старая и новая буржуазия, усадьба, меценат.

1. Организационный момент

2. Проверка и актуализация знаний (В начале занятия учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания)

3. Изучение нового материала

2. Быт привилегированных сословий.

3. Новшества в жизни городских обывателей.

После отмены крепостного права в России начался рост населения. Если в 1860 году количество жителей государства составляло семьдесят четыре миллиона, то к 1897 году этот показатель вырос до ста двадцати шести миллионов.

Россия оставалась преимущественно аграрным государством. Около 87 % населения проживало в сельской местности.

В 1863 году в России было только три города, количество жителей которых превышало сто тысяч человек. Это Москва, Петербург и Одесса. К 1897 году число таких городов возросло до четырнадцати.

Это значит, что в государстве происходил процесс урбанизации, то есть роста городов и городского населения.

Изменился облик городов. Строились здания, которые соответствовали духу времени и нуждам населения. Появлялись вокзалы, рестораны, рынки, торговые пассажи.

Как же изменилась численность населения? Это мы определим рассмотрев источник на стр. 225.

1—3. Изучения вопросов — самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и выполнение работы в тетрадях по вопросам из рабочих листов. После выполнения каждого пункта рабочего листа организуется проверка. Учащимся представляется возможность объяснить свой выбор ответа, обсудить вопросы с учителем и одноклассниками, обосновать свое мнение.

Тема: Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX в.

а) Жилище крестьян состояло .

б) Рацион питания крестьян состоял из .

в) В пореформенное время в быту крестьян появились новшества .

Определите факторы, повлиявшие на изменение облика первопрестольной столицы.

4. Дайте определение понятий.

5. Отметьте новые явления в жизни

а) зажиточных горожан .

По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопрос: С какими процессами, происходившими в экономической жизни России, были связаны изменения в облике городов?

Давайте подведём итоги:

1.Во второй половине XIX века быстрыми темпами шёл процесс урбанизации.

2.В быту тесно переплетались традиции и индустриальные новшества.

4.Изменения практически не коснулись крестьянского быта .

• Закрепление материала

Каким образом развитие капитализма отразилось на повседневной жизни различных слоев российского населения?

Домашнее задание : § 26, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительное задание: по желанию учащиеся на основе дополнительной литературы могут составить рассказ о посещении трактира, бала, народного гуляния.

Количество населения России во второй половине XIX века
140
Прирост населения,
равный нулю
120
1855 – 1856 годы –
Крымская война
100
126
80
40
74
60
20
0
1860 год 1897 год
1891 – 1892 годы –
неурожай и голод

Население России
В конце XIX века в Москве и
Петербурге проживало более
1 миллиона жителей.
13% всего населения России
жили в городах.
Урбанизация – рост городов и
городского населения.

Городские улицы
Улицы мостились булыжником.
Но его форма создавала
неудобства при движении.
Использовали гранитную
брусчатку. Её недостатком был
грохот едущих повозок.
В конце XIX века появилось
асфальтовое покрытие.

Освещение городов
Карл Сименс приобрёл у
Эдисона патент на использование ламп.
30 декабря 1883 года лампы
Эдисона установлены на Невском проспекте в Петербурге.
К. Сименс провел электрификацию Зимнего дворца.

Транспорт
2 мая 1892 года в Киеве пущен
первый электрический трамвай.
Проехал этот трамвай по
Александровскому спуску.
7 апреля 1899 года трамвай
появился в Москве.

Телеграфная связь России
1 октября 1852 года – открыта первая телеграфная
станция на Николаевском вокзале в Москве
В 1860-е годы телеграфные линии соединяли все
губернские города
1871 год – открыта самая длинная в мире
телеграфная линия Москва – Владивосток

Телефонная связь
1 июля 1882 года запущена
первая телефонная станция в
Петербурге.
31 декабря 1898 года жители
Москвы и Петербурга впервые
смогли позвонить друг другу.

Купеческие дома
К концу XIX века изменился
образ жизни и мышление
купечества.
Это были умные, образованные
люди.
Своим образом жизни они
демонстрировали имеющийся
достаток.

Купеческие дома
Купцы сдавали комнаты в
своих домах как отдельным
людям, так и учреждениям.
Это был способ дополнительного заработка.
Характерной чертой купеческих домов было большое
количество мебели.

Доходные дома
В таких домах жили профессора, врачи, артисты.
К квартирам вели просторные
лестницы, укрытые коврами.
В домах появились лифты.
У входа гостей встречал
швейцар.

Мода второй половины XIX века
Женщины стали активно участвовать
в жизни общества
Их одежда должна была
соответствовать образу жизни
Платья приобрели более плавные
формы

Мода
В 1870-е годы появилась мода
на турнюр.
Это небольшая подушка,
прикреплённая к платью сзади.
Уже к 1880-м эта мода прошла.

Мода
Среди мужчин были популярны
костюмы, сюртуки и куртки.
Выходной одеждой был фрак.
На особо важные мероприятия
надевали визитку – сюртук, у
которого полы расходятся
спереди, образуя закруглённый
вырез.

Быт студентов
Студенты жили в общежитиях по
10 – 12 человек в комнате
Из-за нехватки света и воздуха частыми были
болезни – чесотка, чахотка
В 1882 году при Коллегии Александра II
построено новое общежитие для студентов

Быт рабочих
Рабочие жили в казармах,
доходных домах или ночлежках.
Жилое помещение в казарме –
комната, уставленная нарами.
Только к 1880-м годам стали
строить благоустроенные
казармы.
За жильё рабочие не платили.

Быт рабочих
Самые бедные рабочие находили приют в ночлежках.
По вечерам они бесплатно
получали похлёбку и чай, а
утром – чай и хлеб.
В таких ночлежках пристально
следили за порядком.

Досуг
Простой народ любил посмотреть на выступления уличных
музыкантов.
Частыми были выступления
зверинцев.
Среди рабочих часто устраивались кулачные бои.

Быт крестьян
Быт крестьян во второй половине XIX века
изменился незначительно
Они были не так подвержены капиталистическим
процессам, как горожане
Не имели острой необходимости менять жизненный
уклад

Быт крестьян
Изменения в жизни крестьян во второй половине XIX века
Зажиточные
крестьяне стали
строить
каменные дома
Зажиточные
крестьяне
одежду стали
шить из сатина
или шёлка

Быт крестьян
Изменения в жизни крестьян во второй половине XIX века
Зажиточные
крестьяне стали
строить
каменные дома
Зажиточные
крестьяне
одежду стали
шить из сатина
или шёлка
По праздникам
стали есть
больше мяса
Появилось
новое
развлечение –
частушки

Быт и обычаи населения России во второй половине XIX века
Быстрыми темпами шёл процесс урбанизации.
Внедрялись в жизнь различные технические новшества.
Образ жизни высших слоёв общества разительно
отличался от жизни рабочих и бедной интеллигенции.
В обществе нарастали противоречия, причиной которых
было материальное положение разных слоёв населения.

Благодаря отмене крепостного права население увеличилось за 40 лет почти в 2 раза (до 126 млн. чел.).

87% населения проживали в деревнях.

Существовало всего 2 города с населением выше 1 млн. человек: Санкт-Петербург и Москва. Так постепенно происходила урбанизация (повышение значимости городов в жизни общества).

Процесс строительства в городе ускорился. Появлялось больше учреждений (банков, деловых центров, государственных зданий и т.д.), жилые дома стали часто достигать пяти этажей. На рабочих окраинах возводили заводы и там же селили рабочих. Улицы в городах стали мостить брусчаткой или булыжником, либо покрывать асфальтом.

В 70-х годах в крупных городах появилось электрическое освещение. А 80-е такое освещение появилось даже в некоторых богатых домах.

К концу века в десятках городов России пустили трамваи.

novye-cherty-byta-v-derevne-i-gorode-vtoroy-poloviny-19-go-veka

​​​​​​​Телеграфные линии охватили всю страну.

Жители городов перешли на одежду европейского стиля. Многие изменения в питании были также связаны с приходом в России многих европейских блюд, доступных верхушке общества.

Публичными развлечениями оставались маскарады, театры, добавились лошадиные скачки и бега. В праздничные дни устраивали уличные балаганы, где показывали представления, оркестровые выступления, делали большие карусели и другие увеселения. На фабричных окраинах устраивали кулачные бои или бои стенка на стенку. В некоторых городах были популярны петушиные бои.

Быт в деревне практически не менялся. Крестьяне могли позволить себе разве что свечи вместо лучины, небольшие улучшения в одежде и посуде. Немного больше в рационе стало мяса и сахара. В зажиточных семьях появились часы, музыкальные инструменты и даже книги.

Редактировать этот урок и/или добавить задание Добавить свой урок и/или задание

Добавить интересную новость

Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

user->isGuest) < echo (Html::a('Войдите', ['/user/security/login'], ['class' =>'']) . ' или ' . Html::a('зарегистрируйтесь', ['/user/registration/register'], ['class' => '']) . ' , чтобы получать деньги $$$ за каждый набранный балл!'); > else < if(!empty(\Yii::$app->user->identity->profile->first_name) || !empty(\Yii::$app->user->identity->profile->surname))< $name = \Yii::$app->user->identity->profile->first_name . ' ' . \Yii::$app->user->identity->profile->surname; > else < $name = ''; >echo 'Получайте деньги за каждый набранный балл!'; > ?>-->

При правильном ответе Вы получите 2 балла

Какие нововведения появились в российских городах, в конце 19-го века?

Выберите те ответы, которые считаете верными.

Lorem iorLorem ipsum dolor sit amet, sed do eiusmod tempbore et dolore maLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborgna aliquoLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempbore et dLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborlore m mollit anim id est laborum.

28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetu sed do eiusmod qui officia deserunt mollit anim id est laborum.

28.01.17 / 22:14, Иван ИвановичОтветить -2

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing sed do eiusmod tempboLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod temLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborpborrum.

Читайте также: