Конспект на тему ремесло

Обновлено: 06.07.2024

Содержимое публикации

Конспект составил воспитатель

первой квалификационной категории

Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства;учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры использовали художники?(ягоды, листья, цветы, завитки)

- А какое настроение вызывает эта посуда?(ответы детей)

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

В мир волшебной хохломы.

Сине-голубое чудо Гжели.

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Елецкие кружева.

В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показ кружев)

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Рассматривание иллюстраций)

С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Наша русская ……… (Матрешка)

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время, … (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

- Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России?(Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.

Ремесло – это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.

ремесло это

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда - политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло – это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная – на ней было организовано производство изделий из глины, Кожевенная – обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная – производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой – это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.

русские ремесла

С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась чеканка монет в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.

народные ремесла

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:

  • Кузнечное.
  • Плотницкое.
  • Ткацкое.
  • Гончарное.
  • Столярное.
  • Прядильное.
  • Ювелирное.
  • Пекарное.
  • Кожевенное.

виды ремесел

Кузнечное дело

Кузнечное ремесло - это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из болотных руд, которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов - копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, рыболовные крючки, ключи и замки, иглы и т.д.

кузнечное ремесло

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло - одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 - 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д.

промыслы и ремесла

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились гончарные круги, что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.

гончарное ремесло

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,

Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.

Учить различать материалы, из которых делают изделия народных промыслов.

Воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров.

Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.

Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей

Развивать внимание, познавательную активность.

Развивать логическое мышление, память.

Ход занятия.

1. Вводная часть (организационный момент)

Ход занятия:

- Ребята, здравствуйте, посмотрите с кем я к вам сегодня пришла? (Дети видят в руках матрешку и называют)

- Деревянная красотка, ярко разукрасилась,

Любит с детками играть,

Чтобы любовались ей,

Есть секретики внутри,

Такие же подружки,

Чудо-мастера придумали – русскую игрушку!

- Эту замечательную игрушку придумали русские мастера, это наша волшебная Российская культура, это промыслы наших умельцев!

- Ребята, а хотите узнать о том, что же еще делали своими золотыми руками наши народные мастера? (Дети отвечают)

- Тогда приготовьтесь, мы вместе с матрешкой отправимся в путешествие!

2. Основная часть:

- Мы с вами уже познакомились с матрешкой. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. Этих красавиц разукрашивали самыми яркими и разнообразными красками. (Просмотр изображений и игрушек матрешек). Сделать такую прекрасную игрушку своими руками было сложно, ведь нужно было вырезать из дерева, а оно твердое, это кропотливый труд. Из чего мастер делал матрешку? (Матрешек мастера делают из дерева).

- Ребята, встаем рядом со своими стульями, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

- Красавицы-матрешки из дерева одежки!

(руки вдоль тела, ладони в стороны, носки врозь, пятки вместе, ноги прямые, делаем движения на пятках, стоя на месте, с поворотами влево и вправо)

- Чайник бело-синий, ах какой красивый!

- Из глины делают меня!

(рука на поясе, другая изогнута перед собой в виде носика у чайника, делаем пружинку, с легкими поворотами влево и вправо).

- Какие вы молодцы, немного размялись, а теперь присаживаемся и продолжаем путешествие с матрешкой.

- Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.

- Барыни-сударыни, индюки и всадники,

Дивные игрушки, есть еще свистушки!

Из глины они сделаны,

Приносят радость всем они.

Что это? (Дымковская игрушка)

- Яркий платочек, сарафан в цветочек,

Упирается рука, в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Скажите кто это? (Матрешка)

- Пузатый чайник, расписной.

Красив рисунок, мне поверь.

Зовется эта роспись? (Гжель)

- Листочки, ягодки, цветочки,

Деревянное все это,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Как называется промысел такой? (Хохлома)

-Давайте поиграем, я буду вам показывать изделие народного промысла и произносить его название, если название правильно, то вам нужно хлопнуть, если название неверное, то вам нужно топнуть.

- Ребята, поиграли мы весело, а матрешка все свои сувениры из волшебного домика нам показала. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается в России. Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!

3. Заключительная часть.

- Ребята, давайте вспомним о каких народных промыслах мы сегодня узнали?

(Мы сегодня узнали о народных промыслах : Хохлома, Матрешка, Гжель и Дымковская игрушка).

- Ребята, изделия народных промыслов делают из разных материалов, а вы запомнили из каких? (Матрешек мастера делают из дерева, Дымковские игрушки мастера делают из глины, Хохлому мастера вырезают из дерева, Гжель мастера делают из глины).

- А какие цвета используют художники в своих творениях? (Матрешек художники раскрашивают самыми яркими, разнообразными красками, Гжель художники рисуют на белом фоне всеми оттенками синего и голубого, Хохлому художники раскрашивают золотыми, черными, красными красками, могут использовать зеленый цвет, Дымковские игрушки белого цвета, а узоры сделаны самыми яркими, праздничными цветами).

- Кто из вас хотел бы иметь что-то из народного искусства, о котором мы сегодня узнали? А для чего вам это? (Можно по разному использовать изделия народных промыслов, например можно ими любоваться, так же можно поиграть в матрешку или посвистеть на дымковской игрушке, изделия из гжели и хохломы могут украсить любой дом, а также можно эту посуду использовать в домашнем хозяйстве).

- Ребята, вы хотите дальше изучать народные промыслы и узнавать, что же еще создавали наши талантливые мастера с золотыми руками? (Да).

- Замечательно, мы с вами обязательно продолжим, а сейчас вам хочу сказать, что вы большие молодцы, потрудились сегодня на славу, я вас хочу попросить поделиться с вашими родными тем, что вы сегодня узнали, договорились, ребята? (Да).

-До свидания, ребята, спасибо вам за ваше стремление познавать и изучать народное искусство!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование основ уважительного отношения к результатам труда русских умельцев, бережного отношения к предметам культуры.

Ну-ка, братцы за работу

(поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).

Покажи свою охоту:

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать (энергично шевелить всеми пальцами),

Наших деток забавлять.

Обратили вы внимание на то, что мы сегодня перенесли экспонаты нашего музея сюда в музыкальный зал. Все экспонаты были собраны с помощью ваших родителей для нашего группового музея. Скажите, пожалуйста, о чем они рассказывают?

Дети: О труде русских людей.

Воспитатель:. Правильно, В нашем музее собраны предметы, которые рассказывают о труде гончаров, кузнецов, о рукоделии русских людей. Сегодня мы постараемся вспомнить все, что мы знаем о ремеслах и рукоделиях на Руси.

Подходим к мини – музею. Воспитатель обращает внимание детей на предметы домашней утвари, посуды: кузовок, туесок, деревянные ложки и чашки, глиняные горшки, миски, чугунок.

Воспитатель: А знаете ли вы, кто раньше делал эту посуду и домашнюю утварь?

Дети: Раньше русские люди все делали своими руками.

Воспитатель: Из чего делали кузовки, туеса?

Дети: Из коры (полным ответом).

Из чего плели корзины?

Дети: Из прутьев.

Воспитатель: из чего вырезали ложки, чашки?

Воспитатель: Как делали горшки, миски?

Дети: Лепили из глины, обжигая ее на огне в печи.

Воспитатель: Что использовали для того, чтобы посуда из глины получалась аккуратной, красивой?

Дети: Гончарный круг.

Воспитатель: Из чего делали чугунки?

Проходим на середину зала.

Воспитатель: А скажите, о чем рассказала нам эта игра?

Дети: Русские люди продавали на ярмарке предметы, которые они сами изготовили.

Мы идем за шагом шаг,

Дружно вместе сделаем вот так!

Физкультминутка.

Затем присаживаемся полукругом около мультимедиа.

Воспитатель: Обратите внимание на следующие экспонаты нашего музея: ножи, подкова.

Воспитатель: О каком ремесле могут рассказать эти предметы?

Дети: О кузнечном ремесле.

Предлагаю послушать песню о труде кузнецов.

Дети: О лошади. (Показ слайдов о ней).

Воспитатель: Почему в этой загадке лошадь сравнивается с лучшим работником?

Дети: С ее помощью пахали землю, перевозили дрова, сено.

Воспитатель: Правильно. В давние времена, когда не было машин, грузы перевозили на лошадях. С их помощью пахали землю. Лошадь была необходима каждому человеку. А как за ней ухаживали?

Дети: Кормили овсом, сеном, чистили, купали в реке, расчесывали хвост, гриву.

Воспитатель: Давайте, вспомним народные потешки, в которых рассказывается о любви к лошади, об уходе за ней.

(Дети рассказывают потешки).

Воспитатель: А для чего подковывали лошадь?

Дети: Чтобы у нее не стирались копыта.

Воспитатель: Кто этим занимался?

Дети: Кузнец.(идут слайды про кузнеца).

Воспитатель: При помощи чего кузнец делал подковы для лошадей?

Дети: при помощи печи и мехов.

Воспитатель: Правильно. Он подковывал при помощи горна (большой печи) и мехов для раздувания угольков. Какие изделия из раскаленного металла делали в кузнице?

Дети: Ножи, топоры.

Воспитатель: В кузнице не только подковывали лошадей, но и делали разные изделия из раскаленного металла – ножи, топоры. Какие виды труда русских людей вы знаете?

Дети: Плотник, земледелец, мельник, дровосек, скотник. (Слайды)

Воспитатель: Вот сколько разных промыслов было на Руси!

Все виды труда у людей взаимосвязаны: мельник не мог обойтись без земледельца, плотник – без дровосека, скотник – без кузнеца. Поэтому люди жили дружно , помогали друг другу. Об этом они слагали сказки, сочиняли песни , пословицы.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру , которая еще раз напомнит вам о том, какие были ремесла на Руси.

Все садятся на свои места.

Воспитатель: Кто шил одежду для русских людей?

Дети: Женщины в семье, мастерицы-рукодельницы.

Воспитатель: За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы. А почему изготовлением одежды обычно занимались зимой?

Дети: Зимой не было работы в огороде и в поле.

Воспитатель: Правильно, зимними вечерами, когда кончалась работа в поле и в огороде, при свете лучины мастерицы пряли пряжу, ткали полотно. Русские люди к одежде относились очень бережно: хранили ее в сундуках, самые красивые, нарядные вещи передавали друг другу (от матери к дочери, от отца – к сыну). О труде мастериц придумано много песен, загадок, поговорок, игр и хоровод.

-А ну-ка красны девицы,

Да добры молодцы,

Собирайтесь в хоровод,

Пусть услышит нас народ.

Круглый год от зари до зари трудились русские люди. А какие вы знаете пословицы и поговорки про труд?

А наш мини-музей я предлагаю оставить в музыкальном зале, чтобы его смогли посетить дети других групп.

Читайте также: