Специфика философии и основные этапы ее развития бытие и познание конспект

Обновлено: 03.07.2024

Философия – история самосознания человеческой культуры – мировая история не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.

Типологию учений философии различают по принципу содержания:

1) материалистические – идеалистические;

2) диалектические – метафизические;

3) сциентистские – антисциентистские;

4) по отношению к науке;

5) по временному принципу и т. д.

Эпоха откладывает отпечаток на личность философа, его понимание роли в обществе, приверженность идеалам и ценностям. У каждой эпохи – свой исторический тип философствования и социально-психологический тип личности философа.

Античность (VI в. до н. э. – III в. до н. э.) Тип философствования – созерцательный. Главный философский интерес – космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса – умственный (абстрактно-духовный) труд. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа – объясняющая.

Средневековье (IV–XIV вв.) Главный тип философствования – умозрительный, философский интерес – Бог. Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но он еще не относится к отдельной личности. Источник бытия, блага и красоты – Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной и религиозно-мистической философии.

Переход от cредневековья к Новому времени – Возрождение (XIV–XV вв.): возникновение городов-государств, становление национальных государств, церковные реформы – поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек – творец, художник. Антропоцентризм.

Новое время (XV–XIX вв.). Тип философствования – деятельностный, философский интерес – человек и общество. Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая монархов у власти буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом – идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек – автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.

Новейшее время (XX в.) Тип философствования – социально-экологический, философский интерес – язык.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лекция № 1. Предмет философии и ее место в системе научного знания

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии

Лекция № 30. Решение проблемы классификации ценностей в философии Ценности отражают значимость тех или иных объективных явлений в жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют три вида производства: людей, вещей и

Лекция № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в

Лекция № 41. Монизм, дуализм, плюрализм в философии XVII в Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают

Лекция № 47. Философия позитивизма: этапы развития

Лекция № 61. Понятие культуры в философии

Лекция № 62. Этапы исторического развития этических представлений

Лекция № 62. Этапы исторического развития этических представлений Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла во время античности. Аристотель определил место этики в системе

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир — живую и неживую природу, космическое пространство и

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития

Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Уже в первый период жизни человечества (V–IV тысячелетия до н. э.) люди предпринимали попытки осмыслить окружающий мир. В процессе осознания космоса как чего-то


Оглавление

  • Введение
  • Возникновение философии, ее понятие и основные функции
  • Философия как мировоззренческое знание
  • Основной вопрос философии: бытие и сознание
  • Мифология как начальная форма мировоззрения
  • Философия Древнего Востока

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Возникновение философии, ее понятие и основные функции

Возникновение философии и становление ее предмета

Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического.

Предмет философии изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами, то есть и философами, и естествоиспытателями одновременно.

По мере накопления знаний о мире происходил процесс их выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии.

Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Основные функции философии

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.

5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.

6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей.

7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали.

9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества.

10. Общекультурная — функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества.

11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений.

Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Основные направления философии 20 века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм

Современная философия развивается в форме множества направлений и школ.

Вот некоторые из них:

· Неопозитивизм (логический позитивизм) ;

· Русская религиозная философия ;

Философия жизни

Постпозитивизм

Возник и сложился в середине XX в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Отграничение научного знания от ненаучного представители постпозитивизма видят в том, что научное знание принципиально может быть опровергнуто с помощью данных опыта. С этой точки зрения любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам.

Психоанализ

Направление, обязанное своим происхождением австрийскому культурологу, психологу и врачу-психиатру З. Фрейду. В основе направления лежит фундаментальное положение о роли бессознательного в жизни людей, которое рассматривается психоаналитиками как мощное энергетическое начало. Но бессознательное может и должно стать предметом научного познания, поскольку у бессознательных процессов есть свой смысл. Психоанализ и есть средство научного познания тайн бессознательного.

Феноменология

Русская религиозная философия

Сравнительно позднее образование, занимающее особое место в неклассической философии. Наиболее видные представители: П. Чаадаев, Вл. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк, А. Лосев. Русские мыслители, опираясь на православие, стремились к созданию синтетической философии, которая должна показать, как человек совместно с Богом может гуманистически преобразовать мир, прийти к Богочеловечеству. Данное состояние мира характеризуется категорией всеединства, обозначающей такой путь восстановления связи действительности с Абсолютом, при этом целое не подавляет части, дает простор для развития каждой индивидуальности. Флоренский Чаадаев

Рассмотрим основные направления которые поддавались изучения довольно долго, и считаются наиболее важными.

Неопозитивизм

Логический позитивизм, также логический эмпиризм и неопозитивизм — является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.

Члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Посредством этого критерия проверки они считали, что абстрактные или философские утверждения бессмысленны.

1. язык есть граница мышления (то есть они совпадают).

2. есть только один мир, мир фактов и событий. Они описываются различными естественными науками.

4. сложные предложения состоят из элементарных, которые непосредственно соотносятся с фактами

5. высшее невыразимо (то есть этику, эстетику, религию нельзя познавать фактами)

Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса , который первым сформулировал теорию прагматизма .

Философия прагматизма отрицает осмысленность метафизики и переопределяет истину в какой-то области знания как временный консенсус между людьми, которые эту область исследуют.

Внимание к прагматизму существенно выросло во второй половине XX века с появлением новой философской школы, которая сосредоточилась на критике логического позитивизма, опираясь на собственную версию прагматизма.

1) Истина изменчива - для философов-прагматиков нет единого мнения о том, могут ли верования из истинных превращаться в ложные и наоборот. Для Уильяма Джемса (американский философ) верования не являются истинными до тех пор, пока они не подтверждены в процессе верификации. Он считал, что предположения становятся истиной, если они в течение длительного времени доказывают свою полезность для конкретной личности.

Заявление "Земля - плоская", возможно, было приемлемым 3000 лет назад, но в наше время оно неприемлемо. Кроме того, нельзя сказать, что 3000 лет назад Земля БЫЛА плоской, т.к. она не меняла своей формы

2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы её помещаем - мы делаем истину в процессе верификации, с чем другие философы-прагматики не соглашаются. Но практически все они согласны в том, что истина может быть выражена только в рамках некоторой концепции, вне которой она теряет смысл.

Вода может замкнуть электричество, но диэлектрическая вода не влияет на электрический ток.

Все зависит от условий, в которых будет проходить эксперимент

Экзистенциализм

Экзистенциализм (от латинского existentia — существование) считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.

Онтология-учение о бытие.

Бытие — реальность, существующая независимо от сознания (различают материально-предметное, объективно-идеальное, личности); категория, фиксирующая основу существования.

Онтология — это учение о бытии выступающее в системе философии одним из базисных её компонентов. Как раздел философии онтология изучает фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения.

Предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие как таковое (независимо от субъекта и его деятельности), содержание которого раскрывается в таких категориях, как возможное и невозможное, определённое и неопределённое, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение и других.

В классической философии онтология выступает совокупностью всеобщих определений бытия, характеризующих его безотносительно к деятельности людей их познанию и мышлению. Онтология оказывается своего рода картиной действительности, определяющей позицию человека в мире, ориентации частных видов деятельности и познания, функции и ограничения отдельных наук. Онтология такого типа как бы надстраивается над всем философским и научным познанием, претендуя на обобщение того и другого, на объединение различных представлений бытия в системе категорий.

Кризис же классической онтологии вскрывает в философии отсутствие чётких представлений о возникновении определений бытия из деятельности, о зависимости этих определений от социальных, культурных, исторических и других условий.

Основные формы бытия

Материальное бытие - в трактовке материалистов материя существует вечно — она никем и ничем не создана, неуничтожима . Она находится в постоянном движении, в ходе которого проявляется в различных формах, образует сложную иерархию самых разнообразных систем (от атомов до галактик, от относительно несложных материальных предметов до самых совершенных живых организмов и человеческого общества). Материя становится источником множества процессов и явлений, в том числе и сознания, присущего человеку.

Социальное бытие - мир — это актуальный для человека аспект природы, вселенной, космоса. Следовательно, мир может носить различные характеристики. Это может быть мир отдельной личности и всего человечества, мир реальный и ирреальный, мир материальный и идеальный, и др. Всё зависит от восприятия человеком окружающей его действительности.

Бытие идеального - Источником всего, что окружает человека, а также во многих случаях и причиной самого существования человека, оказывается идеальное начало. Бог , Мировая идея, Космический разум , Абсолют — такого рода категории могут лежать в основе философских систем идеалистов (объективный идеализм). Исходной категорией может оказаться и индивидуальное сознание (субъективный идеализм). Согласно таким воззрениям. именно индивидуальным сознанием определяется окружающий мир.

Гносеология-учение о познании.

Гносеология — теория познания, изучающая природу знания, т.е. закономерности его возникновения, функционирования и развития.

Кто-то же определил, что, если есть молния, значит есть будет гром.

Знание не полностью соответствует действительности. Гносеология изучает взаимосвязь субъекта и объекта познания, возможность познания мира, отношение знания к действительности, критерии истинности.

Если говорить совсем просто, то гносеология занимается изучением сознания. А цель ее — изучить взаимосвязь сознания с материальным миром.

Познание представляет собой форму активной деятельности людей, направленную на приобретение знаний о мире.

Знание – это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах и закрепленный в знаках естественных и искусственных языков. Познание - это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Представители такого учения, как агностицизм отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины.

Сторонники скептицизма в отличие от агностиков не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, совсем не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате. Подобный подход излишне субъективен, хотя скептицизм в каком-то определенном смысле способствует преодолению заблуждений и достижению истины.

Материалистические теории познания строятся на понимании того, что познание – это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания. Приблизительно так материализм XVII–XIX вв. (Ф. Бэкон, М. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Н. Чернышевский и др.) хотя и исходил из этого положения, но не выстраивали его последовательно. Ограниченность материалистов этого периода в понимании познания заключалась в том, что для их гносеологических концепций были характерны созерцательность, метафизичность и механистичность.

В диалектико-материалистической философии познание понимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом, а как сложный диалектический, социально и культурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Этот процесс осуществляется человеком как общественным существом в ходе изменения им действительности, т. е. в ходе социально-исторической практики. На современном этапе развития теории познания (особенно в отечественном варианте) начинает преобладать представление о том, что познание как отражение действительности и познавательная деятельность хотя и связаны, но не синонимы.

Теория познания, или наука гносеология – это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.

Соотношение абсолютной и относительной истины.

Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.

Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Достижимо ли такое знание? Можно ли считать им, например, утверждение о том, что сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180º? Да, для евклидовой геометрии это бесспорное утверждение. Однако в других геометрических системах оно ошибочно. Кроме того, претензия на абсолютное знание противоречит установке на критичность – необходимой черте научного познания. То есть сомнению данное умозаключение уже не поддается. Ведь знание предполагает активную работу мысли, а думать – значит сомневаться.

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец или предел, к которому стремиться наше знание.

На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т.е. неполное, ограниченное знание.

Относительность наших знаний обусловлена рядом причин:

1) сам мир бесконечен и изменчив;

2) возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента.

В итоге на каждом этапе мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные. Но по мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более полными и глубокими.

Обратимся к конкретному примеру.

Проследим, как менялись знания и представления людей об устройстве Вселенной.

- Уже древние люди, наблюдая за небесными явлениями, обнаружили, что, кроме Луны и Солнца, есть еще пять светил, постоянно перемещающихся по небу. Их назвали планетами. Астрономические наблюдения позволили определить продолжительность года, составить первые календари.

При этом господствовало представление о том, что Земля – неподвижное плоское тело, вокруг которого обращаются Солнце, Луна и планеты.

- Во II в. до н. э. древнегреческий астроном Птолемей выдвинул свою "систему мира": шарообразная Земля – неподвижный центр Вселенной. Эти взгляды продержались почти полторы тысячи лет. И дело не только в том, что эти представления согласовывались с религиозной картиной мира. Они содержали в себе определенные элементы истинных знаний, в частности, касающихся траекторий планет. Это позволяло заранее вычислять движение планет, что было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря.

- В XIV в. польский ученый Н. Коперник на основе наблюдений и сложных математических расчетов убедительно показал, что Земля лишь одна из планет и все планеты обращаются вокруг Солнца. При этом, однако, звезды Коперник считал неподвижными, а орбиты движения планет круговыми. Драматична была судьба этого подлинно новаторского учения. Защита и пропаганда его сурово карались католической церковью.

- Спустя три четверти века немецкий ученый И. Кеплер доказал, что орбиты планет представляют собой эллипсы, он же вывел законы движения планет.

- Итальянский ученый Г. Галилей своими наблюдениями подтвердил правильность учения Коперника.

- Новая страница в исследовании Вселенной была открыта в конце XVII в. английским ученым И. Ньютоном. Именно ему, открывшему закон всемирного тяготения, удалось выяснить истинную причину движения планет (Кеплер ошибочно сравнивал Солнце с гигантским магнитом и полагал, что планеты движутся по орбитам под влиянием магнетического действия Солнца).

- В процессе накопления знаний было установлено, что галактики удаляются друг от друга. Сегодня ученые, используя новейшие методы исследования, пытаются выяснить, почему началось расширение Вселенной, что было до этого, как образовались галактики.

Таким образом, получая ответы на одни вопросы, познающий разум человека ставит новые проблемы и ищет способы их разрешения.

Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.

Теория познания

Познание в философии

Познание в философии – это полученные человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Тему изучали философы древней Греции и Рима, однако сам термин был введен лишь в 1854 г. шотландским профессором Дж. Феррером.

Субъект и объект познания

Элементами процесса постижения являются субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет процесс познания на практике. Объект – это то, на что направлено познавательная деятельность субъекта.

Например, человек, как индивид, является субъектом, а его внутреннее самосознание, которое он познает всю жизнь, является объектом.

Основные виды познания

Теоретическая структура познания, как предмета философии, состоит из видов постижения, добытых практическим путем, которые по определенным критериям были выделены в конкретные группы.

Формы познания

Основные виды познания:

Житейское - основано на наблюдении и кругозоре человека. Согласовано с жизненным опытом. Основу вида составляют здравый смысл. Житейский вид разный у каждого поколения, потому что на него влияет научный прогресс, развитие культуры.

Рациональное - строится на трех формах: понятие, суждение и в конце происходит умозаключение.

Интуитивное - структуру интуитивного познания составляет.

Интуиция при первом контакте с предметом - мгновенное чувство.

Интуиция, основанная на интеллектуальном аспекте.

Интуиция, полученная зрительным способом.

Древняя Греция и Древний Рим

Платон

Познание по Платону

Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:

Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.

Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.

Эпикурейцы

Познание по Эпикуру

Филон Александрийский

Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.

Философия Филона Александрийского

Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.

Плотин

Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:

с помощью чувств;

при помощи умственных способностей.

Философия Плотина

Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.

Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.

Типы познания - их особенности и признаки

Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.

Типы познания

Мифологическое

Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.

Мифологическое познание

Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.

Религиозное

Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.

Религиозное познание

Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.

Научное

Постижение окружающего мира научным способом.

Научное познание

Сущность научного познания выражается в:

разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;

точном обобщении всех фактов;

том, что нет ничего случайного, все имеет значение.

Философское

Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.

Философское познание

Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире. Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.

Чувственное

Чувственное познание

Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:

ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);

восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);

представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).

Моторное

Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.

Моторное познание

Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа - действие.

Заключение

Как и в древнем мире, современные философы и ученые пытаются найти и познать настоящую истину. Возможно ли человеку вообще ее познать?

На самом деле сущность изучения теоретической части познания в философии претерпела небольшие изменения, как и практическая часть.

Человечество продвинулось в научном плане, но эти функции не очень помогают постижению. Познание доступно только самому человеку.


Читайте также: