Конспект урока по лирике

Обновлено: 07.07.2024

Цели: через призму поэзии Пастернака понять, как относится к жизни и воспринимает ее поэт; прислушиваясь к мнению современников (Л. Скрябина, М. Цветаевой), попытаться проникнуть в мир его поэзии.

Оборудование: портреты Б. Пастернака и М. Цветаевой, музыка П. Чайковского, Л. Бородина, Д. Шостаковича, А. Скрябина.

Ход урока

Во всем мне хочется дойти

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Постановка целей урока.

II. Актуализация полученных знаний.

Вопросы для беседы:

- Чем объясняется существование в 20-е годы XX века большого количества группировок писателей?

- В чем состоит разница их подходов к жизни, к революции, к новой России?

- Что характерно для поэтов старшего поколения, поэтов-интеллигентов. декадентов? Назовите этих поэтов, перечислите характерные образы.

- В чем отличие в подходах к жизненным явлениям различных поэтов?

- Назовите пролетарских поэтов, па примере одного из них покажите особенности этой поэзии.

III. Основная часть: Б. Пастернак. Особенности восприятия жизни. Основные темы лирики.

Мчались звезды. В море мылись мысы.

Слепла соль. И слезы высыхали.

Были темны спальни. Мчались мысли,

И прислушивался сфинкс к Сахаре.

Вариации - 1918 г.

2. Сфинкс - загадка. В чем же загадка поэзии Б. Пастернака?

Его поэзия очень музыкальна. Читаешь стихи о море и как будто прильнул ухом к морской раковине.

В осатаненьи льющееся пиво

С усов, обрывов, мысов, скал и кос,

Мелей и миль. И гул и полыханье

Окаченной лупой, как из лохани,

Пучины. Шум и чад и шторм взасос.

Светло. Как днем. Их озаряет пена.

От этой точки глаз нельзя отвлечь

Прибой на сфинкса не жалеет свеч

И заменяет свежими мгновенно.

Скрябин - свой человек в доме Пастернака, близкий друг его отца.

Отец поэта - Леонид Осипович Пастернак, художник, профессор Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В доме его частыми гостями были Л. Толстой, художники И. Репин, М. Врубель, композитор С. Рахманинов и другие.

Мать - талантливая профессиональная пианистка. Музыкальные и философские идеи Скрябина, его поиски, эксперименты захватили все существо юного Пастернака. Он начинает серьезно заниматься музыкой и мечтает стать композитором.

И все же мечте не суждено было осуществиться. Неожиданно для отца и матери он оставил музыку и всецело посвятил себя поэзии. Почему? Говорил, что нет абсолютного слуха. По для композитора это и не обязательно (вспомните Чайковского). Поэт, скорее всего, услышал голос судьбы.

3. Что же становится предметом поэтических откровении Б. Пастернака? Чем живет, дышит его лирический герой?

1. Прежде всего - эго природа. Ее изображение ведущая тема лирики поэта.

В ранней лирике - буквально языческое преклонение перед природой.

Вслед за Тютчевым Пастернак провозглашает: природа огромный живой организм, которому присущи душа, любовь и язык. Поэтому природа не фон, не декорация, а действующее лицо.

Меж мокрых веток с ветром бледным

Шел спор. Я замер. Про меня!

Природа в лирике Пастернака одушевлена, она говорит, вступает в общение с поэтом.

Меня деревья плохо видят

На отдаленном берегу.

Губами белыми от стужи.

(Так поэт говорит о зиме.)

Человек - как часть природы вписывается в этот мир.

Ты так же сбрасываешь платье,

Как роща сбрасывает листья.

Основные моменты, требующие внимания:

• Единство мира и человека.

• Схвачен момент пробуждения от зимней спячки.

• Лирический герой не соглядатай, а часть природы, он ощущает родство со всем миром.

2. Вторая тема лирики Пастернака - человек и его место в истории.

Поэт не мог да и не хотел замыкаться только на теме природы. Две революции (1905 г. и 1917 г.), три войны (Первая мировая, Гражданская, Великая Отечественная война), годы сталинщины, хрущевская оттепель — все это вместилось в рамки одной жизни.

У Пастернака нет отдельных стихотворений о революции, но его стихи пропитаны духом современности.

В его лирику врывается тревога. Стихи пронизывает боль от того, что гражданская война истребляет человеческие жизни:

А в наши дни и воздух пахнет смертью:

Открыть окно что жилы отворить.

Запись вывода в тетрадях. Особенности лирики Пастернака:

1) Его поэзия музыкальна. Однако поражает не напевностью внешней (ритм, рефрен и так далее), а богатством внутренних мелодий (звукопись, повторы, ассонансные ряды).

2) Мир в его ощущениях живой и воспринимается целостно.

Мирозданье лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

3) Подчеркивает сложность внутреннего мира поэта:

Любимая - жуть! Когда люби т поэт,

Влюбляется бог неприкаянный.

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

4) Поэзия Пастернака философична. (Не стоит забывать, что он учился на философском факультете.)

Первый ориентир для анализа произведений Пастернака заглавие. Оно почти обязательно и почти всегда разъясняющее.

5) Особенности языка Пастернака.

Обилие историзмов, терминов из различных областей, однако они соседствуют с просторечиями.

Необычен синтаксис (цезуры).

IV. Заключительная часть урока.

Слово учителя. Исторические и политические события, происходящие в стране, коснулись жизни самого поэта. Его переживания, вызванные жизненными обстоятельствами, также нашли отражение в поэзии.

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет.

А-за мною шум погони.

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду,

Будь, что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Травля, устроенная властями, не прошла бесследно. Поэт умер от сердечного приступа на своей даче.

В опустевшем зале па пастернаковском рояле величайший пианист Святослав Рихтер играл Скрябина.

Домашнее задание.

Ваша задача: прислушаться к мнениям современников Пастернака, внимательно вслушаться в лирику поэта для того, чтобы подтвердить или опровергнуть эти мнения. (Опираться па анализ стихотворения Пастернака.)

Самыми важными уроками в 5 классе считаю уроки по теории литературы. Именно здесь формируются базовые знания о языке художественной литературы, о его изобразительно-выразительных средствах. Тайны писательского труда открываются постепенно, и хотелось бы, чтобы знания по теории литературы побуждали учащихся к самостоятельному литературному творчеству и вдумчивому чтению. Этому способствует система уроков по теме “Лирика”. Изучение тропов последовательно, методом погружения, позволяет использовать прием сравнения, а следовательно, достичь теоретического осмысления их сходства и различия.

Страна поэзии

Система уроков по теме “Лирика”.

Урок 1. Понятие об эпитете.

Оборудование: распечатанный текст стихотворения “Март” Б.Пастернака, картина И.Левитана “Март”(приложение).

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

1. Вступительное слово учителя.

- Эти строки Федора Ивановича Тютчева открывали большое стихотворение, напечатанное в “Современнике” в 1836 году, когда журнал издавал Пушкин. Тютчев резко противопоставлял людей, чутко слышащих природу и чуждых ей. Поэт говорил о таких глухих к природе людях с возмущением и сожалением.

Попробуйте написать, какие образы, мысли, чувства возникают у вас при слове “март”.

Может быть, слова и образы вам подскажет художник Исаак Левитан, который очень любил русскую весну. Своему другу из-за границы он писал: “Воображаю, какая прелесть у нас на Руси, реки разлились, оживает все…. Нет лучше страны, чем Россия!”

(Ученики работают в тетрадях, затем выборочно читаются работы)

- Послушайте ещё одно описание картины:

Вы заметили, как ярко светит солнце. Мир залит светом, и синие тени на снегу подчеркивают нежную золотистость этого света. Простор синего неба и яркость золотого света, не знающие границ, создают ощущение праздника весны, освобождения от скованности, оцепенения, мертвящего холода. Деревья у художника как будто радостно танцуют или летят к небу. И они не чувствуют своей наготы, не стыдятся, что они без листьев рядом с одетыми в зелень соснами. Весна в представлении Левитана - это мир без границ, и он ликует радостно, но без торжественных громов. Все просто, даже застенчиво в своей обыкновенности: и покосившееся от старости крыльцо, и лошадка с пустыми санями, и талая дорога. И сдержанность, застенчивость русской весны еще больше подчеркивает неодолимость радости, свободы, затаенной нежности этого ликования. Такой увидел весну художник Левитан.

- Чем отличаются описания?

Картина словно ожила. С помощью каких слов передается настроение, переливы цвета?

У этих слов есть особые названия – тропы, изобразительно-выразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, метафоры, сравнения). Сегодня мы постараемся разгадать тайны эпитета и изучим его отличительные особенности.

2. Перед вами стихотворение Ф.И. Тютчева, где пропущены слова.

“Посоревнуйтесь” с поэтом. Какие слова помогут увидеть картину?

(Идет коллективное обсуждение предлагаемых учащимися эпитетов)

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят
Бегут и будят (сонный) брег
Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:
Весна идет, весна идет!
Мы (молодой) весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет!
И (тихих), теплых, майских дней
(Румяный), светлый хоровод
Толпится весело за ней.

- Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами.

Объясните значение этого термина

Конечный результат работы с таблицей в Приложении 2

3. Выполнение заданий, закрепляющих знания об отличительных особенностях эпитетов.

А) Проследите, чем отличаются определения:

Золотые руки – золотое кольцо,

Радостный день – воскресный день,

Мохнатый лес – сосновый лес,

Шумный ручеек – шумный класс.

Отличать эпитеты от грамматических определений.

Б) Подберите эпитеты к словам: ….. конь, …… молодец, …… девица

- Почему вы легко справились с заданием?

Эти эпитеты встречаются в русских народных сказках и называются постоянными. Почему?

4. Подведение итогов.

Назовите секреты эпитета.

Какова роль эпитета в тексте?

5. Домашнее задание.

Ученики могут сами выбрать задание

А) Из стихотворных текстов, помещенных в учебнике, выберите эпитеты.

Отметьте особенности изображения природы.

Б) Подберите к данным существительным эпитеты: ручка, доска, окно. Прокомментируйте.

В) Выучите опорный конспект, проиллюстрировав его собственными примерами.

Урок 2. Понятие о сравнение и метафоре

1. Реализация домашнего задания. В зависимости от выбранного задания ученики образуют группы и выступают.

2. Сбор жизненных впечатлений о сравнении.

- С помощью каких слов можно передать журчание ручейка? (словно шепчется, как будто разговаривает)

- Журчание ручья сравниваем с речью человека. Дайте определение сравнению.

(Выслушивание мнений, создание опорного конспекта)

3. Сравнение помогает нам понять качества одного предмета через другой, более знакомый. Сравнение напрямую соотносит два явления и устанавливает между ними связь. Найдите сравнения в стихотворении Н.Заболоцского “Сентябрь”.

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую,
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

- Проследите, как меняется настроение. Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения?

- “Сыплет дождик большие горошины”. Какие ассоциации возникают?

- Слова употреблены не в прямом, а в переносном значении. Слово “перенос” по-гречески метафора.

- В чем разница между сравнением и метафорой?

Сравнение – есть слова “как”, “будто”, “словно”, сказано, что и с чем сравнивается: орешина “словно девушка”.

В метафоре служебное слово и один из элементов сравнения не названы, мы о нем только догадываемся. Поэтому метафору часто называют скрытым сравнением. Метафора короче сравнения. С её помощью поэт может в нескольких строчках о многом рассказать нам и даже дать представление о целой человеческой жизни.

  • Подчеркивает самый существенный признак;
  • Создает индивидуальный образ;
  • Производит эмоциональный эффект;
  • Требует духовного усилия. Воображения, работы ума.

4. Коллективная работа с текстом стихотворения С.Есенина “Поет зима – аукает”

Назовите метафоры и заполните пропуски в стихотворении:

Поет зима - аукает.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
. в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
. у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И. все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная
В. солнца, ясная
Красавица весна.

Проверьте, угадали ли вы слова, которые были у Есенина. Почему поэт выбрал именно эти слова:

плывут, прижались, злится, улыбках?

5. Итог урока.

- Какую метафору можно считать удачной?

Если создает настроение;

Если передает переживание, заражает им;

Если она помогает взглянуть на предмет по-новому.

- Что означает термин “изобразительно-выразительные средства языка”? (Изображают, рисуют словами картины жизни; передают отношение, чувства автора; создают настроение).

6. Домашнее задание.

А теперь подумайте, что в природе вы любите всего: лес, поле, деревья, облака или что-то другое? Попытайтесь рассказать об этом, употребляя метафоры и сравнения.

Подумайте, достаточно ли употребить сравнение, метафору, чтобы написанное стало поэзией.

Урок 3. Ритм и рифма.

1. Предлагаю начать урок с работы в группах. Группа выбирает самую удачную на их взгляд работу, комментируя, насколько удачно автор работы использовал художественно-изобразительные средства. Каким образом закрепляются знания по теории литературы, и проверяется уровень её усвоения.

2. - Почему ваши работы нельзя назвать поэзией? (Ребята высказывают свои мнения)

- Конечно, вы заметили, что в стихах есть своя мелодия, свой ритм, и создается он равномерным, как шум моря, чередованием ударных и безударных слогов.

Поставьте ударения и обозначьте в каждой строке стихотворения С.Есенина ударные (-) и безударные (U) слоги.

Что же получается? Прономеруйте ударные слоги.

U – U – U – U U 2, 4, 6
U – U – U – U U 2, 4, 6
U – U U U – 2, 6
U – U – U – U U 2, 4, 6
U – U – U – U U 2, 4, 6
U – U U U – 2, 6

Сочетание ударного слога с безударным называется стопой. Такой двусложный размер, в котором ударение падает на второй четный слог, называется ямбом, а если в двусложном размере ударение падает на первый нечетный слог, - это хорей.

Дайте определение ритму. (Ритм – это правильное чередование ударных и безударных слогов)

- Гармония стиха создается не только размером, но и совпадениями окончаний строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание.

3. Прочитайте внимательно четверостишье. Восстановите по ритму авторский порядок слов:

Пропали ласточки,
А вчера с зарей
Все летали грачи
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

4. Выводы.

5. Домашнее задание.

– Ф.И.Тютчев. “Есть в осени первоначальной…” Постройте развернутый ответ о художественно-изобразительных средствах, определите размер, особенности ритма, рифм в данном стихотворении.

Урок 4.

1. “Проба пера”. Выразительное чтение стихотворений собственного сочинения.

Ребята оценивают работы, называют наиболее удачные. ( см. Приложение)

2. Коллективная работа со стихотворением Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной…” по плану:

- Первоначальное впечатление, собственные наблюдения.

- Лексика. Художественно- изобразительные средства.

- Личное впечатление от стихотворения.

3. Запись коллективной работы:

В стихотворении речь об осени – времени года с его приметами. “Первоначальный” - слово торжественное (церковно-славянское). У Тютчева эта пора “дивная”, “хрустальный” день “стоит”. День становится похож на хрустальную чашу. И такой “день” в единственном числе, по его мерке сделаны все остальные дни. “Лучезарные вечера”: “вечер” и “закат” слиты воедино. “Бодрый серп” - имеются в виду жницы. “Праздная” - ничем не занятая. “Льется лазурь” - воздух над полем кажется голубым и сливается с небом. Свет и прозрачность – как и покой, сквозные образы.

Стихотворение написано вольным ямбом, и разница между строками сглажена, что делает ритм гибким и менее четким.

Давайте подумаем, зачем Тютчеву писать об осени? Может быть, он хотел указать на что-то в человеческой судьбе?

Осень – старость, зима – смерть. Человек прожил жизнь и пожал её плоды. Теперь он спокоен и исполнен светлой печали. Самая ясная подсказка – паутина, то есть седина. Нет птичьего пения – прошла пора любви.

А что тогда значит свет, которым пронизан этот пейзаж? Почему вечера – лучезарны, а с неба льется лазурь?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: изучить любовную лирику Пушкина, раскрыть её духовный потенциал; обучить выразительному чтению стихотворения; обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики; воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к женской красоте

Конспект урока по литературе на тему: Любовная лирика А.С.Пушкина.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Цели: изучить любовную лирику Пушкина, раскрыть её духовный потенциал; обучить выразительному чтению стихотворения; обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики; воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к женской красоте

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображением Пушкина в южный период, учебник: Литература, 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г, компьютер.

-Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь, и попытаемся понять, а что такое любовь, как это чувство развивается и каким бывает. И помогут нам в этом пленительные стихи великого А.С.Пушкина.

2). Беседа по содержанию

-Определите тему этого стихотворения.

- Каким чувством проникнуто стихотворение? (Грустью, светлой печалью)

-Для какого жанра характерна грусть, печаль, задумчивость? (Элегия)

Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

- Какие признаки этого жанра есть в строке: “Печаль моя полна тобою…”. (В этой строке переданы состояние души, грусть лирического героя.)

- Замените эту фразу синонимичным выражением. (Я грущу по тебе.)

-Почему лирическому герою грустно? (разлука с любимой, безответная любовь, невозможность быть вместе)

-Каким светом? Светом чего?

Вывод: Любовь - это источник света.

- Давайте определим способы выражения грусти. С чего начинается стихотворение? (с пейзажной зарисовки).

- Какова роль пейзажа? (Он создаёт эмоциональный настрой у читателя и гармонирует с душевным состоянием лирического героя. Он находится в согласии с окружающим пейзажем: задумчиво-спокойным, умиротворённым).

-В душе лирического героя радость и грусть соседствуют. Почему радость? (Любовь – это радость, счастье). Почему грусть? (Любовь неразделённая).

& Работа со словарём:

Неразделённый - безответный

-Как меняется интонация последних стихов? (Эти четверостишья на контрасте. Не случайно после первого стоит многоточие.

- Сколько глаголов? (6). И что это даёт? (Спокойно-печальная, повествовательная интонация делается более напряжённой)

-А отчего оно горит-живёт? (оттого, что не любить оно не может).

Вывод: Любовь для Пушкина не только источник света, но и сама жизнь.

-Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства, любви поэтической, возвышенной, заключающей в себя всю гамму переживаний: от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей, которая может творить чудеса.

3) Работа над композицией стихотворения.

-Как построено стихотворение? Какова его композиция?

-В стихотворении сопоставляется (соотносится) мир внешний и внутреннее состояние поэта. Давайте определим ключевые образы внешнего мира:

*образы горных вершин

*глубокой реки, шумящей в темноте

*тишина, которую нарушает только шум реки

*ночная мгла

-Итак, тёмная южная ночь, видны очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки. Спокойствие и гармония в природе.

-Как называется такой пейзаж? (Романтический).

-Поэт на фоне романтического пейзажа - наедине со своим чувством, таким же романтическим и поэтичным.

-Определите ключевые слова, передающие состояние героя:

* грустно и легко

& Работа со словарём:

Уныние – безнадежная печаль, скука

Выводы: Это стихотворение не просто о любви, а о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все чувства, любви поэтической, возвышенной, заключающей в себя всю гамму переживаний: от тихой нежности до бурной страсти, о любви животворящей, которая может творить чудеса.

1).Выразительное чтение стихотворения. Беседа по вопросам:

-Каков жанр стихотворения? (Жанр стихотворения – обращение. Это разговор с любимой).

-Какова тема стихотворения? (Тема стихотворения – любовь. Любовь неразделанная, безответная).

- Каким чувством проникнуто стихотворение? (В нем звенит печальная, грустная нота, ведь происходит прощание, если не с любовью, то с любимой женщиной: “…любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем”. В его душе оживает любовь – воспоминание!).

-Какая это была любовь? Подтвердите средствами поэтической выразительности.

- Почему автор повторяет фразу “Я вас любил” несколько раз? (Эта фраза передает глубину чувства, переживаний человека, расставшегося с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви).

-В каком времени использованы глаголы? Почему? (В прошедшем времени, чтобы показать, что любовь - прошлое, её не вернуть)

-Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте? (В этом стихотворении нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит через воспоминания).

4. Заключительное слово учителя

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт все основные оттенки и этапы развития любовного чувства и который сохранил множество прекрасных женских портретов.

III. Подведение итогов урока. Домашнее задание (выучить наизусть одно из стихотворений любовной лирики А.С.Пушкина)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по Литературе "Лирика. Что это такое?" 5 класс

1001 идея интересного занятия с детьми

Ермакова Лариса Викторовна, МБОУ СОШ №2, учитель, Свердловская область

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 5 класс.

Место проведения: класс

Цель : раскрыть своеобразие лирики как рода литературы.

дать определение лирики;

выявить художественные особенности лирического произведения;

заинтересовать учащихся лирическим родом литературы.

формировать у детей навыки совместной деятельности, самоанализа и самооценки;

формировать умение слушать друг друга, уважать чужое мнение.

развивать устную и письменную речь учащихся;

развивать умение работать с текстом.

Ожидаемые результаты : возникновение понимания того, что лирика построена по своим законам, которые необходимо учитывать при чтении.

Продолжительность урока – 45 минут.

- Мы приступаем к необычным урокам. Главной особенностью литературных произведений, с которыми мы будем на следующих уроках знакомиться, являются переживания, чувства, мысли автора. О каком роде литературного произведения пойдёт речь? Мы ответим, разгадав кроссворд.

Это присутствует в сказках, где речь идет о приключениях, в них действуют люди и фантастические существа, животные – добрые помощники героя.

С чего обычно начинаются (особенно волшебные) сказки?

Как на Руси назывался сказочник?

Традиционный элемент сказки (начало).

Элемент сказки, где подводят итог развитию сказочного действия.

- О каком роде пойдет речь?

Белая звёздочка с неба упала
Мне на ладошку, но не пропала,

А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке литературы?

На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, пересказывать, сочинять, отвечать на вопросы, сравнивать, играть, исследовать. В центре – снежинка со словом ХОЧУ. Ученики объясняют, что на этом уроке они будут делать.


Приём – составление списка известной информации

- Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной литературы, о лирике. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем о лирике. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите всё, что вы думаете о лирике. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте.

Учитель разбивает учащихся на пары.

- Теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно о лирике. Даже если у вас возникнут определённые разногласия, тем не менее, запишите соображения, причём отметьте разногласия, исходя из того, что статья, возможно, проявит некоторые из них.

- А теперь поделитесь своими знаниями о лирике.

Эти обозначения должны соответствовать вашим знаниям и пониманию. Совсем необязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. В конечном счёте, вы отразите своё представление о лирике в целом. Теперь начните читать статью, не забывайте при этом делать пометки.

ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово "лирика" греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово "лирика". Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке. Лирические жанры: ода, гимн, элегия, сонет, баллада. В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение. В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Лирическое стихотв орение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика , синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь. Л ирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека. Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.

- Статья прочитана. Подумайте о том, что вы прочитали. Теперь возьмите список всего, что вы знали, или думали, что знаете о лирике. Какие знания подтвердились? Какие представления подтвердились? (учащиеся просматривают материал)

- Снова перечитайте статью и посмотрите на свои пометки. С чем вы согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

- С чем не согласны? Почему? (выслушиваются мнения)

- Что вам было известно о лирике?

- Что явилось для вас новым?

- Каковы художественные особенности лирики как рода? (отвечает один из пары). Если другие с чем – то не согласны, то после ответа они могут задать вопросы.

Читайте также: