Конспект урока доброе слово и дело

Обновлено: 07.07.2024

Занятие направлено на обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.

Цель: обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи.

Задачи:

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.

Ход занятия

Дети стоят в кругу.

Воспитатель читает стихотворение:

Что такое доброта?
Вымыть миску у кота,
Напоить водой цветок
Он ужасно одинок,
Починить сестре игрушку,
Пропустить вперёд старушку,
Грусть лечить любви словами,
Помогать усталой маме,
А девчонке незнакомой,
Донести портфель до дома.
От тепла и доброты,
Распускаются цветы,
Согревает всех она,
Словно лучик из окна.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чём в нём говорится? ( О доброте).

Воспитатель: Это слово возникло давно. Потому что это в природе людей заложено делать добро. Ребята, скажите, пожалуйста, а мы с вами занимаемся благотворительностью? Кому мы можем помочь? (Ответы детей: птицам зимой, маме, когда она болеет, бездомным животным и т.д.)

Я совершенно с вами согласна. Мы помогаем тем, кто нуждается в нашей защите, поддержке, когда сильный помогает слабым.

Воспитатель:Ребята, вспомните и назовите сказки, в которых совершаются добрые дела.

Воспитатель: А ещё, что такое доброта, нам помогут разобраться пословицы и поговорки.

Я зачитаю вам несколько пословиц и поговорок, а вы попробуйте объяснить их смысл.

Пословицы и поговорки о доброте:

  • Делай добро и жди добра.
  • Добро творить — себя веселить.
  • Добрые слова дороже богатства.
  • Добрый человек добру и учит.

Доброе утро! – птицы запели. (дети машут руками)

Добрые люди встают с постели; (показывают, как просыпаются, потягиваются)

Прячется все темнота по углам, (разбегаются, прячутся за мебелью)

Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

Игра “Вежливые слова” (на ковре)

Я начинаю фразу, а вы продолжаете:

– Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)

– За доброту, любовь и книгу, скажем маме мы … (Спасибо.)

– Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)

– Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)

– В разных странах на прощанье говорят … (До свидания.)

– В лесу зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)

А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, у меня есть карточки, на которых изображены разные действия.

(Раздаёт карточки). Вы внимательно рассмотрите карточки и объясните, правильно ли поступают герои, изображённые здесь, и как поступили бы вы в этой ситуации?

Воспитатель: Ребята, вы прекрасно справились с этим заданием!

Самостоятельная продуктивная деятельность детей

Рефлексия в кругу

Ребята, посмотрите друг на друга и подарите свою улыбку.

А теперь расскажите, что вы сегодня для себя поняли самое главное?

Воспитатель:Ребята, никогда не забывайте говорить добрые и вежливые слова и совершать добрые поступки. Говорите ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

Цель: Формирование потребность в совершении добрых дел.

Расширить знания о доброте и её роли в жизни человека;

Развивать интерес к совершению добрых дел и поступков.

Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать.

Воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

- Добрый день! Мы начинаем наше занятие.

- Сейчас, я попрошу вас встать в круг и охарактеризовать себя.

- Я добрая. (Дети говорят о себе добрые слова)

Молодцы. Садитесь, пожалуйста. Я желаю вам на занятии быть активными, внимательными, добрыми и надеюсь, что занятие будет вам интересно, и вы узнаете много нового.

- Ребята, а какие слова вы сейчас произносили? Молодцы, конечно же хорошие, добрые слова.

Сегодня мы с вами собрались в такой уютной кампании, чтобы поговорить об одном очень важном качестве, без которого человек не может называться человеком.

Качество это серьезное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

Чем лица красота.

Наших сердец ДОБРОТА.

- Как вы считаете, о чём будет наше занятие? (Ответы детей)

- Ребята, а что бы вы хотели узнать и чем заниматься на нашем занятии?

(ПОДВЕСТИ ДЕТЕЙ К ПОСТАНОВКЕ ЦЕЛЕЙ) :

1. ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?

2. УЗНАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ

3. ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА.

- Запомните свои желания, а в конце занятия мне скажите, - всё ли мы выполнили.

3. Актуализация опорных знаний:

Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна доброта или нет, полезна она или вредна. Споры не прекращаются, а люди страдают от того, что доброты всегда не хватает. Сегодня мы будем вести разговор о том, каким должен быть человек и как необходимо относиться к людям и ко всему, что нас окружает.

А чтобы настроиться на важный разговор, обязательно нужна добрая песня.

Доброта. Добро. Что же это такое? Как вы думаете?Подумайте и скажите, что такое доброта.

(ответы детей)

В словаре даё тся следующее определение:

Доброта —это проявление искренних, добрых чувств полезных другим, и не требующих вознаграждения.

Добрым быть нелегко, но мы люди и не должны оставаться равнодушными к чужой беде.

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

- Посмотрите на экран. Что вы видите (Ответы детей)

Это старославянский алфавит, в нём буквы обозначались словами.

В старославянской азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслете”, а буква Д обозначалась словом “Добро”.

Составьте из этих слов призыв.

“Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро, делать добрые дела.

Каждый из нас должен поверить в добро и совершать добрые поступки и произносить, только добрые слова.

Доброта есть в каждом из вас.

добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый

добродушный - добрый и мягкий по характеру, незлобный

доброжелательный - желающий добра

добропорядочный - приличный, достойный одобрения

добронравный - отличающийся хорошим поведением, хорошим нравом

добросовестный - честно выполняющий свои обязанности

А ещё доброта - это забота, понимание, сочувствие, любовь, милосердие.

Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.

В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.

Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.

В конвертах у вас лежат пословицы и поговорки о доброте, но они перепутаны. Вам необходимо их собрать правильно.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

На добрый привет- Добрый ответ

Доброе слово лечит, А злое калечит

Жизнь дана - надобрые дела.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Проверим, что у вас получилось

1. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

2. На добрый привет - добрый ответ.

3. Доброе слово лечит, а злое калечит.

1. Жизнь дана – на добрые дела.

2. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

3. Худо тому, кто добра не делает не кому.

Сейчас мы с вами отправимся на эту планету на ракете в космическое пространство.

Сесть поудобнее. Есть сесть поудобнее.

Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни.

Ключ на старт. Есть ключ на старт.

Контакт. Есть контакт.

Включить мотор. Есть включить мотор.

Пуск. 1,2,3,4,5- ВЖИК.

Уч-ль: Итак. Мы приземлились с вами на планету Добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Дети отвечают)

Уч-ль: А знаете, кто самый главный на этой планете? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? ( Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)

Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность оплатить проезд в школу (у него в поселке была только начальная школа, совсем обессилел, замерз и очень проголодался. Набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.

Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:

- Сколько я вам должен?

мама учила нас не брать плату

за добрые дела.

- Тогда я буду за Вас молится, –

тихонько сказал мальчик.

Когда он отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и укрепился в вере. Адам Закир (так его звали) понял, что в самый тяжелый момент Бог помогает страждущим.

Шли годы. Их поселок очень изменился. Та женщина постарела и серьезно заболела. Местные доктора не в состоянии были помочь ей. Так она попала в главную городскую больницу. Но и там врачи

сомневались в диагнозе.

Специально для консультации вызвали доктора

медицинских наук. Как только доктор услышал

название поселка, откуда приехала больная,

глаза его засветились мягким светом.

И он ни секунды не мешкая решил взглянуть

на пациентку. Как вы, наверное, уже догадались,

звали его Адам Закир.

Войдя в палату, он сразу узнал ту женщину. Он решил помочь ей, во что бы то ни стало…

Много сил и времени понадобилось на лечение редкой и непростой болезни. Но доктор не сдавался и, в конце концов, болезнь отступила.

Доктор Закир распорядился, чтобы счет за ее лечение был предварительно показан ему.

Получив счет, он написал что-то внизу, и потом отдал, чтобы его передали женщине.

Бедняжка понимала, что учитывая время, которое она провела в больнице и все то, лечение которое она принимала, ей придется продать все имущество, чтобы заплатить.

Бедная растроганная женщина сразу вспомнила того худенького мальчика и стакан молока…

Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше.

Мир – это то, что у нас внутри, в сердце.

Закончить наш классный час мне бы хотелось стихотворением-пожеланием:

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Ещё печалью мир простужен,

Исподтишка грозит беда,

Ты должен быть кому-то нужен –

Всегда - как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке –

Пусти её из клетки ввысь.

Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым? (доброта должна быть в душе)

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе у которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет-тяните руки вверх.

Можно ли назвать добрым человека, который:

• делает что-то полезное для людей;

• делает домашнее задание за кого-то;

• ждёт, когда его позовут на помощь;

• переводит старушку через дорогу;

• накормит бездомного котёнка;

• заберёт обратно подаренную вещь;

Мы люди и должны быть добрыми и совершать только добрые поступки и тогда мы будем жить в мире и доброте со всеми народами.

“Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

Всегда приятно находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми можно стать по-настоящему добрым.

• Делись последним с другом.

• Прощай ошибки другим

А, что мы уже сделали в рамках проекта? (Просмотрели фильмы, провели экскурсию в Парк Победы, подготовили концертную программу с которой посетили дом – интернат для престарелых в Алексеевке и у нас в городе, высадили бархотки)

: Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправляемся с вами на

Уч-ль: Жить дружно - это хорошо или плохо? Дружба - это доброе дело? Я предлагаю поселить кота Леопольда в нашем классном уголке, чтобы мы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.

Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла на планете Добра.

Дети показывают сценку по рассказу В. Осеевой “Просто старушка” :

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

-Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет,- ответил мальчик.

- Мама?- удивилась подружка.

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

4. Беседа по содержанию рассказа.

Уч-ль: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают). А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела.

Решение проблемной ситуации (стук в дверь)

-Арина, тебе понравился горшок цветочный? Вот возьми его и поставь на место.

Арина: - Спасибо вам большое за доброе дело, вы мне очень помогли. До свидание.

Ребята, а мы доброе дело делаем? А, почему вы так думаете? (Ответы детей)

Конечно же мы делаем доброе дело. По первых мы помним о тех кто жил и воевал в эти военные годы, кого уже нет, а во вторых мы делам наш дом замечательнее и красивее, чтобы все жители нашего дома и гости могли любоваться.

5. Заключительная часть

Наше занятие подходить к концу. Давайте вспомним, как называется наше занятие.

Что нового вы узнали и чем занимались сегодня на занятии? А вспомните, что вы хотели узнать на занятии? Мы всё выполнили?

Ребята, сегодня мы вели долгий и серьёзный разговор. Хотелось бы узнать, а к какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)

Учитель: Дорогие, ребята! Дорогие гости! В этот замечательный день я хочу пожелать вам хорошего настроения, удачи и пусть всегда вас окружают только добрые люди.

Наш классный час окончен. Всем спасибо.

Вы все на занятии работали, делали добрые дела, помогли Жене, посадили бархотки для нашего проекта. Спасибо вам за великолепные добрые дела на занятии.

6. Итог. Ну вот, наше занятие подошло к концу, но это не последнее занятие о доброте и добрых делах, я надеюсь, что вы будите добрыми к людям и будите делать только добрые, хорошие дела.

Я попрошу вас перед уходом сделать ещё одно доброе дело, взять материал, который мы использовали на занятии и унести в группу. Построились. Всем спасибо!

Спасибо! До новых встреч!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Доброе слово и дело. 19.02.16г.

1-я линия развития личности.

Анализировать и объяснять понятия: ценности, идеалы, духовность, долг, совесть, честь, достоинство .

2-я линия развития личности.

Формировать отношение к происходящему в мире на основе общечеловеческих правил поведения.

Развивать умение оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Формировать умение держать слово и другие положительные черты характера.

Предметные умения:

Мысленно прогнозировать трудности, которые могут встретиться в жизни, и анализировать их.

Формулировать правила дружбы на основе текстов и своего жизненного опыта.

Определять главные мысли текстов учебника и формулировать свои выводы.

Обсуждать разные точки зрения.

Решать модели жизненных задач.

Приводить примеры жизненных ситуаций, в которых есть моральная дилемма.

Приводить примеры нравственного выбора из художественных произведений с опорой на свой читательский опыт

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

- Нашу беседу хочу начать словами поэтессы Татьяничевой:

- Правильно. Доброта, милосердие вырабатывались в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

- Кто считает себя добрым?

Тренинг “Волшебный цветок добра”.

-Закройте глаза. Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро доставляет вам радость. У вас появляются новые силы. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

-А теперь откройте глаза. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой на всю жизнь. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.

1. Извлекать информацию из текста.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

6. Устанавливать причинно-следственные связи.

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

II . Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

- Послушайте стихотворение Марка Лисянского.

- Я прочитаю вам стихотворение, а вы попробуйте назвать тему нашего урока

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

– Прослушав эпиграф к уроку и стихотворение, как бы вы сформулировали тему урока?

Предположения детей .

- Какие цели поставим перед собой?

– Мы радуемся, когда видим добрые дела других, соглашаясь в своей душе, что это правильное, истинное поведение. А когда сами совершаем добрые поступки – просто так, от души, не требуя ничего взамен, то расцветаем, и жизнь кажется уже не такой скучной, и небо уже не такое облачное, и солнышко светит ярче.
– А какие добрые поступки совершали вы?

- Какие добрые дела вы хотите совершить в ближайшем будущем?
– Какие книги о доброте вы знаете?

- Я предлагаю вам послушать притчу.

- И попробуйте выяснить чему учит эта притча?

В одном большом муравейнике, на краю опушки жила семья. Когда маленькие муравьи подросли, то папа-муравей сказал им:

- Сегодня, дети, вы отправитесь добывать еду и строительный материал для нашего дома. Будьте очень осторожны, не уходите далеко от дома.

- Папочка, не волнуйся, я не заблужусь и принесу самую большую и спелую ягоду! - сказал один сын.

- А я принесу такую большую соломинку, прям как бревно, - похвастался другой.

- А я принесу и соломинку, и ягоду, - заявил гордо третий.

Только четвертый сынок промолчал.

- Дела всегда говорят громче слов, запомните это, дети, - сказал отец, и дети побежали, каждый в свою сторону.

Первый муравьишка вернулся через час.

- Папа, папа, а мою ягоду съела огромная муха! – пожаловался он.

Второй сынок вернулся через два часа и сердито объяснил:

- Папа! Какой-то жук забрал мою соломинку!

Четвертый муравьишка вернулся поздно вечером, когда родители уже начали волноваться. Он принес соломинку, на которую были нанизаны ягоды, а еще привел своего третьего брата.

- Папа, я нашел соломинку, а потом еще и ягоды. А когда уже подходил к муравейнику, то услышал плач и зов о помощи. Он доносился из ямки. Это был мой братец.

Я спустил соломинку и вытащил его.

- Если бы я не упал в ямку, я бы принес…- прошептал третий муравьишка.

- Лучше завтра на деле докажи, на что ты способен!- перебил его отец. –Дела всегда говорят громче слов.

- А кто помнит какой вопрос я задала вам перед притчей.( Чему учит эта притча?)

А как вы ответите на данный вопрос?

О ком говорится в данной притче?

- Почему четвёртый муравьишка промолчал?

Вспомните тему урока. Что вы выберите: о добром слове или деле говорится в притче? (О добром деле)

- Сейчас я вам предлагаю просмотреть видеофрагмент.

-И подумайте а правильно ли поступил продавец? Почему?

- Как бы вы поступили на его месте?

- Какими чертами характера обладает продавец?(Справедливый, человек, сдержавший своё слово, отзывчивый, добрый, сочувствующий)

-Вспомните тему урока. Что вы выберите: о добром слове или деле говорится в видеоролике? (О добром деле и о добром слове)

-Вы все любите смотреть телевизор. На 5 канале идёт акция добрых дел.

Может кто – то из вас скажет какая?

- Кто знает когда отмечают день Добра? (17 февраля)

Прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите друг другу частичку своей доброты, улыбнитесь. Пусть ваши души наполнятся добром, счастьем, радостью.

Возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова.

Продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела.

Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

III . Решение проблемы, открытие новых знаний.

– Умение держать слово – это качество, которым человек обладает с рождения? (Нет, ему можно научиться, воспитать в себе.)

- Сейчас мы будем работать в группах.

- Давайте вспомним правила работы в группе.

- Выслушаем ваши советы.

- Я то же работала над текстом и вот какие выводы сделала я. Давайте сравним. Совпали ваши советы с моими?

1. Ежедневно приучать себя к дисциплине, собранности, принципиальности.

2. Тренировать силу воли.

3. Хранить верность своему слову вопреки всем трудностям.

4. Не обещать того, что не сможешь выполнить.

5. Ставить перед собой только достижимые цели, разделяя для этого большие замыслы на более мелкие.

6. Ставить перед собой ясные и точные цели.

- Какой заголовок подойдёт для памятки? ( Человек и слово.)

- С какой целью мы составили эту памятку? ( Чтобы в жизни придерживаться этих правил)

IV . Выражение решения проблемы.

– А теперь давайте поговорим вот о чём.

Дети отвечают.

– Давайте сравним вывод с авторским. Стр. 28

- Совпали наши выводы с авторским выводом?

V . Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа в парах .

- Я предлагаю вам поработать в парах.

– Решите жизненную ситуацию.

Ситуация . Ты пообещал маме помочь сделать уборку в квартире, но тут позвонил твой лучший друг и попросил объяснить тему по математике, которую он пропустил по болезни. Как поступить в этой ситуации, чтобы не обидеть друга и не нарушить слова, данного маме?

VI . Итог урока. Рефлексия.

– Как вы считаете, проблема, над которой мы работали на протяжении всего урока, важна для нас?

– Какие выводы вы сделали для себя?

(Я надеюсь, что наш разговор о доброте не пройдет зря. Вы всегда будете учиться размышлять, задумываться над тем или иным поступком, научитесь и в жизни отличать добро и зло. И пусть всегда и всюду с вами вместе живет Доброта - в каждом поступке, в каждом слове, в каждой мысли).

- Ребята, на листе нарисовано солнышко, но без лучиков. Кто считает, что на уроке получил для себя что – то нужное, ценное, нарисует на солнышке – лучик.

- Посмотрим, что у нас получилось! Солнышко весело играет лучами. Но оно засверкает ещё веселее, если в течение недели, вы совершите хорошее дело и пририсуете один лучик. А на следующем уроке мы посмотрим с вами какое солнышко у нас получилось. Посмотрим сколько благородных и хороших дел вы совершили.

Жизнь дана на добрые дела.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Делай другим добро - будешь и сам без беды.

- Объясните одну из пословиц.

VII . Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий"Добрыедела - добрые слова" поможет затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, научит доброму отношению к своим близким, к пожилым людям, проявит стремление совершать добрые дела. Ребята научатся анализировать информацию, представленную в раных формах, извлекать необходимые сведения, выявлять уместность приводимых аргументов, аргументировать свою точку зрения,используя в качестве доказательства правила,цитаты.


Провела: заместитель директора по ВР Гаврилова И. В.

Цели: затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, учить доброму отношению к своим близким, воспитывать уважительное отношение к пожилым людям, стремление совершать добрые дела.

Организация группы на началопрограммы

(Дети заходят в класс и садятся за круглый стол.)

– Добрый день! Ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята друг на друга и улыбнитесь! Передаём цветы по кругу, желая друг другу что-нибудь хорошее, доброе.

Вывод. Вот так и в жизни, желай и делай людям добро и оно к тебе вернётся с большей силой.

Вступительное слово

Учитель.Посмотрев видеоклип, скажите,о чем пойдет речь?

Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную страну.

В этой стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.

Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется

Дети: Страна Доброты

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

III. Беседа по прочитанному.

Как проявлялась старость у деда?

Почему у деда ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было?

Как обидели деда в семье?

Что случилось во время обеда за печкой?

Что сделала невестка?

Каким можно назвать поступок невестки?

Зачем Миша делал лохань?

Почему родители Миши заплакали?

Как они стали относиться после этого к дедушке?

Какая из пословиц подходит к нашей истории?

(на доске плакаты с пословицами)

– Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

Как надо относиться к пожилым и слабым людям?

В чем особенно нуждаются пожилые люди?

Что мы можем сделать с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?

Учитель.Иногда, сами того не желая, вы становитесь неуправляемыми, где-то даже дерзкими и зачастую своим поведением или каким-то словом огорчаете старых людей.

Когда дети маленькие, то заботу о них проявляют их родители. Взрослые дети просто обязаны проявлять заботу о своих постаревших родителях, оказывая им помощь, оберегая их покой. В сочувствии, в добросердечном внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки, уже пожилые, часто немощные. Цените их! Надо уделять большое внимание родителям, их здоровью и самочувствию.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце - доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.

-Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

Кого вы сделали счастливее своими поступками?

Как люди реагировали на проявление вашей доброты?

Приятно ли вам было делать добрые дела?

Вы согласны с этими определениями или хотите что - либо добавить?

Говорят дети.

(Стук в дверь, учитель получает письмо от феи)

-Ребята, нам прислали письмо. Давайте посмотрим, кто нам его прислал и что же там написано.

Текст телеграммы

Посмотрите, ребята, все недобрые слова пропали, остались только вежливые, и мы сделали доброе дело, помогли феи.

И вот мы в волшебной стране. В этой стране растут цветы с волшебными словами.

(Работа группами, каждая группа собирает свой цветок)

Вот сердечки цветов, а вот лепестки. Давайте соберем эти цветы.

Первый цветок - слова приветствия, второй - слова прощания, третий слова просьбы и благодарности.

(Дети прикрепляют лепестки вокруг сердечка нужного цветка: здравствуйте, привет доброе утро, добрый день, добрый вечер, доброго здоровья, приветствую вас, пока, до свидания, счастливого пути, до встречи, прощайте, всего хорошего, всего доброго, будьте добры, спасибо, благодарю, пожалуйста, простите, извините.)

-Ребята, а почему эти слова называют волшебными? Когда эти слова становятся действительно волшебными?

-Молодцы! Вспомнив волшебные слова, мы посадили в стране Доброты и Вежливости вот такие замечательные цветы.

Всегда готов встать рядом и впереди.

Протянуть руку помощи.

Легко нагнуться к малому или слабому

Подставить плечи под груз тревог и забот друга

Обернуться к отставшим.

Дотянуться до мечты.

Балансировать между желаниями и возможностями.

Перепрыгнуть через усталость о боль

Подтянуться после неудачи

Пронести через всю жизнь дружбу и любовь.

Бороться с собственной тенью

Глубоко вздохнуть по несбывшемуся.

И повторить весь комплекс под музыку ( Фонограмма 2)

Существует множество пословиц и поговорок о добре. Собери пословицу и объясни значение. Работа с карточками в парах.

Что посеешь, то и

Добра не делает никому

Добром и платят

Доброе слово лечит

Что есть добрый

Добрая слава лежит

А злого не жалуют

Работу по изучению темы можно продолжить методом ассоциаций:

Учитель. Дети, что вы знаете о поступках человека?

Какими они бывают?

Юноша и морские звезды.

Как на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

-Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! - сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

- Толк есть для этой морской звезды.

Вопросы: 1. Почему юноша бросал в воду морских звезд? Что лежало в основе его поступка?

2. Чтобы вы ответили на слова - всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так, как всегда будет много несчастных и нуждающихся?

Исследование

– Мы сейчас вспомним какие слова начинаются со слова добро. У каждого из вас лист на котором недописаны слова, начало у которых добро.
Попробуйте сначала вписать карандашом самостоятельно.

Карточка

В помощь ученикам:

Доброжелательность – качество человека, искреннее отношение ко всем, радость встречи со всеми.

Добролюбие – желает всем счастья, относится ко всем людям со всей любовью и добротой.

Добросердечность – челове6к с добрым сердцем.

Добропорядочность – доброе отношение ко всем, без обмана.

Добрососедство – мир между соседями

Добросовестность – человек с доброй совестью.

– Легко ли мы справились с заданием? (Нет)

– Какой вывод мы можем сделать?

– Скажите, а где проявляются такие качества человека? (В жизни, в его поступках.)

– Когда мы можем сказать о нем такими словами? (Когда он совершает добрые дела.)

– А какие добрые дела совершали вы, мы услышали, а какие добрые дела вы хотите совершить в ближайшем будущем?

– Многие люди на земле хотят совершать добро и для этого объединяются в различные общественные организации милосердия, общественные организации и т.д.

– А сейчас я предлагаю вам разделиться на 4 группы и разыграть сценки, которые мы посмотрим и определим, являются ли герои вежливыми.

1-я сценка. Мама и папа приходят вечером с работы домой, здороваются с сыном. Говорит, что скучал и что очень рад их видеть.

2-я сценка. Мама и папа приходят вечером с работы, здороваются с сыном. Он в ответ говорит: – Ага! Пока! и уходит гулять.

3-я сценка. Мальчик спрашивает у дедушки, как он себя чувствует. Дед отвечает, что плохо. Бабушка просит внука сбегать в аптеку за лекарством, а внук отказывается и убегает на тренировку.

4-я сценка. Мальчик спрашивает у дедушки, как он себя чувствует. Дед отвечает, что плохо. Бабушка просит внука сбегать в аптеку за лекарством и внук откладывает тренировку и идет за лекарством.

– Как чувствовали себя герои, когда к ним относились грубо?

– А что меняется, если человек становится добрым и отзывчивым?

– Представьте себя волшебником. Чтобы вы изменили в мире для того, чтобы люди стали добрыми и отзывчивыми.

– А теперь давайте посмотрим, как менялся человек в ералаше и, что его меняло?

– Почему он изменился, что его заставило.

– А чего не хватило ему даже в последней попытке? (Не хватило добрых слов и поступков.Надо было помочь собрать книги, сказать приятного аппетита, , отдать кошелек и сказать пожалуйста.)

V. Выводы по выявленной проблеме

– Итак, какой же вывод мы можем сегодня сделать? Что мы выяснили? (Мы выяснили, что школьники недостаточно знают добрых слов и не всегда совершают добрые дела.)

– Как мы младшие школьники можем повлиять на добрые дела?

– А я предлагаю вашему вниманию памятку, которая поможет нам с вами идти по дороге добра.

(Каждому ребенку раздается памятка.)

Памятка (см. Приложение 2.)

– А еще как мы можем поспособствовать тому, чтобы люди узнали как можно больше добрых слов? Что необходимо человеку для того, чтобы он умело пользовался этими словами? (Человек должен видеть и слышать эти слова.)

– Я написала для вас на листе добрые слова. Прочтите их дома.

– А для того чтобы запомнить их, я предлагаю вам выбрать понравившееся для себя новые слова и написать их налучиках солнышка, которое вы нарисуете дома. Это и будет для вас домашнее задание. И мы повесим их в классе на любое видное место, что бы все могли их видеть и прочитать.

И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас, выполняя это упражнение.

VI. Итог урока

Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делами. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными учениками. Проявляйте любовь ко всему живому, а особенно к тем, кто с вами работает в школе. Наша школа, наш класс - это маленькая семья. И хочется, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание

Заканчивая наше занятие, я уверена, что в ваших сердечках добра стало намного больше.

Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, ребята с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока. Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки. Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно - поднимите тучку.

Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, каждой аптеке

Лекарства для грубых детей

Памятка добрых дел и добрых слов.

1. Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

2. Будь добрым к людям!

3. Учись добру у добрых!

4. Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

5. Не причиняя зла, добрей становишься!

Обогрейте прекрасными словами свою душу и Матушку - Землю, создайте вокруг себя пространство любви, и Вы увидите Чудеса, сотворенные своими руками.

О! Че6ловек – прекрасное творение!

Вглядись в себя! И чаще повторяй:

Я есть человек! Я есть – Жизнь, Здоровье, Красота, Любовь, Юность, Мудрость, Совесть, Добро, Чистота, Лад, Гармония, Истина, Мастерство, Оптимизм, Радушие, Успех, Созидание, Щедрость, Преображение, чуткость, Романтика, Энтузиазм, Развитие, Естественность, Свет, Теплота, Цветение, Вечность, Дар, Гениальность, Уверенность, Благо, Простота, Ясность, Путь, Устремленность, Достоинство, Удаль, Радость, Смелость, Уникальность, Бодрость, Сознательность, Мысль, Слово, Действие, Активность, Интуиция, Сердечность, Верность, Твердость, Честность, Надежность, Счастье, Душевность, Ласка, Род, Единение, Знание, Умение, Быстрота, Восприятие, Легкость, Достижение, Удовлетворение, Веселье, Смех, Детство, Основа, Эволюция, Божественность, Быль, Состояние, Волшебство, Лучение, Открытость, Свобода, Целостность, Общительность, Аккуратность, Забота, Чувственность, Музыка, Образ, Вдохновение, Полет, Свежесть, Мир, Чудо, Творчество, Сила, Богатство, Порядок, Благодарность, обаяние, Песня, Звучание, Совершенство….Дарите всем прекрасные слова!

Читайте также: