Конспект урока носов метро 4 класс перспектива

Обновлено: 04.07.2024

Предварительная работа: знакомство с личностью писателя Н.Носова и его произведениями.

1 часть: Воспитатель проводит беседу с детьми:

  • Кто-нибудь из вас попадал когда-нибудь в нехорошие ситуации, например, терялся в незнакомых местах или наоборот терял какую-то вещь?
  • Что художник изобразил на этой иллюстрации?
  • Это иллюстрация какого момента рассказа?
  • Я вижу, что вам всем очень понравился рассказ и надеюсь, что вы не попадете в такую же ситуацию! Будете слушаться взрослых и в незнакомых местах будете более внимательными.

Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тети Оли в Москве. В первый же день мама и тетя ушли в магазин, а нас с Вовкой оставили дома. Дали нам старый альбом с фотографиями, чтоб мы рассматривали. Ну, мы рассматривали, рассматривали, пока нам это не надоело.

─ Мы так и Москву не увидим, если будем целый день дома сидеть!

Стали в окно глядеть. Напротив ─ станция метро.

─ Пойдем на метро покатаемся.

Пришли мы на станцию, спустились по лестнице и поехали под землей. Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно. Проехали две остановки, вылезли.

Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз… Ходить совсем не надо, лестница сама возит.

Накатались по лестнице, сели на поезд и поехали обратно. Слезли через две остановки, смотрим ─ не наша станция!

─ Наверно, мы не в ту сторону поехали, ─ говорит Вовка.

Сели мы на другой поезд, поехали в обратную сторону. Приезжаем ─ опять не наша станция! Тут мы испугались.

─ Надо спросить кого-нибудь, ─ говорит Вовка.

─ А как же ты спросишь? Ты знаешь, на какой станции мы садились?

─ Давай ездить по всем станциям, может, отыщем как-нибудь, ─ говорит Вовка.

Стали мы ездить по станциям. Ездили, ездили, даже голова закружилась. Вовка стал хныкать:

─ Куда ж мы пойдем?

─ Все равно куда! Я наверх хочу.

─ А что тебе наверху делать?

─ Не хочу под землей! И начал реветь.

─ Не надо, ─ говорю, ─ плакать. В милицию заберут.

─ Пусть забирают! Э-э-э.

─ Ну, пойдем, пойдем, ─ говорю. ─ Не реви только. Вон милиционер уже смотрит на нас!

Вдруг смотрим ─ навстречу нам мама с тетей Олей по другой лестнице едут. Я как закричу:

Они увидели нас и кричат;

─ Что вы здесь делаете?

─ Мы никак выбраться отсюда не можем!

Больше ничего крикнуть не успели: нас лестница вверх утащила, а их вниз. Приехали мы наверх ─ и скорей по другой лестнице вниз, за ними вдогонку. Вдруг смотрим ─ а они снова навстречу едут! Увидели нас и кричат:

─ Куда же вы? Почему нас не подождали?

─ А мы за вами поехали!

Приезжаем вниз. Я говорю Вовке:

─ Подождем. Они сейчас к нам приедут.

Ждали мы, ждали, а их все нет и нет.

─ Наверно, они нас ждут, ─ говорит Вовка. ─ Поедем.

Только поехали, а они снова навстречу.

─ Мы вас ждали, ждали. ─ кричат.

А вокруг все хохочут.

Приехали мы снова наверх ─ и опять поскорей вниз. Поймали наконец их. Мама начала бранить нас за то, что ушли без спросу, а мы стали рассказывать, как потеряли станцию.

─ Не понимаю, как это вы потеряли станцию! Я тут каждый день езжу, а еще ни разу станцию не потеряла. Ну, поедем домой.

Сели мы на поезд. Поехали.

─ Эх вы, пошехонцы! ─ говорит тетя. ─ Искали рукавицы, а они за поясом. В трех соснах заблудились. Потеряли станцию!

И вот так всю дорогу смеялись над нами.

Приезжаем на станцию, тетя посмотрела вокруг и говорит:

─ Тьфу! Совсем вы меня запутали! Нам на Арбат надо, а мы на Курский вокзал приехали. Не в ту сторону сели.

Пересели мы на другой поезд и поехали обратно. И тетя больше уже не смеялась над нами. И пошехонцами не называла.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Данный конспект в увлекательной форме соревнования поможет Вам совершенствовать у детей умение составлять рассказ по серии сюжетных картин.


Конспект НОД с применением ИКТ в подготовительной группе: «Знакомство детей подготовительной к школе группы с космосом"

Ознакомление детей Подготовительной школы с космосом.

Учить детей перессказывать последовательно, без пропусков и повторений, предавая речь персонажей.Совершенствовать умения подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков.Развивать с.



Конспект организованно-образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы "Рассказ по картине "В школу"


История казачества является составной частью истории нашего общества и государства. Казаки верно служили Отечеству, сначала по договорам, затем - по присяге и, наконец, в составе вооруженных сил, как .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

18.12.2015 год Урок литературного чтения Джабраилова Р.З.

Тип урока: Открытие новых знаний

Образовательные : способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; создать условия для формирования выразительного чтения;

Развивающие : формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

Воспитательные : способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, значимости совместной деятельности, уважения к труду других.

Планируемые результаты:
Предметные УУД: продолжать знакомство с личностью Н.Носова и его произведениями, уметь анализировать рассказы.
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные УУД:
познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл; воспитывать добрые моральные качества.
коммуникативные: умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
регулятивные: умение ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технология проведения

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.

Цель – активизация учащихся.

Сядем красиво, спины прямые, руки на парте.

Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться .

-Как вы считаете, почему эти строки стали началом сегодняшнему уроку?

1. Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодня мы не только познакомимся с новым произведением, но и вспомним давно известных нам любимых персонажей

-А подружиться с ними мы смогли благодаря известному детскому писателю, которого вы узнаете без труда…Но сначала вы должны ответить на вопросы викторины.

Назовите произведение и его героев?

Очень нам нужно еще алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитаешь! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу - и ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.

3. “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь)

4“.Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее” (“На горке”, Котька Чижов)

5“Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату” (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик.

6.“Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)

Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- Вы догадались о ком идет речь?

-Конечно же - это Н.Носов.

-А какие произведения этого писателя вы знаете?

-Ребята! А что объединяет практически все произведения Н.Носова?

/они смешные шуточные, главные персонажи – дети, написаны для детей/

-Прочитайте , что писал известный писатель В.Катаев о рассказах Н.Носова

-Как Катаев называет героев Носова? Какие они? /подтвердите словами из текста/

-С какой целью автор это делает? Случайно ли?

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли; умение слушать, говорить)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Выявление места и причины затруднения

Постановка учебной проблемы.

-А как называются смешные, веселые произведения? /юмористические/

-А существительное к этому слову?

( на доске появляется слова Юмор веселое смешное)

-А что такое юмор?

-Где мы можем взять определение данного понятия?

Юмор - изображение в смешном, добродушном виде недостатков, слабостей кого-либо или чего-либо

-Сегодня нам это понятие понадобится при изучении новой темы

-Попробуйте обобщить все, о чем мы сейчас сказали и сформулировать тему сегодняшнего урока

-Тема нашего урока: Особенности юмористического текста. Н.Носов Метро

-Какие цели перед собой поставим? /мы должны определить, что такое юмористическое произведение. Какие из известных нам произведений относятся к юмористическим и почему. Относится ли, новое произведение к юмористическим?)

-Чтобы достичь поставленных целей, нужно поближе познакомиться с автором.

- Что вы знаете о Николае Носове?

- Каким человеком вы его представляете?

-О Николае Носове нам сейчас расскажут девочки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тетюшский муниципальный район Республики Татарстан

методических разработок в начальной школе

Урок литературного чтения в 4 классе

по номинации:

Составитель: учительначальных классов

первой квалификационнойкатегории

Залялиева Гелфруз Ризовна

Алабердино-2020 г.

Аннотация к уроку.

Межпредметная связь с ОБЖ познакомит детей с правилами поведения в метро.

- продолжить знакомство с творчеством Н.Носова, биографией Н.Носова;

-учить выразительно прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение слов с помощью словаря толкового словаря, высказывать свое мнение, рассказывать о героях произведения , выражая свое отношение к ним , составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана;

-развивать память, речь.

Планируемые результаты:

предметные: использование разных видов чтения( изучающее(смысловое, выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные:

Р - формирование учебной задачи исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, оценивание своей работы на уроке, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,

П - анализ научно – познавательного текста, выделение главной мысли,

К - ответы на вопросы учебника на основе художественного произведении,

Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, ответственность, послушание; прививать любовь к чтению.

Оборудование : мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран);

Предварительная подготовка : учащимся даётся задание прочитать к уроку рассказы Н.Носова, принести в класс свою фотографию.

Межпредметная связь : ОБЖ (правила поведения в метро),

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

1.Организационный момент . ХАЙ ФАЙВ (сигнал тишины)

-Ребята поприветствуйте друг – друга: партнера по лицу ладошками, партнера по плечу кулачками. Улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.

А) Работа в парах . ТАЙМД ПЭА ШЭА .

- Ученик А1 раздаст вам листы бумаги белого цвета.. Прочитайте отрывки из рассказов, найдите и соотнесите название произведений.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

-Дедушка, дедушка!

-А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться – украл я его или нет?

-ГМ! - сказал дед.

- Вот ещё какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

-Ну, считай, что я подарил его.

-Спасибо, дедушка!

-Иди, сынок, иди!

Когда он вернулся, мама уже была дома.

-Где же твоя рыбка? – сказала мама.

-Не знаю, - пробормотал Виталик.

-Вот видишь,- сказала мама. - Он выбрал таки время, когда никого не было, и выловил из аквариума рыбку! Где он разбойник? Ну-ка найди мне его сейчас!

-Мурзик! Мурзик! – стал звать Виталик.Но кота нигде не было.

Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!

- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил

- Васька! - обрадовались ребята

-Кто готов, делаем салют.

(Дети показывают зеленый цвет светофора - правильно, красный – не правильно)

- А кто написал эти произведения?

Под землею с давних пор понарыто много нор, и по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда (метро).

-Что помогло отгадать вам загадку?

-А вы знаете, что такое метро? Кто ездил на метро?

Метро – это подземная железная дорога

Б) Речевая разминка. Работа в паре. СИНГЛ РАУНД РОБИН.

-Ученик В 2 раздаст задания листы бумаги зеленого цвета.

Ждать трамвая?

На автобус не сажусь!

Лучше сяду на метро я:

На метро быстрее втрое

Я до школы доберусь!

- Одно задание по стиху проговариваем один раз по кругу в команде на время ( 6 заданий, по числу учащихся)

1.Прочитайте стих, начиная шепотом, постепенно, увеличивая силу голоса.

2.Прочитайте, начиная громко, постепенно, уменьшая силу голоса.

3. Прочитайте быстро.

4. Прочитайте грустно

5. Прочитайте радостно,

6.Прочитайте печально.

3. Определение темы урока, постановка цель и задач.

- Для чего нужны эти упражнения?

- Для того, чтобы выразительно и бегло читать.

-Как вы думаете, почему я наш урок начала с произведений Носова и с загадки о метро? (предположения детей)

-Ребята, какая наша цель урока?

Учиться правильно и выразительно читать (бегло, без ошибок)

- А еще мы перед собой поставим следующие задачи:

Узнать краткую биографию Н.Носова

Узнать историю метрополитена и интересные факты о метро

4. Основная часть.

А) Биография Н.Носова. Просмотр презентации( 3 мин.) Чтение текстов презентаций детьми.

- Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в Киеве. Когда он немного подрос, его семья переехала в городок чуть поменьше — Ирпень. Подросток был с детства очень подвижным, впечатлительным и наблюдательным. Отец работал на двух работах, он был актёром эстрады и железнодорожником. Актёрам платили мало и не регулярно. Денег всегда катастрофически не хватало.

Маленького паренька интересовали музыка, шахматы и театр. Родители даже купили ему скрипку, которую сын так и не освоил. Юный подросток начал читать с пяти лет. Он самостоятельно научился играть на мандолине ещё будучи школьником. Оставив скрипку, мальчик взялся за игру на другом инструменте, где и добился успеха.

Гимназические годы

Всего детей было четверо: трое братьев и сестра. Достигнув нужного возраста, с первого раза поступил в гимназию, отлично сдав вступительные экзамены. Во время учёбы его интересовали фотография и электротехника.

Это были очень тяжёлые годы. Шла Первая Мировая война, которая впоследствии переросла в Гражданскую. Семья Носовых голодала, а затем заразилась тифом. Маленький Николай болел тяжело и долго, но всё обошлось. Выздоровев, мальчик начал изучать радио.

С 14 лет Коля начал работать, так как денег не хватало. Он перепробовал много специальностей. Носов копал землю, продавал газеты, косил траву. Это очень помогло писателю впоследствии. Знание жизни, её разнообразия и неожиданных обстоятельств послужили прочным фундаментом для создания его реалистичных, легко читаемых, интересных произведений.

В 1931 году будущий сказочник получил диплом об окончании института кинематографии в Москве. Он снял много мультипликационных, документальных фильмов. Его работы отличались реалистичностью, свежестью, оригинальностью. Он любил научные факты, доказательства, выдумку, скромность, честность, шутку.

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова; учить читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря учебника и толкового словаря, высказывать свое мнение, рассказывать о героях произведения, выражая свое отношение к ним, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), Умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

- формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,

Оборудование: выставка книг Н. Носова, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно загадку, отгадайте ее.

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро.)

— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.

— Прочитайте, начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения.

— А сейчас наоборот, начиная быстро и постепенно замедляя темп чтения.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной интонацией, с грустью, с радостью, сердито, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Что помогло вам отгадать загадку?

— Как вы думаете, почему наш урок я начала с загадки о метро? (Предположения детей.)

— Прочитайте название произведения, которое будем изучать.

— Как вы считаете, о чем этот рассказ? (Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

С давних времен человек стремился покорить пространство. Сначала он освоился на земле. Потом осуществил мечту и взлетел в небо, переплыл океан. И однажды человек добился того, чтобы передвигаться под землей и чувствовать себя при этом комфортно. Так начиналась история метрополитена.

Как же устроено метро и кому первому пришла в голову идея прорыть тоннели под землей? Загадки про метро помогут нам найти ответы. Оказывается, еще древние люди — египтяне, греки, римляне, майя - умели строить и использовать подземные тоннели в своих, в основном религиозных, целях. Конечно, древний метрополитен существенно отличался от современного. Составы приводились в движение рабами, колеса долго оставались каменными.

Но и сегодняшнее метро не менее загадочно. Где ночуют поезда? Могут ли в метро быть пробки? Кто объявляет остановки в вагонах? Куда из-под ног уходят ступени эскалатора? Как может поезд пройти под рекой? Эти и другие загадки метро мы попробуем разгадать вместе.

(Чтение рассказа учителем.)

- Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?

- Какие слова и выражения вам были непонятны?

Пошехонец — простодушный человек, совершающий анекдотические глупости.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Прочитайте рассказ самостоятельно. Подготовьтесь читать его по ролям. (Чтение по ролям.)

- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Докажите.

Читайте также: